- Гибралтарский пролив место встречи Атлантического и Тихого океана
- География Гибралтарского пролива
- Экскурсии по Гибралтару
- Гибралтарский пролив
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Гибралтарский пролив. Где находится на карте мира, ширина, длина, фото, описание, история
- Основные сведения
- История Гибралтарского пролива
- Мифы о Гибралтарском проливе
- Проекты мостов, тоннелей, плотин через пролив
- Проект «Атлантропа»
- Тоннель под проливом
- Мост – неосуществлённый проект
- Географические особенности пролива
- Климат Гибралтарского пролива
- Природные особенности
- Достопримечательности
- Интересные факты о проливе
- Видео съемка Гибралтарского пролива с самолета
Гибралтарский пролив место встречи Атлантического и Тихого океана
Гибралтарский пролив – один из самых древних судоходных путей, связывающих Европу и Африку. Круизы по нему это экскурсии по городам Испании и Марокко.
Большинству путешественников еще из школьного курса географии известно, что Гибралтарский пролив отделяет побережье Испании от Марокко. Он связывает между собой южную часть Пиренейского полуострова и северо-западный берег «черного» континента. При изучении расположения Гибралтарского пролива на карте мира четко видно, что он соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном.
Туристов часто интересует, в честь кого назван практически единственный водный путь между материками. Гибралтар представляет собой испаноязычную версию арабского наименования «Джебель Тарик», что означает «вершина Тарика». Под Тариком подразумевается прославленный мавританский полководец Тарик ибн Зияд, некогда осуществивший успешную экспансию арабов на Пиренейский полуостров.
География Гибралтарского пролива
Длина пролива составляет более 60 км, а ширина на разных участках варьируется от 14 до 40 км. В наиболее узких местах с мачты судна можно увидеть побережье обоих континентов. В судоходной части этого водного пути глубина достигает почти 340 м, однако капитанам судов, курсирующих здесь, следует проявлять определенную осторожность: в некоторых местах глубина превышает 1 км. Однако в целом при минимальном знании правил мореходства Гибралтар можно пересечь на современной яхте не более чем за 3 часа.
Пролив образовался около 5 миллионов лет назад и, согласно одной из версий, является остатком древнего океана Тетис, площадь которого постепенно уменьшалась вследствие перемещения плит земной коры.
Знание географических координат Гибралтара, равных 35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д., позволяет значительно сократить путешествие между континентами. Его отличительной особенностью является наличие множества подводных течений, которые на разной глубине часто направлены строго противоположно друг другу. Интенсивное перемещение потоков приводит к тому, что из Атлантического океана в Средиземное море и обратно ежегодно переносится не менее 55000 км 3 воды.
Пролив не просто соединяет Европу с Африкой, но и считается одной из самых известных мировых достопримечательностей благодаря Геркулесовым столбам. Знаменитые «ворота» между континентами, которые раньше называли в честь легендарного древнегреческого героя, неоднократно упоминаются в мифах. Они представляют собой гигантские скалы с достаточно крутыми склонами, расположенные по обеим сторонами Гибралтара. Южная вершина в наше время известна под именем Джебель-Муса, а северная – Гибралтарская скала.
Экскурсии по Гибралтару
Многие неопытные путешественники стремятся узнать, где находится мост через Гибралтарский пролив. На самом деле его пока не существует. В ХХ веке архитекторы и ученые предлагали несколько проектов подобного сооружения.
Наиболее экзотическим считается проект немецкого исследователя Зёргеля, представленный им на рассмотрение в 1920-х годах. Согласно нему, Гибралтар и Дарданеллы предполагалось перекрыть гидроэлектрическими дамбами для искусственной подачи опресненных морских вод и электроэнергии в Сахару. Это позволило бы объединить Европу и Африку в единый материк – Атлантропу. В наше время также рассматривается несколько вариантов возведения моста (его высота окажется не менее 900 м, а длина превысит 15 км) или подземного железнодорожного либо автомобильного туннеля.
Но даже без моста путешествие по Гибралтару окажется довольно занимательным. Отправившись сюда, вы сможете сделать следующее:
Понаблюдать за китами и дельфинами в естественных условиях обитания, для чего организуются специальные круизы (преимущественно с апреля по октябрь). В конце летнего сезона у побережья Танжера также часто резвятся касатки. Заодно в самом узком месте пролива вы сможете полюбоваться побережьем Африки: здесь хорошо просматриваются Марокканские горы, а также крупные населенные пункты типа Сеуты и Танжера.
