Меню

Экономика северно ледовитого океана

Использование ресурсов Северного Ледовитого океана

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади и глубине в мире. Характеризуется суровым климатом — ледяной покров центральной части сохраняется на протяжении года. Хозяйственное значение Северного Ледовитого океана велико для стран, берега которых он омывает: России, Канады, США, Норвегии, Дании, Исландии.

Биологические океанические ресурсы

Холодные арктические воды создают неблагоприятные условия для развития многообразных живых организмов, но низкотемпературная среда увеличивает продолжительность их жизни.

Наибольшим богатством органического мира отличается Северо-Европейская часть, прилегающая к Атлантике. Это Баренцево, Норвежское, Карское, Белое моря. Акватория, омывающая Сибирь, Дальний Восток и Канаду, характеризуется суровым климатом и бедными биологическими ресурсами.

В водах Чукотского моря и Берингова пролива наблюдается рост видового состава обитателей.

Морская капуста

Растительный мир океана невелик: ламинарии, фукусы, анфельции.

Морская капуста, добытая в северных морях, ценна содержанием йода, магния и других элементов. Добывают ее со дна Норвежского, Баренцева, Гренландского морей.

У Мурманского побережья ведется промысел ламинарии сахаристой, которая используется в пищевой промышленности, фармакологии, косметологии.

Моллюски

В северных морях водится более 100 видов двустворчатых моллюсков: песчаная мия, съедобная мидия, исландский гребешок, головоногие моллюски и др.

Учеными отмечается, что низкие температуры воды продлевают жизнь мидий до 25 лет, а в южных морях эти моллюски живут только 6 лет.

Крабы

В ХХ столетии в воды Баренцева моря переселили камчатских крабов, т. к. естественные условия Арктической акватории не подходят для жизни этих морских обитателей. Камчатский краб прижился в новом месте и обитает на глубине 20-200 м при комфортной температуре воды +1°C зимой и +12 °C летом.

В северных морях обитают киты:

  1. Гренландские (полярные). Водятся в Беринговом, Чукотском, Восточно-Сибирском, Гренландском морях и Бофорта. По габаритам и массе тела занимают 2 место в мире после синего кита. Вес достигает 100 т, а длина — 18 м. Это млекопитающее — долгожитель, средний возраст 60-70 лет. У рекордсменов продолжительность жизни составляет 200 лет.
  2. Морские единороги (нарвалы). Отличаются от других китов гигантским рогом (бивнем) длиной 2-3 м, который помогает определять температуру, давление воды и добывать пищу.
  3. Серые. Обитают у берегов Аляски. Относятся к виду усатых, достигают 15 м в длину.

Киты питаются ракообразными, зоопланктоном, мелкими рыбами, моллюсками.

Моржи

Моржи относятся к ластоногим животным, их лежбища размещаются на островах Новая Земля, Шпицберген, Гренландия, Исландия, а также в Чукотском и Карском морях , заливах Нортона и Анадырском.

Животное имеет клыки, помогающие выкапывать пищу из морского дна. Моржи — хищники, их добычей могут оказаться маленькие тюлени и нерпы.

Нерпы

По-другому их называют акибы. Принадлежат к роду тюленей. В арктических широтах водятся кольчатые нерпы, отличающиеся красивым рисунком в виде светлых колец на темном фоне спины.

Акибы имеют хорошие обоняние, слух и зрение. У них толстый слой подкожного жира, благодаря которому животные выносят низкие температуры.

Тюлени

Тюлени населяют арктические моря всей акватории океана, селятся в скалистых местах вдали от хищников. Видовое разнообразие включает гренландского тюленя размерами от 160 до 190 см, весом 140-160 кг.

Внешность тюленей отличают красивые выразительные глаза. Животные питаются рыбой, постоянно перемещаются вдоль кромки арктического льда, скрываясь от белых медведей и касаток.

Полярные медведи

Белый, или полярный, медведь — один из крупнейших хищников планеты. Обитает на дрейфующих и паковых льдах. Его тело приспособлено к проживанию при низких температурах воздуха и воды.

Подкожный слой жира достигает 10 см, мех с толстым подшерстком. Белый окрас делает его незаметным среди льдов. Кожа у белых медведей черная — это видно на носу и губах.

Животное хорошо плавает и ныряет, выносливое, может проплыть за сутки до 160 км. На суше развивает скорость бега до 40 км/ч.
Питается кольчатой нерпой, моржами, рыбой, яйцами птиц, морскими водорослями.

