Грузия проходит по каспийскому морю

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря имеет важное значение для грузинской экономики

Транзит энергоносителей – важнейший фактор для перспектив развития экономики Грузии, и других стран региона. Ключевым здесь является проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) проходящий по территории Азербайджана, Грузии и Турции.

Однако до последнего времени существовал вопрос с подключением к этому проекту Туркменистана. Нерешенность правового статуса Каспийского моря не позволяла проложить Транскаспийский газопровод по дну Каспия до Азербайджана и подключить его к TANAP.
12 августа 2018 г. в казахстанском городе Актау была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря — исторический для региона документ, работа над которым велась два десятилетия, с 1996 года.

На торжественной церемонии после окончания пятого Каспийского саммита Конвенцию подписали президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и президент Ирана Хасан Роухани.

Конвенция устанавливает общие принципы раздела шельфа и акватории Каспия. У каждой страны будут свои территориальные воды (зона шириной 15 миль) и рыболовная зона в 10 морских миль, где она будет обладать исключительными правами на добычу биологических ресурсов. В пределах своих территориальных вод каждое государство будет обладать исключительными правами на разработку недр. А что касается остального морского дна, то здесь предполагается разграничение на сектора.

Конвенция призвана закрепить свободу судоходства на Каспии для прибрежных государств и принцип взаимной открытости портов. Стороны отныне могут свободно прокладывать кабели и трубопроводы по морскому дну при условии соблюдения международных экологических стандартов при их строительстве и согласовании трасс со страной, через сектор которой проходит трубопровод или кабель.

Читайте также:  Легкий ветерок дул с моря испещрять

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря позволит в самое ближайшее время построить Транскаспийский газопровод и подключить его к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Этот газопровод предусматривает поставку газа из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, где его продолжением станет Трансадриатический газопровод (TAP) в Южную Европу.
В итоге Грузия может стать ключевым транзитером туркменского газа в Европу. Это не только даст новый толчок для развития грузинской экономики, но также резко повысит как геополитическое значение Грузии, так и ее международный статус.

Одновременно определенность с правовым статусом Каспийского моря позволит успешно развивать другие транзитные проекты по линии Восток-Запад, которые все будут проходить через территорию Грузии.

Однако наши западные партнеры выразили недовольство по этому поводу. Так, в эфире канала CNN подчеркнули, что подписание Конвенции – это решающая победа Москвы. «Не стоит забывать, что для запуска крылатых ракет по Сирии, Россия выбрала именно Каспийскую флотилию. В Москве Каспийское море рассматривают как важнейший элемент отношений с Ираном — страной на южной границе моря, которая тоже принимала участие в переговорах. Это соглашение является важнейшим элементом всё более амбициозной ближневосточной стратегии России и её связей с Ираном в регионе», — отметили в CNN.

Так что в ближайшем будущем можно ожидать очередного подарка от нашего партнера в виде очередных санкций, которые негативно повлияют не только на Россию, но в этом случае и на Грузию.

Источник

Центральная Азия присоединилась к Европе коридором «Каспийское море – Черное море»

Министры иностранных дел Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Румынии на встрече в Бухаресте 3-5 марта подписали декларацию о развитии международного транспортного коридора «Каспийское море – Черное море». Маршрут пройдет из туркменского порта Туркменбаши в Азербайджан, далее железнодорожным транспортом в Батуми или Поти (Грузия) и по Черному морю в Румынию (порт Констанца).

По мнению экспертов, политическое заявление, сделанное главами МИД стран-участниц проекта можно расценивать как способ оживить интерес крупных инвесторов, заинтересованных в участии России и Ирана как стран-союзников на Каспии. Участие Китая также принесет немалые выгоды. Очевидно, что такие крупные транспортные проекты могут способствовать прекращению национальных конфликтов и достижению мира в регионе, поэтому чем больше потенциальных участников будет привлечено, тем больше будет стран, заинтересованных в стабильности региона и прибыльности проекта.

Главы внешнеполитических ведомств Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Румынии зафиксировали политическую волю своих государств к развитию новых транспортных маршрутов в каспийском регионе. «Подписывая декларацию, министры подчеркнули важность этого маршрута в транзитной схеме, связывающей Запад и Восток, и отметили, что соединение Европы с Центральной Азией посредством двух морей является самым коротким и рентабельным маршрутом в существующих до сих пор транспортных сетях», – говорится в сообщении. Включение в новую маршрутную линию Румынии – члена Евросоюза – будет способствовать дальнейшему активному участию ЕС в этом транспортном коридоре.

