Черное море самолет невидимка

Долетались: Русские «поджарили» два американских самолёта-невидимки

В США сообщили о том, что русскими средствами РЭБ серьёзно повреждены два наиболее модерновых американских самолёта пятого поколения – F-35 и F-22. Судя по всему, «невидимок» фактически «сбила» даже не самая последняя российская установка.

В Сирии есть русские войска. Не секрет. И есть русские военные базы. Тоже не секрет. В том числе и две основные – военно-воздушная Хмеймим и военно-морская в порту Тартус. Абсолютно не секрет.

Но за их секретами охотятся американцы. Что тоже не секрет – летают вдоль берегов Сирии и снимают доступную их приборам информацию. А чтобы влезть не просто в информацию, а в информацию секретную, боевики террористических организаций, подконтрольные США, время от времени запускают в сторону базы Хмеймим беспилотные аппараты с взрывчаткой. На что русские средства ПВО, естественно, начинают реагировать. А американцы, соответственно, снимать данные о режимах, которые используются русскими РЛС при реальной обороне объекта. Это важно, например, для того, чтобы настраивать затем свои средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на подавление такого «боевого» излучения при будущих нападениях на объект.

На деле, конечно, всё сложнее, но для понимания общей схемы достаточно.

Две «невидимки» – увы и ах!

И вот, похоже, русские решили немножко ответить на эти «невинные» выпады потенциального «партнёра». Понаблюдав за очередным барражированием возле Хмеймима и Тартуса самолёта радиоэлектронной разведки ВВС США RC-135W с авиабазы Суда-Бэй на острове Крит, а затем патрульного противолодочного P-8A «Посейдон», они приготовили ответку. И дождавшись появления в регионе двух самых современных, самых невидимых и самых дорогих американских истребителей – F-35 и F-22, – просто выжгли (так и утверждается!) их радиоэлектронные системы. Во всяком случае, как сообщают сами американцы, радиоэлектронное оборудование этих самолётов пришло в полную негодность, попав под внешнее электромагнитное воздействие.

Читайте также:  Два моря не смешиваются где они находятся

Но – увы и ах! – претензий предъявить некому, да и невозможно. Это же невидимые самолёты! Русские с их отсталой электроникой их просто не заметили! Так, баловались со своей самой мощной в мире системой РЭБ «Красуха С-4», что стоит в оборонительном периметре их базы, и случайно повредили сразу две американских гордости.

Случайно такое не бывает? Не надо грязи! Если бы не случайно, то русские их вовсе посадили бы у себя на базе. Как посадили однажды крылатую ракету «Томагавк» и тоже суперсовременную новейшую «умную» ракету AGM-158 JASSM. А потом подло и злобно изучали их в своих военных НИИ. И издевались над американцами, сообщая, что информация, полученная при изучении американских крылатых ракет «Томагавк», уже используется при создании новых комплексов радиоэлектронной борьбы.

«Зная все эти параметры, мы сможем ещё более эффективно блокировать эти крылатые ракеты на всех этапах их боевого применения», – плотоядно объявил тогда советник первого заместителя гендиректора концерна Радиоэлектронные технологии (КРЭТ) Владимир Михеев.

Дескать, когда эта ракета «в руках», есть возможность определить, «какие она имеет каналы связи, передачи информации и управления, навигации и локации». Ну и «оценить степень защищённости этих каналов».

Похоже, изучили. И оценили. А заодно просветили (не в смысле общего образования) израильские F-22 и F-35, которые применялись при налётах на Сирию. Они, конечно, не полностью идентичны американским в смысле частот и шифров, но, видать, русским операторам РЭБ хватило и этого. Ведь у них в распоряжении, в том числе (а то и в первую очередь) по мнению американских военных специалистов, находятся самые лучшие в мире системы РЭБ.

Хотя нет! Они просто никого не видели. Невидимки же летали!

Опять евреи виноваты

Кстати, в некотором смысле американцам подгадили в данном случае именно израильтяне. Средства РЭБ в Хмеймиме стояли и ранее, но суперсовременные комплексы завезли и связали там в систему после инцидента с русским самолётом-разведчиком Ил-20 17 сентября 2018 года. Тогда он был сбит сирийским ЗРК С-200 при заходе на посадку потому, что им прикрылись от ракеты израильские истребители F-16, как раз атаковавшие объекты в Сирии.

