Эжен Делакруа — морские пейзажи Нормандии
Несмотря на то, что пейзаж не стал ведущим жанром в творчестве Эжена Делакруа, некоторые его работы, являющиеся подлинными шедеврами пейзажной живописи, оказали влияние на поиски художников следующих поколений.
Обращаясь в видам Нормандии, Делакруа предвосхитил становление национального пейзажа Франции середины ХIХ века. А его достижения в области композиции и колорита легли в основу поисков импрессионистов.
Изображения природы всегда занимали существенное значение в его живописи, однако «чистые» пейзажи Делакруа создает, в основном, в поздний период творческого пути, начиная с 1840-х годов. Художник много путешествует по Франции, посещая такие провинции, как Нормандия, Иль-де-Франс и Аквитания, и привозит с собой множество зарисовок.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы (Cliffs), акварель, 1835-1839 (Private Collection)
Работа акварелью занимает совершенно особое место в творчестве мастера. Исследователи часто подчеркивают влияние английских художников на становление творческого метода Делакруа — в 1825 году художник побывал в Англии, где увидел работы Констебла и Тернера. Однако решающее значение в творчестве Делакруа акварель приобретает в поздний период, особенно во время пребывания в Нормандии.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Cliffs in Normandy, акварель, 1849 (Musée Louvre, Paris, France)
Обращение к природе этой провинции, ее рассеянному северному свету и бескрайнему морю стало поворотным пунктом в его пейзажной живописи. Нормандские акварели демонстрируют чуткость Делакруа по отношению к особенностям местного ландшафта и правдивость их интерпретации.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — View of the Port of Dieppe, акварель — гуашь, 1854 (Pierpont Morgan Library, New York, USA)
Особое впечатления на него произвели грандиозные скалы в Этрета.
Скала Амон в Этрета.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Cliffs at Etretat, акварель, 1849 (Musée Fabre, Montpellier, France)
Скала Аваль в Этрета с ее знаменитой монументальной нерукотворной аркой.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы в Этрета (Cliffs of Etretat), 1849, акварель и гуашь (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam, Netherlands)
Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) — Vue des falaises d’Etretat , акварель, 19th Century (Private Collection)
Непосредственностью видения, естественностью композиции и умением передать тончайшие состояния атмосферы Делакруа предвосхищает достижения своих последователей — импрессионистов, также обращавшихся к этому мотиву.
Художник улавливает малейшие голубоватые рефлексы от неба и моря на скалах, верно схватывая изменения в их колорите под воздействие света и влажного воздуха.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы возле Дьеппа (Cliffs near Dieppe), 1852-55 акварель (Paris, Musee Marmottan Monet)
Благодаря тончайшей тональной разработке он передает и игру открытого солнечного света на камнях и краски вечернего пейзажа. Как нельзя лучше для передачи прозрачности морских волн, разбивающихся о скалы и отливающих многочисленными оттенками и нюансами, подходит акварель с ее легким красочным слоем и просвечивающей сквозь него бумагой.
Фрагменты картины «Скалы возле Дьеппа».
Не только скалы, но и само море, величественное и безграничное, становится ведущим мотивом целого ряда произведений Делакруа. «…Море всегда было моей отрадой, — говорил он, — я могу по три или четыре часа стоять на берегу или на краю скалы, не в силах от него оторваться».
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Sunset on the Sea, акварель, c.1854 (Private Collection)
Именно оно является главным «героем» самого знаменитого живописного пейзажа Делакруа «Море в Дьеппе». Композиция картины проста, линия горизонта делит ее на две почти равные части: море, изображенное в непосредственной близости от зрителя, и облачное небо.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Море в Дьеппе (The Sea from the Heights of Dieppe), 1852 (Лувр, Париж)
Эту работу отличает не только поразительная естественность и непредвзятость видения, но и необыкновенная сила и богатство цвета. Делакруа строит колорит на сочетании дополнительных тонов , в первую очередь глубокого синего и желтоватого, извлекая из этого контраста удивительные живописные эффекты.
