- Занятие: «Экосистема «Море»» для подготовительной группы
- Конспект НОД по экологии «Экосистема «Море» план-конспект занятия (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Занятие по экологии «Морское путешествие» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Занятие: «Экосистема «Море»» для подготовительной группы
Цели:
- Систематизировать и упорядочить знания детей о мире, полученные на предыдущих занятиях:
- Формировать понятие о взаимосвязи всей водной системы Земли – морей и океанов, морей и рек;
- О взаимосвязи животного и растительного мира с окружающей средой;
- О значении моря в жизни людей, о вредном влиянии на море некоторых видов деятельности человека, и о борьбе с его загрязнением;
- Воспитывать бережное отношение к миру, в котором мы живем.
Материал: репродукции картин Айвазовского, глобус, физическая карта мира, таблицы “Растительный и животный мир океана”, “Источники загрязнения мирового океана”, морские и обычные камешки, аудиозапись моря, кадры видеофильма Кусто об исследовании моря.
1.Обратить внимание детей на картины с изображением моря в разную погоду и разное время суток и сказать: “Дети, посмотрите на эти картины и скажите, что их объединяет? (или “Как можно назвать одним словом то, что изображено на всех картинах?”).
Да, это все море. На этой картине море нарисовано… (показывается картина в спокойном состоянии. Выслушиваются ответы детей). А здесь бушует … (ураган, буря). Это море …(ночью) И т.д.
Предложить прослушать аудиозапись шума моря и определить, когда так оно шумит.
Игровое упражнение с морскими и обычными камушками (щебень и т.п.). Смешать камешки и предложить детям разделить их на 2 группы, как они считают нужным. Когда дети отделят морские камешки от обычных, спросить их, по какому признаку они их сгруппировали (одни гладкие, округлые, другие с острыми краями). Спросить, где можно найти округлые, гладкие камешки, почему у них такая поверхность.
Сегодня мы с вами поговорим о море.
Поставить перед детьми глобус и сказать:
“Это глобус – модель нашей планеты Земля. Почему нашу планету называют голубой планетой?
(выслушать ответы детей. Подтвердить, что большая часть планеты покрыта водой).
Это громадные океаны, реки, моря, озера. Чем отличаются моря от океанов? От рек?
(моря меньше по величине, находятся возле материков, вода в море соленая, в моря впадает большинство рек…)
Возле какого моря мы с вами живем? Кто покажет, где расположено Балтийское море? Какая знакомая река несет свои воды в Балтийское море? Кто знает названия еще каких-либо морей и может показать их на карте?
Вывод: морей на Земле очень много, все они соединены океаном.
2. Поместить перед детьми таблицу “Растительный и животный мир океана”, сказать: “Это таблица, на которой изображен океан, как бы в разрезе от его поверхности и до самого дна. Вы видите, что все море заселено водными растениями и различными морскими обитателями. Кто вам знаком из этих обитателей моря?” (выслушиваются ответы детей).
Обитателей морей можно разделить на несколько групп: рыбы, млекопитающие, моллюски, членистоногие. Расскажите, чем рыбы отличаются от других животных? Почему китов, дельфинов нельзя назвать рыбами, ведь формой тела они похожи на них? У китов, дельфинов тоже есть плавники, хвост. Чем же эти животные отличаются от рыб?
Выслушиваются ответы детей.
Киты, дельфины – млекопитающие животные. Они, как и наземные животные: слоны, медведи, собаки, белки и др. выкармливают своих детенышей молоком. Как и наземные животные дышат воздухом. Скажите, почему же они так похожи на рыб? Формой своего тела, почему у них вместо ног плавники и такой же хвост как у рыб?
После высказывания детей сделать вывод, что внешний вид и строение животных зависит от того, где они живут (связь со средой обитания). Киты и дельфины устроены так, что жить вне моря они не могут. Они приспособлены к жизни в воде.
3. Как же люди узнали о рыбах и других морских обитателях, которые живут в глубинах моря и многие из них никогда не поднимаются в верхние слои? (Дети делятся своими знаниями).
Рассказ воспитателя об исследовании морских глубин сопровождается показом кадров видеофильма Кусто об исследовании моря. В фильме кроме аквалангистов, глубоководного аппарата дети видят многообразие растительного и животного мира. После показа видеофильма обратить внимание детей на уголок с морским ландшафтом, на многообразие раковин, на ветки кораллов. Всегда ли эти раковины были пустыми? Сказать, что в них жили морские мягкие моллюски, у которых нет внутри тела костного скелета. Их защитой и домиком являются прочные раковины.
4. Спросить у детей, как жизнь человека связана с морем, зачем человеку море. Выслушать ответы детей, дополнить, обобщить.
