- Чукотское море
- ЧУКО́ТСКОЕ МО́РЕ
- Чукотское море
- Чукотское море
- Рельеф морского дна
- Побережье
- Гидрологический режим
- Температура воды
- Фауна Чукотского моря
- Полезные ископаемые
- Главные порты чукотского моря
- Мореплавание
- Рельеф дна
- Климат и гидрологический режим
- Флора и фауна
- Хозяйственное значение
- Экология
- Главные порты чукотского моря
- Морские порты Чукотки и морские перевозки
Чукотское море
Координаты: 69.1613, 183.0000
Чукотское море, окраинное море в Северном Ледовитом океане, между берегами северо-востока Азии и северо-запада Америки. Омывает берега России и США (штат Аляска). Через Чукотское море проходит по 180-му меридиану линия смены дат. На западе граничит с Восточно-Сибирским морем; на севере с Арктическим бассейном, на востоке с морем Бофорта (морфологически граница не выражена, проведена по кратчайшему расстоянию между точками с координатами 76° с. ш., 180° в. д. и 72° с. ш., 156° з. д.; от последней точки – к мысу Барроу на Аляске); далее по западному материковому берегу к Берингову проливу; на юге – по северной границе Берингова пролива к мысу Уникын на Чукотке и далее по материковому берегу до мыса Якан. К акватории Чукотского моря отнесён пролив Лонга между материком и островом Врангеля. Площадь 595 тысячи км 2 , наибольшая глубина – 1256 м.
Береговая линия изрезана слабо. Берега почти всюду гористые, для прибрежного рельефа типичны небольшие лагуны, отделённые от моря песчаными косами. Крупные заливы – Коцебу и Колючинская губа. Островов мало, из крупных – Врангеля и Геральд.
Для Чукотского моря характерен полярный морской климат, отличающийся малым поступлением солнечного тепла и низкой температурой воздуха с небольшой амплитудой внутригодовых колебаний. С середины ноября свыше 70 суток длится полярная ночь, с середины мая в течение 86 суток – полярный день. Лето очень короткое, с дождями и снегопадами, уже в августе начинаются заморозки. В год выпадает около 300 мм осадков.
В 1648–1649 гг. экспедиция С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова совершила плавание от устья Колымы на восток, вокруг Чукотского полуострова, Дежнёв прошёл по морю до реки Анадырь, составил описание этого края и доставил в Москву. В 1728 экспедиция В. Беринга прошла из Тихого океана на запад вдоль Чукотского полуострова. Летом 1778 Дж. Кук проник из Тихого океана в Северный Ледовитый океан, пройдя Беринговым пролив на восток, вдоль берегов Аляски.
Во льдах Чукотского моря обитают белый медведь, тюлени, моржи и киты, из рыб – дальневосточная навага, хариус, арктический голец, полярная треска. Летом берега островов покрывают птичьи базары (чайки-моевки, берингов баклан, кайры и другие), крупнейшая в Евразии гнездовая колония американского гуся. Заповедник Остров Врангеля (1976) включён в список Всемирного наследия, с крупнейшей в мире концентрацией «родильных» берлог белых медведей и самыми крупными в Арктике лежбищами моржей.
По Чукотскому морю вдоль российского побережья проходит трасса Северного морского пути, вдоль северных берегов Америки – морской путь, идущий через Северо-Западный проход. Освоение моря до сих пор затруднено из-за сурового климата. Мощные льды препятствуют хозяйственной деятельности.
Порты – Уэлен (Россия), Барроу (США).
