- Значение словосочетания «пьяному море по колено»
- Значение словосочетания «море по колено (по колена)»
- Значение словосочетания «море по колени / по колено»
- Значение словосочетания «море по колено»
- Значение слова «пьяный»
- Значение слова «море»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- «Пьяному море по колено»: узнала продолжение пословицы — ее реальный смысл тут же стал понятен
- Как я понимала пословицу
- Продолжение
- «Пьяному и море по колено»: какое научное обоснование есть у этого выражения
- Пьяному море по колено, а лужа по уши(а проспится — свиньи боится)
- Смотреть что такое «Пьяному море по колено, а лужа по уши(а проспится — свиньи боится)» в других словарях:
- Пьяному море по колено
Значение словосочетания «пьяному море по колено»
Значение словосочетания «море по колено (по колена)»
Море по колено (по колена), кому — все нипочем, ничто не страшно. См. также колено. (Малый академический словарь, МАС)
Значение словосочетания «море по колени / по колено»
Море по колени или по колено кому (разг.) — всё ни по чем, ничто не страшно. Пьяному море по колени. См. также колено. (Толковый словарь Ушакова)
Значение словосочетания «море по колено»
Море по колено — см. колено. См. также море. (Толковый словарь Ушакова)
Значение слова «пьяный»
ПЬЯ́НЫЙ , —ая, —ое; пьян, пьяна́, пья́но и пьяно́. 1. Находящийся под действием выпитого спиртного; нетрезвый. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «море»
МО́РЕ , -я, мн. моря́, —е́й, ср. 1. Часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышенностями подводного рельефа. Балтийское море. Средиземное море. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова стола (существительное):
Источник
«Пьяному море по колено»: узнала продолжение пословицы — ее реальный смысл тут же стал понятен
Довольно часто слышала от окружающих пословицу, в которой говорится о том, что «пьяному море по колено». Да что там говорить — я и сама нередко произносила ее, но, как оказалось, не совсем правильно понимала смысл сказанного. Лишь узнав ее продолжение, я осознала, о чем она.
Как я понимала пословицу
Говоря о том, что «пьяному море по колено», я всегда имела в виду, что человек, находясь в состоянии алкогольного опьянения, испытывает невероятный прилив храбрости и нередко проявляет это свое качество. Иными словами пьяный человек порой совершает такие вещи, на которые никогда не решился бы в трезвом виде.
Однако, как оказалось, смысл пословицы не совсем в этом.
Продолжение
А полная же версия знаменитой пословицы звучит следующим образом: «Пьяному море по колено, а лужа — по уши. Как проспится — и свиньи боится» (некоторые продолжают ее другой фразой — «. а в луже утонет»).
Узнав это продолжение, я поняла, что в поговорке говорится не о храбрости нетрезвого человека, а о том, что, совершая «подвиги» в таком состоянии, он рискует выставить себя не в самом красивом свете. И ведь действительно, поступки нетрезвого человека порой чреваты неприятными последствиями, которых можно было бы избежать, будучи в трезвом виде.
Та часть пословицы, в которой говорится о страхе перед свиньей, точно передает сущность любого пьяного человека. Ведь действительно порой нам приходится наблюдать, как под воздействием алкоголя человек становится непохожим на себя трезвого. Порой в таком состоянии трус становится настоящим храбрецом, и все былые страхи меркнут в его сознании.
Я всегда считала, что в пословице говорится о храбрости пьяного человека, но, как оказалось, не только. Оказывается, в ней затронуты темы и человеческой трусости, и последствий неконтролируемого пьянства, которые нередко чреваты позором и возникновением чувства стыда.
Источник
«Пьяному и море по колено»: какое научное обоснование есть у этого выражения
Есть история, о которой знают практически в каждом городе России. После обильного застолья пьяная компания решила прокатиться на мотоцикле с коляской. Когда их остановила милиция, на транспортном средстве сидело, по разным версиям, от 11 до 14 человек. Всех забрали в отделение. Утром обещали всех отпустить без составления протокола, если вся компания вновь усядется на мотоцикл. Сколько ни пытались сделать это уже протрезвевшие люди, так и не смогли уместиться.
