Город мертвых и память Эльтюбю
Высокогорное селение Эльтюбю (Эл-Тюбю) расположилось на высоте 1500 метров в Кабардино-Балкарии, основано оно было еще в Средневековье, а потому не удивительно, что до сих пор хранит предания старины.
Сто шагов к Кайсыну
В Эльтюбю родился знаменитый поэт Кайсын Кулиев. Если вы думаете, что данный поэт вам не знаком, то ошибаетесь. Наверняка вам доводилось слышать песню Аллы Пугачевой «Женщина, которая поёт», так вот, оригинал текста звучит, как « Той женщине, которую люблю «. Он был адаптирован для советской певицы из стихов Кайсына Кулиева.
Республика гордится своим поэтом: относительно недавно вдоль дороги, ведущей к дому, где он родился, в рамках проекта » Сто шагов к Кайсыну » были установлены десятки мраморных досок с его стихами на родном языке и в переводе на русский.
Эти произведения трогают душу не только ценителей, но даже тех, кто весьма далек от поэзии. В творчестве Кайсына Кулиева воспеваются такие простые, но одновременно очень весомые темы, как отношение к матери, женщине, природе и родине.
Само селение Эл-Тюбю овеяно легендами. Считается, что здесь остановилось время и люди стареют медленнее. Собаки не носятся по улицам, а всадники замедляют своих коней. Среди домов расположена Башня Любви, выстроенная молодым человеком, укравшим себе невесту из более богатого рода и решившим таким образом оборониться от посягательств родственников невесты.
Город мертвых
Город мертвых находится совсем недалеко от селения, здесь представлены склепы, считающиеся христианскими, относящиеся к 10-12 векам и более поздние мусульманские захоронения.
Мнение ученых относительно возникновения подобного рода могильников разнится. Некоторые предполагают, что такой тип захоронения, где тело постепенно самостоятельно мумифицируется в склепе, пошел от ранних верований, где считалось, что стихии земли, воды и огня священны, поэтому нельзя их осквернять телом. Вот и изобрели люди такой способ укрытия усопших, который в свое время был распространен, например, в Средней Азии.
Архитектура могильников тоже разная: тут и четыре стены с двускатной крышей и восьмиугольные строения. Считается также, что во времена эпидемий в эти склепы уходили больные люди, чтобы не заражать остальных.
Спасибо, что читаете канал. Не забывайте ставить лайк, если вам понравилось)
Источник
Эль- Тюбю — «Город мертвых»
Эль- Тюбю находится в Верхнем Чегеме и представляет собой обширную территорию с захоронениями. Считается, что тут хоронили еще до 10-ого века.
Местный житель (по совместительству наш гид), присутствовавший при раскопках, пояснил, что захоронений тут очень много, но они не исламские. Далекие предки, ныне проживающих в том районе балкарцев, имели свою веру (потом был недолгий период христианства, а потом уже в эти земли пришел ислам) и скелеты в могилах лежат хаотично, без четкой ориентации в какую-либо сторону света.
Могилы там имеются 3 видов:
1) Одиночные- над могилой выкладывались камни и по размеру «площадки» можно представить рост человека, например, есть явно детские захоронения;
2) «Семейные», когда несколько членов семьи хоронились рядом и вокруг сооружались каменные ограждения;
3) Склепы.
Напротив в долине некогда было поселение какого-то древнего народа. Часто пишут, что жили там аланы, но там найдены украшения и утварь, нигде больше не встречающиеся.
Говорят, весной суслики роют норы и вместе с землей на поверхность выходят каменные бусины и различные украшения (правда или нет, не знаю, но вполне это допускаю).
Ну а теперь перейдем к описанию захоронений.
«Семейные» захоронения имеют каменные ограждения и не редко полностью покрыты можжевельником, который сажали после погребения.
С ним же связана еще история от нашего гида: во время нашествия монголов, балкарцы делали из сухого можжевельника шары, поджигали и спускали с горы на врага. Такой метод обороны в мировой истории встречался часто, не местное изобретение:). В результате монголы ушли.
