«Конституция Каспия»: как разделили Каспийское море
12 августа президенты пяти прибрежных стран на Пятом Каспийском саммите в Актау подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Данное событие стало историческим итогом переговоров, продолжавшихся с 1996 г. Подписанный документ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и вовсе сравнил с «конституцией». Вместе с тем, принятие Конвенции не означает снятия всех вопросов относительно взаимодействия в регионе. Анализ основных итогов Пятого Каспийского саммита, содержания принятой Конвенции, и перспектив решения оставшихся вопросов странами региона – в материале «Евразия.Эксперт».
Планы и прогнозы
Об определенности с подписанием каспийской Конвенции в Актау стало ясно уже в конце июня этого года, когда в российских СМИ появилась вполне определенная информация о завершении процесса согласования ее текста. Тогда же стали ясны и основные параметры документа, который, вопреки ожиданиям, отнюдь не разрешал всех спорных вопросов по разделу этого богатого нефтегазовыми ресурсами водоема. 23 июня «Коммерсант» со ссылкой на портал правовой информации сообщил, что правительство РФ одобрило текст конвенции и предлагает президенту его подписать. На этом же портале ненадолго появился сам текст конвенции, с которым удалось ознакомиться изданию.
По предварительным данным акваторию Каспия планировалось разделить на территориальные воды, внешний периметр которых будет являться госграницей, рыболовные зоны и общее водное пространство. Разграничение дна и недр проект конвенции объявлял предметом двухсторонних договоренностей. Как пояснил 9 августа статс-секретарь, заместитель главы российского МИДа Григорий Карасин, у Каспия, который в силу своих физических и географических особенностей не может считаться ни морем, ни озером, будет особый правовой статус: дно будет делиться на национальные сектора, а статус водной толщи будет другим.
Специфика раздела
Подписанная 12 августа Конвенция о правовом статусе Каспийского моря действительно делит его на три основные части: территориальные воды, простирающиеся от берега на 15 морских миль, прилегающую к ним рыболовную зону шириной 10 миль и общее водное пространство. Территориальные воды считаются морской границей государства, а в рыболовной зоне оно располагает исключительными правами на рыбный промысел. «Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам, – сообщает пресс-служба российского президента, – При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор».
Подтвердилась и информация о том, что разграничение южной части моря, где расположено большинство спорных месторождений, вынесено за рамки конвенции.
«Разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права…», – гласит пункт 1 восьмой статьи Конвенции. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, принятие конвенции о правовом статусе Каспийского моря поможет завершить процесс разделения его дна и поверхности между прикаспийскими государствами. «Как фундаментальный нормативный документ Конвенция определяет общий правовой режим Каспийского моря, – заявил он, – Определение правового статуса Каспийского моря будет способствовать завершению разделения между сторонами его дна и поверхности в соответствии с принципами и нормами международного права».
Таким образом, для постройки Транскапийского газопровода Баку и Ашхабаду предстоит вначале договориться не только друг с другом, но и с Тегераном, у которого есть свой взгляд на раздел Южного Каспия.
Разграничить его три государства не могут уже четверть века, и перспектива строительства газопровода в этих условиях выглядит довольно туманной. Кроме того, существуют сомнения и относительно экономической целесообразности проекта. Строительство Трансаналолийского газопровода, продолжением которого должен стать Транскаспийский, обошлось в $45 млрд, что ставит под вопрос окупаемость проекта. По расчетам экономистов, газопровод через Каспий окупится при объеме поставок не менее 30 млрд. куб. м. в год, для которых в Южной Европе сейчас нет рынка сбыта.
Море для пятерых
Успехом России стало включение в конвенцию пункта о запрете размещения на Каспии военных сил некаспийских стран, что позволит предотвратить появление здесь военных баз США и НАТО. Показательно, что президент России Владимир Путин в ходе своего выступления на саммите отметил этот пункт конвенции одним из первых. «Важно, что Конвенция четко регламентирует вопросы необходимых разграничений, режимов судоходства и рыболовства, фиксирует принципы военно-политического взаимодействия стран-участников, гарантирует использование Каспия исключительно в мирных целях и неприсутствия на море вооруженных сил внерегиональных держав», – подчеркнул он.