В арктических водах водится около 150 видов рыб:

  1. Сельдь атлантическая — на побережье Исландии, Гренландии, отличается жирностью от 12%.
  2. Пикша — крупная рыба весом до 3 кг, длиной 60-70 см. Относится к виду тресковых.
  3. Палтус — принадлежит семейству камбалы, водится в Баренцевом, Белом морях, у берегов Новой Земли.
  4. Атлантическая треска — требует чистую холодную воду от +1 до +10°C.
  5. Путассу — из семейства тресковых, водится в Баренцевом море. Отличается большой головой при малом теле.
  6. Сайда — хищная рыба из семейства тресковых. Обитает у берегов Исландии, в Норвежском море.

Рыбы северных морей имеют особый вкус.

Минеральные ископаемые

Геологи предполагают, что более 20% мировых запасов нефти и газа находятся на дне Арктического океана. Но активное их использование нерентабельно в экономическом плане.

В шельфовых зонах обнаружены нефтегазовые площадки в морях Бофорта, Баренцевом, Карском, Норвежском; бассейне северного склона Аляски, архипелага Канады и северо-восточном шельфе Гренландии.

На арктическом побережье России, США, Канады находятся залежи угля, олова, свинца, золота.

Виды хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане

Развитие хозяйственной деятельности имеет большое значение для стран, граничащих с арктическими водами. Человек, живущий вблизи океана, высоко ценит его богатство: вкусные и полезные рыбные продукты, охоту в первозданной природе, морские транспортные пути.

Рыбная ловля

Ловля рыбы — первостепенное занятие местных жителей и промышленный промысел России, Норвегии, Гренландии, Исландии.

Общий размер вылова составляет 1,5 млн т в год.

В Баренцевом и Норвежском морях ведется промысел трески и пикши, в Беринговом проливе добывают сайду. Гренландское море богато сельдью, морским окунем, черным палтусом.

Читайте также:  Тихий океан порт ванкувер

Охота

Начало китобойному промыслу было положено в XVII в. английскими судоходами у берегов Шпицбергена. Объектами охоты были также нерпы, моржи, акулы, белухи. К концу XIX столетия популяция китов была почти полностью истреблена. С тех пор добыча китов лимитировали для восстановления их поголовья.

В 1972 г. был принят международный акт о защите морских млекопитающих, разрешающий охоту на тюленей, моржей и нерп исключительно коренному населению.

Добыча может использоваться для пропитания и изготовления предметов народного промысла.

Морские перевозки

Главная транспортная магистраль в Арктике — Северный морской путь протяженностью 5600 км, который проложен вдоль берегов Евразии, соединяет порты Европы с Дальневосточными краями России.

На пути расположены портовые города: Мурманск, Архангельск, Диксон, Дудинка и др. Навигация длится 2-4 месяца. Суда перевозят в отдаленные восточные районы продовольствие, оборудование, топливо. Обратно везут нефть, лес, руды.

Добыча нефти и газа

Разведка месторождений нефти и газа ведется с 70-х гг. ХХ в.

Важные объекты по разработке и добыче углеводородов находятся в следующих странах:

Многие месторождения не разведаны, освоение запасов связано с высокой стоимостью разработок земель.

Военно-стратегическое значение

В морях Северного Ледовитого океана военно-морские силы государств ведут патрулирование и охрану границ, проводят военно-стратегические учения.

Берега Гренландии охраняются датским флотом, база которого расположена в Кангилиннгуите. Норвежская охрана имеет корабли и фрегаты со сверхзвуковой ракетой NSM.

Российский Северный флот базируется на берегах Баренцева и Белого морей. Имеет в арсенале ледоколы, авианосец с установленными баллистическими ракетами.

На берегах Аляски расположены ледоколы военно-морских сил Америки и атомные подлодки. Специальная конструкция лодок позволяет работать подо льдом.

Туризм

Экстремальный туризм захватил Арктику. Путешественники едут сюда познакомиться с неизведанными местами планеты, добраться до Северного полюса, увидеть северное сияние, арктических животных.

Туристические маршруты, спортивные экспедиции совершаются на комфортабельных судах или ледоколах с посещением островов Врангеля, Шпицберген, Земли Франца-Иосифа.

