Дрейк открыл тихий океан

ВЫХОД В ТИХИЙ ОКЕАН

ВЫХОД В ТИХИЙ ОКЕАН

Находясь перед входом в Магелланов пролив, Дрейк переименовал свой флагманский галеон «Пеликан» в «Голден хайнд» — «Золотую лань». Предполагают, что это было сделано в честь фаворита королевы сэра Кристофера Хэттона, верх гербового щита которого украшала позолоченная лань. Этим символическим жестом генерал, очевидно, хотел смягчить возможную негативную реакцию Хэттона на казнь его секретаря Томаса Даути.

Когда подул ветер с ост-норд-оста и течение стало благоприятным, флотилия двинулась к входу в пролив, а в День святого Варфоломея, 24 августа, вошла туда и направилась к трем островам, на одном из которых англичане заметили огни. В полдень корабли стали на якорь возле самого южного из островов; глубина пролива здесь достигала примерно 20 саженей. Дрейк дал этим островам имена Елизаветы, Святого Варфоломея и Святого Георгия. Елизаветой был назван самый большой из островов; тот, у которого остановились суда, назвали в честь святого покровителя Англии островом Святого Георгия (позже его будут называть Пингвиновым островом, а ныне это остров Санта-Магдалена). Остров Святого Варфоломея известен теперь как Санта-Марта.

Читайте также:  Средиземные моря тихого океана список

Описывая плавание через Магелланов пролив, автор «Экспедиции вокруг света» отмечал:

«Мы вошли в пролив и шли в виду обоих берегов, которые постепенно приближались к нам. В самом узком месте ширина пролива — всего мили три. Прежде считалось, что течение здесь идет в направлении с востока на запад, но мы убедились, что и тут налицо обычные приливы и отливы и что разница уровня между ними — около пяти сажен. Мы продвигались вперед медленно и с немалыми затруднениями. Пролив очень извилист, приходилось часто менять направление. Кроме того, с ледяных вершин окружающих гор дуют сильные и холодные ветры. Казалось, будто каждая гора имеет свой особый ветер: то он был нам благоприятен и гнал быстро вперед, то дул с левого борта, то — с правого, то относил за один час дальше назад, чем сколько мы успевали пройти за несколько часов. Иногда эти ветры смешивались и одновременно падали на море с такой силой, что образовывались смерчи, которые низвергались ливнями. Кроме того, море так глубоко там, что не было возможности бросить якорь, хотя бы дело шло о жизни или смерти. Магеллан говорил, что в проливе много удобных гаваней. Это верно, но, чтобы пользоваться ими, надо бы целые корабли загружать не чем иным, как якорями и канатом.

Милях в ста от входа мы увидели три острова… Мы нашли на этих островах огромное разнообразие и изобилие провианта, великое множество пингвинов, которых Магеллан назвал гусями. Это странная птица, которая летать не может и передвигается так прямо, что издали мы приняли их стаю за кучу детей. Для птиц такого размера они обладают большой силой: наши матросы совали палки в их норки, чтобы их оттуда выгнать, и они так крепко хватали эти палки клювами, что матросам приходилось напрягать всю свою силу, чтобы вытащить их. Благодаря их неуклюжести и медленному движению за один день их набили не меньше трех тысяч.

Читайте также:  Проверочная работа по теме индийский океан

Туземцы ведут в этой местности кочевой образ жизни, от непогоды укрываются в жалких шалашах вроде беседок, которые можно видеть в наших садах в Англии. Но для грубых дикарей их утварь казалась нам очень искусно и даже изящно сработанной. Их челноки сделаны из коры, не просмолены и не проконопачены, а только сшиты по швам полосками тюленьей кожи, но так аккуратно и плотно, что не дают течи. Из коры же сделаны и их чашки и ведра. Ножи, при помощи которых они вырезают и вытачивают эти предметы обихода, сделаны из громадных раковин. Отломив края их, они отшлифовывают на камне до тех пор, пока ножи не приобретают нужную остроту. Мы сами испытали, что этими ножами можно резать самое твердое дерево и даже кость».

