- Где находится Море дьявола и что это такое
- Море дьявола и Бермудский треугольник
- Где находится Море дьявола
- Сколько пропадает кораблей в Море дьявола
- Чем опасен Треугольник дьявола
- Море дьявола в Тихом океане
- Море дьявола и гибель судов
- Море дьявола и подводные течения
- Жертвы моря дьявола
- Разгадка моря дьявола
Где находится Море дьявола и что это такое
Ух как же мы любим мистику и всякие непонятные происшествия. Я говорю совершенно без иронии, так как именно все неизведанное будоражит умы и заставляет нас немного пофантазировать и даже поверить в какие-то чудеса. Пусть ученые расскажут нам, что все неизведанное можно объяснить с точки зрения науки, но мы все равно будем обсуждать, как такое могло произойти. Мест, в которых происходит неведомая ерунда, в мире много, но самым известным является Бермудский треугольник. Не будем в очередной раз его трогать, ведь в мире есть и другие зоны, одно название которых уже звучит куда более зловеще. Например, Море дьявола! Как вам такое?
Море только кажется чем-то легким и связанным с отпуском. На самом деле это опасная стихия.
Море дьявола и Бермудский треугольник
Почему именно Бермудский треугольник стал так знаменит среди людей, которые любят все мистическое? Да просто из-за того, что его сильно ”раскручивали” в массовой культуре. Про него снимали фильмы (в том числе документальные), рассказывали истории, а еще он находится на территории США, что автоматически играет ему на руку. Ведь в этой стране очень любят все мистическое. А еще там находится Голливуд, который найдет, как вынести из этой легенды коммерческую выгоду, сняв пару фильмов.
Я уже рассказывал, как на территории Бермудского треугольника погибали корабли, а еще пропало целое звено боевых самолетов плюс еще самолет-спасатель, который отправился на их поиски. Все это интересно, но есть и другие мистические места на нашей планете. Я готовлю ряд материалов, в которых расскажу о них всех, но именно сейчас мы поговорим о Море дьявола, которое расположено в Тихом океане. Из названия уже понятно, что с этим местом что-то не так.
Где находится Море дьявола
Море с таким пугающим названием находится недалеко от берегов Токио. На самом деле это название не является географическим. Так его прозвали японские рыбаки. Еще это место называют Треугольник дьявола, Треугольник дракона, Тихоокеанский треугольник или Драконов треугольник.
Вот так выглядит Треугольник дьявола (Море дьявола).
Так называют воды Тихого океана вокруг острова Миякедзима (128 км к югу от Токио). Остров этот находится в Филиппинском море. Моряки побаиваются этого места из-за того, что там, как и в Бермудском треугольнике, исчезают корабли. Многие утверждают, что там водятся корабли-призраки, а некоторые даже уверяют, что видели там НЛО. Конечно, не такое НЛО, как недавно сбитое в Бразилии, но факт остается фактом — люди так говорят.
Пентагон подтвердил подлинность видео с НЛО.
Сложно сказать, почему именно японские корабли больше всего страдают в этом регионе, но, скорее всего, это связано только с интенсивностью движения. Просто в этом месте больше именно японских судов, особенно рыбацких.
Сколько пропадает кораблей в Море дьявола
Точное количество пропавших в этом месте кораблей назвать сложно и цифры постоянно разнятся. Впрочем, известно, что речь идет более чем о сотне судов. Только в 1981 году всего за одну неделю в этом мистическом месте пропало целых 6 судов. При таких цифрах надо еще подумать, что опаснее — Море дьявола или Бермудский треугольник.
Бермудский треугольник забирает не только корабли, но и самолеты.
Как обычно, чтобы выяснить причину крушений, к делу подключились ученые, которые заявили, что исчезновение судов не являются ничем сверхъестественным и имеют научное объяснение в каждом конкретном случае.
Чем опасен Треугольник дьявола
Данный участок моря является очень активным с климатической точки зрения. Именно тут формируются многие тропические циклоны. Так же в районе острова Миякедзима они не только формируются, но и проходят, сформировавшись в другом месте. Скорость воздушных потоков в этой части океана достигает 25-30 метров в секунду. Это очень много и далеко не все корабли смогут этому противостоять. Согласно данным метеорологических служб, за год в этом регионе может формироваться до 50 тайфунов разной силы.
Сильный тайфун действительно может потопить корабль.
Такие условия в первую очередь опасны для небольших судов, которые страдают от сильного ветра и проблем с навигацией куда больше, чем крупные торговые, пассажирские и военные корабли. Возможно, именно поэтому легенды ходят в основном именно среди рыбаков.
