Главные морские пути северного ледовитого океана

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Северный морской путь – главная арктическая магистраль страны

17 декабря 1932 года — открытие Северного морского пути. Его длина от Карских Ворот (Новая Земля) до бухты Провидения (Чукотка) около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км). Главные препятствия для прохода судов — лед, мелководье и навигационные трудности, однако современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.

Парадоксальность международно-правового статуса этой крупнейшей транспортной магистрали заключается в том, что, несмотря на колоссальные и многовековые усилия русских первопроходцев, моряков и ученых по ее освоению, иностранные державы постоянно пытаются отторгнуть Северный морской путь от России и придать ему интернациональный характер. При этом полярные владения России предлагается ограничить 12 мильной зоной. Поэтому нам необходимо не только продолжать обустройство этой важнейшей морской магистрали, но и хорошо знать роль русских людей в ее открытии и освоении.

Первооткрыватели Северного морского пути

«Россиянам в половине XVI века все берега Северного океана были подробно известны, и, следовательно, мореходствовать по нему начали они уже несколькими веками ранее», писал известный русский мореплаватель и исследователь Арктики Ф. П. Литке.

Читайте также:  Полет через атлантический океан кто

И действительно, считается, что к морю Студеному люди новгородские пришли в X-XI веках (подробности читайте здесь). В 1032 году состоялось плавание двинского посадника Улеба до Железных (Карских) Ворот Новой Земли. Пройти в Карское море ему не удалось, поскольку его судно не было приспособлено для плавания во льдах. В поисках новых товаров для рынков господина великого Новгорода смелые мореходы из поморов все дальше проникали на Север. В это время был открыт путь на Грумант, острова Колгуев, Вайгач и Новую Землю. На своих кочах, поморы первыми открыли многие арктические земли и ходили по трассе Северного морского пути.

Иностранные экспедиции

В середине XVI века три попытки отыскать северо-восточный проход к берегам Восточной и Южной Азии предприняли англичане. В 1553, 1556 и 1580 годах они направили три экспедиции с намерением пройти все арктические моря и выйти в Тихий океан. Первые две экспедиции смогли пройти только до Новой Земли, третья вошла в Карскую губу, но из-за большого скопления льда была вынуждена повернуть обратно.

В конце века за осуществление этой идеи взялись голландцы. В 1594 году их экспедиция на 4 судах дошла до Ямала. В 1595 году уже 7 голландских судов вошли в Карское море, но вынуждены были повернуть обратно. Наконец, третья экспедиция в 1596 году открыла остров Медвежий и берег Шпицбергена, а затем обогнула с севера Новую Землю и вошла в Карское море. Однако их суда были раздавлены льдами, а мореплавателям пришлось зимовать на широте 76 град. с.ш. С наступлением лета они на лодках пошли на юг, были подобраны русскими мореходами и доставлены в город Колу. Характерно, что в отчетах англичан и голландцев есть упоминания о том, что и Карское, и следующие за ним моря Ледовитого океана (фактически вся западная часть Северного морского пути) уже известны русским мореплавателям.

Планомерные исследования

Предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Теоретическим обоснованием целесообразности освоения этого транспортного пути занимался М.В. Ломоносов. Много внимания этой теме уделял Д.И. Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ. В этой области он сотрудничал с адмиралом С.О. Макаровым.

Императрица Анна Иоанновна 17 апреля 1732 года подписала указ с поручением В. Берингу отправляться на Камчатку, «идтить для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Камчаткой» и для сплошного исследования северного побережья Сибири. Этот указ положил начало второй Камчатской экспедиции (позднее Великой Северной) 1733-1743 годов. По важности выполненных задач она не имела себе равных в мировой истории. В ней приняло участие 977 человек. Это были отважные подвижники своего дела, многие из них погибли, но результаты их трудов были грандиозными. Они обследовали и впервые нанесли на карту все русское побережье Северного Ледовитого океана. Семь отрядов, «не жалея живота своего», делали эту работу, имя которой — подвиг.

Затем последовал целый ряд арктических экспедиций: плавания Ф.П. Литке, П.К. Пахтусова и К.Бэра. В результате этих экспедиций сложилось устойчивое мнение, что Карское море недоступно для судоходства. Академик К. Бэр назвал его «ледяным погребом».

Однако истощение промысловых ресурсов в западной части Баренцева моря заставило промышленников и мореходов все чаще ходить в Карское море. С 1877 года начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза сибирской продукции в европейскую часть России и за границу (подробности читайте здесь). Русское купечество стало вкладывать деньги в изучение северных морей и в развитие судоходства по ним. Наиболее активно в этой области проявили себя М.К. Сидоров и А.М. Сибиряков, которые щедро финансировали ряд экспедиций и сами организовали несколько коммерческих плаваний по Карскому пути. В результате этого уже к середине 1890-х годов был полностью опровергнут миф о недоступности Карского моря. С 1911 года из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода, но они не получили развития из-за полной необустроенности трассы. Впервые весь маршрут Северного морского пути был пройден с одной зимовкой в 1878-1879 годах экспедицией шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега».

