Конспект урока в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Музыкальные шедевры формируют у ребенка основу эстетического вкуса, представления об идеале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse._muzyka_na_molberte.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
Развивать образное мышление обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение М.К.Чюрлениса симфоническая поэма «Море», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни «Я рисую этот мир», муз. А.Ермолова .
Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия).
Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; анализируют и делают выводы.
Регулятивные: формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.
Организация пространства : фронтальная, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальный материал: М.К.Чюрленис симфоническая поэма «Море», песня «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов; презентация.
- Включение в учебную деятельность.
Звучит музыка А. Ермолова «Я рисую этот мир», дети входят в класс.
Психологический этюд «Солнышко».
- Постановка учебной задачи.
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Герман Гессе, швейцарский писатель
Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки (звук – основа музыки, цвет – основа живописи). Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.
Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках, живопись – красками).
- Самоопределение к деятельности.
Ребята отгадайте загадку:
Стоит за кульманом чертежник.
А перед чем стоит художник?
Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы)
Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте.…», а в конце урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.
Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы)
Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать.
4. Работа по теме.
Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед — школьник).
— Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.
Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.
В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.
Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.
В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.
Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.
После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.
Работа по картинам.
— Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.
Картина «Соната моря».
- Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» — «Аллегро»?
- Что вы можете сказать о деталях картины?
Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.
Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».
Вторая картина «Сонаты моря» — «Анданте».
- Каково ваше впечатление о картине?
- Что вы можете сказать о деталях картины?
- Какова «динамика» произведения?
Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.
Третья картина «Сонаты моря» — «Финал».
Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.
5 . Динамическая пауза .
Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу – чайку.
Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим как чайка – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – чайка». Потом выдохните. Вдох. «Я чайка», — выдох. Вдох. «Я – чайка» — выдох. Шея чайки вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.
Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.
Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит море. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.
Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.
И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Был замечательный полёт! ( Присаживайтесь).
- Продолжение работы по теме.
Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения. Озвучьте их, пожалуйста.
- Что услышали в музыке?
- Какие музыкальные инструменты звучали?
- Менялось ли состояние моря?
- Как менялось?
Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 6 минут, вы можете делать пометки, которые вам пригодятся при ответе.
♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море»
- Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала море было спокойным, потом бушующим)
- Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)
Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты) . Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев). Арфе нет равных в передаче образов движения воды.
Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным)
Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)
Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов.
Молодцы. Композитор назвал свое произведение симфоническая поэма «Море». Из какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература).
Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка, литература, живопись).
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с симфонической поэмой «Море», картины соната «Моря» какое состояние моря изобразил на них Чюрлёнис? (спокойное, бушующее).
А если сопоставить с музыкой эти картины, мы увидим сходство этих произведений?
Чюрлёнис показывает море как организм, в котором есть своя жизнь. Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? (желтые, коричневые.) Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил Чюрленис – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое.
Давайте вернемся к теме нашего урока «Музыка на мольберте. …» Что можно написать вместо многоточия, как дополнить тему урока? (композитор – художник).
Сейчас я снова вам предлагаю перевоплотиться, но теперь уже в художников. Давайте насладимся еще раз звучанием симфонической поэмы «Море». Будем с вами художниками и ощутим многообразие цвета и нарисуем свои цветовые ощущения. При этом подбирайте те краски, которые наиболее полно передают ваши эмоциональные ощущения.
Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления в своем воображении и цветовыми пятнами и линиями на бумаге.
♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море» (под музыку дети рисуют).
Анализ работ детей.
Какими цветами передано состояние моря и почему?
Вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления.
Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Исполнение песни «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов.
- Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.
— Над какой темой работали?
— Сумели ли ответить на главный вопрос темы?
Итак, ребята, мы сегодня узнали, что музыкальные сочинения литовского композитора и художника Микалоюса Чюрлениса живописны, а картины – музыкальны.
Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.
— С каким настроением вы работали на уроке? (мажор, минор).
— Оцените свою работу на уроке.
Наш урок я хотела бы закончить словами самого композитора: «Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».
Учитель: «До свидания, ребята». Дети: « До свидания, учитель».
Источник
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— творчество М. Чюрлёниса – литовского композитора и живописца;
— полифоническая музыка И. С. Баха;
— творчество французского композитора К. Дебюсси.
