- Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)
- Служба на флоте
- Комментарии (1)
- Конспект и презентация урока музыки на тему » Океан море синее» 3 класс план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Что такое океан море синее
Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)
⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, Bolshoi Theatre Orchestra
Народный рейтинг популярности: 50065
Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление. «Океан — море синее» | Sadko. Introduction («The Blue Sea»)
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию
«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Майкапар А. Е.
Служба на флоте
Николай Андреевич родился в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.
Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (1)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
- 👍 07.12.2019 12:25 Ноль | Садко. Вступление (Океан — море синее)
* Отрывки «Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Источник
Конспект и презентация урока музыки на тему » Океан море синее» 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Конспект и презентация урока музыки на тему » Океан море синее» 3 класс. Содержит проверочную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_muzyke_na_temu_okean_more_sinee_3_klass_-_3.docx | 100.38 КБ |
sadko_2.pptx | 680.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Океан море синее».
Тип урока: комбинированный
Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы — былины «Садко».
Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы — былины «Садко».
познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук
коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.
Оборудование: аудиозапись оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись звучания гуслей; портрет композитора; цветные бумажные фигурки синего и жёлтого цветов, альбом, цветные карандаши.
Методы и приемы
Здравствуйте дети. Меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.
Актуализация знаний; постановка темы урока
— У вас на столах лежат небольшие листочки с заданиями. Сейчас вы в парах должны будете сделать все задания, после чего мы узнаем тему нашего урока.
— Кто сделал, поднимите руки. Заканчиваем.
— что у вас получилось?
— Сегодня мы познакомимся со вступлением к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» — «Океан – море синее».
— что такое опера?
— что такое былина?
— что такое опера- былина?
— знаете оперу-былину «Садко»?
— может кто- то кратко рассказать оперу – былину «Садко»?
— кто главные герои в опере – былине?
Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» — « океан- море синее»
— жанр музыки, музыкальный спектакль где все герои поют
- — Русская народная эпическая песня о богатырях.
Опера на сюжет былины
— Волхова, Морской царь
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Открытие новых знаний
— Попытайтесь представить море в этой музыке. как оно изменяется, как мы это слышим?
— как море изменяется в музыке?
— как мы это слышим в музыке?
Ребята, а почему Римский – Корсаков назвал эту часть произведения «Океан – море синее»? Что он хотел изобразить в музыке?
— Правильно ребята. Римский – Корсаков Николай Андреевич — композитор сказочник. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море. Так и океан. Океан как живой участвует в событиях оперы.
— А всегда ли одинаково звучит мелодия? Давайте посмотрим на слайд. Там показаны два состояния моря. Какие?
— Ребята, если вы вслушаетесь в главную интонацию музыкальной картины моря, то вы услышите всего три звука. Мы видим, как меняется характер музыки. В чём секрет? Что изменяется в звучании?
— что такое динамика? Какая она бывает?
— что такое темп? Какой он бывает?
— изменяется темп музыки? Как?
— оно, то спокойное, то бурное.
— волны море, морская стихия
— Спокойное и бурное
— динамика и темп
— динамика- это сила звука в произведении. Громко, тихо.
— темп – это скорость движения музыки. Они бывают быстрые, медленные, умеренные.
— он изменятся, но это не так сильно заметно
Оформлять свои мысли в устной форме
Метод анализа и сравнения
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
— Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то как будем показывать рукой? (показываю сама) – Если море будет бурное, то как мы покажем?
(Идёт повторное прослушивание отрывка, ребята выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).
— молодцы. Вы справились с заданием. Теперь попробуйте нарисовать море таким, каким вы его видите в этом произведении. (учитель включает музыку и дети рисуют)
— дети выполняют задание.
Рисуют море, которое они видят в произведении
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий
Рисование руками звучащей музыки
— давайте посмотрим, что у вас получилось ( небольшая выставка)
— Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине Римского–Корсакова «Океан – море синее». Ребята, а каких героев этой былины вы ещё знаете?
— давайте посмотрим небольшой видео фрагмент.
— что вам запомнилось на уроке?
— теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, кто все понял, у кого после нашего урока хорошее настроение?
— теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, но он что-то не понял и обязательно дома повторит?
