Гидросфера мировой океан рабочая тетрадь

Части Мирового океана. Свойства вод океана — Ответы, рабочая тетрадь 6 класс (Карташева, Курчина)

1. Используя физическую карту полушарий в атласе, выпишите в тетрадь по 2-3 примера:

а) островов: Гренландия, Мадагаскар, Калимантан

б) архипелагов: Японские острова, Большие Антильские острова, Гавайские острова

в) полуостровов: Сомали, Индостан, Скандинавский

2. Используя физическую карту полушарий в атласе, выпишите в тетрадь по 2—3 примера:

а) внутренних морей: Черное, Средиземное, Красное

б) окраинных морей: Саргассово, Баренцево, Аравийское

в) заливов: Бенгальский, Мексиканский, Гудронов

г) проливов: Берингов, Гибралтарский, Магелланов

3. Используя физическую карту полушарий, запишите в тетрадь:

а) самый большой остров: Гренландия

4. На контурной карте мира цифрами обозначьте:

острова: 1 — Гренландия; 2 — Мадагаскар; 3 — Новая Гвинея
архипелаги: 4 — Чагос; 5 — Малайский
заливы: 6 — Бенгальский; 7 — Гвинейский; 8 — Мексиканский
проливы: 9 — Гибралтарский; 10 — Магелланов; 11 — Дрейка
моря: 12 — Аравийское; 13 — Средиземное; 14 — Чёрное; 15 — Карибское; 16 — Южно-Китайское; 17 — Баренцево; 18 — Красное
полуострова: 19 — Индостан; 20 — Аравийский; 21 — Камчатка

5. Какая из перечисленных единиц измерения является единицей измерения солёности воды?

6. Назовите причины низкой солёности вод Северного Ледовитого океана

2) Впадают большие реки

3) Круглый год низкие температуры воздуха, маленькое испарение

7. От чего зависит температура воды в океане?

От географического положения, чем ближе к экватору, тем вода теплее

8. Используя карту океанов, выясните, как проходит зимняя граница распространения плавучих льдов. Выпишите по два примера:

а) морей, замерзающих зимой: Восточно – Сибирское, Охотское

б) морей, не замерзающих зимой: Баренцево, Средиземное

9. Используя дополнительные источники информации, выясните и запишите в тетрадь, почему Белое, Жёлтое и Красное моря получили такие названия

Белое море – длительное время покрыто льдами.

Красное море — в мифах многих стран стороны горизонта имели разные цвета. У народов Азии красный цвет символизировал юг, то есть «море на юге». Также существует предположение, что название моря произошло от цвета водорослей, которые существуют в этом море.

Желтое море — реки, которые впадают в это море несут много ила желтого цвета.

Источник

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы — cтраницы 23, 24, 25, 26

1. Назовите имена мореплавателей, которые внесли значительный вклад в изучение Мирового океана.

Ответ:

Ф. Магеллан, Д. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Х. Колумб, А. Тасман, С. Дежнёв, Васко да Гама.

2. Согласны ли вы с утверждением, что без океана на Земле не было бы жизни? Почему?

Ответ:

В воде появилась жизнь. Без воды нет жизни.

3. По карте учебника определите:

а) наиболее высокие и низкие среднегодовые температуры воды на поверхности Мирового океана.

б) различия в температурах воды на одних и тех же широтах.

Ответы: от 0° до 5° С; от 20° до 25°С.

4. Дополните схему «Различия льдов в океане».

Ответ:

5. Проведите классификацию водных масс.

Ответ:

6. По тексту учебника выделите не менее четырех причин образования течений в Мировом океане.

Ответ:

1) Действие ветра.
2) Обилие вод.
3) Влияние атмосферы.
4) Неравномерное поступление тепла.

7. Отразите на схеме различия в характеристиках океанических течений.

Ответ:

8. По тексту учебника установите, какие условия влияют на распределение жизни в Мировом океане.

Ответ: 1) Температура воды. 2) Течение. 3) Количество питательных веществ. 4) Вертикальное перемещение вод. 5) Свойства пород дна. 6) Соленость. 7) Плотность.

Приведите примеры организмов, обитающих:

а) в поверхностном слое воды.

Ответ: Планктон, водомерки.

б) в толще воды.

Ответ: Кальмары, киты, рыбы, черепахи.

в) на дне океана.

Ответ: Морские звезды, устрицы.

9. Перечислите биологические богатства Мирового океана. Можно ли считать их неисчерпаемыми?

