Газопровод по каспийскому морю

Перспективы Транскаспийского газового потока

В последние месяцы в экспертном и журналистском сообществе активизировалась дискуссия о перспективах реализации проекта Транскаспийского газопровода. Не обошёл вниманием эту тему и аналитический портал Института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения Шелкового пути — Объединенного центра, связанного с Советом по внешней политике США в Вашингтоне.

На сайте американской аналитической организации опубликована статья Ильгара Гурбанова, научного сотрудника Центра стратегических исследований в Баку, Азербайджан.

В преамбуле к статье под названием «Перспективы Транскаспийского газового потока в Европу» (The Perspective of Trans-Caspian Gas Flow to Europe), автор пишет, что 12 августа в Актау Азербайджан, Казахстан, Россия, Иран и Туркменистан подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, положения которой одобряют строительство подводного трубопровода. По его мнению этот факт вселяет оптимизм в отношении проекта Транскаспийского газопровода (ТКГ), который ранее застопорился из-за неопределенного статуса Каспия.

Перевод статьи публикует редакция портала «Каспийский вестник»:

Справочная информация: в конце 1990-х годов американские, израильские, турецкие и европейские компании отложили свои планы по развитию ТКГ из-за многочисленных задержек в проекте. После российско-украинского газового кризиса, ЕС лоббировал строительство ТКГ, включив трубопровод в число проектов, представляющих общий интерес. Предполагалось финансирование проекта, в том числе технических, технико-экономических и экологических исследований, также проведение переговоров по юридически обязывающему договору с Азербайджаном и Туркменистаном Однако, хотя в декларации ЕС и содержались политические обязательства, она не содержала юридически обязательных положений. Таким образом, ни коммерческие, ни юридические договоренности не достигнуты. Эти усилия застопорились из-за неурегулированного статуса Каспия, растущей доли Китая в экспорте туркменского газа и нежелания Туркменистана финансировать проект.

Провал проекта «Набукко», ввод в эксплуатацию российско-турецкого «Голубого потока» и ирано-туркменского газопровода, ослабили оптимизм по ТКГ. Ашхабад, по всей видимости, отложил идею экспорта газа в Европу (где российский «Газпром» вместо этого закрепил свои позиции) и сосредоточился на трубопроводе Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. Однако после разногласий с Россией по ценам на газ и контракты, Ашхабад стремится несколько изменить направления своего экспорта и транзита.

Читайте также:  Современные проблемы черного моря

Россия связывает строительство ТКГ с определением правового статуса Каспия и необходимостью его одобрения всеми прибрежными государствами. Однако статья 14 Конвенции разрешает строительство подводных трубопроводов на Каспии с согласия только тех государств, на участках которых будет проходить трубопровод. Еще до подписания Конвенции Азербайджан и Туркменистан утверждали, что согласовывать маршрут трубопровода должны только заинтересованные стороны. В интервью ТАСС Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что неурегулированный статус Каспийского моря не влияет на двустороннее сотрудничество между прикаспийскими государствами.

Перспективы: хотя конвенция открывает возможности для строительства ТКГ, в ней также подчеркивается необходимость координации с другими прибрежными государствами в отношении экологических последствий перспективных трубопроводов. Таким образом, каждая прибрежная страна должна изучить воздействие трансграничных трубопроводных проектов на окружающую среду, что может стать инструментом для затягивания строительства ТКГ. С самого начала Россия и Иран требовали поставить строительство ТКГ в зависимость от окончательного экологического одобрения прибрежными странами.

Еще до подписания Конвенции были предприняты постепенные шаги в пользу ТКГ. В августе 2017 года Туркменистан и Азербайджан подписали меморандум о взаимопонимании, обязавшись расширять энергетическое сотрудничество посредством совместных проектов. 15 февраля туркменская делегация впервые приняла участие в заседании Консультативного совета ЮГК в Баку, где, как сообщается, обсуждалась возможность экспорта газа через ЮГК и ТКГ с представителями ЕС. 19 февраля азербайджано-туркменская рабочая группа обсудила сотрудничество по энергетическим проектам.