Дно Тихого океана сильно изрезано стыками тектонических плит и имеет несколько очагов вулканической активности. Все они также могут создавать проблемы для кораблей. В первую очередь из-за того, что вода во время подводного извержения ведет себя очень нестабильно и может или сильно бурлить, или даже кипеть.
Подводные вулканы могут даже делать так.
Действия вулканов могут не только переворачивать корабли, которые неожиданно оказались в опасном регионе, но и менять рельеф. В итоге, корабли могут налетать на мелководья, которые образуются после выброса со дна лавовых масс. В навигационных картах информации о них нет, что повышает риск сесть на мель или вовсе разрушить судно. Даже современные системы эхолокации могут быть бессильны. Косвенно предупреждать об опасности может запах серы в воздухе, который сопровождает извержение вулкана. Возможно, именно это тоже внесло немалый вклад в название этого места. Ведь именно серой, согласно народной молве, пахнет в аду.
Чтобы не пропустить интересные статьи о других мистических местах нашей планеты, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram.
Как видим, в Море дьявола тоже нет никакой мистики, а только стечение факторов, которые привели к формированию опасных условий для навигации. Возможно, в других мистических местах, о которых мы поговорим позже, будет что-то более зловещее. Ведь их еще очень много и не везде ученые могут объяснить то, что происходит. Конечно, было бы интересно, будь это именно так. Ведь хочется внести немного мистики в наш слишком прагматичный мир.
Источник
Море дьявола в Тихом океане
Писатель JI. Почивалов в статье “Есть ли тайны в Бермудском треугольнике?”, напечатанной в одном из номеров “Литературной газеты” за 1983 г., писал: “Я вспоминаю свой двенадцатилетней давности рейс па “Витязе” “…” Там тоже есть свой “треугольник” – Филиппинский,- проклятое моряками место. Я читал, что он будто бы является повторением Бермудского.
Только в Тихом океане его называют Море дьявола, а в Атлантике “Дьявольским треугольником”.
Расположено оно между Японией, островом Гуам и северной частью Филиппинских островов. Здесь внезапно начинаются бури и мертвые зыби, которые поглотили немало жертв. Море это зовется “кладбищем” Тихого океана. За несколько дней до нашего появления в этом районе отправился на дно как раз на трассе “Витязя” большой японский сухогруз…”
Море дьявола и гибель судов
На стыке 1970-х – 1980-х в акватории Моря дьявола погибло 24 судна. Наиболее трагичной оказалась зима 1980-1981 гг., когда в течение только 8 дней затонуло 6 кораблей. После этих катастроф японское правительство разрешило создать специальную комиссию и выделило 2,5 млн долларов на исследования. По рекомендации комиссии в “Море дьявола” установили метеорологические буи для сбора информации о погодных условиях и состоянии океана.
Анализ обстоятельств гибели 24 судов, о которых только что упоминалось, не дает практически никакой пищи, чтобы объяснить катастрофы таинственными причинами. Во всяком случае, причины гибели 21 судна, из которых большинство балкеры, известны достаточно точно. Двенадцать из них переломились, не выдержав штормовых волн, девять затонули из-за смещения груза во время жестоких штормов, и только три пропали бесследно.
Как видим, главный виновник гибели судов – штормы. Особенно опасны сильные тропические циклоны – тайфуны, зарождающиеся в различных районах западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, у Марианских и Филиппинских островов. Траектории большинства из них проходят через “Море дьявола”.
Еще известный английский мореплаватель Уильям Д ампир в своей книге “Путешествие вокруг света” (1697 г.) 2, дав подробное описание тропических ураганов и тайфунов, правильно подметил, что разница между ураганом Вест-Индии и тихоокеанским тайфуном вод заключается только в названии. Однако в связи с тем, что теплая вода в западной части Тихого океана, где рождаются тайфуны, занимает более обширные пространства, чем в Атлантике, тайфуны, как правило, крупнее и интенсивнее ураганов.
Развитый тайфун представляет собой область пониженного давления с исключительно большими горизонтальными градиентами, вызывающими внутри тайфуна очень сильный ветер. Кстати, по-китайски тайфун означает “большой ветер”. Огромные скорости ветра в тайфунах представляют серьезную опасность для мореплавания и авиации. Атмосферное давление в центре тайфунов в отдельных случаях понижается до 880-890 мбар.
Так, в тайфуне “Нэнси”, зарегистрированном в сентябре 1961 г., давление в центре составляло 885 мбар. Скорость ветра в этом тайфуне была равна 83 м/с. Впрочем, предельную скорость ветра в тайфунах определить не удается, поскольку приборы для измерения скорости ветра – анемометры – выходят из строя.