Промышленные исследования

С появлением парового флота, изобретением радио и постройкой ледоколов освоение Северного морского пути вступило в новую фазу. Еще в 1919 году белогвардейские правители в Архангельске пытались организовать морское транспортное сообщение с армией Колчака, читайте статью «Гражданская война и иностранная интервенция на Севере». Однако регулярные Карские экспедиции удалось возобновить только при советской власти в 1921 году, а с 1923 года рейсы Владивосток-Колыма. В 1923 году была создана первая советская полярная станция в проливе Маточкин Шар.

С 1924 года начала применяться регулярная авиаразведка льдов. Смотрите также статью о пароходе «Георгий Седов». Это позволило в 1932 году экспедиции О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. По итогам этого плавания СНК СССР издал Постановление от 17 декабря 1932 года об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути. Исследования Арктики стали более целенаправленными, а в 1935 году состоялась первая транспортная операция — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток.

В 1936 году состоялся переход эсминцев «Сталин» и «Войков» из Кронштадта во Владивосток в одну навигацию. Это было большое историческое событие, которое открыло возможность быстрого усиления Северного или Тихоокеанского флотов за счет переброски кораблей и судов с одного флота на другой.

Война

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь был важнейшей транспортной магистралью Советского Севера. По ней осуществлялась проводка боевых кораблей, флот снабжался каменным углём, а промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных лодок и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. По Северному морскому пути под защитой кораблей Северного флота прошли сотни судов, было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов.

Современное значение, новые задачи и вызовы

Наша страна постоянно поводит обширные научные исследования Арктики. Для нас Северный морской путь – это важнейшее средство жизнеобеспечения северных территорий и развития экономики Сибири. Объем грузопотока по нему в 2016 г. превысил максимальные показатели советских времен и достиг 7,5 млн тонн, а к 2030 г. возрастет до 70 млн тонн. Основные грузы будут — СПГ, нефть, уголь. Благодаря морским перевозкам на Севере осуществляется круглогодичная добыча, производство и экспорт полезных ископаемых.

Северный морской путь имеет огромный транзитный потенциал, поскольку обеспечивает колоссальную экономию на топливе, на времени и на эксплуатационных расходах. Международное судоходство по нему открылось в 1991 году. В настоящее время рассматривается возможность стыковки Северного морского и китайского Морского шелкового путей, чтобы создать глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Азию с Европой. Это позволит России найти новую нишу в системе международного разделения труда и вхождения в мировую систему хозяйства.

Широкое использование Северного морского пути сдерживалось тем, что прибрежный маршрут из-за мелководья и множества узких проливов оказался недоступным для крупнотоннажных судов, а плавание по среднему, транзитному и высокоширотному маршрутам зависит от ледовой обстановки. В связи с этим основой устойчивого судоходства на Севере является наш ледокольный флот, в котором объединены самые передовые и наукоемкие судостроительные технологии. Ни подобного флота, ни опыта его эксплуатации, ни людей, владеющих этими поистине редкими знаниями, в мире практически нет. Об опыте его создания и работы читайте в статье Атомный ледокол «Ленин».

Наконец, Северный морской путь – это важный фактор обеспечения безопасности России. Попытки иностранных государств, прежде всего США, отторгнуть Севморпуть от России направлены на подрыв ее экономики и создание для нас военной угрозы с Севера. Уже сейчас полеты американской военной авиации над российским сектором Арктики носят регулярный характер, а их атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, несут боевое патрулирование в Норвежском и Баренцевом морях.

Пентагон планирует вывести на Севморпуть и надводные корабли. Тогда размещенные на них ракеты «Томагавк» смогут поражать почти всю территорию России, а система ПРО «Иджис» сможет сбивать российские МБР на восходящих траекториях. В связи с этим наша страна наращивает свои военно-морские силы в Арктике. Для их эффективной работы построен и включен в состав Северного флота новый патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» с артиллерийским вооружением. Такой корабль сможет самостоятельно выполнять боевые задачи, и будет веским аргументом против любого противника в арктических водах.

Дальнейшее расширение транспортных потоков по Северному морскому пути потребует огромных усилий не только в области научных исследований Арктики и всестороннего оборудования ее инфраструктуры, но и в сфере расширения нашего военно-морского присутствия в этом регионе. Учитывая эти факторы, правительство России приняло целевую программу развития Севера страны на длительную перспективу, и транспортная составляющая, в том числе поддержка отечественного арктического судостроения, – одно из основных направлений этой программы.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Шитарев В. На просторах арктических морей. «Наука и жизнь» № 1 1990 г.
  • Лесгафт Э. Льды Северного Ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь. СПб. 1913 г.
  • Шокальский Ю. Морской путь в Сибирь. «Морской сборник» № 8 1893 г.
  • Вилькицкий А. Северный морской путь. СПб. 1912 г.
  • Россия не сдавала и не сдает свои позиции в Арктике. «Морской сборник» № 4 2007 г.

