Деятель литературы эпохи возрождения т мор

Деятель литературы эпохи возрождения т мор

Мор Томас (1478/1535) — английский писатель, философ, общественно-политический деятель, яркий представитель литературы эпохи Возрождения, создавший роман «Утопия», а также произведение «История короля Ричарда III». Занимался переводами.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 179.

Мор Томас (1478–1535). Основатель утопического социализма, английский мыслитель-гуманист и политический деятель. В книге “Утопия” (1516) сформулировал основные принципы утопического социализма: отсутствие частной собственности; ликвидация эксплуатации; общественная собственность на средства производства и предметы потребления; социальное равенство, в том числе и в потреблении; всеобщность труда; выборность должностных лиц в государстве. Идеи Мора развил итальянский мыслитель Т. Кампанелла в своей книге “Город Солнца”.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Другие биографические материалы:

Грицанов А.А. Лорд-канцлер (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кудрявцев О.Ф. В своем творчестве отразил социальные идеалы ренессансного гуманизма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Английский гуманист (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001).

Читайте также:  Ты нужна мне как морю берега ты моя

Фролов И.Т. Гуманист-рационалист эпохи Возрождения (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Володин А.И. Был обвинен в государственной измене (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Основатель утопического социализма (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Осиновский И.Н. Мор был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966).

Оказал большое влияние на Морелли, Бабёфа, Сен-Симона, Фурье, Кабе (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Сочинения:

The Complete Works of St.Thomas More, v. 1–16. New Haven – L., 1963;

в рус. пер.: Эпиграммы. История Ричарда III. M., 1973;

Литература:

Авдеева К. Д., Белов А. М. На острове Утопия. Л., 1961.

Алексеев М. П. Славянские источники «Утопии» Т. Мора. М., 1955.

Валлич Э. И. Н. М. Карамзин — первый русский рецензент «Утопии» Томаса Мора.— В кн.: История социалистических учений. М., 1977.

Варшавский А. С. Опередивший время. М., 1967.

Волгин В. П. Историческое значение «Утопии».— В кн.: Мор Т. Утопия. 2-е изд., доп. М., 1953.

Деборин А. М. Социально-политические учения нового времени. М., 1958, т. 1.

Застенкер Н. Е. Будущее по Томасу Мору.— В кн.: Будущее науки. Междунар. ежегодник. М., 1976, вып. 9.

Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991;

Томас Мор, 1478—1978. Коммунистические идеалы и история культуры. М., 1981.

Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1974.

Осиновский И. Н. Томас Мор. Утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1978.

Тарле Е. В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени.— Соч. М., 1957, т. 1.

Штекли А. Э. «Утопия» Томаса Мора и социалистическая мысль.— Коммунист, 1978, № 18.

Источник

Деятель литературы эпохи возрождения т мор

Томас Мор (1478-1535)

Традиция высокой морали, верностью которой Томас Мор запомнился не менее, чем своими сочинениями, была, как полагают, семейной. Будущий писатель и государственный деятель происходил из семьи зажиточных лондонских юристов; профессия, традиционно открывающая путь к образованности.

По обычаю того времени Томаса отдали пажом в знатный дом — это была возможность приобрести знания, умение вести себя в обществе и установить связи. Тем более что мальчик попадает к архиепископу Кентерберийскому Джону Мортону, какое-то время бывшему канцлером Англии. Затем последовали два года (1492— 1494) обучения в Оксфорде, где Мор непосредственно прошел школу гуманистического кружка. По настоянию отца Томас отправляется в Лондон и там получает специальное юридическое образование. В 1502 г. он становится адвокатом, а в 1504 — членом палаты общин.

Появление молодого Мора в парламенте ознаменовалось тем, что своим выступлением он сорвал Генриху VII получение субсидии; дело особенно небезопасное при короле, столь лично относившемся к финансовым вопросам. Мор счел за лучшее на этом приостановить свою политическую деятельность и не напоминать о себе. Ближайшие годы посвящены адвокатской профессии и гуманистическим трудам, в коих наставником Мора становится Колет, а его ближайшим другом Эразм Роттердамский. Мор изучает греческий язык, переводит эпиграммы и пишет собственные. Одной из них он приветствует восшествие на престол в 1509 г. молодого короля Генриха VIII:

Спустя год — в 1510 г. Мор возвращается в парламент и вскоре получает назначение на должность одного из двух помощников лондонского шерифа. В ней он остается до 1518 г. В это время Мором созданы главные гуманистические сочинения: «История Ричарда III» и « Утопия». Одно о том, каким не следует быть правителю; второе — каким он хотел бы видеть общественное устройство, отвечающее идеалу достойной личности.


Иллюстрация к книге Т. Мора «Утопия». Издание 1715 г. Лейден.

Работа над «Историей Ричарда III» растянулась на более долгий срок: она началась раньше — около 1514 г. и продолжалась после того, как латинский вариант «Утопии» был издан в Лувене в 1516 г. «История», вероятнее всего, писалась сразу и по-латыни и по-английски вплоть до 1518 г., когда, будучи введенным в королевский совет и обремененным массой новых дел, Мор прервал работу, так и не доведя ее до конца.

