- В Москве заподозрили страны «Инициативы трех морей» в попытке изоляции России
- «Инициатива три моря» — ответ Запада на китайский «Пояс-путь»
- Внешняя политика США продолжает основываться на сохранении глобального превосходства
- «Триморье» – европейская авантюра или американская стратегия?
- Стремление Соединённых Штатов Америки усилить свое влияние в континентальной Европе за последние годы стало видно невооруженным глазом. Сегодня Вашингтон уже не только мотивирует своих партнеров по НАТО следовать предложенной именно Белым домом внешнеполитической и военной стратегии, но и вкладывает огромные суммы в различного рода проекты, призванные создать базу для продвижения американских интересов в Европе в будущем.
В Москве заподозрили страны «Инициативы трех морей» в попытке изоляции России
Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU — Посол России в Эстонии Александр Петров опасается, что предстоящий в июне 2020 года в Таллине саммит государств международного объединения «Инициатива трех морей» может попытаться способствовать изоляции Москвы.
«Мы готовы к взаимодействию со всеми нашими европейскими соседями, если их усилия не направлены на изоляцию России, создание своего рода некоего, как раньше был такой термин, «санитарного кордона», — сказал Петров «Интерфаксу», отметив, что «здесь важно видеть направленность этой инициативы», в частности, будущего саммита.
Он подчеркнул, что Москва готова к сотрудничеству и ждет того же от европейских партнеров.
«Инициатива трех морей» является неформальной платформой сотрудничества 12 стран Центральной Европы. Она была предложена в 2015 году Польшей и Хорватией.
Основным приоритетом работы «Инициативы» названо формирование инфраструктурного и экономического единства на оси «Север — Юг». В ряде СМИ высказывались мнения о том, что проект призван переориентировать энергетические рынки Восточной Европы, а затем и других стран, которые расположены между Адриатикой, Балтикой и Черным морем, с российского газа на сырье, в том числе, американских компаний.
Участниками «Инициативы трех морей» являются 12 стран, расположенных между Балтийским, Черным и Адриатическим морями (Польша, Хорватия, Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, Румыния, Болгария и Австрия).
Эстония проведет в 2020 году саммит государств — участников Инициативы. В СМИ Эстонии ранее сообщили, что принять участие в работе саммита может и президент США Дональд Трамп, который уже участвовал в подобной встрече на высшем уровне в июле 2017 года в Варшаве. В 2018 году его не было на встрече представителей Инициативы в Бухаресте, но он направил приветствие ее участникам.
Источник
«Инициатива три моря» — ответ Запада на китайский «Пояс-путь»
Внешняя политика США продолжает основываться на сохранении глобального превосходства
«Свободная пресса» продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, New York Times, Washington Post, Los-Angeles Times и других «авторитетных» медиаресурсах. Если вам интересно побольше о узнать об этих авторах, можно заглянуть сюда.
Чтобы противостоять не только китайской инициативе «Пояс-путь», но и развивающимся связям России с Западной Европой, предлагается «альтернативный» инфраструктурный проект, которым — если и когда он будет завершен — Вашингтон, Лондон и Брюссель надеются еще эффективнее сдерживать Россию и отрезать Китай от европейских рынков.
Названная «Инициативой три моря», в статье Bloomberg под названием «Вот как Европа может дать отпор Китаю и России», она описана следующим образом: «…совместные усилия 12 восточных членов Европейского союза по обновлению физических и цифровых связей между Балтийским, Адриатическим и Черным морями.»
В статье утверждается, что эта инициатива является единственным способом борьбы с «российским запугиванием и китайским вмешательством».
Но при более внимательном рассмотрении — даже пункты, сделанные автором, Андреасом Клутом, «привлекательными» -читаются как тонко завуалированная попытка запугать и вмешаться в дела Европы. И сделать это планируется за счет очевидных возможностей, которые принесет Европе торговля и расширенные связи с Россией и Китаем.