Деятельность человека, связанная с морем:
- ловля рыбы (уточнить у детей, какую ловят рыбу – названия) и добыча других морских животных;
- добыча морских водорослей для питания (морская капуста), изготовление лекарств (йод);
- добыча соли;
- пассажирские и морские перевозки;
- хозяйственная деятельность человека, связанная с морем: постройки морских портов, судостроительных и судоремонтных заводов, добыча нефти на шельфе, строительство курортов и санаториев;
- отдых у моря.
5. Море в опасности.
Поместить перед детьми таблицу “Источники загрязнения мирового океана”. Спросить у детей, что они знают о деятельности человека, приносящей вред морю и его обитателям.
Подвести детей к пониманию, что море находится в опасности, что на судах случаются аварии – и в море выливается нефть; заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – все, что им не нужно. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут. Рассмотреть с детьми вопрос о том, что делать людям, чтобы предотвратить гибель морей.
Источник
Конспект НОД по экологии «Экосистема «Море»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_ekologii.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии «Экосистема «Море» (подготовительная группа).
- Расширить знания детей об экосистеме «Море».
- Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т.д.
- Учить сохранять чистоту окружающей среды.
- Наблюдение за аквариумом.
- Рассматривание картинок, фотографий с изображением моря и морских обитателей.
- Чтение художественной литературы на данную тему.
Во время всего занятия, используется презентация на мониторе ( слайды с изображением, моря, волн, фото морских обитателей и т.д.)
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие на корабле. Где можно путешествовать на корабле?
Ответы детей (по воде, реке, морю).
Воспитатель: Тогда занимайте свои места на корабле. (для импровизации корабля можно использовать детские стулья, выбираем капитана считалкой (по желанию детей) , у капитана в руках штурвал и капитанская фуражка).
Воспитатель: Что у меня в руках? (Глобус). Посмотрите все на глобус, если его раскрутить, то он становится голубым, Почему? ( Потому что голубой краски на глобусе больше, чем коричневой и зелёной) . Что обозначает голубая краска на глобусе? (Голубой краской обозначают моря и океаны) . Везде ли одинаково окрашены моря и океаны? Почему? (Одни очень глубокие, другие мельче, чем мельче, тем краска светлее). Но всё-таки моря и океаны очень глубоки, даже самая высокая гора и та скрылась бы в их солёных водах.
А как образовались моря и океаны? Учёные предполагают, что после своего возникновения Землч была окутана плотной пеленой облаков. По мере того, как Земля охлаждалась, на её поверхность обрушились ливни, затопившие впадины в земной коре. Так образовались первые океаны.
Кто был на море и видел его? Какое море? Какая вода в море? А хорошо, что у нас есть моря и почему? (Море дарит нам прохладу, у моря отдыхают, по морю перевозят грузы и т.д.)
Океан настолько широк, что можно плыть по нему недели и не видеть берега.
Воспитатель: ( смотрит в бинокль) Я вижу остров. Корабль делает остановку. Дети выходят на «остров».
Рассказ воспитателя об образовании островов (коралловые, вулканические).
Остановка на острове. П/И «Караси и щука».
Воспитатель: А теперь мы с вами опять отправляемся в путь.
Воспитатель: Можно ли пить морскую воду? (Нельзя). Почему? (Потому что она солёная, невкусная, не утоляет жажду) . Солёный привкус морской воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в моря впадающие в них реки. А где можно применить солёную морскую воду? (она полезна для здоровья, ею полощат больное горло; из морской воды добывают различные вещества, из которых делают потом лекарства, удобрение для растений и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а каким вы себе представляете морское дно? (Плоским, ровным, не ровным и т.д.)
Воспитатель: Дно моря не ровное, не плоское, оно буквально изрезано различными холмами, долинами, глубокими впадинами и даже высокими горными цепями. Как же мы .опустимся на морское дно? ( Нужно одеть водолазные костюмы и сесть на подводную лодку).
Кто обитает в море? (Кит, кашалот, дельфины, морские звёзды, осьминоги и т.д.)
Загадки о морских обитателях и показ их фотографий.
Воспитатель: Полюбовались мы морским дном, познакомились с его обитателями, а теперь пора возвращаться на корабль.
Дети занимают свои места на корабле.
Воспитатель: Смотрите по морю плывут банки, бумага, различный мусор. Как они оказались в воде ? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю поиграть и мусор весь сейчас убрать .
Физкультминутка : К морю дружно мы спустились (ходьба на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились (хлопки в ладоши)
Делать так руками нужно (круговые движения руками)
Вместе-раз, это-брасс (одновременно двумя руками)
Один, другой -это кроль (поочерёдно круговые движения руками0
Все как один- плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой (ходьба на месте).
