- Этюд воздуха над морем — первая картина Айвазовского Ивана Константиновича
- История картины: создание и первая выставка
- Биография автора
- Описание и характеристики полотна
- Цветовая гамма картины
- Первая картина Айвазовского Этюд воздуха над морем 1835 г.
- Этюд воздуха над морем что это
- Не рой другому яму — сам в неё попадёшь
Этюд воздуха над морем — первая картина Айвазовского Ивана Константиновича
Пейзажная картина «Этюд воздуха над морем» — первое произведение, которое Айвазовский продемонстрировал широкой публике. Эта лаконичная работа отражает гармонию неба и морской глади на фоне заросшего травой берега. «Этюд воздуха над морем» не так известен, как более поздние произведения мариниста, но отражает момент самого раннего развития его уникального художественного метода, сделавшего Айвазовского одним из известнейших живописцев мира.
История картины: создание и первая выставка
Картина «Этюд воздуха над морем» была написана в 1835 г., когда юному художнику исполнилось только восемнадцать лет. Другое название полотна – «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». На момент создания картины Айвазовский обучался в Академии художеств, из чего можно сделать вывод, что написан «Этюд воздуха над морем» был именно в этом городе. В тот же год начинающий художник стал учеником знаменитого мариниста, француза Таннера.
Написать масштабную картину на тему петербургского взморья Айвазовскому подсказал Оленин, президент Академии. В сентябре 1836 г. маринист получил за готовую работу «Этюд воздуха над морем» Малую золотую медаль. В том же месяце состоялась персональная выставка его учителя, Таннера. Айвазовский выставил там несколько своих полотен, в том числе и «Этюд воздуха над морем». Картина имела такой успех, что Таннер почувствовал себя оскорбленным. Он пожаловался императору, потребовав снять произведения своего ученика с выставки. «Этюд воздуха над морем» и другие работы были сняты, и Айвазовский получил выговор, но остался в Академии. С Таннером он расстался – в 1837 г. его причислили к классу Зауервейда.
После снятия «Этюд воздуха над морем» был отправлен в музей Академии. На данный момент картина принадлежит Третьяковской галерее.
Биография автора
Ованес Геворкович Айвазян родился на Крымском полуострове, в Феодосии, в 1817 г. Происходил он из именитого армянского купеческого рода. После переезда в столицу имя юного живописца было изменено и стало звучать как Иван Константинович Айвазовский.
Будущий живописец получил отличное образование:
- Первым шагом к карьере Айвазовского стало училище в Феодосии.
- Затем он заканчивает симферопольскую гимназию.
- Наконец, в 1833 г. Айвазовский за счет градоначальника Казначеева поступает в Академию художеств в северной столице.
Еще будучи студентом, начинающий художник демонстрирует свои первые картины на выставке своего преподавателя, мариниста Таннера. Особого успеха при этом добивается работа «Этюд воздуха над морем». Результатом становится золотая медаль и разрыв с приревновавшим к успеху преподавателем. Завершает образование Айвазовский в классе баталиста Зауервейда, в 1837 г.
Как один из лучших выпускников Академии, маринист отправляется в путешествие по Крыму и Европе в поисках сюжетов для новых картин. В 1838-1840 Айвазовский исследует полуостров, в 1840-1844 гг. – совершает поездку по Италии, Швейцарии, Франции, Испании и другим странам Европы. По возращению ставшего мировой знаменитостью художника ожидает пост живописца при Главном морском штабе и звание академика. Айвазовский отсылает свои картины на выставки по всему миру.
Обосновался художник в Феодосии. Он очень любил этот город, сделал много для его благоустройства, занимался развитием инфраструктуры, открыл в Феодосии художественную галерею. Умер Айвазовский в своей феодосийской усадьбе, на заре нового века – в 1900 г.