«Чем сильнее противоположность, тем больше блеска» — утверждал мастер.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Sunset on the Sea, акварель, c.1854 (Albertina, Vienna, Austria)
Постоянно наблюдая за жизнью света в природе, за изменением цвета в зависимости от освещения и погодных условий, а также благодаря последним открытиям ученых в этой области Делакруа вырабатывает собственные колористические принципы. Он одним из первых заметил, что «свет, полутон, тень и рефлекс изменяют почти все вещи» (Пио Р. Палитра Делакруа, 1932).
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — The Sea at Dieppe, акварель, c 1854 (Private Collection)
«В картинах Делакруа цвет каждого предмета существует в сложном колористическом контексте, включен в целостную цветовую гармонию, обогащая ее и подчиняясь ей» (Раздольская В.И. Европейское искусство ХIХ века, Классицизм, романтизм., 2005).
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Seascape, акварель, c.1854 (Private Collection)
Его открытия стали основополагающими в дальнейшем развитии французского искусства. Он намного опережает свое время не только в свободе наложения краски, но дробностью мазка предвосхищает манеру импрессионистов.
(по материалам статьи «Пейзаж в творчестве Эжена Делакруа», Ивасютина М.В.)
Источник
Лувр_9. Делакруа.
Эжен Делакруа (1798—1863). Натюрморт с омаром и трофеями охоты и рыбной ловли, 1827, 81 х 107 см.,
написан по заказу французского военного министра.
«Делакруа отмечал, что, работая над натюрмортом, он всегда сражается со временем, стремясь дописать цветы до того, как они увянут. Из-за спешки его манера — в этом жанре — удивительно напоминает импрессионистическую. Дега, Ренуар и Сезанн учились натюрморту именно у Делакруа.
Сначала присмотримся что там вдали, в полях:
Омар выглядит довольным жизнью, хотя уже сварен, судя по цвету:
А заяц грустен, мрачен, глаз уставлен исподлобья в небо. Откинул длинные худые лапки, не смог сбежать от этих, что на конях, да с борзыми:
Лихо написано ружье с насечкой на прикладе, его обвивает грубая жесткая веревка, слева веревочный ягдташ, под ружьем ловкие клетки пледа или что-то другое шотландистое.
Поединок рыцарей. 1825, фрагмент:
«Делакруа считал, что самое главное в картине — это настроение. Это было чуть ли не основным романтическим принципом. Он писал в своем дневнике: «Мне нет дела до того, насколько правильно написана моя картина. Я чувствую, как во мне закипают мысли, как они рвутся наружу, причудливо переплетаясь и тысячу раз меняясь прежде, чем достигнут цели, к которой я стремлюсь. Внутри меня возникает какой-то водоворот, и его необходимо успокоить. Но это невозможно сделать. И я берусь за кисти. «
Шарль Бодлер: «Делакруа был страстно влюблен в страсть и с холодной решимостью искал средства для выражения страсти наиболее зримым образом. Заметим попутно, что в этой двойственности мы видим два признака, отличающих подлинного гения, гения непостижимого для ограниченных душ, которые охотно довольствуются безликими, вялыми и несовершенными произведениями. Огромной силы страстность в сочетании с несокрушимой волей — таков был Делакруа.»
Тут уместно вспомнить снимок Нодара:
Родился он в семье министра иностранных дел, правда бывшего. Ходили слухи что папой был Тамерлан или даже сам Наполеон. Враки конечно.
Друг детства — Дюма.
К искусству пристрастился благодаря дяде, тот взял его с собой на этюды в Нормандию, еще мальчиком. Живописи учился у классициста Герена, копировал в Лувре, подружился с молодым Жерико, тем самым у которого так неправильно и так выразительно скачут кони, позировал ему для знаменитой картины»Плота Медузы». Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Выставлялся в Салонах, получил скандальную известность, ломая каноны академизма и жанров вообще, особенно исторической картины,
стал лидером романтического направления в живописи, симпатизировал революции, написал всем известную «Свободу на баррикадах», которая такой восторг у публики вызвала, что правительство купило её — и спрятало, как неблагонадежную, слишком много свободы она внушала.