Дид. игра «Убери мусор» (муляжи мусора: пластик. дерево. бумага).
Воспитатель: Какие ребята-молодцы, весело играли, мусор весь собрали. Отправляемся дальше.
Посмотрите на море появились волны. Откуда они? (Волны поднимает ветер). Ветер приподнимает массу воды, образуя волну, а затем сила земного притяжения опускает её вниз. Самая большая волна, по мнению учёных достигает 34 м.
Проводится игра « Море волнуется»
Воспитатель: А теперь нам пора на корабль, нужно возвращаться в детский сад.
Обобщение воспитателя: Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отходов, нефти. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы попадает в сети, исчезают дельфины. И люди решили, что море нужно охранять. Но как? (Ответы детей) . Устраивать морские заповедники, «морские дворники-корабли-мусорщики», корабли-нефтесборщики. И вообще стараться не загрязнять моря и всю окружающую природную среду.
Источник
Занятие по экологии «Морское путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Экосистема «Море»
Цель: Расширить знания об экосистеме «Море».
1. Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д.
2. Учить сохранять чистоту окружающей среды.
3. Формировать познавательно-исследовательский интерес.
4. Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, вкусовую чувствительность.
5. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistema_more_.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии «Морское путешествие» для детей старшей группы
Выполнила Файзуллина М.М.
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Экосистема «Море»
Цель: Расширить знания об экосистеме «Море».
1. Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д.
2. Учить сохранять чистоту окружающей среды.
3. Формировать познавательно-исследовательский интерес.
4. Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, вкусовую чувствительность.
5. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.
Предварительная работа: рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, чтение художественных произведений.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на корабле. Наш корабль называется «Эколёнок». Это от слова экология, а кто мне подскажет что это, обозначает? Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Где можно плыть на корабле? (По воде, реке, морю.) Мы с вами поплывём по морю.
Но что бы зайти на корабль, нужно отгадать загадки (с показом картинок).
1.В синеве морских пучин бродит он по дну один.
Все в присосках восемь ног.
Кто же это? (Осьминог)
2. Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит. Так живет на свете… (кит)
3. Эта рыба — хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула и ушла на дно… (акула)
4. Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! — грозит. — Не троньте!» Лапки у нее и пузо. Как зовут ее? (Медуза)
5. На лошадку так похожа, А живет-то в море тоже. Вот так рыбка! Скок да скок — Прыгает морской… (конек)
Молодцы все загадки разгадали!
Занимайте свои места на корабле. Мальчики пропускают девочек вперёд и помогают зайти на корабль.
Что у меня в руках? (Глобус.) Глобус-это модель Земли. Посмотрите все на глобус. Скажите какие цвета вы видите на нем? А кто знает что они обозначают? Какого цвета на глобусе больше и почему ? Везде ли одинаково окрашены моря и океаны? Почему? Кто сможет ответить на этот вопрос? (Одни очень глубокие, другие мельче.) Чем мельче — тем краска светлее. Правильно, но все-таки моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в их соленой воде.
А как образовались моря и океаны?
Презентация.(слайд с 3 по 8)
Ученые предполагают, что после своего возникновения Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того как Земля охлаждалась, на ее поверхность обрушились ливни, затопившие водой впадины в земной коре. Так образовались первые моря и океаны.
Кто был на море и видел его? Какое море? Какая вода в море? (Соленая.) Почему? А хорошо ли, что есть у нас море и почему? (Море дарит нам прохладу, у моря отдыхаем, по морю перевозят грузы и т. д.) Широк океан. Можно плыть по нему недели, не видя берега. Куда не посмотришь, на сотни километров вода. (Смотрит в бинокль.) Я вижу остров. (слайд 9)
Корабль делает остановку.
А теперь мы с вами попьем, перекусим и снова в путь отправимся. А что же мы с вами будем пить? МЫ на острове, а вокруг только море. Можно ли пить морскую воду? (Нельзя.) Почему? (Потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду.) Ну конечно воду из моря пить нельзя, потому что она грязная, солёная, а как же нам проверить что она действительно солёная?
Давайте мы с вами проведём опыт и сделаем морскую воду. Где же нам взять материалы для опыта? Вы знаете на островах всегда прячут клад, давайте и мы его найдём. Подсказка: он сиреневого и серого цвета, формой напоминает прямоугольник.
А ещё я загадаю загадку. Вместительный, удобный,
За спиной висит.
Всё в себя вместит. (Ранец)
Молодцы всё нашли. Теперь у нас есть всё для опыта, приступим.
