Это стонет тихий океан

Бухенвальдский набат. Об истории создания и авторе

http://www.cursor.net.au/padio-shalom/buhenvaldski.
(передача прозвучала в эфире 20.08.10)

18 августа 2013 года исполнилось 95 лет со дня рождения Александра Владимировича Соболева, автора текста знаменитой песни композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат», начало которой вы слыщали. Александр – его литературное имя (псевдоним), а при рождении нарекли его еврейские родители Исааком. Это кажется невероятным, но почти за сорок лет существования и исполнения «Бухенвальдского набата» автором песни публично назывался и объявлялся только композитор. Да-да, сорок лет. Стихи и музыка «Набата» были написаны в 1958 году. Но лишь в 1997 году из статьи Марины Катысь в журнале «Огонёк» широкий круг читателей и слушателей узнал, что у песни есть поэт-соавтор, имя которого, наконец-то, стали публично называть и объявлять. Но к тому времени Александра Соболева не было на свете уже свыше десяти лет. Статья Марины Катысь об истории создания «Бухенвальдского набата» легла в основу всех последующих публикаций на эту тему. Возьмем и мы этот источник за основу, дополнив некоторыми деталями из последующих публикаций. Летом 1958 года Соболев с женой Татьяной отдыхал в городе Озеры Московской области. В тот год в Германии состоялось открытие мемориала Второй мировой войны «Бухенвальд». Сообщение радио о том, что на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, который должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, дало толчок к написанию стихотворения «Бухенвальдский набат». Уже через два часа после этого сообщения Соболев прочитал жене первые строки: Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Это возродилась и окрепла В медном гуле праведная кровь. Это жертвы ожили из пепла И восстали вновь, и восстали вновь! Сотни тысяч заживо сожженных Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд. Интернациональные колонны С нами говорят, с нами говорят. Соболев отнес эти стихи в «Правду». Там их не приняли. Тогда он принес стихи в «Труд». Там они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан. Автор послал его композитору Вано Мурадели. Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!» С только что написанной песней Мурадели пошел на радио. Но там песню встретили холодно. Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а очень известный в то время поэт-песенник Лев Ошанин сказал: «Это же не стихи, а мракобесие: мертвые в колоны строятся!». Но как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех. Это был триумф. Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру. Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно. Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Александрова. Но вот загадка: как вспоминает вдова Александра Соболева Татьяна Михайловна, при исполнении «Бухенвальдского набата» имя автора стихов никогда не называли. И постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат». Как выяснилось много позже, попытки иностранцев встретиться с автором текста «Бухенваль-дского набата» всегда пресекались «компетентными органами» с формулировками: автор «в данный момент» болен; либо – автор «в данный момент» отсутствует в Москве. Известен случай, когда во время гастролей Ансамбля песни и пляски Александрова во Франции к его руководству обратился один из благодарных слушателей, чтобы узнать, каким образом он может передать в подарок автору стихов легковой автомобиль. Присутствовавший при этом разговоре «человек в штатском» ответил: «У него есть всё, что ему нужно!» (Александр Соболев в то время жил в бараке, и улучшения жилищных условий не предвиделось.) Так кто же он, автор текста самой популярной в мире антивоенной песни? Родился Александр (Исаак) Соболев в 1915 году в местечке Полонное на Украине. Исаак был последним ребенком в малограмотной еврейской семье, и когда мальчик стал слагать стихи, его отец озабоченно спросил у матери: «Чего он все время бормочет? Может, показать его доктору?». В 15 лет Александр отправился к старшей сестре в Москву. Там он стал слесарем на механическом заводе, вступил в литературное объединение при