МОРУ. БАЛЮ.
Эссенция Мору, или Балю — мощное целительное средство, относящееся к огненной фармакопее Агни Йоги. Е.И.Рерих писала о ней:
«Эссенция мору или балю изготовляется из растения, встречающегося по всем склонам Гималаев не ниже 8-ми тысяч футов. Оно принадлежит к семейству рододендровых. В Тибете оно употребляется для курений»
(Письма, 1.Х.33).
… Также нужно иметь предосторожность против огненной болезни. Первое средство против нее будет осознание и управление психической энергией. Но, как внешнее очищение, можно применить эссенцию Мору или, как ее называют, Балю. Когда вас спросят, дайте точные формулы. Укажите на Мору, как на первое средство для прибавления в воду омовения. Можно делать сильную эссенцию сока листа и корней. Если первая формула будет применена мудро, можно дать следующую. Но то же растение может быть даваемо внутрь с препаратом молока. Но раньше исследуйте внешне. …
Агни Йога. 323.
Запах балу пусть напомнит вам о целебном очищении пространства. Когда низшие сферы так загрязнены, то эманации высот несут с собою частички отложения праны.
Нельзя искусственно делать прану, но естественные отложения ее очищают пространство.
Сердце, 570.
«Вдыхание огня употребляется некоторыми йогами и представляет из себя очистительное действие. Не нужно дословно понимать это. Нельзя вдыхать пламя, но полезны огненные эманации. Для такого вдыхания йог помещался в спокойном месте, имея прямое положение позвоночника. Перед собою йог разводил огонь деодара или, за отсутствием деодара, сжигал стебли балю, но так, чтобы дым не трогал его. Затем йог начинал обычную пранаяму, но так, чтобы эманации смолы касались дыхания»
Мир Огненный I, 430.
Можно одним сожжением деодара много очистить сознание. Также и Моруа стоит на страже и не допускает многих нежелательных гостей.
Мир Огненный ч.2. 279
Моруа – растение, встречающееся в наших краях, в виде кустарника, запах его очень напоминает вербену. Пришлю Вам несколько веточек, но сейчас у нас зима. По недосмотру я допустила в названии этого растения прописную букву и это, конечно, может многих вводить в заблуждение.
17.01.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
… §570. Балу – растение, густо покрывающее склоны Гималаевна значительной высоте и принадлежащее к семье карликовых рододендронов. Запах листьев и цветов замечательно приятный. В Тибете употребляется для курений. Прилагаю Вам несколько листиков его.
05.03.1935 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой
Растения мору и балю растут на гималайских высотах. Эссенция листьев балюприготовляется на спирту и употребляется как дезинфекция для омовения. Внутрь мы ее еще не исследовали. Растение балю принадлежит к семейству рододендрон антропагон. Параграф 358 имеет в виду старые алхимические формулы… § 371 имеет в виду растение балю.
01.10.1933 (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
«Относительно точной формулы из растений моруа и балю. Формула добывания из них масла осталась в нашем «Урусвати». Святослав пробовал извлечь ароматическое масло из этих растений, и после упорных опытов ему удалось изготовить чудеснейшие масла из обоих растений, но, конечно, в ничтожном количестве. Извлекать масло из этих растений не так просто, ибо трудно добывать самые растения. Они растут только в определенной местности и на определенной высоте. Так, моруа растет большим кустом в Гималаях в нашем саду. Но балю, действительно настоящий балю, можно найти лишь в Тибете и Сиккиме на высоте 11 тыс[яч] ф[утов], ниже, на 8-ми т[ысячах] ф[утов], он становится карликовым, и цветы его в виде бутонов чайных роз с розовым основанием превращаются в маленькие, незначительные желтенькие звездочки. Местные жители собирают листья и сухие ветки балю для курений. Сухие, они тоже прекрасно пахнут, так же как и моруа, листья которого мы ежегодно собирали и набивали им подушки и клали в белье, я же любила спать на них. Запах этих листьев напоминает аромат вербены»
(Письма к А.М.Асееву, 12.1.49).
В параграфе 279 “моруа” есть название местного растения, прекрасно дезинфицирующего атмосферу, потому поместите это название полностью.
