- Экологическая Вахта по Северному Кавказу
- “ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ
- Прокладывание газопровода по дну Черного моря — игра в «русскую рулетку» с очень печальными последствиями
- Новости
- 1. Гидрология Черного моря
- 2. Непреодолимые обстоятельства, на которые не может иметь влияния никто
- 3. Давайте помолимся за души невинно убитых в г. Беслан и в Норвегии. Дети погибли от рук террористов, молодые люди погибли на крошечном острове от руки сумасшедшего.
- Газопровод «Голубой поток»
Экологическая Вахта по Северному Кавказу
“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ
“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ
В прошлом году в печати по радио, на телевидении прошла информация о строительстве магистрального газопровода Россия — Турция, часть которого будет проложена по дну Черного моря. Многие в стране восприняли эту идею как совершенно дикую. Обеспокоились и специалисты, особенно нашего региона, который при реализации очередного «проекта века» окажется заложником «голубого потока». Ученые создали инициативную группу, которая провела независимую экспертизу возможных последствий прокладки газопровода по данному маршруту.
В группу вошли геолог-геофизик, ветеран НИПИокеангеофизики, член совета Социально-экологического союза Западного Кавказа и Российского национального совета неправительственных природоохранных организаций Черноморского региона В.В. Соловьев, директор КПП “Южморгео ЭКО” В.А. Чаленко, доктор биологических наук, ветеран Института океанологии АН Н.В. Мамаева, архитектор-ландшафтник, ветеран Союза архитекторов СССР и РФ М.М. Осичева, доктор технических наук Г.А. Головко. После завершения работы материалы экспертизы были в эксклюзивном порядке предоставлены редакции нашей газеты.
Выводы, сделанные учеными, настолько тревожны, что мы сочли необходимым познакомить с ними наших читателей. Цель, которую ставили перед собой специалисты, они сформулировали так: «Основной целью было намерение обосновать серьезную обеспокоенность вероятными экологически негативными и катастрофическими последствиями строительства и эксплуатации технически уникального и опасного газопровода в уникальных природных условиях Черного моря, вся толща которого глубже 100 -200 метров заражена сероводородом в смертельно опасных концентрациях. Было бы наивным полагать, что имеющиеся на сегодня знания позволяют исчерпывающим образом описать природные и антропо-генные факторы, создающие при их взаимодействии с газопроводом угрозу катастрофических последствий для окружающей среды. Эта естественная неопределенность научных знаний в сочетании с мировой уникальностью и значимостью Черного моря и технической уникальностью проектируемого сооружения составляют очевидную и непредсказуемую по масштабам опасность газопровода «голубой поток” в его морском варианте для всех причерноморских государств, для всех людей,.населяющих его побережье!»
Сначала о самом газопроводе
Его морской участок начинается от урочища Дровяная Щель в пяти километрах к юго-востоку от курортного поселка Архипо-Осиповка и примерно в двух километрах к северо-западу от курорта Инал. Оканчивается морской участок газопровода в Турции, в городе Самсун. Проектная протяженность — 396 километров. Из них примерно одиннадцать километров пройдет по российскому шельфу (глубины до ста метров), около 50-60 километров — по континентальному склону (глубины от ста до двухсот метров). Большая часть трассы газопровода планируется в международных водах, 340 километров. Проектная производительность — 43,8 миллиона кубических метров газа в сутки. Следует особо подчеркнуть одно обстоятельство, которое тщательно скрывается авторами проекта. На протяжении первых 80-90 километров давление газа в трубопроводе будет существенно превышать внешнее гидростатическое.
Что же собой представляет дно Черного моря, по которому планируется прокладка газопровода? Геологические породы здесь малоустойчивы. Часты подводные оползни. Большая плотность и скорость этих потолков порождает гигантскую энергию, достаточную для разрушения даже высокопрочных толстостенных труб газопровода. Движения земной коры в полосе при-кавказского континентального склона порождают здесь очаги землетрясений силой 8-10 баллов в эпицентре, что достаточно для непосредственного разрушения газопровода. Сейсмическая же опасность для турецкого шельфа подтверждается прошлогодними землетрясениями в Турции.
