Черное море соединяется с мраморным проливом босфор

Европа и Азия. Какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор?

Сухопутная граница Европы и Азии проходит по горам, Уральским и Кавказу, а морская — по водам нескольких морей и проливу Босфор. О том, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор, пойдет речь в статье.

Босфор: происхождение

С названием пролива между берегами Европы и Азии связан трогательный древнегреческий миф. Когда-то Зевс полюбил прекрасную девушку Ио, которая была дочерью речного бога. Чтобы избежать гнева Геры, супруги Зевса, Ио, приняв образ коровы, бросилась в воды пролива, который с тех пор получил название Коровий (бычий) брод, или Босфор. Многие не подозревают, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор. Морем, которое связано с Мраморным через Босфор, является Черное.

Образование пролива объясняется Черноморским потопом, случившимся около 8 тысяч лет назад. Он и связал два моря: с тех пор Босфор (пролив) соединяет Черное и Мраморное моря. Другая версия образования пролива — затопление русла реки. Обе версии имеют научные доказательства: рельеф дна и особенности флоры объясняются первой точкой зрения, а наличие двойного течения, пресного и соленого, — второй.

Читайте также:  Масло для загара море

Босфор: значение

Пролив имеет исключительное географическое положение. Он разграничивает Европу и Азию. Босфор, пролив, ведущий из Черного моря в Мраморное и обратно, является единственным путем из Черного моря в Мировой океан. Таким образом, Босфор имеет важное геополитическое значение. По водам Босфора происходит транзит товара из Европы, в частности из Черноморских стран (России, Украины, Кавказских государств) в Африку, Северную и Южную Америку, и наоборот. Какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор? Это Черное, внутреннее море, для которого данный пролив длиной около 30 км является стратегически важным путем сообщения с открытым Средиземным.

Дарданеллы

Для выхода к Мировому океану кораблям, следующим в Мраморное море (о том, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор, сказано выше), нужно преодолеть не только Босфор, но и другой, не менее значимый пролив — Дарданеллы. Это совокупность проливов, соединяющих Мраморное море с Эгейским и далее со Средиземным. Он в два раза длиннее Босфора. Дарданеллы и Босфор являются одинаково важными географическими, экономическими и политическими объектами.

Босфор и Турция

С обеих сторон пролива расположена территория, которую занимает Турция. Пролив Босфор не раз закрывался турецкими властями из политических и экономических соображений. Иностранные суда пропускались через Босфор только после получения особенной лицензии у Турции. Из-за такой политики периодически возникают распри между черноморскими государствами и Турцией. В настоящее время воды Босфора считаются открытыми, однако турецкие власти оставили за собой право ограничивать прохождение через пролив военных судов и кораблей нечерноморских стран.

Босфор и Стамбул

С Босфором непосредственно связана история одного из древнейших городов на планете — Стамбула. Расположение Стамбула уникально: его территория находится и в Европе, и в Азии, а Босфор служит естественной границей между двумя частями света и городом. При этом европейская часть города — это основной культурно-исторический центр, где проживает большинство населения. Город Стамбул (он же Константинополь, Царьград, Византий) упоминается и в древнерусских летописях как место, откуда пошло православие на русской земле. Этот город, в сердце которого находится Босфор, имеет самую большую численность населения в Европе. Возможно, это связано с его удачным местом расположения, с его богатой историей и уникальной культурой.

Босфор делает Стамбул еще и самой оживленной морской трассой в мире. К примеру, нагрузка на Суэцкий канал, соединяющий Красное море со Средиземным, в три раза меньше. Суда из черноморских стран непрерывно курсируют по Босфору.

Подобная загруженность оказывает значительное влияние на экологию города. Редко, но случаются разливы нефти из проходящих по Черному морю танкеров. Корабли, машины, большое количество предприятий загрязняют экологию Стамбула. На берегу Босфора не слышен плеск волн из-за шумовой загрязненности, а в ночное время из города редко видны звезды из-за световой перенасыщенности. Однако сложившаяся в Стамбуле экологическая ситуация не останавливает многомиллионный поток туристов. Ведь город поистине уникален.

