- Философский смысл новеллы Э. Хемингуэя «Старик и море»
- Сведения о жизни Эрнеста Хемингуэя. Художественный принцип айсберга Хемингуя при написании произведений. Извечная трагедия человеческого существования в новелле писателя «Старик и море». Аналогия поединка с бытием — философский подтекст произведения.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Тест по теме: Эрнест Хемингуэй «Старик и море»
- Вопросы по «Старик и море»
- Тест по теме: Эрнест Хемингуэй «Старик и море»
Философский смысл новеллы Э. Хемингуэя «Старик и море»
Сведения о жизни Эрнеста Хемингуэя. Художественный принцип айсберга Хемингуя при написании произведений. Извечная трагедия человеческого существования в новелле писателя «Старик и море». Аналогия поединка с бытием — философский подтекст произведения.
Рубрика | Литература |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.10.2012 |
Размер файла | 15,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Философский смысл новеллы Э. Хемингуэя «Старик и море»
Хемингуэй Эрнест Миллер: журналист, писатель 1899 г., 21 июля. Родился в Оук-Парке (пригород чикаго). Окончил среднюю школу. Репортёр газеты «Канзас-сити стар» 1923-1929 гг. Изданы книги «В наше время», «Вешние воды», «И восходит солнце», «мужчины без женщин», «Прощай, оружие!». 1939 г. Работа над романом «По ком звонит колокол».
1947 г. Вручение в Гаване Бронзовой звезды за отвагу и отличную работу по сбору военной информации. 1958-1959 гг. Работа над книгой воспоминаний о Париже 1920-х гг. (издана посмертно под названием «Праздник, который всегда с тобой»). Завершение многолетней работы над повестью «морская погоня». Погиб в своём доме, на Кубе. Лауреат высшей литературной награды СШа — премии Пулитцера (1952) — и Нобелевской премии (1954) за повесть «Старик и море».
Эрнест Хемингуэй прожил 62 года, и его жизнь была наполнена приключениями и борьбой, поражениями и победами, большой любовью и изнурительной работой. Он был заядлым охотником и рыбаком, участвовал в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе. В сентябре 1952 г.
Умудрённый жизненным опытом художник выпускает повесть «Старик и море» в свет. Произведение вышло на страницах журнала «лайф» (тираж — 5 млн экземпляров) и принесло ему всемирную известность. За эту повесть, по глубине и силе напоминающую, скорее, небольшой роман, Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию — самый престижный символ литературного признания в США. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г. Повесть «Старик и море» — один из последних завершённых произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. литературоведы определяют жанр произведения как повесть-притча, то есть произведение, рассказывающее о судьбе героя, но имеющее аллегорический характер, глубокий нравственный и философский смысл. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни.
Как вы думаете, почему герой притчи — старый человек, ведь старость — это слабость, угасание, неудача? Почему старик обращается к природе, разговаривает с ней? Как старик относится к морю, небу, звёздам, птицам? Почему в своих монологах он обращается к рыбе как к мыслящему существу?
Что понял Сантьяго, когда «увидел табун диких уток, которые летели над водой, чётко отличаясь на фоне неба»? Старик Сантьяго, впервые увидев рыбину, которая попалась ему на крючок, рассуждает так: «Интересно, чего это она вынырнула? Будто только для того, чтобы показать мне, какая она огромная. Ещё бы, теперь я это знаю.
Хорошо было бы показать и ей, что я за человек. Эх, если бы я был ею и имел всё, что имеет она против моего единственного оружия». О каком «оружии» идёт речь? Как старый Сантьяго понимает мир природы, общества и Вселенной? Каковы его рассуждения о счастье?
Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чём пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит всё опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом?» «Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.
В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Героем этого гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго — старика, иссушённого солнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче — и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы — описание многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведётся по-честному, на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим бытиём.
В момент, когда старик победил рыбу, его лодку окружают акулы и объедают её остова. Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия.
Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы. Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у Сантьяго. Безрадостная мораль повести-притчи — в самом её тексте: человек в поединке с бытиём осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. только один человек смог понять Сантьяго — мальчик, его ученик.
Когда-нибудь мальчику тоже улыбнётся удача. В этом — надежда и утешение старого рыбака. «человека можно уничтожить,— думает он,— но его нельзя победить». Когда старик засыпает, ему снятся львы,— символ силы духа и молодость.
Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нём снискали Э. Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.
Э. Хемингуэй говорил о повести-притче «Старик и море»: «Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, настоящих акул. И если мне удалось сделать это достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному». Как вы «истолковываете» образы этой повести?
Повесть Хемингуэя «Старик и море» — одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, Как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привёз только рыбий остов.
Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщённое, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул. Эта книга с её универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране и в любое время.
Тем не менее её появление именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х гг. только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.
Источник
Тест по теме: Эрнест Хемингуэй «Старик и море»
1. Что было главным утешением в детские годы для Эрнеста Хемингуэя? Какую профессию он позднее себе выбрал?
Общение с природой. Профессию журналиста.
Интеллектуальная притча и «театр абсурда».
2. Что обещает мальчик старому рыбаку, когда Сантьяго возвращается со скелетом большой рыбины?
Что они снова будут рыбачить вместе.
Видно, нельзя иметь то и то вместе. Один имеет море, второй замок; один имеет Гаваи, второй ребенка
3. Хотя старик Сантьяго признает, что он — человек не набожный, что именно он готов сделать, лишь бы только «осилить» большую рыбину?
Десять раз проговорить «Отче наш» и «Богородицу».
Переживание когда-то пережитого
4. Старик Сантьяго, впервые увидев рыбину, которая попалась ему на крючок, рассуждает так: «Интересно, чего это она вынырнула? Будто только для того, чтобы показать мне, которая она огромная. Еще бы, теперь я это знаю. Хорошо было бы показать и ей, что я за человек. Эх, если бы я был ею и имел все, что имеет она против моего единственного оружия.» О каком «оружии, » речь идет?
О свободе и уме.
В настоящем и прошлом.
5. Что понял Сантьяго, когда, смотря на безграничное пространство моря, «увидел табун диких уток, которые летели над водой, четко отличаясь на фоне неба»?
Что человек в море никогда не бывает одиноким.
так как никто не способен жить другой жизнью, нежели той, которой он живет
6. Когда старик Сантьяго, «рыбача одиноко, начал говорить вслух»?
Когда от него ушел мальчик.
Через семнадцать.
7. Какие слова из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку?
Человека можно уничтожить, а одолеть невозможно
стремились передать универсальные модели духовной и моральной жизни человека и общества
8. Кто из писателей второй половины XX ст. стал для своих современников человеком-легендой и оказал на новейшую прозу такое влияние, «что его нельзя измерить»?
Эрнест Хемингуэй.
М. Фриш и Ф. Дюрренматт.
9. Как называет Сантьяго огромную рыбину в самом разгаре борьбы с ней?
10. Какая основная проблема освещена в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»?
Взаимоотношения человека с природой.
У каждого своя судьба и ее не изменить.
11. Перечислите известные вам произведения Эрнеста Хемингуэя.
Романы «Прощай, оружие!» «Фиеста», повесть «Старик и море» и др.
«Санта Крус»
12. Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит все опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом»?
Источник
Вопросы по «Старик и море»
1.Старик Сантьяго принадлежит миру природы.
Он не только прожил всю свою жизнь в единстве с
природой, морем, он- часть этого мира природы,
и он сам так себя и воспринимает.
Родство его с морем видно уже в его образе,
в облике человека, всю жизнь провела в море.
Хемингуэй уже на первых страницах подчеркивает
примечательную деталь внешности старика:
«Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза его
были цветом похожи на море, веселые глаза
человека, который не сдается».
Писатель следит за каждым движением своего героя,
за течением каждой мысли в его сознании.
Сантьяго воплощает судьбу человека среди стихии.
Его окружают море, рыбы, звезды, небо.
Всё наполнено символами.
Море для него-женщина, а звезды — сестры.
И рыба-не просто реальная рыба, в ней скрыта сила,
пронизывающая весь мир.
5.Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими
обитателями, он проявляет себя человеком любящим,
жалеющим и уважающим каждое создание Божие.
Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать
себе пропитание, наслаждается любовными
играми морских свинок, испытывает сочувствие к
марлину, который лишился своей подруги по его вине.
К большой рыбе старик относится с чувством глубокого
уважения. Он признаёт в ней достойного соперника,
который может и победить в решающей схватке.
3.День за днём изматывая в океане большую рыбу,
старик не думает о том, как ему больно или тяжело
от режущих руки и спину бечевок.
Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего
боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и
ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства
голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться
сил. Он использует все подручные средства для
сражения с акулами, покушающимися на его рыбу.
И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает.
Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.
Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша,
старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя
с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира,
Сантьяго оправдывает свой поступок тем,
что рыба насытит его и других людей. Р
астёрзанная акулами добыча лишается этого простого,
житейского смысла.
Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось
так нехорошо.
4.На протяжении всего поединка в мыслях старого всё
время присутствует парень.
Старый упоминает о нем, и не только потому, что малый
очень помог бы ему, если бы был с ним в лодке,
а главным образом потому, что малый олицетворяет
собой будущее поколение и старому хочется закрепить
в малом веру в себя, в том что он, старый, еще может
ловить рыбу. Ведь он не раз говорил малому, что он
необыкновенный старик, и теперь понимает,
что пора это доказать на деле.
«Он доказывал это уже тысячи раз. Ну и что?
Теперь нужно доказать это снова. Каждый раз это
начинается снова».
Счастье, которое улыбнулось старому, счастье,
которое он завоевал в тяжелой борьбе с рыбой,
у него украли акулы.
«Хотел бы я купить себе немного счастья, если его
где-нибудь продают.
— А за что ты его купишь? -спросил он себя.
— Неужели его можно купить на потерянный гарпун,
сломаны нож или покалеченные руки?»
Подплывая в родное село с обидженим скелетом своей
рыбы, старик все же отказывается считать себя
побежденным:» Кто же тебя победил, старик?
— Никто, — ответил он.
— Просто я слишком далеко зашел в море «.
Источник
Тест по теме: Эрнест Хемингуэй «Старик и море»
1. Что было главным утешением в детские годы для Эрнеста Хемингуэя? Какую профессию он позднее себе выбрал?
а.Общение с природой. Профессию журналиста.
б.Интеллектуальная притча и «театр абсурда».
2. Что обещает мальчик старому рыбаку, когда Сантьяго возвращается со скелетом большой рыбины?
а.Что они снова будут рыбачить вместе.
б.Видно, нельзя иметь то и то вместе. Один имеет море, второй замок; один имеет Гаваи, второй ребенка
3. Хотя старик Сантьяго признает, что он — человек не набожный, что именно он готов сделать, лишь бы только «осилить» большую рыбину?
а.Десять раз проговорить «Отче наш» и «Богородицу».
б.Переживание когда-то пережитого
4. Старик Сантьяго, впервые увидев рыбину, которая попалась ему на крючок, рассуждает так: «Интересно, чего это она вынырнула? Будто только для того, чтобы показать мне, которая она огромная. Еще бы, теперь я это знаю. Хорошо было бы показать и ей, что я за человек. Эх, если бы я был ею и имел все, что имеет она против моего единственного оружия.» О каком «оружии, » речь идет?
а.О свободе и уме.
б.В настоящем и прошлом.
5. Что понял Сантьяго, когда, смотря на безграничное пространство моря, «увидел табун диких уток, которые летели над водой, четко отличаясь на фоне неба»?
а.Что человек в море никогда не бывает одиноким.
б.так как никто не способен жить другой жизнью, нежели той, которой он живет
6. Когда старик Сантьяго, «рыбача одиноко, начал говорить вслух»?
а.Когда от него ушел мальчик.
б.Через семнадцать.
7. Какие слова из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку?
а.Человека можно уничтожить, а одолеть невозможно
б.стремились передать универсальные модели духовной и моральной жизни человека и общества
8. Кто из писателей второй половины XX ст. стал для своих современников человеком-легендой и оказал на новейшую прозу такое влияние, «что его нельзя измерить»?
а.Эрнест Хемингуэй.
б.М. Фриш и Ф. Дюрренматт.
9. Как называет Сантьяго огромную рыбину в самом разгаре борьбы с ней?
10. Какая основная проблема освещена в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»?
а.Взаимоотношения человека с природой.
б.У каждого своя судьба и ее не изменить.
11. Перечислите известные вам произведения Эрнеста Хемингуэя.
а.Романы «Прощай, оружие!» «Фиеста», повесть «Старик и море» и др.
б.»Санта Крус»
12. Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит все опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом»?
а.Принцип айсберга
б.Святой крест
Источник