многотиражке завода, стал публиковать свои корреспонденции в городской газете и продолжал писать стихи. Началась война, на которую Соболев ушел рядовым и с которой пришел в 1944-м дважды раненым инвалидом второй группы. После войны – работа в литейном цехе авиамоторного завода, заводская многотиражка… В этой газете и познакомился Александр с девушкой, ставшей его женой, с которой они прожили вместе 40 лет. Резко критическая направленность газетных публикаций Соболева привела к тому, что его уволили «по сокращению штатов». В результате этого конфликта здоровье Соболева резко ухудшилось, и почти пять лет ему пришлось провести в различных госпиталях. Завершилось все это получением справки ВТЭК с фактическим запретом на любой труд. Временами болезнь отступала. Но о штатной газетной работе Соболев мог только мечтать. И дело было не только в запрете медиков – наступили годы, когда (как он написал в стихотворении «К евреям Советского Союза»): О нет, не в гитлеровском рейхе, а здесь, в стране большевиков, уже орудовал свой Эйхман с благословения верхов… … Не мы как будто в сорок пятом, а тот ефрейтор бесноватый победу на войне добыл и свастикой страну накрыл». Соболев попытался получить помощь в устройстве на работу в горкоме партии. Инструктор, выслушав просьбу журналшиста и поэта, сославшись на национальность Соболева, сказал: «А почему бы вам не пойти в торговлю?» Немного поддерживали Соболева коллеги-газетчики, время от времени тайком давая ему подработать, Так прошли годы. И вот в 1958-м грянул «Бухенвальдский набат». Популярность песни росла с каждым днем. И были высокие оценки весьма авторитетных лиц. Писатель Константин Федин, например, так отозвался о ней: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один «Бухенвальдский набат» я бы поставил ему памятник при жизни». А вот другой отзыв. «Бухенвальдский набат» – песня-эпоха. И скажу без преувеличения – мир замер, услышав эту песню», – писал в «Советской культуре» поэт Игорь Шаферан. Более того, в 1962 г. Соболев и Мурадели оказались в числе соискателей Ленинской премии — за одну только песню! — случай уникальный. И здесь возникла «непреодолимая» проблема: Соболев не являлся членом Союза писателей, не имел диплома, где в графе «профессия» значилось бы «поэт». Тогда оставили в списке только Мурадели. Но из песни слов не выкинешь…Кончилось тем, что и Мурадели не дали премию. Соболев стал понимать, что его имя отстраняется от его стихов. Очень много писали о Мурадели. Восторженные письма со всего мира приходили мешками. Но Соболев о них ничего не знал, ни разу в жизни он не дал ни единого интервью, и никто не желал публиковать его новые стихи. Почему? Вскоре после взрыва популярности «Бухенвальдского набата» в квартире Соболева раздался телефонный звонок: «Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим…» Вычислить недовольных было несложно — «нормальная» (в кавычках) реакция на успех нелучшей части собратьев по перу. Возникла старая, как мир, цепочка – замешанные на антисемитизме зависть, уязвленное самолюбие и ненависть. Тут к месту процитировать американскую юмористическую энциклопедию: «Успех – непростительное преступление в глазах окружающих». И вообще, как им мог нравиться поэт, заявляющий: …Я не мечтаю о награде Мне то превыше всех наград, Что я овцой в бараньем стаде Не брел на мясокомбинат… Отсутствие членского билета союза писателей причислило Соболева к «рангу неписателей и непоэтов» со всеми вытекающими проблемами. Он работал «в стол», в полной изоляции. Правда, стабильно получал авторский гонорар за повсеместное исполнение знаменитой песни. Это и спасало, иначе не выжил бы. Соболев умер 6 сентября 1986 года. Его вдова 10 лет обивала пороги издательств в надежде опубликовать наследие покойного Соболева. И везде ей отказывали. Тогда Татьяна Михайловна продала в 1999 году доставшуюся ей после смерти матери трехкомнатную квартиру, купила однокомнатную, а на вырученные деньги издала сборник стихов «Бухенвальдский набат. Строки-арестанты» и единственный роман Александра Соболева – «Ефим Сегал, контуженный сержант». В 2006 году вышла её книга воспоминаний о муже под названием «В опале честный иудей».

