Эпический образ океан море синее

«Океан — море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова

Конспект урока музыки в 3 классе, тема: «В музыкальном театре». Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н. А. Римского — Корсакова через восприятие образа моря в музыке.

Содержимое разработки

Конспект урока музыки в 3 классе.

Ф. И. О. Чугаева Марина Ивановна

Место работы: МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара

Должность: Учитель музыки

Тема: «В музыкальном театре», тема урока: «Океан – море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова

Учебник «Музыка» 3 класс, составители Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина, стр. 84 — 85

Цель урока: Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова через восприятие образа моря в музыке; познакомить обучающихся со вступлением «Океан – море синее» к опере «Садко».

— формирование художественного вкуса;

— формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни;

— формирование навыков самостоятельной работы.

— создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, делать вывод;

— развивать умение работать с разными источниками информации;

— развивать воображение, художественную интуицию.

— формирование осознания роли музыки в жизни человека и общества, в развитии мировой культуры;

— развитие эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Тип урока: открытие новых знаний

Техническое оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Музыкальный материал: Вступление к опере «Садко» — «Океан – море синее» Н. А. Римского – Корсакова, «Лазурное море» А. Варламова

Структура и ход урока

Этап мотивации учебной деятельности

Вход в класс, музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ребята!»

Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
— Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны…

— А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].

Эмоционально – образный настрой к уроку

Дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения.

Постановка проблемы. Актуализация знаний

Ребята, послушайте музыкальное произведение и определите его настроение.

Как вы считаете, что изображено в музыке?

Действительно, море. Это музыкальное произведение так и называется «Океан – море синее». А сочинил его русский композитор Н. А. Римский – Корсаков.

Посмотрите видео фрагмент, здесь изображено море. (2 слайд). Каким вы видите море?

Море бывает тихим и спокойным, тревожным и бушующим.

«Море гораздо разнообразнее суши
Интереснее, чем что-либо.
Еще одно торжество воды. »
И.Бродский.

Музыка сильная, грозная, страшная…

Море, океан, шторм, буря …

Просмотр видео фрагмента. Море огромное, спокойное, сильное, бесстрашное…

Введение в тему урока

(3 слайд) Русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков родился в городе Тихвин, неподалеку от Петербурга. (4 слайд) На слайде вы видите дом, в котором он жил. Сейчас это памятник истории и культуры I половины XIX века. Живя в Тихвине, Римский — Корсаков часто соприкасался с поэтичной северной природой, слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. И эти впечатления не прошли бесследно для его творчества. Он с детства начал заниматься музыкой и сочинять.

(5 и 6 слайды). Николай мечтал стать моряком. Двенадцатилетним мальчиком Римский — Корсаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус — военное училище, но все время продолжал заниматься музыкой, посещал оперы и концерты, знакомился с интересными людьми.

(7 и 8 слайды) После окончания кадетского морского корпуса, получив звание гардемарина, Римский – Корсаков отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». За время долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, чарующее звездное небо и экзотические растения, испытал океанские штормы и штили. Когда встал выбор: море или музыка, – он отдал предпочтение музыке, хотя любовь к морю сохранил в сердце, и мы слышим это, и чувствуем в его музыкальных сочинениях.

Наиболее полно дар Николая Андреевича проявился в сочинениях, запечатлевших мир сказок. Композитор в своей музыке использовал русские былины, легенды и исторические предания. Его называют композитором «сказочником», т. к большинство опер написано на сюжеты сказок. Это «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко» и т.д. (9 слайд).

Кто такой Садко?

Знакомство с композитором. Просмотр презентации.

Источник

Эпический образ океан море синее

Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее»

Море. Его манящие, завораживающие и величественные пейзажи, переливающиеся всевозможными красками, всегда являлись источником вдохновения людей творческих профессий. Морю посвящали свои поэтические строки такие великие стихотворцы, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Рабиндранат Тагор и Федерико Гарсиа Лорка. Своей грандиозностью впечатляют картины художников: Ивана Айвазовского, Клода Верне и Поля Синьяка. А грозный рокот бурлящей морской пучины или безмятежная водная гладь нашли отражение в звуках замечательных сочинений Клода Дебюсси, Александра Глазунова и, конечно же, композитора, которого называют главным музыкальным маринистом – Николая Андреевича Римского-Корсакого . К примеру, когда слушаешь вступление к опере «Садко», которое называется «Океан – море синее» вмиг представляется не только величие морской стихии, но даже явно слышится шум трепещущих волн.

