- Норвежская полярная экспедиция 1893 — 1896 гг Фритьофа Нансена. Попытка достичь Северного полюса
- Люди Океана. Нансен Фритьоф
- Фритьоф Нансен – норвежец, спасший сотни тысяч жизней и почти покоривший Северный полюс
- Норвежский ученый Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen) известен в первую очередь как полярный исследователь, но также – как доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель и дипломат, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира, спортсмен – лыжник и конькобежец, кораблестроитель, писатель, историк и немного художник.
Норвежская полярная экспедиция 1893 — 1896 гг Фритьофа Нансена. Попытка достичь Северного полюса
Используя естественное течение Северного Ледовитого океана с Востока на Запад норвежский исследователь Фритьоф Нансен пытался достичь географического Северного полюса. Он взял свой корабль «Фрам»на Новосибирские острова в восточной части Северного Ледовитого океана (СЛо) и заморозил его в паковых льдах, чтобы дождаться, когда дрейф унесет его к полюсу.
Однако, скорость и неустойчивый характер дрейфа не удовлетворял запросам, и через полтора года Нансен и его лучший друг Ялмар Йохансен пересели с корабля на упряжку саней с собаками и направились к Северному полюсу (Сп). Они не достигли его, но сумели достигнуть рекордной северной широты 86 ° 13,6 ′ северной широты долго отступая потом по льду и воде, чтобы выйти к безопасному месту на Земле Франца — Иосифа. А «Фрам» продолжил свой дрейф на запад, и достиг, наконец -то, северной части Атлантического океана.
За 3 три года до этого Нансен участвовал в другой Гренландской экспедиции, и тогда у него возникла идея данной экспедиции. Она появилась в связи с тем, что тогда были обнаружены предметы затонувшего американского судна «Жаннет» у побережья Сибири в 1881 году, и обломки корабля были принесены к побережью Гренландии через океан и, возможно через Сп. А метеоролог Хенрик Мон разработал теорию дрейфа корабля в паковых льдах и следования поп пути обломков «Жаннет». Он считал, что таким образом будет возможно достигнуть Сп.
В сентябре 1879 года канонерская лодка бывшего Королевского флота «Жаннет» была переоборудована ВМС США для исследования Арктики, под командованием Джорджа Де Лонга и находилась в паковых льдах от Берингова пролива до Новосибирских островов, дрейфуя так почти два года. Потом корабль был задавлен и затоплен 13 июня 1881 года. Его команда спаслась на лодках и направилась к сибирскому побережью, но впоследствии большинство из них погибли, в том числе и Джорж Де Лонг.
Судно «Фрам» было сконструировано так, чтобы выдерживать длительное давление льда. И корабль даже через три года остался целым и невредимым. Научные наблюдения, сделанные на нем внесли значительный вклад в океанографию, которая станет главным направлением работы Нансена. Экспедиция Нансена достоверно смогла доказать, что между Евразией и Сп не имеется значительных участков суши, а лишь глубокое море, покрытое льдом.
Еще до начала экспедиции, в феврале 1890 года Нансен выступил на собрании Норвежского географического общества в Христиании (ныне г.Осло). Он высказал предположение о течении, которое, как он считал, проходит через Сп.
В его планах был сильный корабль с парусом, на котором можно было б перевозить топливо, провизию и все необходимое для двенадцать человек с расчетом на 5 лет. На этом судне Нансен собирался пройти по маршруту «Жаннет» к Новосибирским островам и дрейфовать во льдах к Сп.
К этому плану Нансена опытные полярники отнеслись с недоумением, называя это «нелогичным планом самоуничтожения». Также никто не верил, что можно построить корабль, способный выдержать неимоверное давление льдов. Проект Нансена даже сочли авантюрой.
По предварительным подсчетам самого Нансена, вся стоимость его экспедиции должна была уложиться в 300 000 крон. Он произнес свою речь перед парламентом Норвегии и ему выделили 200 000 крон, а остальную сумму ему пожертвовали разные лица и общества, включая и короля Норвегии и Швеции Оскара II. Но, к сожалению, собранной суммы хватило лишь на один корабль. И все -таки, после национального обращения Нансена сумма была собрана вполне достаточная для экспедиции.
