Экономическая география мирового океана

Тема «Экономическая география Мирового океана»

Значение Мирового океана как огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств. Понятие об аквакультуре. Морское хозяйство как сфера интересов и деятельности разных государств. Международно-правовой режим морских пространств. География и структура морских перевозок. Роль каналов. Современный морской порт характеризуется Многофункциональность морских портов.

Понятие хинтерланда. Экономико-географическое деление Мирового океана. Экономико-географические особенности экономических провинций Мирового океана. Загрязнение Мирового океана.

Экономическая география Мирового океана изучает закономерности формирования и функционирования морского хозяйства в конкретных географических условиях на определенной акватории и территории. Мировой океан является огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств, которые (при рациональном их потреблении и искусственном воспроизводстве) могут считаться практически неисчерпаемыми, Океан способен обеспечить быстро растущее население продуктами питания, развивающуюся промышленность — сырьем, предотвратить энергетический кризис, решить проблему недостатка пресной воды.

В настоящее время Мировой океан дает свыше 40% мирового производства магния, ведется добыча калия, производство «морского» брома. Изучаются прибрежные россыпные месторождения золота, платины. На материковом склоне обнаружены месторождения фосфоритов, в прибрежной зоне шельфа — подводные месторождения железной руды. Мировой океан — неистощимый энергетический ресурс. Но главное богатство Мирового океана — это его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и другие). Биомассы Океана достаточно, чтобы прокормить 30 миллиардов человек. Широкое распространение получило искусственное выращивание живых организмов в водах Мирового океана (аквакультура).

Морское хозяйство является сферой интересов и деятельности преимущественно крупных государств. Из-за недостаточно высокого технико-экономического уровня национального рыболовства и смежных с ними отраслей, многие страны не могут пока использовать ресурсы прилегающих к ним районов моря с экономической выгодой для себя.

Читайте также:  Світовий океан складається з океанів

Международно-правовой режим морских пространств. Политико-правовую основу разграничения морских пространств можно назвать основной проблемой, поскольку она определяет предел распространения суверенных прав прибрежных государств на близлежащие воды. Ширина территориальных вод была и остаётся одной из самых спорных и острых проблем международного морского права.

География и структура морских перевозок отражают уровень экономического развития различных районов мира, их специализацию и возможности производства отдельных товаров на мировых рынках. Доминирующая роль в мировом судоходстве принадлежит бассейну Атлантического океана, в пределах которого сосредоточена большая часть судоходных трасс международного значения, связывающих все континенты.

В международном морском судоходстве всегда была значительна роль каналов, входящих в систему морских международных транспортных путей. Через Суэцкий, Панамский и Кильский каналы осуществляется около 10 % всего объёма международных морских перевозок.

Современный морской порт характеризуется многофункциональностью. В настоящее время всё большее распространение получает новый тип порта, являющийся искусственным сооружением в открытом море, в районе переработки крупных объёмов массовых грузов. Хозяйственная функция портов обусловливается его хинтерландом – территорией, тяготеющей в хозяйственном отношении к какому-либо экономическому центру.

Экономико-географическое деление Мирового океана.В экономических провинциях Северного Ледовитого океана, помимо рыбных запасов, важно богатство нефтью и природным газом. Суровые природные условия региона и удалённость от крупных экономически развитых районов, ограниченные возможности использования транспортных средств – всё это крайне осложняет заселение и освоение этой территории.

Значение Атлантики в международной экономике обусловливается значительным объёмом промышленного и сельскохозяйственного производства приморских государств бассейна. Страны, выходящие к побережью океана, производят более 4/5 промышленной и свыше 3/5 мировой сельскохозяйственной продукции. Основная часть экономического потенциала стран бассейна сосредоточена в двух основных регионах: Северной Америке и Западной Европе. В целом, Океан характеризуется наиболее многофункциональным промышленным освоением и использованием разнообразных ресурсов.

Экономико-географические особенности других экономических провинций Мирового океана.