Нуньо да Силва в своем шканечном журнале дает очень сжатую информацию о том, как суда экспедиции двигались Магеллановым проливом на запад:

«26-го [августа]. Продвигались дальше вглубь пролива.

27-го. Пришли на якорную стоянку, набрали воды и в тот же день отплыли.

28-го. Мы двигались дальше, лавируя.

29-го. Мы двигались дальше, лавируя, и в этот же день пришли на якорную стоянку.

30-го. Мы отплыли, направляясь вглубь пролива.

31-го. То же самое.

1-го [сентября]. В первый день этого месяца стали на якорь среди островов.

2-го. Утром мы отплыли.

3-го. Тот же курс.

4-го. Стали на якорь и нашли каноэ с четырьмя индейцами. Пополудни отплыли.

5-го. Тот же курс, точно на запад.

6-го. В этот день мы вышли из пролива в Южное море».

В отличие от португальского пилота, автор «Экспедиции вокруг света» был более красноречив:

«Пробираясь с большими трудностями по почти неизведанному пути среди множества островов, 6 сентября мы наконец выбрались в Южное море… Хотя по времени зима должна была быть уже на исходе, тем не менее генерал решил спешить к северу, к экватору, так как люди очень страдали от холода, здоровье многих пошатнулось и можно было опасаться болезней. Но пришлось испытать на себе справедливость пословицы „Человек предполагает, а Бог располагает“. Не успели мы выйти в море (иными называемое Тихим, а для нас оказавшееся Бешеным), как началась такая неистовая буря, какой мы еще не испытали. Она началась ночью, а когда наступило утро, мы не увидели солнечного света, а ночью ни луны, ни звезд, и эти потемки продолжались целых пятьдесят два дня, пока длилась буря. Все, казалось, объединилось против нас: и небо, и земля, и море, и ветры. Корабль наш то подкидывало, как игрушку, на самую верхушку гигантских водяных гор, то с такой же стремительностью мы низвергались в бездну, казалось, на самое дно моря, которое вдруг перед нами раскрывалось. Невдалеке были видны по временам горы, и они вызывали ужас, потому что ветер гнал нас к ним, на верную гибель, потом они скрывались из глаз. Наши якоря, как вероломные друзья в минуту опасности, не хотели служить нам. Словно в ужасе содрогаясь, скрывались они в пучине, оставляя нас на произвол гигантских валов, бросавших корабль из стороны в сторону, точно мячик под ударами ракет. О спасении думалось мало, ибо поистине казалось более вероятным, что ветер раскроит эти горные громады от верхушки до основания и швырнет их в море, чем искусство человека спасет хотя бы одну из человеческих жизней. Наконец, к довершению горя, мы потеряли из виду наших товарищей. Сначала исчез „Мэриголд“ (по данным Нуньо да Силвы — 28 сентября, а согласно дневнику Флетчера — 30 сентября. — В. Г.). В эту ночь вахтенные на адмиральском корабле, казалось, слышали чьи-то издалека донесшиеся крики. Но не хотелось думать о гибели; мы надеялись, что еще свидимся с товарищами у берегов Перу, около тридцатого градуса, где генерал назначил сбор эскадры на случай, если бы корабли были разлучены бурей».

Капеллан Флетчер полагал, что гибель «Мэриголд» было Божьим наказанием Дрейку и его пособникам за казнь Даути. В дневнике капеллана записано: «…шторм был свирепым и яростным, барк „Мэриголд“, на котором Эдвард Брайт, один из обвинителей Томаса Даути, был капитаном, вместе с 28 душами был поглощен ужасными и безжалостными волнами, или точнее — морскими горами, и это случилось в ходе второй ночной вахты; в это время я и Джон Брюэр, наш трубач, находясь на вахте, услышали их отчаянные крики, когда десница Господа опустилась на них…»

Интерпретатор записок Флетчера продолжает:

«Позже, в середине этой ужасной, восьминедельной муки, исчезла и „Элизабет“ (в ночь на 8 октября. — В. Г.). Как выяснилось уже потом, в Англии, многие на этом вице-адмиральском корабле мечтали о возвращении домой. Когда судьба занесла их снова в Магелланов пролив, из которого они месяц назад вышли, они благополучно совершили обратный путь по старым следам.

