Меню

Экология 7 класс океаны

Загрязнение Мирового океана.
презентация к уроку по географии (7 класс)

Презентация к уроку географии в 7 классе по теме » Гидросфера. Загрязнение Мирового океана»

Скачать:

Вложение Размер
zagryaznenie_mirovogo_okeana.rar 2.08 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок направлен на формирование коммуникативно-познавательной компетенции учащихся 7 класса посредством приемов критического мышления при изучении проблем загрязнения Мирового океана. Для проведения ур.

Мировой океан Главная особенность Мирового океана – его огромные, подавляющие размеры. Широко известно избитое, но тем не менее верное замечание о том, что наша планета должна бы называться не З.

laquo;Загрязнение Мирового океана&raquo.

В течение последних нескольких десятков лет происходит загрязнение океанов и морей такими вредными для их жизнедеятельности веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы и дру.

Презентация к домашнему заданию по технологии ведения дома 6 класс, страница 39, задание 2: найдите в интернете материал о загрязнении Мирового океана.

Урок географии в 7 классе по теме » Гидросфера. Загрязнение Мирового океана.&quot.

Урок новых знаний. Урок «Нефть как источник загрязнения мирового океана» является составной частью курса «Органическая химия», следовательно, на данном уроке должны будут решат.

Источник

Конспект урока по географии в 7 классе «Проблемы загрязнения Мирового океана»
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Урок направлен на формирование коммуникативно-познавательной компетенции учащихся 7 класса посредством приемов критического мышления при изучении проблем загрязнения Мирового океана. Для проведения урока понадобятся: мультимедийная установка, раздаточный материал, ватман и маркеры.

Скачать:

Вложение Размер
проблема загрязнения мирового океана 1.87 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой.

Конспект урока литературы в 10 классе «Проблемы экологии в коми прозе» составлен на основе анализа рассказов коми писателя П.Столповского «Замор» и «Заповедный путик» с использ.

Материал с использованием технологии критического мышления.

разработка урока по географии 6 кл. Атмосфера. Тайны «шестого океана». УМК: Лобжанидзе А.А. 6 кл.

Урок географии в 7 классе по теме » Гидросфера. Загрязнение Мирового океана.&quot.

помощь молодому специалисту.

Урок новых знаний. Урок «Нефть как источник загрязнения мирового океана» является составной частью курса «Органическая химия», следовательно, на данном уроке должны будут решат.

Источник

Интегрированный урок (география + экология) по теме «Проблемы Мирового океана». 7-й класс

Класс: 7

Цели:

  • Показать значение Мирового океана в жизни природы и человека, и влияние хозяйственной деятельности на его природу.
  • Развивать умение определять и решать физико-географические, социально-географические и экологические проблемы.
  • Сформировать убеждённость в необходимости охраны океанических вод от загрязнения совместными усилиями народов многочисленных стран.
  • Учить обобщать знания, умению делать логические выводы, осознавать сложность имеющихся в природе взаимосвязей, и на конкретных примерах раскрыть существующую цепь взаимосвязей между океаном и жизнью человека.

УНК:

  • схема № 1 «Акватория планеты, в наибольшей степени пострадавшие от всех видов загрязнений.
  • cхема № 2 «Основные загрязнители морских экосистем».

Плакаты: «Океан просит помощи», «Симптомы смертельной болезни». Морские пейзажи из электронного носителя «Океан и человек».

I. Проверка домашнего задания

Тестирование. У каждого лист ответов:

а) Тихий океан:
б) Атлантический океан:
в) Индийский океан:
г) Северный Ледовитый океан:

Вопросы на доске, в лист ответов ставятся только цифры вопросов.

  • Самый большой по площади?
  • Самый холодный?
  • Наибольшая протяжённость с запада на восток?
  • Экватор не пересекает?
  • В южном полушарии лежит большая часть?
  • На три части срединно-океанические хребты делят ложе?
  • Самый маленький по площади?
  • Самый древний?
  • Глубочайший Марианский желоб находится в…?
  • 1/3 поверхности планеты занимает…?
  • Разделяет и соединяет берега двух континентов?
  • Магеллан пересёк за три месяца с востока на запад?
  • Самое загрязнённое Средиземное море относится к .
  • Более 10 тыс. отдельных подводных гор в основном вулканического происхождения находятся.
  • Муссоны оказывают огромное влияние в северной части?
  • Гигантский хребет почти по меридиану протянулся через?
  • Самый неспокойный и грозный?
  • Реки стекающие с Гималаев пополняют пресной водой…?
  • Самые важные морские пути проходят?
  • Минимальная солёность вод океана?

