О туризме
Альтиметр
Альтиметр — прибор для измерения высоты над уровнем моря. По принципам работы различают: барометрический и радиотехнический.
Принцип работы барометрического альтиметра основан на измерении давления атмосферы. Известно, что с увеличением высоты уменьшается и текущее атмосферное давление. Данный принцип положен в основу прибора, который на самом деле измеряет не высоту, а давление воздуха.
Изначально альтиметр или высотомер — пилотажно-навигационный прибор, сконструированный для пилотов воздушных судов. Высота полета определяется в данном случае как разность давлений между точкой нахождения прибора и давлением воздуха на поверхности (это может быть давление на аэродроме или давление, приведенное к уровню моря). Атмосферное давление на поверхности аэродрома сообщается экипажу наземными службами. Для правильного отображения высоты полета на приборе необходимо вручную выставить величину давления на земле (или давление, приведенное к поверхности моря). Это необходимо для определения эшелона — условной высоты, рассчитанной при стандартном давлении и отстоящей от других высот на величину установленных отрезков.
Высота эшелона совсем необязательно совпадает с реальной высотой полета воздушного судна. Высотомеры в самолётах — по сути, калибруемые барометры, то есть высоту они вычисляют по разнице давления на земле и в воздухе. Для вычисления истинной высоты потребовалось бы постоянно вносить в приборы данные об атмосферном давлении в каждой точке маршрута, учитывать высоту этих точек над уровнем моря. Поэтому принято пользоваться стандартным давлением. Если на всех воздушных судах будет установлено одинаковое значение давления на альтиметре, то и показания высоты на приборе в заданной точке воздушного пространства будут одинаковыми. Поэтому с определённого момента при наборе высоты (высота перехода) и до определённого момента при снижении (эшелон перехода) высота воздушного судна рассчитывается по стандартному давлению. Значение стандартного давления (QNE) — 760 мм рт. ст. (1013,2 гектопаскаля, 29,921 дюйма рт. ст.) — одинаково во всем мире.
Использование альтиметра для измерения высот
Поскольку атмосферное давление сильно зависит от метеорологической обстановки, крайне нестабильно и может меняться в течение дня, а при плохой погоде и в течение часа, показания альтиметра необходимо периодически сверять по известным отметкам высоты, например, находясь на уровне моря или на возвышенности, точная высота которой указана на карте. Если же этой точки нет, то дело серьезно усложняется. По своему опыту могу сказать, что дневные колебания давления могут составлять величину, равную величине изменения высоты в 17 м. Это можно проверить, находясь на одной высоте в течение некоторого времени и наблюдая, как в плохую погоду (обычно дождливую) меняется давление и, соответственно, меняется высота, в то время как вы реально находитесь неподвижно в одной и той же точке. Поэтому точность измерения показаний может сильно отличаться, и для замера высот лучше выбирать солнечный день.
В общем случае точность измерения альтиметров по стандартам считается 10 м.
Точность используемого в данной статье GPS-навигатора Garmin DACOTA 20 по паспортным данным составляет плюс/минус 3м. Однако, собственные эксперименты подъемов по этажам показывают, что точность может составлять 1 м. Несмотря на то, что шкала индикации встроенного барометрического альтиметра Garmin DACOTA 20 составляет 1 м, прибор фиксирует значения высоты с разрядностью до 1 см. Это можно посмотреть в сохраняемом файле с расширением gpx, изменив разрешение на xml и просмотрев в обычном блокноте. Хотя с указанной выше точностью измерений в 3 м этими данными, думаю, стоит пренебречь. В любом случае, для точных измерений необходима настройка (калибровка) альтиметра.
Альтиметр позволяет проводить калибровку, как по известной высоте, так и по давлению. Наиболее предпочтительной является калибровка по высоте, так как не всегда можно установить для данной местности истинное давление, и не известно, на какой высоте это давление было измерено. Зная точное значение высоты вашего местоположения, можно внести данные в альтиметр и привязать давление к этой высоте. Фактически любое изменение давления теперь будет отсчитывать изменение высоты относительно установленного значения. При этом все та же точность шкалы установки высоты составляет целый метр, что увеличивает погрешность измерений на, как минимум, 0.5 м (за счет округления значений в большую или меньшую сторону). В итоге точность измерения на местности составляет 1,5 м.