Ну, а самое интеерсное, что и привлекает сюда туристов- это склепы (могилы богатых семей). Правда их всего около десятка и много разрушенных.
Склеп сооружался следующим образом:
Умирал один из членов семьи, копалась яма глубиной до 4 метров. Усопший помещался в неё и сверху засыпался известью. Следующий усопший помещался на предыдущего. Так доходили до поверхности и последующие усопшие хоронились сверху, уже в надземном склепе.
В стоящих в Эль-Тюбю склепах находили от 2 до 10 скелетов (точные цифры не помню).
Сейчас склепы конечно пусты.
Камни при строительстве скрепляли смесью извести с яйцами. Такой раствор долговечен, что и позволило сохранить склепы до наших дней.
Венчали склепы керамические наконечники, правда они почти все украдены. Что символизировали наконечники к сожалению не известно.
Далее предлагаю вам серию фотографий сохранившихся склепов. Облака придавали этому месту загадочности…
Среди сохранившихся склепов, есть много разрушенных- частично или до основания. По заверению гида, это произошло в древности, возможно в результате землетрясений.
И в заключении еще одна фотография и видео Города мертвых.
Город мертвых
Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры
Смотреть на сайте
2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры
Смотреть на сайте
Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.
Прямоугольные:
Восьмиугольные являются более поздними.
Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.
Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.
Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.
Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.
Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.
Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.
Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.
Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.
В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы
Посреди звенящей тишины усыпанных камнями склонов мирно пощипывают травку лошади
Относительно того, когда были сооружены верхнечегемские мавзолеи, ученые и сегодня не пришли к единому мнению. В целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века. «Город мертвых» – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов.
Источник
Эльтюбю
Эльтюбю (карач.-балк. Эл-Тюбю — «окраина поселения» ) — село в Чегемском районе Кабардино-Балкарии. Входит в состав муниципального образования «Сельское поселение Верхне-Чегемское».
Содержание
Географическое положение
Село находится в юго-восточной части Чегемского района, в верховьях реки Чегем. Расстояние до районного центра Чегем (по дороге) — 58 км, до города Нальчик (по дороге) — 63 км.
Граничит с землями населённых пунктов: Булунгу на юге и Безенги на востоке.
Населённый пункт расположен в горной зоне республики. Перепады высот составляют около 1 500 метров. Средние высоты составляют 1 515 метров над уровнем моря. Высшей точкой является гора Пирамида (2 976 м), находящееся к северо-западу от села.
Гидрографическая сеть представлена рекой Чегем и его мелкими притоками. К юг-западу от села имеются выходы нарзанов.
Климат умеренный, с ярко выраженной высотной поясностью. Лето теплое, в июле средние показатели температуры воздуха достигают отметок +15°С. Зима прохладная, в январе средние показатели температуры воздуха отпускаются до -5°С. Среднее количество осадков в год составляет около 900 мм. Наибольшее количество осадков выпадает летом. Снежный покров на территории села лежит в период с октября по май.
Флора присельского участка представлена в основном альпийскими и субальпийскими растениями. Окрестности села окружают крупные массивы леса состоящего в основном из сосен и буков.
История
Постоянное поселение на территории села существует со времен позднего Средневековья. К югу от села находятся сохранившиеся до наших дней комплекс средневековых кладбищ.
В марте 1944 года балкарцы по обвинению в пособничестве немецким войскам были депортированы в Среднюю Азию. В результате село, как и всё верховье Чегемского ущелья, было передано в состав Грузинской ССР, и оно больше 10 лет находилось в заброшенном состоянии.
В 1957 году решением Верховного Совета СССР балкарцы были реабилитированы и возвращены в свои прежние места проживания. По возвращении домой большинство жителей Эльтюбю предпочли расселиться вниз по долине реки Чегем, в предгорную зону КБАССР. В результате численность населения села по сравнению с 1944 годом резко уменьшилась.
Население
Численность населения | ||
---|---|---|
2002 [2] | 2009 [3] | 2010 [1] |
337 | ↘ 336 | ↘ 296 |
Плотность — 21.14 чел./км 2 .