Источник

СЕ́ВЕРНЫЙ ЛЕДОВИ́ТЫЙ ОКЕА́Н

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 634-639

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СЕ́ВЕРНЫЙ ЛЕДОВИ́ТЫЙ ОКЕА́Н (на рус. кар­тах с 17 в. встре­ча­ют­ся на­зва­ния: Ле­до­ви­тое м., Се­вер­ный ок., Се­вер­ное, или Ле­до­ви­тое, м., Ле­до­ви­тый ок.), часть Ми­ро­во­го ок., наи­мень­ший и са­мый мел­кий из океа­нов Зем­ли, рас­по­ло­жен­ный в сев. по­ляр­ной об­лас­ти. За­ни­ма­ет при­по­люс­ное про­стран­ст­во ме­ж­ду Ев­ра­зи­ей и Сев. Аме­ри­кой. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся час­тич­ным по­кры­ти­ем по­верх­но­сти мор­ским льдом в те­че­ние все­го го­да. Впер­вые вы­де­лен как са­мо­сто­ят. оке­ан в 1650 ни­дерл. кар­то­гра­фом Б. Ва­ре­ниу­сом под назв. Ги­пер­бо­рей­ско­го ок., в 1845 Лон­дон­ским гео­гра­фич. об-вом на­зван С. Л. о.; в СССР это на­зва­ние офи­ци­аль­но при­ня­то в 1935.

    Источник

    Тема 9. Северный ледовитый океан: экономико-географические провинции

    Центральную часть арктической области Земли занимает Северный Ледовитый океан, почти на всем протяжении обрамленный сушей. Лишь на юге входящих в него Норвежского и Гренландского морей он условными линиями отделен от Атлантического, а в Беринговом проливе – от Тихого океанов. Положение в полярных и субполярных зонах, большое широтное простирание обуславливают здесь большую суровость климата. Географическая удаленность основных экономических центров, слабая заселенность и суровые природные условия существенно снижают его экономическое значение и увеличивают затраты на хозяйственное освоение. Канада, США, Россия, Норвегия, Гренландия (владение Дании), Исландия, прибрежные районы которых выходят к Северному Ледовитому океану, в условиях постоянного роста спроса мирового хозяйства на топливно-энергетические, сырьевые и продовольственные (рыбные) ресурсы разрабатывают методы и технологии их рентабельного освоения в арктических бассейнах.

    Прибрежная зона, шельф и дно арктических вод еще не в полной мере исследованы из-за высокой стоимости геолого-разведочных работ. В Североамериканском секторе открыты два крупных нефтегазовых бассейна, которые залегают на суше и простираются в подводные недра (северное побережье Аляски, дно моря Бофорта, дно залива и устья реки Маккензи и др.). Общие потенциальные запасы нефти здесь оцениваются в 6,4 млрд т, а природного газа – свыше 7, 5 трлн м³.

    Преобладающая часть водных пространств Северного Ледовитого океана из-за суровых условий неблагоприятна для развития жизни и отличается малой продуктивностью. В полярных широтах обитает 17 видов морских млекопитающих (гренландский тюлень, белуха, нарвал, морж, некоторые виды китов и дельфинов), рыбные ресурсы формируют около 150 морских и пресноводных видов (наиболее ценными являются сельдь, треска, камбаловые, лососевые, морской окунь, сайда, пикша). Повышенной рыбопродуктивностью (100 кг/км² и более) и основными промысловыми районами Арктики являются Баренцево и Норвежское моря, прибрежные акватории Исландии, Шпицбергена и Гренландии. Наиболее характерной чертой рыбного промысла в арктических водах является снижение объемов добычи и изменение структуры уловов. До середины 1960-х и начала 1970-х гг. здесь вылавливались треска, сайда, морской окунь, палтус, несколько разновидностей сельди. Однако интенсивный промысел подорвал промысловую базу названных видов рыб, и их уловы значительно снизились, в уловах теперь преобладают мойва, путтасу и сайка (главный потребитель планктона арктических морей и в свою очередь пища тюленей, моржей и птиц). Промышленный лов в арктических морях ведут Россия, Норвегия, Исландия и Гренландия. Рыболовство носит экспортную направленность, серьезной проблемой остается рациональная эксплуатация рыбных запасов и лицензирование промысла в 200-мильных экономических зонах (Исландии, Гренландии).

