Меню

Горе ты горе соленое море

Радость — что сахар…

Радость — что сахар,
Нету — и охаешь,
А завелся как —
Через часочек:
Сладко, да тошно! Горе ты горе, — соленое море!
Ты и накормишь,
Ты и напоишь,
Ты и закружишь,
Ты и отслужишь! 9 ноября 1918

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Страдание

Есть ли на свете люди, которые не страдают? Хотелось бы услышать «да, конечно, вот они!». — но вся жизнь свидетельствует об обратном — человек в этом мире страдает всегда.

«Ты страдаешь не один, вокруг тебя страдает весь мир. Все страдает и мучается — то в беззвучной тишине, скрывая свою боль, замалчивая свою скорбь, преодолевая страдание про себя, то в открытых муках, которых никто и ничто не может утолить. Томясь в любви, вздыхая от неудовлетворенности, стеная в самом наслаждении, влачась в борении, в грусти и тоске, — живет вся земная тварь. Страданий нам не избежать; в этом наша судьба и с нею мы должны примириться. Нет бытия без страдания, всякое земное создание по самому естеству своему призвано страдать и обречено скорби. А человек с нежным сердцем знает еще, что мы не только страдаем все вместе и сообща, но что мы все еще мучаем друг друга — то нечаянно, то нарочно, то в беспечности, то от жестокости, то страстью, то холодом, то в роковом скрещении жизненных путей». [1].

Неужели вся наша жизнь так и проклята страданием? Да, именно так смотрит буддизм: бытие есть страдание, причем страдание злое, никому не нужное, бессмысленное. Эти страдания порождаются нашими неудовлетворенными желаниями: поэтому исход из страдания есть только один: прекращение любых желаний, замедление и, в конце концов, полная остановка течения жизни, растворение личности в безмерном и бесстрастном океане Абсолюта.

Но давайте представим: по мановению чьей-то волшебной палочки страдание — любое! — вдруг исчезло из жизни, причем исчезло навсегда! Нет голода и жажды; незачем обременять себя трудом, исчезло недовольство собой, окружающими, да и всем миром. Даже самый призрак возможных лишений отпал. Нет больше телесной боли — да-да, той самой боли, которая как сторожевой пес предупреждала человека об опасности для здоровья и заставляла его искать, приспосабливаться, узнавать, лечиться. Ничто не вызывает неприятного чувства: никакие мерзости и уродства жизни, никакие вопиющие беззакония и противоестественности не вызывают негодования и возмущения. Чувство несовершенства угасло навсегда и угасило вместе с собой и волю к совершенству. Исчезло моральное негодование, возникавшее прежде от прикосновения к злой воле. Смолкли навсегда тягостные укоры совести. Все всем довольны; все всем нравится; все всему предаются — без меры и выбора. Все живут неразборчивым, первобытным сладострастием. В мире возникла новая, отвратительная порода «человекообразных» — порода безразборчивых наслажденцев, неунывающих лентяев, ничем не заинтересованных безответственных лодырей. Вообразите их невыразительные лица, мертвые глаза. Вы уже слышите их нечленораздельную речь, это безразличное бормотание вечной пресыщенности, этот тупой смех идиотов? Кто это — ничего и никого не любящие — разве они могут быть людьми? Разве это не есть самое страшное проклятие — быть обреченным не ведать страдания, быть проклятым на всестороннюю сытость?

Читайте также:  Сколько морей омывает тунис

Радость — что сахар,
Нету — и охаешь,
А завелся как —
Через часочек:
Сладко, да тошно!
Горе ты горе, — соленое море!
Ты и накормишь,
Ты и напоишь,
Ты и закружишь,
Ты и отслужишь![2]

К сожалению, сегодня мир больше всего жаждет именно сытости. Само название — «общество потребления» — показывает, что сытость и довольство и есть главные ценности нынешнего века. Мир все более ненавидит саму идею страдания — и при этом все больше погружается в какую-то пучину фактического страдания.

