- Гибралтарский пролив
- Пролив, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан
- Течения
- Международный статус пролива
- Грузоперевозки через пролив
- Связь Европы и Африки
- Где находится и как доехать
- Гибралтарский пролив на карте
- Гибралтарский пролив — Strait of Gibraltar
- СОДЕРЖАНИЕ
- Имена и этимология
- Место расположения
- Степень
- Геология
- Биоразнообразие
- История
- Связь
- Тоннель через пролив
- Особые модели потоков и волн
- Приток и отток
- Внутренние волны
- Территориальные воды
- Выработка энергии
Гибралтарский пролив
Пролив, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан
Гибралтарский пролив или Гибралтар — международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.
Течения
В Гибралтарском проливе, так же как и в Мессинском проливе и Босфоре, наблюдается сильное поверхностное течение; вызванное тем, что уровень воды в Средиземном море ниже, чем в Атлантическом океане. Дело в том, что Средиземное море вмещает за счет впадающих в него рек лишь небольшую часть тон влаги, которую оно теряет в результате испарений, еще часть воды оно получает из Черного и Мраморного морей через Босфор и Дарданеллы, но основная масса воды поступает в Средиземное море из Атлантического океана через Гибралтарский пролив со скоростью 2 узлов (1 узел — 1,852 км/ч).
При этом Гибралтарский порог, перегораживая пролив, препятствует проникновению в Средиземное море холодных атлантических глубинных вод, что способствует возникновению явления гомотермии, которое усугубляется тем, что средиземноморские воды из-за высокой солености тяжелые (соленость вод Средиземного моря в восточной части составляет 39%, а в западнойв районе Гибралтарского пролива, она падает до 37%).
В свою очередь Средиземное море сбрасывает свои воды в Атлантический океан, образуя второе, подводное течение со скоростью 1,5 узла. Воды юго-восточной части бассейна, в которых концентрация соли больше на 2,5%, опускаются и, возвращаясь на запад, образуют промежуточный слой на глубине 200— 500 м, часть которого выходит через Гибралтарский пролив в океан.
Ситуацию осложняют сильные ветры, замедляющие скорость течения или увеличивающие ее почти в 2 раза в зависимости от направления, а также от приливов (два прилива в сутки), и туманы.
Международный статус пролива
До сих пор остается открытым вопрос о международно-правовом статусе Гибралтарского пролива.
В соответствии с конвенцией, выработанной III Конференцией ООН по морскому праву, судам предоставляется право транзитного прохода через проливы, входящие в систему международного судоходства’. По этому договору, открытому для подписания в 1982 г., Испания и Марокко претендуют на 12-мильную зону территориальных вод, т. е. они фактически выступают за то, чтобы поделить Гибралтарский пролив приблизительно пополам. Однако некоторые страны, в том числе Великобритания и США, не признают такого деления и считают середину пролива открытым морем. При этом они активно используют фарватер пролива для военных перевозок. В частности, в 1973 г. США осуществляли через Гибралтарский пролив военные поставки Израилю вопреки протестам правительств Испании и Марокко. Подобная настойчивость Лондона и Вашингтона вполне объяснима: ведь Средиземное море — зона действия подводного флота НАТО, в его глубинах курсируют подводные лодки США, Италии и Франции, оснащенные ядерными ракетами.
Грузоперевозки через пролив
Ежегодно через Гибралтарский пролив, ширина которого колеблется от 14 до 44 км, проходит около 70 тыс. крупных судов. В среднем по проливу проходит восемь судов в час в обоих направлениях. В основном это нефтеналивные танкеры, идущие из стран Персидского залива, Ливии и Алжира в промышленно развитые страны Западной Европы и в США. Через пролив осуществляется около 5% мировых перевозок нефти.
Кроме нефти суда, проходящие через Гибралтарский пролив, перевозят и другие сырьевые материалы в европейские страны и в Соединенные Штаты, а из них в свою очередь промышленные товары в Африку и далее на восток. В среднем пропускная способность Гибралтарского пролива составляет около 200 судов в день, т. е. он является второй по величине нагрузки «морской трассой» после Па-де-Кале (330 судов ежедневно). Через пролив осуществляется вывоз большей части египетского хлопка, около 80% экспортной продукции Турции, 90% — Греции, 60% — Италии и 60% — Испании.
Связь Европы и Африки
С помощью паромных перевозок по Гибралтарскому проливу осуществляется связь между Европой и Африкой. Эксперты ООН рассматривают также варианты сооружения моста для железнодорожных и автомобильных перевозок, который соединит берега Испании и Марокко. Решение о строительстве этой переправы через Гибралтарский пролив было принято на II сессии Экономического и социального совета ООН.