08.11.1945 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2)
… Посылаем Вам две бутылки с маслами деодара и балю, приготовленными здесь, в «Урусвати». Деодар и балю всегда применяли в тибетских монастырях как курения. В этих маслах сконцентрированы активные принципы этих курений. Кроме своей великой оккультной очищающей силы растение балютакже используется как стимулирующее средство в горячих тибетских ваннах. …
06.08.1935 Е.И.Рерих Дж.Стоксу
… Должно быть, Вы уже получили образцы масел деодара и балю. Если Вы капнете несколько капель в кипящую воду в тибетской серебряной чашке с изображением дракона (которую я передала Вам на память через мисс Э.Лихтман), то почувствуете аромат наших гималайских высот. Эта чашечка стояла на моем алтаре и была окружена лучшими эманациями и мыслями. Поскольку сама я очень верю в талисманы – этот маленький знак добавит свою долю добрых вибраций в атмосферу Вашего святилища. …
24.09.1935 Е.И.Рерих Дж.Стоксу
«…Balu. Rhododendron Anthopogon… Morua. Одна из горных вербен…»
(Письмо С.Н. Рериха, июнь 1938).
«Балю — кустарниковое растение с темно-зелеными, снизу бурыми, гладкими по краям, продолговато-яйцевидными листьями. Цветет в середине мая белыми и розовыми, прозрачными, как бы водянистыми, трубчатыми у основания, пятилепестными цветами, имеющими пять тычинок и пестик. Именно этим растением преимущественно питаются мускусные бараны, дающие наилучший мускус, вывозимый из Тибета и Сиккима в Китай. … Все растение издает приятный ароматический запах, в особенности его листья при растирании руками. Вкус их терпкий, смолистый, напоминающий мускус»
(К.Н. Рябинин. Развенчанный Тибет, с. 721).
… Последний перевал Сепола. Легче всех прочих. Проезжаем бирюзовое озерко — месторождение реки Лачена. Скромными ручьями начинается поток, который через два дня пути уже будет шуметь и сделается непереходимым без моста. Первый аромат целебного балю и первые приземистые кедры. Впереди цветы давно невиданных рододендронов. Опять мы в Сиккиме. …
Н.К.Рерих. Сердце Азии. СЕРДЦЕ АЗИИ
… На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: «Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там». …
Н.К.Рерих. Сердце Азии. ШАМБАЛА
А здесь про другой рододендрон, а может про тот же самый …
Саган-дайля — бурятское название растения и лекарственного сырья, получаемого из листьев и цветков рододендрона Адамса (лат.Rhododendron adamsii). Другие названия (синонимы) более конкретны: бурятский чай, душистый багульник, белогорский чай.
Из русских названий видно, что чаще всего траву употребляют в пищу в виде травяного чая. Причем концентрация водной настойки предельно слабая — 3-5 сушеных листьев на пол-литра кипятка. Переусердствовать не рекомендуется.
В литературе приводиться множество названий, под которыми известен рододендрон Адамса. Представляется целесообразным привести их, поскольку многие из них указывают на характерные свойства рододендрона, применение его в быту, а также на морфологические особенности. У жителей Прибайкалья рододендрон Адамса называется душистый багульник, душистый пруток (в Красноярском крае и на западе Иркутской области), у жителей Восточного и Центрального Саяна — белогорский чай, бурятское название «саган — да-ли» или «сахандалья» (что в буквальном переводе обозначает «белое крыло»), тофаларское «ак-каскара» (белая кащкара). По-монгольски — Адамсын тэрэлж, цаган-даль, тибетское «Даль-гарбо» или «да-ли», а в «Атласе тибетской медицины» он приведен под названиями ba-lu, da-lis. Под названием «ба-лу» рододендрон Адамса упомянут в тибетском медицинском трактате «Вайдурья — онбо» (л. 228а), где он рекомендован для лечения болезней легких, расстройства рлунг, мкхрис, холодного и лихорадочного бад-кан, отмечено, что свойство растения теплое, легкое. В трактате тибетской медицины «Дзейцхар Мигчан», написанным монгольским медиком Жамбалдоржи в XVII веке, цветок растений назван «да-ли», а листья «ба-лу», рекомендовано собирать растение с белыми цветками и там же приведен стилизованный рисунок рододендрона Адамса. Рисунки рододендронов разных видов, неоднократно приводятся в «Атласе тибетской медицины», там упомянуто их применение при болезнях холода «флегмы«. В бурятском языке белый переводится как «саган», или «цахал». Поэтому, местные лекари, чтобы отличить этот вид от других рододендронов, стали называть рододендрон Адамса «саган» «да-ли», что значит белый «да-ли».