Надо сказать, что характер волнения в центре тайфуна наиболее опасен для судов, хотя внешние признаки – отсутствие ветра, почти безоблачное небо с легкой дымкой перистых облаков – действуют успокаивающе. В “глазе бури”, расположенном вблизи берегов, мореплаватели нередко наблюдали тучи насекомых и множество птиц, занесенных в ловушку сильными ветрами.
В областях тайфуна, граничащих с пространством хорошей погоды, особенно в его передней половине, где ветер может быть и слабым и свежим, наблюдается моросящий дождь. С усилением ветра он переходит в сплошной ливень. Сила ветров увеличивается от периферии тайфуна по направлению к “глазу бури” в соответствии с увеличивающейся крутизной градиента давления
Часто, как показывают исследования, центр тайфуна не совпадает с центром ветровой циркуляции, смещаясь относительно его до 20 миль.
Волнение в зоне тайфуна, впрочем, как и любого тропического циклопа, переносится судами значительно тяжелее, чем волнение при штормах умеренных широт. Дело в том, что ветер в высоких и умеренных широтах обычно сохраняет свое направление на значительной акватории, тогда как в движущемся тайфуне он непрерывно меняет свое направление.
Поэтому в умеренных и высоких широтах создаются сравнительно правильные волны, идущие с ветром, и судно может к ним приспособиться, а в тропических циклонах одновременно образуются волны, не совпадающие в данный момент с направлением ветра.
Северо-западная часть Тихого океана, в которую входит “Море дьявола”, стоит на первом месте по количеству ежегодно проходящих по ней тайфунов. В отдельные годы наблюдалось до 38 тайфунов. Максимум тайфунной деятельности падает на июль-октябрь.
Тайфуны из области своего зарождения сначала перемещаются на запад, но большинство из них затем направляется па север, а после – на северо-восток, образуя параболу с вершиной, обращенной к западу. Средняя скорость перемещения тайфунов составляет 26 км/ч, однако она изменяется в широких пределах – от И до 50 км/ч. Эта сравнительно небольшая скорость движения тайфунов дает возможность судам с налаженной синоптической службой уклоняться от встречи с ними.
Встреча с тайфуном – всегда испытание для мореплавателей. Капитан теплохода “Леалотт”, следовавшего из японского порта Кобе в Гонконг и встретившего 11 ноября 1959 г. в “Море дьявола” тайфун “Эмма”, записал в отчете: “С вечера до 03.00 шторм достиг высшей силы. Поверхность моря с мостика уже не была видна из-за густой пелены брызг и пены, несущейся на уровне топов мачт. Приходилось управлять судном, наблюдая струи несомой ветром водяной пыли в слабом свете тоновых огней и стараясь иметь ветер на 2-3 румба позади правого траверса. Следуя за изменением ветра, изменяли постепенно курс по 10° влево…
… Судно описало дугу от запада через юго-запад до юго-востока за несколько часов…”
Надо сказать, что тайфун “Эмма” был обычной силы, а умелые действия капитана и экипажа предотвратили даже малейшие неприятности. Однако бывают тайфуны разрушительной силы, ломающие даже большие суда, такие, как современные балкеры.
Есть в пределах акватории “Моря дьявола” еще природная опасность, хотя и редко, но способная быть причиной катастроф.
Поблизости от о-ва Микура 24 сентября 1952 г. были обнаружены обломки судна “Кайо-мару”. Выяснилось, что судно затонуло несколько дней назад не менее чем в 150 милях к югу от этого острова. Причина гибели – извержение подводного вулкана, вблизи которого находилось “Кайо-мару”. Гибнущее судно видели с сухогрузного судна, но не сумели подойти близко к месту катастрофы. Таким образом, причиной гибели судна в “Море дьявола” может быть также извержение подводного вулкана. Таких вулканов довольно много в пределах “Моря дьявола”. Но, конечно, главной причиной катастроф являются тайфуны.
Акватория “Моря дьявола” огромна – на ее востоке протягивается гирлянда вулканических островов Нампо и Марианских, а с запада ее ограничивают более крупные острова Рюкю и Филиппины, на которых расположен и вулкан Пинатубо.
Около Японских островов часто проходят суда, направляющиеся в порты Юго-Восточной Азии или в местные порты. Южнее океан пустынен, лишь иногда встречается японское рыболовное судно или суперлайнер, совершающий кругосветное плавание с обязательным посещением экзотических атоллов Полинезии и Бора-Бора. Вокруг – синяя однообразная океанская пустыня без оживляющих картину островков саргассовых водорослей.
Конечно же, радостно видеть на горизонте землю. Но приближаясь к островам Нампо, невольно испытываешь тревогу – в большинстве своем это скалистые неприступные утесы с белой иеной прибоя у подножия.