Где находится и как доехать
Адрес: Европа, Гибралтар, Гибралтарский пролив
Гибралтарский пролив на карте
GPS координаты: 36.095372, -5.345304
Источник
Гибралтарский пролив — Strait of Gibraltar
- مضيق جبل طارق ( арабский )
- Гибралтарский пролив ( британский английский )
- Estrecho de Gibraltar ( испанский )
Гибралтарский пролив ( арабский : مضيق جبل طارق , латинизируется : Maḍīq Джебель Тарик , испанский : Estrecho — де — Гибралтар , архаики : Столпы Геркулеса ), также известный как Гибралтарский пролив , узкий пролив , который соединяет Атлантический океан к Средиземное море и отделяет Пиренейский полуостров в Европе от Марокко в Африке .
Два континента разделены океаном в 13 км (8,1 мили ; 7,0 морских миль ) в самой узкой точке пролива между мысом Марроки в Испании и мысом Сирес в Марокко. Паромы курсируют между двумя континентами каждый день всего за 35 минут. Глубина пролива колеблется от 300 до 900 метров (от 980 до 2950 футов ; от 160 до 490 саженей ), что, возможно, взаимодействовало с более низким средним уровнем моря последнего крупного оледенения 20000 лет назад, когда уровень моря, как полагают, был ниже на 110–120 м (360–390 футов; 60–66 морских саженей).
Пролив лежит в территориальных водах Марокко , Испания , и заморская территория Великобритании в Гибралтаре . В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву , иностранные суда и летательные аппараты имеют право свободно перемещаться и пролетать над Гибралтарским проливом в случае непрерывного транзита .
СОДЕРЖАНИЕ
Имена и этимология
Название происходит от Гибралтарской скалы , которая, в свою очередь, происходит от арабского Jabal āriq (что означает «гора Тарика»), названного в честь Тарика ибн Зияда . Он также известен как Гибралтарский пролив, в Gut Гибралтар (хотя это в основном архаичными), в Strog (Гибралтарский пролив) в военно — морского использования, и Баб аль-Магриб (арабский: باب المغرب ), «Ворота Марокко »или« Ворота Запада ».
В средние века мусульмане называли его Аз-Зукак ( الزقاق ), «проход», римляне называли его Fretum Gaditanum (Кадисский пролив), а в древнем мире он был известен как « Геркулесовы столбы » ( древнегреческий : αἱ Ἡράκλειοι στῆλαι , романизированный : hai Hērákleioi stêlai ).
Место расположения
На северной стороне пролива находятся Испания и Гибралтар (заморская территория Великобритании на Пиренейском полуострове ), а на южной стороне — Марокко и Сеута (испанский автономный город в северной Африке). Его границы были известны в древности как Геркулесовы столбы .
Из-за своего местоположения пролив обычно используется для нелегальной иммиграции из Африки в Европу.
Степень
Международная гидрографическая организация определяет пределы Гибралтарского пролива следующим образом :
На Западе. Линия, соединяющая мыс Трафальгар и мыс Спартель . На востоке. Линия, соединяющая мыс Европа и П. Альмина .
Геология
Морское дно пролива состоит из синорогенного глинистого флиша Бетик -Риф, покрытого плиоценовыми и / или четвертичными известковыми отложениями, источником которых являются процветающие сообщества холодноводных кораллов. Открытые поверхности коренных пород, крупные осадки и местные песчаные дюны свидетельствуют о сильных донных течениях в настоящее время.
Около 5,9 миллионов лет назад, связь между Средиземным морем и Атлантическим океаном вдоль Betic и Rifan коридора была прогрессивно ограничена до его полного закрытия, эффективно вызывая соленость Средиземного моря периодически поднимается в гипсовой диапазоне и отложения солей, в каком известен как мессинский кризис солености . В этой водно-химической среде концентрации растворенных минералов , температура и потоки стоячей воды объединились и регулярно происходили, чтобы осаждать многие минеральные соли слоями на морском дне. Возникшее в результате накопление различных огромных соляных и минеральных отложений в бассейне Средиземного моря напрямую связано с этой эпохой. Считается, что этот процесс занял короткое время по геологическим меркам — от 500 000 до 600 000 лет.
Подсчитано, что если бы пролив был закрыт даже при сегодняшнем более высоком уровне моря, большая часть воды в бассейне Средиземного моря испарилась бы всего за тысячу лет, как полагают тогда, и такое событие отложило бы месторождения полезных ископаемых, такие как солевые отложения теперь обнаруживаются под морским дном по всему Средиземноморью.