Сероводородная черноморская вода обладает высокой коррозионной активностью. Это неизбежно приведет к разрушению стенок трубопровода. Кроме того, грязекаменные и мутьевые потоки способны создавать обширные промоины под трубопроводом или перекрыть его выпавшим из потока грунтом.
В той части морского дна, где предполагается прокладка газопровода, есть признаки грязевого вулканизма. Что тоже чрезвычайно опасно. Тепловое и механическое воздействие трубопровода может спровоцировать разрушение донных грунтов.
Конечно, у специалистов различные мнения насчет частоты и масштабов вышеназванных геологических явлений. Однако реальность их подтверждается многочисленными наблюдениями. В частности, гидрографическая служба Черноморского флота зафиксировала мощные подводные перемещения грунтов в районе мыса Идокопас, что привело к обрыву подводного кабеля связи.
— Когда чиновник мыслит только о доходах К Беде нас приведет всего скорей! И в наших древних черноморских водах Устроит нам последний день Помпеи!
Как уже сообщалось в предыдущем номере нашей газеты, вопреки широковещательным заявлениям авторов, хозяев и сторонников проекта «Голубой поток» о том, что на дне Черного моря прорыв газа исключен, почти 170 километров трубопровода будет находиться под существенным избыточным внутренним давлением. Однако разрушение трубопровода может быть следствием не только природных процессов, но и военных действий, военных учений, актов терроризма, нарушений технологий прокладки и эксплуатации газопровода, а также случайных воздействий при различных работах на акватории.
Итак, предположим, что на морском шельфе произошел прорыв газопровода. В водную толщу, а затем а атмосферу произойдет выброс сотен тысяч кубометров сжатого в трубопроводе газа. Самовозгорание газа очень вероятно из-за электростатических эффектов в облаке водяной пыли над выбросом. Высокую вероятность этого подтверждают многочисленные случаи самовозгорания и взрывов газа при извержении грязевых вулканов (в том числе подводных) в Азербайджане, на Керченском и Таманском полуостровах. Со дна моря будут подняты и перемешаны рыхлые илистые осадки. Это будет похоже на шторм, что признают даже разработчики проекта. Ширина шельфа в полосе прокладки трубопровода — 11 километров, море здесь обитаемо до глубины более ста метров, а биота не приспособлена к мощным мутьевым нагрузкам.
Придонные условия и большие количества сжатого газа благоприятны для образования мощных газогидратных пробок. А сероводород в морской воде может сыграть роль катализатора в этом процессе. В случае массового прорыва газа морские течения будут способствовать выносу поднятой сероводородной воды и мути к российскому курортному побережью и далее к Крыму. При прорыве а турецкой части моря пострадают не только побережье Турции, но и грузинские берега.
Последствия аварии газопровода на дне Черного моря могут быть и пострашнее приведенных примеров.
Теперь рассмотрим международно-правовой и политический аспекты морского варианта проекта «Голубой поток».
Россия, будучи исторически причерноморским государством, является участницей международных конвенций и соглашений по экологической безопасности бассейна Черного моря. В этих документах подчеркивается, что Черноморский бассейн — исключительно замкнутый, в котором любое экологически негативное событие затрагивает интересы всех причерноморских государств и их населения. Поэтому узкоотраслевой подход РАО «Газпром» при создании и осуществлении проекта «Голубой поток» противоречит не только международным обязательствам России, но и ее долгосрочным геополитическим интересам.
Надо сказать, что существуют и другие варианты поставок российского газа в Турцию. «Восточный», «западный» и так далее. Они могут быть осуществимы с помощью традиционных испытанных и надежных технологий. Это обстоятельство не нашло отражения в проекте РАО «Газпром».
Наше побережье — единственный в России субтропический курортный регион. Население его прямо или косвенно связано с лечебно-оздоровительной деятельностью. И уже сейчас сам проект «Голубой поток», его осуществление и будущая эксплуатация газопровода через Черное море наносит и будет наносить ущерб южным курортам страны. Это и потеря привлекательности региона, и снижение интереса к инвестициям в курортный бизнес, поскольку «опромышливание» Черноморского побережья России резко повышает риск вложения капитала в легкоранимое курортное дело. Примером служит разлив нефти на терминале Шесхарис в 1977 году, практически сорвавший курортный сезон в Кабардинке и Геленджике.