У многих из островов Нампо на подводных скалах разбилось немало судов и в прошлом и в нашем веке. Нередко эти суда, вернее их искореженные остовы, застрявшие в подводных скалах, служат ориентиром и упоминаются в лоции. Некоторые из них потерпели крушение в шторм, налетев на прибрежные рифы, а другие, ничего не подозревая,- в хорошую спокойную погоду. Дело в том, что у островов Нампо немало действующих вулканов.
Их извержение – явление грозное и впечатляющее: сопровождаясь глухими раскатами, над водой вздымается фонтан черного пепла и грунта. В воздухе за десять миль от фонтана разносится резкий насыщенный запах серы. Замечали, что если извержение происходило ночью, то на горизонте мог быть виден над океаном огненный столб. В результате извержений подводных вулканов на больших площадях до неузнаваемости меняется рельеф дна.
Сейчас такие районы объявляются опасными для плавания. Среди опасных для плавания – район скал Байоннез, где сравнительно недавно был о-в Урания, исчезнувший после очередного извержения. Исчезла также приметная гора из черного базальта. Зато вместо них появились хаотически разбросанные, скрытые под водой скалы. Понятно, что здесь могли потерпеть крушение какие-нибудь суда вскоре после извержения, когда еще не вышли в свет соответствующие дополнения к лоции островов Нампо.
Таким образом, к причинам кораблекрушений в “Море дьявола” следует добавить и навигационные опасности вблизи вулканических островов этой акватории.
Острова оживляют Море дьявола не только сами по себе, но и из-за того, что на них расположены гнездовья морских птиц, в частности странствующего альбатроса. Имеются и птичьи базары. На островах Огасавара, входящих в состав архипелага Нампо, выводит потомство морская зеленая черепаха.
Так что потерпевший кораблекрушение, оказавшийся даже на необитаемых островах архипелага Нампо, не погибнет с голоду. Тем более, на многих из них имеется растительность, правда далеко не щедрая. Чаще всего встречаются панданусы с характерными воздушными корнями-подпорками да некоторые виды пальмы. Впрочем, на южных островах архипелага имеется и травянистая растительность.
Хуже другое – далеко не на всех островах имеются источники пресной воды. Как правило, островитяне собирают дождевую воду.
Интересно, что некоторые из островов архипелага Нампо носят русские имена. Имеется о-в Панафидина, открытый в 1820 г. лейтенантом русского флота Панафидиным и названный первооткрывателем о-вом Трех Холмов. С 1965 г. на о-ве Панафидина регулярно происходят землетрясения, заставившие жителей покинуть остров.
Известен также о-в Сарычева. В 2,5 милях от острова располагается действующий подводный вулкан Функа, угадывающийся по постоянно всплывающим на поверхность моря пузырькам сернистого газа.
Замыкающая восточную границу “Моря дьявола” дуга Марианских островов тоже вулканического происхождения. Из некоторых островах – действующие вулканы. Марианские острова были открыты экспедицией Магеллана. 6 марта 1521 г. Магеллан высадился на главный остров архипелага – Гуам, на котором в наши дни находится знаменитый аэропорт.
Польский журналист Я. Вольневич, побывавший на острове, пишет: “Впрочем, Гуам представляет собой не совсем обычный пункт мировой авиационной сети, в котором гражданские самолеты пользуются стартовыми полосами военной базы, самыми длинными из всех, которые мне приходилось когда-либо видеть; это отсюда в самом конце второй мировой взлетали знаменитые “летающие крепости”; с него и сейчас стартуют “геркулесы”, а также нашпигованные электронной аппаратурой патрульные самолеты дальнего действия” .
Легенда о Море дьявола, фото которой проиллюстирована ниже, утверждает, что немало самолетов, взлетевших с Гуама, как в годы второй мировой войны, так и в наши дни бесследно исчезли в воздушном пространстве над “Морем дьявола”. Действительно, имелись сообщения об аварии военных самолетов, базирующихся на Гуаме, а также о нескольких авиакатастрофах гражданских самолетов, направлявшихся в Северную Америку и в Австралию, случившихся над Тихим океаном. Достоверных сведений об исчезновении гражданских самолетов в воздушном пространстве над “Морем дьявола” нет.
Однако продолжим обзор островов в Море дьявола в Тихом океане. С запада акваторию от Восточно-Китайского моря отделяет цепь островов Рюкю. Острова гористы и покрыты щедрой субтропической растительностью. Многие из островов окаймлены коралловыми рифами, покрытыми к тому же водорослями, поэтому при плавании у островов соблюдаются предосторожности, особенно при неблагоприятном солнечном освещении. Тем не менее кораблекрушения у берегов Рюкю не редкость. Во времена расцвета Древнего Китая острова Рюкю были монетным двором империи. Около них добывались каури5, имевшие функцию денег.