Христианство зовет к иному: не искать страданий — но и не бояться их. «Если кто не возьмет крест свой и не пойдет за Мной — тот недостоин Меня» — этими словами Христос призывает познать смысл креста жизни: страдание есть движение к совершенству; страдающий человек вступает на путь очищения — знает ли он о том или не знает. Страдающая душа ищет нового способа жизни, нового пути, ведущего к полноте и гармонии жизни. Простой народ всякую скорбь и беду называл «посещением Божиим». Человек, которому послано страдание, должен чувствовать себя не «обреченным» и не «проклятым», но «взысканным», «посещенным» и «призванным»: ему позволено страдать, дабы очиститься. Именно страдание зовет душу к Богу и ведет ее к Богу; для этого страдание и посылается; в этом его назначение; таков его высший смысл[3].

«Страдание есть природа христианства именно потому, что его природа — любовь, а любовь в этом мире страдает. Только на крючке страдания выуживается любовь»[4].

Главный символ христианства — распятый на Кресте Бог — обжигает мысль страданием, но без огня в человеке не рождается бог:

Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. [5]

_______________________________________________
[1] И.Ильин
[2] М.Цветаева
[3] Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний., с. 309.
[4] С.Фудель
[5] А.Н.Майков

Источник

Поэма горы

Liebster, Dich wundert
die Rede? Alle Scheidenden
reden wie Trunkene und
nehmen gerne sich festlich…
Holderlin*

Вздрогнешь — и горы с плеч,
И душа — горe.
Дай мне о горе спеть:
О моей гope!

Черной ни днесь, ни впредь
Не заткну дыры.
Дай мне о гoре спеть
На верху горы.

Та гора была, как грудь
Рекрута, снарядом сваленного.
Та гора хотела губ
Девственных, обряда свадебного

Требовала та гора.
— Океан в ушную раковину
Вдруг-ворвавшимся ура!
Та гора гнала и ратовала.

Та гора была, как гром!
Зря с титанами заигрываем!
Той горы последний дом
Помнишь — на исходе пригорода?

Та гора была — миры!
Бог за мир взымает дорого!
Горе началось с горы.
Та гора была над городом.

Не Парнас, не Синай —
Просто голый казарменный
Холм. — Равняйся! Стреляй!
Отчего же глазам моим
(Раз октябрь, а не май)
Та гора была — рай?

Как на ладони поданный
Рай — не берись, коль жгуч!
Гора бросалась пoд ноги
Колдобинами круч.

Как бы титана лапами
Кустарников и хвой —
Гора хватала зa полы,
Приказывала: стой!

О, далеко не азбучный
Рай — сквознякам сквозняк!
Гора валила навзничь нас,
Притягивала: ляг!

Оторопев под натиском,
— Как? Не понять и днесь!
Гора, как сводня — святости,
Указывала: здесь…

Персефоны зерно гранатовое!
Как забыть тебя в стужах зим?
Помню губы, двойною раковиной
Приоткрывшиеся моим.

Персефона, зерном загубленная!
Губ упорствующий багрец,
И ресницы твои — зазубринами,
И звезды золотой зубец…

Не обман — страсть, и не вымысел,
И не лжет, — только не дли!
О когда бы в сей мир явились мы
Простолюдинами любви!

О когда б, здраво и пoпросту:
Просто — холм, просто — бугор…
(Говорят — тягою к пропасти
Измеряют уровень гор.)

В ворохах вереска бурого,
В островах страждущих хвой…
(Высота бреда — над уровнем
Жизни.)
— Нa же меня! Твой…