Загрязнение Мирового океана промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками и нефтепродуктами и перерождение и деградация морских экосистем. Малоизученные последствия захоронения радиоактивных отходов.

Залогин Б.С. Экономическая география Мирового океана. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984

Пирожник И.И., Рылюк Г.Я., Еловичева Я.К. География Мирового океана. / Пособие для студентов, 2-е изд-е. — Минск: ТетраСистемc, 2007

Саушкин Ю.Г. Введение в экономическую географию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. Глава седьмая. Море и хозяйство. С. 231-254

Источник

Экономическая география мирового океана

Наряду с формированием физической географии признано необходимым развивать основы экономической географии океана. Идея подготовки серии монографий, посвященных географии Мирового океана, принадлежала К.К. Маркову. Эта идея была реализована, и помимо тома «Физическая география Мирового океана» в 1979 г. коллективом авторов под редакцией С.С. Сальникова был опубликован том «Экономическая география Мирового океана», В книге рассмотрен ряд пространственных аспектов изучения ресурсного потенциала океана на основе теоретических положений, оформившихся в экономической географии, остававшейся по преимуществу «сухопутной» наукой. «Экономическая география океана, — говорится в вводной статье В.В. Покшишевского и С.С. Сальникова (1979. С. 9), — часть географии мирового хозяйства, исследующая закономерности географического разделения общественного труда в процессе формирования, развития и функционирования пространственных социально-экономических комплексов в пределах Мирового океана. Тем самым экономическая география океана. остается органическим разделом или направлением географии как таковой, в частности разделом экономической географии». В книге нашли отражение достижения частных направлений науки об океане, исследующих роль океана в развитии судоходства (Л.И. Василевский, СБ. Шлихтер, О.М. Колесников, С.С. Сальников), промышленного рыболовства (Г.К. Войтоловский, А.Б. Кузьмичев, С.А. Студенецкий), освоении минеральных и энергетических ресурсов (СБ. Слевич, В.М. Лифшиц), развитии океанского туризма (Э.И. Заславский, В.М. Лифшиц, В.В. Покшишевский). Подчеркнута также глубокая связь экономического использования океана с прибрежными зонами материков, поэтому в содержании глав книги выделены география расселения на берегах океана (В.В. Покшишевский), размещения материального производства и непроизводственной сферы (СБ. Лавров), развитие рекреационных услуг. Не могли быть обойдены вниманием вопросы загрязненности вод в связи с экономической деятельностью (СВ. Глазов) и международно-правовых проблем океанического природопользования (И.Е. Тарханов). СС. Сальниковым сформулированы основные принципы экономико-географического районирования Мирового океана.

Книга «Экономическая география Мирового океана» подводит итог частных исследований экономической деятельности в океане и на его берегах. Ко времени ее создания уже были опубликованы монографии о транспортном использовании морских путей (Л.П.Андронов, 1971; Э.М. Крамаров, 1972; Г.Л. Надточий, 1972; Г.К. Войтоловский, 1974) и о развитии океанического ресурсоведения. По СБ. Слевичу (1978), экономическая география океана изучает размещение производства в пределах океаносферы и контактной зоны океан — суша. Ее задачи: экономико-географическая оценка естественных ресурсов и способов их вовлечения во всемирное хозяйство; анализ экономико-экологических связей между производством и природной средой; выработка научного подхода к сохранению и рациональному использованию океанических ресурсов. Самостоятельное значение имеет политическая география океана.