Достопримечательности Стамбула на Босфоре

Представить Стамбул без многочисленных паромов и вапур, курсирующих от одного берега Босфора к другому, невозможно. Населению города не обойтись без этого транспорта, ведь значительная часть населения из азиатской части Стамбула ежедневно посещает европейскую. Вапуры и паромы создают особенный колорит города. Они же помогают туристам добраться до некоторых достопримечательностей, расположенных на берегу Босфора.

С береговой линии взору туристов открывается вид на дворцы Долмахче, Йылдыз, Буколеон, руины Влахарнского дворца, многочисленные крепости и замки.

Главной из них является дворец-музей Топканы — пожалуй, самый величественный дворец османских султанов, занимающий крайнюю точку мыса Сарайбурну, который омывают Мраморное море, Золотой рог и пролив Босфор.

Стамбул, удовольствия и опасности в котором сосуществуют, завораживает своей красотой, древней и увлекательной историей, особенной культурой. Однако танкеры, перевозящие нефтепродукты и другие опасные вещества, вызывают опасение. Рельеф и береговая линия Босфора сложны для прохождения крупных кораблей. Но высококвалифицированные лоцманы помогают избежать катастроф на Босфоре.

Источник

Босфор (пролив)

Пролив между Черным и Мраморным морями

Общая информация

Пролив между Европой и Малой Азией.
Соединяет Черное море с Мраморны м, а вместе с Дарданеллами — с Эгейским морем, таким образом со всем бассейном Средиземного моря.
Административная принадлежность: Турция, Мраморноморский регион, провинция Стамбул.
Крупнейший город: Стамбул.
Язык: турецкий.
Денежная единица: турецкая лира.
Религия: ислам

Цифры

Длина: 31 км.
Ширина: 3329 м на северном входе, 2826 м на южном входе.
Максимальная ширина: 3420 м.
Минимальная ширина: 700 м.
Глубина на фарватере: от 36 до 124 м.
Средняя глубина: 65 м.
Максимальная глубина: 110 м.
Минимальная глубина: 18 м на севере, 13 м на юге.
Население: около 17 млн чел. (2001 г.).

Экономика

Судоходство: 48 тыс судов в год.
Туризм .

Климат и погода

Умеренно континентальный, окраинная зона субтропического . Влияние холодных ветров с севера.
Среднегодовая температура воздуха: +15°С.
Среднегодовая температура воды: +14+18°С.
Среднегодовое количество осадков: 850 мм.
Относительная влажность воздуха: 71,5%.
Соленость воды: в поверхностном течении преобладает распресненная (18%о) черноморская вода,а во встречном глубинном течении соленость воды составляет 38%о.
Проблемы: туман, плохая видимость, сильный ветер.

Достопримечательности

Европейский берег

Бухта Золотой Рог;
Здания: крепость Румелихисар (середина XV в.), замок Топхане (середина XIX в.), дворец Чифте Сарайлар (середина XIX а.), дворец Долмабахче (середина XIX в.);
Культовые сооружения: мечеть Кылыч Али Паша Джами (конец XVI в.), мечеть Долмабахче Джами (середина XIX в.), мечеть Ортакей (середина XIX в.);
Музеи: Музей изящных искусств, Морской музей;
Парк Йылдыз;
Рыбный базар Сарыер;

Азиатская сторона

Башня Леандра (XII в.);
Культовые сооружения: мечеть Михриман Султан Джами (середина XVI в.), мечеть Ени Валиде Джами (начало XVIII в.);
Здания: крепость Анадолухисары (конец XIV в.), дворец Вейлербейи (середина XIX е.), вилла Кючкжсу (середина XIX в.), вокзал Хайдар Паша Тары (XIX-XX вв.);
Порт Хайдар Паша Лиманы (конец XIX в.);
Холм Чамлыджа;

Прочее

Мосты: мост Ататюрка (Богазики), мост султана Мехмеда Фатиха;
Адапар (Принцевы острова, Мраморное море).

