Меню

Экономика стран тихого океана

Тихий Океан

Боковая колонка

Не по теме

Экономическое значение

В настоящее время побережье и острова Тихого океана освоены и заселены крайне неравномерно. Наиболее крупными центрами промышленного освоения являются побережье США (от района Лос-Анджелеса до района Сан-Франциско), побережье Японии и Южной Кореи. Значительна роль океана в экономической жизни Австралии и Новой Зеландии. Южная часть Тихого океана является «кладбищем» космических кораблей. Здесь, вдали от судоходных маршрутов, затапливаются вышедшие из эксплуатации космические объекты.

Рыболовство и морские промыслы

Наибольшее промысловое значение имеют умеренные и тропические широты Тихого океана. На акваторию Тихого океана приходится около 60 % мирового улова рыбы. Среди них лососёвые (горбуша, кета, кижуч, сима), сельдеобразные (анчоусы, сельдь, сардина), тресковые (треска, минтай), окунёвые (скумбрия, тунцы), камбаловые (камбалы). Ведётся добыча млекопитающих: кашалот, полосатики, морской котик, калан, морж, сивуч; беспозвоночных: крабы, креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски. Добывают ряд растений (ламинария (морская капуста), анфельция (агаронос), морская трава взморник и филлоспадикс), перерабатываемых в пищевой промышленности и для медицины. Наиболее результативный промысел осуществляется в Западно-центральной и Северо-западной частях Тихого океана. Наиболее крупные промысловые державы Тихого океана: Япония (Токио, Нагасаки, Симоносеки), Китай (архипелаг Чжоушань, Яньтай, Циндао, Далянь), Российская Федерация (Приморье, Сахалин, Камчатка), Перу, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Чили, Вьетнам, Южная Корея, КНДР, Австралийский Союз, Новая Зеландия, США.

Транспортные пути

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США на Тайвань, в Китай и Филиппины. Основные судоходные проливы Тихого океана: Берингов, Татарский, Лаперуза, Корейский, Тайваньский, Сингапурский, Малаккский, Сангарский, Бассов, Торресов, Кука, Магелланов. Тихий океан соединён с Атлантическим океаном искусственным Панамским каналом, прорытым между Северной и Южной Америками по Панамскому перешейку. Крупные порты: Владивосток (генеральные грузы, нефтепродукты, рыба и морепродукты, лес и пиломатериалы, металлолом, чёрные и цветные металлы), Находка (уголь, нефтепродукты, контейнеры, металл, металлолом, рефгрузы), Восточный, Ванино (уголь, нефть) (Россия), Пусан (Республика Корея), Кобе—Осака (нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, автомобили, металлы и металлолом), Токио—Иокогама (металлолом, уголь, хлопок, зерно, нефть и нефтепродукты, каучук, химикаты, шерсть, машины и оборудование, текстиль, автомобили, медикаменты), Нагоя (Япония), Тяньцзинь, Циндао, Нинбо, Шанхай (все виды сухих, наливных и генеральных грузов), Сянган (текстиль, одежда, волокно, радио и электротовары, изделия из пластмассы, машины, оборудование), Гаосюн, Шэньчжэнь, Гуанчжоу (Китай), Хошимин (Вьетнам), Сингапур (нефтепродукты, каучук, продовольствие, текстиль, машины и оборудование) (Сингапур), Кланг (Малайзия), Джакарта (Индонезия), Манила (Филиппины), Сидней (генеральные грузы, железная руда, уголь, нефть и нефтепродукты, зерно), Ньюкасл, Мельбурн (Австралия), Окленд (Новая Зеландия), Ванкувер (лесные грузы, уголь, руды, нефть и нефтепродукты, химические и генеральные грузы) (Канада), Сан-Франциско, Лос-Анджелес (нефть и нефтепродукты, копра, химические грузы, лес, зерно, мука, мясные и рыбные консервы, цитрусовые, бананы, кофе, машины и оборудование, джут, целлюлоза), Окленд, Лонг-Бич (США), Колон (Панама), Уаско (руды, рыба, топливо, продовольствие) (Чили). В бассейне Тихого океана имеется значительное количество относительно небольших многофункциональных портов.
Важную роль играют авиационные перевозки через Тихий океан. Первый регулярный авиарейс через океан был совершён в 1936 году по маршруту Сан-Франциско (США) — Гонолулу (Гавайские острова) — Манила (Филиппины). Сейчас основные трансокеанские маршруты проложены через северный и центральный районы Тихого океана. Большое значение имеют авиалинии во внутренних перевозках и между островами. В 1902 году Великобританией по дну океана был проложен первый подводный телеграфный кабель (длина 12,55 тысячи км), проходивший через острова Фаннинг и Фиджи, связывая Канаду, Новую Зеландию, Австралийский Союз. Широко и издавна применяется радиосвязь. Сейчас для связи через Тихий океан используются искусственные спутники Земли, что значительно расширяет ёмкость каналов связи между странами.

