- Почему Ростов называют портом пяти морей
- Чем знаменит Ростов-на-Дону
- Почему город называют портом пяти морей
- Почему Москва — порт пяти морей?
- Порт пяти морей без единого моря
- Канал Москва-Волга
- Московский канал — не единственный
- Что дало соединение Москвы-реки с Волгой?
- Порт пяти морей: тест-драйв Северного речного вокзала
- Здание вокзала
- Почему говорят, что Москва — порт пяти морей?
- Хождение кораблей
- Рукотворные реки
- Нереализованные планы
- Столица хочет пить
- Москва – город-порт пяти морей
Почему Ростов называют портом пяти морей
Град Ростов, стоящий на реке Дон, на Руси издавна уважительно называли Ростов-батюшка, подчеркивая таким образом его особый статус. Он определяется уникальным географическим положением населенного пункта, который разросся благодаря тому, что обеспечивал богатую торговлю.
Сегодня он является стратегически важным узлом железнодорожных и автомобильных магистралей. Также это крупный речной порт. Но почему-то этот город называют еще и портом пяти морей, хотя ни одного выхода к морю у него нет.
Чем знаменит Ростов-на-Дону
Этот город нередко путают с Ростовом Великим, который находится в центре России. Населенный пункт на реке Дон — южный оплот страны. Он вырос из крепостницы, заложенной по указу императрицы Елизаветы I. А сегодня этот самый крупный год на юге Российской Федерации. От Москвы его отделяет 1226 км, если ехать на поезде, 1198 км, если путешествовать на машине и 960 км, если лететь по воздуху.
Ростов-на-Дону находится на десятой позиции по численности населения — в нем проживает 1,2 млн человек. А среди крупных мегаполисов Европы он 30-й. Самый модный район города расположен на левом берегу реки — именно здесь сосредоточились отели, бары, рестораны, ночные клубы, магазины и всяческие развлечения для туристов. А их в Ростов приезжает очень много, ведь тут есть что посмотреть.
В XIX веке именно через донской мегаполис пролегала единственная железнодорожная ветка, связывавшая страну с Северным Кавказом. А еще южный город, не граничащий с морем, является популярным местом летнего отдыха. Широкий и живописный Дон ничуть не хуже моря. Летняя температура в этих краях достигает высоких значений — иногда и больших, чем на морском побережье: до 39-40 градусов.
Но не только за солнцем и загаром едут сюда туристы, а также за яркими впечатлениями. На территории города и в окрестностях находится множество архитектурных памятников и руин от зданий, возводимых в разные эпохи. Самые старые датируются 3 тыс. до н. э. Еще в Ростове-на-Дону осталось несколько спортивных объектов, возведенных к ЧМ по футболу в 2018 году.
В городе проживают представители более, чем 100 национальностей, но никаких межрасовых конфликтов тут не бывает. Преобладает русское население — 90% от общего числа. Каждую весну в Ростове высаживают 20 тыс. новых деревьев, поэтому 30% всей площади населенного пункта занимают парки, скверы и зеленые места для отдыха. А в центре много старинных купеческих особняков, потому что Ростов-на-Дону, будучи центром торговли, всегда был купеческой вотчиной.
Почему город называют портом пяти морей
У Ростова-на-Дону нет ни одного прямого выхода к морю, он граничит только с рекой. И тем не менее, его называют портом 5 морей. Объясняется название тем, что, путешествуя по реке Дон, можно добраться до одного из морей: Черного, Балтийского, Каспийского, Азовского или Белого. И в самом Ростове находятся два учебных заведения, выпускающих судоводителей и механиков для морского транспорта.
А еще говорят, что город расположен сразу в двух частях света: его левый берег находится в Европе, а правый — в Азии. Правда, морские суда по Дону не ходят, потому что в районе города река мелковата. Тяжелые лайнеры с глубокой осадкой тут не пройдут. Да и речным судам с большим водоизмещением ход сюда заказан. Ситуацию должен исправить гидроузел, который строится выше города, также в будущем планируется провести и другие работы по улучшению фарватера, чтобы его глубина увеличилась минимум до 4,5 м.
Источник
Почему Москва — порт пяти морей?
«Порт пяти морей» не имеет ни одного моря в черте города. Из водоёмов — лишь пара рек и несколько прудов, по большей части непригодных для купания. Однако столицу действительно называют «портом», связывающим сразу пять русских морей.
Москве часто придумывают звучные «прозвища». Несколько веков её называли Третьим Римом и небезосновательно. Но был ли повод величать столицу «портом пяти морей»?
Московский канал
Порт пяти морей без единого моря
Громкое название придумал Иосиф Сталин. Именно такую фразу он произнёс на открытии Московского канала. Новый путь открыл широкие возможности для водного сообщения. После завершения строительства люди по воде добирались до любого из пяти морей. Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское и Каспийское моря отныне навсегда соединились с Москвой.