Проектом и строительством корабля для экспедиции Нансена занимался ведущий судостроитель, норвежец Колин Арчер. Он был пионером в конструировании «двустороннего» корабля, в котором обычная корма заменялась острием и это увеличивало маневренность. 9 июля 1891 года был заключен контракт на строительство.
Нансен торопился. Он боялся, что его идея будет кем -то перехвачена.
Внешней особенностью корабля была округлость корпуса. Это позволяло избежать возможности льду зацепиться за лед, и по словам Нансена судно могло «Выскользнуть как угорь из объятий льда». А для прочности корпуса судно было обшито сверхпрочным южноамериканским деревом в три слоя. Таким образом, толщина стенок корабля увеличилась от 60 — 70 см до 1м 25 см в носовой части.
Также судно было оснащено трехмачтовой шхуной с парусами (560 м2), двигателем мощностью 220 лошадиных си, который был способен развивать скорость до 7 узлов (13 км/ч, или 8,1 миль в час). Но главным в судне было не это. Необходимо было чтобы корабль стал теплым и безопасным транспортом во время дрейфа на несколько лет. Поэтому было большое внимание уделено теплоизоляции жилых помещений. В итоге судно получилось немного больше. Его длина была 39 м, а ширина — 11 м. 6 октября 1892 года готовый корабль был спущен на воду. Его название «Фрам» означало «Вперед».
Для своей экспедиции Нансен собрал группу из 12 человек. Ему были необходимы лишь хорошо обученные люди. В его команде были только норвежцы. воим заместителем и капитаном корабля Нансен выбрал Отто Свердрупа. Также в его команде были другие опытные моряки: Теодор Якобсон, Сигурд Скотт Хансен, Хенрик Блессинг — врач, Ялмар Йохансен, Адольф Джоуль, Ивар Могстад, Антон Амундсен, Ларс Петерсен, Питер Хенриксен, Бернхард Нордаль и Бернт Бенцен.
В самом начале экспедиции было решено отклониться от первоначального маршрута. Нансен решил сократить запланированный путь, пройдя по северо — восточному проходу Норденшельда вдоль северного побережья острова.
24 июня 1893 года «Фрам» вышел из Христиании, обогнул побережье и двинулся в сторону Бергена, которого он достиг 1 июля. Потом прошел мимо Тронхейма и Тромсё, а последним был порт Вардё, 18 июля и там были взяты на борт последние припасы.
Сначала «Фрам» шел через Баренцево море в сторону Новой земли, затем — в северный российский поселок Хабарова. Там взяли на борт партию собак. Потом, 3 августа, двинулся на восток и вошел в Карское море.
18 августа, в районе дельты реки Енисей, был открыт неизвестный ранее остров. Его назвали в честь капитана корабля островом «Свердруп».
Далее корабль двинулся к полуострову Таймыр и мысу Челюскину. Здесь продвижение начало замедляться из -за тяжелого льда. 9 сентября открылся широкий участок свободной ото льда воды, и «Фрам» обогнул мыс Челюскин, войдя в море Лаптевых.
В устье реки Оленек была взята еще партия собак и путь «Фрама» повернул на северо — восток к новосибирским островам. 5 октября судно пришвартовалось на зиму. Положение было 78 ° 49’N, 132 ° 53’E.
9 октября началось давление льда, но корабль то поднимался, то опускался, и лед не мог зацепиться за корпус. А дрейф в первые недели вел себя непредсказуемо: он перемещался по спирали.
На борту была скука, и это разочаровывало. Но в январе 1894 года направление движения дрейфа стало неизменно северным. С учетом низкой скорости кораблю могло потребоваться 5 лет для достижения Сп.В январе 1894 года Нансен задумывает совершить поездку на санях с собаками до Сп. Он решил, что вещи будут везти собаки на санях, а мужчины смогут идти на лыжах. А «Фрам» продолжал свое движение на Север со скоростью 1, 6 км в день. И вскоре экипажу было объявлено об этом плане. С собаками к Сп должны были отправиться двое: Нансен и Ялмар Йохансен — опытный собаковод.