Читайте также:  С какого океана св сибири приходит теплый воздух

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!

Видео, аудио: Музыка — В. Мурадели, стихи — А. Соболев. Фрагмент из муз. фильма «Поёт Муслим Магомаев», 1971 г.

Фото: Соболев Александр (Исаак) Владимирович (1915-1986), поэт, автор песни «Бухенвальдский набат»

Источник

Н4-1 Бухенвальдский набат

Сборник «Незабываемое» посвящён русской и советской песне, а потому и поэзии.
Дополнительные материалы представляют собой информацию об историческом
событии, которое отражено в песне.
Под стихами указаны: поэт, композитор, исполнители.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
это раздаётся в Бухенвальде
колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
в медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
и восстали вновь, и восстали вновь.
И восстали,
и восстали,
и восстали вновь!

Читайте также:  Соленость мирового океана презентация

Сотни тысяч заживо сожжённых
строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
с нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
это стонет,
Тихий океан.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон —
это раздаётся в Бухенвальде
колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землёю,
и гудит взволнованно эфир:
люди мира, будьте зорче втрое,
берегите мир, берегите мир!
Берегите,
берегите,
берегите мир!

Александр Соболев, 1958
Вано Мурадели
Впервые исполнена в 1959 году.
Муслим Магомаев (1962), Вадим Русланов и КАППСА (1962), Георг Отс (концерт
«Русская зима», 1965), Ансамбль Советской Армии (1964, солист Виктор Дмитриев),
учащиеся 4 класса школы №2 с.Арзгир (районный фестиваль патриотической песни
«Звёздные россыпи-15», 2015), хор Турецкого, хоровая школа мальчиков и юношей
«Дебют», Вадим Чельдиев.

В 1967 году закончилось строительство мемориала в городе Саласпилсе (Латвия),
а в 1970 проходили съёмки клипа на фоне скульптур мемориала. Перевод слов на
барельефе в финале песни: «ЗА ЭТИМИ ВОРОТАМИ СТОНЕТ ЗЕМЛЯ!»

ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ САЛАСПИЛС

Захлебнулся детский крик
и растаял, словно эхо.
Горе скорбной тишиной
проплывает над землёй,
над тобой и надо мной.
Шелестит листвой платан
над гранитною плитою.
Он убитых пережил,
он им верность сохранил;
здесь когда-то лагерь был .
Саласпилс.

Не несут сюда цветов,
здесь не слышен стон набатный.
Только ветер много лет,
заметая страшный след,
кружит фантики конфет.
Детский лагерь Саласпилс,
кто увидел — не забудет.
В мире нет страшней могил,
здесь когда-то лагерь был.
Лагерь смерти Саласпилс.

На гранитную плиту
положи свою конфету.
Он, как ты , ребёнком был,
как и ты, он их любил,
Саласпилс его убил!

Я.Голяков
Э.Кузинер
«Поющие гитары» (1973), анс. песни и танца Забайкальского края.

САЛАСПИЛС —
концлагерь, существовавший в 18 км от Риги рядом с городом Саласпилс с
октября 1941 года до конца лета 1944 года. Наиболее печальную известность
получил из-за содержания в нём малолетних узников. Для них был построен
отдельный барак, в котором дети находились в состоянии маленьких животных,
лишённых даже примитивного ухода, и долго не задерживались. Они мучительно
умирали от голода, холода, болезней и медицинских экспериментов немецких
врачей-извергов (МАЙЗНЕР и др.). Детям впрыскивали жидкости, после чего
они умирали от поноса, вводили мочу в прямую кишку, давали отравленную еду.
Больных корью уносили в «больницу», где их купали в воде (чего нельзя делать
при этой болезни), отчего дети через 2-3 дня умирали. Несмотря даже на зим-
нюю стужу, привезённых детей полкилометра голыми и босыми гнали в барак-
баню, где заставляли мыться холодной водой, а затем гнали в другой барак,
где голыми держали на холоде по 5-6 дней. От этих экспериментов умирало
до 150 детей в день.
Весной 1943 года германские войска, отступая под ударами Красной Армии, пого-
ловно угоняли с собой всё население оккупированных территорий Советского Со-
юза. В связи с этим усилился приток советских детей в концлагеря и тюрьмы на
территории Латвии. В марте 1943 года сразу пригнали 20 000 советских граждан
вместе с детьми. Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный
барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год погибло более
3 000 детей.
Из акта об истреблении детей в Саласпилсском концлагере от 5.5.1945 года:
«Обследовав территорию у лагеря Саласпилс в 2500 кв.м и при раскопках только
пятой части этой территории, комиссия обнаружила 632 детских трупа предполо-
жительно в возрасте от 5 до 9 лет, трупы располагались слоями.
В 150 метрах от этого захоронения по направлению к железной дороге комиссия
обнаружила, что на площади в 25 х 27 (м) грунт пропитан маслянистым веществом
и перемешан с пеплом, содержащим остатки не сгоревших человеческих костей
детей 5-9 лет — зубы, суставные головки бёдерных и плечевых костей, рёбер и
др. Государственная чрезвычайная комиссия 28.4.1945 года постановила, что
факты издевательств установлены и должны рассматриваться «как вполне органи-
зованные мероприятия со стороны немецких извергов, ставящих целью умервщле-
ние советских детей».