    Несмотря на сложность транспортно-навигационных условий, морские пути вдоль северных берегов Евразии значительно сокращают расстояние от портов северной части европейской России в восточные порты Сибири и Дальнего Востока, обеспечивают связи Американо-Канадского севера с атлантическими и тихоокеанскими портами. Грузонапряженные линии сформировались в арктических водах по трем направлениям. Наиболее грузонапряженная связывает порты Атлантического океана с портами Норвежского моря и далее вокруг Скандинавии до незамерзающих портов арктического побережья России. В структуре грузов доминируют апатитовые руды и железорудное сырье, лес, каменный уголь, нефтепродукты и генеральные грузы. Второе направление – трасса Северного морского пути, идущая из портов Баренцева и Белого морей вдоль берегов России в сторону Берингова пролива. Эта важнейшая трасса снабжения северных районов России и вывоза отдельных видов сырья (с использованием крупных речных систем). Третье направление объединяет отдельные пункты Канадского Арктического архипелага, северные районы Гренландии и Аляски. Северо-Западный морской путь от бухты Гуз-Бей на востоке и мыса Принца Уэльского на западе (пункт отправления на востоке – порт Черчилл, на западе – Ванкувер) используется ограниченно из-за сложной ледовой обстановки. По уровню концентрации грузопотоков и объемам переработки грузов особенно выделяются российские порты: Мурманск, Архангельск, Дудинка и Кандалакша. Из Канадской Арктики идет большой поток горнорудного сырья, из портов Гудзонова залива – зерновые грузы.

    Читайте также:  Какими океанами омывается варадеро

    С учетом различий природных и экономических условий, уровня развития отраслей морского хозяйства, интенсивности освоения прилегающей береговой зоны в бассейне Северного Ледовитого океана выделяются три экономические провинции.

    Североевропейская провинция охватывает Североевропейский бассейн (Белое, Баренцево, Норвежское и Гренландское моря) и западный сектор Арктики между меридианами 10º и 65º в. д. (норвежский и российский сектор), а также включает приморские бассейны и острова тяготеющих к океану государств – России, Норвегии, Исландии. В экономическом отношении это наиболее развитый район Северного Ледовитого океана. Экономико-географическое положение, особенности ледового режима, природные и биологические ресурсы акваторий и территорий провинции благоприятны для развития морских отраслей и хозяйства в целом. Непосредственный доступ к незамерзающим морям России и Норвегии позволит круглый год использовать морской транспорт для обслуживания емких промышленного и сельскохозяйственного рынков Северной Европы, обеспечить внутренние каботажные перевозки.

    На шельфе провинции в южной части Норвежского моря обнаружены запасы нефти и газа, перспективен он и на разработку минеральных ресурсов, которые широко представлены в прибрежных регионах: железные и медно-никелевые руды в Карело-Кольском районе, апатит-нефелиновые руды Хибинских месторождений; железистые кварциты, никель, хромиты и титано-ванадиевые руды Скандинавии. Разрабатываются каменные угли на острове Западный Шпицберген, на островах архипелага Земля Франца Иосифа потенциальные запасы углей оцениваются в 1 млрд т, угленосный район выявлен на восточном побережье Гренландии. Потенциальные ресурсы углеводородов на северо-востоке Гренландии и островов архипелага Шпицберген оцениваются в 6,5 млрд м³.

    Провинция располагает самыми крупными в Северном Ледовитом океане биологическими ресурсами. В районах Скандинавского и Кольского полуостровов, водах Исландии рыбопродуктивность достигает 500–1000 кг/км 2 , здесь добывается свыше 4/5 уловов рыбы всего бассейна Северного Ледовитого океана.

    В приморских районах провинции проживает основная часть населения бассейна Северного Ледовитого океана, здесь получили развитие горнорудная промышленность (добыча сырья для черной и цветной металлургии, химической отрасли), лесоперерабатывающая и рыбоперерабатывающая отрасли, судостроение и портовое хозяйство. Исландия как район активной вулканической деятельности располагает богатыми геотермальными ресурсами, около 1/5 ее территории пригодны для сельского хозяйства (используется под луга и пастбища).

    Район Европейского Севера России расположен на относительно небольшом расстоянии от промышленных центров европейской части страны. Интенсивно разрабатываются уникальные месторождения апатито-нефелиновых руд, медно-никелевых и железных руд Кольского полуострова, эксплуатируются месторождения нефти и газа (Тимано-Печорский бассейн), каменного угля (запасы Печорского угольного бассейна свыше 210 млрд т), лесные ресурсы, развито рыбное хозяйство (Мурманская область). В Белом море развито рыбоводство, промысел морских тюленей и водорослей.