Аргумент Клута включает в себя обвинение Советского Союза в пренебрежении восточноевропейскими странами. И это, якобы, та причина, по которой им сегодня не хватает современной инфраструктуры.
Клут утверждает, что: «Несмотря на экономическую активность, в отношении инфраструктуры большая часть этого региона все еще отстает от остальной части блока. Поездки автомобильным и железнодорожным транспортом в среднем занимают в два-четыре раза больше времени, чем в остальной части ЕС.
…не хватает хороших автомагистралей, железнодорожных путей и газовых труб, идущих на север и юг. Это наследие холодной войны. Советская гегемония позаботилась о том, чтобы российский газ, танки и войска могли легко перемещаться с востока на запад, но она не заботилась о других связях между странами, которые они оккупировали.»
Однако Советский Союз распался в 1991 году — 30 лет назад. Если в Восточной Европе в настоящее время все еще не хватает современной инфраструктуры, то было бы более уместным заявить, что именно Брюссель «не заботится» о том, чтобы улучшить ситуацию.
Предлагаемая инфраструктура также любопытна. В статье утверждается, что: «Проекты включают, например, порт в Хорватии, который мог бы принимать суда, перевозящие сжиженный природный газ — например, из США — и трубопроводы, которые доставляли бы этот газ на север, в страны-партнеры. В Польше уже имеется СПГ-терминал.»
Однако это не относится к необходимой инфраструктуре. Европа и так имеет доступ к углеводородам в виде российских энергоресурсов, поступающих в регион по существующим трубопроводам и по ценам, намного более низким, чем те, по которым СПГ когда-нибудь будет поставляться через из Соединенных Штатов Атлантику.
Включение этого «примера» раскрывает карты Клута и истинную природу этого аргумента. Речь идет не о том, чтобы остановить воображаемое «российское запугивание», а о том, чтобы навязать очень реальное американское запугивание.
Другими словами, дорогостоящая инфраструктура будет построена специально для того, чтобы обеспечить импорт энергоносителей, которые будут стоить дороже и сопровождаться гораздо большими политическими обязательствами, чем российские энергоресурсы. Эти обязательства будут включать в себя — и в самой статье об этом конкретно упоминается — разрыв отношений как с Москвой, так и с Пекином.
Что касается Пекина, то Клут обвиняет Китай в том, что тот ищет политической поддержки в обмен на инвестиции в инфраструктуру и строительные проекты, приводя Венгрию в качестве примера страны-партнера, «скомпрометированной» своими отношениями с Пекином. Клут утверждает, что Венгрия заблокировала осуждение ЕС предполагаемых «нарушений прав человека» со стороны Китая.
При этом автор не принимает во внимание то, что сами обвинения, возможно, были с самого начала политически мотивированы противниками Пекина.
Клут, описав «инициативу трех морей» как средство избежать «запугиваний и вмешательства», ясно дает понять, что инвестиции США и ЕС в эти проекты сами должны сопровождаться политическими условиями, отмечая: «…ЕС также должен четко представлять свои ожидания.
Во-первых, все вовлеченные стороны, включая Венгрию, должны признать геополитический подтекст и недвусмысленно заявить о своей преданности Брюсселю, отказавшись от флирта с Пекином. Во-вторых, инициатива не должна стать зародышем восточного блока, который определяет себя в оппозиции к остальной части ЕС».
Российское «запугивание» и китайское «вмешательство» точно относятся к сфере политически мотивированных обвинений. Зато Клут открыто заявляет, что намерения Вашингтона и Брюсселя инвестировать в «заброшенную» Восточную Европу своим условием имеют непоколебимое повиновение и полную капитуляцию в том, что касается национального суверенитета. И это — предложение, сделанное без какого-либо намека на преднамеренную иронию.
Инициатива «Три Моря» это про превосходство, а не про прогресс.