Потом поехал в Марокко, там ошалел от пестроты и яркости экзотической, сделал сотни рисунков и много лет ими вдохновлялся.
Стал получать официальные заказы, расписывал дворцы, 12 лет посвятил работе над фресками церкви Сан-Сюльпис, но они остались практически незамечены публикой, не смотря на то, что признание он получил, посты, награды, все было, была и персональная выставка на Всемирной парижской выставке.
Была у него и серьёзная болезнь горла, длилась много лет и в конце концов свела в могилу. Он умер в своем парижском доме 13 августа 1863 года, в возрасте 65 лет.
Внешне жизнь художника была небогата событиями. В молодости — поездка в Англию и Марокко, в зрелости — путешествие по Бельгии. Все остальное время он находился в Париже. Здесь, в мастерской на улице Фюрстенберг, шла постоянная, титаническая, изнуряющая работа.
Из письма ученику П. Адрие (28 марта 1858):
«В том, что я так много работаю, заслуга моя не столь уж велика, как это можно думать, потому что для меня самого это наибольшая радость, какую я могу себе доставить. За моим мольбертом я забываю огорчения и заботы, являющиеся общим жребием. Думается, что тот, кто в поисках доступных развлечений находит их в занятии, подобном живописи, должен обретать в ней также радости, какие не могут дать обычные удовольствия. Следовательно, надо работать так много, как только можно: в этом вся философия и единственный способ устроить свою жизнь».
Давайте еще ближе посмотрим на его быструю кисть:
Да и рисовальщик он был отменный. Штудия к одной из картин:
А вот, собственно, чисто импрессионистический Делакруа — «Вид моря у Дьеппа», 1852:
Слева в углу неловко вписавшаяся тёмная лодка притаилась, но море и небо всё искупают.
И вот ещё что, оказывается:
«Делакруа увлекся новейшей по тем временам идеей дополнительных цветов. Химик Мишель Шеврёль обратил внимание на то, что интенсивность цвета зависит не только и не столько от количества красящего пигмента, сколько от контраста со смежным цветом. Ученый исследовал, как смотрится тот или иной цвет по отдельности и в обрамлении легкого тона дополнительного цвета и обнаружил, например, что тень, отбрасываемая красным платьем, обязательно должна содержать небольшую примесь зеленого цвета. Книга Шеврёля «О законе одновременности контраста цветов» вышла в свет только в 1839 году, но с лекциями на эту тему он выступал еще в 1820-е годы. Возможно, именно идеи Шеврёля помогли Делакруа добиться той удивительной гармонии цвета, которая всегда отличала его творения.»
Дневники Делакруа Матисс не считает интересными. С практической точки зрения. Но там множество интересного, рекомендую.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- популярная музыка (201)
- интересно (165)
- славянский мир (128)
- история (111)
- фото (79)
- живопись (57)
- путешествие (54)
- дела военные (52)
- немного политики (48)
- юмор (45)
- животный мир (43)
- танец (43)
- кино (38)
- ЖЗЛ (37)
- 65-летию Победы (35)
- легенды, притчи, афоризмы (34)
- инструментальная музыка (33)
- сказки (31)
- литература (29)
- спорт (28)
- Битва за Москву (25)
- прикладное творчество (25)
- театр (25)
- полезности (17)
- здоровый образ жизни (17)
- детки (15)
- цирк (14)
- романс (13)
- джаз, блюз (13)
- картинки (13)
- обычаи, традиции (13)
- авторская песня (11)
- мои мемуары (9)
- шоу (8)
- архитектура (6)
- тесты (5)
- игра (3)
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Эжен Делакруа
ДЕЛАКРУА Фердинан Виктор Эжен (1798-1863) — французский живописец и график, глава романтизма во французской живописи, колористические искания которого оказали большое влияние на формирование импрессионистического направления.