Посетить военно-морскую базу Гибралтар, являющуюся автономной от Испании территорией под юрисдикцией Великобритании. Небольшой город располагается на скале высотой 400 м в стратегически важной точке Пиренейского полуострова. Чтобы попасть сюда, вам понадобится стандартная британская туристическая виза сроком на 6 месяцев или шенгенская мультивиза. На юге и западе Гибралтар омывается одноименным проливом, на востоке – Средиземным морем, а на севере граничит с испанским населенным пунктом Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон. Здесь также можно понаблюдать за полудикими макаками маготами, проживающими в естественных условиях обитания в заповеднике Эйпс-Дэн. При посещении логова обезьян обязательно следите за вещами, поскольку хвостатые приматы будут пытаться ими завладеть. Также не стоит кормить обезьян: за это полагается штраф в 500 GBP. Любителям природы стоит заглянуть в заповедник Аппер-Рок, где разводят исчезающие виды пернатых, включая берберскую куропатку. Гибралтар известен и своими культурными достопримечательностями. Наибольшей популярностью среди них пользуется Мавританский замок XIV века с его Башней памяти и Надвратной башней, считающийся замечательным образцом арабской архитектуры. Заслуживают внимания и древние подземные галереи протяженностью более 50 км, а также Музей Гибралтара. Его экспозиции повествуют об истории региона, начиная с древних финикийцев и греков, некогда облюбовавших берега пролива, и заканчивая современными отношениями Гибралтара и Испании. Музей работает с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00, а в субботу – с 10.00 до 14.00. Стоимость билета для взрослого составляет 2 GBP, для ребенка старше 5 лет – 1 GBP.
Навестить марокканский Танжер, основной достопримечательностью которого считаются Геркулесовы пещеры. Они распложены неподалеку от мыса Спартель. Отличительной особенностью гротов является наличие двух выходов: со стороны материка и со стороны моря. Ученые считают, что туннель к морю мог быть прорублен древними финикийцами. Посещение пещер обойдется в 5 AED.
Отправиться на экскурсию в Сеуту – небольшой испанский полуанклав на марокканском побережье. Город известен выдающимися памятниками архитектуры, среди которых Арабские бани, центральный собор, Дом Драконов, храм св. Марии Африканской, Морская деревня и многие другие.
Согласно легенде, Гибралтар останется под владычеством Британии до тех пор, пока жив хотя бы один магот.
Групповые экскурсии в Гибралтар с гидом, который подробно расскажет обо всех достопримечательностях, чаще всего можно заказать в Малаге. Стоимость билета на одного человека варьируется от 60 EUR до 100 EUR. Морские круизы по Гибралтару преимущественно входят в экскурсионные туры по Европе, которые в среднем обойдутся от 1250 USD до 1800 USD на человека.
Доехать до Гибралтара можно следующими способами:
- На самолете. Аэропорт Гибралтара обслуживается всего лишь 3 британскими авиакомпаниями и принимает рейсы только из Лондона. Поэтому удобнее приобрести билеты на рейс Москва-Малага. Стоимость билетов составляет 11000 RUB – 12000 RUB, продолжительность перелета немного превышает 5 часов. В Малаге вы легко арендуете автомобиль и доберетесь до Гибралтара, находящегося под управлением Великобритании.
- На поезде. Теоретически из Москвы до Альхесираса, расположенного всего лишь в 20 км от Гибралтара, можно доехать с двумя пересадками в Париже и Мадриде, однако это довольно долго и утомительно. Ведь путешествие займет более 70 часов.
- На автобусе. Альхесирас связан автобусным сообщением с Кадисом, Севильей и Малагой.
- На пароме. В Альхесирасе или Тарифе вы сможете купить билеты на судно, следующее в Танжер, за 35 EUR – 40 EUR и по пути оценить все красоты самого пролива.
Гибралтарский пролив – достаточно оживленный водный путь, связывающий два самых крупных материка на планете и позволяющий во время путешествия ближе познакомиться с европейской и африканской культурой.