В районе островов Рюкю наблюдается активная вулканическая и сейсмическая деятельность. Здесь находятся очаги сильных землетрясений и моретрясений, в результате действия которых значительно изменяется рельеф дна.
Далее к югу лежат Филиппинские острова, многие из которых тоже окаймлены опасными коралловыми рифами.
Для всех островных цепей, о которых мы упоминаем, закономерным является то, что к их восточным берегам подступают глубоководные желоба. Около островов Нампо протягиваются желоба Идзу-Бонинский с максимальной глубиной 9985 м, затем желоб Волкано с глубиной до 9156 м и, наконец, знаменитый Марианский желоб с наибольшей глубиной 11022 м, являющейся одновременно максимальной для всего Мирового океана.
Имеются также желоб Нансей с восточной стороны островов Рюкю с глубинами до 7790 м и соперник Марианского желоба – Филиппинский, долгое время считавшийся самым глубоким. По современным данным, его наибольшая глубина 10 265 м. Глубоководные желоба специально изучались океанологами с помощью различных приборов, а в Марианскую впадину был даже осуществлен спуск батискафа “Триест”. Никаких таинственных явлений с желобами не связано, и они не играют никакой роли в создании легенды об опасных и разрушительных природных процессах.
Другое дело – действующие подводные вулканы на океанском дне акватории “Моря дьявола”. Дно океана разделяется здесь протягивающимся с севера на юг хребтом Кюсю-Палау на Филиппинскую и Западно-Марианскую котловины. В обеих этих котловинах имеются изолированные конические поднятия разной высоты – это подводные вулканы. Некоторые из них имеют плоские вершины (они получили название гайотов), а другие увенчаны пиками. Это действующие вулканы. Как мы говорили, они представляют определенную опасность в случае извержения. Однако речь идет главным образом о вулканах, располагающихся около островов на поднятиях дна. Их вершины находятся на небольшой глубине под уровнем океана.
Море дьявола и подводные течения
В отношении активной вулканической деятельности и сейсмичности геология “Моря дьявола” заметно отличается от геологических черт акватории Бермудского треугольника. Вместе с тем “Море дьявола” по некоторым природным особенностям имеет определенное сходство с акваторией Бермудского треугольника, но есть и отличия.
Сходство в динамике вод в том, что, так же как и западная часть Саргассова моря, акватория, которая названа “Морем дьявола”, представляет западную периферию северного субтропического антициклонического круговорота, сформированного северными струями Северного Пассатного течения и аналогом Гольфстрима – течением Куросио. Это течение почти такое же стремительное, как Гольфстрим. Морские историки приводят много примеров, когда отнесенные бурей суденышки подхватывало Куросио и несло к берегам Нового Света. Здесь часто находили различные поплавки японского производства.
В распространении Куросио вдоль Японских островов имеется особенность. К югу и востоку от Японии постоянно существуют два меандра. Объясняют их особенностями рельефа дна. Тот, который расположен к югу от островов-циклопический, развитый над поднятием дна, а восточный меандр – антицпкпонический, связанный с нахождением глубоководного Японского желоба.
Вдоль Куроспо, так же как вдоль Гольфстрима, образуются вихри за счет разрушения более мелких меандров. Однако в отличие от Гольфстрима вдоль южного фланга Куроспо всегда существуют антициклональпые вихри, в поле которых вторгаются недолгоживущие циклонические вихри. Кстати, в Японии есть и подводные пирамиды.
На юге акватории – мощное Северное Пассатное течение с медленным противотечением, расположенным севернее его и направленным на восток.
В целом акватория “Моря дьявола” – район нагретых и соленых вод. Известны случаи, когда люди оказывались за бортом в результате кораблекрушения, но сумели продержаться в теплой воде значительное время. Но человеку, оказавшемуся за бортом не по своей воле, угрожают опасные обитатели океана, и прежде всего акулы, в том числе белая акула-людоед. Около берегов часто встречаются ядовитые рыбы, такие, как крылатки, а также медузы, а в открытом море и физалии.
Воды изобилуют летучими рыбами. В целом это более биологически продуктивный район, чем акватория Бермудского треугольника, но огромная часть, называемая Филиппинским морем, пожалуй, так же бедна, как саргассово морские воды. Поэтому японские рыболовные суда сосредоточиваются в северной части акватории. Можно поймать и рыбу фугу.
Иногда можно выловить раковину, занятую маленьким осьминогом-аргонавтом, вернее осьминожихой, для которой раковина – это инкубатор для вынашивания яиц. Удивительно красивы крупные веслоногие рачки-сапфирины, переливающиеся зеленым и сиреневым блеском. “Танец” этих рачков описан Г. Адамовым в приключенческой повести “Тайна двух океанов”.