В ходе Нюрнбергского процесса Саласпилсскому лагерю была дана следующая оценка:
сооружение этого лагеря началось в октябре 1941 года, а в следующем году в нём
уже находились заключённые из многих стран Европы. Люди жили по 350-800 человек
в бараках, рассчитанных на 200-250 человек. Суточный рацион состоял из 150-300
граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашка супа из овощных отхо-
дов. Рабочий день длился до 14 и более часов. Смертность среди заключённых бы-
ла огромной.
Данными экспертизы и свидетельскими показаниями констатируются факты следующих
способов истребления людей в Саласпилсском лагере:
* нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами;
* голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти;
* отравление больных детей и взрослых мышьяком;
* впрыскивание различных веществ (в основном — детям);
* проведение операций без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей);
* частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти;
* применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы;
* пытки;
* смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их
на узников;
* тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопро-
вождаемый избиениями;
* тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови;
* казнь через повешение;
* смерть в душегубках;
* закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключени-
ем судебно-медицинских экспертов от 12.12.1944 года);
* убийство путём раздробления голов прикладами — способ, прямо предписанный
инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов».

По оценкам экспертов и историков в Саласпилсе погибло более 53 000 человек, с
филиалами — свыше 100 000 человек (в том числе 7 000 детей).

Недалеко от лагеря Саласпилс для политзаключённых и гражданских лиц находился
Саласпилсский лагерь (Саласпилсский шталаг) для военнопленных площадью 19 га,
где люди жили под открытым небом, укрываясь от холода в земляных норах, которые
рыли котелками и кружками. Пленные объели на деревьях в рост человека всю кору,
а также всю траву. О них рассказывается в фильме «САЛАСПИЛССКИЙ ШТАЛАГ»,
который является частью шестисерийной документальной драмы Фёдора Стукова
«Концлагерь. Дорога в ад».
О судьбе малолетних узников и их матерях в концлагере Освенцим снят к/ф «ПОМНИ
ИМЯ СВОЁ» (REMEMBER YOUR NAME); Мосфильм (СССР), Иллюзион (Польша);
реж.- Сергей Колосов; премьера: Варшава — 5.11.1974, Москва — 10.3.1975.

В 1961-67 гг был создан мемориальный ансамбль Памяти жертв фашистского террора:
музей, «ДОРОГА СТРАДАНИЙ» с обобщёнными символическими бетонными стату-
ями и группами (скульпторы Л.В.БУКОВСКИЙ и др., архитекторы Г.АСАРИС и др.).