— теперь поднимите руки те, кому не понравился наш урок, кто ничего не поняли у него плохое настроение?
(почему не понравилось)
— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работал (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания!
— Волхова, Морской царь
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Вопросы: 1) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется…. 2) быстрота музыки 3)сила звука 4)русская народная этическая песня о богатырях 5)имя Римского Корсакова 6) ….. – море синее 7) опера – былина
Ответы: опера, темп, динамика, былина, николай, океан, садко
2) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется _______
4)кто изображен на портрете? _____________________
6) из букв составь слова:
АНОКЕ – РЕМО ЕНЕСИ =
Составь из полученных слов (по всем заданиям) тему нашего урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опера Н.А. Римского – Корсакова «Садко» Учитель музыки ГБОУ СОШ №797
Русский композитор. Основное содержание творчества Н.А. Римского – Корсакова – сказки, легенды, русская история. «Чудесным дедом — сказочником» называли современники композитора. Общение с морем обогатило творчество композитора, впервые в русской музыке море «зазвучало» всеми красками. Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908)
С давних пор новгородцы мечтали о водном пути к морю, и эти мечты выразились в былине «Садко». Былина привлекла к себе Римского – Корсакова своей поэтичностью и богатством образов. В основе оперы лежит литературное произведение – былина «Садко». «Как во славном Нове – городе Был Садко, весёлый молодец. Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты , По пирам ходил – играл Садко. Потешал купцов, людей посадских». Опера – былина «Садко»
Вступление рисует образ моря, который проходит через всё произведение, каждый раз, когда в опере по ходу действия возникает картина моря, в оркестре звучит эта музыкальная тема. Как композитор нарисовал картину моря? Какой основной приём использовал композитор? Вступление «Океан — море синее»
Что передаёт иллюстрация? «Гой вы, гости иноземные, гой вы люди заезжие! Вы пропоёте-ка нам песни звонкие, про края расскажите далёкие, чтоб ведать нам, знать, куда путь держать и где больше чудес повстречается. Ты варяжский гость, гость индийской земли, а и гость великого города Веденца ». А. Васнецов «Новгородский торг»
«О скалы грозные дробятся с рёвом волны и с белой пеною крутясь бегут назад». О каких людях поёт свою песню Варяжский гость? Какой мужской голос исполняет песню? Какое море рисует нам композитор ? Песня Варяжского гостя
« Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом , далёкой Индии морей» Какой голос исполняет песню? Можно ли отнести к стилю бельканто исполнение Козловского – представителя русской вокальной школы? Какое море звуками музыки нарисовал композитор ? Песня Индийского гостя
«Город прекрасный, город счастливый, моря царица – Веденец славный. Тихо порхает ветер прохладный, синее море, синее небо». Что в звучании песни напоминает итальянскую баркаролу? Какой голос исполнял песню? Какое море нарисовал нам звуками музыки композитор? Песня Веденецкого гостя
Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.
Тесты по опере – былине «Садко» В основе оперы «Садко» лежит: а ) рассказ б ) повесть в ) былина 2. Какой мужской голос исполнял песню Веденецкого гостя? а ) баритон б ) бас в ) тенор 3. Какое море нарисовал композитор в песне Варяжского гостя? а ) тёплое б ) холодное в ) лазурное 4. Пение какого гостя можно отнести к стилю бельканто? а ) песню Индийского гостя б ) песню Варяжского гостя в ) песню Веденецкого гостя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: — повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл.
Конспект и презентация урока математики по теме» Неделя» в 3 классе в соответствии ФГОС.
Конспект интегрированного урока(музыка, литература)Тема: Образ зимы в искусстве.
Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Конспект урока музыки по теме: Музыкальный портрет1 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.
Цели деятельности учителя:ознакомление обучающихся с вычислением периметра многоугольника разными способами;совершенствование устных и письменных вычислительных навыков.Планируемые результаты:Пр.