Историю создания композиции «Океан – море синее» Римского-Корсакого, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

Безусловно, что история сочинения композиции «Океан – море синее» неразделимо связана с созданием Римским-Корсаковым оперы-былины «Садко» .

В 1882 году, после премьерной постановки оперы «Снегурочка», Римский-Корсаков ощутил большое удовлетворение. Во-первых, произведение, которое он создал в короткий срок на воодушевлённом подъёме, хорошо было принято публикой. А во-вторых, признав данное творение лучшим из своих сочинений, он почувствовал себя вполне сформировавшимся оперным композитором.

Однако в то время жизнь приготовила Николаю Андреевичу такие неожиданности, что сочинение опер ему на время пришлось отложить. Причин было много и одна из них — политическая ситуация в России, наступившая после того как на престол вошёл Александр III. К тому же « Могучая кучка » уходила в прошлое, и хотя на смену ей формировался Беляевский музыкальный кружок, после смерти Мусоргского в 1881 году весь архив его неоконченных и неизданных произведений, которые требовали значительной доработки, был передан Римскому-Корсакову. Композитору пришлось дописывать и оркестровать значительное количество музыкального материала « Хованщины », и в дальнейшем активно содействовать её постановке.

Затем в 1887 году музыкальная культура России понесла ещё одну большую утрату: умер Александр Порфирьевич Бородин , оставивший незаконченной оперу «Князь Игорь» , которую дописывал опять-таки Николай Андреевич. Такие чрезвычайные обязательства, а помимо этого работа в консерватории, в придворной Певческой капелле, дирижёрская практика, а также активная общественная работа занимали у композитора всё свободное время. И всё же, несмотря на большую загруженность в 1888 году из-под его пера вышла блистательная оркестровая пьеса « Шехеразада », а немного позже увертюра «Светлый праздник».

Затем начались девяностые годы, которые принесли Римскому-Корсакову много горестей. Смерть любимой матушки и в тот же год годовалого сынишки Святослава, серьёзная болезнь жены и сына Андрея, а затем ещё одна утрата – кончина пятилетней доченьки Машеньки, выбили композитора из колеи и вылились в трёхгодичное композиторское бесплодие. Как только душевный кризис Николая Андреевича стал ослабевать, в апреле 1894 года он приступил к созданию оперы «Ночь перед рождеством». Да к тому же, в начале лета композитор получил послание от музыковеда-историка Николая Финдейзена, с настоятельной просьбой написать оперу на сюжет былины о «Садко». Это письмо стало новым сигналом для неуёмного воображения Римского-Корсакого, тем более, что данный былинный герой интересовал Николая Андреевича и ранее. В начале своей композиторской карьеры, в 1867 году он создал музыкальную картину «Садко», а затем в 1880 году стал задумываться о создании оперы, но из-за сложившихся обстоятельств на время отложил свои замыслы на неопределённое время.

Теперь размышляя над новой оперой, Римский-Корсаков своими намерениями поделился с истинным знатоком русской культуры музыковедом Стасовым. Владимир Васильевич с большим восторгом поддержал идею Николая Андреевича, так как ещё в 1861 году пытался этим сюжетом заинтересовать Милия Балакирева. Он написал Римскому-Корсакову содержательное письмо, в котором обращал внимание композитора на многовариантность изложения древней былины. Следует заметить, что композитор впоследствии внимательно прислушивался к рекомендациям Стасова. Именно по совету Владимира Васильевича опера начинается с картины, колоритно отображающей жизнь новгородцев в древние времена.