Источник информации: Большая российская энциклопедия
Источник
ЧУКО́ТСКОЕ МО́РЕ
В книжной версии
Том 34. Москва, 2017, стр. 649-650
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧУКО́ТСКОЕ МО́РЕ, окраинное море в Сев. Ледовитом ок., между берегами сев.-вост. Азии и сев.-зап. Америки. Омывает берега России (самое вост. море в рос. секторе Сев. Ледовитого ок., Чукотский п-ов) и США (штат Аляска). Через Ч. м. проходит по 180-му меридиану линия смены дат. На западе граничит с Восточно-Сибирским м.; на севере с Арктическим бассейном, на востоке с морем Бофорта (морфологически граница не выражена, проведена по кратчайшему расстоянию между точками с координатами 76° с. ш., 180° в. д. и 72° с. ш., 156° з. д.; от последней точки – к мысу Барроу на Аляске); далее по зап. материковому берегу к Берингову прол.; на юге – по сев. границе Берингова прол. к мысу Уникын на Чукотке и далее по материковому берегу до мыса Якан. К акватории Ч. м. отнесён прол. Лонга между материком и о. Врангеля. Пл. 595 тыс. км 2 , объём 42 тыс. км 3 , наибольшая глубина – 1256 м.
Источник
Чукотское море
Чукотское море — температура воды, флора и фауна моря, соленость воды, рельеф дна, географическое положение и полезные ископаемые моря.
Чукотское море
Оно разделяет два полуострова, Чукотку и Аляску, и является пограничным морем между двумя государствами: Российской Федерацией и США.
Так же оно является восточной границей Северного Ледовитого океана, соединяясь на западе с Восточно-Сибирским морем проливом Лонга, граничит с морем Бофорта на востоке. Южная граница моря через пролив соединяется с Беринговым морем, и далее за ним следует Тихий океан.
Площадь моря составляет 589 600 квадратных километров. Глубина акватории менее 50 метров расположена на 56 % морского дна. При этом самая глубокая точка Чукотского моря находится на отметке в 1256м. Береговая линия изрезана довольно слабо. Имеются всего три залива: бухта Шишмарева, Коцебу и Колючинская губа. В акватории моря находятся острова Колючин, Геральд и остров Врангеля. Самые крупные из впадающих рек в Чукотское море – Ноатак и Амгуэма. Наиболее крупные из располагающихся на берегах моря порты — Российский порт Уэлен и американский Барроу. Через Чукотское море пролегает часть трассы морского пути, названного Северным.
Рельеф морского дна
Большей своей частью Чукотское море располагается на континентальном шельфе с глубинами в среднем 40 – 60 метров. Иногда можно встретить отмели, глубина на которых доходит до 13 метров. Дно моря пронизывают два каньона. Первый каньон Геральда, глубина которого в некоторых местах достигает до 90 метров. Второй – каньон Барроу. Его максимальная глубина находится на отметке в 160 метров. Покрытие дна преимущественно состоит из рыхлого ила, перемешанного с гравием и песком.
Побережье
Побережье материковой части России имеет большое множество лагун. Они составляют примерно половину протяженности береговой линии. Протяженность лагун начинается на северо-западе от мыса Якан и доходит до юго-востока российского побережья, Колючинской губы. Наиболее крупнейшие из лагун – Нутевъи, Каныгтокынманкы, Рыпильгын, Тэнкэргыкынмангкы и Эръокынманкы.
Гидрологический режим
В Чукотском море гидрологический режим определяется фактором слияния теплых вод, поступающих из Тихого океана через Берингов пролив с холодными арктическими водами Северного Ледовитого океана. Так же на режим влияет постоянно заплывающие с севера плавучие льды и суровые климатические условия заполярья.
Одно из главных течений Чукотского моря – Аляскинское течение. Оно несет теплые воды из Тихого океана. В середине моря поворачивает в сторону берегов Аляски. От него около острова Лисборн отходит еще один поток – западный.
Кроме Аляскинского есть еще одно течение. Оно держит свое начало из Восточно-Сибирского моря и приносит холодные арктические воды. Проходит это течение вдоль побережья Чукотского полуострова.
Летом происходит антициклоническая циркуляция, направленная на запад. Особенно она сильна в северном участке моря. На его силу и характер имеют сильное влияние штормовые ветры. В море присутствуют незначительные и почти незаметные приливы. Их средняя величина составляет примерно 15 сантиметров.