Ответ:

В океане ведут промысел млекопитающих, лов рыбы, беспозвоночных животных, собирают водоросли. Хоть биологических богатств много, но человеку стоит их разумно использовать и охранять.

10. Какие изменения могут произойти на Земле, если изменить направление основных поверхностных течений в Мировом океане (например, построить плотину в проливе между полуостровом Флорида и островом Куба)?

Ответ:

Это приведет к климатической и биологической катастрофе. Нарушится движение течений в Мировом океане. Теплое движение Гольфстрим начнет остывать и впоследствии температуры в Европе начнут падать, ведь именно это течение обеспечивает мягкий климат Европы и Скандинавского полуострова. Начнут исчезать многие виды морских организмов, изменяется многие их ареалы обитания.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Источник

Урок 22. Мировой океан — главная часть гидросферы (§16) — Рабочая тетрадь 5 класс — Дневник географа-следопыта Летягин (Ответы и гдз)

1. Наша планета Земля или Океан?

Укажи на диаграмме, какую часть поверхности нашей планеты занимает суша, а какую — океан.

Сравни объем нашей планеты и объем вод Мирового океана.

Представим объем Земли в виде бруска с размерами 8*1*1 см. Отметь на рисунке, какая часть бруска будет соответствовать объему вод Мирового океана.

Ответь на вопрос: справедливо ли нашу планету называют Землей?

Нашу планету называют Землей не справедливо , так как земли на планете меньше, чем воды.

2. Части Мирового океана. Береговая линия.

Впиши пропущенные слова в определние.

Мировой океан — это единое водное пространство, окруженное материками и островами . У вод Мирового океана общий соленый состав.

3. Суша в океане.

Впиши пропущенные слова.

Небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой, называют островом.

Острова, расположенные группой, образуют архипелаги .

Напиши названия четырез самых крупных островов Земли около их контуров. Найди эти острова на глобусе.

Впиши в таблицу виды островов по происхождению, приведи примеры.

Виды островов Примеры
Материковые
Океанические

Большой бареьрный риф

Впиши пропущенные слова в определение.

Участок суши ( материка или острова ), окруженный с трех сторон водой, называют полуостровом .

Школа географа-следопыта.

Игра «Знатоки морских названий».

Подготовьте карточки для игры. На карточки нанесите описание географического объекта (такие описания содержатся в учебнике (с.94), а также приводятся ниже). Разделитесь на команды. Каждая команда, выбрав карточку, называет название географического объекта и показывает его на карте полушарий (или обозначает его соответствующим условным знаком на контурной карте полушарий).

Описания географических объектов.

1) Происхождение названия этой части Мирового океана окончательно не выяснено. Возможно, в основе названия положены «белый» или «пояс» на языках народов, живущих на побережье. В Германии эту часть Мирового океана до наших дней называют Восточным . .

2) Эту часть Мировго океана называли по цветовому обозначению севера в странах Востока. До XV-XVI вв. эту часть Мирового океана называли Русским . .

3) Во второй половине XVI в. в этой части Мирового океана совершил три плавания голландский мореход, в честь которого в 1853 году эта часть Мирового океана была названа его именем.

4) Более 200 лет эту часть Мирового океана называют по небольшой реке, которая в нее впадает. Ранее называли Татрским или Мангазейским.

5) По предложению английского мореплавателя Джеймса Кука эта часть Мирового океана названа именем капитана-командора, под командованием которого в 1725-1743 гг. российские экспедиции исследовали эту часть Мирового океана.

6) Эту часть Мирового океана называют по азиатскому народу, проживающему на ее северном побережье.

7) Этот пролив назван в честь начальника двух российских экспедиций, а фактически был открыт русским землепроходцем-мореходом С.И. Дежневым в 1648 г.

8) Первооткрыватель этого пролива назвал его проливом Всех Святых, но впоследствии стал носить имя португальского мореплавателя, находившегося на испанской службе.

9) Пролив назван именем английского мореплавателя, жившего во второй половине XVI в. и оказавшегося в этой части Мирового океана волей ветров. Однако сам пролив появился на карте только в XIX в., когда было доказано, что эта часть Мирового океана разделяет два материка.

10) название пролива происходит от скалы на одном из его беергов. В древности скалы на обоих берегах этого пролива называли Столпами Геракла (Геркулесовыми столбами).

11) Пролив назван по полуострову, название которого предположительно происходит от двух санскриптских слов «большой» и «остров».