Любопытные факты

■ На поверхности Босфора течение обычно направляется из Черного моря в Мраморное. На некоторой глубине течение меняет направление и идет в противоположную сторону.
■ В зимы 1621-1669 гг пролив покрывался льдом. Это время отличалось общим понижением температуры в регионе и в климатологии получило название «Малый ледниковый период».
■ «Черноморский потоп» мог послужить основой легенды о Всемирном потопе, которая присутствует в фольклоре всех народов, населяющих или населявших этот регион, а также мог стать основой для истории о «Дардановом потопе» из сказаний о Трое.
■ Ежегодно в Стамбуле в середине лета проходит межконтинентальный заплыв через Босфор, в котором может принять участие любой, кто успеет зарегистрироваться.
■ 27 ноября 2010 г. севастопольский пловец-марафонец Олег Софяник проплыл пролив Босфор вдоль за шесть часов. Заплыв был посвящен сохранению природной среды Босфора. Спортсмену помогали плыть сильный южный ветер и попутное течение Температура воды составляла 14 градусов.
■ 15 мая 2005 г. американская звезда тенниса Винус Уильяме провела показательную игру с турецкой теннисисткой Ипек Сеноглу на мосту Богазики. Это был первый в буквальном смысле «межконтинентальный» матч.
■ Уже ведется строительство железнодорожного тоннеля Marmaray между берегами Босфора, закончить его планируется в 2013 г. В 2010 г. турецкое правительство объявило общественности о том, что планируется строительство еще одного автодорожного моста через Босфор — в северной части пролива, на побережье Черного моря. Восьмиполосный мост протяженностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с трансъевропейской магистралью.

Источник

Босфор и Дарданеллы. Где находятся эти проливы и что соединяют

Босфор и Дарданеллы это два стратегически важных пролива. Как правило их названия всегда стоят рядом в речи любого политика или военачальника, а также о них также в связке пишут в любой книге.

Думаю, что 90% читателей отлично знают, где находятся эти проливы, но в данном случае ориентируюсь на запросы в поисковой системе Яндекса. Раз люди ищут, значит эта информация им интересна.

Босфор и Дарданеллы это два пролива последовательно соединяющие Чёрное море со Средиземным, а через него и с Мировым океаном. Посредине ещё находится Мраморное море. Эти проливы имеют стратегическое значение как с военной, так и с торговой точек зрения.

Получается, что Босфор соединяет Чёрное море с Мраморным, а Дарданеллы Мраморное с Эгейским (Эгейское море часть Средиземного).

Вот где они находятся на карте (к сожалению при вставке картинки пропадает чёткость):

Или может быть вот так более понятно:

Длина Босфора 29.9 километра. Максимальная глубина 120 метров, ширина колеблется от 0.7 до 3.7 километра. Территория слева от пролива исторически называется Фракия, справа от пролива Анатолия. В проливые Босфор двойное течение. Верхний слой более пресной воды движется из Чёрного моря в Мраморное, нижний и более солёный слой движется в противоположном направлении.

Длина пролива Дарданеллы составляет 120 километров, то есть в 4 раза длиннее Босфора. Максимальная глубина 153 метра, а ширина колеблется в пределах от 1.3 до 27 километров. С течениями история та же. Более пресная вода течёт из Мраморного моря в Эгейское верхним слоем, а на глубине солёная вода течёт в обратном направлении.

Сейчас оба пролива принадлежат Турции, а на обеих сторонах Босфора раскинулся Стамбул (бывший Константинополь).