Фраза, на самом деле, не совсем корректна. С тем же успехом «портом пяти морей» может стать Казань или Волгоград. Города точно так же соединяются с морями сетью каналов. Однако с лёгкой руки Генсека именно Москве выпала честь прославиться.
Считается, что Московский канал воплотил мечту Петра I — дал столице выход к большой воде. Вместе с этим, канал Москвы — не единственный элемент системы. По какой-то причине в стороне остались Беломорско-Балтийский и Волго-Донской каналы.
Канал Москва-Волга
Только Московский канал относится к «Великой стройке коммунизма». В 1930 году стало ясно, что Рублёвский водопровод не справляется. В столице чувствовалась острая нехватка питьевой воды. Тогда придумали обводнить Москву-реку свежими водами Волги. Даже дистанция в 120 километров не смутила инженеров.
Рабочие начали стройку в 1931 году. Весной 1937 года трассу от Волги до Москвы заполнили водой. Сегодня по этому каналу в столицу поступает 60 процентов питьевой жидкости. Но, если говорить о соединении с морями, одного Московского канала было явно не достаточно.
Вид на железнодорожный мост и один из шлюзов Московского канала
Московский канал — не единственный
Открытие Беломорско-Балтийского канала было не таким пышным. Гордость первой пятилетки не внесли в список «Великих строек коммунизма». Несмотря на это, построили канал в два раза быстрее, чем Московский. Работы начались в 1931 году, а завершились уже в августе 1933 года. Сроки — рекордные. И по протяжённости Беломорканал «бьёт» Московский. Общая длина пути от Белого моря до Онежского озера составляет 227 километров.
Последняя часть сети, соединяющая Москву с пятью морями, — Волго-Донской канал. Протяжённость канала небольшая, всего 101 километр. Зато история богатая. Соединить Дон и Волгу в точке максимального сближения рек задумал ещё турецкий султан в XVI веке. С задачей не смогли справиться 22 тысячи солдат. Новую попытку соединить реки предпринял Пётр I. Идея с треском провалилась. Сначала два иностранных инженера сбежали с места работ, а потом внимание императора поглотила Северная война.
Волго-Донской канал
В 1952 году по только что построенному каналу начали двигаться суда. Волго-Донской канал окончательно утвердил связь Москвы с пятью морями России.
Один из шлюзов Волго-Донского канала
Что дало соединение Москвы-реки с Волгой?
Завершение строительства трёх каналов открыло транспортные перспективы. По воде из столицы можно было добраться до Астрахани, Ростова-на-Дону, Ярославля. Специально для развития судоходства построили флотилию пассажирских кораблей.
Корабельный парк был обширным: пять колёсных пароходов-гигантов, шесть вместительных теплоходов и небольшие речные суда. Открылись скоростные пригородные маршруты. Их обслуживали теплоходы на подводных крыльях — советские «Ракеты». В 2016 году последняя «Ракета» поступила на утилизацию. Сегодня по водам Московского канала ходят исключительно круизные теплоходы.
Источник
Порт пяти морей: тест-драйв Северного речного вокзала
Москва — порт пяти морей. В этом легко убедиться, если заглянуть на Северный речной вокзал. Отсюда по каналу имени Москвы можно добраться до Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Сегодняшний тур корреспондентов Первого студенческого агентства пройдет в пределах столицы, но, несмотря на это, будет не менее интересным.
Здание вокзала
Здание Северного речного вокзала и парк, прилегающий к нему, открылись в День города после масштабного ремонта. Концепция благоустройства разработана с учетом особенностей территории, в основе — идеи Тимофея Шафранского. Именно он в 1936 году проектировал парк Северного речного вокзала.
Здание речного вокзала можно увидеть во многих кинолентах: «Волга-Волга», «Новая Москва», «По семейным обстоятельствам» и других. Но сейчас декорации заметно изменились, поэтому самое время знакомиться с ними заново.
Сегодня уже сложно представить, что в 2010 году здание вокзала было закрыто из-за аварийного состояния. 400 архитекторов со всей России и 800 рабочих ежедневно трудились, чтобы отреставрировать его и максимально сохранить исторический облик. Так, гранитное покрытие восстанавливали по архивным фотографиям, отреставрировали четыре якоря башни и скульптуру шпиля, конструкции и перегородки, оконные проемы.
Теперь Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырех судов одновременно и до 24 судов в сутки. Как и в лучшие годы, пропускная способность вокзала составит свыше 1,5 миллиона пассажиров за сезон.
Источник
Почему говорят, что Москва — порт пяти морей?
Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали выражение о том, что Москва – порт пяти морей. Но если взять в руки карту Московской области, то никто не найдёт поблизости ни одного моря. Почему же так стали говорить? Начнем по порядку.