Читайте также:  Отели геленджика с бассейном рядом с морем 2021

Но семьи тихие милости,
Но птенцов лепет — увы!
Оттого что в сей мир явились мы —
Небожителями любви!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Писатели и книги (804)
  • 19 век (98)
  • Бунин (55)
  • Чехов (29)
  • Достоевский (27)
  • Лев Толстой (22)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (13)
  • Лесков (11)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Поэты и поэзия (609)
  • Поэты XIX века (140)
  • Лермонтов (31)
  • Рубцов (24)
  • Заболоцкий (23)
  • Анненский (18)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (591)
  • Цветаева (131)
  • Блок (75)
  • Ахматова (54)
  • Гумилёв (47)
  • Мандельштам (36)
  • Бальмонт (21)
  • Есенин (19)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (2)
  • композиторы и дирижёры (444)
  • Бетховен (48)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (22)
  • Моцарт (18)
  • Шуман (14)
  • Шуберт (13)
  • Бах (10)
  • Дебюсси (9)
  • Сибелиус (6)
  • Лист (2)
  • живопись (435)
  • Голландия (37)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (386)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (17)
  • Коровин (14)
  • Левитан (12)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Иван Шишкин (7)
  • Васнецовы (6)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (367)
  • Ростропович (12)
  • Художники и картины (338)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (299)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (277)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (18)
  • Флоренский (11)
  • Видео и фильмы (255)
  • Тарковские (58)
  • Артисты (239)
  • Русские композиторы (224)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (18)
  • Чайковский (17)
  • Мусоргский (15)
  • Свиридов (15)
  • Глинка (11)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (221)
  • Есть женщины . (212)
  • Ольга Берггольц (14)
  • Вне разделов (208)
  • Иван Толстой (29)
  • опера (193)
  • История России (191)
  • Цветы и поздравления (188)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (184)
  • На здоровье (180)
  • Наши . (175)
  • Шукшин (22)
  • Платонов (16)
  • Шаламов (16)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (12)
  • Научно-популярное (172)
  • Наша Земля (171)
  • танцовщики (150)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (141)
  • Замечательные люди (130)
  • 1812, 1945 (129)
  • Герои 1812 (16)
  • Города и памятники (127)
  • Пушкин (126)
  • Cкульптура (126)
  • Микеланджело (21)
  • Великие балерины (125)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (121)
  • Песни и мелодии (103)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Авангард (98)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Природа. Животные (98)
  • Русские не в России (96)
  • Борис Зайцев (8)
  • Еда (92)
  • Фотографии (90)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (79)
  • Наука (76)
  • Славянская культура (75)
  • О Японии (68)
  • Пастернак (68)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (59)
  • Балетмейстеры (52)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (4)
  • Материаловедение (52)
  • Архитектура (41)
  • Гауди (11)
  • Бродский (41)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (34)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (30)
  • Шестидесятники (14)
  • Аксёнов (7)
  • справочники (13)
  • Мудрые . (12)
  • Рюриковичи (8)
  • Возрождение (6)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)

Цитатник

Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.

Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.

✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.

. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .

✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Памяти Марины цветаевой

Пятница, 31 Августа 2018 г. 17:49 + в цитатник

Солнцем жилки налиты — не кровью —
На руке, коричневой уже.
Я одна с моей большой любовью
К собственной моей душе. Жду кузнечика, считаю до ста,
Стебелёк срываю и жую…
— Странно чувствовать так сильно и так просто
Мимолётность жизни — и свою.

Быть нежной, бешеной и шумной,
— Так жаждать жить! —
Очаровательной и умной, —
Прелестной быть!

Нежнее всех, кто есть и были,
Не знать вины…
— О возмущенье, что в могиле
Мы все равны!

Стать тем, что никому не мило,
— О, стать как лёд! —
Не зная ни того, что было,
Ни что придёт,

Забыть, как сердце раскололось
И вновь срослось,
Забыть свои слова и голос,
И блеск волос.

Браслет из бирюзы старинной —
На стебельке,
На этой узкой, этой длинной
Моей руке…

Как зарисовывая тучку
Издалека,
За перламутровую ручку
Бралась рука,

Как перепрыгивали ноги
Через плетень,
Забыть, как рядом по дороге
Бежала тень.

Забыть, как пламенно в лазури,
Как дни тихи…

— Все шалости свои, все бури
И все стихи!

Моё свершившееся чудо
Разгонит смех.
Я, вечно-розовая, буду
Бледнее всех.

И не раскроются — так надо —
— О, пожалей! —
Ни для заката, ни для взгляда,
Ни для полей —

Мои опущенные веки.
— Ни для цветка! —
Моя земля, прости навеки,
На все века.

