Перевал Чике-Таман
Высота над уровнем м: 1295 м
667 км Чуйского тракта
Административный район: Онгудайский
Туристический район: Средняя Катунь
Перевал Чике-Таман : Фотографии
3D : Перевал Чике-Таман (2012)
3D : Перевал Чике-Таман (2015)
Перевал Чике-Таман на карте Алтая
Чике-Таман переводится как «Плоская (прямая) подошва», относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения. Перевал расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, и соединяет долины рек М. и Б. Ильгумень. Перевал находится в 320 км от г. Бийска и начинается с 655 км Чуйского тракта. Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный, чем спуск. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря), здесь же расположены палатки с сувенирами, жарится шашлык, продается снедь. На перевале есть связь (Билайн и МТС).
Высота перевала 1295 м над уровнем моря (для сравнения, высота Семинского перевала 1718 м), но Чике-Таман воспринимается туристами как более высокий из-за своей крутизны и опасных склонов. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. Путь проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами, с одной стороны, и глубокими обрывами с другой. Водитель до самой смотровой площадки находится в напряжении, так как повороты очень часты; пассажиры не отрывают глаз от захватывающих видов, открывающихся с каждым зигзагом, испытывая сложную смесь восторга и первобытного страха (в разной пропорции в зависимости от искушенности путешественника).
Острых ощущений добавляет вероятность камнепадов, которые здесь не редкость. И только качество дорожного покрытия предмет неустанной заботы дорожных служб, а также мобильность этих служб, и наличие бетонных ограждений могут успокоить особо нервных. Дорога очень широкая, асфальтированная, движение двухполосное, подниматься по ней легко и в зимнее время. Разметка дороги хорошо видна даже ночью. К слову, так было не всегда.
До 1984 года движение происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота. Тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река», и неоднократно перестраивался и расширялся в 1924-1927 гг, 1929-1930 гг силами заключенных отделения Сиблага НКВД и местных жителей. Это была узкая трасса с щебеночным покрытием, с однополосным движением: водителям то и дело приходилось отыскивать ближайший «карман» при приближении встречного транспорта. Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки (на вершине перевала она соединяется с новой дорогой), но постепенно разрушается, и зарастает деревьями и прочей флорой.
Растительный мир Чике-Тамана представлен лиственничными лесами, с незначительной примесью берез и кедров, мхами и папоротниками, на склонах растет маральник, жимолость, осыпи постепенно покрываются Иван-чаем и чистотелом. В каменных россыпях водятся мелкие млекопитающие полевки и пищухи, у подошвы перевала встречается длиннохвостый суслик. Над перевалом нередко кружат коршуны и пустельга, встречается каменный дрозд. Из пресмыкающихся представлены щитомордник, гадюка, ящерицы.
Опытные путешественники ценители природы Горного Алтая считают, что только после Семинского перевала начинаются «настоящие» горы. Но еще более продвинутые туристы, презирающие отдых в благоустроенных базах с их барами, дискотеками и организованными экскурсиями, те, кто привык сам прокладывать себе маршруты, скажут вам, что горы существуют только за Чике-Таманом, и в чем-то они будут правы. Действительно, за этим перевалом населенных пунктов и туристических комплексов становится значительно меньше, и уже ничто не отвлекает путников от созерцания живописных долин и скал самых разнообразных форм и оттенков, которые будто сходятся ближе к дороге.
Перевал Чике-Таман : Активные туры с посещением объекта:
- Авто/мото
Экскурсионный автотур по красивым местам Горного Алтая (7 дней, 38500 р., 4-8 чел.)
Пешеходные
К Южно-Чуйским великанам (10 дней, 31000 р., 1-8 чел.)
Туры выходного дня
Экскурсия на Актру (3 дня, 9000 р., 1-12 чел.)
Фототуры
Фототур «Орнитолог» (6 дней, 35000 р., 6-20 чел.)
Источник
Перевал Чике-Таман, Горный Алтай. Описание и история
Чике-Таман — горный перевал на 655-666 км Чуйского тракте. Название переводится как «Плоская подошва». Является памятником природы республиканского значения и относится к особо охраняемым природным объектам. Перевал расположен между селами Хабаровка и Купчегень, в Онгудайском районе Республики Алтай. Автодорога через перевал соединяет долины рек Малый и Большой Ильгумень. Расстояние до г. Бийска — 320 м.
GPS-координаты: 50.645927, 86.311703
Что увидите на перевале Чике-Таман
Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный — 7 км, чем спуск — 4 км. На вершине перевала оборудована парковка и смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря). Здесь же расположена довольно длинная улицы с палатками, где продают сувениры, травы, мед, шерстяные изделия из Монголии и прочие товары для туристов. Также имеется кафе. На перевале ловится Билайн и МТС.