Внешняя политика США основывалась и продолжает основываться на сохранении глобального превосходства. Любая страна в любой точке Земли, которая бросает вызов способности Вашингтона действовать на мировой арене с абсолютной безнаказанностью, объявляется врагом и, таким образом, становится мишенью операций по принуждению — одновременно политического, экономического и даже военного.
Две страны, которые десятилетиями находили себя в этом списке, — Россия и Китай.
Как возрождение России после распада Советского Союза в качестве крупной мировой державы, так и подъем Китая как в региональном, так и в глобальном масштабе явно сдерживают худшие порывы Вашингтона.
В то время как Вашингтон описывает и Россию, и Китай в качестве угрозы глобальному миру и стабильности, именно вмешательство России в Сирию предотвратило то, что эту страну благодаря действиям Америки могла бы постигнуть такая же судьба, как Ливию или Ирак.
А постепенный рост Китая создал жизнеспособные альтернативы для стран по всей Азии, которые только что вышли из тени Индо-тихоокеанского «превосходства» Америки. Это понятие, все еще открыто являющееся составной частью внешней политики США, было продемонстрировано в «рамочном» документе, опубликованном еще совсем недавно — во времена администрации Трампа.
Понятия «российское запугивание» и «китайское вмешательство» являются геополитическими «прогнозами», сделанными западными политиками в попытке оправдать продолжающуюся кампанию принуждения. И не только в отношении России, Китая и стран на их периферии, но и против союзных стран — таких, как Германия, — которые стремятся диверсифицировать свои связи с Востоком и Западом. Так, свои санкции США направили против германских компаний, участвующих в газопроводном проекте «Северный поток-2», и России.
Возможно, главная ирония всего этого заключается в том, что Вашингтон и Брюссель попытаются повесить обещание о построении современной инфраструктуры на шеи стран Восточной Европы. Сам Клут из Bloomberg признаёт, что Китай уже прошел через это в случае с Венгрией. А Россия надежно перекачивала дешевые энергоносители в Восточную и Западную Европу еще до распада Советского Союза. И, конечно же, продолжает делать это до сих пор.
В очередной раз указывая обвиняющим перстом на других, США и их партнеры по ЕС проявляют себя как главную угрозу миру и процветанию. На самом деле китайские инфраструктурные проекты в сочетании с инвестициями США и ЕС и дешевыми энергононосителями из России были бы наиболее выгодны странам как Восточной, так и Западной Европы.
Но очевидно, что то, что отвечает интересам континента, противоречит целям Вашингтона. И это — при том, что Россия и Китай никогда не требовали для себя исключительности в экономических связях с Европой, а Вашингтон делает именно это.
Автор: Брайан Берлетик — Brian Berletic — журналист, исследователь геополитических тенденций. Проживает в Бангкоке (Таиланд).
Перевод Сергея Духанова. Публикуется с разрешения издателя.
Источник
«Триморье» – европейская авантюра или американская стратегия?
Стремление Соединённых Штатов Америки усилить свое влияние в континентальной Европе за последние годы стало видно невооруженным глазом. Сегодня Вашингтон уже не только мотивирует своих партнеров по НАТО следовать предложенной именно Белым домом внешнеполитической и военной стратегии, но и вкладывает огромные суммы в различного рода проекты, призванные создать базу для продвижения американских интересов в Европе в будущем.
Известно, что США не первый год пытаются выдавить с европейского энергетического рынка Россию. Для этого используется любая возможность – начиная от политического давления и заканчивая поддержкой антироссийских проектов. Поэтому не случайно в Белом доме начали проявлять особое внимание к разработанной несколько лет назад Балто-Адриато-Черноморской инициативе «Триморье», объединяющей 12 стран Центральной и Восточной Европы – Австрию, Болгарию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию и Эстонию, то есть страны, расположенные по оси от Балтийского к Адриатическому и Черному морям.