Описание и характеристики полотна
«Этюд воздуха над морем» изображает человека, сидящего в лодке на побережье. Однако, главным объектом отображения на картине является небо и морская гладь на фоне желтовато-зеленой листвы. Силуэты лодки и мужчины в шляпе, устало склонившего голову, сидя на носу судна, в композиции «Этюд воздуха над морем» заметно затенены. Невозможно разглядеть ни устройства лодки, ни лица человека. Все это Айвазовский посчитал неважным – они добавлены на полотно «Этюд воздуха над морем исключительно для оживления и уравновешивания композиции.
По жанру картина «Этюд воздуха над морем» принадлежит к пейзажу в романтическом стиле. Оригинальные размеры холста – 133,6×107 см. Форма полотна – вертикально расположенный прямоугольник. Айвазовский написал работу «Этюд воздуха над морем масляными красками на холсте.
Цветовая гамма картины
Айвазовский выбрал для своей дебютной работы легкие, нежные, преимущественно полупрозрачные тона. В цветовую палитру картины художник включил следующие оттенки:
- Бледно-голубой.
- Ярко-синий.
- Серо-белый.
- Фиолетовый.
- Желто-зеленый.
- Темно-зеленый.
- Красновато-коричневый.
Особый интерес на полотне «Этюд воздуха над морем» представляет небо. Наполовину ясное, наполовину заслоненное набегающими тучами, одновременно яркое и хмурое, оно переливается всеми оттенками синевы: от серо-голубого до темно-фиолетового. Самая темная полоса — границы туч — пробегает почти по центру композиции «Этюд воздуха над морем», разделяя небо на две половины. Еще одна темная черта на картине – граница горизонта, где начинается вода. «Этюд воздуха над морем» изображает последнее тихим, спокойным и умиротворенным. На поверхности глади не видно ни единой волны – только солнечные блики оживляют морскую часть композиции.
Источник
Первая картина Айвазовского Этюд воздуха над морем 1835 г.
«Этюд воздуха над морем» — первая картина Айвазовского и картина «Вид на взморье в окрестностях Санкт Петербурга» во многом определили дальнейшее направление творческой деятельности художника. Сложно сказать, когда появилась задумка будущего полотна с «этюдом». Известно только, что в течение нескольких лет художник совершает ряд поездок, чтобы изучить природу моря. И вот, в 1835 году творец представляет на суд общественности свое творение, выставив его на академической выставке.
Публика тепло принимает картину, а совет присуждает Айвазовскому серебряную медаль. Даже спустя два года полотно продолжает поражать публику. За три морских пейзажа, в числе которых и «этюд» Айвазовский немного погодя получает еще одну награду – большую золотую медаль. Кроме того, ему дают задание: нарисовать целую серию картин, изображающих морские пейзажи.
Чем же так понравилась современникам картина молодого художника? В первую очередь первые зрители обратили внимание на необычную красоту моря, смелое наложение мазков и не слыханная колоритная гамма. Нникто ранее из русских художников так правдоподобно не отражал в своих картинах. То что, за первые картины он был награжден всего лишь серебрянной медалью, говорит о не дальновидности тогдашних академиков, в другом случае оценка была искусственно занижена по определенным причинам сего времени, то есть время не очень хороших отношений Айвазовского со своим первым учителем Ф. Таннером, из за разногласий с ним по поводу тематики работ. Как известно Таннер не терпел всякого вольнодумства и даже жаловался царю Николаю о наказании непослушного Айвазовского.
Эти первые произведения заставили современников обратить внимание на талант молодого мариниста, мало кто из них представлял, какое количество шедевров создаст этот гениальный художник в будущем. Этюд воздуха над морем был хорошим трамплином для еще молодого Айвазовского и вдохновил будущего художника к созданию многих впечатляющих и просто великолепных живописных работ.
В этй первой картине взможно не зная того, худжник раскрывал себя сам, как мариниста, он начал понимать, что море в его живописных работах — это именно его стихия. На этом выбранном пути последовательно продвигаясь к высшему мастерству и глубоким познаниям красоты моря, он по сей день демонстрирует нам свой непревзойденный талант и всем последующим поколениям.
Источник
Этюд воздуха над морем что это
Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка — коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!