II. Изложение нового материала

Обобщающий урок – пресс конференция.
Объявление задач урока и плана урока.

План урока (на доске):

1. Значение Мирового океана в жизни Земли и человека.
2. Богатства и разнообразие ресурсов Мирового океана, их практическое использование.
3. Основные виды отрицательного воздействия на природу Мирового океана, «симптомы смертельной болезни».
4. Главные направления охраны и рационального использования морской среды.

1. Учитель: Остановимся на экологических тревогах Мирового океана, работаем
с дополнительным материалом, схемами и таблицами.
(морской пейзаж) читаю слова Жюль Верна, который сказал в монологе своего героя капитана Немо: «Да, я люблю море! Море – это всё! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни. В лоне морей обитают невиданные, диковинные существа. Море – это вечное движение и любовь, вечная жизнь».

Вопрос: конкретизируйте, каково же значение М.О. в жизни Земли и человека?

Ответы учащихся: (учитель одновременно составляет опорную схему).

Учитель: расшифруйте афоризмы.

  • «Морская вода – жидкая руда» (нашпигована различными элементами).
  • «Гольфстрим – водяное отопление Европы». (Зимой, когда континенты охлаждены, нагретый тёплыми течениями воздух переносит тепло на сушу, повышает t, например, западные ветры переносят тепло в Евразию).
  • «Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан»

(Единственный выход в Атлантику).

Итог учителя: как гласит предание, предводитель Ксенафонт, потерявший веру в своё спасение, воскликнул: «Море! Оно спасёт нас!»
Близок час, когда бурно растущее человечество обратит свои взоры, полные надежды, к морю и тоже воскликнет: «Море спасёт нас!»
Море обеспечит нам обилие продуктов питания, море даст нашей промышленности любое необходимое минеральное сырьё. Море снабдит нас неисчерпаемыми источниками энергии. Море станет местом нашего обитания и здоровья.

2. Мировой океан – это действительно настоящий кладезь жизненно важных для человечества продуктов.

Вопрос: Докажите это с помощью своих примеров, (опережающее задание).

Одновременно кадры из электронного носителя на экране. На доске схема:

Ресурсы Мирового Океана.

биологические минеральные энергетические 150 тыс. видов животных
50 млн. т водорослей
15 тыс. видов рыб
7,5 тыс. видов раков
49 тыс. видов малюсков, ежегодно доб. доб. нефти 790млн.т
доб. газа 340 млрд. м 3 энергия приливов и отливов

  • 85% морской биологической массе принадлежит рыбе. Остальная часть на долю моллюсков (кальмаров, мидий, устриц), ракообразных(крабов, омаров, креветок).
  • Растительные богатства Мирового океана – это различного рода водоросли, ламинарии – морская капуста становятся основой кормового рациона домашних животных, они служат сырьём для удобрений.
  • Более 200 лет разводят устриц у берегов Китая. В Японии, Англии, Италии, США и Франции довольно много морских ферм по разведению устриц и др. съедобных моллюсков.
  • Минеральные богатства Мирового океана практически неисчерпаемы. Солей в водах М.О. – 48 кв.м. Если извлечь эту соль из воды и рассыпать по всей суши, то она покроет её слоем толщиной более 150м. Больше всего в морской соли хлора, натрия, магния и серы. А вместе с кислородом, кальцием и калием они составляют более 90% всех минеральных веществ растворённых в морской воде. 1% – микроэлементы: бор. фтор, ртуть. золото.

