Томас Мор
Сэр Томас Мор (1478-1535) – английский юрист, философ, писатель-гуманист, и лорд-канцлер Англии. Автор книги «Утопия», на страницах которой представил собственное понимание наилучшей системы общественного устройства на примере выдуманного государства.
В 1535 г. был казнен в соответствии с Актом об измене. В 1935 г. причислен к лику святых Католической церкви.
В биографии Томаса Мора есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография сэра Томаса Мора.
Биография Томаса Мора
Томас Мор появился на свет вероятно 7 февраля 1478 года в Лондоне. Он рос и воспитывался в семье судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора, который имел репутацию честного человека. Моральные и этические принципы отца, сыграли большую роль в становлении личности Томаса.
Детство и юность
Начальное образование Мор получал в школе Святого Антония, где среди прочих дисциплин изучалась латынь. Благодаря стараниям отца, в 13-летнем возрасте он попал к кардиналу Джону Мортону, у которого какое-то время служил пажом.
В детстве и юности Томас отличался остроумием, любознательностью и оптимистическим взглядом на жизнь. Вскоре он поступил в Оксфордский университет, в котором глубоко изучал правоведение.
Мор особенно увлекался творчеством итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы, чью биографию и произведение «Двенадцать мечей» перевел на английский язык. После 2-летнего пребывания в университете он, по настоянию отца, покидает его и возвращается домой.
В Лондоне Томас продолжает усиленно изучать юриспруденцию под руководством опытных правоведов. Одновременно с этим, он увлекается древней классикой, зачитываясь трудами Платона и Лукиана. В связи с этим, он начинает осваивать греческий язык.
К тому моменту биографии Томас Мор уже написал несколько собственных сочинений. Примерно тогда же он встретился с известным богословом и ученым Эразмом Роттердамским. Между ними завязалась дружба, вследствие чего парень познакомился со многими гуманистами и вступил в кружок Эразма.
В последующие годы жизни Томас находился в раздумьях, относительно своего будущего. С одной стороны, ему хотелось стать священнослужителем, а с другой – юристом. Изначально он решил быть монахом и жить при монастыре.
Стоит отметить, что до конца своих дней Мор был очень набожным человеком, часто пребывавшим в молитвах и соблюдавшем все посты. Однако, его стремление служить родине положило конец его монастырским желаниям.
Политика и религия
В 1504 г. Томас Мор был избран в Парламент. После этого он выступил с речью, в которой призывал сократить налоги в пользу короля Генриха VII. Когда об этом доложили правителю, он в отместку распорядился арестовать отца Томаса.
Выйти на свободу Мору-старшему удалось после уплаты солидного залога и самоустранения Томаса от политической деятельности. Парень смог вернуться в большую политику только после кончины Генриха VII в 1509 г.
В следующем году Томас Мор получил должность одного из 2-х младших шерифов Лондона. К тому времени биографии он начал писать свой знаменитый труд «Утопия», где рассказывалось о «лучшем» государственном устройстве и название которого стало нарицательным для всего жанра.
Новый король Генрих VIII похвально отозвался об этой книге, назначив Мора своим советником. Он оказался в составе Королевского совета и выполнял ряд важных дипломатических миссий. В 1521 г. он начал заседать в Высшем судебном учреждении – «Звездной палате».
Тогда же Томас Мор удостоился рыцарского титула с приставкой «сэр». Позднее Генрих пожаловал ему высшую государственную должность – лорд-канцлера. Интересен факт, что он был первым выходцем из буржуазии, который смог занять этот пост.
Не смотря на большую власть и признание в обществе, Мор вел скромную и честную жизнь, о чем было известно во всей Англии. Отдельного внимания заслуживает его религиозное противостояние с протестантами, и особенно с Мартином Лютером.
В своих трудах Лютер критиковал католическую церковь и развивал учение о спасении через веру. Он отвергал ряд церковных таинств и традиций, которые по его мнению не имели ничего общего с тем, что содержалось в Библии. В свою очередь Мор отстаивал верховенство Папы, а также таинство церковных устоев.
Произведения
Наибольшую ценность среди всех работ Томаса Мора представляет его знаменитая «Утопия», состоящая из 2-х книг. В первой части автор делится с читателями о том, насколько несовершенно государственное устройство.
Мор крайне негативно отзывается о королевском деспотизме, войнах и духовенстве, которое по его словам погрязло в разврате. Также он предлагает отменить смертную казнь и принять новые реформы, посредством которых удастся изменить положение вещей.
Во второй части «Утопии» говорится о гуманистических воззрениях Томаса Мора. Ключевые идеи сводятся к следующему:
- государством должен править «мудрый» король;
- должна использоваться практика рабов, которые стали таковыми за совершенные преступления;
- частная собственность заменяется обобществленным производством;
- человек обязан трудиться не более 6 часов в день, и его работа не должна быть изнурительной;
- отказ от денег внутри государства – деньги используются только для внешней торговли;
- распределение продуктов ведется в соответствии с потребностями;
- не смотря на наличие монарха – полная демократия;
- равноправие между мужчинами и женщинами
- религиозная терпимость – запрещен только атеизм и т.д.
Томас Мор заявлял, что существующий государственный строй неразумен, а также, что он представляет собой заговор богатых людей против всех членов общества. «Утопия» легла в основу последующих утопических идей и учений.