После специальной подготовки Нансен написал прощальное письмо своей жене, и 14 марта 1895 года пара человек вышла на лед. За 50 дней мужчины преодолели 356 морских миль, или около 600 км до Сп. Такая скорость была очень высокой, учитывая, что температура воздуха была
— 40 градусов С. Но потом они поняли, что лед дрейфует на юг, и пройденное расстояние может быть совсем иным, что очень сильно разочаровывало. 3 апреля Нансен начал задумываться о том, что Сп может оказаться вне досягаемости, а запасов провианта оставалось не так уж много. Определив свое местонахождение на 86° 3 ‘, Нансен понял, что придется возвращаться. В своем дневнике он писал: «Я все больше и больше убеждался, что мы должны обратиться раньше времени». И впереди он увидел «настоящий хаос ледяных глыб, простирающихся до самого горизонта». Было решено двигаться к мысу «Флигели» на Земле Франца Иосифа.
Обратный путь оказался более быстрым. Лед двигался в том же направлении. На этот момент многие приборы, которыми пользовались путешественники, вышли из строя, в том числе и часы. Им пришлось возвращаться обратно без приборов, определяющих время и местоположение.
Вскоре направление дрейфа стало северным и это замедлило их продвижение. К тому же в конце апреля начал таять лед. Их продолжало нести дрейфом. И 23 июля Нансен впервые увидел землю. Эта земля была названа Насеном «Хвидтенланд», что означало «Белый остров». Было очевидно, что они находятся на архипелаге. Но это не было Землей Франца Иосифа. Они продолжили путь на юг. 16 августа был достигнут мыс «Фельдер», как западный берег Земли Франца Иосифа. Там было принято решение добраться до хижины с припасами в гавани Эйра, которую построила экспедиция Бенджамина Ли Смита в 1881 году, и остаться там до следующей весны. Но встречный ветер и рыхлый лед помешали пройти туда.
Тогда для зимовки был выбран пляж в бухте острова Джексон. Там Нансен и Йохансен выкопали яму в три фута глубиной, возвели стены, используя камни и вместо крыши натянули моржовые шкуры. Этот «дом» стал их укрытием на несколько месяцев. В конце мая следующего года они снова выдвинулись в путь.
Очертания берегов, вдоль которых они шли, не соответствовали картам. 4 июня они пересели на байдарки. Через неделю на байдарки напали моржи и нанесли повреждение. Пришлось пристать к берегу для ремонта. А 17 июня Нансен услышал лай собак и отправился на разведку. Это, конечно, были не те собаки, которых брали они на Сп. Нансен встретил Фредерика Джексона, который тоже организовал свою собственную экспедицию на Землю Франца Иосифа. Путешественники были спасены и доставлены на базу на мысе Флора. В честь своего спасителя Нансен назвал остров — островом Джексона. 7 августа Нансена и Йохансена забрал корабль и 13 августа они прибыли в Вардё.
А перед отъездом Нансена с «Фрама» Свердруп был назначен руководителем остальной части экспедиции. Они продолжили дрейф, пока обстоятельства не потребовали покинуть корабль и отправиться на сушу. Был договор, что Нансен и его оставшаяся группа должны будут встретиться в Норвегии. Экспедиция продолжала под руководством Скотта Хансена программу метеорологической, магнитной и океанографической деятельности; «Фрам» превратился в подвижную океанографическую, метеорологическую и биологическую лабораторию.
По мере того, как дрейф продолжался, океан становился все глубже. Зондирование показывало, что поблизости нет неоткрытых массивов суши. 15 ноября 1895 года «Фрам» достиг 85° 55′ северной широты, всего на 19 морских миль (35 км ; 22 мили) ниже самой северной отметки Нансена.
Затем дрейф пошел на юг и запад. 13 июня 1896 года корабль смог двигаться самостоятельно, и через два месяца покинул льды. «Фрам» отправился на юг в Норвегию.
Когда Нансен и Йохансен прибыли в Вардё, их встретил профессор Мон, создатель теории полярного дрейфа. Вскоре и Свердруп доставил судно в порт Хаммерфеста. И товарищи смогли воссоединиться в Тромсё. 9 сентября 1896 года команда в полном составе прибыла в Христианию в сопровождении эскадры военных кораблей и была встречена ликованием огромной толпы народа.
Хотя экспедиция не достигла цели достижения Северного полюса, она сделала важные географические и научные открытия. Было установлено, что Северный полюс расположен не на суше и не на постоянном ледяном покрове, а на подвижном, непредсказуемом паковом льду. Северный Ледовитый океан — глубокий бассейн без значительных массивов суши к северу от Евразийского континента. Также Нансеном была доказана теория полярного дрейфа; кроме того, он отметил наличие силы Кориолиса, толкающей лед вправо от направления ветра из-за эффекта вращения Земли. Это открытие было сделано учеником Нансена Вагном Вальфридом Экманом , который позже стал ведущим океанографом своего времени. По программе научных наблюдений экспедиция предоставила первую подробную океанографическую информацию об этом районе; со временем научные данные, собранные во время плавания « Фрама», вырастут до шести опубликованных томов.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.