Источник
Гибралтарский пролив
Из Википедии — свободной энциклопедии
Гибралтарский пролив | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
исп. Estrecho de Gibraltar , англ. the Strait of Gibraltar , араб. مضيق جبل طارق | |||||||||||
Африка (справа, на горизонте) и Европа (слева) из Гибралтара. | |||||||||||
Характеристики | |||||||||||
Ширина | 14-45 км | ||||||||||
Длина | 59 км | ||||||||||
Наибольшая глубина | 1184 м | ||||||||||
Расположение | |||||||||||
35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д.HGЯOL | |||||||||||
Связывает | Средиземное море, Атлантический океан | ||||||||||
Разделяет | южную оконечность Пиренейского п-ова и северо-западное побережье Африки | ||||||||||
Страны |
| ||||||||||
Гибралта́рский проли́в (исп. Estrecho de Gibraltar , англ. the Strait of Gibraltar , араб. مضيق جبل طارق , лат. Fretum Gaditanum ) — международный межконтинентальный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м) [1] . В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение в среднем приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре в +17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре в +13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря [1] . По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге. Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение [1] . В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар [2] . Источник Гибралтарский пролив. Где находится на карте мира, ширина, длина, фото, описание, историяГибралтарский пролив открывает Средиземному морю ворота в Атлантику и является связующим звеном между Африкой и Европой, Марокко и Испанией. На карте мира четко видно, что территория Гибралтара расположена на юге Пиренейского полуострова. Основные сведенияДлина пролива составляет около 65 км. Ширина же отличается большими перепадами. Так, например, самый узкий участок, соединяющий материки равен 14 км, в то время как самый широкий 44. Показатели глубины варьируется от 340 до 1180 м. Песчаный перешеек и Гибралтарская скала находится под властью Великобритании, что позволяет, королевству держать контроль над проливом. Территория занимает удобное стратегическое положение и служит военно-морской базой НАТО. Но с 1985 года назначение Гибралтара значительно изменилось. Британия сократила количество военных сил на полуострове. В результате основным источником дохода являются туризм, грузоперевозки по морским путям и оказание финансовых услуг. Около 5 % нефтяных перевозок осуществляется именно по данной «морской трассе». Помимо этого, через Гибралтар переправляют египетский хлопок, турецкую, испанскую, греческую и итальянскую продукции. История Гибралтарского проливаВозраст Гибралтарского пролива составляет более 5 млн. лет. Существует несколько гипотез возникновения пролива:
Что же касается первых поселенцев, по подсчетам ученых неандертальцы, заселившие полуостров, появились около 50000 лет назад. Письменные упоминания о Гибралтаре датируются 950 г. до н. э. В этот период на южном побережье Пиренейского полуострова находились поселения финикийцев, использовавшие пещеры и скалы Гибралтара в качестве святилищ. Гибралтарский пролив на карте мира занимает удобное экономическое и стратегическое расположение. Это явилось причиной борьбы между народами с целью завладения территорией. Так, торговая монополия на Гибралтар сначала принадлежала карфагенянам, позже римлянам. Мифы о Гибралтарском проливеПроисхождение пролива:
Суда, проходящие этот участок, были вынуждены платить дань. Считается, что именно этот факт повлиял на ввод слова в лексикон с его значением. Появление выражение «неприступный как скала» по мнению историков также связано с Гибралтарским проливом. В 1462 г. власть над проливом вновь была возвращена Испании Изабеллой 1 Кастильской. Королева преподнесла подарок городу в виде герба, на котором символично был изображен золотой ключ. Таким образом она передала ключи от крепости и завещала будущему поколению, удерживать территорию чего бы это ни стоило. Неприступный бастион не мог никто покорить до XVIII века. Предполагается, что под словом «скала» в выражении подразумевается Гибралтарская крепость. Проекты мостов, тоннелей, плотин через проливГибралтарский пролив на карте мира расположен между Европейскими и Африканскими странами. Несмотря на такое связующее звено между материками, чтобы очутиться на другом континенте, необходимо потратить немало времени. С XX века инженеры выдвигают различные идеи постройки мостов, тоннелей, плотин между материками. В 1981 г. в Марокко в городе Танжере состоялась конференция специалистов из 20 стран. Около 500 участников обсуждали различные варианты сообщения. Проект «Атлантропа»Этот грандиозный проект был задуман Германом Зёргелем в 1920 г. Немецкий архитектор был вдохновлен книгой Герберта Уэллса, в которой фантаст упоминал, что Средиземное море в период существования неандертальцев пересохло. Зёргель решил воплотить этот факт в жизнь еще раз и таким образом соединить 2 континента: Африку и Евразию. Его уровень за счет больших испарений должен был снизиться на 100 м. Уменьшившееся на 20 % море, открывало доступ к 600000 кв. км осушенной территории. Вторая дамба предполагалась для перекрытия пролива Дарданеллы, расположенного между Европой и Азией. Зёргел хотел объединить Африку и Сицилию, которая в свою очередь примкнула бы к остальной части Италии. Еще одной идеей Зёргеля было озеленение Сахары за счет создание искусственного Сахарского