Интересные факты о съёмках фильма «Большая перемена»
В начале 70-х годов в СССР началась кампания по образованию рабочей молодёжи — тех, кто ушёл работать, не закончив среднее или даже начальное школьное образование. Советский рабочий класс должен был стать самым передовым и продвинутым, а без образования это было бы просто невозможно! На производствах ввели ограничение — на повышение разряда и увеличение зарплаты теперь могли рассчитывать не просто передовики, а передовики с аттестатом о среднем образовании. Фильм «Большая перемена», показывающий, что учиться интересно и весело, а станки можно легко совмещать с уроками, был частью этой кампании.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
За основу сценария была взята биографическая повесть писателя и драматурга Георгия Садовникова. После окончания Краснодарского пединститута он год работал учителем в школе рабочей молодёжи. Преподавал историю нескольким классам — с пятого по девятый. Об этом опыте молодой преподаватель написал серьёзную повесть «Иду к людям», которую через десять лет после публикации и решил экранизировать режиссёр Алексей Коренев.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Садовников долго сопротивлялся превращению повести в комедию, но в конце концов сдался, и его сценарий сильно отличался от первоисточника. Например, герой Евгения Леонова в повести был женщиной — мамой Нелли. Дочь училась в девятом классе, а мама только в четвёртом. Любимец зрителей Ганжа был эпизодическим персонажем — хулиганистым подростком, который прятался от учителя в туалете. Тимохина, Люськи и любовного треугольника между Нестором, Полиной и Федоскиным в повести вообще не было.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Хотя повесть была биографической — мало у кого из героев были прототипы. Нестора Петровича автор, разумеется, списал с себя. У него был ученик, который чем-то напоминал Ганжу, и поклонница — будущая киношная Нелли Леднёва. Крупная девушка работала на стройке бетонщицей и всё время норовила проводить учителя до дома: «Вам одному будет страшно». Остальные персонажи были собирательными или выдуманными. Любитель танцев Ляпишев получил фамилию от секретаря райкома комсомола в Краснодаре, Петрыкин — от директора краевого драмтеатра, а Коровянская была названа в честь девушки, с которой у автора был короткий роман, но она собиралась замуж за молодого человека с такой фамилией…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Режиссёр Алексей Коренев сразу пригласил в фильм двух актёров — корифеев МХАТа Анастасию Георгиевскую и Михаила Яншина. Оставалось найти ещё пару десятков персонажей, в первую очередь — Нестора Петровича. На эту роль претендовали Михаил Кононов, Константин Райкин, Евгений Карельских и Андрей Мягков, и режиссёр больше склонялся к Мягкову. Однако актёр настаивал, чтобы в роли Светланы Афанасьевны сняли его жену — актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссёр снимать её не хотел, и тогда Мягков отказался от роли. Учителем стал Михаил Кононов, хотя он с самого начала относился к роли прохладно, на съёмках со всеми ссорился и считал фильм проходным с «несуразным текстом и фантасмагорическими ситуациями».
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Андрей Мягков пробовался и на роль Ганжи, но эти пробы были совсем неубедительными… Стать Ганжой предлагали Станиславу Садальскому, Александру Филиппенко и Юрию Векслеру. Векслеру сценарий не понравился, и он попросил вернуть его на киностудию свою жену — актрису Светлану Крючкову. Режиссёр её увидел — и сразу же позвал на пробы… Крючкова стала Нелли Леднёвой, а Ганжой — Александр Збруев, к которому этот герой приклеился на долгие годы. На съёмочной площадке этот актёр тоже помотал нервы режиссёру — он наотрез отказался носить рабочую робу, и его герой стал модником, разгуливающим по стройке в дорогой замшевой куртке.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
До появления Светланы Крючковой на роль Нелли пробовались Наталья Гвоздикова, Ольга Науменко, Елена Прудникова и другие не самые известные актрисы… Саму Крючкову режиссёр сначала хотел взять на роль Светланы Афанасьевны — жены Ганжи. Именно с Александром Збруевым она и проходила пробы. Снимали сцену, когда Ганжа затаскивает Светлану в квартиру со словами, что за порогом они ученик и учительница, а дома — муж и жена… Крючкова так вошла в роль, что до крови укусила Збруева за палец. Пробы остановили и актёры разошлись по домам. Тем же вечером режиссёр позвонил актрисе и сказал, что утверждает её на другую роль.
