- Крупнейшие порты Белого моря
- Белое море: порты
- Крупные порты Архангельской области: Архангельск, Мезень, Онега
- Порт Мурманской области — Кандалакша
- В заключение
- Порт Кандалакша: динамика грузооборота и итоги периода ледокольных проводок
- Динамика грузооборота
- Итоги периода ледокольных проводок
- Работа Службы капитана порта
- Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте
- Что такое Северный Морской Путь
- Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами
- Значение СМП для России и других стран мира
- История освоения Северного Морского Пути
- Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути
- Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП
Крупнейшие порты Белого моря
Север европейской части России богат лесами, пушниной и морскими дарами. Субарктический климат делает территорию труднодоступной, но у северян есть свой бриллиант – Белое море. Порты его используют для перевозок как внешних, так и внутренних. В водах добывают рыбу и водоросли, ведут промысел на морского зверя. По Белому морю сплавляют лес. Так что издревле оно играло ключевую роль в развитии северного края.
Белое море: порты
Северный Ледовитый океан имеет в своем составе несколько внутренних морей. Среди них и Белое море. Порты его располагаются в четырех самых крупных заливах. Но здесь, на севере, широко распространено другое название залива — губа. Крупные порты Белого моря расположены в Двинской, Мезенской, Онежской губе и в Кандалакшском заливе.
Дорожная инфраструктура во многих местах до сих пор развита недостаточно хорошо, поэтому гавани берут на себя часть транспортных задач края. Морские порты Белого моря – это Архангельск, Мезень, Кандалакша, Умба, Онега, Кемь, Беломорск, Витино. Рассмотрим подробнее наиболее крупные из них.
Крупные порты Архангельской области: Архангельск, Мезень, Онега
Архангельск — это не только административный центр области и столица Поморья, но и старший в России город-порт. Он самый крупный из всех гаваней Беломорья – его мощности позволяют перерабатывать 4,5 млн тонн груза ежегодно. Протяженность причалов здесь 3,3 км, площадь складов – 292 тыс. квадратных метров.
Долгие годы пристань у Архангельска была единственной, откуда осуществлялась торговля с другими странами. Лишь после основания Санкт-Петербурга и возникновения Петербургского порта проходимость его резко снизилась: Петр Первый принудительно перевел торговлю с иностранными государствами из Архангельска в Санкт-Петербург. Но в годы Второй мировой, когда Ленинград был охвачен блокадой, именно Архангельский порт принимал помощь государств-союзников по ленд-лизу.
Помимо Архангельска, в области расположен еще и Мезенский порт, который находится в 45 км от места впадения реки Мезень в Белое море. Возник он в 1872 году, но до сих пор не имеет железнодорожной связи с транспортной инфраструктурой страны. Навигация здесь занимает 5 месяцев: с июня по октябрь. Мезенский порт стремительно теряет свои позиции по перевозке грузов: если в 1978 году он переработал за год их более 178 тыс. тонн, то спустя 30 лет – чуть больше 20 тыс. Минимум был зафиксирован в 2015 году – тогда порт смог принять и переработать всего 8,7 тыс. тонн различных грузов.
Онега – еще один из крупнейших портов. Расположен он на правом берегу реки Онега, впадающей в Белое море. Порты в этих краях в основном работают только в навигационный период. Единицы принимают грузы круглогодично. Не стал исключением и Онежский порт – он доступен для судов с мая до начала ноября.
Основала Онежский порт Екатерина II в 1781 году. С этого момента и до распада СССР он активно развивался, выполнял не только функцию переработки грузов, но и использовался для перевозки пассажиров морским и речным транспортом.
С развалом Советского Союза грузооборот и посещаемость порта резко упала: если в 1980 году в порт зашли 300 судов, то в 2010 году он принял только 40.
Порт Мурманской области — Кандалакша
Город-порт Кандалакша находится на восточном побережье Кандалакшского залива, в 200 км к югу от Мурманска. Статус города этому поселению был присвоен в 1938 году, хотя первые упоминания о нем датируются одиннадцатым веком. В гавани проживают свыше 31 000 человек. Кандалакша, имея в своем распоряжении морской порт, является еще и крупным железнодорожным узлом.
