- Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)
- Айвазовский и его картины о море
- Описание картин Айвазовского о море
- Картина Айвазовского Ночь на море — особенности
- Иван Айвазовский «Море. Коктебельская бухта»
- Иван Айвазовский: биография, картины моря
- Творчество художника, галерея произведений
- Коллеги-художники об Айвазовском
- Биография Айвазовского, особенности творчества
- Особенности творчества Айвазовского
- Картины Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)
Айвазовский и его картины о море
Настоящее имя выдающегося художника Ованнес Айвазян, но свою известность он поучил как Айвазовский Иван Константинович. Родился и умер он в одном городе, родной Феодосии. Любимый жанр изобразительного искусства — марина, при жизни Айвазовский написал много картин о море. По совместительству он был баталистом, меценатом, коллекционером.
Описание картин Айвазовского о море
Художник армянского происхождения жил возле моря, не удивительно, что в нем зародилась любовь к океанским водам. Им написано 6 тысяч полотен на разные тематики, попробуем сегодня познакомиться с некоторыми.
- Картина Айвазовского Черное море — как и все остальные труды художника, обладает уникальными свойствами. Глядя на полотно, возникает ощущение реальности, будто ты сейчас окажешься в пучине морских вод. Картина разделена на две равные части. В верхней мастер изобразил небесный свод, нижнюю заполнил океаническими водами. На светлом небе виднеются облака, но в правой части полотна заметно сгущение туч. Воды бассейна Атлантического океана изображены в одном из своих стихийных проявлений. Можно заметить, что на гребнях волнующейся воды, отражаются облака, проплывающие сверху. В описаниях картины Айвазовского Черное море сказано, что, если присмотреться, можно заметить островок суши, рядом с которой еле виднеется одинокий парусник.
- Интересной работой Айвазовского является Лунная ночь на море. Она выполнена в синих тонах, когда на нее смотришь, кажется, что на ней изображен дождь, но это ощущение обманчиво. Мы видим, как несколько людей плывут по воде в небольшой лодке. Нельзя сказать, что вода спокойная, под светом луны заметно переливание волн. Датой создания произведения является 1895 год, работа выполнена маслом на холсте.
- Картина Айвазовского Посейдон, несущийся по морю заслуживает особого внимания. Ее главным героем является бог моря Посейдон, он, был так же красив, как его брат Зевс. По задумке живописца он мчится по воде на золотой колеснице, а рядом с ним жена Амфитрита. Посейдон держит в руках трезубец, с помощью которого он вздымает морские волны. В центральной части полотна художник попытался отразить все величие шествия повелителя морских вод. Нельзя сказать, что у него что-то не получилось.
Талант художника буквально спас его от нищеты, он научился хорошо зарабатывать, трудясь на протяжении всей жизни, не покладая рук — писал картины, организовывал выставки. Описание картин Айвазовского о море до сих пор проводится, так как они пользуются популярностью. В наше современное время трудно найти человека, незнакомого с творчеством Ованнеса.
Картина Айвазовского Ночь на море — особенности
Бурное море. 1887 год.
Практически всю сознательную жизнь художник посвятил написанию картин в жанре марина. Одной из волнующих является картина Айвазовского Бурное море, написанная в 1844 году. Художник старался писать картины по памяти, она у него была фотографической, работал он всегда в мастерской, окна которой не выходили к морю.
На холсте мы видим перекосившееся судно, ему сложно воспротивиться стихии. Оно уже подплывало к берегу, где моряки готовят малое беспалубное судно, чтобы спасти людей с корабля, которое настигла буря. В основе используются оттенки холодных красок. Живописцу удавалось хорошо писать не только морскую воду, но и отображать воздушную среду. Глядя на изображение, созданное рукой мастера, создается ощущение, что солнце не выйдет из-за туч.
За описанием картин Айвазовского с изображенным морем можно сидеть долго, ведь каждая работа уникальна, завораживает. Морская стихия во всех своих проявлениях — любимая тема Ивана Константиновича. К числу знаменитых шедевров нельзя не отнести картину Айвазовского, изображающую ночь на море. Если говорить точнее, она называется «Буря на море ночью». Она пополнила коллекцию художника в 1848 году. Как и на других картинах, океанические воды здесь не спокойные, они движутся, бурлят. Под светом луны виднеется корабль, ему сложно находиться в одном положении, потому что вода не спокойная, ветром поднимаются волны, но надежда на спасение есть.
Источник
Иван Айвазовский «Море. Коктебельская бухта»
Автор: Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky)
Название: «Море. Коктебельская бухта»
Год написания: 1853 год
Место: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Направление: Романтизм, Реализм
В целом, композиция «Коктебельской бухты» проста. Ближе всего к зрителю находится лодка, оставленная кем-то на пляже. Видимо, дует сильный ветер, потому что парус хрупкой «посудины», окрашенный закатными лучами, выгибается и трепещет. Кажется, что под мачтой кто-то (или что-то?) лежит: виднеется смутная, темная фигура то ли владельца лодки, то ли кого-то другого. Две скалы придают картине мрачности. Из-за одной из них выглядывает заходящее Солнце. Очевидно, скоро наступит ночь: в небе застыл месяц растущей Луны. Мастерски нарисованное море бушует – корабль сильно кренит в сторону, хоть волны и не так велики. Очевидно, начался прилив: песок, который видит зритель, кажется мокрым. Возможно, прошел дождь: часть глубоко синего неба покрыта облаками, что, кажется, уходят вслед за солнцем. Если долго смотреть на картину, может показаться, что море движется и уже начинает успокаиваться, будто собираясь уснуть. Солнце напоминает зрителю лампу, которая вот-вот будет выключена, а Луна покажется ночником, что остается с сонным морем. Сначала, картина воспринимается целостной: настолько искусно расставлены акценты. Тем не менее, некоторые детали могут захватить внимание, ведь они рассказывают несколько невероятных, но все же, в чем-то обыденных историй, которые происходили во времена жизни Айвазовского, на его Родине.
Источник
Иван Айвазовский: биография, картины моря
Автор:
Павел Ин
Творчество художника, галерея произведений
Иван Айвазовский (Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), – русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского — “Радуга” ( 1873 г .), “Чёрное море” ( 1881 г .), “Волна” ( 1889 г .), “Девятый вал” ( 1850 г .). В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным. Своеобразие творчества Айвазовского — в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей. Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков («Чесменский бой«, «Наварринский бой«, обе — 1848 г .). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею ( 1880 г .). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.
Внимание |
Изображения в синей рамочке кликабельны. |
Коллеги-художники об Айвазовском
Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.
Биография Айвазовского, особенности творчества
Статья Екатерины Деготь из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г .
Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского. Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма. Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы. В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света». Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского.
Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь. Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи. Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского». Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон. Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».
Особенности творчества Айвазовского
Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи). Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома. Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже. «Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений». Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».
Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы. В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.
В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу». Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения.
Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет». Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта. Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.
«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.
Однако творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды. Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности».
Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе». Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю». Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому. Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».
Картины Айвазовского
Девятый вал 1850.
Черное море 1881.
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848.
Источник