Буря продолжалась до 28 октября, причем за эти пятьдесят два дня выдались только два дня передышки. И вдруг все точно рукой сняло: горы приняли благосклонный вид, небеса улыбались, море было послушно, но люди были измучены и нуждались в отдыхе. Мы не только не продвинулись вперед за эти два месяца, но были отнесены бурей на юг на целых пять градусов. Наш генерал истолковал это как особую милость провидения, которая дала ему возможность исследовать и ту часть страны, что находится к югу от пролива и которую португальцы не исследовали, назвав Terra Incognita. Это не материк, как полагали спутники Магеллана, а ряд больших и малых островков, за которыми лежит беспредельное море. На южном берегу самого южного из островов мы водрузили большой камень, на котором вырезали имя родины, нашей королевы и дату. И островам генерал дал одно общее имя — Елизаветинских».

Наиболее детально хронологию блужданий «Золотой лани» в районе островов у юго-восточного побережья Огненной Земли излагает Нуньо да Силва, хотя при этом его информация остается чрезвычайно скупой:

«18-го [октября]. Стали на якорь среди островов и высадились с большим трудом, достали воду и дрова и говорили с туземцами.

23-го. Отплыли, так как лопнул якорный канат.

24-го. Стали на якорь у острова на 57 градусе.

25-го. В этот день мы сошли на берег.

26-го. Добыли дрова.

27-го. Сошли на берег.

28-го. Мы отплыли.

29-го. Пошли в северном направлении».

Информацию португальского пилота о том, что Дрейк достиг 57° южной широты, подтверждает также Эдвард Клифф. Флетчер сообщает, что они были на 55° южной широты. Исходя из этих данных, английские исследователи предположили, что корабль Дрейка мог находиться где-то в районе мыса Горн. Отсюда напрашивался вывод, что участники экспедиции открыли пролив, отделяющий Америку от Антарктиды, — пролив, носящий сегодня имя Дрейка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 7 ТИХИЙ ОКЕАН

Глава 7 ТИХИЙ ОКЕАН Путь на мостик не бывает гладким, И нельзя построить по прямой Курс от первой штурманской прокладки До последней мили за кормой. Игорь Пантюхов. Капитаны Будущий адмирал, а тогда капитан 2-го ранга, Александр Васильевич Колчак писал в декабре 1907 года

ТИХИЙ ОКЕАН © Перевод Ю. Жукова

ТИХИЙ ОКЕАН © Перевод Ю. Жукова Тихий океан изменчив и коварен, как душа человека. Только что глухо волновалась его свинцовая зыбь, точно это Ла-Манш у мыса Бичи-Хед, и вот уже вздулись, закипели бешеные волны, понеслись с белой пеной на гребнях. Редко, очень редко океан

ГЛАВА 8 От мыса Пилар в Тихий океан. Буря отбрасывает «Спрей» к мысу Горн. Самое значительное морское приключение капитана Слокама. Снова в Магеллановом проливе после прохода через пролив Кокберна. Туземцы знакомятся с обойными гвоздями. Полоса жестоких ветров. Путь снова лежит на запад

ГЛАВА 8 От мыса Пилар в Тихий океан. Буря отбрасывает «Спрей» к мысу Горн. Самое значительное морское приключение капитана Слокама. Снова в Магеллановом проливе после прохода через пролив Кокберна. Туземцы знакомятся с обойными гвоздями. Полоса жестоких ветров. Путь

Тихий океан сейчас не тихий

Тихий океан сейчас не тихий 21 февраля 1999 года. Тихий океан48°32’ ю. ш., 165°32’ з. д.02:00. Тихий океан сейчас совсем не тихий, а уж слишком бурный. Ураган идет через

Тихий океан. Пунта-Аренас – Дарвин (8 февраля 2001 г. – 28 июля 2002 г.)