Определение точных высот для настройки альтиметра
Пожалуй, определение точных высот местности над уровнем моря — самая большая проблема в эксплуатации альтиметров. Что касается города Рязань, то оказалось крайне проблематичным найти точные данные по высотам города. Можно сказать — их не было вообще: никаких статей в интернете на эту тему, еще советские топографические карты в настоящий момент не проверены на достоверность, а без этого использовать прибор с достоверной точностью оказалось невозможным. С большим трудом на глаза попались примеры геодезических работ с указанием высот, измеренных с точностью до сантиметров. Найдя эту точку на местности, оказалось возможным внести данные и откалибровать альтиметр.
В общем случае данные о высотах местности можно получить несколькими способами:
- при помощи топографической карты;
- при помощи инженерно-топографических планов;
- при помощи пунктов государственной геодезической сети.
Топографическая карта
— карта местности с указанием высот, но найти эту точку на местности представляется нелегкой задачей, да и достоверность данных может вызывать сомнения.
Инженерно-топографический план
— результат инженерно-топографических работ. Оформляется в виде документа со схемой расположения объекта и прилегающих к нему территорий с указанием высот и мест прокладки инженерных коммуникаций. Для нас на этой карте наиболее интересным являются отметки высот. Это самый точный метод определения высот с точностью до сантиметров.
Государственная геодезическая сеть
— геодезическая сеть, обеспечивающая распространение координат и высот на территории государства, и являющаяся исходной для построения других геодезических сетей. Подразделяют на плановую — для закрепления на местности точных координат, и высотную (нивелирную) — закрепляющую на местности отметки высот.
Высотная (нивелирная) сеть любого класса закрепляется на местности постоянными знаками, называемыми реперами и марками.
Марка нивелирная — металлический диск с отверстием в центре около 2 мм.
Репер нивелирный — металлический диск с выступающей полочкой, относительно которой идет нивелирование (определение высоты).
На лицевой стороне реперов и марок отливается номер, а также название организации, проводившей нивелирные работы.
На фото стенные марки и репер — справа.
В Российской федерации высоты реперов вычисляются относительно нуля Кронштадтского футштока. Каждый репер имеет свой индивидуальный номер, не повторяющийся на данной, а по возможности, и на ближайших, так называемых, линиях нивелирования (определения высот).
Реперы подразделяются на: вековые, фундаментальные, рядовые и временные.
Вековые реперы обеспечивают сохранность главной высотной основы на продолжительное время и позволяют изучать происходящие в настоящее время вертикальные движения земной коры, колебания уровней морей и океанов. К сожалению, в Рязанской области таковых реперов нет.
Фундаментальные реперы обеспечивают сохранность высотной основы на значительные сроки. Их закладывают через каждые 50-80 км бурением грунта на глубину до 20 м.
Рядовые реперы закладывают через 5-7 км.
Временные реперы обеспечивают сохранность высотной основы в течение нескольких лет.
При закладке репера в грунт его называют грунтовым, в скалу — скальным, а в стену здания — стенным.
Стенные реперы: закрепляются на застроенной территории везде, где это возможно. Закрепление производится в несущие части каменных или бетонных сооружений на высоте менее 0,3 м с помощью нивелирных марок
Географические координаты реперов определяются с точностью 0,25′. На каждый репер составляют абрис и дают описание его местоположения. Кроме того, расположение реперов показывают на карте масштаба 1:100 000, которую прилагают к материалам нивелирования.
Конструкция реперов, кроме стенных, имеет общие принципы: на глубине скального основания под грунтом устанавливается бетонная плита, на нее ставится пилон (столб) из гранита или высококачественного бетона. В верхнюю часть пилона цементируют марки (горизонтальную и вертикальную). Верхний конец пилона располагают на высоте 1 м от поверхности земли. После всех работ образовавшийся колодец засыпают гравием. Неподалеку от фундаментального репера устанавливается репер-спутник.
Пример конструкции векового трубчатого репера.
Каждый репер имеет соответствующее наружное оформление. Например наружное оформление векового репера состоит из железобетонного колодца с защитной крышкой и запором; кургана, сложенного из камней; указательного монолита и ограждения из четырех отрезков рельс или железобетонных столбов с якорями, закладываемыми на глубину 140 см и выступающими над поверхностью земли на 110 см.
