Меню

Экономика будущего это прежде всего экономика мирового океана

Экономика будущего. 6 трендов, которые изменят мир

Экономика будущего. 6 трендов, которые изменят мир

Не секрет, что мир стремительно меняется. 20 лет назад число интернет-пользователей не дотягивало до 3 миллионов, а сегодня их почти 2,5 миллиарда. Машины создаются роботами. А оружие можно напечатать на 3D-принтере.
Все это – не просто признаки технологического прогресса, но вещи, способные, ни много ни мало, перевернуть мировой порядок. Аналитики Citi Research совместно с Оксфордским университетом назвали шесть глобальных мегатрендов на ближайшие десятилетия. Их кратко представляет Business Insider.
Тренд 1. Мир становится более интегрированным
Растет число демократий, и все больше открываются границы. За последние пару десятилетий почти полмиллиарда граждан получили возможность выбора – где жить и работать. Даже недемократические страны, такие как Китай, увеличивают свой вклад в мировую торговлю. И, конечно, огромное влияние оказывают социальные медиа.
Значение для экономики
Чем больше открываются границы, тем ниже становятся таможенные тарифы, что облегчает экспорт и импорт товаров и услуг. Например, Индия. В 1990-е ее тарифы на промышленную продукцию зашкаливали за 200%, а в 2009-м стали ниже 10%.
На этом графике все показано наглядно: динамика тарифов Индии, Китая и всего мира.
Снижение таможенных тарифов также способствует инвестициям. Региональные торговые соглашения сегодня преследуют более широкие цели – углубление экономического и политического сотрудничества и интеграцию.
Тренд 2. Население планеты стареет
Вот главные причины:
Снижается рождаемость (противозачаточные средства стали доступнее, а женщины наравне с мужчинами стремятся получить образование и сделать карьеру).
Снижается смертность (благодаря борьбе с бедностью и заболеваниями).
Поколение «бэби бумеров» – людей, родившихся в период резкого всплеска рождаемости – становится старше и в недалеком будущем превратится в «поколение стариков».
Значение для экономики
В 1950 году на планете было 200 миллионов людей старше 60 лет. К 2050 году их число достигнет 2 миллиардов. Работающих людей станет пропорционально меньше. Это значит, что проблемы пенсионеров выйдут на первый план. Например, в Греции средняя продолжительность жизни мужчин – 78 лет, а пенсионный возраст наступает в 57. То есть, государство должно 20 с лишним лет полноценно заботиться о неработающем человеке.
Вот график возрастных трендов во всех регионах мира (в процентах). Сколько людей старше 60-ти было в 2013 и будет в 2050-м году:
Тренд 3. «Технологии будущего» выйдут на глобальный рынок
И это не мобильные интернет-технологии, которые приходят на ум прежде всего, уверяют эксперты. Не приложения для смартфонов радикально изменят нашу жизнь, а нанотехнологии, прорывы в генетике, 3D-печать и т.д. Именно они вызовут революцию на глобальном рынке.
Значение для экономики
Сегодня рынок 3D-печати составляет 2 миллиарда , но уже к 2021 году вырастет до 12,5 миллиарда, считают в Citi. Такая печать уже применяется в стоматологии, других областях медицины, а также в ювелирном деле. Особые надежды связаны с возможностью печатать органы для трансплантации.
Тренд 4. Мировая экономика будет зависеть от развивающихся стран
Как ожидается, к 2030 году глобальная экономика вырастет вдвое. А К 2050-му – удвоится снова, прогнозирует Организация экономического сотрудничества и развития. И дело не в росте населения, а в том, что развивающиеся страны показывают устойчивый и повсеместный рост доходов и уровня жизни. Именно это придаст импульс мировой экономике.
Значение для экономики
Представители среднего класса Китая и Индии станут крупнейшими потребителями в мире, а значит, рынок будет во многом ориентироваться на них. Взгляните, как радикально изменится ситуация: если в начале 2000-х доля этих двух стран была почти нулевой, и главными потребителями были средние классы ЕС и США, то к 2050-му все будет фактически наоборот:
Тренд 5. Интеграция повысит системные риски для компаний
Различные бедствия и катастрофы, природные или цифровые, местного, регионального или глобального масштаба, могут существенно повлиять на международный бизнес. И самое неприятное, что ни бизнес-лидеры, ни политики совершенно не готовы к этой угрозе.
Значение для экономики
В сегодняшнем мире все настолько взаимосвязано, что компании производят разные части своей продукции в самых разных странах и на разных континентах. А значит, если где-то случится крупное стихийное бедствие, пострадают каналы поставок и производство в целом.
Природные катастрофы уже привели к крупному замедлению производств и финансовым потерям. Например, из-за сильных ливней 2011 года в Таиланде было закрыто много предприятий по производству жестких дисков, а это 28% от их мирового производства. Выпуск ноутбуков и цифровых записывающих устройств фактически остановился. В четвертом квартале 2011 года прибыль Intel снизилась на 1 миллиард долларов.
Общие потери от наводнений составили 45,7 миллиарда долларов (это примерно равно ВВП Кении!).
Вот как выросло число природных катастроф с 1900 по 2013 год:

Тренд 6. Cистема глобального управления изжила себя
Правительства в одиночку не могут противостоять международным рискам, но и сообща они плохо справляются, по крайней мере, в рамках нынешних международных организаций. Они были созданы в другое время и не приспособлены к новому миропорядку. В 1945 году, когда появилась ООН, население Земли составляло 2,5 миллиарда человек, а глобальный ВВП – 7 триллионов долларов . Сегодня население выросло почти в 3 раза, а ВВП – в 10 раз.
Значение для экономики
В мастерской печатных машинок не смогут починить компьютер – так и организации 20 века не в состоянии решить проблемы 21 века, заключают аналитики. Возьмите глобальное изменение климата: все соглашаются, что это действительно серьезная проблема, но практически ничего не делают, чтобы ее решить. Так что одних международных дискуссий недостаточно – требуется полная реорганизация систем глобального управления.

Читайте также:  Приморское государство омываемое водами двух океанов

Как видно из заметки, речь идет об «экономике будущего» и тех трендах, которые изменят мир. Такое заманчивое название,не правда ли? А о человеке и его будущем ничего не сказано, будто его здесь и нет. Будущее экономики! Есть Запад, Индия, Китай. Есть технический прогресс, роботизация! И все они не человеческие. Даже в самом кратком изложении этого вопроса следовало бы отличить людей от вещей и их отношения от товарно-денежных и показать не «экономику будущего», а человека. Даже «экономика в облике человека, это не то, что нужно людям
Путать экономические вопросы с человеческими, порожденными системой денежных отношений и потом не видеть ничего, кроме них, и говорить только о них, не связывая их с людьми — это обычный прием экспертов.И таких экспертов, для которых люди просто «потребители», мир давно раскусил. И уже пора знать, что без определения человека и тех отношений и связей, в которых находятся люди, где бы то ни было, не существует уже ничего.Недостаток жилья для граждан Казахстана, например, вовсе не является результатом низкой производительности труда и что экономика будущего эти вопросы разрешит. И казахстанцы будут обеспечены Просто все они находятся в руках людей и подчинены их интересам. Сегодня в сравнительно короткий срок могут возводить целые города. Но кто виноват в том, что люди строят дома не для себя, а для товаров и возводят вместо них торговые центры и офисы и если вместо них индивидуальностью обладают вещи, деньги, прибыль? Если вещи стоят на первом месте, а человек – нечто второстепенное, то имеется ли вообще экономический вопрос и тем более «экономика будущего»? Что это, экономические проблемы?