Навигация здесь, несмотря на суровый климат, круглогодичная. Порт крупный, имеет 5 универсальных причалов, и все они для удобства оснащены железнодорожными и автомобильными подъездами. Есть множество складских площадей. Основной груз, который принимает порт, – каменный уголь.
В заключение
Порты Белого моря всегда играли важную функцию в экономике страны. Но с развалом Советского Союза многие из них были заброшены, часть резко снизила свою производительность. Сейчас, в связи с возрастанием интереса к Арктике, можно надеяться на возрождение этих мест, т. к. значимость Белого моря для страны поистине бесценна.
Источник
Порт Кандалакша: динамика грузооборота и итоги периода ледокольных проводок
Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива, который представляет собой удобную, защищенную от морских волнений губу с надежной якорной стоянкой и глубинами, доступными для захода крупнотоннажных судов. Порт располагает 5 грузовыми причалами длиной причальной линии 584,5 метра, способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 33 метров, осадкой до 10 метров.
По итогам 2019 года грузооборот порта, переваливающего в основном энергетический уголь, составил 2,5 млн тонн. В начале 2020 года объемы перевалки угля сократились в результате экономического кризиса и падения цен на уголь в Европе, значительно снизилось и число судозаходов. Однако Служба капитана морского порта Кандалакша продолжает осуществлять все возложенные на нее властные и надзорные функции в полном объеме, в том числе по обеспечению безопасности мореплавания.
Виктор Бородачев, капитан морского порта Кандалакша ФГБУ «АМП Западной Арктики»
Динамика грузооборота
Морской порт Кандалакша ориентирован на перевалку навалочных и генеральных грузов. Единственным оператором морского терминала в порту является ООО «Кандалакшский морской торговый порт» (ООО «КМТП»), входящий в угольный холдинг ГК ТАЛТЭК. Основной груз, перегружаемый в порту, – энергетический уголь – поставляется главным образом в страны Европы и Северной Африки, генеральные грузы направляются по Северному морскому пути на проекты по освоению Арктики, включая оборонные.
В 2019 году грузооборот порта увеличился до 2,5 млн тонн, что на 13,6%, или на 300 тыс. тонн, больше, чем в 2018 году. Количество судозаходов за год составило 102 единицы, что на 3 больше, чем в предыдущем году. Из них 75 судозаходов совершили балкеры, 26 – танкеры, 1 – лоцмейстерское судно. Все балкеры подавались под погрузку угля.
Объем перевалки в порту за 4 месяца 2020 года резко сократился, снизившись на 77,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, и составил 173,2 тыс. тонн (774,9 тыс. тонн за январь-апрель 2019 г.). Падение грузооборота составило 601,7 тыс. тонн. Это связано с падением цен на энергетический уголь в Европе и, как следствие, сокращением его перевозок. За январь-апрель 2020 года судозаходы в порт Кандалакша составили 12 единиц, из них под российским флагом – 3, под иностранными флагами – 9.
До конца текущего года перевалка экспортного угля в морском порту Кандалакша прогнозируется на уровне 120 тыс. тонн в месяц (3-4 судовые партии). Следовательно, объем перевалки угля по итогам года также будет ниже показателей 2019 года. Ожидаемый грузооборот составит около 1,2 млн тонн.
В такой ситуации основной оператор порта ООО «КМТП» предпринимает усилия по обеспечению дополнительной загрузки порта. В настоящее время ведется активный поиск новых клиентов для заключения долгосрочных контрактов на перевалку различных грузов, таких как железорудный концентрат, 20/40-футовые контейнеры, трубная, металлургическая и другая продукция, доставляемых в порт морским и железнодорожным транспортом.
В планах компании ГК ТАЛТЭК поддерживать стабильный уровень отгрузки с угольных шахт/разрезов и сохранить объем перевалки на запланированном уровне для недопущения дальнейшего снижения грузооборота ООО «КМТП».
Итоги периода ледокольных проводок
Морской порт Кандалакша – замерзающий порт; среднее число дней в году с ледовым покровом составляет 183, максимальная толщина льда достигает 1,2 метра. При этом навигация в порту осуществляется круглогодично. Лоцманская проводка в порту является обязательной и осуществляется круглосуточно лоцманской службой Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт».
Вершина Кандалакшского залива зимой покрыта неподвижным припаем. Ледовый режим в порту наблюдается с ноября по май. В этот период суда, заходящие в морской порт, должны иметь ледовое усиление. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов устанавливаются распоряжением капитана морского порта.