Воды “Моря дьявола” в целом загрязнены нефтепродуктами несравненно меньше, чем воды Бермудского треугольника, однако у берегов Японии оно существенно. Здесь же воды загрязнены соединениями ртути и кадмия, причем содержание ртути в два-три раза превышает естественный природный фон. Накапливаясь в донных осадках, ртуть может попадать в тела бентосных организмов, а через них в рыбу, что может служить причиной серьезного отравления.
Вот в самом общем виде как выглядят некоторые природные особенности акватории “Моря дьявола”, которые в той или иной степени могут пролить свет на кораблекрушения.
Жертвы моря дьявола
Несколько слов о предыстории названия “Море дьявола”. По-видимому, оно было придумано журналистами, причем американскими, поскольку сенсационные сообщения появились в “Нью-Йорк тайме” в пятидесятые годы. Японские журналисты подхватили это название и “внедрили” его в обиход и в японской прессе.
В “Йомпури симбун” от 14 января 1955 г. говорится: “Место, где погиб “Сихьёмару”, называют “Морем дьявола”. В течение пяти лет там пропало девять судов. Причины неизвестны.
С 4 января 1955 г., когда была потеряна радиосвязь с судном рыболовной инспекции “Сихьёмару”, продолжаются его поиски. Уже больше десяти дней нет известий о судьбе 14 членов команды. Место исчезновения судна находится примерно в 30 милях к юго-востоку от о-ва Микура. За последние пять лет в этом районе исчезло около девяти рыболовецких судов, и ого начали называть Морем дьявола…” Далее выдвигалось предположение, что причина гибели судов может быть связана “с действием какой-то неизвестной силы, порожденной “атомным веком”…” Приводился и конкретный перечень девяти судов, исчезнувших в этом районе за последние пять лет.
Итак, первоначально “Морем дьявола”, как следует из публикации, называли сравнительно небольшую акваторию южнее о-ва Хонсю. Однако в этой же публикации содержится противоречие. В действительности вблизи о-ва Микура погибли лишь четыре из упомянутых в перечне судов. Остальные же погибли далеко от первоначального “Моря дьявола”. Так, “Гуро Сио-мару № 1” пропал вблизи островов Огасавара, “Ко Зимару” исчез восточнее о-ва Иводзима в 800 милях от о-ва Хопсю и т. д. Таким образом, понятие “Море дьявола” распространилось уже на значительно большую акваторию. Спустя несколько лет стали говорить об огромном пространстве, включающем как воды, омывающие Японию, так и Филиппинское море.
Интересно, что причины гибели двух из девяти судов были точно известны. “Кайо-мару”, о котором сообщалось в связи с действием подводного вулкана, был уничтожен непосредственно извержением или возникшей при этом гигантской волной. Судно “Сё Хуку-мару” затонуло в 120 милях к востоку от о-ва Микура во время тайфуна, успев послать в эфир сигнал “SOS”. Остальные семь рыболовецких судов водоизмещением от 62 до 190 т исчезли, как говорит легенда, по таинственной причине.
Однако даже беглый просмотр дат исчезновения судов показывает, что они пропали главным образом в зимние месяцы, когда вероятность штормов очень велика. Удалось найти упоминание о бушевавших в дни, указанные в перечне, сильных ветрах и волнении в районах плавания этих судов. Следует добавить, что далеко не все из них были снабжены надежными радиостанциями.
Что же касается судьбы судна рыболовной инспекции “Сихьё-мару”, о котором упоминается в сообщении “Йомури симбун” от 14 января 1955 г., то буквально на следующий день, 15 января, оно пришло в порт Урага. Оказалось, из-за неполадок в аппаратуре судно не могло выйти в эфир и сообщить о своем местоположении. Велико было изумление экипажа, когда их встречали на берегу как выходцев с того света. Казалось бы, все ясно, но сторонники легенды не вычеркнули “Сихьё-мару” из списка жертв “Моря дьявола”.
Надо сказать, что и в последующие годы в районе Японии, в том числе и в “Море дьявола”, пропадало без вести много рыболовецких судов. Но никто не привлекает для объяснения таинственные силы, а во всем винят тайфуны и штормы, приносимые циклонами умеренных широт. Гибнут суда и по другим причинам, пе успев послать в эфир сигнал бедствия.
Одной из самых известных катастроф в “Море дьявола” считается авария с норвежским танкером “Берге Истра”. Журналисты назвали танкер самой большой жертвой “Моря дьявола”. В декабре 1976 г. танкер неожиданно исчез севернее Филиппинских островов. Его поиски не дали никакого результата. Легенда получила серьезное подкрепление, тем более что исчезновение “Берге Истры” произошло совсем не в штормовую погоду. Высказывались различные предположения о гибели танкера вплоть до фантастических. Однако спустя десять дней история прояснилась.