Мор избирает жанровую форму гуманистического мышления — диалог: он обращается к Петру Эгидию, напоминая ему об их антверпенских беседах с Гитлодеем, который рассказал им о своем участии в застольной беседе в Англии у архиепископа Джона Мортона (у него в доме воспитан Мор). Форма диалога диктует характер мысли, свободной, рассуждающей, откликающейся на вопросы и возражения. Осуществимость такой мысли в современной реальности — один из главных предметов разговора: первая, английская, часть «Утопии» обрамлена рассуждением на тему, а почему бы Гитлодею с его опытом не сделаться советником государя? Это жизненная роль, принятая многими гуманистами, и со всей непосредственностью ставящая их перед вопросом — о возможности и нужности компромисса философии с реальностью, о пределах гуманизма.

Рассказ Гитлодея об Англии представляет своего рода отчет Мора о том, что составляло предмет его собственных профессиональных занятий на посту помощника лондонского шерифа: воровство, бродяжничество, нищета. Как с ними бороться? Гитлодей начинает со спора за столом у Мортона, где он высказался против смертной казни, которая по закону может следовать даже за мелкую кражу. Негуманно и бессмысленно, ибо уничтожить преступника — это совсем не то же, что уничтожить преступление. Пока будет длиться война, будут возвращаться домой калеки, не способные поддержать себя трудом и нуждой толкаемые на воровство, — обычная в гуманистической публицистике тема прославления мира. Пока будут проводиться огораживания общинных земель для превращения их в прибыльные пастбища, на дорогах Англии не иссякнет толпа бродяг: «Ваши овцы. обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города» .

Какой выход? Гитлодей идет много далее обычной гуманистической программы: пока будет существовать роскошь аристократии, будет неизбежной нищета большинства. Из этого следует уже радикальное заключение: «. друг Мор, если сказать тебе по правде мое мнение, так, по-моему, где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел. » .

Мор откликается несогласием: «А мне кажется наоборот, — возражаю я, — никогда нельзя жить богато там, где все общее. Каким образом может получиться изобилие продуктов, если каждый будет уклоняться от работы, так как его не вынуждает к ней расчет на личную прибыль, а с другой стороны, твердая надежда на чужой труд дает возможность лениться?»

В ответ на сомнение Мора и последует вторая часть книги — об острове Утопия. Она последует в ответ на целый комплекс вопросов, связанных с несовершенством общественной жизни современной Европы, где сам ход событий толкает людей на путь порока, а потом уничтожает их. Может ли существовать общество, умеющее лучше позаботиться о составляющих его гражданах, помнящее о благе целого и не забывающее о счастье каждого?

Именно такое создал легендарный Утоп, завоеватель и основоположник островного государства. Государственное устройство восходит к семье и повторяет ее структуру: каждая семья — это род, предводительствуемый старейшиной; тридцать семейств избирают себе филарха, а во главе десяти филархов стоит протофиларх, которых всего двести и они тайным голосованием избирают князя. Власть князя контролируется сенатом, без внимательного рассмотрения коим не решается ни одно важное дело. Сенат есть народное представительство — от городов; всего городов — 54, именно столько было во времена Мора в Англии.

В Утопии все общее, поделенное по справедливости и разуму. Деньги не существуют, к золоту приучают относиться с презрением как к вещи низкой и пустой, а держат его лишь ради отношений с соседними государствами: торговли и подкупа противников во время войны. Все занимаются ремеслом и сельским хозяйством, поочередно проводя по два года в деревне. Лишь очень немногие, проявившие особую склонность и рвение к наукам, освобождены от общих повинностей и составляют узкий круг ученых, из которого обычно избирают правителей. Для работ же особенно тяжелых существуют рабы: преступники, военнопленные и те из беднейших жителей соседних стран, кто добровольно принимает на себя эту обязанность.

Утопийцы живут собственным разумом и опытом, но, когда к ним попали труды латинских и греческих авторов, многое они приняли, особенно у последних. Это и понятно, поскольку, описывая их государственное устройство, Мор вдохновлялся республикой Платона; их нравственное достоинство — учением стоиков; а их радостную жизнь — философией Эпикура. Самым большим удовольствием утопийцы признают здоровье. «Добродетель они определяют как жизнь, согласную с законами природы. ». Счастье для них — жизнь, согласная с законами бога.

Большой заключительный раздел — «О религии утопийцев». Она тоже природная: «Утопийцы признают, что созерцать природу и затем восхвалять ее — дело святое и угодное богу». Однако каждый верит по-своему, ибо «среди древнейших законов утопийцев имеется такой, что никому его религия не ставится в вину»3. Так что, когда один из вновь обращенных в христианство стал исповедовать его с излишним энтузиазмом и поносить другие верования, то попал в тюрьму. В вопросах веротерпимости Мор позволил утопийцам пойти дальше, чем допускал это для себя, будучи известен своим непримиримым отношением к ересям.