Алексей Левента / Кандидат фармацевтических наук. В 1998 г. защитил по фармакологии рододендрона Адамса кандидатскую диссертацию.
http://nature.baikal.ru/author.shtml?id=leventa
Оказывается с 2011 года все виды рододендронов запрещены к использованию в биологически активных добавках к пище (Приложение 7. ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Причина запрета проста — рододендроны ядовиты, а значит употребление может вызвать не только галлюцинации и потерю пространственной ориентации, но и тяжелое отравление, могущее закончиться летально.
Так же о целебной силе саган-дайля: польза и вред, рецепты приготовления (рододендрон Адамса) https://herbalpedia.ru/catalog/sagan-dajlya/
Купить Саган-дайля можно в интернете, предложений много.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник
Что такое мора или балю
§ 323. . применить эссенцию Мору, или, как ее называют, Балю . — Эссенция Мору, или Балю — мощное целительное средство, относящееся к огненной фармакопее Агни Йоги. Е.И.Рерих писала о ней:
«Эссенция мору или балю изготовляется из растения, встречающегося по всем склонам Гималаев не ниже 8-ми тысяч футов. Оно принадлежит к семейству рододендровых. В Тибете оно употребляется для курений» (Письма, 1.Х.33).
«Относительно точной формулы из растений моруа и балю. Формула добывания из них масла осталась в нашем «Урусвати». Святослав пробовал извлечь ароматическое масло из этих растений, и после упорных опытов ему удалось изготовить чудеснейшие масла из обоих растений, но, конечно, в ничтожном количестве. Извлекать масло из этих растений не так просто, ибо трудно добывать самые растения. Они растут только в определенной местности и на определенной высоте. Так, моруа растет большим кустом в Гималаях в нашем саду. Но балю, действительно настоящий балю, можно найти лишь в Тибете и Сиккиме на высоте 11 тыс[яч] ф[утов], ниже, на 8-ми т[ысячах] ф[утов], он становится карликовым, и цветы его в виде бутонов чайных роз с розовым основанием превращаются в маленькие, незначительные желтенькие звездочки. Местные жители собирают листья и сухие ветки балю для курений. Сухие, они тоже прекрасно пахнут, так же как и моруа, листья которого мы ежегодно собирали и набивали им подушки и клали в белье, я же любила спать на них. Запах этих листьев напоминает аромат вербены» (Письма к А.М.Асееву, 12.1.49).
Практические выводы из шлоки 323:
Осознай психическую энергию и управление ею.
Осознай единство огня и духа.
Не допусти огненной болезни.
Наведи порядок в питании и применяй средства очищения и рекомендуемые медикаменты
«Потом не чуждайтесь утверждать, что валериан может быть мощным хранителем среди пламени».
«Валериан относится к категории жизнедателей, и значение его приравнивается к значению крови в организме. Валериан оккультно рассматривается как кровь растительного царства. Его следует принимать ежедневно и постоянно, не делая перерывов, рассматривая его наравне с ежедневной пищей. Можно принимать тинктуру на спирту, но, конечно, без примесей вроде эфира. Доза — от 10 до 25 и 30 капель. Но лучше всего пить валериановый чай, настоенный на корнях. Можно раз или два в день». Е.И. Рерих, письма А.М. Асееву, 28.08.31.
«Конечно, полезно воздержание от мяса, овощи хороши, кроме нескольких, как спаржа, сельдерей, чеснок которые представляют медикаменты».
«Спаржа действует на почки, усиливая выделение мочи, сельдерей возбуждает половые органы, чеснок — сильная дезинфекция, но при большом употреблении действует разрушающе на печень». Е.И. Рерих, письма А.М. Асееву, 01.10.33.
Источник
§ 323.…Применить эссенцию Мору, или, как её называют, Балю… – Эссенция Мору, или Балю – мощное целительное средство, относящееся к огненной фармакопее Агни Йоги. Е. И. Рерих писала о ней:
«Эссенция мору или балю изготовляется из растения, встречающегося по всем склонам Гималаев не ниже 8-ми тысяч футов. Оно принадлежит к семейству рододендровых. В Тибете оно употребляется для курений» (Письма, 1.Х.33).
«Относительно точной формулы из растений моруа и балю. Формула добывания из них масла осталась в нашем «Урусвати». Святослав пробовал извлечь ароматическое масло из этих растений, и после упорных опытов ему удалось изготовить чудеснейшие масла из обоих растений, но, конечно, в ничтожном количестве. Извлекать масло из этих растений не так просто, ибо трудно добывать самые растения. Они растут только в определенной местности и на определенной высоте. Так, моруа растет большим кустом в Гималаях в нашем саду. Но балю, действительно настоящий балю, можно найти лишь в Тибете и Сиккиме на высоте 11 тыс[яч] ф[утов], ниже, на 8-ми т[ысячах] ф[утов], он становится карликовым, и цветы его в виде бутонов чайных роз с розовым основанием превращаются в маленькие, незначительные желтенькие звездочки. Местные жители собирают листья и сухие ветки балю для курений. Сухие, они тоже прекрасно пахнут, так же как и моруа, листья которого мы ежегодно собирали и набивали им подушки и клали в белье, я же любила спать на них. Запах этих листьев напоминает аромат вербены» (Письма к А. М. Асееву, 12.1.49).