Филиппинские рыбаки случайно обнаружили спасательный плот с моряком погибшего танкера. По его рассказу была составлена истинная картина катастрофы. Оказалось, что причиной катастрофы “Берге Истра” был взрыв во время работ по очистке танков водяной струей. Комиссия по расследованию аварии пришла к выводу, что в магистралях появился углеводород и образовались искры от наводимого статического электричества.
Разгадка моря дьявола
Итак, “Море дьявола” – район Тихого океана, где нет каких-то сверхъестественных сил и таинственных явлений, которые вызывают кораблекрушения и аварии самолетов. Суда и самолеты здесь гибнут из-за жестоких штормов, вызванных тайфунами и циклопами умеренных широт. Иногда причиной кораблекрушений могут быть естественные опасности у островов п проливов, а также извержения подводных вулканов.
С 6 мая по июль 1987 г. мне довелось участвовать в экспедиции на научно-исследовательском судне “Дмитрий Менделеев” в самом центре Филиппинского моря. Кстати, название – Филиппинское море появилось на картах только в XX в. Происхождение названия очевидно – соседство с Филиппинскими островами.
Первыми европейцами, которые пересекли Филиппинское море, были моряки экспедиции Магеллана, отплывшие от Марианских островов 10 марта 1521 г. Они были удручены безжизненностью расстилавшихся перед ними океанских вод и полным отсутствием морских птиц. К счастью, переход был недолгим, и через несколько дней на западе показалась земля – множество живописных зеленых островов, названных Магелланом островами Святого Лазаря. Впрочем, вскоре они были переименованы в Филиппинские в честь инфанта, а затем испанского короля Филиппа II.
Могу подтвердить наблюдения испанских моряков XVI в.: за два с половиной месяца наших работ в Филиппинском море мы ни разу не видели в небе морских птиц, океан тоже постоянно оставался пустынным: без всплесков дельфинов или корифен, без морских черепах. В этих тропических водах всего два раза видели редкие стайки летучих рыб, без которых тропики просто немыслимы. Кругом – безжизненные синие воды.
Немудрено, что филиппинские рыбаки подобрали моряка с танкера “Берге Истра” в крайне тяжелом состоянии. За время блуждания в Филиппинском море без запасов пищи и пресной воды, он только дважды сумел утолить жажду во время дождей. Знаменитый Ален Бом-бар был в куда лучшем положении, совершая плавание на резиновой лодке в тропической Атлантике: ему удавалось ловить рыбу и даже поймать морскую птицу. Кроме того, с помощью специальной сетки он отлавливал планктон, есть который с непривычки было трудновато (если не сказать противно), но он давал необходимый для организма витамин С.
Спутник Т. Хейердала па плоту “Кон-Тики” швед Бенгт Даниэльсон шутливо рекомендовал каждому, кто окажется за бортом не по своей воле и естественно не располагает планктонной сеткой, использовать вместо нее обыкновенный носок, опустив последний в воду на веревке за кормой спасательного средства. Однако эта рекомендация не для Филиппинского моря, содержание планктона в поверхностном слое которого ничтожно.
Прежде всего, возьмем микроскопические водоросли – фитопланктон, представляющий собой самое начальное звено пищевой цепи во всех водоемах. Развитие фитопланктона немыслимо без процесса фотосинтеза, для которого необходим солнечный свет. Над Филиппинским морем светит ясное тропическое солнце. Я думаю, оно более немилосердное, чем в тех же широтах над сушей, ведь “океанская” атмосфера, лишенная аэрозольных частиц, прозрачнее, примерно, в три раза, а облака над океаном даже в пять раз.
В таких условиях при очень высокой интенсивности света наступает депрессия скорости фотосинтеза и как следствие – угнетение водорослей. Существенно влияет и температура воды, особенно при высокой интенсивности света. В условиях избыточного солнечного освещения скорость фотосинтеза при повышении температуры сначала растет, а затем резко снижается. Более того, даже незначительное увеличение температуры при таких световых условиях ведет к быстрой гибели клетки.
На развитие планктонных водорослей влияет и достаточное минеральное питание. Особенно важное положение занимают здесь соединения азота и фосфора, поскольку они входят в состав белковых молекул и участвуют в регуляции внутриклеточного обмена.
В Филиппинском море отмечается исключительная бедность соединениями азота и фосфора близ поверхности. Пополнение этими важнейшими для жизни элементами за счет глубинных, более богатых ими вод, затруднено из-за уменьшения турбулентного обмена, вертикальных токов и “отслоения” верхнего слоя вследствие длительных периодов маловетреной погоды. Таким образом и создается в Филиппинском море “безжизненный” верхний слой: с одной стороны, из-за избытка света и высокой температуры, а с другой – по причине недостатка минерального питания. Наверное, без фитопланктона нет и зоопланктона, во всяком случае в достаточном количестве.
