Делимитация морских границ черного моря

Совместное заявление Президентов России и Украины по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе

Россия и Украина считают важным осуществить делимитацию морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе в духе дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, с учетом законных интересов обоих государств.

Они приветствуют существенный прогресс в переговорном процессе прежде всего в том, что касается Керченского пролива, рассматривая его в качестве основополагающего фактора для комплексного урегулирования в этом районе.

Обе Стороны исходят из целесообразности по достижении согласия в отношении всех упомянутых пространств заключить российско-украинский договор, охватывающий Азовское море, Керченский пролив, сопредельные территориальные моря, континентальный шельф и исключительные экономические зоны двух стран в Черном море.

Соответствующим ведомствам двух стран поручено подготовить такой договор для подписания.

Стороны подтверждают необходимость обеспечить сотрудничество в Азово-Керченской акватории, включая устойчивую работу и развитие Керчь-Еникальского канала, путем создания совместной российско-украинской корпорации по управлению этой наиболее надежной судоходной артерией в Керченском проливе.

Россия и Украина активизируют двустороннее сотрудничество в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности, а также в других сферах, с целью завершения работы над соответствующими соглашениями.

Источник

Делимитация морских пространств в случае Черного моря — Maritime Delimitation in the Black Sea case

Дело о делимитации морской границы в Черном море (Румыния против Украины) [2009] МС 3 было решение Международного Суда (МС). 16 сентября 2004 г. Румыния обратилась в суд после неудачных двусторонних переговоров. 3 февраля 2009 года суд вынес приговор, установив морскую границу, включая континентальный шельф и исключительные экономические зоны для Румынии и Украины .

СОДЕРЖАНИЕ

Факты

В 1997 году Румыния и Украина подписали договор, в котором оба государства «подтверждают, что существующая граница между ними неприкосновенна, и, следовательно, они должны воздерживаться в настоящее время и в будущем от любых покушений на границу, а также от любых требований, или акт, захват и узурпация части или всей территории Договаривающейся стороны «. Обе стороны согласились, что если в течение двух лет не удастся достичь решения по морским границам, любая из сторон может добиваться окончательного решения Международного Суда. Неподалеку под морским дном обнаружены десять миллионов тонн нефти и миллиард кубометров природного газа .

BP и Royal Dutch / Shell подписали контракты на разведку с Украиной, а Total — с Румынией. Австрийская OMV (владелец крупнейшей румынской нефтяной компании Petrom ) подписала контракт с Нафтогазом Украины и Черноморнефтегазом на участие в аукционе концессионных прав на этот участок.

Из-за своего местоположения остров Змеиный затронул морскую границу между двумя странами. Если бы остров Змеиный был островом , его континентальный шельф считался водами Украины. Если бы это был островок , в соответствии с международным правом морская граница между Румынией и Украиной не принимала бы его во внимание. Румыния утверждала, что Украина развивает остров Змеиный, чтобы доказать, что это остров, а не островок.

Судебные заседания

16 сентября 2004 г. Румыния подала иск против Украины в Международный Суд в рамках спора о морской границе между двумя государствами в Черном море и заявила, что остров Змеиный не имеет социально-экономического значения. Острова обычно считаются, когда границы устанавливаются самими государствами или третьей стороной, такой как Международный Суд. В зависимости от индивидуальных обстоятельств острова теоретически могут иметь полное, частичное или никакое влияние на определение прав на морские районы.

Однако на практике даже островки нередко учитываются при разграничении морских пространств. Например, остров Авес считался в Договоре о морской границе США — Венесуэла, несмотря на его небольшие размеры и то, что он был необитаем. Большинство государств не проводят различия между островами, согласно статье 121 (3) Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву , заявляют, что шельф является ИЭЗ для всех своих островов. Примеры включают Роколл в Великобритании , Окиноторишиму в Японии , Гавайские острова в США и ряд необитаемых островов вдоль экватора, Клиппертон во Франции и другие острова, а также острова Ян-Майен в Норвегии .

Решения международных судов, трибуналов и других сторонних органов по разрешению споров были менее единообразными. Хотя в соответствии со Статьей 121 (3), камни учитываются при разграничении морских границ, они могут быть упущены из виду, сброшены со счетов или анклавированы, если они имеют несправедливый искажающий эффект в свете их размера и местоположения. Даже если не сбрасывать со счетов такие острова, их влияние на делимитацию может быть минимальным. Таким образом, существующие решения не достигли уровня единообразия, необходимого для обеспечения верховенства закона.

До этого спора не проводилось независимой международной проверки статуса конкретного объекта как скалы по статье 121 (3) или острова по статье 121 (2), и решение Международного суда было трудно предсказать. Если он объявляет остров Змеиный островом, при разграничении морских зон, Международный Суд может учитывать «особые» или «соответствующие» обстоятельства и полностью, частично или не затрагивать границу острова Змеиный. 19 сентября 2008 г. Международный суд закрыл свои публичные слушания.

Суждение

Суд вынес решение 3 февраля 2009 года, разделив Черное море линией между требованиями каждой страны. Что касается румынской стороны, то МКЮ установил, что конец Сулинской дамбы, обращенный к суше, а не искусственно созданный, должен быть основанием для принципа равноудаленности . Суд отметил, что дамба имеет другую функцию от порта, и только портовые сооружения являются частью побережья.