Освоение Северного морского пути — это обширная и очень интересная тема. В ней много героических дел, потрясающих воображение экспедиций и исследований, но еще больше загадочного, непознанного и необъяснимого. Увлекает ли Вас эта неисчерпаемая глава нашей истории? Расскажите об этом в комментариях. Это будет интересно всем!

Источник

Транспортно-географическая характеристика Северного ледовитого океана и антарктических вод

Значительно удаленные от оживленных линий мирового судоходства, Северный Ледовитый и Южный океаны, несмотря на суровые природные условия, в некоторых районах используются как транспортные магистрали. Их основная отличительная черта — почти повсеместная круглогодичная ледовитость. Она служит основным препятствием для мореплавания, поэтому здесь применяются специальные типы транспортных судов — ледоколы и ведется научно-оперативное обслуживание флота, что заметно удорожает перевозки. Эти особенности наиболее ярко выражены в плаваниях по морям Субарктики.

Морские перевозки

Вместе с тем пути, проходящие вдоль северных берегов Евразии, значительно сокращают расстояния из северных портов европейской территории нашей страны в порты Дальнего Востока, а морские трассы Америка-но-Канадского севера — от североатлантических до северотихоокеанских берегов этих стран.

Кроме того, морской транспорт в значительной мере ключ к освоению Севера, поэтому он широко используется для грузообеспечения прибрежных районов Арктики. Плавания по арктическим морям проходят по трем главным направлениям: из Атлантического океана через Норвежское море вокруг Скандинавии в Баренцево море; из Баренцева и Белого морей на восток по Северному морскому пути (более подробно о нем см. в разделе, посвященном нашей стране); по разным маршрутам в водах зарубежной Арктики.

В этой части океана судоходство развито главным образом в районе, ограниченном меридианами 10 и 170° з.д. и параллелями 50 и 85° с.ш. на площади более 20 млн. км 2 . Здесь проходит около двух десятков традиционных ледовых трасс. Они соединяют между собой отдельные пункты Канадского Арктического архипелага, северные районы Гренландии и Аляски, западные берега Гренландии и северо-восточное побережье США и т.д. Суммарная протяженность морских путей этого района достигает примерно 20 тыс. миль.

Главная транспортная магистраль морей зарубежной Арктики — Северо-Западный проход с конечными пунктами: бухта Гуз-Бей на востоке и мыс Принца Уэльского на западе. Эта трасса имеет два варианта: северный — через пролив Парри — и южный — через проливы Канадского Арктического архипелага. Выбор того или другого из них определяется ледовой обстановкой и транспортными задачами.

Сквозные плавания по всему Северо-Западному проходу практически не совершаются, но их развитие намечается. Главное место в судоходстве по зарубежным арктическим морям занимает доставка грузов снабжения в заполярные пункты. Общий объем перевозок здесь предположительно превышает 1 млн. тонн. В поселки Аляски и Канадской Арктики суда завозят ежегодно около 100 тыс. тонн грузов, в порты Туле, Фробишер-Бей и др.— примерно 700 тыс. тонн, в устье Маккензи — 100-300 тыс. тонн, к восточным берегам Гренландии — около 200 тыс. тонн и т.п.

Интенсивность перевозок на некоторых участках Северо-Западного прохода особенно возросла в последние годы в связи с открытием нефтяных месторождений на северо-востоке

Аляски, в заливе Прадхо-Бэй. Это увеличило завоз сюда оборудования, материалов, продовольствия и других грузов. Вместе с тем возникла необходимость в морском вывозе нефти. В связи с этим были осуществлены экспериментальные плавания супертанкера с ледовым креплением «Манхеттен», которые доказали возможность танкерных перевозок. Рассматриваются проекты развития подледных транспортных рейсов атомных подводных танкеров. Все это свидетельствует о повышении значения Северо-Западного прохода как транспортной артерии зарубежной Арктики.

Морские пути Южного океана из-за их отдаленности в транспортном отношении используются весьма ограниченно. Они связывают антарктические острова с различными странами. Суда проходят через Магелланов пролив в основном при грузообмене атлантических и тихоокеанских государств Южной Америки. Видное место в транспортных перевозках по антарктическим водам занимает доставка грузов для зимовщиков Антарктиды. Транспортные суда совершают сюда регулярные специальные рейсы из стран, имеющих антарктические научные станции.

В настоящее время Северный Ледовитый океан в транспортном отношении используется гораздо интенсивнее, чем Южный. Несмотря на суровые природные условия и удаленность, арктические и антарктические воды в современных условиях включены в хозяйственное освоение, правда ограниченно. Здесь используются только биологические ресурсы, в небольших размерах добывается нефть и совершаются морские перевозки. Из этих производственных отраслей наиболее важная и развитая — рыбохозяйствен-ная, ей уступает транспорт. Вместе с тем более интенсивное освоение этих районов Мирового океана может помочь в решении многих актуальных проблем: продовольственной, сырьевой, водной.

Источник

Оцените статью