Комментарии к кадрам Д/Ф:

  • В Мировом Океане растворено 10млн. т золота. Представлены все элементы системы Менделеева.
  • На первом месте своему значению в мировом хозяйстве вышла добыча со дна моря нефти, горючих газов. Наиболее перспективным ископаемым являются железомарганцевые конкреции, россыпи алмазов и янтаря.
  • Важнейший потенциальный ресурс М.О. – топливо для термоядерных установок. Запасы его в океане практически неисчерпаемы.
  • Многие природные процессы, происходящие в М.О., служат непосредственными носителями энергии приливов и отливов.

Итог второго этапа: М.О. – существенный источник минерального сырья, дополнительный кормилец человечества и источник энергии, мощная транспортная артерия. При этом не следует забывать, что суша и море – неразрывное целое, что атмосфера является для них общим покрывалом.

3. Задание: выделите источники и каналы загрязнения.

Все источники можно поделить на наземные, атмосферные и морские:

  • нефтяными углеводородами
  • промышленными отходами
  • с/х отходами
  • радиоактивное загрязнение
  • тепловое загрязнение
  • чрезмерный улов рыбных ресурсов
  • туризм

заносят в таблицу; слушают экспертов – океанологов, в ходе прослушивания можно задать вопросы, опорные слова заносим в таблицу, или внимательно слушаем, чтобы дома самостоятельно закончить таблицу.

4. Пресс конференция:

– Мы не ошибёмся, если скажем, что нефть – это одна из основ современной промышленности. При морской добыче до одного процента попадает в воду6 добыли 100т – одна тонна в воду, добыли миллион – 10тыс. тонн в воду. К нашему счастью, часть нефти испаряется с поверхности воды, а другая часть разлагается бактериями на воду и углекислый газ. Но если нефти попало слишком много, она не успевает испаряться, да и бактерии не справляются со своими обязанностями, и вся жизнь нарушается, обычно это происходит, когда на 200литров воды попадает более одного литра нефти. Около одного миллиарда тонн нефти перевозят по морям каждый год танкеры. Одна из крупнейших катастроф произошла в 1988году в районе американского п-ва Аляска. Огромный танкер «Эксон Валдиз» сел на мель и получил пробоину: 36тыс. тонн нефти вылилось тогда в голубые северо-американские тихоокеанские воды. пляжи оказались под толстым слоем нефти на многие км. Погибли несколько десятков тысяч водоплавающих птиц. Нефть растворяет жир на птичьих перьях, и холодная вода подступает непосредственно к коже птиц, и в конце концов они погибнут от холода. Кроме того, испачканные нефтью птицы не могут лететь и становятся лёгкой добычей хищников. Биологи считают, что в результате аварийных разливов нефти в мире каждый год гибнет около одного миллиона водоплавающих птиц!

Вопросы:

– Сколько потребовалось средств и времени, чтобы ликвидировать последствия такой аварии?
– Каково ежегодное поступление нефти в М.О.?

Ликвидация последствий обошлась в 2 млрд. долларов, в работах участвовало 1400 судов, 85 самолётов и 12тыс. человек.

Ежегодно в океан поступает 15 млн. т нефти. Принимая во внимание, что 1т нефти покрывает площадь воды 12км кв. нетрудно представить общий масштаб нефтяного загрязнения.

а) Наибольшую опасность для морской среды представляют тяжёлые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий. 15 лет понадобилось учёным, чтобы выяснить причину ужасной болезни, поразившей рыбаков и жителей японского местечка Миномата. Сейчас уже доподлинно известно, что болезнь вызвана действием ртутного метила, который некая индустриальная фирма сбрасывала в море. По мере развёртывания пищевой цепи: от водорослей к планктону, от мелких рыбёшек к ракообразным и крупной рыбе, от них к человеку – в каждом из её звеньев накапливалось всё больше ртути, которая вызывает неизлечимое расстройство центральной нервной системы, парализует двигательные центры, воздействуя на организм матери, приводит к врождённым уродствам детей. В период между 1956 и 1960г.г в селении Миномата смерть таинственным образом унесла 100 человек. Сегодня в деревне рождаются дети с физическими и умственными недостатками, с нарушением равновесия.
(смотрим таблицу загрязнителей).

Заражение кадмием вызвало вспышку болезни, получившей название итай-итай (больно-больно), т.е. Япония выступает в качестве главного экспортёра загрязнителей.

Вопрос: имеются ли у вас сведения о подобных случаях в других регионах мира?