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Наталья Гвоздикова получила роль Полины. В одном из интервью актриса рассказывала, что Коренев был к ней неравнодушен, а она не отвечала взаимностью и из-за этого роль сильно урезали. Зато с Савелием Крамаровым, игравшем жадного Тимохина, она кокетничала с удовольствием, отмечая насколько не похож на своих героев этот умный, начитанный и интеллигентный актёр. На съёмках длинные светлые волосы актрисы прятали под чёрный парик. Это не было предусмотрено сценарием, но оказалось, что на съёмочной площадке собрались сплошные блондинки — Богунова, Крючкова, Азер, Касаткина…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
На роль любительницы танцев Люськи пробовалась младшая дочь режиссёра — начинающая актриса Елена Коренева. Она не чувствовала в себе комедийного таланта, поэтому от роли отказалась, но её можно увидеть в эпизодической роли девушки в библиотеке. Старшая дочь Алексея Коренева тоже снялась в небольшой роли — Мария сыграла девушку с ребёнком. Вообще, в «школе» было много друзей и знакомых режиссёра — они сидели на задних партах в классе и играли в массовке.
В фильме есть несколько киноляпов. Самый заметный из них — это забинтованная то правая, то левая рука Ганжи. Прокол заметили на монтаже, но возвращаться в Ярославль на шинный завод, восстанавливать декорации медкабинета и переснимать всю сцену уже не хотелось, поэтому оставили как есть. Ещё одна неточность — это учительница физкультуры, хотя физкультуры в вечерних школах не было.
Внимательные зрители так же могут заметить, что Ганжа и Леднёв пьют вместо пива квас, а школа меняет облик — в первый рабочий день Нестор Петрович проходит мимо квадратных окон школы, открывает глухую дверь и… оказывается в совершенно другом здании с застекленными дверями и арочными окнами.
По сценарию в фильме пел Григорий Ганжа, но утвержденный Александр Збруев оказался непоющим актёром. В начале съёмок режиссёр услышал пение из гостиничного номера Светланы Крючковой, где вечерами собрались актёры. Оказалось, что это пела сама Крючкова. Режиссёр познакомил её с композитором Эдуардом Колмановским, и специально для актрисы он написал знаменитый романс «Чёрное и белое».
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
Сначала планировалось снять двухсерийный фильм, но снятый материал так понравился руководству студии «Телефильм», что они выделили бюджет ещё на две серии.
Режиссёр рассказывал, что можно было снять и пятую серию, но тогда пришлось бы сильно экономить. Не стали снимать и смешной эпизод со спектаклем «Евгений Онегин», который ученики показывали в финале фильма. Евгением был Тимохин, а Татьяну должна была играть его любимая Коровянская, но испугалась и сбежала прямо перед выходом! Текст наизусть знал только Нестор Петрович. Пришлось ему надевать капор и кринолины и идти на сцену к ничего не подозревающему Тимохину…
«Большая перемена», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Коренев
В процессе работы о съёмках новой комедии под названием «Приключения школьного учителя» написала газета «Вечерняя Москва». И случилось неожиданное… Редакцию завалило письмами учителей, которые были оскорблены тем, что серьёзную педагогику поставили рядом с легкомысленными приключениями и предлагают посмеяться над их тяжёлым трудом! Режиссёра и сценариста вызвали в Министерство образования и очень просили изменить название, хотя сами ничего крамольного в нём не видели. Они объявили конкурс среди съёмочной группы — за лучшее название дарили бутылку коньяка. Выиграл оператор Анатолий Мукасей, который первым произнес: «Большая перемена»!
Источник
Где снималась «Большая перемена»
В шапке моего профиля написано, что помимо своей любимой работы визажиста, я увлекаюсь кино.
Я уже делала подборку фото как изменился мой город с момента съемок фильма Женщины (1965 г), ссылочку оставлю
Сегодня посмотрим изменения на примере фильма «Большая перемена» , съемки которого проходили в Ярославле в период с 1972 по 1973 года. История о молодом учителе, пришедшем преподавать в вечернюю школу.
Фильм о рабочей молодежи, конечно не мог не показать, где эта молодежь работает. В основном герои фильма «трудились» на нефтеперерабатывающем заводе нашего города. Снимали на территории и в цехах, куда меня конечно никто не пустил сделать фото. Но скажу вам завод на месте, функционирует по прежнему стабильно.