Полезные ископаемые

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии добывают нефть и газ. По существующим оценкам, недра Тихого океана содержат до 30—40 % всех потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. Самым крупным производителем концентратов олова в мире является Малайзия, а циркона, ильменита и других — Австралия. Океан богат железомарганцевыми конкрециями, с общими запасами на поверхности до 7•1012 т. Наиболее обширные запасы наблюдаются в северной наиболее глубокой части Тихого океана, а также в Южной и Перуанской котловинах. В пересчёте на основные рудные элементы в конкрециях океана содержится марганца 7,1•1010 т, никеля 2,3•109 т, меди 1,5•109 т, кобальта 1•109 т. В Тихом океане обнаружены богатые глубоководные залежи газовых гидратов: во впадине Орегон, Курильской гряде и шельфе Сахалина в Охотском море, жёлобе Нанкай в Японском море и вокруг побережья Японии, в Перуанской впадине. В 2013 году Япония намерена начать опытное бурение по добыче природного газа из месторождений гидрата метана на дне Тихого океана к северо-востоку от Токио.

Читайте также:  Загрязнение мирового океана сми

Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы Тихого океана характеризуются значительным разнообразием. По данным Всемирной туристской организации, на конец XX века на Восточную Азию и Тихоокеанский регион приходилось 16 % международных туристских посещений (к 2020 году прогнозируется увеличение доли до 25 %). Основными странами формирования выездного туризма в этом регионе являются Япония, Китай, Австралия, Сингапур, Республика Корея, Россия, США и Канада. Основные рекреационные зоны: Гавайские острова, острова Полинезии и Микронезии, восточное побережье Австралии, Бохайский залив и остров Хайнань в Китае, побережье Японского моря, районы городов и городских агломераций побережья Северной и Южной Америки. Среди стран с наибольшим потоком туристов (по данным на 2010 год Всемирной туристской организации) в азиатско-тихоокеанском регионе выделяются: Китай (55 миллионов посещений в год), Малайзия (24 миллиона), Гонконг (20 миллионов), Таиланд (16 миллионов), Макао (12 миллионов), Сингапур (9 миллионов), Республика Корея (9 миллионов), Япония (9 миллионов), Индонезия (7 миллионов), Австралия (6 миллионов), Тайвань (6 миллионов), Вьетнам (5 миллионов), Филиппины (4 миллиона), Новая Зеландия (3 миллиона), Камбоджа (2 миллиона), Гуам (1 миллион); в прибрежных странах Северной и Южной Америки: США (60 миллионов), Мексика (22 миллиона), Канада (16 миллионов), Чили (3 миллиона), Колумбия (2 миллиона), Коста-Рика (2 миллиона), Перу (2 миллиона), Панама (1 миллион), Гватемала (1 миллион), Сальвадор (1 миллион), Эквадор (1 миллион).

Источник

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС)

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) – международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС.

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран — 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

– поддержание экономического роста стран региона;

– укрепление взаимной торговли;

– ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см. ВТО).

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ).

Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в.

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока.

АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития (Табл. 1). Например, среднедушевые показатели США и Папуа – Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Таблица 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН-ЧЛЕНОВ АТЭС в 2000
Страны Территория (тыс. кв. км) Население (млн. чел.) ВВП (млрд. долл.) ВВП на душу населения (тыс. долл.)
Австралия 7,682 18,5 395 20,8
Бруней 5,8 0,3 4 13,6
Вьетнам 331 77,6 29 0,4
Гонконг 1,1 6,7 159 23,2
Индонезия 1,904 206,3 141 0,7
Канада 9,971 30,6 645 21,1
КНР 9,561 1,255,7 991 0,8
Малайзия 33 21,4 79 3,5
Мексика 1.973 95,8 484 5,0
Новая Зеландия 271 3,8 54 14,3
Папуа – Новая Гвинея 463 4,6 4 0,8
Перу 1,285 24,8 57 2,3
Южная Корея 99 46,1 407 8,7
Россия 17,075 147,4 185 1,3
Сингапур 0,6 3,5 85 21,8
США 9,373 274 9,299 34,1
Тайвань 36 21,9 289 13,1
Таиланд 513 60,3 24 2,0
Филиппины 300 72,9 77 1,0
Чили 757 14,8 67 4,5
Япония 378 126,3 4,349 34,4
Итого 62,012,5 2,513,73 17,924
Доля в мировых показателях, % 41,6 40,0 60,0
Составлено по: Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., МГИМО, РОССПЭН, 2002
Читайте также:  Загрязнение мирового океана примеры океанов

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

1) Сотрудничество только в экономической сфере.