Именно после этого в интервью изданию «Армейский стандарт» тот же Владимир Михеев пояснил культурно: «Что в Сирии присутствуют российские системы и средства радиоэлектронной борьбы – это никакой не секрет. Например, это системы подавления навигации, которые борются с GPS. Они заняты борьбой с беспилотниками. Кроме того, там уже длительное время работают системы борьбы с различными радиолокационными средствами разведки и наведения высокоточного оружия. Это станции «Красуха С-4», которые противодействуют различным средствам разведки и наведения высокоточного оружия. Теперь эта группировка будет усилена. И так, как бывало раньше, безнаказанно летать и что-то бомбить уже не выйдет. Очень скоро наши «друзья», тот же Израиль, в этом убедятся. Особенно когда у них в определённых районах перестанут работать радиолокационные системы, откажут системы связи и управления, навигации, локации, передачи данных».

Как видим, то «отеческое» предупреждение воплощается в практику воспитательной работы среди нарушителей воздушного пространства Сирии.

Кстати, это сегодня касается и Турции. Которая всё грозится кого-то там бомбить и кого-то там сбивать в Идлибе. Но так и не решается…

Строго говоря, о русских системах РЭБ известно очень мало чего конкретного. Очень жёстко всё засекречено. Так что могла ли, например, та же «Красуха» «выжечь» американские самолётные «мозги» судить однозначно сложно. Но во всяком случае один из самых профессиональных военных экспертов России Виктор Литовкин считает, что да, могла. Особенно на фоне того факта, что наши средства РЭБ, по его мнению, «лучшие в мире, это однозначно».

Конкретно же, отметил он в разговоре с Царьградом, мощности «Красухи С-4» вполне достаточно, чтобы вывести из строя электронику на F-22 и F-35. «Хотя, конечно, всё зависит от расстояния, но если американские самолёты были в соответствующей зоне действия системы, то она очень даже могла расщёлкать их электронную начинку как семечки, – заявил он. – Вспомним, как другая наша система РЭБ – «Хибины» – расправилась с американским эсминцем «Дональд Кук» в Чёрном море. Так что ситуация с «Красухой» в Сирии выглядит абсолютно логичной и естественной».

Правда, слово «выжгла» эксперт считает чисто образным. Но вызвать фатальные нарушения в работе электронных систем – вполне. «Красуха С-4» действительно может эффективно подавлять сигнал всех нынешних радиолокационных станций и глушить каналы управления, а также накрывать системы локации противника на расстоянии более 200 километров. Как результат, пилот подвергаемого РЭБ-воздействию самолёта вынужден работать вслепую. А каково это в современном самолёте, буквально напичканном электронными системами навигации, боевого управления, наведения?

Частично эти слова подтверждают и американцы. Как сообщается, в результате воздействия на самолёты их пилоты действительно потеряли ориентацию и вернулись на базу с огромным трудом. И после наземного исследования, которое выявило серьёзные нарушения в работе некоторых блоков, последние будут заменять.

Это ещё один признак того, что это не простой глюк, а какое-то электронное оружие, – это уже пишет известное издание The National Interest. – Русские вложили значительные средства в мощные спуфинговые системы, которые посылают ложные сигналы псевдо-GPS, в пятьсот раз более сильные, чем настоящие, уводя навигационные системы на много миль в сторону.

И это верно: любой автоводитель в Москве знает, как чудит навигатор в его машине, когда проезжаешь возле Кремля или, скажем, мимо комплекса Москва-Сити. И только естественно, что нечто подобное, но явно более мощное и совершенное работает возле важных военных объектов.

«Красуха» и другие

Почему сегодня речь зашла именно о «Красухе С-4»? Это понятно: все читали сообщения, что именно этот комплекс РЭБ был в своё время доставлен на российскую базу в Сирии. Но этот комплекс работает в Сирии не один.

Во-первых, он работает в паре с комплексом радиотехнической разведки «Москва-1». Тот собирает данные о всех наземных и воздушных источниках электромагнитного излучения противника в радиусе 400 км. Эта информация передаётся на «Красуху», которая уже и производит необходимое действие – подавление сигнала либо то самое пресловутое «выжигание» соответствующей аппаратуры цели.