Практически круглый год эту часть Мирового океана покрывают льды. Но на 2-3 теплых месяца, в основном летний период, южную часть моря очищает от льдов Аляскинское теплое течение. На севере море покрывают многолетние льды, толщина которых превосходит 2 метра.
Температура воды
В южной части моря летом температура воды поднимается в среднем до 12 градусов по Цельсию благодаря влиянию теплого течения из Тихого океана. Но при продвижении на север вода в море доходит до отрицательных температур и примерно равна -1,7 градусов по Цельсию. В среднем температура летом варьируется от 4 до 12 градусов, а зимой достигает -1,8 градусов на поверхности. С ноября по май (до июня) Чукотское море замерзает и покрывается льдами.
В среднем соленость составляет 31-33%0. С глубиной она может повышаться. С запада на восток соленость Чукотского моря увеличивается с 28 до 33 %. У устье впадающих в море рек, соленость обычно варьируется от 3 до 5 %.
Фауна Чукотского моря
На льдинах обитают белые медведи. Так же в водах моря можно встретить китов, моржей и тюленей. Из рыб встречаются хариус, полярная треска, дальневосточная навага и арктический голец.
Полезные ископаемые
В шельфовой зоне Чукотского моря располагаются запасы нефти размерами примерно 30 миллиардов баррелей. Кроме месторождений нефти в шельфе так же присутствуют огромные запасы рассыпного золота, которое можно добывать в промышленных масштабах.
По Чукотскому морю курсируют достаточно много туристических лайнеров, организуются морские круизы и обзорные экскурсии. Будете в тех местах, забегайте в гости к белым мишкам )))) Хороших экскурсий!
А потом забегайте ко мне на сайт и делитесь видео и фото!
Источник
Главные порты чукотского моря
Чукотское море — окраинное море Северного Ледовитого океана, расположено между Чукоткой и Аляской. Среди российских арктических морей оно имеет самое восточное расположение. Его площадь составляет 589 600 км². На Западе проливом Лонга соединяется с Восточно-Сибирским морем, на востоке в районе мыса Барроу соединяется с морем Бофорта, на юге Берингов пролив соединяет его с Беринговым морем Тихого океана. Через акваторию моря проходит линия перемены дат. В Чукотском море мало островов (Врангеля, Геральд, Колючин), впадающие в него реки маловодны, самые крупные — Амгуэма и Ноатак. Береговая линия слабо изрезана. Берега моря почти на всем протяжении гористы. На восточном побережье острова Врангеля невысокие холмы круто обрываются к морю. Линию берега образуют песчаные косы, отделяющие от моря лагуны, за которыми виднеются горы. Такой ландшафт типичен для берегов Чукотского моря. По морю проходит трасса Северного морского пути. Крупный порт — Уэлен.
Мореплавание
В 1648 году Семен Дежнёв от устья реки Колыма прошёл по морю до реки Анадырь. В 1728 году экспедиция Витуса Беринга и в 1779 году капитан Джеймс Кук прошли в море из Тихого океана. В 1928 году в ходе гидрографических наблюдений норвежский полярный исследователь Х. Свердруп обнаружил, что море, лежащее между мысом Барроу и о. Врангеля, по своим природным условиям сильно отличается от моря между Новосибирскими островами и о. Врангеля и поэтому должно быть выделено из состава Восточно-Сибирского моря. Вновь выделенное море было решено назвать Чукотским по народу, населяющему Чукотский полуостров. Официально название утверждено в 1935 году.
Рельеф дна
Рельеф дна Чукотского моря довольно ровный. Преобладают глубины около 50 м, а максимальная (она лежит на севере) — 1256 м. Дно моря покрыто рыхлым илом с песком и гравием.
Климат и гидрологический режим
Климат Чукотского моря полярный морской. Его характерные черты — небольшое поступление солнечного тепла и малые годовые колебания температуры воздуха.
