- ArtsViewer.com
- Виртуальная галерея мировой живописи
- Гоген Поль — Женщина Сѓ РјРѕСЂСЏ 1892
- 10 женских образов на картинах любителя абсента Поля Гогена
- 1. Таитянские женщины на побережье (1891)
- 2. Парау Парау — Беседа (1891)
- 3. Её зовут Вайраумати (1892)
- 4. Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)
- 5. Жена короля (1896)
- 6. Эа хаэре иа оэ — Куда идешь? (Женщина, держащая плод). (1893 г.)
- 7. Те авае но Мариа — Месяц Марии (1899 г.)
- 8. Женщины на берегу моря (материнство) (1899 г.)
- 9. Три таитянки на желтом фоне. (1899)
- 10. «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») (1892)
- Женщины Поля Гогена
ArtsViewer.com
Виртуальная галерея
РјРёСЂРѕРІРѕР№ Р¶РёРІРѕРїРёСЃРё
Гоген Поль — Женщина Сѓ РјРѕСЂСЏ 1892
Женщина у моря 1892
92×74СЃРј холст/масло
Museo Nacional de Bellas Artes, Buenos Aires, Argentina
The image is only being used for informational and educational purposes
From Museo Nacional de Bellas Artes, Buenos Aires:
This work is mentioned in a list of paintings made during his first stay in Tahiti, referred to as Study of Nude Back, which Gauguin made note of around April of 1892 in his Carnet de Tahiti. It was painted in Mataiea, based on a color drawing in the same sketchbook, probably made with the model present and a barely visible grid, useful when the time came to repeat the composition on a larger scale. When it was shown in Paris in 1893, Thadée Natanson gave a concise description of its theme: “sitting on the sand, only her tanned back can be seen, amidst the almost symmetrical flowers that the sea foam embroiders on the waves”. The metaphor that ties the crest of the waves, the flowers and embroidery accurately highlights Gauguin’s use of polysemic forms and the oriental quality of this motif. In terms of their form and color, the “flowers” of sea foam are also related to the seashell on the beach and the flowers that are in the print of the sarong draped over the woman’s right knee. In contrast to other paintings by Gauguin showing partially clothed Tahitian women, this sarong has no thickness or folds of its own; it is painted over the woman’s knee much like the cloth in a mannerist painting or a tattoo—a true “embroidery” on the skin and the original form of dressing used by many inhabitants of the South Seas.
Dario Gamboni
Источник
10 женских образов на картинах любителя абсента Поля Гогена
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
8 мая 1903 на острове Хива-Оа во Французской Полинезии в возрасте 54 лет умер от сифилиса Эжен Анри Поль Гоген. Отец, о котором забыли собственные дети, писатель, ставший посмешищем парижских журналистов, художник, осмеянный современниками, он и подумать не мог, что после смерти его картины будут стоить десятки тысяч долларов. В нашем обзоре 10 картин великого художника, на которых изображены таитянки, дарившие Гогену любовь, радость и вдохновение.
1. Таитянские женщины на побережье (1891)
На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: « Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью ».
2. Парау Парау — Беседа (1891)
На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни». Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности. Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира.
Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально. После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной. Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».
3. Её зовут Вайраумати (1892)
И всё же на Таити Гоген был счастлив. Особенно вдохновенно ему работалось, когда в его хижине поселилась 16-летняя Техура. За смуглую девушку с волнистыми волосами её родители взяли с Гогена совсем немного. Теперь по ночам в хижине Гогена тлел ночник — Техура боялась призраков, ждущих своего часа. Поль каждое утро приносил воду из колодца, поливал огород и становился к мольберту. Гоген был готов жить так вечно.
Как-то Техура рассказала художнику о тайном обществе Ареои, пользовавшемся особым влиянием на островах и считавших себя адептами бога Оро. Когда Гоген узнал о них, он загорелся идеей написать картину о боге Оро. Картину художник назвал «Её зовут Вайраумати».
На картине сама Вайраумати изображена восседающей на ложе любви, а у её ног свежие плоды для её возлюбленного. За спиной Вайраумати в красной набедренной повязке сам бог Оро. В глубине полотна видны два идола. Весь придуманный Гогеном таитянский пейзаж призван олицетворять любовь.
4. Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)
У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет.
Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».
5. Жена короля (1896)
Картину «Жена короля» Гоген написал во время своего второго пребывания на Таити. Таитянская красавица с красным веером за головой, который является знаком королевского рода, заставляет вспомнить о «Олимпии» Эдуарда Мане и «Венере Урбинской» Тициана. Зверь, крадущийся по склону, символизирует женскую загадочность. Но самое главное, по мнению самого художника, а картине цвет. «. Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью», — писал Гоген одному из своих друзей.