§ 329.…Называется невритом болезнь, которая имеет отношение к огню… – Неврит (от греч. neuron) – воспаление периферических нервов вследствие инфекционных заболеваний, травм, нарушения кровообращения. Проявляется в виде болей, расстройств чувствительности, параличей и парезов.
§ 333.…Не успеет доспеть третья раса, как семена шестой уже появятся в пространстве… – Третья раса соответствовала тому уровню развития человечества, который был достигнут ко времени существования материка Лемурии. Согласно Агни Йоге, это был очень высокий духовный уровень развития. С гибелью этого материка (а Лемурия, согласно Агни Йоге, погибла от огня) исчезла и третья раса, наиболее развитые представители которой составили начало следующей, четвертой расы атлантов. Однако, остатки третьей расы существуют и сейчас. Е. И. Рерих писала по этому поводу:
«Так туземцы Австралии – выродившиеся потомки подрас, принадлежавших когда-то великой третьей расе, превосходившей нас в своих достижениях, ибо в ней воплощались Сыны Разума» (Письма, 23.6.34).
Что касается времени появления шестой расы, то Е. И. Рерих указывала на его переходный характер – от интеллекта к духу – и связывала (вслед за представлениями многих эзотерических учений) с предстоящими мировыми катаклизмами. Она подчеркивала также, что шестая раса появляется в период перехода от одной Юги к другой:
«Именно, шестая раса должна начать новую эру, и тягостен этот период подготовления. Но не следует думать, что шестая раса нарождается в одной какой-либо стране или национальности, она распространена широко. Конечно, всегда есть главное ядро её, и ко времени катастрофы, именно принадлежащие к шестой расе будут собраны в безопасные места» (Письма, 23.6.34).
«Правильнее было бы сказать, что цикл Кали Юги для нашей планеты близится к концу. Именно, сейчас мы переживаем переходное состояние. Сатья Юга должна начаться с утверждением шестой расы, отдельные группы которой уже появляются на Земле, но истинное наступление Сатья Юги на нашей планете может совершиться лишь с очищением планеты от негодного материала и с появлением новых материков. Как всегда, предвестники эпохи появляются много раньше, но материки, сужденные принять главный прилив монад шестой расы, могут уже являть признаки наступления Новой Эпохи» (Письма, 31.5.35).
Важные сведения о месте собирания шестой расы, уточняющие соответствующие положения «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской (где впервые была обнародована данная информация) содержатся в следующих строчках писем Е. И. Рерих:
«… во всех теософических книгах, даже в «Тайной Доктрине», можно найти указание, что шестая раса собирается в Америке. Но именно в «Тайной Доктрине» я встретила противоречие – в одном месте сказано, что в Америке нарождается шестая подраса пятой расы, а в другом – шестая раса. Конечно, разница в этих понятиях подрасы и коренной расы – огромная. Но приходится принимать во внимание количество рук, корректировавших издание англ. «Тайной Доктрины». При нарождении Америки большинство переселенцев принадлежало к шестой и даже седьмой подрасам пятой расы. Но, что касается шестой расы, то отдельные индивидуумы, принадлежащие к ней, конечно, нарождаются во всех странах и к определенному времени. Большинство их будет собрано в главных и безопасных местах. Семена пятой расы были спасены, семена шестой расы будут охранены» (Письма в Прибалтику, 18.06.36).
§ 338.… – иду, Владыка! – Калагия. – Согласно сокровенной восточной традиции, понятие «Калагия» означает зов Шамбалы.
§ 351.…как повлияет на жизнь уплотнение астрала… – Е. И. Рерих писала, что уплотненный астрал есть «уплотнение тонкого тела почти до физического» и подчеркивала, что в этом состоянии «пребывает большинство Великих Гималайских Адептов». Состояние это труднодостижимо, но поскольку над ним в течении многих веков и духовно-энергетически, и экспериментально-технически работало Белое Братство, то сейчас, как писала Елена Ивановна, «достигнуты замечательные результаты». Конечное введение уплотненного астрала в жизнь изменит все бытие и будет знаком огненного будущего, основанного на сближении трех миров – физического, тонкого и огненного. По свидетельству Е. И. Рерих, появление уплотненных тел нанесет сокрушительный удар по материализму, «разобьет все сомнения в существовании потустороннего мира, и так установится видимая связь с тонким миром».
