- Техника — молодёжи 1957-01, страница 10
- Какие плюсы получит Россия, если перегородит Каспийское море дамбой
- Есть и другие плюсы. Например:
- Вместе с тем, есть у дамбы и серьезные минусы
- Одна дамба все же была построена
- Хорошо для севера, плохо для юга: почему не строят дамбу посреди Каспийского моря
- Проблемы Каспийского моря
- Что даст постройка дамбы
- Но почему не спешат со строительством
Техника — молодёжи 1957-01, страница 10
ВОДНЫЙ БЮДЖЕТ КАСПИЯ
Человек немало влияет на судьбы Каспийского моря. Сегодня мы берем на разные нужды из той воды, что стекает в море, десятки кубических километров ее. А завтра, когда будут закончены гидроэлектростанции на Волге, мы будем забирать 50 куб. км, и сток в Каспий упадет примерно до 270 из всего стока 320 куб. км. Таким образом, мы будем брать V6 всего водного бюджета Каспия. Следовательно, и море должно будет на ! /б, или на 67 тыс. кв. км, сократить свою поверхность. Ныне же она сократилась на 35 тыс. кв. км, то есть на площадь, равную Азовскому морю.
Все это и заставило ученых ускорить разработку проектов регулирования уровня Каспийского моря.
Сначала возникла мысль использовать воду рек, не входящих в бассейн Каспия,— Аму-Дарьи, Днепра, Дона — для возмещения недостатка воды в Каспийском море. Однако это означало бы перекладывание кошелька из одного кармана в другой: ведь в бассейнах этих рек имеется огромное количество плодороднейших земель, и лишать их воды никак нельзя. Тем более, что огромная сеть оросительных каналов в бассейнах Днепра и Дона закрепила использование вод этих рек в их бассейнах. * Существовал еще проект бросить в Каспийское море воду непосредственно из Азовского моря — ведь его уровень на 28 м выше Каспийского, вода пошла бы самотеком. Но тогда в Азовское море хлынули бы через Керченский- пролив сильно соленые воды Черного моря, которые убили бы богатейшее рыбное поселение Азовского моря. Эта соленая вода потекла бы и в Каспий, представляющий из-за малой солености его вод настоящий заповедник. Рыбный промысел в Каспийском море резко сократился бы.
Широко известен проект инженера М. М. Давыдова, по которому предполагается направить на запад, в Каспийское море, воду сибирских рек. Но к тому времени, когда эта вода может быть брошена в Каспий, его уровень упадет столь сильно, что для восстановления прежнего положения понадобится, по крайней мере, 25 лет.
Остаются только реки северных районов Европейской части Советского Союза, которые можно повернуть вспять и заставить впадать в Волгу. Вариант этот очень хороший и дает, по подсчетам автора проекта инженера Г. В. Дмитриева, 42 куб. км воды в год. Но подача воды может начаться примерно с 1966 года, и только к 1970 году она достигнет 42 куб. км, что не поднимет уровень Каспийского моря. По самым скромным подсчетам, надо перебрасывать в бассейн Каспия 100 куб. км в год.
ДАМБА, ДЕЛЯЩАЯ МОРЕ НА ДВЕ ЧАСТИ
У автора этой статьи возникла идея, регулировать уровень не всего Каспийского моря, а только отдельных его частей. Поддерживать более высокий уровень лишь в тех местах, где это больше всего необходимо.
Где же падение уровня моря наиболее неблагоприятно для нашего народного хозяйства? Для рыбного хозяйства, водного транспорта — на севере Каспия; для морского флота — в Баку, Красноводске, Махачкале. От падения
ЛЮБОПЫТНЫЕ ЦИФРЫ И ФАКТЫ
каждой тысяче литров воздуха содержится 9,34708 л редких газов: ) гелия, неона, аргона, криптона и других.
В обыкновенном горохе иногда содержится до 1,5о/п селена.
На одном из заводов в Канаде руду, измельченную и смешанную с водой, перекачивают по 6-дюймовому трубопроводу из одного цеха в другой, находящийся на расстоянии около 150 км.
в Западной Германии разработан дешевый метод хранения газов. Геологи изыскивают пласты газонепроницаемого песчаника или глины, и под них через глубокие скважины нака-чиЕается подлежащий хранению газ. В 1955 году в Руре таким способом хранилось 60 млн. куб. м коксового газа.