Ледокольное обеспечение осуществляется ледоколами ФГУП «Росморпорт» в соответствии с графиком расстановки и распоряжением Штаба ледокольных операций в Белом море. В период ледокольных проводок 2019-2020 годов проводка судов в морской порт Кандалакша осуществлялась ледоколом «Капитан Косолапов».
Начало периода ледокольных проводок в 2019 году объявлено распоряжением капитана порта с 30 ноября. Этим же распоряжением были введены ограничения для судов с ледовым классом не ниже Ice1, следующих в/из морского порта. С 10 декабря были введены ограничения для судов с ледовым классом не ниже Ice2, с 15 февраля 2020 года для судов с ледовым классом не ниже Ice3.
Разрушение ледового покрова в морском порту началось с 9 апреля 2020 года. С 25 апреля было разрешено плавание судов с ледовым классом не ниже Ice1. 30 апреля акватория и подходы к порту полностью освободились ото льда, ледокольная проводка и ограничения плавания по ледовому классу судов были отменены.
Всего период ледокольных проводок продолжался 152 суток. За это время ледоколом «Капитан Косолапов» было совершено 5 ледокольных проводок, проведено 5 судов. Максимальная протяженность и продолжительность ледокольной проводки (от северной кромки льда до морского порта Кандалакша) составили 256 миль и 25 часов 15 минут (по рекомендованным ШЛО маршрутам).
В период ледокольных проводок в порт совершено 13 судозаходов, из них 11 – балкерами, 2 – танкерами. Аварийных случаев, связанных с плаванием судов в ледовых условиях, не зафиксировано. Грузооборот в период зимней навигации составил 334,8 тыс. тонн.
Работа Службы капитана порта
Административно-властные полномочия в морском порту осуществляет филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» в морском порту Кандалакша, в состав которого входит Служба капитана порта. Структура Службы позволяет в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в морском порту, пожарную, экологическую и транспортную безопасность.
Специалисты Службы обеспечены обустроенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи. Коллектив филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Кандалакша хорошо подготовлен к выполнению текущих и перспективных задач.
В 2019 году инспекторами государственного портового контроля Службы капитана порта было осмотрено 9 судов, из них под российским флагом – 4, под иностранными флагами – 5. Задержаний судов не было.
Основные замечания, предъявленные к российским судам, были по разделам «навигация», «аварийное оборудование», «средства борьбы с пожаром», по МАРПОЛ, а также эксплуатационные недостатки, относящиеся к СОЛАС. К иностранным судам, осмотренным в соответствии с Парижским меморандумом, замечаний не было. Задержаний судов и аварийных случаев в течение 2019 года не происходило.
Начало 2020 года в работе Службы капитана порта было осложнено особыми условиями, связанными с объявленной пандемией коронавируса и мерами по противодействию распространению инфекции. Часть сотрудников Службы была переведена на дистанционный режим работы, однако это не повлияло на безопасность мореплавания в морском порту.
Источник
Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте
Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок. СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье. Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.
Содержание статьи:
Что такое Северный Морской Путь
Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.
Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.
Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами
Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).
На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:
- порт Мурманск
- порт Архангельск
- порт Нарьян-Мар
- порт Варандей
- порт Саббетта
- порт Игарка
- порт Дудинка
- порт Диксон
- порт Хатанга
- порт Тикси
- порт Певек
- порт Беринговский
- порт Петропавловск-Камчатский
- порт Владивосток
Значение СМП для России и других стран мира
Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:
- значительная экономия на топливе
- сокращение времени перевозки
- сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
- отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
- низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
- отсутствие пиратов
Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.
История освоения Северного Морского Пути
Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.
После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.
Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.
Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».
С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.
Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути
Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.
Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.
Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП
Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.
Для достижения поставленных целей необходимо активно развивать портовую инфраструктуру СМП и развивать ледокольный флот. Так буквально в последний день своего председательства в правительстве Дмитрий Медведев одобрил выделение 127 млрд рублей на строительство атомного ледокола «Лидер». Это будет крупнейший и самый мощный ледокол. Всего к 2035 году планируется построить 3 таких ледокола. Они вместе с другими ледоколами и флотом должны в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути и значительно увеличить объем грузоперевозок.
Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.
А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.
Источник