Источник
Люди Океана. Нансен Фритьоф
Нансен Фритьоф (1861—1930), норвежский исследователь Арктики, океанограф, общественный деятель.
Родился 10 октября 1861 г. в усадьбе Стуре-Фрёен близ Кристиании (ныне Осло). Окончив университет Кристиании (1882 г.), Нансен в качестве матроса совершил рейс на зверобойном судне «Викинг». В 1884 г. был назначен куратором отдела зоологии в музее города Бергена.
В 1888 г. Нансен с пятью товарищами высадился на побережье Гренландии близ Ангмагсалика и, впервые пройдя остров с востока на запад на лыжах, установил факт сплошного оледенения его внутренних районов. По возвращении работал в университете Кристиании; в 1897 г. получил должность профессора.
В 1890 г. Нансен задался целью добраться до Северного полюса на судне, дрейфующем вместе со льдами. 24 июня 1893 г. на корабле «Фрам» экспедиция отправилась из Вадсё (Норвегия). Корабль обогнул мыс Нордкап, прошёл вблизи северной оконечности Сибири и 28 сентября 1895 г. оказался в паковых льдах за мысом Челюскин.
Нансен решил подойти на санях к полюсу как можно ближе; 7 апреля 1895 г. вместе с Ф. Я. Иогансеном он достиг 86° 13′ 36″ северной широты. Однако исследователям пришлось вернуться, и, перезимовав на Земле Франца-Иосифа, 13 августа 1896 г. они прибыли в Вадсё. Через несколько дней в Норвегию благополучно вернулся «Фрам».
Нансен долго занимался обработкой результатов экспедиции, нашёл метод определения скоростей течения с дрейфующего судна, сконструировал барометр и точный ареометр. Затем он участвовал в экспедиции, изучавшей течения в Северном Ледовитом океане (1900 г.); совершил ряд других плаваний с научными целями.
В 1902 г. создал океанографическую лабораторию в Кристиании. Учёный вёл активную общественную деятельность. В 1906—1908 гг. был послом в Великобритании. В конце Первой мировой войны являлся представителем Норвегии в США, верховным комиссаром Лиги Наций по делам военнопленных (1920—1921 гг.), стал одним из организаторов международной помощи голодающим Поволжья (1921 г.).
В 1922 г., будучи верховным комиссаром по делам беженцев, учредил специальное (Нансеновское) паспортное бюро. В 1922 г. исследователь был удостоен Нобелевской премии мира. Умер 13 мая 1930 г. в усадьбе Люсакер близ Осло.
Именем Нансена назван ряд географических объектов в Арктике и Антарктике.
Источник
Фритьоф Нансен – норвежец, спасший сотни тысяч жизней и почти покоривший Северный полюс
Норвежский ученый Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen) известен в первую очередь как полярный исследователь, но также – как доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель и дипломат, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира, спортсмен – лыжник и конькобежец, кораблестроитель, писатель, историк и немного художник.
Однако во многих семьях в разных частях планеты норвежца вспоминают не за открытия и не за картины, а за «нансеновские паспорта» – разработанные им документы, позволившие людям, лишившимся родины против своей воли, перемещаться по миру и , тем самым, спасшие жизни многим сотням тысяч человек на протяжении XX века.
Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 года в Христиании (так в то время назывался Осло) в патриархальной религиозной семье нотариуса и аристократки.
В детстве мальчик увлекался спортом, причём так основательно, что в 16 лет установил мировой рекорд в беге на коньках на расстояние в одну милю и сразу после этого выиграл лыжный чемпионат Норвегии.
Впоследствии Нансен побеждал в этом соревновании ещё 11 раз. В 1877 году в Норвегии был основан «Лыжный клуб Христиании». Нансен состоял в нём на протяжении 49 лет.
После окончания школы произошла довольно обычная история: родители настаивали, чтобы ребёнок выбрал одну профессию, но отпрыска прельщала совершенно иная сфера деятельности.