Учеными уже доказано, что действия, которые нередко человек предпринимает в нетрезвом состоянии, вполне могут снискать ему звание чемпиона по идиотизму. Для чего? С какой целью? В чем смысл? – на эти вопросы после случившегося ответить вразумительно мало кто способен. Волгоградская газета «МИГ» за 1993 год опубликовала историю о пьяном пожилом человеке, который возвращался домой через лес. Какой дорогой шел не помнит, куда именно – тоже не знает. Но очнулся он утром посреди озера на огромном поваленном дереве. Добраться с дерева на берег сам не мог. Пришлось из села пригонять лодку, чтобы вызволить его. Как забрался туда и с какой целью – сам понять не может.
Ученые из Колледжа искусств и науки при Университете Колумбии попытались выяснить, почему алкоголь оказывает такое действие на человека. Группа ученых университета, возглавляемая профессором психологии Брюсом Бартолоу, провела эксперимент с 67 добровольцами, возраст которых варьировался от 21 до 35 лет. Участников разделили на три группы, каждая из которых решала компьютерные задачи. При этом одной группе дали выпить алкоголь, другой безалкогольные напитки, а третьей – безалкогольные напитки с запахом спиртного. В ходе эксперимента у добровольцев замеряли активность мозга, следили за изменением их настроения, а также точностью выполнения ими заданий. Особое внимание уделялось самоконтролю участников. Результаты были опубликованы в Science Daily. Как выяснилось, участники всех трех групп делали ошибки и осознавали это. Но только те, кто не пил алкоголь, после совершения ошибок начинали работать медленнее и более осторожно. И только участники алкогольной группы не сбавили темп работы, их сигналы тревоги были притуплены, им то самое море было по колено. Что и подтверждает смысл поговорки.
Ученые группы Брюса Бартолоу утверждают, что притупление сигналов тревоги в некоторых случаях играет положительную роль. Например, снимает излишнее беспокойство у нервозных людей, помогает раскрепоститься тем, кто в обычной ситуации чувствует себя очень скованно. Однако все время прибегать к алкоголю для достижения подобного эффекта – это прямой путь к алкоголизму, уверен Брюс Бартолоу.
У алкоголя есть еще один положительный эффект, который пословицу «Пьяному и море по колено» представляет в ином свете. Ученые Университета штата Иллинойс и Школы общественного здравоохранения Чикаго (США) установили, что алкоголь не дает людям умереть от серьезных травм, так как обладает защитным эффектом. Такой вывод был сделан после наблюдения за пациентами после автомобильных аварий и серьезных травм. Выяснилось, что при высоком уровне алкоголя в крови происходит снижение уровня клинической летальности почти на 50 процентов.
Заведующий лабораторией токсикологии научно-исследовательского института наркологии Владимир Нужный отмечает, что при ДТП, в других критических ситуациях, например, при падении – там, где трезвый получит массу переломов, смертельных травм, пьяный в худшем случае отделается легкими ушибами. Доктор Нужный объясняет это тем, что трезвый в критические минуты опасности напрягает все мышцы, в результате, сила удара и напряжение мышц суммируются. У людей в сильном подпитии мышечный тонус сильно ослаблен, вследствие чего сила удара распределяется равномерно по всему телу.
В то же время Владимир Нужный напоминает, что полностью пословица звучит так: «Пьяному и море по колено, а лужа по уши». Это подтверждается случаями, когда пьяные тонут там, где взрослый трезвый человек никогда бы не утонул, получают обморожения при незначительно низкой температуре и обгорают до ожогов при высокой, попадают под машины, срываются с лестниц, выпадают в окна. Алкоголь очень сильно понижает чувство самосохранения, «внушая» человеку ложное чувство безграничности его возможностей, притупляет его чувствительность к низким и высоким температурам и болевым ощущениям.