В Китае начали культивировать многолетние древовидные томаты и сою. С одного дерева урожай плодов можно снимать целое десятилетие.
Если каучук вулканизировать с перекисью бутила, то получается жаропрочная резина, выдерживающая нагревание до 175°С. При добавлении к нему еще и мелко раздробленного кремния резина приобретает твердость пластмассы. Добавление фтора делает резину маслостойкой.
Юльским ученым в результате семи лет исследований удалось найти форму и способ размещения лопаток турбин крупных шахтных вентиляторов, при работе которых исключается шум.
уровня воды в северной части моря рыбное хозяйство терпит миллиардные убытки. Здесь потеряно 28 тыс. кв. км водной площади при общей площади северного Каспия 111 тыс. кв. км. Чтобы сохранить для нашей страны этот район, богатый ценной рыбой, следует отделить его от остального моря искусственной дамбой, которая должна пересечь все Каспийское море от западного берега до восточного по глубинам, не превышающим 4 м. Несмотря на большую длину — 450 км, дамба эта не будет таким грандиозным сооружением, как, например, Куйбышевская и Сталинградская ГЭС. Объем земляных работ составит 150—230 млн. куб. м, тогда как для осуществления переброски вод рек Севера объем земляных работ должен быть втрое больше. Уровень воды в северном Каспии будет поднят выше современного на 2—2,2 м. Море к северу от дамбы примет свой прежний облик. Дельта реки Волги будет вновь полноводной. Там, где сейчас сухо, ловцы будут добывать рыбу. Воскреснут «Синее морце» и дельта Урала. Ловцы вернутся в брошенные ими села. Дамба задержит питательные вещества в водохранилище и создаст новые кормовые площади для рыбного населения. На ней можно сделать приемку рыбы, рыбозаводы, на ней может быть проложена железная и шоссейная дороги. Дамба, идущая к северу, позволит регулировать соленость воды в восточной части северного Каспия, поддерживая ее в пределах 0,2—-0,5%,
что, по мнению ихтиологов, особенно желательно. Энергия от ГЭС, сооруженных на дамбе, будет использована на рыбных заводах и для электрификации железной дороги. Многие рукава дельты Волги и Урала сейчас пересохли и до моря не доходят; речные фарватеры стали непригодны для судоходства и поддерживаются дноуглубительными работами. Все это изменится.
В северокаспийском водохранилище весной лед будет держаться на 15— 25 дней дольше, но это не отсрочит навигацию, так как она определяется вскрытием Волги у Астрахани, которое обычно бывает позднее на 25 дней. Очень важно подать пресную воду на Мангышлак. Этот район имеет большое будущее. Здесь работают тысячи геологов, уже найдены каменный уголь, нефть и ряд ценных руд. Здесь плодородные земли, на которых можно в год выращивать по два урожая, но для этого нет пресной воды.
Поэтому, «реконструируя» Каспийское море, необходимо подумать и о том, как обеспечить Мангышлак пресной водой. Это будет осуществлено особой дамбой и каналом, который направит пресные воды к. Мангышлаку. По каналу свободно пойдут ловецкие суда и суда, вывозящие полезные ископаемые. Мангышлак оживет и умножит богатства Каспия. Здесь разовьется животноводство, сельское хозяйство, промышленность, здесь возникнут курорты.
Что же будет с такими портами, как Баку, Красноводск, Махачкала, ведь упавший уровень моря причинит им ущерб? Мы предлагаем отгородить их от моря дамбами. Уровень в бухтах будет постоянным, дноуглубительных работ не надо будет производить в течение ряда лет.
Мощные ветряные насосные станции поднимут уровень воды в этих бухтах, и отошедшее от берегов море будет возвращено к своим берегам. Выход судов за пределы дамб будет производиться через шлюзы, что широко практикуется в Англии и других странах.
Опыт наших грандиозных строек позволит разрешить проблему Каспийского моря. Технически это сейчас уже не представляет больших трудностей. Самой сложной и до конца сейчас еще не разрешенной проблемой является биологическая проблема. Важно установить, как изменится состав рыбного населения Каспия, его кормовая база.
Но нет никаких сомнений, что и эта проблема будет нами разрешена.