Отец хотел, чтобы Фритьоф стал юристом, но сын не планировал посвящать жизнь скучной офисной работе. Нансен мечтал о путешествиях и приключениях. Он обладал авантюрным и несколько безрассудным складом характера.
Однажды он едва не покалечился, прыгнув на лыжах с трамплина, в другой раз чуть не остался без глаз, решив испытать собственноручно сконструированное и собранное ружьё.
Отец предложил Фритьофу компромисс: поступить в военное училище. Там, по замыслу родителя, его отпрыск смог бы получить в избытке путешествий и приключений, а к тому времени, когда повзрослеет и одумается, глядишь, обзавёлся бы достаточно высоким чином и прилагающемся к нему общественным статусом.
Молодой Нансен сначала было согласился, но вскоре передумал и поступил на зоологический факультет университета Христиании. Отец смирился с выбором сына и впоследствии даже помогал ему в организации экспедиций.
Нансен специализировался на биологии полярных животных. В 1882 году он отправился в свою первую экспедицию – к архипелагу Шпицберген и к расположенному примерно в 1 000 километров от него на пути к Гренландии острову Ян-Майен.
Сегодня этот покрытый льдами клочок суши известен тем, что на нём расположен самый северный вулкан на земле, пробудившийся в 1970-ом году, а также тем, что рядом с ним в 1961 году произошла авария на советской подводной лодке К-19.
Во времена Нансена рассказать о Ян-Майене можно было ещё меньше: вулкан «спал», до закладки первого советского атомного подводного ракетоносца оставалось более полувека.
На пути к удалённому острову молодому исследователю пришлось испытать «прелести» матросской жизни во время продолжительного плавания. Он носил уголь, мыл посуду, выполнял другую «чёрную» работу, а в оставшееся время ещё и изучал жизнь обитателей океана и природные условия за бортом.
Уже в первую экспедицию Нансен сделал серьёзное научное открытие. Он понял, что морской лёд формируется на поверхности водоёмов. До него считалось, что вода замерзает на глубине 100 метров, а затем поднимается на поверхность.
Нансен обнаружил в океане плавающий древесный ствол. Сама по себе находка вполне обычная – деревья часто попадают в реки, которые затем выносят их в море. Но, изучив ствол, норвежец понял, что это сосна из Сибири, из противоположной области арктического бассейна. Очевидно, дерево было занесено в Северную Атлантику течением.
Следовательно, заключил Нансен, существуют водные потоки, пересекающие всю Арктику, в том числе те области, куда из-за толстого слоя льда не могли пробиться корабли.
Догадка впоследствии легла в основу самой известной научной теории Нансена и его самого знаменитого исследовательского проекта.
Но это было позднее. А пока норвежец – рядовой член небольшой экспедиции. Он полон идей и даже просит капитана корабля высадить его в Гренландии для продолжения исследований на суше. На этот случай Нансен уже заготовил интересную научную теорию, которую собирался проверить.
Однако, капитан запретил высадку. Учитывая неготовность Нансена к долгому одиночному пребыванию в Арктике, этот отказ руководителя экспедиции, возможно, спас жизнь будущему нобелевскому лауреату. Норвежцу предстояло ещё очень много узнать и многому научиться, чтобы самостоятельно путешествовать во льдах.
Экспедиция благополучно вернулась на родину и следующие несколько лет Нансен провёл в кабинете. Здесь проявилась еще одна грань таланта учёного. Он всерьёз увлёкся живописью. Один из знакомых, впечатлённый успехами зоолога на этом поприще, даже рекомендовал ему бросить науку и стать художником. Нансен не последовал совету.
Он не перестал мечтать о самостоятельной экспедиции в Арктику. Норвежец решил пересечь ледяной щит Гренландии на лыжах. Для этого он много занимался спортом, совершал длительные лыжные переходы по Скандинавии в условиях, максимально приближенных к арктическим.
В 1888 году «гренландская» мечта стала реальностью. Нансен отправился на самый большой в мире остров, чтобы, стартовав с его восточного побережья, достичь западного. Учёного сопровождали пять спутников.
Эта идея была негативно воспринята в Норвегии. Почти все считали, что смельчаки погибнут во льдах от холода и ветра. Правительство отказалось выделить деньги на финансирование экспедиции. Одна из газет прямо написала: «. было бы преступлением оказать поддержку самоубийце». Лишь один датский коммерсант дал Нансену пять тысяч крон, чего хватило для организации похода.