Это чисто человеческие проблемы, если в наш век, век технологической революции продукты человеческой деятельности продолжают господствовать над людьми, ставя их на край обнищания, и если на пути человечества непреодолимым барьером встали деньги, из за которых в Казахстане пустуют половина домов и гниют эти же вещи, ради которых люди и живут, не видя друг друга. Где же здесь будущее? И как эту чисто человеческую проблему разрешит роботизация? Выбрасывая людей на улицу и оставляя их без работы? Они повелевают людьми, возводя между ними леденящее сердце безразличия. Самые тяжкие преступления, включая и террористические акты, и вандализм, и экстремизм, сегодня во всем мире совершаются ради денег и являются способом устранения конкурентов и устрашения народов.
Только после освобождения от влияния денег должны вступить в силу механизмы общественного развития, основанные на саморазвитии личности, ее самоосуществлении, которое становится сегодня как закон в стремлении человека к его собственному благу. Общество не случайно предоставило каждого себе и ориентируется на самореализацию индивидов, даже если это положение воспринимается бесчеловечностью из-за положения человека в обществе, оставленного на произвол судьбы.

Да, такова судьба человека в нашу эпоху. Здесь каждый становится самостоятельно, хочет того он или нет. И история в первую очередь должна решить проблему человека, прежде чем человек будет жить в человеческом обществе. И здесь никто не видит никакую экономику будущего, не принадлежащего людям. А кого будет радовать то, что у меня есть миллиарды и что я стремлюсь их увеличивать производством роботов? В новом объединении это самостоятельность будет поставлена на сознательную основу. Вот почему настоящее движение готовится к будущему, развивая его элементы сегодня.

Источник

Название книги

Океан надежд

Улицкий Юрий Александрович

Введение

К началу XXI в., как предсказывают специалисты, население Земли должно увеличиться почти в 1,5 раза и достичь 6,5 млрд. человек. Это значит, что потребуется еще больше продуктов питания, пресной воды, сырья для производства предметов потребления, электроэнергии. Между тем, по данным ООН, даже в наши дни более половины населения земного шара недоедает и страдает от недостатка белковой пищи. Уже сегодня более 1/3 населения нашей планеты не хватает пресной воды. Заметно истощаются, а в ряде случаев подходят к пределу запасы многих видов полезных ископаемых. При современных темпах потребления запасов некоторых из них хватит для человечества всего на несколько десятилетий. А ведь с ростом технических достижений значительно увеличиваются и потребности в минеральном сырье, электроэнергии, пресной воде. Совершенно очевидно, что перед человечеством стоит задача изыскания новых дополнительных источников питания, пресной воды, электроэнергии, минерального сырья. В этих условиях главную роль должно сыграть интенсивное освоение Мирового океана. Академик С. Г. Струмилин еще в начале 60-х гг. указывал, что «экономика будущего — это прежде всего экономика Мирового океана». Между тем Мировой океан до настоящего времени изучен крайне слабо. Практически только в последние 20—25 лет в связи с быстрым ростом технических достижений началось его настоящее изучение. Знания о Мировом океане очень скудны, а степень изученности его недр сегодня можно, пожалуй, сравнить со степенью изученности недр суши в начале нашего века. По мере более полного изучения океанов и морей наука будет открывать все новые и новые возможности шире использовать Мировой океан на благо человечества.

Читайте также:  Джозеф маццелло тихий океан

В этой книге сделана попытка осветить роль Мирового океана в жизни современного и будущего поколений людей. Рассматриваются вопросы освоения минеральных, энергетических, биологических богатств Мирового океана, получения пресной воды из морской. Освещается покорение морских глубин человеком и роль Мирового океана, как важнейшей транспортной артерии, а также проблема борьбы с загрязнением вод Мирового океана. В заключение рассматривается комплексное морское хозяйство будущего.

Эта книга не претендует на всестороннее освещение разнообразных сторон использования Мирового океана человеком. В силу ограниченного объема, в ней не освещаются вопросы рекреационного использования океана, роль океана в формировании климата Земли, правовые и юридические аспекты, связанные с использованием Мирового океана разными странами, и ряд других вопросов.

Настоящая книга является вторым дополненным и переработанным изданием книги «Подводные богатства», вышедшей в издательстве «Просвещение» в 1976 г.

Источник

Ключевой ресурс экономики Мировой океан

Мировой океан постепенно становится все более востребован не только как источник рыбных ресурсов, но и в качестве перспективной базы полезных ископаемых. Усиливается и геополитический фактор влияния в морях. Эксперты подчеркивают, что освоение Мирового океана следует сделать более безопасным с экологической точки зрения, а на его изучение стоит направить больше усилий.

Исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО Владимир Рябинин напоминает, что примерно 93% мировой теплоты поглощается Мировым океаном, в противном случае температура Земли была бы гораздо выше. При этом вся работа по изучению изменения климата, связанная с Мировым океаном, в настоящее время основана на доброй воле участников МОК.

«Синяя экономика, или экономика Мирового океана, составляет более $3 трлн, и она стабильнее экономики на суше. Но объем финансирования исследований океана — около $1 млрд, то есть в 3 тыс. раз меньше, чем стоимость генерируемого продукта. Нужно поднимать уровень информированности населения о процессах в Мировом океане, осуществлять прибрежное зонирование, обеспечивать устойчивое развитие рыболовной промышленности и аквакультуры. Все это можно сделать, если задействовать усилия авторитетных участников МОК»,— говорит он.

Экономика океана при должном подходе позволяет минимизировать выработку отходов, а сама вода становится ключевым ресурсом: например, бутылка воды в Москве уже стоит дороже литра бензина, отмечает президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. «Очевидно, что делить так же, как сушу, океан не получится. Эта система живет в общем развитии. К 2030 году объем рыболовства в Мировом океане, по прогнозам, вырастет до 209 млн тонн, что соответствует показателям роста населения планеты»,— указывает глава корпорации.

По его словам, океан остается и ключевой транспортной магистралью, и к 2050 году спрос на грузовые перевозки в нем вырастет в три раза. «Морской и речной транспорт остается абсолютным и неоспоримым лидером в части экологичности перевозок: более 80% всех международных грузоперевозок осуществляется по морю. В перспективе он так и останется наиболее эффективным и востребованным видом транспорта на дальние расстояния»,— прогнозирует господин Рахманов.

Вместе с тем изученность Мирового океана не превышает 10%, то есть даже космос человечество знает лучше, чем море. «Расходы на исследования Мирового океана в развитых странах достигают не более 4% от общего объема инвестиций в научную работу, и Россия, к сожалению, не исключение»,— говорит он. Среди задач России в рамках освоения Мирового океана глава ОСК назвал развитие Северного морского пути и круизного арктического направления.

Рациональное использование

Главный исполнительный директор Damen Shipyards Group NV Рене Берквенс сетует на то, что выделение средств на изучение Мирового океана в рамках Европейского союза происходит достаточно медленно. «Океан — последняя из неизведанных границ, при этом мы очень сильно зависим от него, получаем продовольствие и энергию, в том числе ветровую и приливную»,— говорит он. Серьезным вопросом, по его словам, в настоящее время является загрязнение океана: «Есть не только пластик на поверхности, но и тот, который с пищевой цепочкой попадает в организм человека, и это большая угроза».

Читайте также:  Характеристика северного ледовитого океана географическое положение

«Судостроители хорошо отдают себе отчет в важности исследования Мирового океана. Сейчас мы строим новое исследовательское судно для австралийского правительства, рассчитываем на сотрудничество с верфями и научно-исследовательскими институтами в России»,— добавляет господин Берквенс.

За последние десять лет в синей экономике было создано около 100 млн новых рабочих мест, говорит председатель Арктического экономического совета Теро Ваурасте. «Около 50% потребляемой в мире рыбы происходит из района Северного Ледовитого океана. Согласно прогнозам, к 2023 году объемы туризма и аквакультуры в северных морях удвоится. Рыболовство — основа синей экономики, и неприятие срочных мер по борьбе с заражением океана создает угрозу устойчивого развития»,— отмечает он.

Господин Ваурасте подчеркивает, что мировое население растет, и «к 2050 году придется кормить еще несколько миллиардов человек». «Мы фиксируем изменение климата и эрозию земель, меняются места обитания морских животных и рыбы. Всемирный фонд дикой природы провел исследование, согласно которому Северный Ледовитый океан и его побережья являются местом обитания 34 видов млекопитающих, 364 видов птиц и 4 млн людей, принадлежащих к национальным меньшинствам и малочисленным народам. Мировой океан — это сосредоточение ресурсов, которые нужно сохранить, чтобы они использовались и следующими поколениями»,— заключает эксперт.