БУХЕНВАЛЬД — один из крупнейших концлагерей на территории Германии (близ
Веймара в Тюрингии). Существовал с 1937 по 1945 годы. Через лагерь прошли
250 000 узников из всех европейских стран. В Бухенвальде было уничтожено
56 000 человек.
Концлагерь был создан в июле 1937 года. Первыми его узниками стали немецкие по-
литзаключённые, а также уголовники. Хотя официально Бухенвальд не имел статуса
«лагеря смерти», первые казни заключённых в нём начались уже летом 1937 года.
Впоследствии появилось своё помещение для пыток и комната для расстрелов. Бухен-
вальд имел также целую сеть расположенных неподалёку филиалов. Узники всей сис-
темы Бухенвальда использовались на тяжёлых работах, в том числе на подземных за-
водах по изготовлению ракеты «Фау-2». Занятых на секретных объектах затем унич-
тожали, многие умирали от непосильного труда.
Над узниками проводили медицинские эксперименты эсэсовские и другие врачи: инфи-
цировали сыпным тифом, туберкулёзом, испытывали новые вакцины и др. (их деятель-
ность представлена на Нюрнбергском процессе).
Уничтожение врагов нацистского режима не прекращалось на протяжении всего су-
ществования лагеря.
В сентябре 1941 года вблизи лагеря расстреляны первые советские военнопленные-
около 8 000 человек (они не учитывались в статистике лагеря).
18 августа 1944 года по прямому указанию ГИТЛЕРА был казнён деятель международ-
ного коммунистического движения, ЛИДЕР НЕМЕЦКИХ КОММУНИСТОВ (председа-
тель Коммунистической партии Германии — КПГ) ЭРНСТ ТЕЛЬМАН.
В лагере с самого начала членами Компартии Германии были образованы партийные
группы (сначала для оказания помощи узникам-антифашистам), под контролем кото-
рых готовились акции саботажа и пр. Во время войны существовало несколько групп
Сопротивления, самой мощной из которых была группа советских военнопленных. За-
ключённые, рискуя жизнью, выносили с военных заводов оружейные детали, из кото-
рых собирали потом винтовки и пистолеты, из обрезков труб удалось смонтировать
более сотни ручных гранат.
Весной 1945 года нацисты приступили к уничтожению концлагерей вместе с заключён-
ными, Бухевальд превратился фактически в «лагерь смерти». Подпольщики ждали под-
хода советских или американских войск, но начатое гитлеровцами массовое уничто-
жение узников требовало немедленного выступления. К апрелю 1945 года ударную
силу Сопротивления в Бухенвальде состовляли 178 боевых групп общей численностью
около 2 000 человек. Треть из них были советские военнопленные. 1 апреля 1945
года Интернациональный комитет Бухенвальда под руководством немецкого антифа-
шиста ВАЛЬТЕРА БАРТЕЛЯ решал вопрос о вооружённом восстании. Немецкие
коммунисты настояли — ещё не время, хотя охранники открыто сообщали узникам,
что их отравят газом или разбомбят, но в живых не оставят никого.
2 апреля комендант лагеря ГЕРМАН ПИСТЕР потребовал всем евреям построиться
«для эвакуации», но никто не вышел. На следующий день руководители лагеря выз-
вали к себе подозреваемых в подпольной деятельности, но их спрятали в бараках.
В следующие дни приказы охраны лагеря откровенно саботировались. 9 апреля на-
чальник лагеря объявил построение для «эвакуации» всего Бухенвальда, но никто
из заключённых на него не вышел. В тот же день подпольщики сумели передать по
радио призыв о помощи, обращённый к войскам антигитлеровской коалиции. Сообще-
ние приняла американская армия, но первоначально не предприняла никаких дейст-
вий. 10 апреля в Бухенвальде стала слышна канонада орудий — фронт подошёл сов-
сем близко. 11 АПРЕЛЯ УЗНИКИ ПОДНЯЛИСЬ НА ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ.
Командиром отрядов советских военнопленных стал подполковник ИВАН ИВАНОВИЧ
СМИРНОВ, которого заключённые уважительно называли «наш комкор». Отряды под
командованием ВИКТОРА ХАЗАНОВА и ВАЛЕНТИНА ЛОГУНОВА прорвались через
проволочное заграждение и захватили склад вооружения. В течение первого полу-
часа восстания в руки заключённых попали 200 эсэсовцев, и только железная дис-
циплина восставших позволила избежать немедленной казни гитлеровцев. Ещё нес-
колько сотен бежавших охранников были захвачены боевыми группами при прочёсы-
вании окрестностей лагеря. Над Бухенвальдом было поднято КРАСНОЕ ЗНАМЯ.
Концлагерь полностью перешёл под контроль восставших.
13 апреля прибыли части 3-й американской армии.

Среди восставших был человек с уникальной судьбой. Заместитель политрука НИКОЛАЙ
КЮНГ 28 июня возглавил прорыв из Брестской крепости, участникам которого удалось
добраться до своих. Будучи замполитом батареи 232-й дивизии Западного фронта,
Николай был ранен в боях под Ковелем и попал в плен. Пройдя несколько немецких
концлагерей, летом 1943 он попал в Бухенвальд, где стал активным участником Со-
противления. Николай Кюнг был одним из руководителей восстания в Бухенвальде
11 апреля 1945 года. После освобождения офицер стал помогать соотечественникам
вернуться на Родину. Сам он вернулся домой в июне 1945, пройдя проверки СМЕРШа.
Через 4 года он был арестован по подозрению в добровольной сдаче в плен и шпио-
наж, через год освобождён и полностью оправдан. Николай говорил, что следователи
разбирались во всём осторожно, никакого давления на него не оказывали.
Кавалер орденов и медалей нескольких стран, Почётный гражданин подмосковной
Щербинки, Николай Кюнг многие годы проработал учителем, директором школы, отме-
чен наградами Министерства просвещения РСФСР. О своей борьбе в немецких концла-
герях он написал книгу «Война за колючей проволокой». Ушёл из жизни в 2008 году,
на 92-ом году жизни.
О Сопротивлении узников Бухенвальда рассказывает роман «Голый среди волков» не-
мецкого писателя-антифашиста БРУНО АПИЦА.

В память о восстании в Бухенвальде учреждён МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ
ОСВОБОЖДЕНИЯ УЗНИКОВ ФАШИСТСКИХ ЛАГЕРЕЙ — 11 АПРЕЛЯ.