Тихий океан. Пунта-Аренас – Дарвин (8 февраля 2001 г. – 28 июля 2002 г.) Евгений Гвоздев, как типичное «лицо кавказской национальности» и южный человек, терпеть не может холода. Вернее, сильно его не любит, потому что некомфортные температуры, близкие к нулю градусов, терпеть ему

«Тихий» озверел

«Тихий» озверел Старик ждал гостей… По телефону начальник ауссенштелле сообщил ему, что группу захвата он возглавит сам. Напряжение у «Тихого» достигло наивысшего предела. Ему казалось, что сердце у него стучит, словно церковный колокол. Он не выдержал, встал и заглянул

Тихий океан

Тихий океан «Это такое огромное море, что ум человеческий не может вместить его». Максимилиан Трансильванский. Началось невиданное в истории плавание по «Великому южному морю». Магеллану очень повезло: он попал в Тихий океан в то время года, когда штормы и бури в его

Глава 7 Тихий океан

Глава 7 Тихий океан Путь на мостик не бывает гладким, И нельзя построить по прямой Курс от первой штурманской прокладки До последней мили за кормой. Игорь Пантюхов. Капитаны Будущий адмирал, а тогда капитан 2-го ранга, Александр Васильевич Колчак писал в декабре 1907 года

Тихий участок

Тихий участок Участок фронта, на который направили батальон, считался тихим. Он располагался в низком болотистом и лесистом месте. Наши позиции проходили по равнине.Это был широкий луг с небольшими холмиками и островками кустарника. Слева впереди рос мелкий осинник, а за

5. Макаров и Тихий океан (1886–1889)

5. Макаров и Тихий океан (1886–1889) Исследования С. О. Макаровым северной части Тихого океана были выполнены во время совершенного им в 1886–1889 гг. кругосветного плавания на парусно-паровом корвете «Витязь», которым он командовал.В задачи плавания «Витязя» совершенно не

ТИХИЙ ОКЕАН

ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН

ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН За двое суток нашей стоянки в Хакодате мы успели погрузить на «Литке» дополнительный зимний запас, уголь, техническое оборудование и все прочее, чуть ли не в таком же количестве, какое мы взяли уже во Владивостоке. Приходилось прямо-таки удивляться

Глава XVI. Выход в Атлантический океан

Глава XVI. Выход в Атлантический океан 26 октября. В открытом океане. Четвертые сутки идем безбрежным океаном. Эскадра покинула Танжер еще утром 23 октября. До сих пор после выхода из Либавы погода неизменно благоприятствует нашему походу. Вчера в 6 часов вечера перед заходом

Источник

Френсис Дрейк

Краткая биография

Френсис Дрейк родился в Англии предположительно в 1545 г. на ферме в Кроундейле в графстве Девоншир. Он был старшим сыном священника. В 10 лет Френсис поступил юнгой на небольшой торговый корабль своего дальнего родственника, который завещал трудолюбивому и способному юноше судно после смерти. Дрейк овладел искусством судовождения и уже в юные годы стал капитаном собственного барка «Юдифь».

В 1567 г. в составе пиратской экспедиции он доставлял в Вест-Индию рабов из Западной Африки. Вице-король Мексики Мартин Энрикес обманом заманил флотилию из шести английских кораблей в узкий залив и внезапно атаковал, лишь «Юдифи» удалось вырваться из западни. С тех пор Дрейк «объявил войну» Энрикесу и всем испанцам в его лице. Несколько лет Френсис пиратствовал у берегов Нового Света и в 1572 г., объединившись с французскими корсарами, захватил на Панамском перешейке испанский «Серебряный караван», следовавший из Перу. Потери англичан были велики, погибли два брата Френсиса, которые вышли на разбой вместе с ним, но Дрейк добыл для английской казны 30 тонн серебра, да и сам не остался внакладе – купил три корабля.

В 1577 г. Дрейк отправился в экспедицию к западному побережью Америки, обогнул Южный материк, пересек Тихий океан и, пройдя вдоль берегов Африки, вернулся в Англию с грузом сокровищ. Королева произвела отважного морехода в рыцари, а он ответил новыми плаваниями в ВестИндию и дерзкими нападениями на испанские колониальные владения.

В 1588 г. Дрейк участвовал в разгроме испанской Непобедимой армады. Во время последней экспедиции в Вест-Индию в 1596 г. Френсис Дрейк заболел тропической лихорадкой и дизентерией. Он скончался 28 января. Дрейка похоронили, опустив в океан в свинцовом гробу.