Источник
Что такое океан море синее
Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее»
Море. Его манящие, завораживающие и величественные пейзажи, переливающиеся всевозможными красками, всегда являлись источником вдохновения людей творческих профессий. Морю посвящали свои поэтические строки такие великие стихотворцы, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Рабиндранат Тагор и Федерико Гарсиа Лорка. Своей грандиозностью впечатляют картины художников: Ивана Айвазовского, Клода Верне и Поля Синьяка. А грозный рокот бурлящей морской пучины или безмятежная водная гладь нашли отражение в звуках замечательных сочинений Клода Дебюсси, Александра Глазунова и, конечно же, композитора, которого называют главным музыкальным маринистом – Николая Андреевича Римского-Корсакого . К примеру, когда слушаешь вступление к опере «Садко», которое называется «Океан – море синее» вмиг представляется не только величие морской стихии, но даже явно слышится шум трепещущих волн.
Историю создания композиции «Океан – море синее» Римского-Корсакого, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Безусловно, что история сочинения композиции «Океан – море синее» неразделимо связана с созданием Римским-Корсаковым оперы-былины «Садко» .
В 1882 году, после премьерной постановки оперы «Снегурочка», Римский-Корсаков ощутил большое удовлетворение. Во-первых, произведение, которое он создал в короткий срок на воодушевлённом подъёме, хорошо было принято публикой. А во-вторых, признав данное творение лучшим из своих сочинений, он почувствовал себя вполне сформировавшимся оперным композитором.
Однако в то время жизнь приготовила Николаю Андреевичу такие неожиданности, что сочинение опер ему на время пришлось отложить. Причин было много и одна из них — политическая ситуация в России, наступившая после того как на престол вошёл Александр III. К тому же « Могучая кучка » уходила в прошлое, и хотя на смену ей формировался Беляевский музыкальный кружок, после смерти Мусоргского в 1881 году весь архив его неоконченных и неизданных произведений, которые требовали значительной доработки, был передан Римскому-Корсакову. Композитору пришлось дописывать и оркестровать значительное количество музыкального материала « Хованщины », и в дальнейшем активно содействовать её постановке.
Затем в 1887 году музыкальная культура России понесла ещё одну большую утрату: умер Александр Порфирьевич Бородин , оставивший незаконченной оперу «Князь Игорь» , которую дописывал опять-таки Николай Андреевич. Такие чрезвычайные обязательства, а помимо этого работа в консерватории, в придворной Певческой капелле, дирижёрская практика, а также активная общественная работа занимали у композитора всё свободное время. И всё же, несмотря на большую загруженность в 1888 году из-под его пера вышла блистательная оркестровая пьеса « Шехеразада », а немного позже увертюра «Светлый праздник».
Затем начались девяностые годы, которые принесли Римскому-Корсакову много горестей. Смерть любимой матушки и в тот же год годовалого сынишки Святослава, серьёзная болезнь жены и сына Андрея, а затем ещё одна утрата – кончина пятилетней доченьки Машеньки, выбили композитора из колеи и вылились в трёхгодичное композиторское бесплодие. Как только душевный кризис Николая Андреевича стал ослабевать, в апреле 1894 года он приступил к созданию оперы «Ночь перед рождеством». Да к тому же, в начале лета композитор получил послание от музыковеда-историка Николая Финдейзена, с настоятельной просьбой написать оперу на сюжет былины о «Садко». Это письмо стало новым сигналом для неуёмного воображения Римского-Корсакого, тем более, что данный былинный герой интересовал Николая Андреевича и ранее. В начале своей композиторской карьеры, в 1867 году он создал музыкальную картину «Садко», а затем в 1880 году стал задумываться о создании оперы, но из-за сложившихся обстоятельств на время отложил свои замыслы на неопределённое время.
Теперь размышляя над новой оперой, Римский-Корсаков своими намерениями поделился с истинным знатоком русской культуры музыковедом Стасовым. Владимир Васильевич с большим восторгом поддержал идею Николая Андреевича, так как ещё в 1861 году пытался этим сюжетом заинтересовать Милия Балакирева. Он написал Римскому-Корсакову содержательное письмо, в котором обращал внимание композитора на многовариантность изложения древней былины. Следует заметить, что композитор впоследствии внимательно прислушивался к рекомендациям Стасова. Именно по совету Владимира Васильевича опера начинается с картины, колоритно отображающей жизнь новгородцев в древние времена.