Опасения по поводу появления на Каспии американских военных отнюдь не выглядят беспочвенными. Руководствуясь геополитическими концепциями Збигнева Бжезинского, США в 1990-е и «нулевые» годы предпринимали активные попытки закрепиться в Азербайджане. Ввиду тесного сотрудничества США с Грузией и начала в 2001 г. операции в Афганистане Азербайджан мог бы стать удобной морской и авиационной перевалочной базой для снабжения афганского контингента. Наличие на Каспии военно-морских сил открывало американцам доступ к южным регионам России и северным провинциям Ирана.
Показательно также, что в условиях конфликта с Москвой и Исламабадом организовать снабжение своей афганской группировки США смогли только через Азербайджан, Каспий и территорию Центральной Азии.
Сохранение в общем пользовании акватории моря дает России важные преимущества и в сфере использования своих Военно-морских сил. Особенности географии Каспия позволяют держать под прицелом «калибров» большую часть Ближнего Востока, включая район Персидского залива. Российские суда при этом остаются неуязвимыми для флотов третьих государств, включая США и Великобританию. Возможности использования вооруженных «калибрами» судов в полной мере продемонстрировало их использование в сирийском конфликте. Новый правовой статус Каспия «цементирует» это положение, открывая возможности для дальнейшего наращивания ударных возможностей Каспийской флотилии.
«Урожайный саммит»
Вообще Пятый прикаспийский саммит, в отличие от предыдущих мероприятий, оказался на редкость «урожайным». Помимо самой конвенции по его итогам была подписана целая серия документов, включая соглашение о предотвращении инцидентов в Каспийском море, протоколы о сотрудничестве пограничных ведомств, борьбе с терроризмом и организованной преступностью, соглашения торгово-экономическом сотрудничестве и сотрудничестве в области транспорта. Кроме того, в течение полугода планируется создать механизм регулярных консультаций на уровне заместителей глав МИДов или полномочных представителей, который должен стать продолжением прикаспийских саммитов и способствовать более глубокому сотрудничеству прибрежных стран в политической, экономической и военной сферах.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук
Источник
Как президенты пяти стран Каспийское море разделили
12 августа лидеры пяти стран-соседей по Каспийскому морю поставили точку в 22-летнем каспийском споре, подписав Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Ее называют Конституцией Каспия.
Это стало прорывом в затянувшихся переговорах соседей по Каспию. Но работа на этом не закончена. Конвенцию нужно ратифицировать в парламентах. А в дополнительных соглашениях проработать окончательное разграничение акватории и недр.
Текст Конвенции занимает 18 страниц. С ним можно ознакомиться по ссылке. Зарубежные эксперты назвали ее подписание «ударом по Вашингтону» и «укреплением позиций России».
«Страна» разбиралась, почему пять стран спорят уже 22 года, о чем удалось договориться в Актау, о чем не удалось, и что меняет договор о разделе Каспия.
Конституция Каспия: чего удалось достичь и что осталось нерешенным
Пользование водной поверхностью
Акваторию разделят на три зоны: внутренние воды, рыболовные зоны и общие воды. Внутренние воды будут считаться внешней границей государства, их ширина может быть 15 миль. Рыболовные зоны каждого государства — это еще плюс 10 миль. Остальная территория — общие воды.
Ни озеро, ни море
Участники Конвенции пришли к соглашению, что у водоема будет особый правовой статус, поскольку его нельзя считать ни озером, ни морем. Крупнейший в мире замкнутый водоем не считается озером из-за размера и состава воды, а морем — из-за отсутствия выхода в мировой океан. В Актау решили, что в отношении Каспия не действует Конвенция ООН по морскому праву и принципы в отношении трансграничных озер.
Военное присутствие
В Каспийском море не смогут находиться вооруженные силы третьих стран. При этом, очевидно, допускается создание военных баз для ведения военных действий против некаспийских государств.
Глава Ирана Хасан Роухани дал понять в Астане, что надеялся на более жесткие положения, вплоть до того, чтобы по Каспию не перемещались военные грузы некаспийских стран. Видимо, речь идет о пунктах пропуска в портах Актау и Курык в Казахстане, через которые американцы переправляют в Афганистан нелетальные военные грузы.
Дно и недра не разделили
Конвенция не решила острый вопрос разделения дна по которому пролегает нефтегазоносный бассейн. Отмечается, что страны будут решать вопрос по общей договоренности.