Источник
Пьяному море по колено, а лужа по уши(а проспится — свиньи боится)
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «Пьяному море по колено, а лужа по уши(а проспится — свиньи боится)» в других словарях:
пьяному море по колено<, а лужа по уши>(а проспится — свиньи боится) — Пьяный напьется черта не боится. Ср. Во время сербской войны один кабатчик столп утвердил на выставке бутыль с надписью: на страх врагам , и все, которые пили эту водку. действительно чувствовали, что им море по колено. Салтыков. Убежище… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
проспится — свиньи боится — пьяному море по колено, а лужа по уши (а проспится свиньи боится) Пьяный напьется черта не боится. Ср. Во время сербской войны один кабатчик столп утвердил на выставке бутыль с надписью: на страх врагам , и все, которые пили эту водку. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ПЬЯНСТВО — Для почину выпить по чину. Чай, кофей не по нутру; была бы водка поутру. Он не пьет, однако не проливает (наземь не льет). Винцо не пшеничка: прольешь не подклюешь. Пить не пьет, а и мимо не льет. Он не пьет, а только за ухо (за ворот) льет. Как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Источник
Пьяному море по колено
Пьяному море по колено — гласит народная поговорка. Только мы немного подзабыли, полностью эта пословица, а не поговорка звучит так: пьяному море по колено, а лужа — по маковку. При изучении природы борьбы с пьянством, исследователь вступает на зыбкую почву. Здесь не существует единого мнения, и все, кто пишут об этом не простом вопросе, придерживаются самых разных точек зрения. Одни предлагают ввести «сухой закон», другие обвиняют всех подряд, в том числе и какую-то «алкогольную мафию», третьи же предлагают перенять традиции пития более «благопристойных» в этом вопросе западных народов. Правда, вся непьющая благочинность тех же западных финнов заканчивается сразу же при пересечении ими российской границы, а если начинают разглагольствовать о трезвости восточных народов как о примере для подражания, то тут же перед глазами встаёт китайский стиль единоборства «пьяный мастер».
Ссылки на древних греков, завзятых «трезвенников», разбавляющих вино водой, тоже никуда не годятся; достаточно вспомнить греческие вакханалии, которым не идут в подмётки ни одни современные коллективные попойки. Резерв, видимо, необходимо искать в нас самих, в отношении друг к другу. Как давно замечено, внутренняя культура человека оказывает значительное влияние и на количество потребления им спиртных напитков. Если один немного выпив, ищет, где ему тихонько и незаметно проспаться, другой же начинает высказывать, что у него накопилось на душе, да иногда так красноречиво, что сразу ясно – лучше бы он всю жизнь помалкивал.
Обнадёживает, что наше государство всерьёз решило заняться не только борьбой с пьянством и с выпуском недоброкачественной алкогольной продукции, но и собирается дальше отстаивать ценности нашей культуры и повышать благосостояние народа, то есть те вещи, без которых борьба за трезвый образ жизни не мыслима. К тому же, неизвестно, что больше причиняет вред, сам алкоголь, или химические вещества, которые остаются при недобросовестной очистке спиртосодержащей продукции. Все вопросы, связанные с пьянством, так не просты!
Историки давно обратили внимание, как только начинают раскачивать лодку с зелёным змием, сотрясается всё государство. Дело не только в том, что казна при монопольной продаже алкогольной продукции получает немыслимые доходы, при потере которых остаются значительные бреши в бюджете, но и в чём-то ещё. Древние утверждали, сама человеческая цивилизация зародилась после изобретения виноградного вина, поэтому так необходимо крайне осторожно вступать в борьбу с пьянством, не впадая из крайности в крайность, как это сделал, например, бывший Генсек СССР Горбачёв, который распорядился вырубить все виноградники без исключения на юге нашей страны. Это привело только к тому, что алкогольную продукцию стали закупать за рубежом, а дети лишились витаминов, которые получали из дешёвых и питательных соков.
Принято считать, первым из бутылки выпустил зелёного змия Осирис, который научил людей подвязывать виноградную лозу и изготавливать вино. Далее, в окружении египтян Осирис стал бродить по всему Свету и склонять людей при помощи музыки, танцев, песен и вина к мирному сосуществованию. К сожалению, всё закончилось повальным пьянством во славу Осириса, против которого ему самому пришлось и выступить. Осирис пригласил в свой дворец от каждого египетского нома (провинции) по два человека для того, чтобы определить меры самой первой в истории антиалкогольной акции.
Чем закончилось данное мероприятие хорошо известно: Осирис оказался в деревянном ящике на волнах Нила. Пока его жена Исида разыскивала тело мужа в землях Библа, она ещё считалась царицей Египта, но когда вернулась, осоловевшая от пьянства толпа египтян не дала ей даже сойти на берег. Египетским царём объявили её сына, который, хотя и пил вино, сразу к неожиданному удивлению тамошних жителей развернул обширную антиалкогольную компанию.