С 1816 по 1822 гг. учился в мастерской классициста П.Н.Герена в Париже.
Изучал живопись старых мастеров в Лувре, увлекался английской живописью, особенно творчеством Дж.Констебла, большое влияние на него оказало искусство Т.Жерико. В 1825 г. посетил Англию, затем Алжир, Марокко, Испанию и Бельгию.
Первая самостоятельная работа Э.Делакруа «Данте и Вергилий» («Ладья Данте», 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет «Божественной комедии», принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета. В отличие от классицистов, отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, Э.Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание «Данте и Вергилия» усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне.
Данте и Вергилий
Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана “Резня на Хиосе” (1823–1824, Лувр, Париж).
Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности (“Казнь дожа Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон; “Смерть Сарданапала”, 1827, Лувр, Париж).
Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр, Париж), изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.
Свобода, ведущая народ
Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями. Он пишет также картины на мифологические, религиозные, исторические темы («Битва при Пуатье», 1830, Лувр, Париж; «Битва при Нанси», 1831, музей, Нанси; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1841, Лувр, Париж), литературные сюжеты, преимущественно из Данте, Шекспира, Вальтера Скотта, Байрона, Гете, создавая не бытовые сценки, а грандиозные эпопеи.
Взятие крестоносцами Константинополя
Жажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (“Алжирские женщины”, 1833–1834, Лувр; “Арабские комедианты”, 1848, Музей изящных искусств, Тур; “Львиная охота в Марокко” 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Львиная охота в Марокко
Делакруа работал также в области психологического портрета (“Ф.Шопен”, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847; зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились).
Делакруа — один из последних великих мастеров настенной живописи. Он исполнил три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850); зал Мира в Парижской ратуше (уничтожен пожаром в 1871); две грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) — «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом».
Изгнание Илидора из храма
Делакруа много работал в графике; серия его литографий к «Фаусту» была одобрена самим Гете. О литературном даре свидетельствует эпистолярное наследие Делакруа, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822, — подлинная летопись культурной жизни эпохи. Делакруа оказал большое влияние на молодое поколение, в том числе на будущих импрессионистов, однако в официальных художественных кругах к нему относились с подозрением и лишь в 1857 его выбрали в члены Института (Академии), после семи провалов. По многогранности таланта, по неистовой жажде воплощения он сопоставим с мастерами Ренессанса.
Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в его произведениях приобретает активную эмоциональную выразительность, подчеркнутую богатством рефлексов , контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют красочный слой, созданный темпераментным движением кисти. Живописной фактуре, предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок. Делакруа вошел в историю мирового искусства как один из величайших мастеров цвета, он первым из художников выдвинул проблему цвета и научно обосновал ее. На протяжении всего своего творчества он интересовался проблемой гармонического сочетания красок, применения цветовых контрастов и дополнительных цветов.
Греция на руинах Миссолунги, 1826
Луи Орлеанский хвастает любовницей, 1825-1826
Женщина с попугаем, 1827
Сирота на кладбище, 1824
Поединок гяура с пашой, 1826
Фанатики Танжера, 1837
Нагая женщина на диване, 1825
Портрет Жорж Санд, 1839
Схватка арабских скакунов, 1860
Мадмуазель Роза, 1817-1820
Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду, 1825
Натюрморт с лангустами, 1826-1827
Одалиска, отдыхающая на диване, 1827-1828
Молодой тигр, играющий со своей матерью, 1830
Еврейская невеста Танжера, 1832
Портрет Фредерика Виллота, 1832
Клеопатра и крестьянин, 1838
Колумб и его сын в Ла Рабида, 1838
Гамлет и Горацио на кладбище, 1839
Кораблекрушение Дон Жуана, 1840
Микеланджело в своей мастерской, 1849-1850
Букет цветов, 1849-1850
Арабский всадник, сражающийся со львом, 1849-1850
Источник