Ашхабад может извлечь выгоду из ТКГ из-за своих потребностей в диверсификации и уязвимого портфеля доходов, связанного с приостановленным экспортом газа в Иран и Россию, а также чрезмерной зависимостью от импорта газа из Китая. Однако, в отличие от Азербайджана, который активно занимался строительством и финансированием ЮГК, Туркменистан не берет на себя подобных обязательств по внешнему трубопроводу. Он также не предоставляет международным нефтегазовым компаниям соглашение о разделе продукции, а лишь предлагает контракт на техническое обслуживание.

Как только Туркменистан примет решение о поставках газа в Европу через азербайджанскую территорию, как отметил Президент Алиев, Баку, безусловно, будет рассматривать это с большим интересом. Азербайджан может стать транзитным пунктом в поставках туркменского газа в Европу через свою инфраструктуру, когда увеличится пропускная способность Трансанатолийского/Транс-Адриатического трубопровода (ТАНАП/ТАП) для дополнительного газа от третьих поставщиков. В дальнейшем Баку может воспользоваться транзитными сборами за транспортировку газа, которые могут быть оплачены даже в виде газа (аналогичная схема транзита азербайджанского газа имеется и в Грузии). Этот газ может быть повторно продан в Турцию или Европу, дополняя ёмкость ТАНАП/ТАП. Однако Азербайджан рассчитывает сначала закачать свой газ с месторождения Шах-Дениз-II (SDII) по долгосрочным контрактам, прежде чем получать большой объем туркменского газа в ЮГК. Баку также планирует привлечь дополнительные объемы со своих новых газовых месторождений, чтобы увеличить свой газовый вклад в ЮГК. Для Туркменистана же предоставление меньшего объема через TКГ не было бы коммерчески привлекательным.

Турция также стремилась получить туркменский газ через TANAP в рамках расширения своих возможностей по сокращению импорта из России и Ирана. В 2014 году турецкие «Атагас» и туркменский «Туркменгаз» подписали соглашение о закупке газа через TANAP. Однако участие Турции в российских трубопроводных проектах («Голубой поток» и «Турецкий поток») изменило экономические расчеты в ущерб ТКГ.

Помимо ТКГ, туркменский газ может поставляться в западном направлении по нескольким альтернативным сценариям. Во-первых, туркменский газ может поставляться в виде сжатого природного газа (КПГ) или сжиженного природного газа (СПГ) танкерами в Азербайджан, затем через ЮГК; или по железной дороге в черноморский порт Грузии и далее танкерами в Европу (в порт Констанца Румынии). Это не создаст никакой экологической угрозы Каспийскому морю и не вызовет морского спора между Азербайджаном и Туркменистаном. Однако, учитывая расстояние отгрузки, доставка КПГ/СПГ не является экономически выгодной, поскольку строительство и транспортировка являются дорогостоящими и технически проблематичными из-за отсутствия регазификационных/сжижающих терминалов. Этот вариант мог бы возродить проект интерконнектора Азербайджан-Грузия-Румыния, но обойдет Турцию в транзите и столкнется с рынком Газпрома.

Во-вторых, Азербайджан мог бы закупить 3-5 млрд куб. м газа у малайзийского Petronas (участника SDII), работающего на шельфовых месторождениях Туркменистана. Подводные газодобывающие платформы двух стран могут быть связаны, и газ с морских платформ Азербайджана по подводным трубопроводам мог бы попадать на Сангачальский терминал.

В-третьих, Туркменистан и Иран в разное время планировали сделку по обмену газом для доставки туркменского газа в Турцию, где его можно было бы даже закачать в ТАНАП. Однако эти планы не были реализованы из-за спора по поводу долгов и цен, дополнительных расходов, которые может понести процесс, и санкций в отношении Ирана. Транзит туркменского газа в Европу, который Тегеран считает потенциальным рынком, в конечном счете подорвет и собственные экспортные планы последнего. Доставка туркменского газа по TANAP частично зависит от решения Азербайджана увеличить пропускную способность газопровода.