«Инициативы по развитию транспортных маршрутов нанизываются одна на другую. Дорога уже есть. Она основана на базе двух других коридоров – Транскаспийского и «Ляпис-лазури» и отличается только тем, что подразумевает транспортировку грузов из порта Туркменбаши через Каспий в Азербайджан, далее до Грузии по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК), и снова паром (через Черное море). Как вариант — перевалка сухих грузов в порту Поти и по Черному морю в румынский порт Констанца. Надо исходить из того, что новый маршрут — это просто название той транспортной логистики, которая уже есть», — сказал «Вестнику Кавказа» научный сотрудник Института экономики Александр Караваев.

Напомним, «Ляпис-лазурь» предназначена для доставки грузов из Афганистана в Евросоюз и обратно. Тестирование коридора состоялось в конце прошлого года: из афганского Герата в Турцию были отправлены фуры, груженные небольшими партиями сухофруктов, хлопка, шерсти, изделиями ремесленников, а порту Туркменбаши товар был перегружен на паромы и доставлен в конечную точку.

Транскаспийский международный транспортный коридор ориентирован на доставку грузов из Китая в Евросоюз. Его путь проходит по территории Казахстана и предполагает пересечение акватории Каспийского моря на линиях «Актау-Баку» и «Курык-Баку» и дальнейшую транспортировку грузов в европейском направлении через территорию Турции либо по железной дороге — магистраль БТК, либо автомобильным транспортом.

Каждая новая инициатива в сфере международных транспортных коммуникаций имеет две стороны. Политическая, связанная с вопросами геополитики, когда объявляется о том, что ряд государств будет привлекать свои средства для улучшения логистики. И экономическая, когда возникает вопрос, подключится ли бизнес к этому проекту. «Это касается не только маршрута «Каспийское море — Черное море», но и проектов «Один пояс — один путь», «Ляпис-лазурь», «Север-Юг», МТК (международный транспортный коридор). И какой бы коридор не обсуждали, начиная с постройкой Суэцкого канала, Панамского канала, во главе угла — политическая необходимость, — отметил Караваев. — Вопрос только в том, достаточно ли ресурсов, чтобы отладить всю цепочку этого коридора, сделав ее выгодной для бизнеса». А это, по словам эксперта, обуславливается наличием товаропотока. В случае с коридором «Каспийское море – Черное море» товоропоток есть, но он пока не может быть поднят до тех величин, которые планируются в долгосрочной перспективе.

То же самое можно сказать и в отношении Транскаспийского коридора, в который Азербайджан и Казахстан вложили достаточно крупные финансовые ресурсы, в том числе в развитие портовой инфраструктуры (порты Курык и Алят), подъездных путей, обновление морского торгового флота и т.д. Однако получится ли у участников проекта привлечь на свою территорию большие объемы грузов, чтобы окупить инвестиции, сказать в данный момент сложно. По информации портала «Каспийский вестник», участникам Транскаспийского коридора удалось перевести через Каспий порядка 15 тыс. контейнеров. В то время как по альтернативному железнодорожному маршруту Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Европа по итогам года перевезено свыше 500 тыс. контейнеров.

Есть участок отлаженной логистики: Азербайджан–Грузия, от портов на Каспийском море до портов на Черном море. Есть определенный набор грузов, которые пользуются спросом — нефтехимическое сырье. Но возникает вопрос, что транспортировать на другую сторону Черного моря – в Болгарию, Румынию и даже на Украину. Если речь идет о том, что это будут товары из Китая, то пока налаженные линии поставок идут через Индийский океан или через Россию и выигрывают в конкурентной борьбе. Поэтому говорить о том, что они в скором времени достигнут прорывных результатов, рано.