Еще в феврале, выступая на конференции по безопасности в Мюнхене, госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Вашингтон готов выделить через Международную финансовую корпорацию развития и при поддержке конгресса до $1 млрд на развитие проекта «Трех морей», так как это «позволит странам Европы снизить свою энергетическую зависимость от России». При этом не было упомянуто, что это, в свою очередь, приведет к увеличению зависимости европейских потребителей от сжиженного природного газа (СПГ) из Соединенных Штатов, что, по сути, и является причиной проявления интереса к данной инициативе со стороны Белого дома. Это фактически было подтверждено в мае нынешнего года, когда аналитики Конгресса США официально рекомендовали поддержать «Триморье», так как цели ее участников пересекаются с интересами Вашингтона, в том числе в области расширения поставок американского СПГ на рынок Евросоюза.
Сам по себе проект «Трех морей» появился в головах европейских политиков достаточно недавно и, как считают аналитики, был спровоцирован ростом антироссийских настроений в Европе при непосредственном содействии этому США. Примечательно, что к проекту неоднократно проявлял интерес и Киев. Однако Варшава, которая наравне с Загребом является одним из главных инициаторов «Триморья», решительно высказала протест, поскольку Украина не является членом Евросоюза. При этом было особо подчеркнуто, что отказ украинской стороне в присоединении к проекту является прямым доказательством того, что инициатива «Трех морей» никак не связана с геополитикой. Правда, подобные заявления оказываются несостоятельными не только при изучении сути происходящего, но и опровергаются прямым интересом к проекту США. Тот же Помпео, говоря о «Триморье» отмечал, что «наша цель очень проста – усиление частных инвестиций в энергетический сектор для защиты свободы и демократии в мире».
Стоит отметить, что заинтересованность США в инициативе «Трех морей» стала особенно проявляться с приходом к власти Дональда Трампа. Например, первая встреча на высшем уровне стран-участниц «Триморья» состоялась еще при Бараке Обаме в 2016 году в хорватском Дубровнике и не имела явной проамериканской направленности. Хотя на ней и присутствовал советник президента США по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс, он был скорее наблюдателем и лишь подчеркнул роль этой инициативы в европейском развитии. Тогда интерес к проекту больше высказывал Китай, связывая его со своей инициативой «Один пояс и один путь».
Однако уже на второй саммит «Триморья» в июле 2017 года в Варшаву приехал сам Дональд Трамп, что оказало прямое влияние на дальнейшие планы по развитию проекта. Третья встреча прошла в сентябре 2018 года в Бухаресте, когда участники утвердили перечень приоритетных проектов сотрудничества в трех ключевых областях: транспорт, энергетика и цифровая экономика. Там же присутствовал тогдашний министр энергетики США Рик Перри, который принял самое активное участие в обсуждении дальнейших действий. Именно при его непосредственном участии было организована Торговая палата и достигнуто соглашение о создании Инвестиционного фонда. Последний должен будет привлекать иностранные финансы и вкладывать средства в инфраструктуру на территории государств-участниц проекта и работать на чисто коммерческих условиях.
При этом, как отмечают аналитики, приветствуя желание Европы снизить свою зависимость от России, США ни тогда, ни сегодня не готовы вкладывать серьезные средства в проект, отдавая этот вопрос на откуп европейцам. Предложенного миллиарда долларов Вашингтоном, который по-прежнему есть только на словах, явно не хватит не только для реализации основных этапов инициативы, но и даже на строительство или модернизацию двух крупных СПГ-терминалов.
Четвертая встреча участников инициативы в июне 2019 года в Любляне окончательно продемонстрировала, кто стал фактически определять ее дальнейшую направленность. В столице Словении в числе наиболее важных вопросов рассматривалось не просто создание альтернативной газовой инфраструктуры в Европе, а формирование абсолютно нового рынка голубого топлива на континенте. И совершенно неудивительным в данном случае стало присутствие на встрече представителей Министерства энергетики США, которые презентовали возможности развития рынка американского СПГ в Восточной Европе.