Действительно, затея была очень рискованной. Толщина ледника в Гренландии местами превышает три километра. На его вершине постоянно дует сильный ветер и стоят жуткие морозы. До Нансена путешественники восемь раз безуспешно пытались пересечь остров.
Норвежец внёс в план похода элемент авантюры. Он решил стартовать с восточного берега, прекрасно понимая, что, если ледяной щит окажется непреодолимым, и возникнет желание вернуться, обратного пути не будет.
Дрейфующие льды не позволят кораблю подойти к восточному берегу и забрать путешественников. Им оставалось идти только вперёд.
«…Для сохранения своей жизни и возвращения домой необходимо будет дойти до населённых мест на западе во что бы то ни стало; иного выбора не будет, а это всегда сильный стимул в действиях человека», – писал Нансен в своих воспоминаниях.
17 июня 1888 года нанятое судно с путешественниками на борту достигло края льдов, окаймляющих Гренландию с востока. Дальше путь крупному кораблю был закрыт. Лишь через 12 дней Нансен и его спутники на лодках достигли берега острова.
В августе началась самая сложная часть экспедиции, когда её участники поднимались на ледовый щит острова. Они страдали от 40-градусных морозов часто сопровождавшихся сильным ветром.
По неопытности Нансен допустил ошибку, которая могла стоить полярникам жизни. Он захватил с собой слишком мало жирной пищи, исключительно важной в условиях Арктики.
Чтобы компенсировать нехватку жиров, исследователи стали употреблять льняное масло, которым обычно смазывали сапоги.
Путешественники потеряли счёт времени, так как забыли завести хронометры, обморозили руки и лица. Тем не менее, 24 сентября, преодолев 472 километра, они достигли западного берега Гренландии.
Полярникам ещё несколько месяцев пришлось ждать возвращения на родину – осенью море замерзло и судоходство прекратилось. Нансен со спутниками провели зиму в Готхобе (Godthåb), крупнейшем поселении Гренландии.
Учёный не терял времени зря. Он изучал жизнь, обычаи и способы выживания эскимосов в экстремальных условиях. Это очень помогло ему в следующих экспедициях.
Он также сделал важную находку, подтвердившую его теорию о морских течениях, пересекающих Арктику. В Готхобе Нансен обнаружил деревянное приспособление для метания копий, которое обычно используют аборигены Аляски, живущие на противоположном от Гренландии краю арктического бассейна.
Как оно сюда попало?
Эскимосы рассказали, что деревяшку принесло море, подтвердив предположение норвежского исследователя о том, что существует течение, пересекающее всю полярную область Земли.
По итогам первой экспедиции Нансен написал две книги: «На лыжах через Гренландию» и «Жизнь эскимосов». Обе впоследствии много раз переиздавались.
Если перед экспедицией Нансена и его спутников называли «самоубийцами», то после неё их стали именовать «героями».
В 1889 году руководитель похода удостоился медали «Вега» Шведского общества антропологии и географии, а в 1891 году – медали Виктории Королевского географического общества в Лондоне.
После возвращения в Норвегию Нансен занял должность хранителя зоотомического кабинета в университете Христиании. Он разработал план новой экспедиции в Арктику, ещё более дерзкой и опасной, чем переход через Гренландию.
Идея была проста. Если существует трансарктическое течение, то в него можно попасть на корабле и дрейфовать по Северному Ледовитому океану.
Движение не требует топлива и совершения каких-либо действий. Водный поток сам понесёт судно.
В конце осени корабль вмёрзнет в лед и продолжит путь по течению уже вместе с ледяным полем. Весной, когда потеплеет, судно выйдет на свободную воду.
Если всё правильно рассчитать, то маршрут дрейфа пройдет рядом с Северным полюсом. В ближайшей к нему точке можно высадить небольшую группу полярников на лыжах и собачьих упряжках, которые быстро доберутся до «макушки планеты» – большую часть пути до полюса они преодолеют на борту дрейфующего корабля.
«С помощью этого течения проникнуть в ту область, которую тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шёл против течения. Если попытаться работать заодно с силами природы, а не против них, то мы найдём вернейший и легчайший способ достичь полюса», – писал Нансен.
Реализация идеи требовала решения двух проблем – научной – она проще – и технической, гораздо более сложной.