По мнению Караваева, участники проекта ориентируется на привлечение доли трансрегиональных перевозок маршрута ЕС-Китай. Региональные отрезки, такие как коридор «Каспийское море – Черное море», могут существовать только если будет развиваться местная промышленность, ориентированная на соседние страны, например, Азербайджан — на Грузию, Грузия — на Румынию. И если они смогут привлечь 1-2% от уже сформировавшегося Китаем и ЕС потока грузов, этого будет достаточно, чтобы говорить об успехе проекта. Срыграют роль и экспортные поставки туркменского сжиженного газа в Констанцу. (См. «ВК» Новый транспортный коридор «Каспийское море – Черное море» становится реальностью).

Александр Караваев также заметил, что для таких проектов как транзитный коридор «Каспийское море – Черное море» нужна дешевая и хорошо управляемая логистика. По мнению эксперта, говорить о развитии коридора без связки с развитием региональных экономик не приходится. Шансы развития нового коридора увеличились бы в том случае, если бы его активным участником стал Узбекистан, который мог бы поставлять свои товары (хлопок, сельхозпродукция и др.) на европейские рынки и в обратном направлении.

Для России новый коридор — чисто ведомственная история. Не исключено, что в будущем РФ воспользуется этим маршрутом, так же как использует в настоящее время БТК для поставок своего зерна на мировой рынок. Уже создано совместное российско-азербайджанское предприятие, которое будет осуществлять экспорт зерна в Турцию, что поможет разгрузить Новороссийск при экспорте зерна из Ставрополя.

Источник

Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их транспортировке

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Арошидзе, П. Л. Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их транспортировке / П. Л. Арошидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/12/964/ (дата обращения: 14.06.2021).

После распада Советского Союза, на Кавказе и Прикаспийских регионах создалась особая ситуация. Началась борьба за освоение и транспортировку Каспийской нефти. В повестке дня стоял вопрос о разрешении правового статуса Каспийского моря.

В период Советского Союза, статус Каспийского моря был определен Договором, заключенным между Советским Союзом и Ираном. После 1991 года на побережье Каспийского моря образовались 5 государств с различными политическими, этническими и экономическими устремлениями.

Решение правового статуса Каспийского моря имеет большое значение в целях выбора маршрута для транспортировки энергетических ресурсов. На сегодняшний день нет единого подхода в определении Каспийского правового статуса, так как он распределен между 5-ью государствами, однако использование ресурсов осуществляется по морскому пограничному шельфу.

На побережье Каспийского моря расположено 5 государств:

1. Российская Федерация – с запада и северо-запада омывается Каспийским морем, протяженность прибрежной полосы – 695 км.

2. Казахстан – граничит с Каспийским морем с севера, востока и северо-востока, протяженность прибрежной полосы 2320 км.

3. Туркмения – с юго-востока, протяженность прибрежной полосы 1200 км.

4. Иран граничит с юга, протяженность прибрежной полосы – 724 км.

5. Азербайджан – с юго-востока, протяженность 955 км.

Для Грузии весомое значение имеет установление статуса Каспийского моря, так как от этого зависит вопрос прокладки отдельных нефтепроводов.

На сегодня Каспийским регионом считаются Кавказский субрегион, в которой входят Россия и Азербайджан (также не могут быть игнорированы интересы Грузии и Армении), субрегион Центральной Азии – Казахстан и Туркмения (свои интересы имеют Узбекистан и Таджикистан) и южный субрегион, центр которого представляет Исламская республика Иран. На Каспийский регион большое влияние оказывают и интересы Турции. (1.34)

После распада Советского Союза ситуация в Прикаспийском регионе радикально изменилась. К России и Ирану, которые в течение столетий независимо распоряжались ситуацией в Прикаспийском регионе, добавились суверенные республики- Азербайджан, Казахстан и Туркмения.

Специфику Прикаспийского региона определяет и то, что в регионе происходят большие изменения, как с политической, так экономической и геополитической точки зрения.

Стратегическое значение региона-владельца ресурсами нефти и природного газа исходит из количества ресурсов и геополитического расположения. По географическому местонахождению Прикаспийские государства занимают важное место: регион расположен в центре рынка потребителей нефти и природного газа (Восточная Европа, Западная Азия), а также среди таких стран, которые являются крупными потребителями нефтепродуктов (страны Ближнего и Центрального Востока, Россия). Оценка запасов нефтепродуктов самая разная. В современном периоде ведется активная дискуссия вокруг запасов нефти Каспийского бассейна, а также об их влиянии на долю Всемирного рынка.