Источник

Тема1. Экономико-географические факторы развития морского хозяйства

1.1. Предмет и задачи экономической географии

Мировой океан располагает колоссальными запасами минеральных, энергетических и химических ресурсов, огромными ресурсами биомассы, концентрирует основные мировые коммуникации и является сферой широкого применения труда человека и его хозяйственной деятельности. Мировой океан как предмет труда отличается глобальным единством океанической среды, в значительной части расположен за пределами национальной юрисдикции и открыт для хозяйственного освоения всеми странами мира. Совокупность разнообразных отраслей, технологически и экономически связанных с хозяйственным освоением ресурсов океана, система экономических, производственных и экологических взаимосвязей, регулирующих их эксплуатацию, формируют морское хозяйство, отличающееся общим предметом труда. Основную часть доходов от хозяйственной деятельности в Мировом океане приносят добыча топливно-энергетических ресурсов – нефти и газа (до 35–40 %), морское торговое судоходство и портовое хозяйство (30–35 %), морское рыболовство и промысел (8–10 %), а также добыча минералов, химического сырья, использование энергии приливов, приморский и круизный туризм. В настоящее время морское хозяйство является сферой деятельности преимущественно индустриально развитых крупных государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Канада, Италия), страны с переходной экономикой на этапе трансформации хозяйственной структуры и экономических отношений частично утратили свои позиции (Россия, Украина, Польша), а большая группа развивающихся стран активно наращивает освоение морских ресурсов (Бразилия, Индия, Индонезия, Таиланд и др.).

Экономическая география океанаявляется составной частью общей географии океана и тесно связана с географией мирового хозяйства. Она исследует общие закономерности географического разделения труда при освоении ресурсов океана и процессы размещения и функционирования пространственных (территориальных) социально-экономических комплексов в пределах Мирового океана и приморской зоны его активного влияния. Ключевой задачей экономической географии океана является исследование совокупности своеобразных производств, формирующихся в условиях географического разделения труда на берегах, в прибрежных и открытых водах Мирового океана. Использование природных ресурсов

вод, дна и недр океана формирует районы добывающих отраслей, а морская акватория и ее прибрежное окружение служат пространственным базисом размещения производственных баз.

Важную роль в формировании единого комплекса морского хозяйства играют естественные транспортные пути Мирового океана, система линий морских перевозок и портово-промышленных комплексов, активно трансформирующих уклад жизнедеятельности населения прибрежных районов.

Среди научных направлений экономической географии океана ключевыми являются:

1) исследование пространственных отношений между отраслями материального производства (добывающими и перерабатывающими) и социально-обслуживающей сферы в сочетании с природными, историческими и экономическими условиями их развития и комплексного использования ресурсов океана;

2) выявление закономерностей географического разделения труда на Мировом океане и особенностей приморского размещения основных отраслей материального производства и непроизводственной сферы, приморского расселения и урбанизации, разработка рекомендаций по хозяйственному освоению новых океанических районов;

3) разработка политико-географических аспектов международного сотрудничества по освоению и рациональному использованию ресурсов Мирового океана, обеспечению экологической и военной безопасности мирового хозяйства;

4) оценка уровня обеспеченности и исчерпаемости природных ресурсов (особенно энергетических, биологических), повышение эффективности их использования при соблюдении экологически безопасных норм хозяйствования для обеспечения устойчивого функционирования экосистемы Мирового океана и биосферы в целом.

Комплексное изучение морского хозяйства ведется в двух аспектах:

экономико-географическое исследование конкретных отраслей морского хозяйства (морская нефтегазодобыча, промышленное рыболовство, система транспортных коммуникаций, туристское хозяйство и др.), их сырьевая база, объемы добычи и транспортировки, внутри- и межотраслевые связи отдельных производств в различных природных и социально-экономических условиях;

комплексный анализ всех типов производств и их сочетаний, использующих ресурсы Мирового океана, формирование индустриально-портовых комплексов, охватывающих прибрежную зону и акваторию океана, в целях рационального использования ресурсов, эффективно территориальной организации морского хозяйства и его экологической устойчивости.