Выполни задание по топонимике со с.94 учебника.

Атлантический океан. Происхождение названия связано с мифом об Атланте (Атласе) — титане, державшем на своих плечах небечный свод, местопребыванием которого греки считали крайний запад Средиземноморья.

Тихий океан. Назван португальским мореплавателем Фернандо Магелланом из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение двух месяцев и 20 дней его плавания через океан от Огненной Земли до Филиппинских островов в 1520-1521 гг.

Индийский океан. Был назван по Индии, наиболее известной своими богатствами стране на берегах этого океана.

Северный Ледовитый океан. Впервые выделен как самостоятельный океан на картах середины XVII в. под названием Гиперборейский океан (древнегреческий бог Борей — покровитель северного ветра).

Южный океан. Условное название вод трех океанов (Тихого, Атланстического и Индийского), окружающих Антарктиду и неофициально выделяемый как «пятый океан».

Средиземное море. Впервые ввел в оборот античный писатель Гай Юлий Солин, опираяясь на представления своего времени.

Черное море. Терки и другие завоеватели, которые приходили на его берега с целью покорения местного населения, встречали серьезное сопротивление со стороны черкесов, адыгов и дугих племен. За это якобы турки и прозвали море Караден-гиз — черным, негостеприимным.

Балтийское море. Название из литов. «белый», что может связано с цветом песчаных берегов этого моря. По другой версии, от лат. «пояс», и связано это с тем, что это море продолжает цепочку морей, опоясывающих материковую Европу.

Берингвоо море. Названо в честь мореплавателя Витуса Беринга, под руководством которого оно исследовалось в 1725-1743 ггю.

о.Гренландия. Контраст между окружающей зеленью и ледяной пустыней был настолько велик, что Эрик дал название Зеленая Земля.

о.Сахалин. Река Амур по-монгольски называлась «Сахалян-улла».

п-ов Таймыр. От древнетунгусского «тамура» — ценный, богатый. Так сначала называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой.

Источник

6. Гидросфера

1. Расположите составные части гидросферы в порядке уменьшения количества содержащейся в них воды.
б) Воды морей и океанов.
г) Ледники суши.
в) Подземные воды.
а) Воды поверхности суши.

2. Выберите правильный вариант ответа.
Круговорот воды в природе — это непрерывный процесс перемещения воды:
в) из океанов на сушу и обратно.

3. Согласны ли вы с утверждением, что без круговорота воды на Земле не было бы жизни? Почему?
Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники. На суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь.

4. Какое значение имеет гидросфера для природы Земли и человека?
а) условия существования живых организмов;
б) формирование климата;
в) формирование;
г) горных пород;
д) формирование рельефа.

5. Расположите океаны в порядке убывания их площади.
а) Тихий океан.
г) Атлантический океан.
в) Индийский океан.
б) Северный Ледовитый океан.

6. На рисунке 38 изображено узкое водное пространство, разделяющее участки суши. Как оно называется?
Пролив.

Найдите изображённый на рисунке географический объект на физической карте мира в атласе. Как он называется?
Пролив Дрейка

7. Отметьте заливы красным карандашом, проливы — синим.

8. К каким группам по местоположению принадлежат эти моря?
а) Баренцево море — окраинное.
б) Балтийское море — внутреннее.

9.Отметьте внутренние моря красным карандашом, окраинные – синим.

10. Дополните предложение.
Температура поверхностных вод Мирового океана понижается в направлении от экватора к полюсам, потому что уменьшается количество получаемой солнечной энергии.

11. Выберите правильный вариант ответа.
Самая тёплая часть Мирового океана — это:
в) Персидский залив.

12. Выберите правильный вариант ответа.
Количество солей в граммах, растворённых в 1 л (кг) воды, называется:

в) солёностью.

13. Какое количество солей можно получить из 1 т морской воды, если ее солёность равна 33%?
В 1 литре воды содержится 33 г соли. Тогда в 1000 литрах будет 33 кг.

14. Расположите моря в порядке увеличения солёности их воды.
б) Красное.
а) Средиземное.
в) Балтийское.

15.Подпишите на рисунке 39 элементы волны.

16. Перечислите причины образования волн на поверхности Мирового океана. Дополните схему 23.

17. Выберите правильный вариант ответа.
Цунами — это волны, вызванные:

б) землетрясениями.