Но – во-вторых – после той подлой подставы со стороны израильтян, в результате которой погибли сразу 15 русских высококлассных офицеров-специалистов, в Хмеймим было завезено ещё кое-что из новейшего оборудования. В частности, были сообщения о постановке на дежурство автоматизированной станции помех Р-330Ж «Житель». Она заточена на подавление станций спутниковой и сотовой связи, а также систем спутниковой навигации. И именно про эти помехи в Сирии уже не раз жалостливо сообщали американские военные. Судя по этому, «Житель» действительно стоит и работает в Хмеймиме.

Сообщалось и о переправке в Сирию мобильных комплексов подавления бортовых радиоэлектронных систем любых летательных аппаратов «Дивноморье». Эта система создаёт нечто вроде купола, закрывающего обороняемые объекты даже от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения типа Е-3 AWACS и других, а также спутников.

А раз поставлены такие комплексы, то можно законно предполагать, что в Хмеймиме работает и испытывается в боевых условиях новейшая система радиоподавления «Поле-21». Она предназначена для защиты объектов от крылатых ракет, управляемых бомб и беспилотников, подавляя сигналы для их навигации и наведения на цель от систем GPS, ГЛОНАСС, Galileo и Beidou. Иначе говоря, от всех имеющихся. И главное, что она настолько компактна, что вполне может быть «посажена» на вышку сотовой связи. Ищи её там среди аппаратуры!

Наконец, говорилось и о переброске в Хмеймим вертолётов Ми-8 с комплексами активных помех «Рычаг-АВ».

Так что и по этому поводу американцы не зря вибрируют: в случае крайнего обострения их «миролюбия» связи, разведки и целеуказания через космос они лишаются мгновенно и полностью. И случай в Сирии – лёгенькое такое, ненавязчивое напоминание США об их истинном месте в нынешнем реальном мире истинно современных вооружений.

Источник

Воздушный бой над Балтикой. Американский «невидимка» F-35 всухую проиграл «Сухому»

Пресловутый американский истребитель-невидимка F-35 безоговорочно проиграл свой первый в истории воздушный бой русскому истребителю Су-30СМ. В небе над Балтикой «невидимка» пятого поколения был замечен, отфиксирован в качестве цели, после чего Су-30СМ четвёртого поколения сблизился с ним, полетал рядышком, затем повернулся набок, продемонстрировав натовцу своё ракетное вооружение, и потихоньку ушёл. Говорят, русские лётчики закрывали при этом глаза руками – чтобы не обижать итальянского коллегу ужасным предположением, что они его видит. Всё это происходит на фоне скандала в США, где сам Пентагон принимает непростое решение отказаться от дальнейших закупок F-35.

Конечно, «боем» это можно назвать только условно. Друг по другу самолёты двух потенциальных противников не стреляли.

Просто в небе над Балтийским морем летел истребитель F-35A военно-воздушных сил Италии. Итальянский истребитель дежурил в формате так называемой воздушной полиции, как бы защищая Эстонию от агрессивных русских. Самолёты прибыли в Эстонию по ротации и базировались на аэродроме Эмари.

Цимес ситуации тут в том, что F-35A считается самолётом-«невидимкою». Американская реклама утверждает, что его эффективная поверхность рассеивания (ЭПР), то есть отражательная способность, составляет всего 0,005 кв.м – с теннисный шарик, как кричит реклама. Насколько это соответствует действительности, было до сих пор неизвестно – в ближнем контакте нам эти машины «осветить» вживую с самолётных РЛС не удавалось. Если верна аналогия с (тоже супер-пупер, пятого поколения «невидимкою») F-22A «Рэптор», то на деле может быть на порядок, а то и на два больше. Это тоже хорошо, но в таком случае наш Су-35СМ, оснащённый РЛС Н035 «Ирбис», может обнаружить подобную цель на расстоянии 165-240 км.

Но многое зависит от диапазона. Машины, которые плохо видно в Х-диапазоне (как F-35), то есть сантиметровом, хорошо видны с истребителей, оснащённых РЛС L-диапазона, то есть в дециметровых волнах. В прессе встречались упоминания, что Су-30СМ могут (или смогут в модернизированном варианте) обнаруживать цели с ЭПР около 0,2 кв.м на удалении 190-200 км. А это и есть не рекламный, а фактический ЭПР F-35A.