Хождение кораблей
В давние времена не существовало ни автомобилей, ни поездов, ни самолетов, а доставлять пищу и другие различные грузы в города нужно было всегда. На помощь пришёл флот. Конечно, корабли в древности были не такие, как сейчас. Сегодня они могут плыть против течения при помощи двигателя, а раньше суда тащили на канатах. Эту работу выполняли лошади. Человек запрягал и вел их по линии берега. Однако лошадям было тяжело, но человеку выполнять такую работу было еще сложнее.
Подтверждением этому факту служит картина Ильи Репина под названием «Бурлаки на Волге». На ней художник изобразил толпу измученных тяжким трудом мужиков-бурлаков, которые тянут корабль на веревках. Их лица сгорели от палящего солнца, лбы покрыты потом, одежда превратилась в клочья от тяжкого труда. Страшно подумать, сколько сил и здоровья было отдано этими людьми для того, чтобы перевезти груз туда, куда необходимо. Порой человеку приходилось таким способом перемещать груженые корабли даже по лесам и лугам для того, чтобы судно продолжило свой путь по реке. С тех пор и пошло выражение, что корабли не плавают, а ходят.
Москвичи знают, что в их области есть городок Волоколамск. Название этого города состоит из двух корней «волок» и «лама». Этот населенный пункт возник именно в том перевалочном месте, где корабль вытаскивали из воды реки Ламы и перетаскивали по земле до русла Волошни. Такое хождение кораблей продолжалось ещё много веков, но в XVIII веке императору Петру Великому пришла в голову мысль о том, чтобы построить специальный канал. Но первое упоминание о порте пяти морей в истории будет еще позже.
Рукотворные реки
Государь Пётр Первый придумал возможность сократить водный путь для корабля. Представьте, что от Москвы до Рязани кораблю плыть нужно не 200 километров, как автомобилю, а гораздо больше. Всё дело в том, что реки очень извилистые, у них много изгибов и поворотов, поэтому водный путь длиннее, чем автомагистраль.
Наш император придумал выкопать глубокий желоб в тех местах реки, где она очень сильно изгибается, затем закрывать у реки старое русло, не пропуская туда воды, а новый желоб ею наполнять. Вот так идея Петра выпрямила некоторые реки!
И действительно, такая дорога была удобнее и короче прежней. Удивительно, но подобная задумка позволила строить водные пути в тех местах, где их никогда не было. Чтобы человеку не пришлось таскать на себе корабли, достаточно было прокопать глубокий канал, и магистраль для флота была возведена.
Возможно, вы удивитесь, но активный государь всё-таки воплотил в реальность такой проект. Под его руководством был построен Вышневолоцкий канал. Этот водоем соединил две реки: Тверцу и Цну. Так из Волги корабли попадали в Балтийское море. Порт пяти морей чуть позже возводили аналогичным образом.
Нереализованные планы
Государь Петр Великий в свое время задумал соединить Москву-реку и Волгу. Но этим планам не суждено было исполниться. В XVIII веке император отдал приказ составить смету на строительство, и когда она была подготовлена, ознакомившись с ней, Пётр Первый разочарованно сказал: «Однако!»
Строительство такого канала на тот период оказалось очень дорогим и долгим, так как не было техники, которая могла бы сделать это быстро и без человеческих жертв. А мы с вами все ближе подходим к ответу на вопрос: почему Москву называют портом пяти морей?
Столица хочет пить
Каждый из нас знает, что питьевая вода в кране есть благодаря тому, что город построен на берегах реки. Так было и с Москвой. На пороге ХХ века столица начинает развиваться настолько быстро, что горожане испытывают нехватку чистой воды. Властям города срочно нужно было предпринимать какие-либо меры.
И вот в 1931 году было решено соединить главную реку столицы с Волгой. Только она могла помочь Москве в этой ситуации. На следующий год началось возведение Великого Московского канала. Грандиозная стройка длилась 5 лет, а весной в 1937 году канал был успешно возведен.
Его длина составляла 128 километров. Этой же весной 23 марта Волгу остановили на 3 минуты, а канал заполнили волжской водой. Иваньковское водохранилище наполнилась, 18 апреля вода из Волги напоила столичных жителей!
Оказывается, не все москвичи знают о том, какой длинный путь преодолела вода, которую они пьют.
Москва – город-порт пяти морей
Вот и ответ на вопрос. Открытие канала было в годы правления Иосифа Сталина. Это выражение и прозвучало из уст руководителя советского государства. Смысл этой фразы заключался в том, что после возведения каналов Московского и «Волга-Дон» из главного города по ним можно добраться до:
- Чёрного моря.
- Азовского моря.
- Белого моря.
- Балтийского моря.
- Каспийского моря.
Статус «порт пяти морей» можно присвоить не только Москве, но и всем тем городам, у которых есть водное сообщение со столицей. К этим городам можно отнести Углич, Волгоград, Казань и так далее. Генералиссимусу Советского Союза было свойственно возводить подобные масштабные проекты, поэтому сделать порт пяти морей в Москве пришло в голову именно Сталину.
Источник