В-четвертых, Иран мог бы получать небольшой объем туркменского газа на границе (который Туркменистан предпочитает больше всего) и поставлять его Азербайджану в рамках своп-операции. Затем газ может поступать в ЮГК или потребляться в Азербайджане. Азербайджан мог бы закупать туркменский газ в дополнение к внутреннему спросу до ввода в эксплуатацию новых месторождений, так как иностранные заказчики сократили большую часть его потенциальных объемов. Более дешевый в летний период газ можно было бы хранить в хранилищах азербайджанского газа, а зимой перепродавать с прибылью, когда цены достигают пика.

Однако эти договоренности требуют от Ирана гармонизации отношений с Туркменистаном в части касающейся долгового спора по газу. После визитов президента Ирана Хасана Рухани в Азербайджан и Туркменистан в марте 2018 года перспектива своп-сделки, возможно, набрала обороты.

В случае задержки реализации ТКГ «Газпром» может возобновить закупку туркменского газа по низким ценам и перепродать его европейским странам по ценам, определяемым самим собой. По сути, Туркменистан не исключает возможности транспортировки газа по российским трубопроводам в страны СНГ и Восточной Европы, поскольку Ашхабад нуждается в денежных поступлениях до тех пор, пока нет конкретных обязательств по ТКГ.

Выводы: наряду с Азербайджаном, большие запасы газа Туркменистана считаются перспективной альтернативой для импорта газа ЕС за счёт пропускной способности ЮГК. Однако доставка туркменского газа в ЮГК обусловлена его коммерциализацией (в том числе инвестиционными и ценовыми решениями, производственными/транспортными издержками, пунктами закупки газа). Отсутствие твердой политической или финансовой поддержки для ТКГ привело Туркменистан к китайскому направлению поставок газа. До тех пор, пока не будет построена инфраструктура для доставки туркменского газа в ЮГК, азербайджанский газ останется самым определенным источником для ЕС. Кроме того, ТКГ может стать менее привлекательным вариантом для некоторых европейских потребителей в будущем, поскольку европейский газовый рынок претерпевает многочисленные изменения, включая развитие внутренних межсетевых соединений, переговоры по СПГ и снижение цен на газ, а также завершение проекта «Турецкий поток» в России.

Источник

Транскаспийский газопровод: обыграет ли США Россию на Каспии?

Американский эксперт по Каспийскому региону Люк Коффи (директор Центра внешней политики Сары и Дугласа Эллисон, член Совета консультантов Каспийского политического центра – ведущего американского мозгового центра, занимающегося проблемами Каспийского региона) на сайте Фонда «Наследие» (Heritage Foundation) опубликовал статью, в которой анализирует ситуацию вокруг возможного строительства нефте и газопроводов из Центральной Азии в западном направлении.

Для справки: «Фонд «Наследие» — Основан Эдвином Фелнером в 1973 году в качестве аналитического центра. Фонд сотрудничает с правительством США, начиная с Рональда Рейгана и включая Дональда Трампа, для которых «Наследие» выполняло аналитическую и экспертную работу стратегического планирования в области внутренней и внешней политики. Фонд известен своим консервативным подходом к научно-исследовательской работе, придерживается идеологии Республиканской партии США и русофобских взглядов. «Heritage Foundation» оказывает значительное влияние на формирование текущей политической линии государства. В общем доступе нет сведений о финансировании, прибыли и расходах Фонда. Фонд освобождён от налогов и потому не обязан обнародовать свои финансовые источники. Одним из видов деятельности Фонда на постсоветском пространстве — поддерживать альтернативные (российским) трубопроводы в Европу».