ЗАПАСЫ ПРИРОДНОГО ГАЗА И НЕФТИ

доля во всемирном запасе

трлн. куб. метров

доля во всемирном запасе

Источник: BP Statistical Review of World Energy 2004.

Запасы существующего природного газа неравномерно распределены среди приграничных стран. Значительными запасами нефти и газа располагают Россия и Иран. На эти страны приходится около 90 % подтвержденного запаса.

На сегодня месторождения нефти и природного газа, находящиеся в Каспийском регионе, используются более интенсивно, чем другие месторождения мира. По данным 2003 года в регионе было добыто 670 млн. тонн нефти и 730 млрд. кубометров природного газа, что соответственно составляет 19% и 28 % от всемирной добычи. По оценкам международных экспертов, только в Туркмении ведется добыча природных ресурсов в количестве больше среднего.

Что касается потребления, Прикаспийские страны потребляют лишь 5,4 % от добываемой в мире нефти и 20,2 % — природного газа. Все страны добывают ресурсы в большем количестве, нежели потребляют, поэтому для этих стран экспорт нефти и природного газа является значительной отраслью экономики. (4.606)

Европа в качестве новых стратегических партнеров выбирает регионы Каспия и Черного моря. Новые ставки на энергетическую безопасность Евросоюз делает именно на те страны, по которым будут проходить маршруты Каспийских и Среднеазиатских энергоносителей, и поставка энергоресурсов станет возможной в обход России.

Трубопроводы, проложенные по территории Грузии, являются подтверждением признания геополитического расположения Грузии, которые кроме экономического и фискального значения, имеют и политическую нагрузку. На сегодня через территорию Грузии проложены нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку – Супса и Южно-Кавказский газопровод, который проложен параллельно нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан- первый прямой маршрут транспортировки нефти между Каспийским и Средиземным морями, общая стоимость строительства которого составила 4 млрд. долларов США. Данный маршрут экономически выгоден и позволяет осуществить безопасную транспортировку нефти на большие расстояния. Кроме того, существующий нефтепровод сокращает транспортировку нефти в большом количестве через Босфорский пролив.

Южно-Кавказский трубопровод, по которому предусмотрен экспорт газа с месторождения Шах-Дениз на рынки Азербайджана, Грузии и Турции, проходит по территории Грузии, параллельно нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Газ, поставка которого осуществляется Южно-Кавказским трубопроводом, является предпосылкой для диверсификации энергоносителей Грузии и будущей энергобезопасности.

Трубопровод Баку-Супса- первая инвестиция, вложенная «Бритиш Петролиумом» в Грузию. Нефтепровод функционирует с 1999 года. Данный маршрут вносит в экономику Грузии значительные доходы.

ТРУБОПРОВОДЫ НЕФТИ И ПРИРОДНОГО ГАЗА В ГРУЗИИ

5% от прокаченного в минувшем году объема

магистральный газопровод Север-Юг

Международная газовая корпорация Грузии

10% от прокаченного в минувшем году объема

Анализ таблицы подтверждает, что на Южном Кавказе, в частности, в Грузии образовался мощный энергокоридор, который играет значительную роль в деле энергобезопасности мира.

Среди альтернативных проектов самым перспективным является трубопровод «Набукко», который будет проходить через Турцию, Грузию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию, на Востоке будет проложен до Азербайджана, а затем к нему будут подключены нефтяные месторождения Средней Азии. Протяженность «Набукко» 3,3 тысяч километров. Предположительно, к проекту подключится и Туркмения.

Посредством «Набукко», поставка первого потока газа для Европы предполагается к 2013 году. Проект оценен в 6 млрд. евро. Трубопровод в год должен прокачать 31 млрд. куб.м. природного газа. Грузия может извлекать пользу, получая 5% от прокаченного природного газа, что позволит стране в течение года освоить 1,5 млрд. куб.м. природного газа.

3 апреля 2009 года между «White Steam Pipeline Company Limited» и правительством Грузии был оформлен Меморандум о Взаимопонимании. Согласно Меморандуму обе стороны отражают собственную волю на сотрудничество по осуществлению проекта газопровода «Белый поток». Проект «Белый поток» предусматривает транспортировку природного газа из Каспийского региона в Румынию и Украину, а также на будущее планируется обеспечение Центральной Европы. До Супса, т.е. Черного моря, природный газ будет поступать по Южному Кавказскому газопроводу (Баку-Тбилиси- Эрзерум), и откуда его транспортировка в Румынию будет осуществляться по Черному морю, через трубопровод по дну моря.