Для решения указанных задач экономическая география океана имеет тесные взаимосвязи с океанологией – наукой о природных условиях океана, данные которой привлекаются для оценки условий промыслов, морской навигации и др. Экономико-географическое исследование эффективности морского хозяйства опирается на экономическую теорию и достижения отраслевых экономических наук (экономика минерального сырья, транспорта, статистика и др.). Взаимодействие с физической географией, где сформировалась определенная дисциплина – физическая география Мирового океана, обеспечивает экономико-географические исследования комплексными знаниями о территориальной дифференциации природной среды океана. В свою очередь картография обеспечивает экономико-географические разработки комплексными и тематическими картами различного назначения (навигационные, ресурсные и др.). Обеспечение эффективного международного сотрудничества при освоении Мирового океана требует привлечения знаний по теории международных отношений и международному праву. Задачи сохранения экологической устойчивости Мирового океана, рационального использования его ресурсного потенциала требуют тесного взаимодействия с геоэкологией (закономерности функционирования эколого-экономических систем, предотвращение неблагоприятных экологических последствий техногенных катастроф).

Источник

Экономико-географическое районирование мирового океана

Из всех рассмотренных видов районирования лишь экономико-географическое в наибольшей степени отвечает задачам, поставленным в этой работе, поэтому оно рассматривается самостоятельно и более подробно, чем другие виды. В нем прослеживаются черты и статистического, и экономического, и экономико-экологического районирования, но есть и своя специфика. Она заключается в том, что главное место здесь занимает хозяйство, которое понимается нами как совокупность объектов производственной и непроизводственной сфер.

Кроме того, в экономико-географическом районировании, как, впрочем, и в других видах районирования, появляются свои особенности, когда объектом исследования становится Мировой океан.

Наконец, есть конкретный пример экономико-географического районирования Мирового океана, который с дополнениями целесообразно привести в этой работе.

Главные особенности экономико-географического районирования Мирового океана

Преемственность экономико-географического районирования суши и Мирового океана предопределяет некоторые общие и различные для этих сфер черты.

Принципиальное отличие экономико-географического районирования океана от аналогичного районирования суши заключается в том, что последнее охватывает преимущественно освоенные территории со сложившейся производственной структурой, тогда как океан районируется в процессе его хозяйственного освоения.

Следуя формулировке С. В. Михайлова, экономико-географиче-ский район Мирового океана — это часть его акватории, отличающаяся от других природными условиями и ресурсами, уровнем и перспективами их использования и профилем специализации хозяйства.

В таком понимании морские экономико-географические районы складываются под влиянием определенных районообразующих факторов. Один из основных среди них — производственный фактор. Он основан на соответствии производственных отношений и производительных сил. Производственные отношения оказывают решающее влияние на уровень и организацию производительных сил морских районов, специализацию их хозяйства. Производительные силы в общем формируют хозяйственный облик экономико-географических океанских и морских районов.

Важнейший районообразующий фактор — пространственное, или географическое, разделение труда. Оно представляет собой такое разделение общественного труда, при котором производство и потребление определенной продукции пространственно разобщены. На этой основе между районами производства продукта и районами его потребления возникают экономические связи, материальным выражением которых служит товарный обмен, осуществляемый с помощью транспорта. Географическое разделение труда обусловливает специализацию хозяйств морских районов, что способствует повышению производительности труда в них и приводит к необходимости товарообмена.

Весьма существенный фактор районообразования на Мировом океане — уровень материально-технической базы человеческого общества. Это особенно ярко проявляется в настоящее время, в век научно-технической революции. Создание специальной техники, способной функционировать в морской среде, позволяет расширять пределы освоения океана, вовлекать в сферу производства дополнительные виды природных ресурсов, прокладывать новые морские пути и т.п., что способствует формированию определенных хозяйственных районов в океанах и морях. Низкий уровень морской техники в древние времена ограничивал добычу биологических ресурсов и судоходство прибрежной зоной океана, ныне современная техника вывела рыболовство и мореплавание в открытые пространства океанов и морей, создав тем самым условия для формирования промысловых и транспортных океанских районов.