§ 352.…нужно понять холод Астрала как химическую реакцию… – Имеются в виду кажущиеся отрицательными воздействия тонкого мира, например, так называемый, «кладбищенский», или «могильный», холод, вся таинственность которого сводится, по свидетельству Е. И. Рерих, в основном, к химической реакции, возникающей при соприкосновении астрального и земного плана.
§ 355.…как Пралайя чередуется с Манвантарой… – Согласно индийским представлениям, Пралайя – период свертывания миров, обскурации, покоя мироздания, состояние «вдоха», или «ночи» – планетной, или вселенской. Наступлению космической «ночи» предшествует грандиозная катастрофа, уничтожающая прежний мировой порядок.
Манвантара – противоположный Пралайе период развертывания мироздания, творческого процесса, состояние «выдоха», или «дня» – планетного, или вселенского, период жизни Ману. Каждая Манвантара имеет своего Ману и содержит 71 махаюгу. В течение каждой Манвантары мир создается заново.
§ 355.…пользуясь эктоплазмой пространства… – Эктоплазма (букв. внешняя оболочка клетки) – понятие в традиции европейского оккультизма, означающее особое тонкое вещество, по свойствам пограничное между физическим и астральным миром. Е. И. Рерих писала: «Вы, конечно, знаете, что все феномены на спиритических сеансах совершаются посредством эктоплазмы, выделяемой, как медиумом, так и присутствующими. Теперь Вы легко можете представить себе, в каком зараженном виде возвращается эктоплазма к своему собственнику после использования её посетителями низших и средних сфер!»
§ 357.…Махаван и Чотаван являются наиболее характерными ритмами огня… – Е. И. Рерих, отвечая на вопрос, что означает Махаван и Чотаван, писала: «Буквально это значит большой ритм и малый ритм… Махаван и Чотаван – ритмы космические, ритмы пространственного огня, и в известные периоды ритмы эти ощущаются идущими по пути Агни Йоги. Ощущаются они кратковременно, ибо иначе трудно было бы выдержать, следуют с большой быстротой и стремительностью. Все эти ритмы и ритм двойного Додекаэдрона я испытала, но описать их очень трудно. Скажу только, что каждая клеточка организма трепещет этим ритмом, причём интересно отметить, что сердце продолжает свой обычный, лишь особо углубленный пульс». Она отмечала также, что организм способен воспринимать эти ритмы, идущие из пространства лишь «при достижении известной степени огненной йоги» при наличии значительного запаса психической энергии. Механическое повторение их ни к чему не ведет. Потому необходимо повышать интенсивность внутренней жизни, увеличивать степень сознательного бодрствования и непрерывности памятования о Высшем – тогда ритм духовного устремления человека будет соответствовать этим космическим ритмам.
Е. И. Рерих даже сделала попытку вспомнить свои музыкальные знания и изобразить одному из корреспондентов эти ритмы в нотах. Она оставила также некоторые указания на то, каким образом должны делаться ударения в этих ритмах в случае совершения посылок психической энергии:
«Вы должны сами почувствовать, который ритм Вам ближе, удобнее, приятнее и, наверное, нащупаете самое правильное ударение. В Чотаване ударение на первой ноте и на последней. В Махаване – на второй и на последней и на каждой третьей в последнем. Слова, избранные Вами для посылок психической энергии должны идти от сердца и самым непринужденным способом» (Письма, 21.VII.34).
§ 358.…Правильно понимать кислород как орла старых писаний… – Имеется в виду, что кислород (воздух) как один из четырех основных элементов мироздания в алхимических средневековых трактатах обозначался символом орла. Считалось, что орел – это птица, живущая при свете солнца, и потому сама излучает свет, в связи с чем её связывали со стихиями огня и воздуха.
§ 361.…Удачно сочетание двух додекаэдронов для ритма огня… – Додекаэдрон (додекаэдр – двенадцатигранник) – особый космический огненный ритм, содержащий в себе двенадцать вибрационно-энергетических тонов, то есть полную октаву (семь тонов плюс пять полутонов); по свидетельству Е. И. Рерих, она переживала этот ритм двойного додекаэдрона (Письма, 21.VII.34).
Источник