Народ | Численность, чел. | Доля от всего населения, % |
---|---|---|
балкарцы | 296 | 100 % |
всего | 296 | 100 % |
Туризм
Эльюбю, как и Булунгу в основном посещается туристами в летнее время. В верховьях Чегемского ущелья развиваются экстремальные виды спорта, что привлекает большое количество экстремалов.
В советское время через село проходила перевалочная дорога в Грузию, что способствовало развитию села. С распадом СССР погранзастава была заброшена.
Улицы
|
|
|
|
|
|
Известные люди
Кулиев, Кайсын Шуваевич (1917 — 1985 гг.) — советский и балкарский поэт.
Напишите отзыв о статье «Эльтюбю»
Ссылки
- [www.cg.adm-kbr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=480&Itemid=264 Сельское поселение Верхний Чегем]
- [www.gosspravka.ru/07/008/000010.html Коды ОКАТО — Эльтюбю]
- [oktmo2014.ru/OKTMO/83645405106/ Код ОКТМО]
Примечания
- ↑ 12 [kbr.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kbr/resources/a038cf804c58b012b68cb74fa2e024d5/%2Fperepis%2Fperepisi%2Fdoclib2%2Fчисленность+населения+кбр+в+разрезе+населенных+пунктов+по+итогам+всероссийской+переписи+населения+2010+года.htm Численность населения КБР в разрезе населённых пунктов по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года]. Проверено 21 сентября 2014.[www.webcitation.org/6Sl8SauTZ Архивировано из первоисточника 21 сентября 2014].
- ↑ [kbr.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kbr/resources/4925de804c58a406a44ea54fa2e024d5/%2Fperepis%2Fperepis2002%2Fdoclib%2Fчисленность+населения+кбр+по+сельским+населенным+пункта.htm Численность населения Кабардино-Балкарской Республики по сельским населенным пунктам по итогам ВПН-2002]. Проверено 11 февраля 2016.[www.webcitation.org/6fDo6VMsT Архивировано из первоисточника 11 февраля 2016].
- ↑ [www.kbr-invest.ru/?p=12 Численность населения по Кабардино-Балкарской Республике на 1 января 2009 года в разрезе муниципальных образований]. Проверено 16 марта 2015.[web.archive.org/web/20100216231011/www.kbr-invest.ru/?p=12 Архивировано из первоисточника 16 марта 2015].
- ↑ [std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=VPN2002_2010L База микроданных Всероссийских переписей населения 2010 года].
Отрывок, характеризующий Эльтюбю
– Вы про левый фланг? – сказал Кайсаров.
– Да, да, именно. Левый фланг наш теперь очень, очень силен.
Несмотря на то, что Кутузов выгонял всех лишних из штаба, Борис после перемен, произведенных Кутузовым, сумел удержаться при главной квартире. Борис пристроился к графу Бенигсену. Граф Бенигсен, как и все люди, при которых находился Борис, считал молодого князя Друбецкого неоцененным человеком.
В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день.
За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него.
– Позовите его ко мне, – сказал Кутузов. Адъютант передал желание светлейшего, и Пьер направился к скамейке. Но еще прежде него к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов.
– Этот как тут? – спросил Пьер.
– Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру. – Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец.
Пьер, сняв шляпу, почтительно наклонился перед Кутузовым.
– Я решил, что, ежели я доложу вашей светлости, вы можете прогнать меня или сказать, что вам известно то, что я докладываю, и тогда меня не убудет… – говорил Долохов.
– Так, так.
– А ежели я прав, то я принесу пользу отечеству, для которого я готов умереть.
– Так… так…
– И ежели вашей светлости понадобится человек, который бы не жалел своей шкуры, то извольте вспомнить обо мне… Может быть, я пригожусь вашей светлости.
– Так… так… – повторил Кутузов, смеющимся, суживающимся глазом глядя на Пьера.
В это время Борис, с своей придворной ловкостью, выдвинулся рядом с Пьером в близость начальства и с самым естественным видом и не громко, как бы продолжая начатый разговор, сказал Пьеру:
– Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!
Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему:
– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.
Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Источник