С украинской стороны суд постановил, что остров Змеиный не является частью прибрежной конфигурации Украины, объяснив, что «считать остров [Змеиный] соответствующей частью побережья равносильно прививке постороннего элемента к береговой линии Украины; последствия будут быть судебной переработкой Географии ». Международный Суд пришел к выводу, что остров Змеиный «не должен иметь никакого влияния на делимитацию в этом случае, кроме того, что проистекает из роли 12-мильной дуги его территориального моря». В то время как суд провел линию , которая была равноправной для обеих сторон, Румыния получила почти 80% из спорного района, что позволяет использовать значительную , но неопределенную часть примерно 100 миллиардов кубических метров депозитов и 15 миллионов тонн бензина под морским дном .

Однако, по словам украинского комиссара Международного Суда ООН Владимира Василенко, почти все запасы нефти и газа сосредоточены на морском дне, уходящем в Украину.

Президент Украины Виктор Ющенко счел это постановление «справедливым и окончательным» и выразил надежду, что оно откроет «новые возможности для дальнейшего плодотворного сотрудничества во всех сферах двустороннего сотрудничества между Украиной и Румынией ».

Источник

Делимитация границы между РФ и Украиной в Азовском и Черном морях

Президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович подписали в четверг совместное заявление о делимитации (установлению границ) морского пространства в Азовском и Черном морях. Церемония подписания документов прошла в Ливадийском дворце в Ялте.

Ниже приводится справочная информация.

В 1991 году, после распада СССР, Украина определила свою морскую границу по линии промоины между Краснодарским краем и островом Тузла. После этого судоходная часть Керченского пролива оказалась на украинской стороне.

«Тузла» — это название трех географических образований: мыс Тузла, остров Тузла и коса Тузла.

Мыс Тузла — это самая западная точка Краснодарского края, лежащая в 8 километрах от станицы Тамань.

В начале XIX века остров Тузла был косой, которая вдавалась в море почти на 11 километров и являлась частью Таманского полуострова. В начале XX века на косе располагалось около десятка казачьих хуторов. В 1925 году для прохода рыбацких лодок у основания косы был прорыт канал. После сильнейшего шторма в том же году канал превратился в пролив, а вскоре ширина пролива достигла нескольких километров. Таким образом, коса превратилась в остров. В конце 1940-х годов была предпринята неудачная попытка восстановить косу. В 2003 году Россией была предпринята повторная попытка восстановления косы Тузла. Но из-за территориального спора между Украиной и Россией, отсыпка косы была прекращена.

Российско-украинские переговоры по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море проходят с 1996 года.

Позиция Украины по вопросу о морской границе заключается в том, что между бывшими советскими республиками — РСФСР и Украиной — была некая административная граница в Керченском проливе. Россия, в свою очередь, отмечает, что в Советском Союзе между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались, поэтому не было и нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива.

В этой связи Россия не может признать установленную украинской стороной в 1999 году в одностороннем порядке так называемую «линию охраны государственной границы» в этих водах.

15 декабря 1999 года постановлением правительства РФ была образована переговорная группа по вопросам правового статуса Азовского моря.

На встрече делегаций России и Украины в апреле 2001 года в Киеве был рассмотрен вопрос о выработке Декларации или Совместного заявления о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива и разграничении морских пространств в Черном море. Россия и Украина договорились о сохранении «за Азовско-Керченской акваторией статуса внутренних вод двух государств».

В подписанном 28 января 2003 года президентами России и Украины Договоре о российско-украинской государственной границе была определена сухопутная граница между двумя государствами. В статье 5 договора зафиксирован статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух стран.

17 сентября 2003 года на встрече президентов России и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы обсуждались вопросы окончательного урегулирования правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.

Переговорный процесс активизировался после начала строительства дамбы в Керченском проливе (29 сентября 2003 года).

5 ноября 2003 года в Киеве в ходе переговоров заместителей министров иностранных дел России и Украины Виктора Калюжного и Александра Моцика была достигнута договоренность создать рабочие группы по решению вопросов экологии и судоходства в Азовском море и Керченском проливе.

24 декабря 2003 года президенты России и Украины на переговорах в Керчи подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором отмечается, что, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами РФ и Украины, но Азовское море разграничивается по линии государственной границы, а урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива является предметом дальнейших соглашений между Украиной и РФ. Договор обеспечивает «свободный проход торговых и военных судов двух стран через проливы, обеспечивает свободу мореходства судам обеих стран». Договор также фиксирует, что Азовское море является внутренним морем двух стран, и заход иностранных судов в него может быть только с согласия обеих сторон. В документе также подчеркивается, что «урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами». Правительствам двух стран поручается создание совместной российско-украинской корпорации в целях сотрудничества в Азово- Керченской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского судоходного канала. Правительствам также поручается подготовить предложения о восстановлении и развитии паромного сообщения между двумя странами через Керченский пролив для пассажирских и грузовых перевозок.

Переговоры по делимитации (установлению границ) морской границы продолжались.

11 июля 2012 года стало известно, Украина и Россия завершили переговоры по разграничению Азово-Керченской акватории.

Источник

Читайте также:  Поселок рыбный избербаш море
Оцените статью