Геодезические знаки же плановой геодезической сети, являющимися координатными отметками, представляют собой надземные сооружения в виде каменных или деревянных столбов, либо металлические пирамиды высотой до 6-8 м. Если требуется высота до 15-18 м, то их строят в виде двойных усеченных мирамид.
Более подробно конструкцию и принципы построения геодезической сети можно изучить, скачав брошюру здесь
Геодезические пункты отображаются на топографических картах соответствеующими отметками, поэтому можно попытаться отыскать их самостоятельно:
Калибровка альтиметра и измерение высот
Реально в городе Рязани мне не удалось в настоящее время обнаружить какие-либо геодезические знаки, кроме стенных реперов и марок. Имеющиеся на них клейма с порядковыми номерами и аббревиатурами организации, установшей их, не помогли в определении высот. Чудом мне попались на глаза инженерно-топографически планы, выложенные в сети интернет в качестве рекламы своих работ одной из геодезических команий, проводиших работы в городе. Теперь у меня оказались три точки, по которым я мог калибровать альтиметр. Одна из этих точек находится на территории Рязанского кремля, за гостинницей черни и рядом с реконструкцией солодовенных палат:
Оставалось настроить альтиметр на нужную высоту, прибавив метр на высоту расположения альтиметра в руке. Теперь можно было спокойно ислледовать город: любое изменение давления отражалось изменением высоты относительно калибровочной высоты.
Первое, что показали результаты, непривычно высокие значения колебаний высот: казалось бы визуально изменение высоты не велико, а альтиметр показывает перепады в несколько метров. Возможно, здесь свою лепту вносит точность шкалы в метр, округляющая показания в большую или меньшую сторону до точности шкалы (поэтому лучше смотреть сохраняемый файл gpx), возможно все-таки альтиметр дает большую погрешность.
Второе, и, пожалуй, самое неприятное — сильная зависимость от погодных условий. В дождливую и переменную погоду, когда атмосферное давление не стабильно, показания в течение часа могут отличаться на 17 метров. Поэтому, при проведении измерений, необходимо периодически калибровать альтиметр на точно известную высоту, а для этого надо знать эти точки. Замеры в солнечный день, когда погода стабильна, показывают, что по возвращении через два часа после проведения калибровки, точность измерений может меняться на 1 м.
В настоящее время замеры высот Рязани проводятся, о результатах можно будет ознакомиться здесь
Источник
GPSMAP® 64 series / GPSMAP® 64x series
Содержание
Указатель
Глоссарий
Результаты поиска
Соответствующие руководства
Предыдущий раздел
Следующий раздел
Загрузить PDF
Печать страницы
Поделиться ссылкой
Поля данных
Для отображения данных в некоторых полях необходимо перевести устройство в режим навигации или подключить к нему дополнительные устройства стандарта ANT+ ® .
Некалиброванное атмосферное давление.
Калиброванное текущее давление.
Скорость подъема и спуска за период времени.
Вертикальная скорость до пункта назначения
Скорость подъема или спуска до указанной высоты. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Вертикальное расстояние до пункта назначения
Высота подъема от текущего местоположения до конечного пункта назначения. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Время восхода солнца, определяемое на основе текущего положения по GPS.
Время в пути — движение
Общее время в движении с момента последнего сброса данных.
Время в пути — общее
Суммарное время в движении плюс время без движения с момента последнего сброса данных.
Время в пути — остановки
Общее время без движения с момента последнего сброса данных.
Время до пункта назначения
Расчетное время до попадания в пункт назначения. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Время до следующего
Расчетное время до попадания на следующую маршрутную точку на маршруте. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Время последнего круга
Время по секундомеру на последнем пройденном круге.
Текущее время суток, определяемое на основе текущего местоположения и настроек времени (формат, часовой пояс и летнее/зимнее время).
Время по секундомеру для всех пройденных кругов.
Высота текущего местоположения ниже или выше уровня моря.
Высота текущего местоположения по GPS.
Самая высокая точка пути с момента последнего сброса данных.
Самая низкая точка пути с момента последнего сброса данных.
Высота над уровнем земли
высота текущего местоположения выше уровня моря (если карты содержат достаточно информации о высоте).
Глубина, расстояние от поверхности воды до дна. Устройство должно быть подключено к устройству NMEA ® 0183 или NMEA 2000 ® с поддержкой получения данных о глубине воды.
Текущий день, месяц и год.
Направление от исходного местоположения к точке назначения. Курс можно просмотреть как запланированный или заданный маршрут. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Время захода солнца, определяемое на основе текущего положения по GPS.