Первая заключалась в необходимости определить место, откуда берёт начало трансарктическое течение. Нансен рассчитал, что «линия старта» находится у побережья Сибири. Именно оттуда следовало начинать дрейф.
Во-вторых, требовалось создать корабль, способный вмёрзнуть в лёд, не будучи при этом раздавленным, вместе с ледяным полем проплыть через всю Арктику и благополучно выйти на свободную воду.
Такое судно было построено. Его сконструировали именно для полярного дрейфа и назвали «Фрам» («вперёд» – норв.) . Корпус корабля был округлым и слегка вытянутым, напоминающим половинку куриного яйца, а днище – гладким.
При возникновении бокового давления льда судно не расплющивалось, а выталкивалось наверх, оставаясь лежать на ледяном поле.
«Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года на военно-морской верфи в норвежском Хортене и в следующем году начал свой первый и самый известный поход.
Нансен вместе с 11 спутниками планировали проводить в плавании разнообразные научные исследования, а также, если получится, достигнуть Северного полюса, хотя эта задача была второстепенной. Нансен считал полюс лишь точкой на карте. Её достижение почётно, но малозначимо для научных исследований.
Экспедиция продолжалась три года и заслуживает отдельного описания. Нансен прекрасно рассказал о ней в своей самой известной книге «Фрам» в полярном море» (название русского издания).
Шхуна вмёрзла в лёд у побережья Сибири и начала медленный дрейф на север. 14 марта 1895 года, когда «Фрам» находился примерно в 700 километрах от полюса, Нансен, взяв в спутники Ялмара Юхансена (Hjalmar Johansen), отправился на собачьих упряжках к «макушке планеты».
Из-за мороза и пурги они не дошли до неё 400 километров. Путешественники повернули на юг и провели зиму 1895/1896 годов на островах Земли Франца-Иосифа, после чего направились к архипелагу Шпицберген.
В это время в Норвегии объявился некий экстрасенс, который заявил, что установил телепатический контакт с Нансеном, и тот сообщил ему, что достиг Северного полюса.
В море нашли бутылку с письмом, якобы написанным путешественником, где он сообщал о покорении полюса. Газеты не раз публиковали подобные известия, заставляя недоумевать учёных и обывателей.
Сам Нансен никогда не пытался присвоить себе лавры покорителя полюса. Он всегда говорил, что не дошёл до него 400 километров.
В июне 1896 года норвежцы встретились с британской полярной экспедицией и вместе с ней вернулись на родину. К тому времени многие уже считали «Фрам» и его команду погибшими – вестей от Нансена и его спутников не было почти три года.
Жизни путешественников, действительно, не раз угрожала опасность. Порой на шхуну наваливались такие мощные льды, что, казалось, «Фрам» всё-таки будет расплющен, несмотря на свой устойчивый к сдавливанию корпус. Однажды даже была объявлена эвакуация команды.
Нансена и Юхансена при неудачном переходе к полюсу едва на покалечили белые медведи. Руководитель экспедиции один раз чуть не утонул, когда его каяк во время преодоления полыньи повредил морж.
Тем не менее, все полярники вернулись домой живыми и стали национальными героями. Экспедиция «Фрама» по сей день остаётся предметом гордости норвежцев.
Именно их земляки построили судно для дрейфа во льдах, с честью выдержавшее запредельные нагрузки. Нансен и Юхансен установили мировой рекорд, добравшись до 86 градуса северной широты, чего ранее не удавалось никому из европейцев.
На участников дрейфа и похода посыпались ордена, медали и почётные звания.
Научные результаты экспедиции оказались грандиозными. Только их обработка заняла около 10 лет. Руководил ею сам Нансен, ставший в 1897 году профессором университета Христиании.
Его освободили от чтения лекций и позволили заниматься только изучением научного материала.
Впоследствии Нансен редко участвовал в рискованных экспедициях. Он консультировал других полярников, отправлявшихся в высокие широты, изучал собранные ими материалы.
Так, норвежец разработал план покорения Южного полюса. Учёный думал, что лучшим транспортным средством для подобного путешествия станут собачьи упряжки.
Лишь в 1900 году Нансен сам предпринял небольшое плавание по северной Атлантике на судне «Микаэль Сарс». Экспедиция выполнила различные океанографические исследования.