УЧЕНЫЕ СКЛОНИЛИСЬ НАД КАРТОЙ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
Источник
Какие плюсы получит Россия, если перегородит Каспийское море дамбой
Для начала отметим, что проект такой дамбы – не пустая фантазия .
Подобные идеи выдвигались еще советскими инженерами начиная с 40-х годов прошлого века, а в 1980 году первую «пробную» дамбу в Каспийском море даже построили. Впрочем, обо всем по порядку.
Главная проблема Каспийского моря заключается в том, что оно стремительно мелеет . При этом, его северная (российская) часть имеет настолько пологие берега, что обмеление Каспия всего на 1 миллиметр приводит к отходу воды от берегов на 10 метров!
Это значит, что падение уровня Каспия хотя бы на 1 метр буквально «опустошит» тысячи квадратных километров территории, прилегающей к морю.
Сами можете представить, какими проблемами это грозит:
– Прибрежные порты окажутся далеко от моря. Это ударит по навигации и доставке грузов. Например, город Атырау, который когда-то строили как порт, уже сейчас располагается почти в 20 километрах от берега!
– Сократится популяция промысловых и краснокнижных рыб
– Оголившееся дно усилит опустынивание , т.к. песок и соль со дна будут активнее разноситься ветром
– Более мелкое море сильнее промерзает , а это вредит навигации, плюс большое количество льдов вредит морским нефтяным вышкам по время ледохода
Естественно, сооружение дамбы позволило бы зарегулировать российскую часть Каспия и сделать ее, фактически, водохранилищем с управляемым уровнем.
В советские времена предлагалось несколько маршрутов дамбы. Вот два наиболее популярных:
Водохранилище, созданное дамбой, со временем стало бы практически пресным , т.к. основные питающие Каспий реки расположены как раз на севере. Это Волга, Урал, Терек, Эмба, Сулак и Самур.
Соответственно, если отделить северную (мелкую) часть от гораздо более глубокой южной, то речной сток опреснил бы Северный Каспий естественным образом.
Итак, мы видим уже два плюса от сооружения дамбы:
1. Борьба с падением уровня Каспия (со всеми вытекающими плюсами)
2. Получение огромного водохранилища с тысячами кубическим километров пресной воды.
Есть и другие плюсы. Например:
3. По дамбе можно организовать дорогу , что значительно упростит доставку грузов и пассажиров с одного берега на другой. Особенно в этом может быть заинтересован Китай, выстраивающий свои маршруты в Европу.
4. Т.к. между Северной и Южной частью Каспия возникнет перепад уровней, то в теле дамбы можно организовать мощнейшую ГЭС, которая даст миллиарды киловатт электроэнергии.
5. Новые перспективы открываются в рыбном хозяйстве, а также в спасении редких видов животных.
Вместе с тем, есть у дамбы и серьезные минусы
1. Это безумно дорого. Собственно, именно по этой причине дамба еще не построена. Просто представьте, нужно создать насыпь в несколько сотен километров длиной и местами до сотни метров в высоту.
Как подсчитали еще в советское время, дешевле будет перебросить воду Иртыша в Каспий (по каналу), чем построить подобную дамбу.
2. Навигация судов, с одной стороны, улучшается (из-за подъема вод), а с другой стороны – ухудшается, т.к. дамба мешает судоходству.
3. Море имеет международное значение и, например, Азербайджану Ирану и Туркмении не очень понравится, что южная часть Каспия начнет засаливаться и падать еще большими темпами (т.к. мы отрежем их от наших рек).
4. Экология. Так же, как и судоходство – на севере рыбе станет лучше, а я на юге – хуже. К тому же, миграция рыб и прочих животных будет затруднена.
5. Рано или поздно уровень воды в Каспии может снова начать подниматься (есть теория, что его обмеление/наполнение – это циклический процесс), так что в будущем дамба может только мешать, особенно – если она окажется под водой.
Вот по совокупности всех этих плюсов и минусов и было решено дамбу пока не строить. Хотя, проекты моста или тоннеля под дном – обсуждаются до сих пор.
Одна дамба все же была построена
В начале статьи я упомянул, что одна дамба на Каспии все-таки была. Речь идет о возведенной в 80-х годах дамбе, отделившей залив Кара-Богаз-Гол от основного «тела» Каспийского моря.
Этот залив имеет довольно приличные размеры, сравнимые с площадью Крыма. При этом, он очень мелкий, то есть сильно прогревается.