В начале фильма и в сцене где Нестор Петрович тонет, съемки шли на Стрелке. Это место, где река Которосль впадает в Волгу. Тогда там был песчаный пляж с зонтиками от солнца и скамеечками.
В сцене, где Ганжа убегает от своей учительницы-жены, тоже можно разглядеть как выглядело это место в 1973 году.
Сейчас здесь расположена одна из главных прогулочных зон с «поющими» фонтанами, велодорожками и памятником 1000-летию.
Современное фото я делала вчера, с погодой мне не повезло, но увидеть изменения можно. Парк был открыт в 2010 году к 1000-летию Ярославля.
Еще одно узнаваемое место в городе, стадион «Спартаковец», где неугомонный Нестор Петрович подменял на воротах Фукина.
В настоящее время стадион как футбольное поле не используется. Сейчас там есть беговая разметка для тех, кто за ЗОЖ, а также проводятся городские праздники. Зимой детки с горок катаются. Я уже писала про гадкую погоду?
Как вам кажется, большие перемены произошли за эти почти 50 лет? По-моему город однозначно преобразился! Когда живешь в нем постоянно, как-то не обращаешь внимания на многие вещи, в частности, я лишний раз убедилась какой Ярославль красивый.
Понравилась статья — ставь лайк) Подписывайся , а я полетела дальше!
Источник
«Большая перемена»: интересные факты о фильме
В основу сюжета фильма «Большая перемена» легла повесть Георгия Садовникова «Иду к людям». Он написал ее еще в 50-х годах, основываясь на своем опыте работы учителем истории в вечерней школе. Правда история не совсем автобиографична, Георгий прямо об этом говорил: он не страдал из-за любви к некоей Полине, не поступал в магистратуру, да и многие персонажи в книге были им выдуманы, но на то оно и художественное произведение.
В конце 60-х годов ему поступило предложение выступить сценаристом для экранизации повести «Иду к людям» (в то время правительство проводило кампанию по массовому обучению всех рабочих, у которых не было закончено среднее образование, и фильм должен был стать ее частью). Садовников дал согласие, но с условием, что соавтором сценария выступит режиссер будущего фильма (Алексей Коренев). Почти два года ушло на написание сценария и адаптацию повести. Некоторые герои были изменены, а участие некоторых значительно расширено.
Например, в книге Ганжа — это хулиганистый подросток, который появляется лишь в одном из эпизодов, а в фильме — это одна из главных ролей. Вместо отца Нелли Ледневой в повести в школу ходит ее мама, и учатся они в разных классах.
Рабочее название фильма было «Приключения школьного учителя», но после публикации в газете небольшой заметке о съемках комедии с таким названием, киностудию засыпали письмами возмущенные учителя: «Педагогика и учительство — это тяжкий труд, и ничего веселого в нем нет!». Режиссер испугался, что фильм вообще запретят, но в итоге все обошлось просто сменой названия.
Кстати, автором нового названия был оператор фильма, Анатолий Мукасей.
На главную роль, педагога Нестора Петровича Северова, пробы прошел Андрей Мягков, но из-за разногласий с режиссером отказался от роли. Мягков поставил условие, что в роли учительниц русского языка и литературы Светланы Афанасьевны должна сниматься его жена, Анастасия Вознесенская (она пробы не прошла). Режиссер не пошел на уступки.
Михаил Кононов же согласился на эту роль лишь из-за перерыва в съемках, сам сценарий его не впечатлил, и он считал эту роль «проходной».
На роль Ганжи приглашали Станислава Садальского, Александра Филипенко и Юрия Векслера. Векслеру сценарий не понравился и он попросил свою жену, Светлану Крючкову, вернуть его на киностудию. Увидел ее режиссер предложил ей пройти пробы, так она получила роль Нелли Ледневой.
Снимали фильм в Ярославле, на Шинном заводе, и в Московском педагогическом университете. При монтаже были выявлены некоторые несостыковки, или как сейчас говорят, «киноляпы», но возвращаться в Ярославль и переснимать не стали, решили оставить как есть.
Фильм получился добрым, веселым, и очень полюбился зрителям. Даже спустя более 40 лет после премьеры он не потерял своего шарма и продолжает нас радовать легким юмором и незатейливым сюжетом на извечные темы.
Источник