Источник

Босфор — Bosporus

Босфор
İstanbul Boazı
Стамбул пролив
Координаты 41 ° 07′10 ″ N 29 ° 04′31 ″ E  /  41.11944 ° с. Ш. 29.07528 ° в.  / 41.11944; 29,07528 Координаты: 41 ° 07′10 ″ N 29 ° 04′31 ″ E  /  41.11944 ° с. Ш. 29.07528 ° в.  / 41.11944; 29,07528
Тип Пролив
Часть Турецкие проливы
Страны бассейна Турция
Максимум. длина 31 км (19 миль)
Мин. ширина 700 м (2300 футов)
Максимум. глубина 110 м (360 футов)

В Босфоре ( / B ɒ сек р ər ə с / ) или Босфорский ( / — р ər -, — е ər — / ; Древнегреческий : Βόσπορος Боспор [bós.po.ros] ), также известный как Стамбульский пролив ( турецкий : İstanbul Boazı , в просторечии Богаз ), представляет собой узкий естественный пролив и водный путь международного значения, расположенный на северо-западе Турции . Он является частью континентальной границы между Европой и Азией и разделяет Турцию, отделяя Анатолию от Фракии . Это самый узкий пролив в мире, используемый для международного судоходства . Босфор соединяет Черное море с Мраморным морем и, как следствие, через Дарданеллы , Эгейское и Средиземное моря, а через Керченский пролив — Азовское море .

Большинство берегов пролива, для тех , кто на севере , за исключением, сильно решен, оседлала городом Стамбула «с митрополитом населением 17 миллионов человек , проходящих внутри страны от обоих берегов.

Вместе с Дарданеллами Босфор образует Турецкий пролив .

СОДЕРЖАНИЕ

Название канала происходит от древнегреческого Βόσπορος ( Bósporos ), которое было народно этимологизировано как βοὸς πόρος , то есть «пролив крупного рогатого скота» (или «Ox-ford»), от родительного падежа boûs βοῦς «бык, крупный рогатый скот» + poros πόρος «проход», что означает «проход для скота» или «проход для коров». Это ссылка на мифологический сюжет о Ио , который был преобразован в корову, а затем был осужден бродить по Земле , пока она не пересекла Босфор, где она встретилась с Titan Прометее , который утешал ее с информацией , что она будет восстановлена в человеческий облик от Зевса и стать прародительницей величайшего из героев, Геракла (Геркулеса).

Место, где Ио якобы сошёл на берег, находилось недалеко от Хрисополиса (современный Ускудар ) и было названо Боус «Корова». Это же место было также известно как Дамалис ( Δάμαλις ), поскольку именно здесь афинский генерал Харес воздвиг памятник своей жене Дамалис, в том числе колоссальную статую коровы (название δαμάλις переводится как «телка»).

Английское написание с -ph- , Bosfor не имеет оправдания в древнегреческом названии, и словари предпочитают написание с -p-, но -ph- встречается как вариант в средневековой латыни (как Bosfor , а иногда и Bosforus , Bosferus ), и в средневековом греческом иногда как σφορος , что дает начало французским формам Босфор , испанским Босфоро и русскому Босфор . Греческий ученый 12 — го века Иоанн Цец называет Damaliten Bosporon (после Damalis ), но он также сообщает , что в популярном использовании пролива был известен как Prosphorion в течение его дня, название самой древней северной гавани из Константинополя .

Исторически Босфор был также известен как «Константинопольский пролив» или Фракийский Босфор, чтобы отличать его от Киммерийского Босфора в Крыму . Они выражены в « Истории Геродота » , 4.83; как Босфор Фракийский , Босфор Фракийский и Βόσπορος ρᾴκιος ( Bósporos Thráikios ) соответственно. Другие названия, по которым пролив упоминается Геродотом, включают Халкидонский Босфор ( Bosporus Chalcedoniae , Βοσπορος της Χαλκηδονιης [ Bosporos tes Khalkedonies ], Геродот 4.87) или Мизийский Босфор ( Bosporus Mysius ).

В конечном итоге этот термин стал использоваться как нарицательное βόσπορος , означающее «пролив», а также ранее применялся к Геллеспонту в классическом греческом языке Эсхилом и Софоклом .

География

Будучи морским водным путем, Босфор соединяет различные моря вдоль Восточного Средиземноморья , Балканы , Ближний Восток и Западную Евразию и, в частности, соединяет Черное море с Мраморным морем. Далее Мраморное море соединяется с Эгейским и Средиземным морями через Дарданеллы. Таким образом, пролив Босфор обеспечивает морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал , что делает его важным международным водным путем, в частности, для прохода прибывающих грузов. из России .