Гидрологический режим Чукотского моря определяется взаимодействием холодных арктических вод и поступающих через Берингов пролив более тёплых вод Тихого океана, суровыми климатическими условиями, поступлением плавучих льдов с севера и запада. Сильный ветер в осенний период способствует возникновению волн высотой до 7 метров, зимой с образованием ледяного покрова волнение слабеет. В летний период волнение меньше из-за уменьшения штормовой активности. Приливы в море незначительные: средняя величина приливов около 15 сантиметров. Почти весь год море покрыто льдами. Тёплое Аляскинское течение приводит к очищению южной части моря ото льда на 2-3 месяца в тёплый период года. Холодное течение из Восточно-Сибирского моря приносит с собой много льда к побережью Чукотки. Север моря покрыт многолетними льдами толщиной более 2 метров. В районе Берингова пролива температура воды летом поднимается до 12 °C. По мере продвижения на север температура падает до отрицательных значений. Температура воды на поверхности зимой — 1,8°, летом от 4 до 12°. Зимой характерна повышенная солёность (около 31-33 ‰) подлёдного слоя воды. В летний период солёность меньше.
Флора и фауна
Белые медведи, обитающие во льдах Чукотского моря, относятся к одной из пяти генетически различающихся популяций этого вида. Также обитают тюлени, моржи, киты. Из рыб — дальневосточная навага, хариус, арктический голец, полярная треска. Летом берега покрывают птичьи базары. Встречаются утки, гуси, чайки и другие птицы. На островах Врангеля и Геральд расположен арктический заповедник, являющийся основным местом размножения белых медведей и моржей.
Хозяйственное значение
На Чукотском море практически не развито рыболовство и охота на морского зверя. По просторам этого моря осуществляются транспортные перевозки. В основном это транзитный грузообмен, иногда осуществляются перевозки через Певек.
Экология
Чукотское море расположено достаточно далеко от основных больших индустриальных центров. В связи с этим серьезных нарушений в экологии этого моря не наблюдаются. Единственным сильным источником загрязнения являются поды, поступающие из Северной Америки. Эти водные потоки содержат большое количество аэрозольных материалов.
Источник
Главные порты чукотского моря
Чукотский автономный округ занимает площадь 737,7 тыс. кв. км, что составляет 7% общей площади районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.
Географически полуостров Чукотка расположен на крайней северо-восточной оконечности материка Евразия, врезаясь клином между двумя океанами — Тихим и Северным Ледовитым. На суше регион граничит с Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью и Корякским автономным округом. Юго-восточные и восточные гористые берега Чукотки омываются Беринговым морем, подходящим к Чукотке преимущественно своей шельфовой северной половиной и образующим ряд заливов и бухт. От штата Аляска (США) Чукотка отделяется Беринговым проливом, в котором ей принадлежит западный из двух островов Диомида — остров Ратманова. Более низменные Северовосточные берега омываются Чукотским морем, плоские северные — Восточно-Сибирским морем. Чукотке принадлежит остров Врангеля и небольшой остров Геральда.
Крайняя южная точка Чукотки — мыс Рубикон, северная — мыс Шелагский, восточная — мыс Дежнева, являющийся одновременно восточной оконечностью России и всей Евразии. Большая часть Чукотки расположена в восточном полушарии, а около половины ее территории — за Полярным кругом.
Моря Чукотки и поверхностные воды суши представляют собой огромный комплекс природных ресурсов. Характерными особенностями шельфовых морей Чукотки являются тяжелая ледовая обстановка, штормы, туманы, сильные приливные течения.
Восточно-Сибирское море — наиболее холодное из Чукотских морей, его температура редко превышает +2°С.
Чукотское море — самое восточное из морей, омывающих северное побережье Евразии. Плавучие льды покрывают его большую часть года. Осенью штормовые ветры способствуют появлению волн высотой до 7 м, при этом часто образуются торосы высотой до 5-6 м.
Берингово море — самое теплое из морей, омывающих Чукотку. Ледовый режим Берингова моря более благоприятен для судоходства, чем режим арктических морей.