После длительного периода ограниченного прерывистого водообмена или отсутствия обмена между Атлантическим океаном и Средиземноморским бассейном, примерно 5,33 миллиона лет назад, соединение Атлантики и Средиземного моря было полностью восстановлено через Гибралтарский пролив в результате наводнения в Занклине и с тех пор остается открытым. Эрозия, вызванная поступающими водами, кажется, является основной причиной нынешней глубины пролива (900 м (3000 футов; 490 саженей) в узких местах, 280 м (920 футов; 150 саженей) на пороге Камаринал ). Ожидается, что пролив снова закроется по мере продвижения Африканской плиты на север относительно Евразийской плиты , но в геологических, а не в человеческих временных масштабах.
Биоразнообразие
Пролив был идентифицирован как Important Bird Area по BirdLife International из — за сотни тысяч морских птиц , которые используют его каждый год мигрирует между Средиземным морем и Атлантикой, в то числе значительного числа Scopoli — х и Балеарских буревестников, Audouin — х и клуши спинок чайки, бритвы и атлантические тупики .
Житель косатка стручок некоторых 36 человек жизни вокруг пролива, один из немногих, которые остались в Западной европейских водах. В ближайшие десятилетия стручок может оказаться на грани исчезновения из-за долгосрочных последствий загрязнения ПХД .
История
Свидетельства того, что неандертальцы впервые заселили эту местность людьми, датируются 125 000 лет назад. Считается, что Гибралтарская скала, возможно, была одним из последних форпостов неандертальцев в мире, свидетельства их присутствия здесь датируются 24000 лет назад. Археологические свидетельства обитания Homo sapiens в этом районе датируются ок. 40 000 лет.
Относительно небольшое расстояние между двумя берегами служило перевалочным пунктом для различных групп и цивилизаций на протяжении всей истории, в том числе карфагенян, выступающих против Рима, римлян, путешествующих между провинциями Испании и Мавритании, вандалов, совершающих набеги на юг из Германии через Западный Рим и на север. Африка в V веке, мавры и берберы в VIII – XI веках, Испания и Португалия в XVI веке.
Начиная с 1492 года, пролив начал играть определенную культурную роль, выступая в качестве барьера против перекрестных завоеваний и потока культуры и языка, который, естественно, последовал бы за таким завоеванием. В том году последнее мусульманское правительство к северу от пролива было свергнуто испанскими войсками. С того времени пролив стал способствовать развитию двух очень разных и разнообразных культур по обе стороны от него после того, как на протяжении более 500 лет с 8-го века до начала 13-го века разделяли практически одну и ту же культуру.
На северной стороне христианско-европейская культура оставалась доминирующей с момента изгнания последнего мусульманского королевства в 1492 году, наряду с романско- испанским языком , в то время как на южной стороне мусульманско-арабский / средиземноморский язык был доминирующим с момента распространения ислама в России. Северная Африка в 700-х годах вместе с арабским языком. За последние 500 лет религиозная и культурная нетерпимость, больше, чем небольшой туристический барьер, который представляет собой пролив, стала действовать как мощный усилитель культурного разделения, существующего между этими двумя группами.
Небольшой британский анклав в городе Гибралтар представляет собой третью культурную группу, обитающую в проливе. Этот анклав был впервые основан в 1704 году и с тех пор использовался Великобританией для обеспечения контроля над морскими путями в Средиземное море и из него.
После испанского переворота в июле 1936 года республиканский флот Испании попытался заблокировать Гибралтарский пролив, чтобы помешать транспортировке войск Африканской армии из испанского Марокко в полуостровную Испанию. 5 августа 1936 года так называемый Convoy de la victoria смог переправить через пролив не менее 2500 человек, преодолев республиканскую блокаду.
Связь
Пролив — важный морской путь от Средиземного моря до Атлантического океана . Есть паромы, которые курсируют между Испанией и Марокко через пролив, а также между Испанией и Сеутой и Гибралтаром в Танжер .
Тоннель через пролив
В декабре 2003 года Испания и Марокко договорились изучить возможность строительства подводного железнодорожного туннеля, который соединит их железнодорожные системы через пролив. Ширина рельса будет 1435 мм (4 фута 8,5 дюйма), чтобы соответствовать предлагаемой конструкции и преобразованию значительных частей существующей системы широкой колеи на стандартную колею . Хотя проект все еще находится на стадии планирования, официальные лица Испании и Марокко встретились для его обсуждения совсем недавно, в 2012 году, и в предложениях прогнозируется, что он может быть завершен к 2025 году.
Особые модели потоков и волн
Гибралтарский пролив связывает Атлантический океан прямо со Средиземным морем. Эта прямая связь создает определенные уникальные модели потоков и волн. Эти уникальные модели создаются благодаря взаимодействию различных региональных и глобальных сил испарения, температуры воды, приливных сил и сил ветра.