Римский-Корсаков начал работать над «Садко» летом 1894 года. С либретто ему помогали Николай Штруп, Василий Ястребцев, а затем поэт Владимир Бельский. В тот год Николай Андреевич с семьёй впервые приехал отдыхать в находящееся в Псковской губернии поместье Вечаша. Там, в располагающей к творчеству, красивой усадьбе, на берегу живописного озера он с вдохновением приступил к созданию нового произведения и, тогда-то написал вступление к опере, которое назвал «Океан – море синее».

Интересные факты

  • Римского-Корсакова по праву называют композитором-сказочником, и действительно Николай Андреевич много произведений создал на сказочный сюжет. Например, из шестнадцати опер, написанных композитором, волшебно — фантастическое содержание имеют шесть: « Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», « Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» и « Золотой петушок».
  • Ещё в 1867 году, во время сочинения музыкальной картины «Садко», в целях красочного изображения фантастического мира Николай Андреевич применил необычный звукоряд, состоящий из особой последовательности тонов и полутонов. Впоследствии этот оригинальный звукоряд получил название «гамма Римского-Корсакого».
  • Римский-Корсаков в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, поэтому отец в возрасте двенадцати лет отдал его на обучение в Морской кадетский корпус, после окончания которого, восемнадцатилетний Николай был направлен в звании гардемарина на клипер «Алмаз». Служа на парусном судне, Римский-Корсаков побывал в разных странах, таких как Англия, Польша, Норвегия, Франция, Испания, Италия, США и Бразилия. Впоследствии впечатления от этого путешествия композитор колоритно отобразил в своих произведениях.
  • Римского-Корсакова называют не только музыкальным сказочником, но и непревзойдённым музыкальным маринистом. Морская тематика ярко отображена в таких произведениях композитора, как симфоническая картина «Садко», сюита «Шехеразада», вокальный цикл «У моря», а также в музыкальной былине «Садко» и «Сказке о царе Салтане».
  • Николай Андреевич обладал удивительным музыкальным слухом, например, тональности он сразу осмысливал в цветовой гамме. Так для вступления к опере «Садко» композитор выбрал ля-бемоль мажор. Именно с целью достоверного отображения морской стихии нужен был серо — свинцовый окрас, каким в его сознании обладала данная тональность.

Содержание

«Океан – море синее». Именно так Николай Андреевич Римский-Корсаков озаглавил вступление к своей опере – былине «Садко», в котором нарисовал напряжённую по характеру звуковую картину грозной морской стихии. Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается.

Произведение, включающее в себя всего сорок четыре такта, написано в тональности Ми-бемоль мажор, тактовом размере 5/4 и с авторским темповым указанием «Largo».

Композиция начинается с интонируемой альтами нисходящей трёхзвучной попевки, которая не только во вступлении, но и на протяжении всей оперы имеет важное значение: в дальнейшем она будет звучать как лейтмотив моря. Затем в третьем такте с «текучим» музыкальным материалом, который основан на тех же самых трёх нотах начального мотива: соль, ми-бемоль и ре, вступают первые скрипки . Постепенно, на фоне рокочущих звуков в басах, происходит постепенное увеличение звучности и соответственно нагнетание напряжения. Таким образом, вырисовывается живописная картина грандиозных морских широт.

Трёхзвучный мотив, который настолько прост, что его трудно назвать мелодией, постоянно претерпевает вариационные изменения, однако данное развитие касается по большей части не мелодического, а гармонического преображения. Такое красочное формирование тематического материала: с одной стороны, неизменно сохраняющиеся струящиеся очертания главного лейтмотива, а с другой — его непрерывное развитие, рисует реальный образ бескрайней и всесильной морской стихии.

Завершает композицию небольшая, но поэтичная кода, в которой композитор весьма причудливыми гармониями, создающими сказочный оттенок, намекает на чудесный и загадочный подводный мир, спрятанный от людей в океанских глубинах.

«Океан – море синее». Это вступление к опере Николая Андреевича Римского-Корсакого «Садко» по праву называют музыкальной живописью. Творческая фантазия композитора создала такой образ величавого моря, что воображение непроизвольно рисует явственную картину, отображающую всю красоту непредсказуемой водной стихии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Океан – море синее»

Источник

Читайте также:  Где находится самая глубокая точка мирового океана
Оцените статью