Морские порты Чукотки и морские перевозки
Морские порты Чукотки, кроме порта Анадырь, не имеют собственного средне и крупнотоннажного флота, их основная задача — обработка грузов, доставленных судами по двум направлениям: западному (из Мурманска, Архангельска, Кандалакши) и восточному (из Владивостока, Находки, Ванино, Магадана, Петропавловска-Камчатского, портов Сахалина). Восточное направление является основным.
Навигационные периоды составляют: в Певеке — с июля до октября, в Провидения — с июля до ноября, в Беринговском и Эгвекиноте — с июля до начала и середины октября соответственно, в Анадыре — с июля до октября.
В общей сложности морскими портами Чукотки в навигацию 2004 года было обработано 231 транспортное судно (в 2003 году 174 судно), 697 тыс. тонн различного груза (в 2003 году — 686,05 тыс. тонн) из них генерального груза — 152,2 тыс. тонн (в 2003 году — 222,4 тыс. тонн).
Учитывая важность развития комплекса морского транспорта в автономном округе, принимая во внимание тяжелое финансовое положение морских портов и необходимость принятия неотложных мер по их стабилизации Правительством Чукотского автономного округа, исходя из имеющихся финансовых возможностей автономного округа, был принят ряд совместных решений, позволяющих частично разрешить накопившиеся за предшествующие годы проблемы и максимально эффективно в сложившихся условиях обеспечить проведение навигации.
Вместе с тем, возможности территории в решении всего комплекса вопросов морских портов, расположенных на территории автономного округа, крайне ограничены и, со своей стороны Правительство Чукотского автономного округа постоянно обращается в Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства с просьбой оказать содействие в разрешении проблем обновления имеющегося портофлота и ремонта причальных сооружений морских портов Чукотки. До настоящего времени данные обращения положительных сдвигов со стороны федеральных органов власти не возымели.
На территории региона функционирует 5 морских портов.
В Беринговом море:
1. Анадырский морской порт — проходная осадка 7,5 метров. Предприятием морской деятельности в Анадырском районе Чукотского автономного округа является открытое акционерное общество «Анадырский морской порт». Органы управления ОАО «Анадырский морской порт» — общее Собрание акционеров; Совет директоров; единоличный исполнительный орган -генеральный директор.
Общие характеристики предоставляемых услуг и производственной (морской) деятельности:
— оказание квалифицированных услуг по выгрузке, погрузке морских транспортных судов, агентирование;
— речные перевозки генеральных, навалочных, наливных грузов в пункты верховья рек Анадырь, Канчалан Анадырского района;
— распаузка морских танкеров на акватории Анадырского лимана, внутрилиманные перевозки генеральных и навалочных грузов;
— судоподъем и ремонт судов весом до 500 т;
— выпуск технического кислорода; характеристики основных производственных фондов;
Группировка основных средств
Машины и оборудование
Производственный и хозяйственный инвентарь
Прочие основные фонды
— фактическая потребность капитальных вложений, в частности — реконструкция аварийного причала № 11 составляет порядка 70 млн. рублей.
— списочная численность по состоянию на 31.12.2004 года составила 166 чел., в том числе: ИТР и специалисты — 68 чел.; служащие — 2 чел.; рабочие — 96 чел.
Из них: с высшим образованием — 25 чел.; со средним специальным — 32 чел.; н/высшим (обучаются) — 6 чел.; со средним — 103 чел.
Средний возраст работников — 45,5 лет.
На сезонную работу в навигацию 2004 года было принято 68 чел., в том числе в плавсостав 14 студентов из Омского речного училища.
Открытое акционерное общество «Анадырский морской порт» осуществляет только речные перевозки по рекам Анадырь, Канчалан и внутрилиманные.
Состав портового флота, техническое состояние:
Группировка основных средств
Основные экономические и эксплуатационные показатели ОАО «Анадырский морской порт» за 2004 год:
— грузопереработка — 627,8 тыс. т;
— грузооборот — 285,5 тыс. т;
— пассажирооборот — 18,4 пас.;
— распаузка морских танкеров — 20,0 тыс. т;
— доходы — 135048,0 тыс. руб.;
— расходы — 115196,0 тыс. руб.;
— чистая прибыль — 14752,0 тыс. руб.