Приток и отток
Вода течет через пролив более или менее непрерывно в восточном и западном направлениях. Меньшее количество более глубоких соленых и, следовательно, более плотных вод постоянно продвигается на запад к средиземноморскому оттоку , в то время как большее количество поверхностных вод с более низкой соленостью и плотностью постоянно продвигается на восток к средиземноморскому притоку . Эти общие тенденции потока могут иногда прерываться на короткие периоды временными приливными потоками, в зависимости от различных ориентаций Луны и Солнца. Тем не менее, в целом и с течением времени баланс водного потока направлен на восток из-за того, что скорость испарения в бассейне Средиземного моря выше, чем совокупный приток всех впадающих в него рек. В дальнем западном конце пролива находится Камаринальский порог , самая мелкая точка пролива, которая ограничивает смешивание холодной, менее соленой атлантической воды и теплых вод Средиземного моря.
Воды Средиземного моря настолько соленее, чем воды Атлантики, что они опускаются ниже постоянно поступающей воды и образуют очень соленый ( термохалинный , теплый и соленый) слой придонной воды. Этот слой придонной воды постоянно продвигается в Атлантический океан по мере выхода Средиземного моря. На атлантической стороне пролива граница плотности отделяет средиземноморские оттока воды от остальных на глубине около 100 м (330 футов; 55 саженей). Эти воды текут вниз и вниз по континентальному склону, теряя соленость, пока они не начнут смешиваться и уравновешиваться более быстро, намного дальше, на глубине около 1000 м (3300 футов; 550 саженей). Слой выходящей из Средиземного моря воды можно проследить за тысячи километров к западу от пролива, прежде чем он полностью потерял свою идентичность.
Во время Второй мировой войны немецкие подводные лодки использовали течения, чтобы незаметно пройти в Средиземное море, сохраняя тишину с выключенными двигателями. С сентября 1941 г. по май 1944 г. Германии удалось отправить в Средиземное море 62 подводные лодки. Все эти лодки должны были пройти через контролируемый британцами Гибралтарский пролив, где девять подводных лодок были потоплены при попытке перехода, а еще 10 пришлось прервать ход из-за повреждений. Ни одна подводная лодка никогда не возвращалась в Атлантику, и все они были либо потоплены в бою, либо затоплены их собственными командами.
Внутренние волны
Внутренние волны (волны в пограничном слое плотности) часто создаются проливом. Подобно слиянию транспорта на шоссе, поток воды сужается в обоих направлениях, потому что он должен пересекать подоконник Камаринал. Когда большие приливные потоки входят в пролив и прилив ослабляется, на пороге Камаринал возникают внутренние волны, которые распространяются на восток. Несмотря на то, что волны могут возникать на большой глубине, иногда волны почти незаметны на поверхности, в других случаях их можно четко увидеть на спутниковых снимках. Эти внутренние волны продолжают течь на восток и преломляться вокруг прибрежных объектов. Иногда их можно проследить на расстоянии до 100 км (62 мили; 54 нм), а иногда они создают интерференционные картины с преломленными волнами.
Территориальные воды
За исключением дальнего восточного конца, пролив находится в территориальных водах Испании и Марокко. Соединенное Королевство утверждает , что 3 морских мили (5,6 км, 3,5 миль) вокруг Гибралтара на северной стороне пролива, помещая его часть в британских территориальных вод. Поскольку это меньше 12 морских миль (22 км; 14 миль) максимум, это означает, согласно британскому заявлению, что часть пролива находится в международных водах . Право собственности на Гибралтар и его территориальные воды оспаривается Испанией. Точно так же Марокко оспаривает суверенитет Испании над Сеутой на южном побережье. Есть несколько островков, таких как оспариваемый Исла-Перехил , на которые претендуют как Марокко, так и Испания.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву , суда, проходящие через пролив, делают это в режиме транзитного прохода , а не более ограниченного мирного прохода, разрешенного в большинстве территориальных вод. Следовательно, морское или воздушное судно имеет свободу навигации или пролета с целью пересечения Гибралтарского пролива.
Выработка энергии
Некоторые исследования предложили возможность строительства приливных электростанций в проливе, которые будут питаться от предсказуемого течения в проливе.
В 1920-х и 1930-х годах в проекте Atlantropa предлагалось построить плотину в проливе для выработки большого количества электроэнергии и понизить уровень моря в Средиземном море на несколько сотен метров, чтобы создать большие новые земли для заселения. Однако это предложение имело бы разрушительные последствия для местного климата и экологии и резко изменило бы силу западноафриканских муссонов.
Источник