- Главный экспонат Музея Мирового океана
- Всем привет!
- «Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР
- Судно-музей «Витязь» — легенда советской океанологии.
- Научно-исследовательское судно «Витязь», с которого была измерена максимальная глубина Марианской впадины
- Научно-исследовательское судно «Витязь» Музей мирового океана в Калининграде
- Музей Мирового океана. «Витязь»
Главный экспонат Музея Мирового океана
Всем привет!
На канале про судомоделизм смотрим модели кораблей
Научно-исследовательское судно «Витязь» — советское научно-исследовательское судно (1949—1979); в настоящее время — главный экспонат Музея Мирового океана в Калининграде.
В 1939 году был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию. Однако этому помешала Вторая мировая война. «Марс» стал военным транспортом. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20 тыс. беженцев.
В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в Empire Forth («Империя, вперёд»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР.
Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 гг. на заводах Висмара (Германия), а также в Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке. При перестройке судна была удлинена его средняя надстройка, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Грузовые твиндеки были переоборудованы в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Были установлены дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды. В результате судно было готово принять 136 членов экспедиций. Уникальность судна была обеспечена научным оборудованием. Прежде всего, это глубоководная якорная лебедка, позволившая становиться на якорь на глубинах до 11 км. До сих пор судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь. Не менее уникальной была и глубоководная траловая лебедка, с которой можно вести траления на глубинах до 11 км. На судне имелось 14 лабораторий, научная библиотека, хранилища проб.
«Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР
С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных – погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.
Геофизические работы, проводившиеся на «Витязе», позволили высказать обоснованные гипотезы о строении земной коры вообще, а впоследствии — выработать новые представления о глобальной эволюции Земли. В 1957 году «Витязь» вышел в свой первый заграничный рейс, и с тех пор 100 портов 49-ти стран мира встречали его как представителя нашей страны. «Витязь» был «послом дружбы и мира». На его борт поднимались Ж. Кусто и Т. Хейердал, губернаторы и премьер-министры, послы и космонавты. Часто на заходах устраивали дни открытых дверей, и люди часами ждали, чтобы подняться на судно. Ученые 14 стран работали на «Витязе». Последний рейс судно совершило в 1979 году вокруг Европы, и еще раз подтвердилась всемирная известность судна, когда при заходах в порты Франции, Испании, Португалии, Великобритании, Дании «Витязь» посещали ученые из этих стран, специально приезжавшие для личного знакомства со знаменитым кораблем науки.
Источник
Судно-музей «Витязь» — легенда советской океанологии.
Легендарное научно-исследовательское судно «Витязь» ныне является одним из центральных экспонатов Музея Мирового океана в Калининграде. Почти 30 лет он бороздил океаны нашей планеты и внес огромный вклад в расширение багажа наших знаний о ней.
Построен «Витязь» был в 1939 году в Германии, в Бременхафене. Был он тогда грузопассажирским пароходом и назывался «Марс». В годы Второй мировой использовался как военный транспорт, после войны по реперациям был передан сначала Великобритании, а в 1946г — СССР и переименован в «Экватор». В 1947-48гг переоборудован в научно-исследовательское судно Акадении наук СССР. Снова переименован, сначала в «Адмирал Макаров», а в 1949г, уже окончательно, в «Витязь».
Имя корабля было выбрано в память о знаменитых корветах русского флота: «Витязь» постройки 1862г известен тем, доставил на Новую Гвинею Н.Н. Миклухо-Маклая, а «Витязь» постройки 1886г под командованием капитана С.О.Макарова провел огромную научную работу по исследованию Тихого океана в 1886-89гг.
Советский «Витязь» с 1949 по 1979 годы совершил 65 научных рейсов, пройдя около 800 000 миль (почти 1,5 млн км), выполнил 7942 научные станции. Посетил более 100 иностранных портов. На борту корабля работали десятки ученых из разных стран. Вклад «Витязя» в отечественную и мировую науку об Океане колоссален.
Водоизмещение — 5710 тонн; Длина — 109,5 м; Скорость — 14 узлов; Дальность плавания — 18 500 миль; Экипаж — 66 человек + 70 человек научный персонал;
Источник
Научно-исследовательское судно «Витязь», с которого была измерена максимальная глубина Марианской впадины
Калининград — самый западный город России, с населением около 500 тыс. человек. Не самый большой город нашей страны, но с богатой историй и множеством достпримечательностей. Одно из мест которое обязательно к посещению — это Музей Мирового океана и его первый и главный экспонат Научно-исследовательское судно «Витязь». Вот по нему мы сегодня и прогуляемся.