Корабль подошёл к кромке полярных льдов, но из-за плохой погоды вернулся в Норвегию.
В 1905 году Нансен планировал отправиться на «Фраме» в Антарктиду, но из-за болезни жены путешественника экспедиция не состоялась.
В первые годы XX века профессор Нансен стал известным политиком и дипломатом.
С 1814 года Норвегия находилась в Унии со Швецией, обладая очень широкой автономией, страна всё-таки была сильно зависима от Стокгольма. В Норвегии становилось всё больше сторонников полной государственной независимости и Нансен был среди них.
В 1905 году отношения между соседними странами настолько обострились, что некоторые даже допускали возможность военного столкновения.
Норвегия хотела самостоятельности, но Швеция противилась этому. Европейские государства преимущественно поддерживали Стокгольм. Тогда Нансен, будучи на тот момент самым известным и уважаемым норвежцем в мире, стал ездить по европейским столицам, чтобы разъяснить позицию сторонников независимости.
Он даже вёл переговоры об избрании нового короля Норвегии, которым в конце концов стал датский принц Карл. Нансен не раз приезжал в Копенгаген, чтобы от имени норвежского правительства обсудить детали восшествия нового монарха на престол.
В 1906 году учёный стал первым послом уже независимой Норвегии, возглавив представительство в Великобритании, и фактическим министром иностранных дел нового королевства.
В это же время Нансен занялся изучением путешествий средневековых мореплавателей и написал фундаментальный труд «В туманах Севера». В нём он проследил историю освоения Северной Атлантики и арктического бассейна с древности до 1500 года.
О масштабе и объёме проделанной работы говорит тот факт, что при её создании использовалось более 400 письменных источников.
Дипломатическая служба оказалась недолгой. Она тяготила Нансена. «Я только и мечтаю о том, как бы скинуть с себя эти цепи. Я стосковался по лесу и моим вольным горам», – писал он в дневнике в феврале 1907 года.
Уже в ноябре того же года Нансен ушёл в отставку и вернулся к научной работе. Он снова совершил несколько плаваний по Северной Атлантике, хотя не идущих ни в какое сравнение с первой экспедицией «Фрама».
В 1918 году начало свою работу первое в истории всемирное государственное объединение – Лига Наций, прообраз современного ООН. Нансен вернулся на дипломатическую службу и принял активное участие в создании и работе этого органа.
Став комиссаром Лиги Наций по делам беженцев, он курировал вопросы возвращения на родину военнопленных и других лиц, насильственно перемещённых за время Первой мировой войны.
Под его руководством был разработан «насеновский паспорт» – первый признанный мировым сообществом официальный документ, удостоверявший личность беженца, и позволявший ему легально перемещаться по миру.
«Нансеновсие паспорта» выдавали армянам, бежавшим от турецкого геноцида и лишившимся родины гражданам Российской империи, спасавшимся от большевиков, захвативших власть в их стране.
В 1921 году в России начался голод, затронувший миллионы людей. Нансен собирал продовольствие для голодающих.
В 1922 году норвежец стал лауреатом Нобелевской премии мира. Полученные деньги он пожертвовал на помощь беженцам.
Спустя много лет в его честь была названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев — «Медаль Нансена».
Он занимался общественной и научной работой всю оставшуюся жизнь, несмотря на серьёзное заболевание сердца. Нансен много ездил по Европе и Америке, читал лекции, писал книги и статьи, основал Общество изучения Арктики при помощи дирижаблей, планировал полететь на Северный полюс.
Фритьоф Нансен скончался в своём поместье Пульхёгда (Polhøgda – Полярная звезда, норв.), неподалёку от Осло 13 мая 1930 года.
Сразу после его смерти Лига Наций учредила Нансеновскую международную организацию по делам беженцев. Она помогала новым вынужденным переселенцам, число которых в Европе никак не уменьшается на протяжении последних ста лет: сначала людям, бежавшим от гражданской войны в Испании, потом – спасавшимся из Третьего рейха, затем – покинувшим разные страны во время Второй мировой войны .
Жизненный путь Фритьофа Нансена можно описать его собственными словами, сказанными во время одного из публичных выступлений:
«Все мы ищем в жизни «иных берегов», чего ещё мы можем требовать? Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовёт нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания. Зов пустынь трепещет во всех наших поступках и возвышает, облагораживает нашу жизнь».
Источник