Полетали, увидели, сбили

Как бы то ни было, русский двухместный истребитель Су-30СМ, предназначенный для завоевания господства в воздухе, мощный и сверхманёвренный, итальянскую «невидимку» увидел. И в ходе первого в истории сближения обоих самолётов подошёл к нему на малое расстояние.

Навели ли его с земли, сам ли увидел – не суть важно. Важно то, что в ходе своей операции русский самолёт некоторое время летел рядом с «итальянцем», с очевидностью снимая и мониторя все нужные его характеристики и сигнатуры. Включая реальную величину ЭПР. Затем сделал манёвр, который в итальянском секторе авиации НАТО принято называть non è professionale e irresponsabile. В общем, непрофессионально и безответственно прошёл перед «партнёром», показав ему брюхо с ракетами на десяти точках подвески. Сигнал для всех военных лётчиков мира понятный: не нарушай границу, а то всё вот это богатство может оказаться твоим.

После чего русский отвалил в сторону и ушёл.

Вот и весь «бой». Который, однако, в условиях технически мирного времени показал всем, кому надо, всё, что надо. А именно: русский истребитель, превышающий F-35 по скорости и манёвренности, уже нашинковал бы его поражающими элементами своих ракет, буде такая встреча состоялась бы в боевых условиях. Потому что хоть Су-30СМ невидимостью не балуется, будучи самолётом ударным, то есть в любом случае активно светящим своим радаром, и с его ЭПР в 5 кв.м «коллега» увидит его километров за 200, – но зато по манёвренности и скорости в 2 Маха он вполне способен будет увернуться от обеих ракет «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 C/D AMRAAM (или ASRAAM), коими вооружён F-35.

А в реальных условиях американская машина с её реально невеликой скоростью и поворотливостью была бы перехвачена что флотскими, что наземными ПВО и получила бы от «сушки» ракеты тоже средней дальности Р-27 на расстоянии до 140 км.

Но важен ещё и фон

Да, важен ещё и фон, на котором произошла описанная встреча.

Дело в том, что в программе обновления истребительного парка США не нашлось места для новых заказов на F-35! Конечно, там сразу начали раздаваться голоса, что, мол, этих машин и так налепили слишком много, новые просто не нужны, потому что курс взят на изготовление к середине 2020 годов модернизированной версии F-35 Block 4. И что вместо увеличения количества этих самолётов лучше «потратить средства на поддержание машин в пригодном состоянии».

Звучит хорошо. Только вот «пригодное состояние», как оказалось, подразумевает… приобретение для этих истребителей двигателей! Нехватка которых, оказывается, «приводит к тому, что самолёты становятся не способными к полётам на высоких скоростях».

Ну, ещё бы – на крейсерских 850 км/ч в современном небе можно летать только пассажирским самолётам…

В общем, разговоры разговорами – а они явно запускаются корпорацией Lockheed Martin, оказавшейся ныне в весьма стеснённых условиях, – но сама американская пресса пишет так:

Самым большим сюрпризом стало отсутствие заказа на дополнительные истребители F-35.

Зато в течение 2022 финансового года 1,4 млрд долларов будут израсходованы на закупку 12 истребителей F-15EX, которые производятся конкурентом «Локхида» – корпорацией Boeing.

А потому, по мнению некоторых наблюдателей, срок «середина 2020-х» может в реальности означать «никогда». Потому что само внимание ВВС США к F-15EX означает, что F-35 уже и на этом уровне расценены как машины плохие, ненадёжные, неперспективные. И притом запредельно дорогие. Так что пусть лучше за них платят союзники и клиенты США, которые оказались втянуты в своего рода «истребительную пирамиду». То есть они свои деньги уже заплатили ещё на стадии разработки, часть из них получили контракты на производство тех или иных деталей для американской машины, контракты на них действуют до 2028 года – и теперь с этой пирамиды соскочить им некуда.

Прекрасная бизнес-схема: грандиозная реклама – предложения на вложения – разработка моделей за счёт доверчивого заказчика – реклама – заявки – контракты – деньги – участие в производстве – закупки – деньги. И сегодня примерно 20 стран по такой схеме оказались реальными не «халявщиками», а «партнёрами» Штатов. Только им от этого не легче. Как тому же легко обнаруженному и условно сбитому «итальянцу» над Балтикой.

И это его поймал даже не «одноклассник» F-35 – русский истребитель 5-го поколения Су-57…

Источник

Оцените статью