Грузопассажирский теплоход «Марс», а именно так первоначально именовался этот корабль был построен на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) и спущен на воду в 1939 году. Во время Второй мировой войны «Марс» стал военным транспортом. В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, а в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР где оно получило новое имя «Экватор». Далее судно было передано Институту океанологии для тихоокеанской экспедиции . С новым именем «Адмирал Макаров», наш теплоход отправился на переоборудование в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. И уже в 1949 году судно в последний раз сменило название, став «Витязем» в память о двух российских корветах 1862 и 1884 годов.
Во время нашего путешествия мы решили ограничиться посещением «Витязя», остальные экспонаты посмотрели только снаружи. Билет нам обошелся в 200 р на человека. Нормальная цена я считаю. Мы проходим на территорию музея и сразу попадаем на Набережную исторического флота, где и пришвартован «Витязь», в компании с другими судами: подводная лодка 641-го проекта «Б-413», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовное судно-музей «СРТ-129». А вы знаете, что в Санкт-Петербурга есть продолжение этой набережной с ледокол «Красин».
Источник
Научно-исследовательское судно «Витязь»
Музей мирового океана в Калининграде
Научно-исследовательское судно «Витязь» — легендарное судно в истории океанологии, которое внесло выдающийся вклад в изучение Мирового океана. Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных — погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.
Решение о сохранении этого судна и создании на его борту музейной экспозиции было принято в 1990 году. С «Витязя» начинался Музей Мирового океана, и сегодня это судно по-прежнему главный экспонат музея и центральный объект Набережной исторического флота. На судне расположены экспозиции, посвящённые истории географических открытий и судоходства. Восстановлены многие исторические интерьеры — каюта капитана, кают-компания и другие.
Перед тем, как подняться на борт, можно ознакомиться с основной информацией, расположенной на стенде рядом с судном. Экскурсия начинается со спуска на нижнюю палубу. Там находится схема судна и расположение экспозиций на нем. После того, как у посетителей проверят билеты, сотрудники музея указывают маршрут, который в дальнейшем корректируется указателями в виде стрелок. На пути посетителей встречаются множество макетов, картин, инсталяций, монеты, марки, газеты, приборы, детали, различная морская атрибутика и многие другие вещи. В каждом зале экспонаты соответсвуют экспозиции: например на камбузе размещены кухонные принадлежности, в каюткомпании накрыты столы и стоит фортепиано, а хирургический кабинет оснащен медицинскими приборами и характерной мебелью.
Одновинтовой двухпалубный теплоход. Имеет прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерскую корму.
Технико-эксплуатационные характеристики:
- наибольшая длина — 109,44 м; ширина по грузовой ватерлинии — 14,56 м;
- высота борта до верхней палубы по миделю — 8,75 м;
- осадка с полными запасами — 5,86 м;
- водоизмещение — 5710 тонн;
- автономность плавания — 18 500 миль;
- мощность главного двигателя — 3000 л. с.;
- скорость хода —14 узлов;
- рабочие глубины для постановки на глубоководный якорь, траления дна, взятия проб грунта — 11 000 м.
Личный состав:
- экипаж — 66 человек;
- научный состав — 70 человек.
В 1939 году был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию. Однако этому помешала Вторая мировая война. «Марс» стал военным транспортом. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20 тыс. беженцев.
В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в Empire Forth («Империя, вперёд»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор».
При организации в 1946 году Института океанологии возникла проблема выбора судна для тихоокеанской экспедиции института. Осенью этого года директор Института П. П. Ширшов направил с этой целью в Ленинград океанолога В. Г. Богорова и капитана дальнего плавания С. И. Ушакова, которые и выбрали трофейное немецкое судно. «Экватор», переименованный в «Адмирал Макаров», нужно было переоборудовать в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. «Проект экспедиционного научно-исследовательского судна „Витязь“» за авторством В. Г. Богорова, С. И. Ушакова, Н. И. Олчи-Оглу и Н. Н. Сысоева занесли в книгу Государственного комитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство под номером 2739-50-6 и с датой приоритета 11.11.1946. В 1947 году судно переоборудовалось в Висмаре, а в следующем году — в Ленинграде. В 1949 году судно в последний раз сменило название, став «Витязем» в память о двух российских корветах 1862 и 1884 годов.
«Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР. Между 1949 и 1979 годами «Витязь» совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станции. Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин: в частности, было открыто 1176 новых видов животных и растений.
Первый рейс «Витязя» в Чёрное море был экспериментальным, после чего судно совершило дальний переход и было приписано к Владивостоку. Сначала исследования велись в Охотском, Японском и Беринговом морях, у Курильских островов, а с 1954 года начались работы в открытом океане — Тихом и Индийском. До начала 1960-х годов в рейсах судна велись в основном комплексные научные исследования, а затем, когда общая характеристика океана была достаточно проработана, начали проводить тематические экспедиции. Тематические рейсы были биологической, гидрологической, геологической либо геолого-геофизической направленности.