Сторонники «Голубого потока» обещают щедрые компенсации курортному региону и его населению за понесенные потери и неизбежный риск. связанный с осуществлением проекта и деятельностью газопровода, включая аварийные ситуации. В частности, РАО «Газпром» сулит повальную газификацию всех населенных пунктов побережья. Но широкой общественности неизвестны полноценные правовые документы, подтверждающие и гарантирующие это.
Источник
Прокладывание газопровода по дну Черного моря — игра в «русскую рулетку» с очень печальными последствиями
Новости
Мировое сообщество признает бесспорный факт способности РФ проложить трубопровод по морскому дну и успешно начать его эксплуатацию. Успех был достигнут в реализации проекта «Северный поток» в акватории Балтийского моря.
На очереди — «Южный поток», но акватория — уже Черного моря. Способна ли РФ построить газопровод с эксплуатационными показателями, которые обеспечат его безаварийную эксплуатацию в течение всего срока? Да! Способна. Специалисты РФ обеспечат функционирование трубы даже до того момента, когда природные запасы газа будут исчерпаны. В то время труба будет пустой, так как газа не будет.
Так при чем здесь «русская рулетка»? Есть ряд обстоятельств, игнорировать которые никто не имеет права.
1. Гидрология Черного моря
а) глубина большей части дна моря — 2000 метров.
Погружаясь на глубину 10 метров, имеем рост давления на 1 атмосферу. Атомная подводная лодка, на которой автор имел честь служить, погружалась на глубину 415 метров. Толщина брони, из которой была изготовлена «Мурена», составляла 5 см. Нитей между переборками мы не натягивали, это технологически невозможно сделать, но визуально фиксировали «проседания» ракетных шахт, а «стон» прочного корпуса лодки воспринимался как продолжение собственного обнаженного нерва.
б) объем воды в Черном море 550 000 км куб.
в) сероводород Н2S присутствует в 87% объема всего моря и в свободном состоянии заполнит 20 000 км куб.
г) плечо прокачки газа от станции на берегу кавказского побережья РФ до станции на болгарском берегу составляет не одну сотню километров. Нет технической возможности дополнительного «разгона» потока газа на промежуточной станции. Единственный вариант — максимально сильно поднять давление на территории РФ и отпомповывать из трубы на другом берегу. (Очень важное обстоятельство!)
2. Непреодолимые обстоятельства, на которые не может иметь влияния никто
Вследствие шторма потерпело крушение судно. Плавсредство тонет и попадает на газопровод. 15000 тонн металла получают огромную энергию, пока не преодолеют 2000 метров от поверхности до дна. Трубопровод будет перерублен мгновенно. Обычная практика в акватории Черного моря состоит в том, чтобы транспортировать металлолом на плоскодонных (!) Речных судах, в которых укреплен корпус и которым присвоен класс «река-море». Можно еще что-то приварить к корпусу речной самоходной баржи и повысить ее класс до уровня «река-океан», но от немедленной катастрофы это не спасет… Далее будет так: под бешеным давлением газ образует пузырь, который пойдет на поверхность. Инерционные силы в газопроводе (смотри п.г. — выше), время, которое требуется для срабатывания аварийной системы и перекрытия потока, позволят преодолеть невероятно большие объемы насыщенной сероводородом воды и прорвать 100–400 метровый слой обогащенной кислородом воды. Во время непогоды, когда произошла авария судна, молнии обязательно присутствуют. Смесь газа, сероводорода и атмосферного кислорода не долго будет ждать искру, которая спровоцирует взрыв.
3. Давайте помолимся за души невинно убитых в г. Беслан и в Норвегии. Дети погибли от рук террористов, молодые люди погибли на крошечном острове от руки сумасшедшего.
Трубопровод на дне моря можно увидеть на приборе так четко и ясно, как собственные тапочки на вытянутых ногах. Кумулятивный снаряд прожигает броню танка, как газетная бумага, а броня танка намного толще стенки трубы. Газопровод по дну Черного моря — это граната, которую взорвать могут непреодолимые обстоятельства и любой сумасшедший, фанатик или единоличный террорист. А организация плохих парней такой теракт сделает даже ночью.