Некоторые приморские участки суши с хорошо развитыми отраслями морского производства могут стать центрами образования районов в океанах и морях. Такие центры играют роль районообразующих факторов в открытых районах Мирового океана. К примеру, мурманское побережье и Баренцево море стали отправными пунктами развития рыболовства в Северной Атлантике, где с течением времени сформировались крупные промысловые районы Мирового океана.

Большое значение для формирования районов в океане имеют природные ресурсы, которые во многом определяют хозяйственную специализацию района. Вполне естественно, что на базе минеральных полезных ископаемых складывается один профиль хозяйства, на основе топливных ресурсов — другой, биологических — третий ит.д.

Районообразующие факторы действуют объективно независимо от сознания человека, а их проявление зависит от исторических условий. Экономико-географический район Мирового океана — это не только пространственное понятие, но и общественно-историческая категория, неразрывно связанная с уровнем технической вооруженности общества. Так, усовершенствование судов и техники привело к созданию в различных частях Мирового океана районов нефтедобычи с определенным профилем хозяйства, производственными связями, пространственными контурами и т. д. А разработка в перспективе специальных средств для промышленной добычи железомарган-цевых конкреций при воздействии других районообразующих факторов приведет к возникновению в Мировом океане иных по хозяйственной специализации районов.

Экономико-географическим районам Мирового океана, учитывая его глобальные пространства, свойственны определенное положение и значимость в мировом хозяйстве. К примеру, северные части Тихого и Атлантического океанов — два центра мирового рыболовства, воды Антарктики — главные районы мирового китобойного и крилевого промыслов, Северная Атлантика — средоточие международных морских путей и т. д.

В отличие от экономико-географических районов суши, для которых характерна взаимосвязь, основная черта тех же районов Мирового океана — связь каждого из них с берегом, материально выраженная в морских перевозках от промысловых районов к берегу и обратно. Берег — отправное и конечное звено хозяйственной деятельности на Мировом океане независимо от ее вида и места, будь то добыча биологических и топливных ресурсов или прокладка кабельной сети по дну океанов и морей.

Структура хозяйства морских экономико-географических районов включает в себя рыбную, нефтедобывающую, химическую, горнорудную промышленность, морской транспорт. Однако на современном уровне освоения океана эти отрасли в совокупности встречаются редко и межотраслевые производственные связи довольно ограниченны. Более того, с экологических позиций рыболовство и добыча нефти трудносовместимы на сравнительно ограниченных пространствах, так как биологическая продуктивность, а следовательно, уровни добычи во многом зависят от качества морской среды, на которое отрицательно влияют морские нефтепромыслы. Это хорошо иллюстрирует пример Северного моря, где с развитием добычи нефти снизились уловы рыбы.

В морских экономико-географических районах существует комбинирование и кооперирование производства. Однако в отличие от суши, где предприятия, работающие по принципу кооперирования и комбинирования, пространственно разобщены, в морских условиях они либо объединены, либо находятся в непосредственной близости. Так, переработка биологических ресурсов обычно производится на самом добывающем судне или на плавучих базах, находящихся в районах промысла. Кооперированные с ними транспортные суда, доставляющие на промысел горючее, пресную воду, продовольствие и т.п., находятся вблизи промысловых и базовых рыбо-хозяйственных судов.

Формируясь под воздействием всех этих условий, экономико-географические районы Мирового океана приобретают свою специфику, связанную с природными особенностями морской среды, характером и видами естественных ресурсов. Они не столь разнообразны, как на суше. На современном этапе развития человеческого общества они освоены в значительно меньшей степени, чем на суше. Все это отражается на объективном процессе образования экономико-географиче-ских районов в Мировом океане. Отсюда и познание сущности формирования морских районов (районирование Мирового океана) возможно пока с определенными ограничениями. В частности, из двух видов экономико-географического районирования — отраслевого и интегрального (общего) — в настоящее время применительно к океану существуют известные предпосылки только для первого из них, а для второго они возникнут в перспективе, при его дальнейшем хозяйственном использовании.

Источник

Оцените статью