Римский-Корсаков начал работать над «Садко» летом 1894 года. С либретто ему помогали Николай Штруп, Василий Ястребцев, а затем поэт Владимир Бельский. В тот год Николай Андреевич с семьёй впервые приехал отдыхать в находящееся в Псковской губернии поместье Вечаша. Там, в располагающей к творчеству, красивой усадьбе, на берегу живописного озера он с вдохновением приступил к созданию нового произведения и, тогда-то написал вступление к опере, которое назвал «Океан – море синее».
Интересные факты
- Римского-Корсакова по праву называют композитором-сказочником, и действительно Николай Андреевич много произведений создал на сказочный сюжет. Например, из шестнадцати опер, написанных композитором, волшебно — фантастическое содержание имеют шесть: « Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», « Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» и « Золотой петушок».
- Ещё в 1867 году, во время сочинения музыкальной картины «Садко», в целях красочного изображения фантастического мира Николай Андреевич применил необычный звукоряд, состоящий из особой последовательности тонов и полутонов. Впоследствии этот оригинальный звукоряд получил название «гамма Римского-Корсакого».
- Римский-Корсаков в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, поэтому отец в возрасте двенадцати лет отдал его на обучение в Морской кадетский корпус, после окончания которого, восемнадцатилетний Николай был направлен в звании гардемарина на клипер «Алмаз». Служа на парусном судне, Римский-Корсаков побывал в разных странах, таких как Англия, Польша, Норвегия, Франция, Испания, Италия, США и Бразилия. Впоследствии впечатления от этого путешествия композитор колоритно отобразил в своих произведениях.
- Римского-Корсакова называют не только музыкальным сказочником, но и непревзойдённым музыкальным маринистом. Морская тематика ярко отображена в таких произведениях композитора, как симфоническая картина «Садко», сюита «Шехеразада», вокальный цикл «У моря», а также в музыкальной былине «Садко» и «Сказке о царе Салтане».
- Николай Андреевич обладал удивительным музыкальным слухом, например, тональности он сразу осмысливал в цветовой гамме. Так для вступления к опере «Садко» композитор выбрал ля-бемоль мажор. Именно с целью достоверного отображения морской стихии нужен был серо — свинцовый окрас, каким в его сознании обладала данная тональность.
Содержание
«Океан – море синее». Именно так Николай Андреевич Римский-Корсаков озаглавил вступление к своей опере – былине «Садко», в котором нарисовал напряжённую по характеру звуковую картину грозной морской стихии. Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается.
Произведение, включающее в себя всего сорок четыре такта, написано в тональности Ми-бемоль мажор, тактовом размере 5/4 и с авторским темповым указанием «Largo».
Композиция начинается с интонируемой альтами нисходящей трёхзвучной попевки, которая не только во вступлении, но и на протяжении всей оперы имеет важное значение: в дальнейшем она будет звучать как лейтмотив моря. Затем в третьем такте с «текучим» музыкальным материалом, который основан на тех же самых трёх нотах начального мотива: соль, ми-бемоль и ре, вступают первые скрипки . Постепенно, на фоне рокочущих звуков в басах, происходит постепенное увеличение звучности и соответственно нагнетание напряжения. Таким образом, вырисовывается живописная картина грандиозных морских широт.
Трёхзвучный мотив, который настолько прост, что его трудно назвать мелодией, постоянно претерпевает вариационные изменения, однако данное развитие касается по большей части не мелодического, а гармонического преображения. Такое красочное формирование тематического материала: с одной стороны, неизменно сохраняющиеся струящиеся очертания главного лейтмотива, а с другой — его непрерывное развитие, рисует реальный образ бескрайней и всесильной морской стихии.
Завершает композицию небольшая, но поэтичная кода, в которой композитор весьма причудливыми гармониями, создающими сказочный оттенок, намекает на чудесный и загадочный подводный мир, спрятанный от людей в океанских глубинах.
«Океан – море синее». Это вступление к опере Николая Андреевича Римского-Корсакого «Садко» по праву называют музыкальной живописью. Творческая фантазия композитора создала такой образ величавого моря, что воображение непроизвольно рисует явственную картину, отображающую всю красоту непредсказуемой водной стихии.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Океан – море синее»
Источник