Таким образом, залив Кара-Богаз-Гол по своей функции чем-то похож на испаритель, радиатор – через него Каспий теряет очень много воды за счет испарения.
Перегородив пролив дамбой, эту проблему удалось решить, однако потом уровень воды в море начал так сильно подниматься, что дамбу сломали и сейчас в ней имеется узкий шлюз:
Вот такая вот история с этими морскими дамбами.
Кстати, а вы знаете, почему Каспийское море – это именно море, а не озеро? Оказывается, размер тут вообще не причем
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Хорошо для севера, плохо для юга: почему не строят дамбу посреди Каспийского моря
Идея построить дамбу в Каспийском море появилась еще во времена правления Сталина. Воплотить ее в жизнь помешала Великая Отечественная война. Но разговоры о дамбе идут и поныне, в начале XXI века: есть мнение, что дамба бы помогла решить многие слолжности. Казалось бы, в чем проблема, берись и строй. Вот только к строительству приступать не спешат. Почему? О плюсах и минусах этого проекта мы расскажем в нашем материале.
Проблемы Каспийского моря
Одна из главных проблем заключается в том, что с каждым годом уровень воды в Каспии всё больше снижается. В его северной части много пологих берегов. Обмеление моря всего на 1 мм приводит к отступу воды на них на целых 10 метров от берега! Только представьте: если уровень воды в Каспии снизится на один метр, сколько прилегающих территорий это оголит.
В свою очередь это приведет к серьезным изменениям в ландшафте и экосистеме. Например, сократится популяция промысловых рыб, как и тех, что уже внесены в Красную книгу. Разумеется, пострадает и фауна прибрежных вод северной части Каспия. С оголившихся участков морского дна песок и соль будут разноситься ветром, и со временем это приведет к опустыниванию земель. А далее неизбежно и изменение климата региона.
Вдобавок морские порты окажутся дальше от берега, а это осложнит доставку грузов. Похожая история произошла с казахстанским городом Атырау, который ранее был портом. Изначально его строили в месте впадения реки Урал в Каспийское море. Но со временем из-за уменьшения воды в Каспии город отдалился от водоема на 20 км.
Мелкие воды Каспия будут сильнее замерзать. Тяжелые дрейфующие льды затруднят навигацию и могут повредить нефтяные вышки.
Что даст постройка дамбы
Во-первых, строительство дамбы в Каспийском море помогло бы решить все вышеперечисленные проблемы, удерживая его воды на определенном уровне.
Во-вторых, большинство рек впадают в Каспий в его северной части, а значит, строительство «перегородки» в середине водоема сделало бы его огромным хранилищем пресной воды.
В-третьих, по возведенной дамбе можно проложить автомагистраль, которая соединит два берега. Это значительно упростит грузоперевозки, в чем могут быть заинтересованы сразу несколько стран.
Два варианта постройки дамбы
В-четвертых, по задумке дамба должна разделять южную и северную часть Каспийского моря. Это в свою очередь создаст огромный перепад уровня воды между ними. Если вместе с дамбой построить гидроэлектростанцию, то она будет вырабатывать миллиарды киловатт электроэнергии.
И, в–пятых, в новых условиях можно будет создать рыбное хозяйство и благоприятную среду для вымирающих видов животных.
Но почему не спешат со строительством
Как бы замечательно ни звучали вышеперечисленные преимущества проекта, эта задумка скрывает в себе и ряд недостатков.
Во-первых, это безумно дорогой проект, и средства на него найти не так просто.
Во-вторых, даже если оборудовать дамбу каналами и шлюзами, проход кораблей будет сильно затруднен.
В-третьих, Каспий не принадлежит России целиком, мы не можем принимать единолично такие решения. У соседних государств есть свои интересы, и для некоторых из них эта постройка невыгодна. Пока в северной части моря будет сохраняться уровень воды, в южной водоем будет мельчать, оставшись без подпитки основной части рек.
В-четвертых, ученые предполагают, что процесс обмеления может быть временным. Если уровень воды в море снова начнет подниматься, то дамба будет только мешать.
И, в-пятых, против строительства «перегородки» выступают экологи. Если в северной части моря среда обитания для животных и рыб станет лучше, то в южной — диаметрально противоположно. И вдобавок миграция для фауны будет сильно затруднена.
Источник