Количество кругов, пройденных для текущего действия.
Направление движения, определенное по GPS.
Курс по компасу
Направление движения, определенное по компасу.
Максимальная температура за 24 часа
Максимальная температура за последние 24 часа. Чтобы эти данные отображались, необходимо, чтобы ваше устройство было подключено к беспроводному датчику температуры.
Маршрутная точка в пункте назначения
Последняя точка по маршруту в пункт назначения. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Маршрутная точка в следующем
Следующая точка по маршруту. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Текущее положение согласно выбранной настройке формата координат.
Текущее положение по координатам широты и долготы независимо от выбранной настройки формата координат.
Местоположение пункта назначения
Положение конечного пункта назначения. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Минимальная температура за 24 часа
Минимальная температура за последние 24 часа. Чтобы эти данные отображались, необходимо, чтобы ваше устройство было подключено к беспроводному датчику температуры.
Мощность сигнала GPS
Мощность спутникового сигнала GPS.
Известное ограничение скорости на дороге. Доступно не на всех картах и не во всех регионах. Для определения ограничения скорости руководствуйтесь дорожными знаками.
Текущее итоговое расстояние за все поездки. При сбросе данных поездки это итоговое значение не сбрасывается.
ОДП до пункта назначения
Относительная дальность планирования для спуска из текущего местоположения к высоте пункта назначения. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Отклонение от курса
Расстояние вправо или влево от исходного пути следования. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Относительная дальность планирования
Отношение пройденного расстояния по горизонтали к перепаду высоты.
Направление от текущего местоположения к точке назначения. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Угол (в градусах) между пеленгом точки назначения и текущим направлением движения. Буква «Л» обозначает поворот влево. Буквой «П» отмечен поворот вправо. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Максимальная скорость подъема с момента последнего сброса данных (в метрах в минуту или в футах в минуту).
Общая высота подъема с момента последнего сброса данных.
Средняя высота подъема с момента последнего сброса данных.
Направление, в котором необходимо двигаться, чтобы вернуться на маршрут. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Ваш пульс в ударах в минуту. Устройство должно быть подключено к совместимому пульсометру.
Расстояние до пункта назначения
Оставшееся расстояние до конечного пункта назначения. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Расстояние до следующего
Текущее расстояние до следующей маршрутной точки. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Пройденное расстояние для текущего круга.
Пройденное расстояние для текущего трека.
РВП в пункта назначения
расчетное время прибытия в конечный пункт назначения (по местному времени пункта назначения). Данные отображаются только в активном режиме навигации.
РВП в следующий
расчетное время прибытия в следующую маршрутную точку (по местному времени в точке). Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Текущая скорость поездки.
Максимальная скорость с момента последнего сброса данных.
Скорость приближения к точке назначения по маршруту. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Скорость — средняя в движении
Средняя скорость во время движения с момента последнего сброса данных.
Скорость — средняя общая
Средняя скорость во время движения с учетом остановок с момента последнего сброса данных.
Максимальная скорость спуска с момента последнего сброса данных (в метрах в минуту или в футах в минуту).
Общая высота спуска с момента последнего сброса данных.
Средняя высота спуска с момента последнего сброса данных.
Среднее время на круг для текущего действия.
Общее пройденное расстояние с момента последнего сброса данных.
Текущее время таймера обратного отсчета.
время по секундомеру для текущего действия.
Время по секундомеру для текущего круга.
количество оборотов шатуна педали или шагов в минуту. Чтобы эти данные отображались, необходимо, чтобы ваше устройство было подключено к дополнительному датчику вращения педалей.
Температура воды. Устройство должно быть подключено к устройству NMEA 0183 с поддержкой получения данных о температуре воды.
Температура воздуха. Ваша температура тела влияет на датчик температуры. Чтобы эти данные отображались, необходимо, чтобы ваше устройство было подключено к беспроводному датчику температуры.
Допустимая погрешность при определении местоположения. Например, местоположение по GPS может определяться с точностью до +/- 3,65 м (12 фт).
Стрелка указывает направление к следующей маршрутной точке или повороту. Данные отображаются только в активном режиме навигации.
Расчет подъема (высоты) для забега (дистанции). Например, если на каждые 3 м (10 фт) вы поднимаетесь на 60 м (200 фт), уклон составит 5 %.
Источник