моря. Планировалось затопить реку Конго, преобразовав ее в Конголезское море. Мощные гидроэлектростанции в устьях рек с напряжением до 110 ГВт должны были превышать суммарную мощность всех атомных станций США. На новой территории планировалось построить множество городов, ферм, железных дорог. Зергель хотел создать Соединенные Штаты Европы и Африки по аналогии с США и решить государственные и политические проблемы: нехватка территории и ресурсов, перенаселение, безработица. Гибралтарский пролив на карте мира остался в неизменном виде. Проект не осуществили ввиду больших финансовых нужд. Требовалось более 250000 рабочих, готовых трудиться день и ночь 10 лет. На осушение моря требовалось еще больше времени. По подсчетам, за 1 год можно было добиться испарения лишь 1 м уровня моря. Зергель пытался найти поддержку у Гитлера. Но напрасно, фюрер имел свои планы по захвату территории. До последнего дня жизни инженер пытался продвигать свою масштабную идею преобразования. Тоннель под проливомДолгие годы Испанию и Марокко не покидает идея постройки тоннеля через Гибралтарский пролив. С 1966 г. над идеей работают различные строительные компании. В 1980 между странами было заключено специальное соглашение, но из-за осложнившихся отношений и ввиду большой стоимости планы строительства тоннеля были отложены. С 2003 г. начата новая программа изучения пролива. В 2007 г. министром иностранных дел Испании было сделано заявление о реализации проекта до 2025 г. Воплощение идеи требует больших финансовых вложений. Стоимость строительства оценивается минимум в 10 млрд евро. По подсчётам строительных компаний, на изготовление одной буровой машины потребуется более 32 млн. евро. Кроме огромных финансовых сложностей, при длительном и тщательном изучении особенностей пролива, возникли сложности в преодолении неблагоприятных географических условий. Был обнаружен слой пластичной глины, длиной в несколько км, что вызывает опасения по поводу безопасности постройки и эксплуатации тоннеля. Преодоление данной проблемы значительно увеличит время реализации идеи. В 2018 г. разработкой проекта занялась новая испанская строительная компания «SECEGSA». Её глава Рафаэль Гарсия-Монхе Фернандес считает постройку тоннеля вполне реалистичным. По замыслу организации протяжённость тоннеля составит 38,67 км, при этом 27,75 км будут находиться под водой. Мост – неосуществлённый проектС XX века архитекторы и учёные работают над проектом постройки моста через Гибралтарский пролив. Мост задуман с целью связать 2 материка, между которыми на данный момент существует только авиа и водный путь. Разработками проекта занимались американские и британские учёные. Если сооружение возведут, то по их подсчетам высота будет достигать 900 м, а длина 15 км. По мнению ученых, это альтернативное сооружение по сравнению с тоннелем обойдется гораздо дешевле и соответственно реальнее воплотить в жизнь. Географические особенности пролива
Климат Гибралтарского проливаДля данной местности характерен средиземноморский климат. Жаркое засушливое лето со средним максимумом +25 С, минимумом +19 С. Осенью погода остается достаточно теплой, особенно в сентябре и октябре. Зима мягкая и дождливая. Максимум достигает +13 °С, минимум +10 С. Весной температура повышается в среднем до + 17,1 С.
Наибольшее количество осадков выпадает зимой, в среднем до 150 мм, за год до 800 мм. Снега в данной местности никогда не бывает. Несмотря на такое количество осадков, влага быстро впитывается в известняковую почву. В основном в летний период над Средиземным морем образуется восточный ветер, который повышает влажность до 90%. Воздушные массы застывают в проливе в виде плотного облака. При этом не ощущается ни единого дуновения ветра. Такой ветер называют «левант». В весенний и осенний период в разных частях пролива возникают ветра, имеющие противоположное направление. Вследствие чего образуются волны, грозы, ливни, иногда смерч. Природные особенностиБогатое природное разнообразие ежегодно привлекает множество туристов.
Это единственные представители из оставшихся в Европе диких приматов, проживающие на данной территории уже много столетий подряд. За популяцией присматриваю британские военные. Существует легенда, что как только обезьяны покинут скалу, Британия лишится Гибралтара. Гибралтар изобилует большим разнообразием растений: пальмы, джакаранды, лаванда, жасмин, клематисы, жимолость, герани, бугенвиллия. Встречаются и такие редкие виды растений как иберис ибралтарский и кермек обыкновенный (лимониум). В проливе можно встретить стаи дельфинов, летающую рыбу и других экзотичных морских обитателей. Предпринимается много усилий, чтобы сохранить природу Гибралтара в естественном виде. 40 % территории является заповедной, в частности вершина скалы, где обитают обезьяны и уникальный ботанический сад Аламеда, имеющий в своей коллекции примерно 2000 видов редких растений. ДостопримечательностиНесмотря на небольшую площадь полуострова, 6,5 кв. км, помимо Геркулесовых столбов, здесь имеется много мест достойных внимания:
Интересные факты о проливе
Гибралтарский пролив из-за своего удобного расположения на карте мира до сих пор является предметом спора Испании и Британии. Данная территория уникальна своими климатическими условиями и привлекает умы инженеров, ученых и архитекторов для водворения в жизнь масштабных проектов. Оформление статьи: Светлана Овсяникова Видео съемка Гибралтарского пролива с самолетаВид Гибралтарского пролива с самолета: Источник |