С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).

2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

3) Отказ от принуждения, примат добровольности.

АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

4) Приоритетное внимание к информационному обмену.

Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.

5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-Pacific Economic Community) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран. Выполнение этого плана отнюдь не бесспорно: в 1995 на Осакском саммите АТЭС уже была названа дата начала формирования зоны свободной торговли (1 января 1997), но это решение не выполнено.

Работа Делового консультационного совета АТЭС.

Члены АТЭС считают, что экономическая интеграция требует активного привлечения бизнеса к деятельности организации. В 1995 лидеры АТЭС приняли решение формализовать отношения c деловыми кругами и создали Деловой Консультационный совет (ДКС) (APEC Business Advisory Council). Он стал одним из ключевых рабочих органов, через который осуществляется взаимодействие Форума с деловыми кругами АТЭС.

Каждая страна-участница назначает в ДКС до трех своих представителей, выражающих интересы различных кругов национального бизнеса. Большинство стран АТЭС резервирует одно из принадлежащих им мест в ДКС для представителей малого или среднего бизнеса, поскольку такие предприятия играют ключевую роль во всех странах АТЭС.

На ежегодных саммитах АТЭС ДКС представляет экономическим лидерам Форума доклад с обобщенными рекомендациями компетентных представителей частного сектора о реализации программных документов АТЭС. Эти рекомендации разрабатываются членами ДКС при содействии экспертов из государственных структур.

Основные рекомендации связаны с упрощением визовых формальностей для бизнесменов экономик АТЭС, снижением барьеров на пути товаров и инвестиций. В соответствии с рекомендациями ДКС на официальном сайте АТЭС в интернете размещена информация о проблемах развития бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) – инвестиционной и финансовой ситуации в странах АТЭС, тарифах и т.п. Таким образом, можно говорить о создании в рамках АТЭС механизма постоянного интенсивного обмена информацией между участниками Форума по вопросам предпринимательской деятельности.

Признавая особо важную роль малых и средних предприятий во всех национальных экономиках, в феврале 2001 участники Форума приняли решение о создании специальной группы ДКС по малому и среднему бизнесу. Сферами ее деятельности являются: работа над расширением доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансовым ресурсам, информации и коммуникационным технологиям; укрепление взаимодействия МСП с представителями государственной администрации.

Читайте также:  Бассейн северного ледовитого океана реки дальнего востока

Целевая группа ДКС по финансам занимается внедрением приемлемых для международного сообщества финансовых стандартов, укреплением международной финансовой системы. Она же изучает развитие внутренних рынков капитала в АТР.

Целевая группа ДКС по технологиям работает над стимулированием электронной торговли, занимаясь разработкой мероприятий по сокращению разрыва между экономиками АТЭС в использовании цифровых технологий.

Практические результаты деятельности АТЭС.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

стандартизация товаров и услуг;

права интеллектуальной собственности;

распределение государственных заказов;

правила, касающиеся происхождения товара;

посредничество в спорах;

внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация (Табл. 2). Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в то время как в других странах мира – только 3,0%.

Таблица 2. СРЕДНИЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ АТЭС
Страны 1988 1996
Австралия 15,6 6,1
Индонезия 20,3 13,1
Канада 9,1 6,7
Китай 40,3 23,0
Мексика 10,6 12,5
Южная Корея 19,2 7,9
Сингапур 0,4
США 6,6 6,4
Таиланд 40,8 17,0
Тайвань 12,6 8,6
Япония 7,2 7,9
В среднем в АТЭС 15,4 9,1
Составлено по: Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., МГИМО, РОССПЭН, 2002

Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации. Поскольку в документах АТЭС нет принципа обязательности, разные страны-члены осуществляют эти меры с различной интенсивностью. Однако в целом по странам АТЭС только за 1990-е объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций вырос в 3 раза.

Хотя страны АТЭС сильно пострадали от азиатского финансового кризиса 1997, этот регион демонстрирует рекордные темпы экономического роста. Так, за 1989–1999 совокупный ВНП стран-членов вырос на 1/3 – на 26% в развитых странах и на 83% в развивающихся странах региона. Это существенно выше общемировых показателей (24% для развитых и 11% для развивающихся государств).

Участие России в АТЭС.

Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. Поэтому уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.

В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

К сожалению, даже в середине 2000-х связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией довольно слабы, им не хватает информации о нашей стране и её деловых кругах. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.

Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самых динамично развивающихся». На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

Источник

Adblock
detector