    Значение морского транспорта и портов Европейского Севера России возросло после перехода основных портов Балтийского и Черного морей к странам СНГ. Из региона в Скандинавские страны и Западную Европу вывозятся нефтепродукты, каменный уголь (кокс), апатитовые концентраты, лес, бумага, целлюлоза и другие грузы. Крупнейшим торговым и рыбным незамерзающим портом района является Мурманск, лесопромышленный и торговый центр Архангельск, беломорские порты Кандалакша (алюминиевый комбинат, вывоз железорудных и нефелиновых концентратов), Беломорск (порт у входа в Беломорско-Балтийский канал).

    В норвежском секторе высокое развитие получили как исторически сложившиеся отрасли морского хозяйства морской транспорт, рыболовный промысел, судостроение, так и новые нефтегазовая и горнорудная. Рыбные запасы 200-мильной экономической зоны Норвегии превышаю 2 млн т (ежегодные уловы во всех океанах2,7 млн т в 2001 г.), аквакультура дает свыше 510 тыс. т морепродуктов. В Северной Норвегии, которая тяготеет к морям Северного Ледовитого океана, ведутся интенсивные лесозаготовки, разрабатываются месторождения железной руды (Тронхейм), пиритов, производятся ферросплавы, алюминий, азотные удобрения. Крупнейшими морскими портами выступают Тронхейм, Нарвик (рудоэкспортный порт), Тромсё, Хаммерфест (самый северный город Европы).

    Экономика Исландии теснейшим образом связана с рыболовством (более 70 % экспорта составляет рыба и морепродукты), ежегодные уловы составляют около 1,9 млн т. Крупнейший порт на побережье Гренландского моря Акюрейри, второй (после столицы) по размерам и экономическому значению порт страны.

    Североазиатская провинциязанимает обширную область, протянувшуюся от восточного побережья Новой Земли (от меридиана 65º в. д.) до Берингова пролива. Она включает российский арктический сектор, акватории морей Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, большую часть Чукотского, а также тяготеющую арктическую зону Сибири и Дальнего Востока. Удаленность от основных экономических центров, продолжительный холодный период, низкая заселенность затрудняют хозяйственное освоение. Растет значение провинции как крупной торгово-экономической и минеральной базы России. Крупнейший газопромышленный комплекс мирового значения формируется на Ямало-Гыданском Севере (с устьевыми районами Оби, Пура, Таза, шельфом Карского моря). Здесь открыто более 50 месторождений с суммарными запасами свыше 24 трлн м 3 , из которых 3/4 приходится на пять крупнейших месторождений (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Бованенковское и Харасавэйское). Огромны запасы каменных углей Северотаймырского (7,5 млрд т), Лено-Енисейского бассейнов (55 млрд т), в том числе Анабаро-Хатанского (17 млрд т) и Оленекского (около 40 млрд т) районов. Перспективны для освоения рудные месторождения Уральской (железо, марганец, хром, никель, медь, свинец, цинк, молибден) провинции, где запасы хромитовых руд Райизского массива оцениваются в 40– 50 млн т руды. В Таймырской провинции перспективы освоения связаны с крупными запасами меди, свинца и цинка, Верхояно-Колымской провинцииолова и золота. На побережье моря Лаптевых осваивается опытно-промышленная разработка касситерита (Ванькина губа), а на побережье Чукотского моря ведут разработку россыпей золота.

    Читайте также:  Смена океан историй вдц океан

    Арктические моря провинции в целом бедны биологическими ресурсами, рыбохозяйственное значение имеет лишь прибрежная полоса Карского моря, включая дельтовые участки Оби и Енисея. Побережье провинции развитый район оленеводческого хозяйства и охотничьих промыслов (добыча моржей, тюленей, нерп и др.).

    Промышленное освоение провинции носит очаговый характер. В западно-сибирском секторе его определяет разработка крупнейших газовых месторождений, восточно-сибирском Норильский промышленный район цветной металлургии (никель, медь, кобальт), дальневосточномгорнодобывающая промышленность цветных металлов (олово, золото, вольфрам).

    Работа морского транспорта осложняется сложными ледовыми условиями Северного морского пути и проходит в тесном взаимодействии с речными системами магистральных рек Сибири (Обь, Енисей, Лена, Хатанга, Яна, Индигирка и др.). Речные перевозки получили развитие в Обском бассейне, где они связаны с разработкой нефтяных и газовых месторождений, а также в устьевой части Енисея, среднем и нижнем течении Лены. Ключевую роль в перевозках играет морской арктический порт Диксон, морской и речной порт Дудинка (перевалочный пункт Норильского промышленного района), главный морской порт восточного сектора российской Арктики Тикси, речные устьевые порты на р. Колыме (Зеленый Мыс) и р. Яна (Нижнеянск).