КОММЕНТАРИИ К ПЕСНЕ «БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ»
(ютуб, музыкальные форумы и др.):

* Эпоха умных, глубоких, содержательных песен. Время высоких талантов, скромно
стоящих за песней, а не впереди её.
* Эту песню невозможно слушать без эмоций, настолько сильна эмоционально песня!
* Величественно!
* Монументально!
* Шедевр!
* Каждый раз, когда я слышу: «Люди мира, на минуту встаньте!» — мне хочется
встать и слушать эту песню стоя, как гимн. Великая песня, великое исполнение.
* Очень проникновенно.
* Невероятная по силе песня.
* Вот такие песни надо пропагандировать нашей молодёжи. А не рассказывать
сказки о «великой Америке».
* Мощно! Не оставляет равнодушным.
* Когда слушаешь эту песню,то невольно хочется объединиться с борцами за мир.
* Это же гениально — гигантские статуи, пустынная местность и поющий в одино-
честве человек .
* Песню написали в 1958 году, первый раз исполнили в 1959, Магомаев её спел
впервые в 1962, а мемориал в Саласпилсе закончили строить в 1967 году; в 1970
была снята композиция, которую мы видим здесь.
* Здесь намного важнее идея самой песни. Оба мемориала посвящены жертвам
фашизма.

* «За этими воротами стонет земля!»
* Там людей живьём закапывали, потому земля и стонала, и шевелилась.
* Помним. Скорбим. Вечная память.
* Голос из далёкого детства. Голос утерянной Родины, которой гордился, за
которую воевал дед и до последнего вздоха любил отец.
* От этой песни меня с детства озноб пробирает. Потрясающая. А детишкам
современным нужно такие песни слушать, уроки извлекать. Некоторые и не знают,
что такое было .
* Берегите мир — правильные слова.

* Зло пробирает, что латвийское правительство не выделяет денег из госбюджета
на этот памятник. Наш бывший президент написал в своей книге, что это был не
концлагерь, а рабоче-трудовой!
* Зато эсэсовцам пенсии хорошие платят.
* Мемориал в Саласпилсе ещё существует, но денег на его содержание в надлежа-
щем виде правительство не выделяет. Только местное самоуправление что-то де-
лает, но ресурсы ограничены.
* Саласпилс существует, но в латышских учебниках почти не говорится, что там
происходило. Лишь недавно в Рижском Музее Оккупации было сказано о Холокосте,
что в 1941 году убили 70 000 местных евреев, пару тысяч цыган и т.д. Выложено
у входа, так что каждый увидит. Вот только местных пособников, как Герберта
Цукуса, некоторые считают героями.
* Саласпилс — это детский концлагерь. Мой учитель физкультуры прошёл ад Салас-
пилса, будучи маленьким ребёнком.
* Я была в Саласпилсе 40 лет назад, в 6 лет. И запомнила на всю жизнь. Песню
«Бухенвальдский набат» я услышала лет на 5 позже, с тех пор помню наизусть.
* Мы учили в «пионерские» времена эту песню. Сейчас её учит мой сын. А кру-
гом игры со стреляльками, и грош-цена человеческой жизни!
* А мы в самом Бухенвальде были, нас туда с классом водили на экскурсию. Там
некоторые из самых жутких вещей уничтожены, но всё равно .
* Пришлось в 1961 году побывать в Бухенвальде, и через 50 лет помню ворота ла-
геря, крематорий с его пятью печами для сожжения трупов (пепел вывозился на
поля как удобрение, многие орудия пыток и издевательств, и что самое омерзи-
тельное, это издевательства над заключёнными жены начальника лагеря ИЛЬЗЫ
КОХ!
* Тема войны — страшная тема. Бухенвальд, Освенцим . Миллионы людей, погиб-
ших на полях битв, в гитлеровских лагерях. накануне 9 мая всегда пересматри-
ваю это видео. Магомаеву удалось вложить в эту песню всю силу своего таланта
и голоса. Слёзы наворачиваются на глаза.
* Эту песню я услышал, когда мне было лет 10, но и тогда она меня за душу
взяла. А теперь мне 57, и мировоззрение другое, но за душу берёт не только
исполнение, но и слова, которых ранее не понимал.
* Всех с наступающим Днём Победы! Мира всем! Хватит с нас войн!

Источник

Оцените статью