Последствия взрыва сероводорода могут привести в самом страшном варианте к потере орбиты планетой Земля или сдвинут тектонические плиты — тогда потеряем 60% фауны и флоры. Пройдет определенный период времени и жизнь вернется и расцветет — главное, чтобы не возродился «Газпром».
За 20 лет независимости Украины у нас не было руководства, которое не «химичило» бы с газотранспортной системой. Средства, колоссальные средства затмевают разум всем и везде. Непрозрачность взаимоотношений, теневые схемы — вот что ведет к подобным проектам и может поставить на цивилизации крест. Такие отношения между Украиной и РФ — недопустимы.
Нельзя обвинять РФ во всех грехах, делаю Украину белой и пушистой. Ответственность должны нести обе стороны. И арбитром в этой ситуации должно быть мировое сообщество. ГТС Украины должна эксплуатироваться в режиме открытости и международного аудита и постоянного мониторинга. И первый шаг к этому — мировое сообщество должно поставить точку в возможных фальсификациях на выборах в ВР Украины в 2012 году. У нас чиновники действующего правительства могут сегодня покупать плавучие буровые платформы дороже, чем их продает производитель. Такое наше руководство не оставляет выбора РФ, как только начать строить «Южный поток». Такое руководство не может честно эксплуатировать ГТС Украины. Оно должно уйти. Мировое сообщество должно осознать масштаб угрозы украинской коррупции и твердолобость «Газпрома», что вместе способно создать условия для взрыва, который может легко превзойти одновременно сдетонировавший ядерный потенциал США.
Источник
Газопровод «Голубой поток»
«Голубой поток» – уникальное газотранспортное сооружение, которое предназначено для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Чёрного моря (минуя третьи страны). «Голубой поток» — самый глубоководный трубопровод в мире. Соглашение о строительстве «Голубого потока» подписано 15 декабря 1997 года.
Общая протяжённость трассы — 1213 километров (морской участок – 396 километров, сухопутный – 817 километров).
Максимальная глубина – 2150 метров.
Общая длина тоннелей (на российском сухопутном участке) — 3260 метров.
Проектная мощность — 16 миллиардов кубометров газа в год.
Начало поставки газа – февраль 2003 года.
Объём инвестиций – 3,2 миллиардов долларов.
Газопровод «Голубой поток» — российско-итальянский проект: с российской стороны участвует энергетический концерн «Газпром», с итальянской – нефтегазовый концерн ENI («Ente Nazionale Idrocarburi»).
«Голубой поток» — новая страница в истории развития современных газотранспортных технологий и крупнейший проект в сфере экспортных поставок российского газа.
Многие западные эксперты выражали сомнение о возможности строительства газопровода на глубинах до 2150 метров в условиях агрессивной сероводородной среды.
При строительстве газопровода применялись материалы и оборудование не только российских, но и немецких, итальянских, японских производителей. Для повышения надёжности газопровода применялись трубы из устойчивой к коррозии стали с внутренним и внешним полимерным покрытием. Все объекты «Голубого потока» прошли строгую экологическую экспертизу. На газопроводе создана интегрированная система производственно-экологического мониторинга. Круглосуточно два стационарных поста измеряют экологические параметры воздуха и передают отчеты в центральный пункт производственно-экологического мониторинга газопровода «Голубой поток». Мобильная лаборатория регулярно измеряет качество воды и воздуха вокруг компрессорной станции «Береговая». В октябре 2004 года дочерняя компания «Газпрома» — ДОАО «Оргэнергогаз» – получила главный приз национальной экологической премии в номинации «Экоэффективность» за внедрение системы экологического мониторинга газопровода «Голубой поток».
«Голубой поток» дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Условно он делится на три участка: сухопутный на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря (373 километра), морской — от села Архипо-Осиповка до терминала «Дурусу», расположенного вблизи турецкого города Самсун (396 километров), сухопутный от Самсуна до Анкары (444 километра). Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный.
История создания газопровода «Голубой поток»
Первые переговоры на официальном уровне по проекту «Голубой поток» начались в сентябре 1996 года.
15 декабря 1997 года было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение, в рамках которого «Газпром» заключил контракт с турецким топливным гигантом фирмой «BOTAŞ» на поставку 365 миллиардов кубометров газа в Турцию в течение 25 лет.