б) Известно также, что в течение трёх лет итальянский химический концерн «Монтэдисон» ежедневно выбрасывал в море у мыса Капо-Бьянко (о. Корсика) более 3 тыс. тонн называемой «красной грязи», содержащей серную кислоту, мышьяк, титан, кадмий, ванадий, хром. Представьте себе какой бы вред здоровью человека могли нанести эти яды, если бы попали в конце концов в его организм и накопились там до предельно опасной концентрации! Преподаватель естествознания лицея города Бастилия, систематически изучавший феномен гибели китообразных, выбрасывавшихся на сушу, зарегистрировал в первые месяцы после начала сброса в воду этих отходов семь подозрительных случаев смерти полосатиков, китов и кашалотов 100км от места сброса. У одного экземпляра кожа была буквально изъедена серной кислотой, называемой в быту купоросом и вызывающей ожоги на теле живых существ.

5. Посмотрите карту загрязнителей акваторий. МО сильно загрязнён также в тех частях, которые примыкают к густонаселённым областям материков. Примером такого района в настоящее время является Средиземное море. Из рек, канализационных труб и атмосферы ежегодно в море сбрасывается до 800 тыс.т, азота, 320 тыс.т фосфора – это главная питательная среда для цветения сине-зелёных водорослей. Взывают о помощи также Северное и Балтийское море.
Вопрос: можно ли ещё спасти экологическую систему, в частности Северного моря?
Едва ли, если прибрежные государства будут использовать близлежащее море, как дешёвую мусорную свалку. Европейские страны, в особенности Германия сбрасывает в него ежегодно 11 тыс.т свинца, 28 тыс.т цинка, 950т мышьяка, а также ртуть и кадмий. Всё это привело к бурному росту водоросли Хризомулина полилепис (водоросль-убийца) выделяющей токсины и закупоривающей дыхательные пути. Её жертвами стали тыс.тонн рыбы. Жертвой «водорослевой чумы» становятся так же различные малюски, морские звёзды. В результате – страдают во всех государствах побережья Северного моря.

6. Чрезмерный улов рыбы привёл к экологической катастрофе Баренцева моря, т.к. вылавливали много трески и сельди начали лов мойвы и сайки, которая служит пищей трески и сельди, и морских птиц, в результате сократилась численность птиц и подорвана популяция сельди и трески.

7. Что можете сказать о тепловом загрязнении?

Так, экосистема Копорской губы Финского залива страдает от теплового загрязнения из-за Ленинградской АЭС. Это усилило процесс смены зелёных водорослей цианобактериями, обеднился состав рыбной фауны, (резко уменьшилась плотность салаки, теперь больше вылавливают мелкую корюшку). При строительстве АЭС на побережьях необходимо учитывать их будущее воздействие в том числе и тепловое на морские экосистемы.

8. Как может загрязняться океан через атмосферу?

Воздушные течения переносят на громадные расстояния, например, свинец, попадающий в атмосферу с выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания. В процессе газообмена с атмосферой свинец попадает в воду и обнаруживается, например, в антарктических водах. МО обладает удивительной способностью очищать воду в процессе её круговорота. Он принимает загрязнённые речные и дождевые воды путём испарения возврашает влагу на материки в виде осадков. Таким образом выступает, как своеобразный гигантский фильтр. Однако концентрация загрязняющих веществ в МО и их состав таков, что он утрачивает всё больше и больше способность самоочищаться. (см. таблицу загрязнителей).

9. Что вам известно об атомных могилах в МО?

Особенно большую опасность представляют загрязнения продуктами радиоактивного распада. У многих беспозвоночных животных и рыб, выловленных в океане, радиоактивная загрязнённость была в сотни и тысячи раз выше радиоактивности воды, в которой они обитали. Используя эти морепродукты, человек может стать жертвой своей деятельности. Нельзя не вспомнить и о тех металлических ящиках, залитых бетоном или стеклянной массой. в которых нередко погребают в океанских глубинах радиоактивные отходы атомных реакторов. Разумеется, меры предосторожности соблюдаются, но кто может поручиться, что они устоят перед коррозией и не разрушатся в случае землетрясения. Вот почему такую бурю протестов вызвал в США проект захоронения в море 27 тыс. т химического оружия – смертоносного нервно-паралитического газа.