Лишь ночью Филиппинское море оживает. Оно поблескивает огоньками. Это к поверхности из темных глубин поднимаются креветки, рачки-эвфвузиды, миктофиды. Обычно в тропических водах ночью привлеченные светом судовых источников к борту подходят кальмары. Затаившись в тени под судном, они совершают стремительные рейды в освещенную зону, быстро расправляются с жертвой – летучими рыбами или светящимися анчоусами – и снова исчезают. Но в Филиппинском море те и другие встречаются только в прибрежных водах.
Район наших работ в Филиппинском море был настоящей колыбелью, где рождались тропические циклоны, и нам удалось проследить их образование и развитие.
Филиппинское море – масса очень теплых тропических вод. В июне здесь мы зарегистрировали температуру воды на поверхности, равную 31,4° С, а в июле поверхностная температура океана повысилась еще на градус. Столь высокая температура воды способствует образованию тропических циклонов. При конденсации водяного пара выделяется очень большое количество тепла, сообщающего циклоническому вихрю колоссальную энергию.
У моряков есть выражение “угрожающий вид погоды”, по которому судят о приближении шторма. Воздух влажный и душный. Вся восточная половина горизонта затянута темными зловещими облаками. С наступлением темноты 9 июля было видно, как полыхают зарницы. Казалось, воздух наэлектризован как перед хорошей грозой. Действительно, синоптик экспедиции отметил на картах погоды приближающуюся к району наших работ тропическую депрессию, с которой буквально “на глазах” происходила метаморфоза: на следующие сутки она была Уже сильным тропическим штормом, а вскоре была объявлена тайфуном “Тельма”.
Тайфун перемещался несколько севернее нас, но можно сказать, что мы были непосредственными очевидцами развития и изменения его стадии. За сутки тайфун, когда он перемещался в широтном направлении, проходил около 300 миль и лишь после поворота на север приобрел скорость до 500 и более миль. Самое низкое давление в своем центре, равное 915 мбар, “Тельма” имела 11 июля, когда мы находились от “ядра” тайфуна всего в 100 милях. О дальнейшей судьбе “Тельмы” мы узнали по радио.
13 июля тайфун повернул на север и за двое суток достиг Корейского полуострова. По сообщениям из Южной Кореи, 335 человек погибло, уничтожено более 15 тыс. домов, потоплено много сотен рыболовных судов. Правительство этой страны привлекло к ответственности метеорологическую службу, не сумевшую предсказать приход грозной стихии.
Советские дальневосточные синоптики, внимательно следившие за перемещением “Тельмы”, заблаговременно оповестили о приближении тайфуна. Отмечалось, что обычно тайфуны в июле минуют Приморье. Однако “Тельма” избрала иной путь. По такому же необычному пути последний раз июльский тайфун обрушился на советское Приморье 35 лет назад.
В корреспонденции В. Ефимова в радиогазете “Советский моряк” за 19 июля сообщается: “Больше других от натиска стихии пострадал Хасапский район, хотя большую часть своих сил “Тельма” растратила над нашими южными соседями, где были даже отмечены человеческие жертвы. У нас же тайфун “заполнился” и изошел проливными дождями. Менее чем за 10 часов Хасапский район принял месячную норму осадков.
Благодаря принятым своевременно мерам удалось не только противостоять натиску стихии, но и в самый короткий срок устранить нанесенные повреждения, наладить радиосвязь, подачу электроэнергии, нормальное функционирование хлебозаводов и пунктов общественного питания”.
Любопытно, что тайфун не только разрушитель, но и созидатель одновременно. Проходя над водной поверхностью, он оказывает воздействие на океанские глубины После тайфуна остается “холодный след”. Это тайфун как бы “подсасывает” к поверхности более холодные глубинные воды, богатые питательными солями, стимулируют развитие планктона. Известно также, что тайфуны сопровождаются выпадением обильных осадков. И тогда в нашем Приморском крае с сопок и возвышенностей стекают потоки, насыщенные питательными веществами, обеспечивая благоприятные условия для нереста и развития в приморских реках лососевых рыб.
Наверное, стоит сказать и о будущем. Предполагают, что в будущем столетии увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере и вызванное этим повышение средней температуры планеты сделают тропические циклоны более разрушительными. По модели, разработанной К. Эмануэлем из Массачусетского технологического института, сила тропических циклонов, рождающихся, например, в Филиппинском море, где температура воды возрастет на несколько градусов, увеличится на 50%.
Источник