Актуальные проблемы:
— реконструкция причала № 11;
— внесение рек Анадырь, Канчалан в единый Государственный реестр судоходных рек, для речных судов грузоподъемностью до 600 тонн, с целью улучшения безопасности судоходства, обновления лоций рек, промеров глубин, мест подходов к населенным пунктам;
— обеспечение стабильной загрузки производственных мощностей порта в объемах не менее 250 тыс. т;
— организация экспедирования по отправке и перевозке домашних вещей граждан Чукотки в ЦРС и страны СНГ;
— в связи с внедрением требований Главы XI-2 Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 (СОЛАС — 74) и Международного Кодекса по охране судов и портовых средств (ОСПС), предусмотреть региональное финансирование и поручить МАП Чукотки, а также Анадырскому филиалу ФГУП «Росморпорт», разработку для портов Чукотки планов охраны портовых сооружений и средств.
2. Морской торговый порт Беринговский расположен в южной части Берингово моря в северо-западной части бухты Угольная на территории Чукотского автономного округа — проходная осадка 8,5 метров. Обслуживающее предприятие — ФГУП «Морской торговый порт Беринговский».
В плане порт представлен в виде ковша с оградительным молом протяженностью 325 метров. Он образован двумя взаимо-заанкеренными шпунтовыми стенками. Внутри ковша, фронтально берегу, расположены причалы для генеральных грузов общей протяженностью 174 метра. У входа в ковш расположен пирс для переработки угля длиной по внутренней стороне 97 метров, по внешней стороне 185 метров.
За портом закреплены основные и оборотные средства, он располагает акваторией и территорией, в его оперативном управлении находится различное имущество. На участке площадью 22,12 га порт имеет здания и различного рода сооружения.
Порт Беринговский — порт рейдовой обработки грузов. Технологические элементы порта рассчитаны на летнюю навигацию, продолжительностью 192 суток. Согласно Лоции Берингова моря, в порту краткосрочная продолжительность навигации с 01 июля по 01 октября.
Порт Беринговский является производственным предприятием и осуществляет все функции, предусмотренные Уставом предприятия. Он имеет самостоятельный баланс, хотя находится в непосредственном подчинении Министерства транспорта Российской Федерации. Порт взаимодействует с такими организациями, как: ФГУП «Росморпорт», МАП Чукотки, портами, расположенными на территории округа, а так же с судоходными и транспортно-экспедиторскими компаниями Дальнего Востока.
Деятельностью морского торгового порта Беринговский является перегрузка грузов, прибывающих в порт Беринговский и отправляемых из него, а также перевозка грузов между портами и портопунктами Восточной Чукотки. В частности к основным видам деятельности относятся:
организация и выполнение перегрузочных процессов, связанных с передачей грузов с одного вида транспорта на другой;
— обработка и обслуживание транспортных судов;
— хранение грузов на портовых складах;
— перевозка грузов и сопровождающих грузов судами портового флота:
— организация транспортно-экспедиционных операций;
— шипчандлерское обслуживание (снабжение) судов пресной водой;
— обеспечение безопасности мореплавания;
— осуществление мероприятий по охране окружающей среды.
Порт осуществляет обязательные работы и услуги, включающие:
— погрузку, разгрузку судов судовыми грузовыми средствами по прямому варианту, штивку, сепарирование, крепление и раскрепление груза, сухую зачистку трюмов после выгрузки;
— прием грузов от отправителей на борту судна с транспорта отправителя и сдачи грузов получателей на борту судна на транспорт получателя;
— обработку судов с тяжеловесными грузами массой одного места до 20 тонн, длинномерными грузами длиной до 12 метров, контейнерами массой брутто до 20 тонн;
— посадку и высадку пассажиров, прием и выдачу багажа; транспортно-экспедиционное обслуживание, складские операции с грузами;
— обработку судов с рефрижераторными грузами и свежими овощами по прямому варианту (судно-судно портового флота — автотранспорт);
— обработку судов с опасными грузами по прямому варианту (судно — судно портового флота — автотранспорт, специализированный угольный комплекс-судно портового флота — судно) по правилам МОПОГ по предварительному согласованию с портом.