Импрессионизм – направление в живописи последней трети XIX века.
Живописная музыка – это музыка, в которой усилена изобразительность, она словно рисует картину.
Соната – инструментальный жанр музыки для одного инструмента.
Триптих – произведение из трёх картин, рисунков, объединённых одной идеей.
Полифония – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.
Фуга – наивысшая форма полифонического мастерства, в основе которой лежит тема, поочерёдно повторяющаяся во всех голосах.
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединённых одним замыслом, программой.
- Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.
- Иллюстрированный словарь иностранных слов: около 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. / автор-составитель Е. А. Гришина. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 319 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На протяжении многих лет люди мечтали объединить несколько видов искусств в единое целое. Воплощением этой идеи в реальность стали оперные театры, объединившие в себе различные виды искусств и, конечно, люди, имеющие одновременно выдающиеся способности к музыке, живописи, поэзии.
Один из столь многогранно одарённых людей – Микалоюс Константинас Чюрлёнис, гениальный художник, поэт из Литвы, первым написавший также музыку для симфонического оркестра. «Вселенная представляется мне одной большой симфонией, где люди – ноты», – говорил он. Чюрлёнис тяготел и к полифонической музыке. Полифония – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий. Она бывает подголосочной и имитационной. Подголосочная полифония – это одновременно звучащие основная мелодия и её варианты (обычно используется в народной музыке). В имитационной полифонии разрабатывается одна и та же тема, переходящая из голоса в голос.
Непревзойдённым мастером полифонии был немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Творчество его многогранно. Он написал более 1000 произведений во всех жанрах светской и духовной музыки, кроме оперы. Чтобы доказать преимущества новой системы настройки инструментов, Бах создал два тома «Хорошо темперированного клавира», состоящего из 48 прелюдий и фуг.
Прелюдия – вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса.
Фуга – наивысшая форма полифонического мастерства, в основе которой лежит тема, поочерёдно повторяющаяся во всех голосах.
Здесь нет главенствующей мелодии и второстепенного аккомпанемента. Тема фуги равноценна и равноправна во всех голосах. Классический пример фуги представлен в «Хорошо темперированном клавире» Иоганна Себастьяна Баха.
Продолжая традиции Баха, Чюрлёнис пишет полифоническую музыку и, в частности, фуги. Музыка Чюрлёниса очень живописна, а его художественные полотна носят музыкальные названия: «Соната звёзд», «Соната пирамид», «Симфония моря».
Соната – жанр инструментальной музыки, состоящий из трёх частей.
Такова и «Соната моря» – триптих, произведение из трёх картин, объединённых одной идеей.
Первая часть «Аллегро» – будто весело играющие волны.
Вторая часть «Анданте», напротив, создает ощущение покоя. Только два ярких луча освещают горизонт и указывают на затонувшие корабли. Заботливая рука поднимает один из них и бережно опускает на воду, даруя ему новую жизнь.
В третьей заключительной части величественное и грозное море вновь накрывает мощной волной маленькие кораблики…
Произведения М. К. Чюрлёниса неповторимы. На рубеже веков люди только мечтали о полётах, а у него циклы картин завораживают идеями космоса: «Зодиак», «Сотворение мира». А последняя работа «Рекс» смотрится как будто фотография из космоса!
Микалоюс Чюрлёнис сочинил более 200 произведений для фортепиано, струнного квартета и органа. С 1965 года в Литве проводится международный конкурс пианистов и органистов имени Чюрлёниса. В 1913 году на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа именем композитора названа гора.
Значительное влияние на музыку оказало направление в изобразительном искусстве, возникшее во Франции в 70-е годы XIX века. Речь, конечно, идёт об импрессионизме (от французского слова impression – «впечатление»).
Импрессионисты пытались запечатлеть на полотнах изменчивость и непостоянство мира в отражении своих мимолётных впечатлений. Начало направлению положила выставка в Париже, где была выставлена работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Это событие обозначило начало новой страницы в живописи. В моду вошла новая техника с широкими мазками, а линии и контуры стали менее четкими.