Пират английской королевы

В 80-е годы XVI в. Англия готовилась к войне с Испанией. Решено было нанести удар по испанским колониальным владениям – отправить морскую экспедицию в Вест-Индию. Ее командиром королева Елизавета I назначила Френсиса Дрейка. План был в высшей степени секретным, а личное участие королевы – величайшей тайной. Объявили, что экспедиция Дрейка направляется в Средиземное море. 15 ноября 1577 г. флотилия, состоявшая из пяти кораблей («Пеликан», «Елизавета», «Златоцвет», «Лебедь» и «Бенедикт») и 160 человек экипажа, покинула Плимут.

Позже «Пеликан» был переименован в «Золотую лань». Захватив в Атлантике несколько испанских судов, англичане в конце января 1578 г. достигли островов Зеленого Мыса. На одном из кораблей оказался знаменитый португальский картограф и кормчий Нуньеш да Силва, который хорошо знал побережье Южной Америки. Дрейк включил его в состав экспедиции. Позже, в 1579 г. на инквизиторских допросах в вице-королевстве Новая Испания Силва рассказывал, что английские корабли «идеально приспособлены для сверхдальних и сверхдлительных переходов», Дрейка он характеризовал как «опытнейшего и разумнейшего морехода».

Королева Елизавета I послала Дрейку в подарок благовония, сладости, морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог».

Из воспоминаний Силвы известно, что Дрейк с особым вниманием относился к географическим картам и навигационным инструментам (компасам, октантам, астролябиям и др.), а дневники итальянца А. Пигафетты о плавании в составе кругосветной экспедиции Магеллана и Элькано он перечитывал ежедневно, «как протестанты свои Библии». Силва рассказал и о том, что по поручению Дрейка делались эскизы всех гаваней, куда заходила флотилия, и наиболее интересных участков берега.

В апреле флотилия Дрейка достигла берегов Бразилии, затем корабли взяли курс на юг и в мае добрались до бухты Сан-Хулиан. Здесь по обвинению в подготовке мятежа был казнен один из капитанов – Томас Доути. В августе три корабля: «Золотая лань», «Елизавета» и «Златоцвет» – вошли в Магелланов пролив («Лебедь» и «Бенедикт» сильно пострадали во время путешествия, их пришлось бросить).

Извилистый Магелланов пролив представляет большую опасность для мореплавателей. Он очень глубок, его берега гористы и покрыты льдом, холодные сильные ветра часто меняют свое направление. Однако благодаря выдающимся мореходным способностям Дрейка все три корабля прошли пролив успешно.

Благодаря дневникам корабельного священника Флетчера нам теперь многое известно и о самой экспедиции, и о жизни аборигенов, которых встречали англичане на берегах нового континента.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена роскошно. Он пользовался только серебряной посудой, во время трапезы ему прислуживал паж, а слу

6 сентября, миновав самую извилистую и опасную часть пролива, корабли вышли в Тихий океан и взяли курс на северо-запад к берегам Перу. Однако на флотилию один за другим обрушились свирепые шторма, они продолжались около двух месяцев. «Златоцвет» затонул, «Елизавета» потерялась, «Золотая лань» была отброшена бушующими волнами к 57° ю. ш. В те времена считалось, что Магелланов пролив отделяет Южную Америку от огромного континента, называемого Терра Австралис Инкогнита (Terra Australis Incognita), Дрейк же установил, что за проливом находится архипелаг островов (позже выяснилось, что их около 40 тысяч). Эта земля была названа Магелланом в 1520 г. Огненной, потому что, проходя по проливу, он видел на берегу индейские костры. Пролив же между архипелагом и Антарктидой позже получил имя Френсиса Дрейка.

«Золотая лань» достигла самых южных островов – мыса Горн, там Дрейк устроил двухдневную остановку, а пастор Флетчер на большом камне выбил имя ее величества английской королевы Елизаветы I, название ее королевства и дату. 30 октября «Золотая лань» вновь вышла к перуанским берегам, еще в проливе Дрейк назначил сбор всех кораблей у 30° ю. ш. в том случае, если они потеряют друг друга, но ни «Елизаветы», ни «Златоцвета» он не встретил. 30 ноября «Золотая лань» бросила якорь в заливе Филиппа, недалеко от испанского порта Вальпараисо.