Порт не имеет специализированных судов для обработки судов с наливными грузами. Разгрузка танкеров производится силами судовых экипажей на суда портового флота оборудованными специализированными емкостями.
В навигацию 2004 года портом было заключено 37 договоров на перевозку груза, отгрузку угля, распаузку танкеров, выгрузку генерального груза, перевозку груза в национальные села.
По сравнению с прошлым годом количество заходов судов в порт Беринговский увеличилось с 31 до 36.
За период навигации 2004 года грузооборот составил всего 178,6 тыс. тонн, в том числе уголь — 166,8 тыс. тонн, нефтепродукты — 2,4 тыс. тонн, генеральные грузы — 6,2 тыс. тонн, местные перевозки — 3,2 тыс. тонн. По сравнению с прошлым годом грузооборот увеличился на 51%.
В Чукотском автономном округе порт Беринговский по грузообороту занимает второе место после Анадырского морского торгового порта.
Порт выполняет большие работы по перевозке грузов местным флотом. Эти перевозки осуществляются судами портового флота в прибрежных рейсах, в которых перевозка грузов крупными судами невозможна или нецелесообразна. Суда портового флота выполняют также технологические операции обработки и обслуживания транспортных судов: служебно-вспомогательные суда выполняют швартовые операции.
Порт Беринговский предоставляет суда портового флота клиентам как в рейсовый чартер (местные перевозки), так ив тайм-чартер. В свободное от обработки транспортных судов время, суда портового флота осуществляют перевозку грузов в порт Анадырь, Эгвекинот, Провидения, в портовые пункты национальных сел Беринговского (Мейныпильгино. Хатырка). Чукотского (Лаврентия, Лорино, Инчоун, Нещкан, Уэлен), Иультинского (Уэлькаль, Конергино), Провиденского (Нунлигран, Энмелен, Янракыннот) районов. За навигацию судами портового флота перевезено грузов всего — 3,2 тыс. тонн, в том числе ГСМ — 0,8 тыс. тонн, продовольствия — 0,9 тыс. тонн, генеральных грузов — 1,5 тыс. тонн.
Для обработки грузов в порту имеются суда портового флота, грузовые и специальные машины (далее, порт прибытия: Беринговский):
Головное судно серии (код)
Тип судна по роду главного двигателя (код)
Дата ввода в эксплуатацию
Регистровая вместимость (брутто) (РТ)
Скорость в грузу
Остаточная стоимость, тыс. руб.
СПА «Лев Шибанов»
Группировка основных средств
3. Морской порт Провидения расположен в Восточной части Чукотского полуострова на западном берегу б. Комсомольская, входящей в систему бухт под общим названием бухта Провидения. Глубины у причала позволяют принимать суда с осадкой до 10,5 метров.
Предприятием морской деятельности в Провиденском районе Чукотского автономного округа является открытое акционерное общество «Морской порт Провидения». Органы управления ОАО «Морской порт Провидения» — общее Собрание акционеров; Совет директоров; единоличный исполнительный орган — генеральный директор.
Порт Провидения специализируется на переработке генеральных, сыпучих грузов, поступающих для Провиденского и Чукотского районов в навигационный период. В порту имеются два причала для переработки генеральных и сыпучих грузов протяженностью 240 метров и нефтепирс для обработки наливных судов. Погрузочный комплекс располагает двумя портальными кранами «Сокол» грузоподъемностью 20 тонн каждый, двумя кранами «Альбатрос» грузоподъемностью 10 тонн и одним краном «Ганц» для перештифтовки угля на тыловую открытую площадку хранения угля. Порт Провидения открыт для захода иностранных судов.