    Североамериканская провинцияпротянулась от Берингова пролива до глубоководного прохода между Гренландией и архипелагом Шпицберген. Со стороны Северного полюса она включает арктические сектора США, Канады и Дании между 10º в. д. и 168º 49,5  з. д., а на югеморя Баффина, Бофорта, Гудзонов залив и восточную часть Чукотского моря. Экономико-географическое положение определяется суровым арктическим климатом, сложным ледовым режимом океана, удаленностью от высокоразвитых центров США и Канады. На островах и шельфе провинции, прилегающих арктических территориях выявлены крупные запасы нефти и газа, залежи железной руды и угля, месторождения меди, никеля, свинца, цинка, россыпи золота, касситерита и титаносодержащих минералов.

    В пределах арктического супербассейна выявлены четыре нефтегазоносных бассейна. На арктическом склоне Аляски площадью более 460 тыс. км 2 под водами моря Бофорта и Чукотского разрабатываются запасы крупного эксплуатируемого нефтегазового месторождения Прадхо-Бей, которые оцениваются в 1,3 млрд т нефти и 740 млрд м 3 , а месторождения Купарукв 580–730 млн т нефти. Освоение месторождения Прадхо-Бей и строительство нефтепровода к порту Валдиз активизировали поисковые работы на акватории арктического склона Аляски. В перспективном бассейне Бофорта-Маккензи (свыше 100 тыс. км 2 ) выявлено ряд нефтеконденсатных и газовых месторождений с запасами более 80 млн т нефти и 210 млрд м 3 газа. В западной части Канадского Арктического архипелага расположен нефтегазоносный район Свердруп, где разрабатываются два континентально-морских месторождения природного газаДрейк-Пойнт и Хекеа, запасы каждого превышают 100 млрд м 3 (общие запасы бассейна свыше 600 млрд м 3 ). Баффино-Лабрадорский бассейн изучен в меньшей степени, нефтегазоносность установлена в южной части (к югу от 70º с. ш.), относимой к бассейну Атлантического океана. Крупные запасы каменных углей выявлены на Аляске (к северу от хребта Брукс), потенциальные ресурсы оцениваются в 122 млрд т и на островах Канадского Арктического архипелага (Понд-Игленд на севере Баффиновой Земли). На острове Корнуоллис ведется разработка свинцово-цинковых руд, а на севере Баффиновой Землисвинцово-цинковых серебросодержащих руд, запасы железных руд здесь оцениваются в 140 млн т при среднем содержании железа в руде 68 % (район Мэри-Ривер). На северном побережье Канады выявлен меднорудный район (запасы меди свыше 3 млн т).

    Кроме нефтегазовой промышленности разработки отдельных месторождений минерального сырья и традиционных занятий коренного населения (рыболовство, промысел морского и пушного зверя) другие отрасли хозяйства здесь не получили развития. В Канадской Арктике, в западных районах Гудзонова залива разведаны крупные месторождения меди, никеля, цинка и других цветных и благородных металлов. В северных районах провинции Манитоба ведется добыча никеля (Томпсон), а также меди, свинца и цинка (районы Флин-Флона, Линн-Лейка и др.). В зоне тяготения Гудзонова залива и дельте р. Маккензи расположены и крупнейшие города (Томсон, Инувик и др.). Морские сообщения вдоль арктических берегов осуществляются в течение 1,5 – 2 месяцев. Снабжение северных районов Аляски ведется по действующей круглый год автодороге Фэрбанкс – Прадхо – Бей. Канадский Арктический архипелаг обслуживается морскими судами из портов Атлантического побережья Канады. Высокоширотные перевозки осуществляются по р. Маккензи, в Тактояктуке осуществляется перевалка грузов с речных на морские суда. Освоение Северо-Западного морского пути позволит в перспективе осуществлять сквозные плавания между Атлантическим и Тихим океанами.

    Залогин Б. С. Экономическая география Мирового океана. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 231 с.

    Залогин Б. С., Кузьминская К. С. Мировой океан: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. – 192 с.

    Батурин Г. Н. Руды океана. М.: Наука, 1993. – 303 с.

    Глотов Ю. Г. Популярная морская энциклопедия. М.: Транспорт, 1997. – 277.

    Источник

    Adblock
    detector