6. Эа хаэре иа оэ — Куда идешь? (Женщина, держащая плод). (1893 г.)
В Полинезию Гогена привела романтическая мечта о полной гармонии – в мир таинственный, экзотический и не абсолютно непохожий на Европу. Он видел воплощение вечного ритма жизни в ярких красках Океании, а сами островитяне были для него источником вдохновения.
Название картины с языка племени маори переводится как приветствие «Куда идешь?». Самый, казалось бы простой мотив приобрёл практически ритуальную торжественность. Тыква (так островитяне переносили воду) на картине стала символом таитянского рая. Особенность этой картины — ощущение солнечного света, материализуется который в смуглом теле таитянки, которая изображена в красно-огненном парео.
7. Те авае но Мариа — Месяц Марии (1899 г.)
Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии.
Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.
8. Женщины на берегу моря (материнство) (1899 г.)
Картина, созданная Гогеном в последние годы жизни, свидетельствует о полном уходе художника от европейской цивилизации. Эта картина вдохновлена реальными событиями – Пахура, таитянская возлюбленная художника в 1899 году родила ему сына.
9. Три таитянки на желтом фоне. (1899)
Ещё одна из последних работ художника – «Три таитянки на желтом фоне». Она полна загадочных символов, которые не всегда можно расшифровать. Не исключено, что художник закладывал в это произведение некую символическую подоплеку. Но при этом полотно это декоративное: полная гармония ритмичных линий и цветовых пятен, пластика и грация в позах женщин. На этой картине художник изобразил мир с той естественной гармонией, которую цивилизованная Европе утратила.
10. «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») (1892)
В начале 2015 года картина Поля Гогена «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») стала самым дорогим произведением живописи – она ушла с аукциона за $300 миллионов. Полотно, принадлежавшее швейцарскому коллекционеру Рудольфу Штехелину, датируется 1892 годом. Факт продажи шедевра он подтвердил, на сумму сделки не озвучивал. СМИ удалось выяснить, что купила картину организация Qatar Museums, которая покупает произведения искусств для музеев Катара.
Специально для ценителей живопись и для тех, кто только знакомится с мировыми шедеврами, 500-летняя история мужского автопортрета меньше чем за 5 минут .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Женщины Поля Гогена
Женщины Поля Гогена
В первый раз он приехал на Таити жить — Франция ему опостылела.
Во второй раз Гоген приехал сюда, чтобы умереть.
Темпераментного живописца больше всего влекли женщины. Вечерами Поль отправлялся на туземный «бал» в столичном парке, где играл духовой оркестр. Вот описание, оставленное современником: «Всюду видишь группы островитянок в длинных белых платьях, с густыми распущенными черными волосами, темными глазами и зовущими чувственными губами. У каждой в черных волосах — великолепная белая гардения; они удобно устраиваются на циновках, обмахиваются веерами и курят длинные канакские сигареты. Чуть видимые в полутьме, которая так располагает к флирту и интимной беседе, они принимают комплименты, хвалу и шутливые реплики мужчин с восхитительным обаянием, присущим этим жительницам тропиков, таким пикантным, благодаря их безнравственности, невероятно смелому языку и необузданной жизнерадостности». >
| Таитянские женщины на побережье. 1891. Париж. Музей Д’ Орсэ. По словам французского писателя Дефонтена, «угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью»…
Надо отдать справедливость Гогену — он не мучился подобными мыслями, не влюблялся, не переживал и не требовал от таитянских дам того, чего они, по определению, не могли дать. Не сумев поселиться под небом Полинезии с любимой женой, Поль, как умел, до конца своих дней утешался любовью телесной. На острове, где издревле сексуальная свобода была полной и безграничной, где солдаты и торговцы из Европы давали деньги за то, что «таитянки в своей родной деревне безвозмездно дарили любому неженатому мужчине», оставалось только ткнуть пальцем в подходящий «товар» и уплатить договорную цену тем, кто считался опекунами данной вахины.
В рукописи «Choses Diverses» есть отрывок под заглавием «Рождение картины»: «Манао тупапау» — «Дух мертвых бодрствует». «. Молодая канакская девушка лежит на животе, открывая одну сторону лица, искаженного испугом. Она отдыхает на ложе, убранном синим «парео» и желтой простыней, написанной светлым хромом. Фиолетово-пурпуровый фон усеян цветами, похожими на электрические искры, у ложа стоит несколько странная фигура. Я был увлечен формой и движениями; рисуя их, я не имел никакой другой заботы, как дать обнаженное тело. Это не более как этюд обнаженного тела, немного нескромный, и тем не менее я хотел создать из него целомудренную картину, передающую дух канакского народа, его характер и традиции.
Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж. Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. Работы Гогена второго таитянского периода сходны с декоративными фризовыми композициями.
|