Таблица объемов переработки грузов за последние три года
Объем грузовых работ
Объем грузовых работ
Объем грузовых работ
Вместимость рег.т. Полная б.р.т.
Сравнительно небольшой грузооборот, а в связи с этим недостаточность финансовых средств не позволяет производить капитальных вложений.
ОАО » Морской порт Провидения « имеет в своем составе 4 единицы флота, а именно:
— буксир-кантовщик «Капитан Беломестнов» 1985 года постройки. Необходим капитальный ремонт подводной части корпуса судна, винторулевого механизма, главных двигателей. Порт приписки — порт Провидения.
— РБТ «Бурун» 1953 года постройки. Ремонт производится в судоремонтных мастерских порта. В хорошем техническом состоянии, порт приписки — порт Провидения.
— самоходная баржа «Славянка-10» грузоподъемность 40 тонн. В хорошем техническом состоянии. Год постройки — 1991. Ремонт производится в судоремонтных мастерских порта. Используется для перевозки техники в акватории б. Провидение. Порт приписки — порт Провидения.
— теплоход «СПА-005» 1988 года постройки грузоподъемностью 150 тонн. В хорошем техническом состоянии. Используется для перевозки грузов на необорудованный берег в села Провиденского и Чукотского районов. Играет важную роль в обеспечение сел районов народно хозяйственными грузами.
100% акций ОАО » Морской порт Провидения » принадлежит Агентству по управлению федеральным имуществом. Порт обеспечен кадрами в полной мере, необходимой для выполнения своих функций и обеспечения непрерывного производственного процесса. Сезонных работников предприятие не использует. В межнавигационный период часть работников порта находится в отпусках, часть коллектива производит ремонт техники, такелажного оборудования, портального хозяйства, судов портового флота.
4. Морской порт Эгвекинот — проходная осадка 8 метров. Предприятием морской деятельности в Иультинском районе Чукотского автономного округа является открытое акционерное общество «Морской порт Эгвекинот». Органы управления ОАО «Морской порт Эгвекинот» — общее Собрание акционеров; Совет директоров; единоличный исполнительный орган — генеральный директор.
Морской порт Эгвекинот был образован в 1946 году, расположен в Заливе Креста Берингова моря. Основными видами деятельности ОАО «Морской порт Эгвекинот» является; погрузочно-разгрузочные работы, перевозка грузов собственным флотом, складские операции с грузами. Площадь территории порта составляет 6500 м 2 , в том числе закрытого хранения 1524 м 2 , открытого хранения 4976 м 2 .
Перегрузочный комплекс порта состоит из 3-х причалов, причалы № 1 и № 2 находятся на пирсе длиной 145 метров, глубиной 8,5 м и причала № 3 длиной 176 метров, расположенного перпендикулярно пирсу (глубина 9,75 м). Прикордонные и тыловые зоны причалов забетонированы. Причальные сооружения являются Федеральной собственностью, находятся на балансе ФГУП «Росморпорт» и используются портом в период навигации на условиях аренды.
Грузы, прибывающие в порт на транспортных судах, перерабатываются как по прямому варианту, так и с перемещением через склад.
Для производства погрузочно-разгрузочных работ причалы № 1 и № 2 оснащены тремя подъемными кранами «Альбатрос» грузоподъемностью 20 тонн, причал № 3 оснащен 2 портальными кранами «Сокол» грузоподъемностью 32 тонны.
Переработка грузов на тыловых складских площадках ведется с применением стрелового крана КС-5363 грузоподъемностью 25 тонн и автопогрузчиками.
Производственные мощности порта рассчитаны на переработку до 500 тыс. тонн грузов в навигацию.
Максимальный годовой грузооборот порт имел в 1985 году — 310 тыс. тонн после чего в следствии приостановили деятельность промышленных предприятий Иультинского района с начала 1990-х годов, имел тенденцию резкого снижения, так 1998 году грузооборот составил всего 47,7 тыс. тонн. За последние два года грузооборот стабилизировался на уровне 111-116,1 тыс. тонн.
Источник