Формально в основе «Триморья» лежит идея активного сотрудничества стран в самых различных инфраструктурных проектах. По сути, она включает в себя развитие общих транспортных коридоров (например, автомагистраль Север-Юг Via Carpathia, Европейский маршрут E67, Rail Baltica, Янтарный железнодорожный грузовой коридор), а также создание инфраструктуры по транспортировке газа между Балтийским, Черноморским и Адриатическим регионами. При этом именно последнее можно считать основой инициативы, так как поставки СПГ вглубь континента с приемных терминалов в Хорватии, Польше, Литве или Греции должны отрезать остальных европейских потребителей от газа из России.
В то же время стоимость предлагаемого инициаторами проекта и примкнувшим к ним США новой системой интерконнекторов и газопроводов в странах Центральной и Восточной Европы крайне велика. Например, частью «Триморья» должен стать польский проект Baltic Pipe, который может заработать к 2022 году и заменить часть поставок газа из РФ. По словам президента Польши Анджея Дуда, только его стоимость составляет более 1,5 млрд евро. И таких магистралей и сопутствующей им инфраструктуры должно быть построено несколько. При этом, как отмечают аналитики, в «Триморье» речь идет о странах с очень низким газовым потреблением, для которых вкладывать сотни миллионов и даже миллиарды долларов в газовую инфраструктуру для закупки в будущем явно дорогого американского СПГ с экономической точки зрения абсолютно невыгодно. Да и свободных средств у большинства участников инициативы также нет.
Более того, по различным подсчетам, в Европе уже построены СПГ-терминалы, способные регазифицировать более 220 млрд кубометров. И несмотря на это их мощности по-прежнему остаются незагруженными более чем наполовину. Поэтому сегодня, а вполне вероятно и в будущем, в эпоху низких цен на газ, вопрос о необходимости появления новой газовой инфраструктуры в Европе выглядит крайне спорно. По сути, европейским странам нет необходимости вкладывать средства в проект «Триморья», так как они уже обладают газотранспортными мощностями, по которым получают газ в нужных им объемах. И это, как отмечают эксперты, только подтверждает политическую суть данной инициативы и участия в ней США.
С этой точки зрения неудивительными выглядят некоторые заявления, которые все чаще стали звучать из Вашингтона. Например, в ноябре 2019 года в конгрессе предложили поддержать «Триморье», так как в ЕС «чересчур зависят» от российского топлива, а Москва якобы «использует это для подрыва демократии» в континентальной Европе. При этом было отмечено, что работа должна вестись именно в газовой отрасли, так как расширение «энергетической независимости и инфраструктурной взаимосвязанности будет способствовать укреплению национальной безопасности США и Европы».
В конечном счете большинство аналитиков сходятся во мнении, что нынешняя инициатива «Трех морей» интересна Белому дому по трем основным причинам. Во-первых, участвуя в ней, США формально демонстрируют поддержку некоторым своим союзникам, что идеологически важно при резком сокращении реальной финансовой помощи из Вашингтона. Во-вторых, это в том или ином виде усиливает давление в Европе на Россию. И, в-третьих, позволяет создать условия, при которых европейские потребители будут вынужден покупать дорогой американский СПГ вместо российского газа. При этом экономическая выгода от подобного проекта для самих европейских потребителей подменяется Соединенными Штатами разговорами о необходимости борьбы с Россией и защитой от нее европейской демократии.
Однако следует заметить, что на сегодняшний день пока рано говорить о том, что «Триморье» в обозримом будущем будет реализовано, особенно в том виде, о котором сегодня идет речь. Сложность проекта, его высокая стоимость и, что самое главное, непонятная окупаемость являются главными препятствиями на пути реализации данной инициативы.
В то же время это не означает, что антироссийское лобби в Европе во главе с США не приложит всевозможные усилия, чтобы довести проект до его логического завершения. Насколько к этом будет готова Россия, покажет время.
Илья Захаркин, «Ритм Евразии»
Источник