18. Пользуясь картой мира, определите расстояние по параллели 40° ю. ш. от тихоокеанского побережья Южной Америки до островов Новая Зеландия. Вычислите, за какое время цунами, возникшее у берегов Южной Америки, достигнет Новой Зеландии, если скорость его распространения 800 км/ч.
Долгота западной части Южной Америки по 40° ю. ш. — 74° з.д.
Долгота Новой Зеландии — 178° в.д.
Расстояние в градусах (180 – 74)+ (180 – 178) = 108°
1° параллели по 40° ю.ш. равен 85,4 км, 108*85,4=9223 км.
9223/800=11,5 часа

19. Закончите предложение.
Спасаясь от цунами, корабли уходят в открытый океан как можно дальше от берегов, потому что в океане высота цунами до 2 метров, а это безопасно для кораблей.

20. Пользуясь рисунком 128 учебника, определите высоту приливов:
а) у берегов Северной Америки в заливе Фанди – 18 м;
б) в Охотском море – 13 м ;
в) в Балтийском море – 1 м;
г) в Чёрном море – 1 м.

21. Как различают океанические течения? Дополните схему 24.

22. Отметьте теплые течения красным карандашом, холодные – синим.

23. Подпишите на рисунке 40 различные части реки.

24. Выберите правильный вариант ответа.
Самая длинная река мира:

б) Нил.

25. Выберите правильный вариант ответа.
Самый большой в мире по площади водосборный бассейн у реки:

в) Амазонка.

26. Проведите на рисунке 41 водоразделы между речными системами Енисея, Лены, Оленёка и Хатанги. Закрасьте водосборные бассейны этих рек разным цветом.

27. Закончите предложение.
Возвышающаяся над руслом часть речной долины, заливаемая водой только во время разливов реки, называется пойма.

28. Выберите правильный вариант ответа.
Поступление в реку воды из разных источников называется:

в) питанием реки.

29. Перечислите источники питания рек.
1. Дожди.
2. Подземные воды.
3. Ледниковые воды.
4. Талые снеговые воды.

30. Перечислите главные источники питания рек России в разные сезоны года. Заполните таблицу 23.

31. Выберите правильный вариант ответа.
Поведение реки и изменение количества воды в ней по сезонам года называется:

в) режимом реки.

32. Выберите правильный вариант ответа.
Заполненное водой природное углубление на поверхности суши называется:

в) озером.

33. Выберите правильный вариант ответа.
Природные углубления, в которых располагаются озёра, называются:

г) котловинами.

34. Впишите названия озёр мира.
1. Самое большое по площади – Каспийское.
2. Самое глубокое – Байкал.
3. Самое солёное – Мертвое море.
4. Самое высокогорное – Титикака.

35. Как различаются озёра по происхождению котловин? Дополните схему 25.

36. Закончите предложение.
Воды, находящиеся в горных породах земной коры, называются подземные воды.

37. На рисунке 42 с помощью стрелок установите соответствие между горными породами и их типами; закрасьте водоносные слои голубым карандашом, водопроницаемые — жёлтым, водоупорные — коричневым. Песок обозначен точками, глина — косыми линиями.

38. Закрасьте на рисунке 43 грунтовые воды голубым карандашом, межпластовые — синим.

39. Назовите типы ледников и районы их современного распространения. Дополните схему 26.

40. Плавающие ледяные горы называются айсбергами. Они образуются в результате откалывания глыб льда от покровных ледников.

41. Выберите правильный вариант ответа.
Горные породы, сцементированные замёрзшей в них влагой, называются:

в) многолетней мерзлотой.

42. Дополните предложение.
Многолетней мерзлотой занята ¼часть всей суши Земли, а в России она занимает

более ½ площади территории.

43. Почему многолетнюю мерзлоту в районах её распространения нужно сохранять?
Под действием хозяйственной деятельности человека многолетняя мерзлота иногда оттаивает, горные породы &llaquo;плывут» и при этом разрушаются фундаменты зданий, трубопроводы, железные и автомобильные дороги. Также в многолетней мерзлоте хорошо сохраняются остатки тех животных, что жили в доледниковый период и имеют большое значение для науки.

44. Какие опасные явления в гидросфере вы можете назвать? Заполните таблицу 24.

45. На схеме 27 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.

46. Как человек использует гидросферу? Дополните схему 28.

47. Каковы главные источники загрязнения гидросферы? Дополните схему 29.

Источник

Читайте также:  Как проложили кабель через атлантический океан
Оцените статью