В своей статье Люк Коффи отмечает, что Каспийское море является важным регионом, как для США, так и для Европы. Большие энергетические ресурсы региона могут сыграть серьёзную роль в ослаблении нефтегазовой зависимости Европы от России. Для Европы стратегически важно получить как можно больше нефти и газа из региона в обход России. Из Каспийского моря, Европа импортирует газ и нефть в основном из Азербайджана, но поставки из Центральной Азии ей также необходимы. С этой целью США и Европа должны поддержать инициативы по транспортировке нефти и газа, которые соединяют восточный берег Каспия с западным берегом, обходя РФ и Иран. Эксперта заботит тот факт, что Туркмения с 2019 года прекратил транспортировку нефти в Азербайджан для дальнейшей поставки на глобальный рынок по трубопроводу Баку-Тбилиси-Кара (БТД), и вместо этого начала отправлять свою нефть в российский порт Махачкала, а затем через порт Новороссийска на мировой рынок. Также через Новороссийск, нефть в Европу доставляет Казахстан по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Поскольку в настоящее время трубопровод БТД имеет свободные мощности и обходит Россию, использование этого трубопровода в дополнение к КТК, по мнению Люка Коффи, имеет смысл для Казахстана и должно стимулироваться США.

Особое внимание в своей публикации американский эксперт обратил на давнюю «проблему» — Транскаспийский газопровод. Идея строительства газопровода из Туркменистана через Азербайджан в Европу была озвучена ещё в 90-х годах. Заинтересованные в его строительстве стороны были тогда весьма близки к реализации своих намерений. Однако когда президентом России оказался В. Путин, им стала формироваться принципиально новая стратегия в отношении Каспия, и вопрос был снят с повестки. С приходом в Вашингтон новой администрации каспийская «тема» подверглась реанимации. В течение своего президентского срока Д. Трамп не один раз выступал с прямым обращением в поддержку строительства трубопроводов из Каспийского региона. После подписания в 2018 году конвенции о правовом статусе Каспийского моря (конвенция предусматривает возможность прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря), США и его деловые круги продолжили искать новые направления для укрепления сотрудничества с Туркменистаном. После того, как правовой статус Каспийского моря определён, Туркменистан сможет воспользоваться новыми возможностями экспорта газа на Запад, заявлял президент США.

Однако в то время, пока полноценного трубопровода доставляющего природный газ с восточного побережья Каспия на западный берег нет, американский эксперт предлагает Азербайджану и Туркмении сосредоточиться на строительстве меньшего масштаба, а именно соединительного звена между морским месторождением Азери-Чираг-Гюнешли в Азербайджане и оффшорным газовым месторождением газа Банка Ливанова в Туркменистане (вот хитрые амеры, потихонечку, издалека начинают). Строительство такого звена позволит решить ряд актуальных задач: «Это был бы осязаемый, быстрый и доступный способ продемонстрировать, что восточная сторона Каспия может быть соединена с западной стороной Каспия трубопроводом для доставки природного газа. Строительство соединительного звена между газовыми месторождениями Туркменистана и Азербайджана протяженностью около 42 морских миль может быть осуществлено за 500 миллионов долларов — по сравнению с примерно 1,5 миллиардами долларов для полноценного Транскаспийского трубопровода».

двойной клик — редактировать изображение

Автор статьи предлагает предпринять Вашингтону ряд мер:

организовать политическую поддержку строительства Транскаспийского газопровода и Южного газового коридора. Поскольку Европа ищет альтернативы российскому газу, Южный газовый коридор и завершение Транскаспийского газопровода будут играть важную роль. Кроме того, строительство Транскаспийского газопровода поможет ослабить региональную напряженность между Азербайджаном и Туркменистаном;

— поощрять региональные страны, когда это возможно, использовать трубопроводы и инфраструктуру в обход России, чтобы доставлять нефть и газ на мировые рынки. Трубопровод БТД и Южный газовый коридор имеют пропускную способность, которую необходимо заполнить. Вместо того чтобы использовать российские трубопроводы для доставки нефти и газа на мировые рынки, США должны настоятельно рекомендовать Туркменистану и Казахстану искать другие варианты транспортировки нефти и газа. Использование трубопровода БТД и Южного газового коридора дают больше возможностей для интеграции региональной транспортной сети.

Каспийский регион остаётся территорией большой геополитики, а значит и конкуренции. США должны не дать России «разгуляться» в этой зоне, тем самым повысить энергетическую безопасность Европы, отметил в заключении Люк Коффи.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Оцените статью