Формирование

Точная причина и дата образования Босфора остаются предметом споров среди геологов. Одна из недавних гипотез, получившая название гипотезы о потопе Черного моря , которая была выдвинута в результате одноименного исследования в 1997 году двумя учеными из Колумбийского университета , постулирует, что Босфор был затоплен около 5600 г. до н.э. (пересмотрено до 6800 г. до н. воды Средиземного и Мраморного морей прорвались в Черное море, которое в то время, согласно гипотезе, было низменным водоемом с пресной водой.

Однако многие геологи утверждают, что пролив намного старше, даже если относительно молод в геологическом масштабе времени.

С точки зрения древнегреческой мифологии , было сказано, что колоссальные плавучие скалы, известные как Симплегады , или Столкнувшиеся камни, когда-то занимали вершины холмов по обе стороны Босфора и уничтожали любое судно, пытавшееся пройти через пролив, скатываясь вниз по проливу. холмы и яростно сокрушая все сосуды между ними. Симплегады были побеждены, когда герой Ясон получил успешный проход, после чего скалы были закреплены, и греческий доступ к Черному морю был открыт.

Современная морфология

Границы пролива Босфор определяются как соединительная линия между маяками Румели Фенери и Анадолу Фенери на севере и между Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджибурну Фенери на юге. Между этими пределами длина пролива составляет 31 км (17 морских миль), ширина — 3 329 м (1,798 морских миль) у северного входа и 2 826 метров (1,526 морских миль) у южного входа. Его максимальная ширина составляет 3420 м (1,85 морских миль) между Умуриери и Бююкдере Лиманы, а минимальная ширина — 700 м (0,38 морских миль) между мысом Кандилли и Ашияном .

Глубина пролива Босфор колеблется от 13 до 110 м (от 43 до 361 футов) в среднем течении, в среднем 65 м (213 футов). Самое глубокое место находится между Кандилли и Бебеком — 110 м (360 футов). Самые мелкие участки находятся у Кадыкёй-Инджибурну на северном маршруте на 18 м (59 футов) и у мыса Асиян на южном маршруте на 13 м (43 фута).

Самая маленькая часть находится на подоконнике перед дворцом Долмабахче . Это около 38 000 квадратных метров. Поток в южном направлении составляет 16 000 м 3 / с (пресная вода у поверхности), а поток в северном направлении — 11 000 м 3 / с (соленая вода у дна). Некоторые даже говорят о подводной реке Черного моря .

Золотой Рог является лиманом от основного пролива, исторически выступал в качестве рва , чтобы защитить Константинополь от нападения, а также обеспечивая защищенную якорную стоянку для императорских флотов различных империй до 19 — го века, после чего он стал историческим районом на сердце города, популярное как среди туристов, так и среди местных жителей.

Новые исследования

Еще до 20 века было известно, что Черное и Мраморное моря сливаются друг с другом в географическом примере «плотного потока», и в августе 2010 года был обнаружен непрерывный «подводный канал» суспензионного состава. по дну Босфора, который был бы шестой по величине рекой на Земле, если бы протекал на суше. Изучение водной и ветровой эрозии проливов связано с изучением их образования. Участки берега укреплены бетоном или щебнем, а участки пролива, подверженные осадкам , периодически углубляются.

Группа ученых 2010 года под руководством Университета Лидса впервые использовала роботизированную «желтую подводную лодку» для детального наблюдения за потоками в «подводной реке», которую с научной точки зрения называют подводным каналом . Подводные каналы похожи на сухопутные реки, но они образованы плотными течениями — подводными потоками из песка, грязи и воды, которые плотнее морской воды и поэтому тонут и текут по дну. Эти каналы являются основным путем переноса отложений в глубокое море, где они образуют осадочные отложения. Эти месторождения в конечном итоге содержат не только неиспользованные запасы газа и нефти, они также хранят важные секреты — от ключей к прошлым изменениям климата до способов образования гор.