10. Как в настоящее время выглядят пляжи знаменитых курортов Средиземного моря?

Каждое лето отдыхающим на лазурном берегу время от времени предлагается отказаться от морских купаний, настолько велика концентрация в воде опасных бацилл. И к несчастью, это далеко не единичные случаи. Большая часть акватории океанов используется в настоящее время как общественная и частная свалка, как самый дешёвый и потому повсеместно распространённый способ избавления от промышленных и бытовых отходов. Большие города сбрасывают туда массу органических отходов, либо вообще не прошедших никакой обработки, превращая океаны в рассадники болезнетворных вирусов. Случаи халеры в Неаполе явно связаны с тем обстоятельством, что городские нечистоты сбрасываются в море неподалёку от бассейна для выращивания мидий. Перепачканные мазутом ноги и купальники неотъемлемые отныне элементы пляжных удовольствий. На берегах Средиземного моря ежегодно отдыхает более 100млн. человек. На побережье Северного моря за сезон отдыхают 7-10 млн. человек. Медико-географические условия прибрежных районов притягивают и туристов, и обеспеченных пожилых людей, которые поселяются здесь на постоянное жительство.

Вопросы:

– Какое из последствий загрязнения МО опасно наиболее для человека?
– Норвежский учёный Тур Хейердал говорил о том, что нельзя делать из океана «Мировую помойку». «Мёртвый океан – мёртвая планета» – предостерегал учёный. Как вы объясните смысл этого предостережения?

Загрязняющие вещества течениями переносятся на тысячи км. Недавно в организме антарктических пингвинов и тюленей при вскрытии обнаружены следы вредных веществ тропического пояса. Тур Хейердал, путешествуя, наблюдал пятна мазута в 2-х тыс.км от берега, в тех местах, где за 20 лет до этого Ален Бомбар, в одиночку, пересекая океан, плыл в чистых и прозрачных водах.

Вывод: Что хотел сказать своими словами Тур Хейердал?
Что океан непрестанно движется. Можно нанести на карту и поделить между государствами неподвижное морское дно, но не воду над этим дном. Если спустить на воду плот у берегов Перу, через несколько недель течения доставят его к островам Океании. Если сесть на камышовую лодку у берегов Морроко, через некоторое время окажешься у берегов тропической Америки.
– Какой вывод можно сделать?
В природе, где всё взаимосвязано нет таких заповедных уголков, ни на суши, ни на море, где можно было бы, отгородившись от остального мира, укрыться от опасности.
«Если мы хотим достичь какого-то согласия с природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия.
Какие вы можете выдвинуть направления охраны и рационального использования природных богатств?
Экологические проблемы океана настолько остры, что кора от установления диагноза переходить к лечению «пациента», иначе он может умереть. А мёртвый океан – это мёртвая планета.

…Природа давний, добрый лекарь.
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна. (В. Шефнер)

III. Итог урока

IV. Домашнее задание

Основные загрязнители водных систем.

Влияние на здоровье человека. 1. Тяжёлые металлы (свинец, ртуть, олово, мышьяк, медь, цинк) а) Препятствует газообмену, гибели рыбы.
б) Умственная отсталость.
в) Врождённые уродства при ртутных отравлениях. 2. Ядовитые синтетические органические соединения. Врождённые дефекты, рак, мёртворождение, нервные нарушения,
заболевания печени, почек, лёгких. 3. Болезнетворные бактерии. Возбудители сальмонеллёзов, сибирской язвы, холеры, дизентерии.

Используемая литература учащимися и учителем:

  1. «Экологическая экспертиза», «Введение в антропологию», «Методы экологических исследований» – В.А. Бухвалов, Л.В.Богданова, М. 1995 г.
  2. «Среда нашего обитания» – П.Ревелль, М. Мир 1995 г.
  3. «Сбережём Землю» – С.А.Евтеева, М.Прогресс 1985 г.
  4. «Медицинская география» – Т.В.Кучер, м. Просвещение 1996 г.

Источник

Читайте также:  Охраняемые объекты мирового океана
Adblock
detector