Формально Конституция Каспия дает право прокладывать каждому из пяти государств трубопроводы и кабели. Для этого нужно получить добро стороны, через сектор которой они пройдут. Но другие соседи должны дать экологическое одобрение.
Туркменский газ в Европе
С подписание Конвенции открывается перспектива поставки газа из Туркменистана в Европу. Это произойдет, если будет воплощен в жизнь проект строительства Транскаспийского газопровода. Газ из Туркменистана может выйти на европейский рынок через Азербайджан и Турцию, что в свою очередь укрепит положение Анкары.
Такой проект поддерживают в США и Европе, поскольку туркменский газ может стать альтернативой российскому. С одной стороны Конвенция устранила главное препятствие для строительства такого трубопровода — неурегулированный статус Каспия. С другой стороны, у России и Ирана появился инструмент, который может задержать строительство — для реализации проекта необходимо получить согласие всех прибрежных стран и протокол оценки воздействия проектов на окружающую среду. На сегодня туркменский газ в основном поставляется в Китай.
Дополнительные соглашения
Наряду с Конвенцией в Актау подписали ряд соглашений о сотрудничестве: по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, предотвращении инцидентов в Каспийском море.
Также стороны договорились о взаимодействии пограничных ведомств, торгово-экономическом и транспортном сотрудничестве.
Чем богато Каспийское море
Нефть и газ. В Каспийском море залегают до 50 миллиардов баррелей нефти и до 9 триллионов кубометров природного газа.
Полезные ископаемые. Кроме нефти и газа на шельфе добывают соль, глину, камень, песок и известняк.
Судоходство. Море имеет выход в Азовское море через Волгу, Дон и Волго-Донской канал. Азербайджан, Россию и Казахстан соединяют паромные переправы.
Рыболовство. Более 90% осетровых в мире вылавливают в Каспийском море. Его воды также богаты килькой, лещом, судаком и сазаном.
Рекреация. В прибрежных зонах Каспия находится множество зон отдыха с лечебными грязями, минеральными водами.
Перспективы раздела
Иностранные СМИ после подписании Конвенции отметили, что соглашение в Актау будет способствовать укреплению контроля России в регионе, а также откроет путь для крупных энергетических проектов.
Guardian пишет, что соглашение было крайне важным для Ирана, особенно в свете санкций США. После безуспешных попыток наладить торговое и дипломатическое сотрудничество с Европой Тегеран был вынужден обратиться к России и Китаю, чтобы стимулировать экономику.
Как отмечает Financial Times, сделка о разделе Каспийского моря обязывает Россию углубить сотрудничество с Ираном и подтверждает превосходство РФ, в том числе военное, в каспийском регионе.
По мнению Daily Express, подписание Конвенции связно с обещаниями Дональда Трампа ввести ограничения в энергетической сфере Тегерана в попытке добиться сокращения продажи нефти этой страной.
Турецкое издание Yeni Safak назвало договор сильным ударом по США на Каспии и ответом на агрессивную политику Трампа, поскольку документ предусматривает присутствие в регионе военных сил только тех стран, которые омывают воды Каспийского моря.
22-летний спор
Раньше статус Каспия регулировали советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов. Море находилось в общем пользовании, вопросы о праве на пользование недрами и военном присутствии не поднимались.
После распада СССР Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Иран стали выяснять правовой статус водного объекта. Переговоры начались в 1992 году. Работать над Конвенцией стали с 1996-го.
Россия и Казастан считали, что дно нужно разделить на секторы по странам, а акваторию оставить общей. В Азербайджане предлагали разделить на национальные сектора и недра, и акваторию. Позже позиция страны стала сближаться с предложениями Млсквы и Астаны. В Туркменистане не присоединись к позиции соседей из-за спора с Баку по поводу принадлежности месторождения «Кяпаз». Иран предлагал поделить Каспийское море на пять равных секторов — по 20% каждому государству.
Первый саммит лидеров прикаспийских государств в Ашхабаде (2002 год) закончился безрезультатно. В 2007 году в Тегеране лидеры пяти стран подписали декларацию, в которой были положения о суверенном праве всех государств на море и ресурсы и непредоставлении территории для агрессии против соседей по Каспию. После этого последовали встречи в Баку (2010 год) и в Астрахани (2014 год).
Проект Конвенции был согласован на совещании глав МИД прикаспийских государств в Москве в прошлом году.
Источник