Команда подробно изучила потоки в этих каналах и получила следующие выводы:

Комплекс каналов и плотностный поток представляют собой идеальную естественную лабораторию для исследования и детализации структуры поля потока через канал. Наши первоначальные результаты показывают, что поток в этих каналах сильно отличается от потока в руслах рек на суше. В частности, когда поток движется по изгибу, в глубоком море он движется по спирали в противоположном направлении по сравнению со спиралью, обнаруживаемой в руслах рек на суше. Это важно для понимания седиментологии и слоев отложений, отложенных этими системами.

Центральный постулат гипотезы о потопе Черного моря заключается в том, что когда океан поднялся на 72,5 метра (238 футов) в конце последнего ледникового периода, когда таяли массивные ледяные щиты, запечатанный Босфор был затоплен во время впечатляющего наводнения, которое увеличило тогда свежий вода в Черноморском озере 50%, и на многие месяцы выгнала людей с берегов. Это подтверждается находками подводного исследователя Роберта Балларда , который обнаружил поселения вдоль старой береговой линии; Ученые датируют наводнение 7500 г. до н.э. или 5500 г. до н.э. по микрофлоре пресной соленой воды. Народы, изгнанные постоянно поднимающейся водой, которая, должно быть, была ужасающей и необъяснимой, распространились по всем уголкам западного мира, неся в себе историю о большом наводнении. По мере того, как вода поднималась, они прочесывали сеть каналов морского дна, менее устойчивых к более плотным взвешенным твердым частицам в жидкости, которая остается очень активным слоем сегодня.

Первые изображения этих подводных каналов были получены в 1999 году, что показало, что они имеют большие размеры во время подводного исследовательского проекта НАТО SACLANT, в котором участвовали совместно НАТО RV Alliance и исследовательское судно ВМС Турции Чубуклу . В 2002 г. была проведена съемка на борту RV Le Suroit Ifremer для проекта BlaSON (Lericolais, et al., 2003), завершившегося многолучевым картированием этой веерной дельты подводного канала. Полная карта была опубликована в 2009 году с использованием этих предыдущих результатов с высококачественным картированием, полученным в 2006 году (исследователями из Мемориального университета Ньюфаундленда, которые являются партнерами проекта в этом исследовании).

Команда будет использовать полученные данные для создания инновационных компьютерных симуляций, которые можно использовать для моделирования того, как отложения проходят через эти каналы. Модели, которые создаст команда, найдут широкое применение, в том числе их можно будет использовать при проектировании морского дна нефтегазовыми компаниями.

Руководили проектом Джефф Пиколл и Дэниел Парсонс из Университета Лидса в сотрудничестве с Саутгемптонским университетом, Мемориальным университетом Ньюфаундленда и Институтом морских наук . Съемка проводилась и координировалась с исследовательского судна Института морских наук НИС » Коджа Пири Рейс» .

История

Как часть единственного прохода между Черным морем и Средиземным морем, Босфор всегда имел большое значение с коммерческой и военной точки зрения, и сегодня остается стратегически важным. Это основной морской путь для выхода во многие страны, включая Россию и Украину . Контроль над ним была одной из целей ряда конфликтов в современной истории, в частности русско-турецкой войны (1877-78) , а также от нападения союзных держав на Дарданеллах во время 1915 битвы при Галлиполи в ходе Первой мировой войны .

Древнегреческая, персидская, римская и византийская эпохи (до 1453 г.)

Стратегическое значение Босфора насчитывает тысячелетия. В V веке до нашей эры греческий город-государство Афины , зависящий от импорта зерна из черноморских портов Скифии , поддерживал важные союзы с городами, контролировавшими проливы, такими как мегарская колония Византия .

Персидский царь Дарий I Великий ( г 522 г. до н.э. -. 486 г. до н.э. ), в попытке подчинить скифские всадники , которые бродили по всему северу от Черного моря, пересек Босфор, а затем двинулся к реке Дунай . Его армия переправилась через Босфор по огромному мосту, соединившему ахеменидские лодки. Этот мост, по сути, соединил самую дальнюю географическую точку Азии с Европой, охватывая по крайней мере около 1000 метров открытой воды, если не больше. Спустя годы Ксеркс I построил похожий лодочный мост через пролив Дарданеллы ( Геллеспонт ) (480 г. до н.э.) во время своего вторжения в Грецию .