Иван Айвазовский родился в Феодосии. Отцу мальчика, рыночному старосте, на попечении которого были еще две дочери и двое сыновей, после чумы 1812 года, накрывшей и Феодосию, жилось крайне тяжело.
Содержать семью ему помогала жена Рипсиме.
Мальчик начал учится в армянской приходской школе, затем в Симферопольской гимназии. Потом он был принят на казенный счет в Академию художеств Санкт-Петербурга в пейзажный класс профессора Максима Воробьева. Окончил ее в 1839 году, и первая его выставка была
организована именно в этой академии.
В 1835 году за пейзажи “Вид на взморье в окрестностях Петербурга” и “Этюд воздуха над морем” Айвазовский получил серебряную медаль и был определен помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы, а работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были с оттуда удалены.
Там он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины “Десант отряда в долине Субаши”, написанной позже по предложению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрел сам Николай I.
В июле 1840 года Айвазовский отправился в Италию. Он часто бывал в Венеции и посещал остров св. Лазаря, где его брат — Габриэл являлся членом религиозного братства. Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал туда для изучения армянского языка. Долгое время художник работал в Сорренто и других городах. Творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех. Его картина “Хаос” была куплена папой Григорием XVI, который также наградил художника золотой медалью.
Большой популярностью Айвазовский пользовался не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф.П. Литке, в составе которой был и Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. Там художник провел несколько выставок своих работ. В 1880 году по окончании выставки картин художника в здании русского посольства султан Абдул-Хамид II вручил Айвазовскому “Алмазную медаль”.
Последняя поездка Ивана Константиновича в Константинополь состоялась в 1890 году. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В тот приезд он был награжден султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.
Весть о чудовищных зверствах — резне армян в Турции застала Айвазовского во время его пребывания на лечении в Ницце. Шокированный этим известием, Айвазовский набросал эскизы для будущих картин на эту тему. Три из них — “Погром армян в Трапезунде”, “Армян погружают на корабли”, “Турки армян живыми бросают в Мраморное море” — он в срочном порядке отослал их в Петербург для публикации в сборнике “Братская помощь пострадавшим в Турции армянам”. Выставки его исполненных трагедий картин проходили в России и по всей Европе, вызывая всеобщее негодование по поводу учиненных зверств.
Пробыв в Ницце более месяца, Айвазовские в начале апреля 1896 года вернулся в Феодосию. Там художник швырнул в море все пожалованные ему османские награды и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему “кровавому” хозяину его слова: “Если пожелает, пусть и он выбросит в море мои картины, их мне не жаль”. Но, видимо, турецкая сторона не последовала “совету” художника, поскольку в настоящее время в резиденции президента Турции все еще висит картина Айвазовского “Тонущий во время шторма корабль” (1899), а в военном музее в Стамбуле находится другая картина художника — ”Корабль на Черном море” (1893).
При жизни Айвазовского в последний раз его картины выставлялись в Санкт-Петербурге. Последней работой художника была картина “Приезд Байрона на остров св. Лазаря”.
В настоящее время интерес к полотнам Айвазовского не ослабевает.
Источник
Не рой другому яму — сам в неё попадёшь
Читая биографию Айвазовского, задумалась: насколько художник горел своим творчеством. Несмотря на трудности, которые периодически вставали на его жизненном пути, Айвазовский продолжал создавать свои полотна. Его трудолюбие приводило всех окружающих людей в восторг и каждый старался чем то ему помочь. Ведь всем известно, что человек работящий — он завсегда пользуется уважением и поддержкой коллег, а вот тот, кто высокого о себе мнения и не даёт другим спокойно творить, в конце концов получает по заслугам.
Вспоминается такая история. В 1835 году в Петербург приехал знаменитый французский живописец Филипп Таннер. Император Николай I видел его картины на морской сюжет и пригласил погостить в России, ну и заодно изобразить русские военные порты. Для помощи в работе над пейзажами к Таннеру определили талантливого юношу Гайвазовского. Дело в том, что в то время считалось вполне нормальной такая схема: в основе своей пейзаж пишет ученик, а мэтр наносит финальные штрихи и подписывает работу своим именем. Но Таннер не хотел доверять Гайвазовскому свои пейзажи, так как боялся того, что тот подсмотрит секреты письма и будет в будущем их использовать в своём творчестве. Поэтому живописец просил Гайвазовского натягивать ему холсты, мыть кисти и растирать краски, но на время работы, когда мэтр писал морской пейзаж, Таннер отсылал Ивана рисовать виды Петербурга, необходимые ему для выполнения своих многочисленных заказов.