Исследования «Витязя» закрыли множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов. Были открыты и исследованы, в частности:
- Возвышенность Шатского, возвышенность Обручева, возвышенность Академии наук, возвышенность Института океанологии;
- Восточно-Индийский хребет, хребет Ланка, хребет «Витязя», хребет Ширшова, хребет Богорова, хребет Шокальского;
- Впадина Дерюгина, впадина Тинро;
- Курило-Камчатский жёлоб.
Исследования М. Н. Кошлякова в 40-м рейсе заложили основы новой области науки — синоптической океанологии.
Много научных открытий было сделано в геологических рейсах. В 43-м рейсе на срединно-океанских возвышенностях были открыты скопления фосфоритов нового вида — сильно обогащенные фосфором. 48-й рейс был полностью посвящён исследованию железомарганцевых конкреций в Тихом океане, найдены неизвестные ранее их типы и крупные скопления на склонах подводных гор. 54-й рейс помимо Тихого океана проводился и в восточный район Индийского океана до Восточно-Индийского хребта, были обнаружены не только новые виды подводного рельефа, включая 22 горы высотой до 3 км, но и произведено более 600 снимков дна для последующего изучения, в рамках тектонических работ впервые сделано сейсмическое профилирование у Яванского жёлоба, Восточно-Индийского хребта, Северо-Австралийской котловины и Западно-Австралийской котловины.
В 1957 году НИС «Витязь» измерило максимальную глубину Марианского жёлоба и всего Мирового океана, полученное значение 11 022 м часто указывалось в советской учебной и энциклопедической литературе. 1959 году судно установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки — 9 600 м.
В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград. На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к летним Олимпийским играм 1980 года, однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. В течение последующих 11 лет велись споры о судьбе заслуженного судна, в то время как сам «Витязь» постепенно гнил и разворовывался, стоя у причала судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.
В 1992 году судно было передано новообразованному Музею мирового океана. Два года судно ремонтировалось на заводе, а 12 июля 1994 года встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда.
В 2014 году «Витязь» отметил четырёхкратный юбилей: 75-летие спуска на воду, 65-летие выхода в первый научный рейс, 35-летие «выхода на пенсию» и 20-летие швартовки у музейного причала.
Помимо упомянутого подводного хребта «Витязя» в честь этого корабля названы также расположенные в Тихом океане гора Витязь и жёлоб Витязь, разлом Витязь в Индийском океане.
Источник
Музей Мирового океана. «Витязь»
Музей Мирового океана, это не одно здание, а целый комплекс объектов, зданий, сооружений собранных на набережной Петра Великого в Калининграде.
Музей состоит из экспозиционного корпуса «Планета океан», главного корпуса музея, аквариум, фондохранилища с экспозицией глубина, рыболовного судна «СРТ-129», научно-исследовательского судна «Витязь», научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев», подводной лодки Б-413, выставочного центра «Морской Кенигсберг, Калининград». Остальные экспозиции такие как «Морской выставочный центр», ледокол «Красин», находятся в Светлогорске и Санкт-Петербурге соответственно.
Распорядок работы различных музейных объектов отличается, для того, чтобы узнать работает ли тот или иной объект необходимо посетить сайт музей, который свои оформлением сразу настраивает на позитивный лад. Необходимо заранее планировать поход по объектам музея, потому что многие экспозиции могут оказаться закрытыми. Также на некоторые объекты можно попасть только в составе экскурсионной группы, а они привязаны по времени и количеству людей. После осмотра экспозиций обязательно нужно прогуляться по набережной. Там есть самолет, спасательные батискафы и много еще интересного, да и вид открывается прекрасный.
На сайте так же можно узнать цены на билеты, дешевле взять сразу несколько объектов, как мы и сделали, когда были в музее. Вообще советую, покупать билеты с экскурсиями, потому что рассказывают очень интересно, ну или подождать пока будет набрана группа и послушать, находясь рядом 🙂
Научно-исследовательское судно «Витязь» основной объект музея. С корабля была измерена максимальная глубина Марианской впадины и с него начинается история музея. Судно совершило 65 научных рейсов, внесло огромный вклад в развитие отечественной океанологии. Очень интересна история судна, «Витязь» — бывший корабль немецкого торгового флота, был спущен на воду в 1939 году и получил название «Марс». В ходе войны использовался как по назначению, для перевозки грузов, а в конце войны был переоборудован в плавучий госпиталь. После окончания боевых действий был сначала передан Великобритании, а потом Советскому Союзу. с 1949 по 1979 год «Витязь» был научно-исследовательским судном. С 1979 года находился в Калининграде на стоянке, в 1992 году был передан музею, а в 1994 году, когда были завершены ремонтные работы стал первым экспонатом Музея Мирового Океана, получается с него начинается история выставки.
В музее мы узнали про историю корабля, различные открытия, которые были совершены, про путешествия и известных людей, которые побывали там.
Источник