Повысить эффективность в рыбной отрасли и, следовательно, сделать использование ресурсов рациональнее, могут цифровые технологии, считает генеральный директор мобильного оператора Tele2 Сергей Эмдин. «Отрасль аквакультуры в развитых странах вся обвешана датчиками. В России такого нет, поэтому наблюдается низкая производительность и высокая потеря продукции. Мы запустили в Приморском крае пилотный проект, выступив как интегратор: взяли лучшие мировые решения и обеспечили покрытие»,— рассказывает он.

По словам господина Эмдина, как показывает мировая практика, в цифровизированных рыбных хозяйствах экономические показатели улучшаются на 20–30% по сравнению с теми, где цифровых элементов нет. «С использованием искусственного интеллекта можно развивать направление и дальше. Кроме того, появляется возможность использовать коммерческие данные, которые будут получать хозяйства, и для экологического мониторинга, и для научных целей. Есть такой термин — интернет вещей. Для него в океане есть много места, и от этого будет конкретная отдача»,— прогнозирует он.

Техническое перевооружение

В настоящее время в мире ведется активная работа по снижению воздействия морского транспорта на окружающую среду, принят ряд международных конвенций и они давно действуют, напоминает заместитель Минтранса РФ и руководитель Росморречфлота Юрий Цветков. «Все начиналось с вопросов разливов нефти, которые были урегулированы законодательством, затем решались вопросы по сбросу отходов, а в последние годы фокус смещается в сторону контроля за судовым топливом и его влиянием на окружающую среду»,— перечисляет господин Цветков.

Большинством стран ООН сейчас принята конвенция, согласно которой с 2020 года запрещается использование высокосернистого топлива для работы на морских судах. Россия ратифицировала эту конвенцию, и теперь все судоходные компании «с ужасом ожидают» следующего года, так как есть опасения, хватит ли низкосернистого топлива, будет ли возможность забункероваться во всех портах и какова будет цена этого топлива, уточняет замминистра.

В качестве перспективного судового горючего он называет газомоторное топливо (LNG), которое используется судоходными компаниям все чаще. Предполагается, что к 2035 году суда LNG будут занимать до 20% рынка, но в данном случае нужно решить целый ряд вопросов. Первый, по словам господина Цветкова, носит инженерный и стоимостной характер — нужны двигатели, которые приспособлены к работе на LNG, а сами суда на таком топливе стоят на 20% дороже судов на классическом горючем. Второй вопрос — наличие пунктов бункеровки LNG, и крупные компании работают над развитием такой сети. Третий — поддержка прибрежными государствами перехода судовладельцев к работе на альтернативном топливе.

Вице-президент Российской академии наук (РАН) Андрей Адрианов напоминает, что в РФ запущена программа модернизации научно-исследовательского флота, согласно которой к 2024 году будут построены два новых научных судна, а пять из девяти действующих будут модернизированы и получат новое техническое оснащение. «В Мировом океане сосредоточены и минеральные ресурсы, и колоссальные биологические, которые могут решить все продовольственные проблемы мира. Изучать всю экосистему океана одной стране не под силу, нужны общие усилия, но когда есть что делить — а делить есть что,— включаются национальные интересы»,— говорит он.

Речь идет о рыбных, углеводородных и других ресурсах, поясняет вице-президент РАН. «Запасы кобальта в океане в шесть раз больше, чем на суше, там огромные скопления редкоземельных элементов. Уже есть такие термины, как подводное машиностроение и подводное роботостроение, так как без этого невозможно освоение ресурсов. Страны соревнуются в технологиях, в получении лицензий на те участки океанского дна, которые наиболее перспективны. Двигаться в одиночку в деле освоения Мирового океана нельзя, нужна консолидация усилий, но и без национальных интересов никуда не деться»,— заключает господин Адрианов.

Источник

Adblock
detector