Опыт «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с чистой водой. Давайте попробуем воду, какая она на вкус? Обычная – такая вода называется пресная. Добавляем морскую соль в воду. При взаимодействии с водой соль растворяется. Пробуем. Вот мы и получили морскую воду. У кого вода очень солёная, а у кого нет? Так и моря, самое соленое море на планете- Красное море. Балтийское море оно является самым пресным морем в мире. Пресное это значит у него наименьшее количество соли. Соленый привкус морской воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в моря впадающие в них реки. А вы, знаете, что соль это минерал-Галит. После его обработки он получает вид соли.
В чём же польза морской воды? Говорят она полезная. А где можно применить соленую морскую воду? (Она полезна для здоровья, ею полощут больное горло; из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений и т. д.).
Ребята, у нас свами получилась морская вода и я предлагаю вам сделать ещё один опыт. Откуда в море появились острова?
Опыт : «Тяжёлые предметы тонут в воде».
Для этого мы в нашу морскую воду опустим любой тяжёлый предмет (камень, пластилин, магнит). Посмотрите, у кого камень полностью покрылся водой, а у кого- то торчит из-под воды. Поверхность камня которая не ушла под воду и образует остров. Острова бывают разные.
Рассказ воспитателя об образовании коралловых, вулканических и других островов.
Вулканические острова. В океанах постоянно происходит вулканическая деятельность. Извергающийся вулкан выделяет огромное количество лавы, которая, застывая при соприкосновении с водой и воздухом, образует новые вулканические острова. (слайд10)
Коралловые острова. Отмели заселяются кораллами и полипами, которые корнями зацепляются за морское дно. Со временем нижняя часть кораллов затвердевает, образуя прочное основание острова.(слайд 11)
Материковые острова возникают в следствии отделения части суши от материков. ( слайд 12)
Ребята, а давайте мы с вами опустимся на морское дно и посмотрим какое оно. Как же мы опустимся на морское дно? (Нужно надеть водолазные костюмы, сесть на подводную лодку.)
Каким вы представляете себе морское дно? (слайд 13) (Плоским, ровным, неровным и т. д.) Нет, дети, дно моря не ровное, не плоское, оно буквально изрезано различными холмами, долинами, глубокими впадинами и даже высокими горными цепями, которые покрыты морской водой. Посмотрите, а это что? (слайд 17) Правильно водоросли. Морские водоросли их мы тоже употребляем в пищу и их используют для изготовления лекарств и удобрений. А из красных и бурых водорослей делают такое вещество как Агар-агар. Кто знает что это? Агар–агар пищевой желатин, из которого делают наши любимые мармеладки. Я приготовила для вас мармеладки в виде морских обитателей, но прежде чем попробовать нам нужно помыть руки. На острове нет чистой воды, а мы как раз захватили антисептик, обработаем ручки и будем пробовать. (Дети пробуют мармелад, называя каждый свою фигуру).
Скажите, а кто обитает в море среди водорослей? (слайд с 18 по 27)
Рассказ о морских обитателях.
Посмотрите, на море появились волны (слайд 28) Откуда они? (Волны поднимает ветер.) Правильно. Ветер приподнимает массу воды, образуя волну, а затем сила земного притяжения опускает ее вниз. Самая большая волна (по мнению ученых) иногда достигает 34 метров, это примерно 10 этажный дом. Такое явление природы называется цунами. Цунами – это природное явление, представляющее собой серию огромных волн, которые приводят к затоплению прибрежных участков суши, разрушению, уничтожению всего живого, встречающегося на пути. (Слайд 29-30)
Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, а теперь возвращаемся на корабль, пока на море не разбушевались волны. Дети занимают свои места на корабле.
Воспитатель: смотрите, что у нас за бортом? Плывут банка, бумага. Как они оказались в море?
Ответы детей. Показ картинок. (слайд с 31 по 35).
Обобщение воспитателя: «Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отбросов, нефти. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы попадает в сети, исчезают стада дельфинов. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как? (Ответы детей.) Устраивать морские заповедники, «морские дворники» — корабли-мусорщики, корабли — нефтесборщики, не загрязнять море. А давайте представим что мы с вами на таком судне и с помощью сети уберём мусор и очистим море. Молодцы отлично справились.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вам я приготовила раскраски морских обитателей, что бы вы раскрасили их и вспоминали о нашем морском путешествии. Ну а следующее наше путешествие будет на дно океана, где мы познакомимся с такими рыбами как: морской дракон, рыба-пеликан, бочкоглаз,
рыба-капля, рыба- серебряный паровоз.
Наш корабль подошёл к берегу,
— Друг другу и гостям скажем на прощанье вежливое — Дети: До свиданья!
Источник