Через перевал теперь идет прекрасная асфальтированная дорога, которая в некоторых местах буквально вырублена в скалах. Горный серпантин тем не менее имеет многочисленные, хотя и не очень резкие, повороты, что требует от водителей особо внимания. Кроме того, здесь случаются камнепады.
В сравнении с Семинским перевалом, находящимся на 80 км ранее (со стороны Бийска), перевал Чике-Таман заметно ниже — 1295 метров против 1718 метров на Семинском. Но на Чике-Тамане склоны в районе смотровой площадки почти отвесные, что создает иллюзию того, что Чике-Таман более высокий и сложный. Огромные скалы с одной стороны и пропасти с другой производят мощное впечатление!
На смотровой площадке есть памятник строителям автодороги через перевал.
Однако, не все знают, что если пройти по автодороге вперед от смотровой площадки (в сторону Монголии) метров 150, обнаружите несколько перевязанных ленточками березок. Организованной смотровой площадки как таковой тут нет, но вид на другую сторону перевала не менее шикарный и другой.
Не надо вязать новые ленточки на березки! Посмотрите как страшно выглядят выцвевшие «марли» (иначе не назовешь) на деревьях. Люди вяжут ленты и загадывают желания, но не понимаю что в традиции алтайцев не входит «удушение» деревьев веревками и лоскутами. Узнайте у местных, как это делать правильно.
Из истории
Чуйский тракт не раз менял свою конфигурацию на отдельных участках. К примеру, существующая сегодня дорога через перевал Чике-Таман яркое тому подтверждение. Подъезжая к перевалу и также в его вершины можно заметить ставшие почти тропинками участки старой дороги.
Участок старой дороги
Новая дорога бесспорно гораздо удобнее, шире и безопаснее.
Некоторые источники свидетельствуют о том, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок еще более древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги.
И в стародавние времена люди ломали скалы, чтобы проложить себе путь. Ту дорогу высекли в скале и шла зигзагами на подъем. Дорога была весьма грамотно организована — с некрутыми поворотами и пологими подъемами. Впоследствии дорогу завалило камнями и она заросла деревьями. Но местное население, кто еще что—то помнит, считает её китайской дорогой (время строительства относят к Х-ХII вв).
Дорога через перевал неоднократно реконструировалась и расширялась. Был период работ в 1903 году. В период с 1924 по 1930 годы для очередного расширения пути между скал привлекли большое количество заключенных отделения Сиблага НКВД. В то время дорога была очень узкой, еще покрытой щебнем.
Новую трассу автодороги ввели в строй в 1984 году. Эта была самая масштабная из всех реконструкция дороги. Теперь автомашины могут свободно в любое время года пересекать перевал. Однако стоит помнить, что гололед и камнепад конечно могут внести свои коррективы.
Что вы найдете там, за перевалом
Многие туристы не заезжают далее перевала Чике-Таман. Здесь нет высококлассных баз, все довольно по простому. Сюда едут за созерцанием природы в ее первозданном виде. После перевала начинается живописная Уймонская долина, которая тянется меж гор около 35 километров. Дальше расположено еще одно знаковое место — слияние рек Катунь и Кокса («стрелка»), Марсовы поля, Кучерлинское, Аккемское и Мультинские озера, гора Белуха, музей Рериха в селе Усть-Кокса. А там уже и Монголия…..
Источник
Перевал Чике-Таман
Чике-Таман или Улегомский — перевал на 655 км Чуйского тракта (Новосибирск – Ташанта), Высота перевала Чике-Таман 1460 м. Статус — памятник природы Алтая.
Перевал Чике-Таман. Фото П.Трофимова
Туристский район: Средняя Катунь
Указатель — «Начало подъема на перевал Чике-Таман. Подъем 4 км, спуск 4 км». Дорога красивыми зигзагами убегает вверх. Из-за своей крутизны перевал кажется значительно выше, чем уже преодоленный Семинский перевал. Чике-Таман — это особая история. Вокруг него в свое время велось множество споров. Да и само название люди произносят по-разному. Довольно часто можно встретить написание Чике-Аман, что в переводе «Здравствуй, гора». Но правильное название Чике-Таман — «Прямая подошва».
Существующая сегодня дорога проходит не там, где был старый Чуйский тракт. С многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Жуткая это была дорога. Так, с нового тракта можно ясно увидеть в распадке извилистый след дороги начала XX в., поросшей растительностью. Угол и кривизна поворотов и градус подъема не оставляют сомнений, что это не автомобильная дорога, а конно-тележная тропа.