Через несколько дней Дрейк захватил испанский корабль «Капитан Мориаль» с вином, золотом и драгоценностями; на судне он нашел секретные испанские карты Тихоокеанского побережья, это была большая удача. Надо сказать, что испанские форты в этих местах были плохо вооружены, до Дрейка ни один англичанин и ни один пират не был в этих местах. Дрейк захватил и разграбил несколько испанских поселений (Кальяо, Санто, Трухильо и др.), а также испанский галеон «Какафуэго» и несколько других кораблей. Добыча его была фантастической: золото и серебро в слитках, монеты, золотая и серебряная посуда, изумруды, драгоценности, пряности и шелка.

Испанскому королю Филиппу вице-монархи Перу и Мексики отправили отчаянные письма. Во что бы то ни стало они хотели поймать и наказать английского наглеца. Испанцы предполагали, что Дрейк будет возвращаться с награбленными сокровищами через Молуккские острова или через Магелланов пролив. На поимку были посланы военные корабли, на помощь призваны португальцы (они в то время уже свободно плавали в западных районах Тихого океана), эскадра поджидала Дрейка и в Карибском море, если он вдруг бросит свой корабль и, перейдя Панамский перешеек, выйдет к Атлантике.

Но Дрейк неожиданно для всех исчез – он направился на север, к полуострову Калифорния, где остановился в заливе (севернее Сан-Франциско), носящем ныне его имя. Вновь открытую землю Дрейк назвал Новым Альбионом. В традициях своего времени он установил на берегу высокий столб с медной доской, на которой было написано: «Да будет известно всем людям, что 17 июня 1579 г., по милости Господа и от имени ее величества королевы Елизаветы Английской и ее преемников, я взял во владение это королевство, чей король и народ по своему желанию передали ее величеству их права на всю землю, названную мной, к сведению всех людей, Новым Альбионом. Френсис Дрейк». В качестве печати в вырезанную в столбе дырку была вставлена шестипенсовая монета с изображением королевы и ее герба.

По Тихому океану «Золотая лань» шла 68 дней. Посетив Филиппины, Молуккские острова, она ненадолго остановилась на острове Ява, пополнила запасы продовольствия, а затем вышла в Индийский океан. Попутные ветра и хорошая погода сопутствовали экспедиции, 15 июня «Золотая лань» миновала мыс Доброй Надежды, а 22 августа прошла Канарские острова. 26 сентября 1580 г. через два года девять месяцев и 13 дней Дрейк вернулся в гавань Плимута. Он стал первым англичанином, совершившим кругосветное путешествие. «Жива ли королева?» – крикнули с корабля проплывающим на лодке рыбакам. «Конечно, жива», – последовал ответ. Дрейк решил не рисковать, он не знал как встретит его королева. Он укрыл судно в гавани у Портсмута и написал Елизавете I письмо, она назначила ему аудиенцию.

Точно неизвестно, сколько стоили привезенные Дрейком драгоценности, лишь примерно их оценили в 600 тыс. фунтов стерлингов. Это было неслыханное богатство, для сравнения: доход британской казны составлял тогда 300 тыс. фунтов стерлингов в год. Королева приказала Дрейку взять себе 10 тыс. фунтов стерлингов и столько же раздать команде. Остальные сокровища были тайно зарегистрированы и перевезены в Тауэр на хранение. Мнения королевских министров разделились: одни считали, что драгоценности теперь принадлежат Англии, другие требовали вернуть их Испании. Испанский король Филипп, узнав о том, что Дрейку удалось живым и невредимым вернуться в Лондон, потребовал немедленного суда над ним и передал перечень награбленных Дрейком богатств.

Но Дрейк находился теперь под покровительством английской королевы. Сокровища испанцам не вернули, а Дрейк стал в Англии национальный героем. На палубе отремонтированной «Золотой лани» королева произвела его в рыцари, Дрейк купил замок, был избран мэром Плимута, затем в составе королевской комиссии инспектировал военный флот, а в 1584 г. даже стал членом палаты общин британского парламента.

Источник

Оцените статью