И это при том, что Гайвазовский на тот момент уже был известен всему Петербургу как талантливый студент Академии Художеств.
Иван был очень подавлен таким отношением к себе. Он не ожидал, что известный живописец будет относиться к нему как подмастерью, а не как коллеге. Юноша был подавлен этим настолько, что в конце концов заболел. Об этом узнал президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин, который был потрясён положением дел. Он забрал больного Гайвазовского к себе в имение, где юноша, восстановив здоровье, начал писать свой первый морской пейзаж. Увидев готовую картину, Оленин решил выставить её на выставку в 1836 году. На академической выставке висело пять картин Гайвазовского, среди которых были «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Таннер после посещения выставки пришёл в ярость, его стала снедать злоба. Он понимал, что Иван превосходит его в таланте. Француз отправился к царю и пожаловался на самостоятельное и независимое поведение своего ученика. В те времена было так: если ты прикреплён учеником к мэтру живописи, то не имеешь права без его ведома писать картины. Обязательно надо было соблюдать субординацию: сначала показать этюд мэтру, к которому посчастливилось оказаться прикреплённым, затем своим педагогам, и только после двойного одобрения можно начинать писать полотно. А юноша, не ставя в известность «вышестоящего» наставника, начал писать самостоятельно картины, сразу несколько, и более того, получил серебряную медаль второго достоинства за картину «Этюд воздуха над морем». Николай I не стал разбираться в настоящих причинах недовольства французского художника и самостоятельности его юного подопечного, а просто тут же через флигель-адъютанта приказал снять картины Гайвазовского с выставки.
Это был сильнейший удар по самолюбию Гайвазовского. И кроме того, Иван понимал, что из‑за такого громкого скандала его картины в одну минуту перестанут пользоваться спросом, а ведь он только недавно перестал голодать, поскольку его работы стали понемногу покупать любители живописи. Более того ему грозило, отчисление из академии, а эта мысль для художника была просто невыносима. В этот непростой период его поддерживали самые известные личности нашей страны: Жуковский, Пушкин, Крылов, Брюллов, Глинка и многие другие. Брюллов уже при первой встрече похвалил юношу: «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах солёный вкус моря. Такое со мной случается лишь тогда, когда я гляжу на картины Сильвестра Щедрина. И я начинаю думать, что место Щедрина уже недолго будет пустовать. Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника».
Оленин стал хлопотать за своего студента перед царём, уверяя, что Гайвазовский написал картины для осенней выставки по его инициативе. Профессор академии Александр Иванович Зауервейд смог рассеять гнев царя, так как пользовался уважением в царской семье: он был учителем рисования у царских дочек, и его слово имело вес при дворе. Николай I приказал доставить в Зимний дворец картину «Этюд воздуха над морем» и остался в восторге от неё. Он повелел выдать художнику 1000 рублей и назначил его сопровождать великого князя Константина Николаевича в летнее практическое плавание по Балтике.
После разрешения скандала Гайвазовского причислили к классу батальной живописи Зауервейда. Для занятий морской военной живописью в академии ему была предоставлена мастерская. А в апреле художник был официально прикомандирован в качестве художника на корабли Балтийского флота и отправился в своё первое плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю.
А Таннера за неподобающее поведение попросили покинуть Россию.
Как говорится: «Не рой другому яму — сам в неё попадёшь». Интриговавший против Ивана француз бесславно вернулся к себе, а наш герой оказался там, где и должен оказаться человек, понимающий, что важнее ежедневного труда нет иного выхода из неприятностей. Только двигаясь вперёд мы можем получить результат, и оказаться на гребне успеха и признания.
Источник