Для того чтобы увидеть разницу между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции, нужно совершить получасовую экскурсию вниз по старой дороге, которую еще описывал В.Я. Шишков в начале XX в.: «Чике-Таман. Прежде всего, изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала, рукою отчаявшегося ямщика: «Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов». В зтом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и загубившего здесь, может быть, не одну лошадь.
Чике-Таман — огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска — всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики.
Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят над ничем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз».
Перевал имел тогда 34 крутых и опасных поворота при подъеме
Из некоторых источников выясняется, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги.
Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты ее были не круты, а подъемы пологи. Эту, впоследствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу, местное население считает китайской дорогой.
Строительство этой дороги относят к Х-ХII вв. Через перевал было проложено несколько путей. Так, исследователь С.П. Швецов в 1898 г. пишет: «Раньше существовало три дороги, ведущие через этот перевал: на гору Чике-Таман, Ириндуой и на Черноречинскую дорогу».
О последней дороге М.А. Брещинский — горный инженер, проводивший изыскательские работы на Чуйском тракте в начале 80-х годов XIX в., говорил, «что она для приспособления к передвижению экипажей не пригодна. Что же касается двух других, то ими пользуются караваны одинаково, когда лошади устали только, то их направляют на более низкий, но скалистый Чике- Таман; если же у лошади сбиты копыта, то на более высокий, но с мягким грунтом Ириндуой».
После долгих проблем вокруг строительства колесного пути от Онгудая до Кош-Агача лишь в середине 1903 г. на этом участке было завершено строительство, включая и перевал Чике-Таман.
Позже большие ремонтные и изыскательские работы на Чике-Таманском перевале были проведены в 1924-1925 гг., что дало возможность совершить в 1925 г. впервые по Чуйскому тракту семь рейсов автомобилями до с. Кош-Агач и обратно. В силу малого угла разворота автомашинам на поворотах приходилось по нескольку раз делать маневры, чтобы проехать. На перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага, а при спуске — 23 зигзага.
Еще в 1925 г. здесь проводились изыскания по определению наилучшего перехода через перевал. Было предложено пять вариантов, но после их проработки оказалось, что наиболее экономичным оставался старый тракт. Правда, перестроить существующий вариант вьючной дороги из-за малых радиусов разворотов и большой крутизны подъемов не представлялось возможным. Чтобы пробить дорогу с минимальным радиусом разворота, требовались большие взрывные работы.
Преимущество старого тракта состояло в том, что это было самое низкое место перевала, покрытое густой сетью пешеходных, вьючных и колесных дорог. В течение 1926 г. были произведены дополнительные изыскания с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В.Я. Шишкова.
В 1927 г. была закончена прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале, работы на которой продолжались и в последующие годы. Этот вариант дороги со щебеночным покрытием сохранился до наших дней и использовался буквально до начала 80-х годов XX в. По ней еще можно проехать в настоящее время, но нужно быть предельно внимательным — дорога зарастает и в некоторых местах разрушается.
Там, где деревья расступаются, открывается панорама — дорога кружит по живописным склонам, образуя виражи и петли. Самая длинная из них прозвана в народе «тещиным языком», наблюдать этот изгиб дороги можно сверху с современного полотна Чуйского тракта.
Работы по прокладке современной дороги через горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу.
Новая дорога была пущена в строй в 1984 г. Кстати, было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. До сих пор на перевале продолжаются работы по его усовершенствованию.
Сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала (659 км) оборудована большая смотровая площадка. Со смотровой площадки метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее части, идущие зигзагами, узкой крутой щелью. Рядом растут деревья, все веточки которых повязаны разными ленточками. Слева от тракта есть еле заметная лестница, поднявшись по которой, можно осмотреть виднеющиеся вдали громады горных хребтов и массивов.
Когда-то на самой вершине перевала стоял крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем.
В 1996 г. горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения. Большая высота перевала, серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами привлекают особенно много автотуристов.
Сделав у подножия Чике-Тамана последнюю замысловатую петлю, дорога бежит вниз по долине р. Большой Ильгумень.
Акции по очистке
На сегодняшний день с мая 2012 года регулярно проводятся акции «Сохраним свой Алтай» по очистке перевала от наскальных надписей оставленных туристами. В большинстве случаев удалить надписи механически не представляется возможным, поэтому приходится просто закрашивать сверху краской, схожей по цвету с породой. В акции принимают участие жители Хабаровки, Купчегеня, Ини, депутаты сельских поселений и Онгудайского районного совета.
Источник: Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Барнаул: «Пять плюс», 2006. С. 144-147.
Источник