В 1999 году был подписан протокол о взаимном применении сторонами льготного налогового режима к новому международному проекту
Для обеспечения финансирования, организации строительства и эксплуатации газопровода «Газпром» и итальянский нефтегазовый концерн ENI создали российско-итальянскую компанию специального назначения » Blue Stream Pipeline Co» (зарегистрирована в Нидерландах). В консорциум, созданный для выполнения работ, вошли «Saipem S.p.A.» (Италия), «Bouygues Offshore S.A.» (Франция), «Katran-K» (Россия) и «Mitsui & Co», «Sumitomo Corp.» и «Itochu Corp.» (Япония).
Российско-итальянское совместное предприятие » Blue Stream Pipeline Co» покрыло 20% капитальных затрат за счёт собственного капитала, а остальное – кредитами, полученными под экспорт газа ( 1,76 миллиардов долларов были предоставлены японскими, итальянскими и британскими экспортными кредитными организациями).
3 февраля 2000 года состоялась символическая сварка первого стыка на российской сухопутной части газопровода в районе Краснодара. Стыковка произошла на 263 км сухопутной трассы газопровода Изобильный (Ставропольский край) — Джубга (Краснодарский край, побережье Черного моря).
В декабре 2004 года российский концерн «Газпром» и турецкая государственная компания «BOTAŞ» подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.
«BOTAŞ» занималась строительством трубопровода, а за прокладку труб по дну Чёрного моря отвечал концерн ENI (генеральным подрядчиком строительства морского участка выступила итальянская компания «Saipem»).
Строительство компрессорной станции «Береговая» началось в августе 2001 года. Это уникальное техническое сооружение, построенное на высоте 235 метров над уровнем моря. До ввода в эксплуатацию станции «Береговая» транспортировка газа обеспечивалась только посредством работы ранее введённых в эксплуатацию компрессорных станций «Краснодарская» и «Ставропольская».
В эксплуатацию трубопровод был сдан в конце декабря 2002 года. На газоизмерительной станции «Дурусу» был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса «Голубой поток». Основным назначением газоизмерительной станции «Дурусу» является снижение давления и измерение объема поставляемого российского природного газа. Измерение объемов поставляемого российского природного газа производится по международным стандартам.
20 февраля 2003 года начались коммерческие поставки в Турцию российского природного газа по газопроводу «Голубой поток» через станцию «Дурусу».
Объем поставок газа в Турцию по трубопроводу в 2003 году составил 2 миллиарда кубометров, в 2004 году — 3,3 миллиарда кубометров.
Однако в 2003 году турецкая сторона выступила с требованиями снижения цены на российский газ и пересмотра прежних контрактов. Анкара заявила о недопустимости сохранения российской монополии на поставки природного газа и начала активные поиски альтернативных источников в Туркмении, Иране, Египте, Катаре и Ираке.
В результате переговоров Россия и Турция нашли компромиссное решение. Россия обязалась уменьшить объем поставок газа, а Турция — оплачивать весь доставляемый газ, вне зависимости от своих текущих потребностей. Кроме того, договор предусматривал, что цена за газ будет меньше летом, чем зимой.
3 ноября 2005 года в Геленджикском районе Краснодарского края была введена в эксплуатацию первая очередь компрессорной станции «Береговая», что создало техническую возможность для поставок в Турцию газа в полном объёме. Выход на мощность 16 миллиардов кубометров газа в год запланирован на 2010 год. При строительстве компрессорной станции «Береговая» были применены самые передовые технологии: обычно линейные компрессорные станции располагаются на расстоянии от 80 до 120 километров друг от друга. «Береговая» доставляет газ по морскому участку на расстояние почти 400 километров.
17 ноября 2005 года на газоизмерительной станции «Дурусу» в районе города Самсун состоялись торжественные мероприятия, посвящённые реализации проекта «Голубой поток».
В 2006 году по «Голубому потоку» было поставлено 7,5 миллиардов кубометров газа, а в 2007 году – 9,5 миллиардов кубометров.
«Голубой поток» представляет собой готовый газотранспортный коридор для реализации новых проектов, одним из которых мог бы стать «Голубой поток-2» для поставки российского газа в Израиль и Италию.
Источник