Другим значимым трудом философа стала «История Ричарда III», относительно правдоподобности которой и сегодня ведутся споры. Одни биографы полагают, что это произведение является художественным, тогда как другие – историческим. Мор был автором 280 латинских эпиграмм, а также перевел множество греческих книг на английский язык.
Личная жизнь
В 1505 г. Томас взял в жены 17-летнюю Джейн Кольт. В этом браке у пары родилось четверо детей: Джон, Сесиль, Элизабет и Маргарет. После 6 лет совместной жизни, Джейн скончалась от лихорадки.
Семья Томаса Мора
Сразу после этого Мор женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой прожил до конца своей жизни. Стоит отметить, что у Элис был ребенок от предыдущего брака.
Смерть
Являясь набожным человеком, Томас Мор не шел на сделки с совестью. Вследствие этого, когда Генрих VIII решил развестись с женой, он заявил, что это имеет право сделать только Папа Климент VII.
В свою очередь, Папа был против бракоразводного процесса. Это привело к тому, что Генрих разорвал связи с Римом и стал одним из инициаторов появления англиканской церкви в своем государстве. Вскоре была коронована Анна Болейн – новая жена монарха.
В результате, Мор оставил должность лорда-канцлера, а также поспособствовал тому, чтобы монахиня Элизабет Бартон открыто осудила поступок короля. Это еще больше разозлило Генриха.
После этого Парламент представил разработанный им «Акт о престолонаследии». С этого момента, всем английским рыцарям предстояло приносить присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными. Томас отказался от подобной присяги, за что был схвачен и посажен в Тауэр.
Томас Мор был обезглавлен за госизмену 6 июля 1535 года в возрасте 57 лет. Интересен факт, что накануне смерти он держался очень мужественно и даже шутил. В 1935 г. католическая церковь причислила его к лику святых.
Фото Томаса Мора
Казнь Томаса Мора
Источник
Томас Мор
Sir Thomas More
Английский Философ. Юрист. Писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии.
Автор книги «Утопия», в которой показал наилучшую систему общественного устройства.
Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в городе Лондон, Англия. Его отец, столичный судья имел славу неподкупного, честного, с высокими моральными принципами человека, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование мальчик получил в грамматической школе Святого Антония. В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек.
Через три года Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями являлись величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, молодой человек самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.
«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря этой дружбе начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».
В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за критики попал в немилость в высших эшелонах власти и вынужден на время отказаться от политической карьеры, вернувшись к адвокатской работе.
Параллельно с ведением судейских дел, Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии Генрих VIII созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а в 1515 году стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров.
Именно в этот период Томас и начал работать над своей «Утопией». Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет. В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.
Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен стать «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен являться изнурительным, деньги могут использованы только для торговли с другими странами, распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.
«Утопия», по замыслу Мора рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Произведение оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве.
Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году начал заседать в высшем английском судебном учреждении «Звездной палате».
В то же время Мор получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост: должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.
Для Томаса Мора цитаты из его произведений являлись не просто художественным вымыслом. Писатель глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, который оказался против бракоразводного процесса.
В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована Анна Болейн, новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что тот не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.
Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии», по которому все английские рыцари должны принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказывались признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу. Принципиальность в религиозных вопросах стоила философу головы.
После этого, Томаса Мора заключили в башню Тауэр, признали виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавили.
За верность католицизму Римско-католическая церковь в 1935 году канонизировала его и причислила к лику святых Папой Пием XI.
Семья Томаса Мора
Первая жена — Джейн Кольт (в 1505 году). Скончалась в 1511 году.
Родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.
Источник
Томас Мор — биография, информация, личная жизнь
Томас Мор
Томас Мор (Sir Thomas More). Родился 7 февраля 1478 года в Лондоне — умер 6 июля 1535 года в Лондоне. Английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии (1529-1532). В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства.
Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии.
Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви.
Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью.
Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония.
В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям произвели впечатление на Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (Thomas Linacre) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени.
В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.
Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. Он долго не мог выбрать между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх коллегий барристеров) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям.
В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женится.
Мор впервые женился в 1505 году, на Джейн Кольт. Она была почти на 10 лет его моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и доброй нравом.
Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора было четверо детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон.
Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую вдову по имени Элис Мидлтон. У Элис не было репутации покорной женщины, как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым.
У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще.
Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же как и его сын.
В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В этих работах Лютер изложил свое учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви.
В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера манифестом «В защиту семи таинств», вероятно, написанным и отредактированным Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII («Защитник веры») за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом».
По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов. Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.
Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика.
В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона.
В 1511 году его первая жена умирает во время родов, но Мор вскоре вступает во второй брак.
В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.
В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».
В 1529 году король назначил Мора на высший пост в государстве — лорд-канцлера. Впервые лорд-канцлером стал выходец из буржуазной среды.
По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum/англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры» (Defensor Fidei) (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.
Ситуация с разводом Генриха VIII привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти.
Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Римский папа. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.
В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье.
Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства.
Принесший присягу тем самым:
1. признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;
2. отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.
Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям.
17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл. Перед казнью держался очень мужественно и шутил.
За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.
Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли.
Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века, в частности «Четыре плавания» (фр. Quatuor Navigationes) Америго Веспуччи, и, до некоторой степени, произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи взята завязка «Утопии» — встреча с Гитлодеем, его приключения. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.
Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.
Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей».
В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.
Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора.
Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне: сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения.
Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер.
Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора.
В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией.
Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.
Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист.
Считая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества.
Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.
Источник