Пропускная способность газопровода 8 млрд. кубометров в год. Он будет снабжаться газом, добываемым на Азербайджанском месторождении Шах -Дениз. Позже, возможно, «Белый поток» может быть подключен к Транскаспийскому газопроводу. В этом случае, на дне моря будет проложен дополнительный трубопровод, и полная пропускная способность газопровода в год будет увеличена до 24-32 млрд. кубометров. (8)

Заключенный Меморандум еще больше увеличивает шансы сближения Грузии с Евросоюзом, речь идет о «Белом потоке», который должен поставлять природный газ Каспийского региона странам Европы, через Грузию. Проект стратегического значения, по которому трубопровод должен быть проложен на дне Черного моря, рассматривается как значительная часть общей Концепции энергетической безопасности Европейских стран. Проект поддерживают Евросоюз и США. Газопровод, строительство которого должно завершиться в 2015 году, должен быть проложен по дну Черного моря на глубине более 2-х километров и должен поставлять природный газ Каспийского региона Европейским странам без лишних проблем – именно без тех проблем, которые стали более явными после процессов так называемой Российско-Украинской газовой войны. Для Европы жизненно важной стала задача поставки энергетических ресурсов альтернативным путем, в обход России. На этом фоне, еще больше усилилось значение проектов по газопроводам «Набукко» и «Белый поток». Здесь же отметим, что эти два проекта рассматриваются как единая сила, они будут дополнять друг друга. (5)

После оформления Меморандума, Консорциум «Белого потока» официально начал проводить в Грузии работы, необходимые для техническо-экономического обоснования. Это, в очередной раз, в значительной степени, повысит транзитный потенциал Грузии. Естественно, с увеличением объема транзитных поставок, увеличится сам транзитный доход, как в бюджет страны, так и натурой, т.е. освоением газа на месте. Соответственно, это в значительной мере повысит энергобезопасность Грузии. К тому же, «Белый поток» дает возможность Грузии внести весомый вклад в процесс обеспечения энергобезопасности Европейских стран.

Следующий шаг – оформление Меморандума о Взаимопонимании с Румынией, тем самым будет увенчан успехом союз между Грузией и Евросоюзом, по строительству подводного газопровода высокой технологии. Трубопровод должен быть проложен под водой на глубине более 2000 метров. В техническом плане сложно, но это проект, имеющий стратегическое значение для Европы. В осуществление данного проекта. Еврообъединение вкладывает определенную сумму. Проект поддерживает и власть США.

Анализ оценок транзитных маршрутов подтверждает, что трубопроводы, проложенные по территории Грузии, по которым должна осуществляться транспортировка нефти Каспийского моря, самые эффективные, несмотря на то, что существует множество альтернативных маршрутов.

Геополитическое расположение Грузии должно быть использовано в этом направлении, что, в первую очередь, приемлемо для самой Грузии, поскольку транспортировка нефтепродуктов для нее является экономически выгодным. Освоение транзитной функции Грузии входит в интересы Европы, так как, транспортировка Кавказской нефти через территорию Грузии обходится дешевле, и сама Европа уже не является зависимой от одного из поставщиков энергоресурсов.

Современная задача Грузии – максимальное использование своего геополитического расположения, дающего возможность пропускать через свою территорию нефть и природный газ Каспийского моря и Средней Азии, что принесет значительную экономическую прибыль стране.

1. Гаджиев К.С., Геополитика Кавказа, М., 2001

2. Малеки А. Геополитическая ситуация в Каспийском регионе: баланс сотрудничества // Правовой статус Каспийского моря… (Международно-практическая конференция). С. 24-25.

3. Грозин А. Каспий: варианты моря — озера // Деловое обозрение “Республика”. Алматы, 2000. 15 июня.

4. Vinogradov S., Wouters P. The Caspian Sea: Current Legal Problems. 1995. P. 606.

5. BP Statistical Review of World Energy 2004

Источник

Оцените статью