Именно тогда в силу необходимости и родилось мощное государство в его современном виде с аппаратом вельмож, чиновников (писцов), учёных (жрецов) и армией. Египетский царь боролся против многих вещей, но, видимо, основная его деятельность была направлена против распространения пьянства, так как одно покушение против него следовало за другим. Хотя считается, во всей мировой истории никто кроме него не восседал так долго на троне, он так и не смог остановить волну вкушения удовольствий от зелёного змия. Полу мёртвого его сбросили в «бездонный» колодец возле храма Ра (Инну) в Гелиополе, который поэтому, как и храм, построенный в его честь здесь же, считаются до сих пор священным местом даже у арабов.
Позднее, в эпоху фараонов, не было уже такого повального увлечения вином. На смену ему пришло пиво и более крепкие алкогольные напитки, в изготовлении которых египтяне слыли большими мастерами. Сохранился папирус, в котором отец сетует на своего сына, упрекая его, что он ходит не учёбу, а шатается по питейным лавкам. От египтян пришёл и секрет изготовления спирта, который обнаружил в одном папирусном тексте арабский алхимик ар-Раза, родившийся в 860 году. Он назвал продукт перегонки спирта аль-Кеголь (дух вина).
В Европе технологию приготовления спирта обнародовал другой известный алхимик Арнольд де Вилланова только в 1334 году, но уже в 1384 году спирт проник на Русь, где его стали называть «хлебным вином». Вино-то на Руси было давно и хорошо известно. Ещё Геродот писал, что несколько дней в году буданы, предположительно предки славян, во славу Диониса, а так, как говорил сам Геродот, греки называли Осириса, напивались до потери сознания. Сразу видно откуда пошла Русская земля! Шутка, конечно.
В одном подмосковном монастыре стали изготавливать спирт с 1448 года, который первоначально применялся в медицинских целях. Только в 1552 году по приказу Ивана Грозного учредили на Балчуге царёв кабак для опричников, где стали разливать разбавленный водой спирт – водку. С появление кабаков для простолюдинов с 1555 года, которые быстро вытеснили пивные корчмы, историки связывают с насаждением массового пьянства на Руси, так как в этих новоявленных питейных заведениях разрешалось только пить водку, но нельзя было принимать пищу. Хотя этот вопрос очень спорный, так как насильно туда людей никто не загонял, а захмелеть можно не только от водки.
Пришедший на смену Ивану Грозному, Борис Годунов первоначально пытался бороться как с корчмами, так и с названными на татарский лад кабаками. Популярности ему это не добавило, и на него навешали всех собак, в том числе и смерть царевича Дмитрия, который, играя с ножом, сам поранился. Тому было много свидетелей, но народ ничего и слушать не хотел. Не помогла ему даже бесплатная раздача зерна из царских амбаров в голодный год, поэтому пришлось царю Борису ограничиться только сокращением питейных заведений и монополизацией приготовления водки.
Как известно, любят у нас кого-нибудь поругать. Досталось и Петру I, которого обвиняют в насаждении пьянства среди дворян во время пышных ассамблей и дипломатических приёмов. При этом забывается, что наибольшее число грамотных и продуманных указов, нацеленных на ограничение пьянства, были выработаны именно при этом самодержце. К сожалению, все его достижения в этом вопросе зачеркнула Екатерина II, которая заявила, что пьяницами легче управлять, и как «просвещённая» императрица, решила не марать руки монополией на водку, отдав её продажу откупщикам.
Указы остальных царственных особ, побывавших на российском троне, может, и были преисполнены благими намерениями, которыми при некоторых обстоятельствах выложена дорога кое-куда, но чаще давали плачевные результаты. Так царь Александр III в 1893 году распорядился закрыть кабаки и открыть казённые лавки, где водка отпускалась в закупоренной таре и только на вынос, что привело к распитию спиртных напитков на улице. Николай II пошёл ещё дальше и объявил «сухой закон» во время начала Первой мировой войны. Чем закончилась эта война для царя Николая и его правления мы с вами хорошо знаем.
Если вы остались без работы или вам срочно требуется дополнительный заработок через интернет, или ищите исполнителей на постоянной основе, советуем обратиться на Воркзилла:
Источник