И так же будут таять луны
И таять снег,
Когда промчится этот юный,
Прелестный век.

Феодосия, Сочельник 1913

Читайте также:  Мечтающая девочка у моря

Тебе — через сто лет.

К тебе, имеющему быть рождённым
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр, — как на́ смерть осуждённый,
‎Своей рукой — пишу:

— Друг! Не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
— Ртом не достать! — Через летейски воды
‎Протягиваю две руки.

Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу — в ад, —
Ту видящие, что рукой не движет,
‎Умершую сто лет назад.

Со мной в руке — поч ти что горстка пыли —
Мои стихи! — я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я — или
‎В котором я умру.

На встречных женщин — тех, живых, счастливых, —
Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:
— Сборище самозванок! Все́ мертвы вы!
‎Она одна жива!

Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад её перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
‎Украдены у ней!

О, сто моих колец! Мне тянет жилы,
Раскаиваюсь в первый раз,
Что столько я их вкривь и вкось дарила, —
‎Тебя не дождалась!

И грустно мне ещё, что в этот вечер,
Сегодняшний — так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, — и навстречу
‎Тебе — через сто лет.

Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье
Моим друзьям во мглу могил:
— Все́ восхваляли! Розового платья
‎Никто не подарил!

Кто бескорыстней был?! — Нет, я корыстна!
Раз не убьёшь, — корысти нет скрывать,
Что я у всех выпрашивала письма,
‎Чтоб ночью целовать.

Сказать? — Скажу! Небытие — условность.
Ты мне сейчас — страстнейший из гостей,
И ты откажешь перлу всех любовниц
‎Во имя той — костей.

Август 1919

Не приголубили, не отогрели,

Гибель твою отвратить не сумели.

Неискупаемый смертный грех

Так и остался на всех, на всех.

Господи, как ты была одинока!

Приноровлялась к жизни жестокой.

Даже твой сын в свой недолгий срок —

Как беспощадно он был жесток!

Сил не хватает помнить про это.

Вечно в работе, всегда в нищете,

Вечно в полете. О, путь поэта!

Время не то и люди не те.

Навсегда ушли в прошлое те времена, когда само её имя было под негласным запретом. Впервые имя М.И. Цветаевой в Елабуге было названо в середине 1960-х годов, а первый День памяти поэта прошёл в сентябре 1968 года. Тогда преподаватели и студенты Елабужского государственного педагогического института пришли к предполагаемой могиле Марины Ивановны, чтобы возложить цветы, почитать любимые стихи, послушать рассказ казанского писателя Рафаэля Мустафина о поэтической судьбе Цветаевой.

С тех пор отмечать День памяти поэта стало доброй традицией. В последний день лета собираются в Елабуге люди, пленённые высоким цветаевским творчеством, чтобы выразить своё уважение и восхищение гением поэта.

Памятная доска в Елабуге на доме, где 31 августа трагически оборвалась жизнь великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой.

Памяти Марины Цветаевой.

Писем связка, стихи, да сухие цветы,
Вот и всё, что наследуют внуки.
Вот и всё, что оставила, гордая, ты
После бурь вдохновенья и муки.
А ведь жизнь на заре, как густое вино,
Закипала языческой пеной,
И луна, и жасмины врывались в окно
С легкокрылой мазуркой Шопена.
Были быстры шаги, и движенья легки,
И слова нетерпеньем согреты,
И блестели на сгибе девичьей руки,
По-цыгански звенели браслеты.
О, надменная юность! Ты зрела в бреду
Колдовских бормотаний поэта.
Ты стихами клялась: исповедую, жду!
И ждала незакатного света.
А уж тучи свивали грозОвый венок
Над твоей головой обречённой.
Жизнь, как пёс шелудивый, скулила у ног,
Выла в небо о гибели чёрной.
И Елабугой кончилась эта земля,
Что бескрайние дали простёрла.
И всё та же российская сжала петля
Сладкозвучной поэзии горло.

Источник

Adblock
detector