В византийцах называли Босфор «Stenon» и используются следующие основные топонимы в области:

  • с европейской стороны:
    • Боспориос Акра
    • Аргирополис
    • Святой Мамас
    • Святой Фокас
    • Гестиай или Михаэлион
    • Phoneus
    • Анаплоз или Состенион
  • на азиатской стороне:
    • Башня Иерона
    • Eirenaion
    • Anthemiou
    • Софьянаи
    • Вифинский Хризополис

Стратегическое значение пролива было одним из факторов, повлиявших на решение римского императора Константина Великого основать здесь в 330 г. н.э. свою новую столицу, Константинополь , который стал столицей Восточной Римской империи . Выражения «плыть по Босфору» и «пересечь Босфор» использовались и до сих пор используются для обозначения религиозного обращения в Восточную православную церковь .

Османская эпоха (1453–1922)

29 мая 1453 года образовавшаяся тогда Османская империя захватила город Константинополь после продолжительной кампании, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисари (1393 г.) и Румелихисари (1451 г.), в рамках подготовки не только к войне. основная битва, но за установление долгосрочного контроля над Босфором и окружающими водными путями. Последняя 53-дневная кампания, завершившаяся победой Османской империи, стала важным поворотом в мировой истории. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году обычно отмечается как одно из событий, положивших конец средневековью и ознаменовавших переход к эпохе Возрождения и эпохи открытий .

Это событие также ознаменовало конец византийцев — последних остатков Римской империи — и передачу контроля над Босфором в руки Османской империи, которые сделали Константинополь своей новой столицей и откуда они расширили свою империю в последующие века. .

На пике своего развития между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей территорией Черного моря , которую они считали «Османским озером», на котором русские военные корабли были запрещены.

Впоследствии несколько международных договоров регулировали использование судов в этих водах. По Хюнкарскому договору от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для военно-морских судов других держав. По условиям в Лондоне проливов конвенции , заключенных 13 июля 1841 года , между великими державами в Европе — России , в Великобритании , Франции , Австрии и Пруссии -The «древнее правило» в Османской империи была восстановлена путем закрытия турецкого Проливы для любых военных кораблей , за исключением кораблей союзников султана в военное время. Таким образом , он выиграл британскую военно — морскую мощь за счет русского языка , так как последний не хватало прямой доступ для своего флота в Средиземном море.

После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций .

Турецкая республиканская эпоха (1923-настоящее время)

В это положение были внесены поправки в соответствии с Лозаннским договором (1923 г.) , который восстановил проливы на турецкую территорию, но позволил всем иностранным военным кораблям и торговым судам свободно пересекать проливы. В конце концов Турция отвергла условия этого договора, и впоследствии Турция повторно милитаризовала район пролива. Возврат был оформлен в соответствии с Конвенцией Монтрё о режиме турецких проливов от 20 июля 1936 года. Эта конвенция, которая до сих пор остается в силе, рассматривает проливы как международный судоходный путь, за исключением того, что Турция сохраняет за собой право ограничивать военно-морское движение других стран. –Страны Черного моря.

Турция была нейтральной во Второй мировой войне до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. На дипломатических конференциях советские представители заявили о своей заинтересованности в уступке Турцией советских военно-морских баз в проливах. Это, а также требования Сталина реституции турецких провинций Карс , Артвин и Ардаганский в СССР (которые были утрачены Турцией в русско-турецкой войне 1877-1878 лет, но было вновь с Карским договором в 1921 г.), были учтены в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешней политике . Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не вела наступательных действий.

Турция вступила в НАТО в 1952 году, тем самым придав проливу еще большее стратегическое значение как торговый и военный водный путь.

В начале 21 века Турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть из таких портов, как Новороссийск , танкерами экспортируется в основном в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала строительство 50-километрового канала через Силиври в качестве второго водного пути, что снизит риск в проливе Босфор.

Источник

Оцените статью