На протяжении десяти лет он входил в королевский совет, не имея еще возможности оказывать непосредственного влияния на судьбы государства, но уже приняв на себя гуманистическую роль советника при государе (сомнение в которой высказано и обсуждается в «Утопии»). Трагическая для Мора возможность важных решений появилась, когда в 1528 г. он становится лорд-канцлером Англии. Уже год, как Генрих VIII взял курс на развод с первой женой, Катариной Арагонской. Рим откликается отлучением его от церкви. Король отвечает тем, что провозглашает себя главой Церкви Англии. Обстоятельства вынудили его пойти по стопам ересиарха Лютера. То, что мятежный монах осуществлял снизу, король-реформатор проведет своей волей — сверху. Правоверный католик Мор не признает за ним этого права, не принесет требуемой присяги и поплатится головой. Он не зря страшился тирании и произвола личности в истории.

Так произошла еще одна очная ставка Реформации с не принявшим ее гуманизмом. В этом противостоянии эпоха сводила лицом к лицу своих главных героев: Лютер и император Карл V, Лютер и Эразм Роттердамский, теперь Томас Мор и Генрих VIII. Время подтверждало: «Мир — театр», на сцене которого исполняется историческая драма, все более склоняющаяся к жанру трагедии. Мор создал по крайней мере два великих сюжета, послуживших английским драматургам на исходе Возрождения: один — в своей истории о Ричарде III, использованный Шекспиром; другой — историей своей жизни, по мотивам которой (при участии Шекспира в качестве одного из соавторов) будет написана пьеса и которая еще не раз послужит потомкам нравственным примером «человека на все времена».

При составлении этого материала использовались:

1. Интернет энциклопедия Википедия;
2. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Т.1. – 208 с.
3. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера / Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 2000. – 672 с.:ил.

Источник

ТОМАС МОР (1478–1535)

ТОМАС МОР (1478–1535)

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора — он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность — он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии — стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515–1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу. Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «оu» «не» и «topos» — «место». Буквально «Утопия» означает «место, которого нет» и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» — как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с «философией Христа».

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: «Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны».

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает «мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает».

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: «Для общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во всем равенство». Равенство предполагается во всех сферах — в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере-в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы». Более того, «оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего». И — «хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы — это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о «всеобщей религии». Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: «При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели — к почитанию Божественной природы». И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: «…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным». Причем удивительным образом философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую «апологию наслаждения». Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия — это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией прекрасно понимает — его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д., стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об «идеальном государстве».

Читайте также

32. Гоббс, Томас

32. Гоббс, Томас Английский философ семнадцатого столетия. Отстаивал теорию общественного договора, позволявшую ему пропагандировать абсолютную монархию — такую форму власти, которую он сам именовал Левиафаном. Так же называется и самое знаменитое из его произведений.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН

ТОМАС ПЕЙН

ТОМАС КУПЕР

Верфель, Томас Манн

Верфель, Томас Манн Р. К. Томас Манн в «Возникновении доктора Фауста» («Die Entstehung des Doktor Faustus», 1949) упоминает о вечере у Франца Верфеля в августе 1943 г., где, по его словам, вы говорили о Шёнберге. Помните ли вы этот случай?И. С. Думаю, что да, и мне помнится, я высказал мнение о том,

Томас Гоббс

Томас Гоббс 1588–1679Левиафан1651Томас Гоббс родился в Вестпорте, местечке близ Мальмсбери, на юге Англии. В 1608 году он окончил Оксфордский университет, где получил блестящее классическое образование. Молодой философ поступил на службу к герцогам Девонширским. Этой службе

Томас Карлейль Этика жизни

Томас Карлейль Этика жизни Предисловие Труды английского историка, философа и публициста Томаса Карлейля, который, безусловно, является одним из самых выдающихся мыслителей человечества, сейчас, к сожалению, знакомы только узкому кругу специалистов. А в конце XIX начале

3. Томас Гоббс

3. Томас Гоббс Гоббезий выдавался и прославился благодаря оригинальности своих взглядов. Он родился в Мальмесбери в 1588 г., умер в 1679 г.[255] и был воспитателем графа Девонширского. Будучи современником Кромвеля, он нашел в событиях того времени, в английской революции,

1. Томас Рид

1. Томас Рид Томас Рид, родившийся в 1710 г., был в Глазго профессором и умер там в 1796 г. Он выставил принцип общего всем людям чувства. Он подверг исследованию вопрос о том, каковы принципы познания, и его представление о них сводится к следующему. а. Существуют известные

Томас Гоббс

Томас Гоббс Следующим нашим персонажем будет Гоббс. Можно было и не о Гоббсе вначале говорить, а о Спинозе, но я хочу пояснить, почему кратко я расскажу вам сейчас о Гоббсе. Все дело в том, что дальнейшая история европейской философии во многом развивается под знаком

ТОМАС ГОББС (1588–1679)

ТОМАС ГОББС (1588–1679) Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому

Источник

Оцените статью