Художники вышли из своих мастерских на пленэр (на открытый воздух), чтобы отобразить на холсте окружающую жизнь, перестали смешивать цвета, получая нужный цвет путём правильного наложения красок, и постепенно отказывались от чёрного. Вследствие этого картины казались наполненными светом. Однако публика раскритиковала новые художественные методы, поэтому направление просуществовало всего десять лет. Впрочем, оно оказало значительное влияние на последующие течения в изобразительном искусстве, а полотна импрессионистов до сих пор ценятся во всём мире.
В музыке основоположником импрессионизма считают французского композитора Клода Дебюсси. Его пьесы, как и полотна знаменитых живописцев, передают множество оттенков жизни, но в звуке. Созданная им музыка невесома, прозрачна и легка. Даже названия произведений («Эстампы», «Эскизы») говорят о тесной связи с живописью.
Клод Дебюсси занимался и дирижёрской деятельностью. Гастролируя по миру, он побывал в том числе и в России, где познакомился с деятельностью музыкального объединения «Могучая кучка» и был впечатлён использованием оркестровых красок Н. А. Римским-Корсаковым в создании музыкальных морских пейзажей.
Клод Дебюсси известен как автор опер, балетов, кантат, поэм, ноктюрнов, сюит для симфонического оркестра. Но деятельность композитора неотрывно связана с фортепианной музыкой, к тому же он сам был прекрасным пианистом.
Названия его прелюдий созвучны поэтическим строкам: «Феи – восхитительные танцовщицы», «Девушка с волосами цвета льна», «Снег танцует». Если воссоздавать музыку Дебюсси средствами живописи, то это наверняка были бы акварельные краски и пастельные тона.
Клод Дебюсси первым среди европейских композиторов включил джазовые ритмы в фортепианную музыку. Под впечатлением от увиденного американского шоу композитор создал образ маленького танцора «Кукольного кэк-уока» в финале сюиты «Детский уголок» (кэк-уок – модный в начале XX века танец негритянского населения Америки).
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1. Из перечисленных авторов выберите композитора, который первым использовал джазовые ритмы в фортепианной музыке.
- Джордж Гершвин;
- Игорь Бутман;
- Клод Дебюсси;
- Алексей Козлов.
Все четыре музыканта имеют отношение к джазовой музыке.
Джордж Гершвин – основоположник симфоджаза, но о нём не было речи на уроке. Игорь Бутман – блестящий джазовый музыкант, саксофонист, продюсер. Он наш современник, поэтому первооткрывателем быть не может. На уроке шла речь в основном о творчестве И. С. Баха и о зарубежной культуре XIX и начала XX века, о современной отечественной культуре речь не шла.
Алексей Козлов – российский композитор, исполнитель-саксофонист, основатель известной группы «Арсенал», тоже наш современник, поэтому его имя не может быть ответом.
А вот французский композитор, пианист и дирижёр Клод Дебюсси неохотно покорялся стандартам и пытался создать собственный стиль в музыке. Отход от традиций привёл его к формированию нового стиля в музыке – импрессионизму. Клод Дебюсси писал фортепианную музыку и сам был концертирующим пианистом. Именно он первым использовал джазовые ритмы, так как интерес к джазу возник в начале XX века, когда жил композитор.
№ 2. Установите соответствие между автором и названием произведения.
фуга до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира».
Из всех перечисленных композиторов раньше всех жил немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Инструменты того времени, клавесин и клавикорд, называли общим названием – клавир. Сейчас эти инструменты не используются. Их полностью вытеснило фортепиано. Значит, автор «Хорошо темперированного клавира» – немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.
Как мы узнали на уроке, Клод Дебюсси – французский композитор, искавший новые выразительные и изобразительные возможности в музыке. Он наблюдал за переменами в живописной манере французских художников того времени, и они не оставили его равнодушным, повлияв на его музыкальный стиль. Поэтому поэтическое название «Лунный свет» дано одному из сочинений Клода Дебюсси.
На уроке мы узнали, что литовский композитор М. К. Чюрлёнис был ещё и живописцем. И для него два вида искусства были настолько взаимосвязаны, что он часто давал своим художественным полотнам музыкальные названия. У него есть «Соната звёзд», «Соната пирамид», «Соната лета». А море для М. К. Чюрлёнис было и темой, и образом, и символом. Следовательно, автором «Сонаты моря» является литовский композитор Микалоюс Константинас Чюрлёнис.
Источник