Грянь над пучиною моря

Душно! Без счастья и воли…

Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна! Грязь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи,
Чашу народного горя
Всю расплещи.

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

* * * («Душно! без счастья и воли. «)

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 222.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1869, ч. 4, с. 218, с заглавием (из цензурных соображений): «(Из Гейне)» и датой: «1868» (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).

Автограф не найден. В списке произведений Некрасова, составленном А. А. Буткевич (ИРЛИ, ф. 203, No 44), значится: «»Душно! без счастья и воли» (копия, подлинное дано Боровиковскому)». Первоначальный набросок из двух строк на полях черновой рукоятей сатиры «Суд» и «Притча о «Киселе»» — ГБЛ, ф. 195, п. 57526, л. 2 об. В 1875 г. напечатано в нелегальном народническом издании «Работник. Газета для русских рабочих» (1875, No 11—12, с. 8) под заглавием «Песня народного борца» (ст. 7 в редакции: «Чашу народного горя»). Варианты ст. 1—4, 7 опубликованы В. Е. Евгеньевым-Максимовым (Современник, 1914, No 10, с. 46—47) по рукописи, хранившейся «у одного из близких знакомых» А. А. Буткевнч; местонахождение этой рукописи в настоящее время неизвестно.

По мнению А. М. Гаркави, сопоставившего первоначальную редакцию стихотворения с публикацией в «Работнике», народническая публикация восходит к доцензурному авторскому тексту, а вариант ст. 7 («Чашу вселенского горя») в прижизненных изданиях является цензурным вариантом (см.: Учен. зап. Калинингр. гос. пед. ин-та, 1957, вып. 3, с. 219—220; Гаркави, с. 38; Некр. сб., V, с. 166). В Собр. соч. 1965-1967 (т. II, с. 256) и ПССт 1967 (т. II, с. 275) была принята точка зрения Гаркави, предложившего считать текст этой публикации каноническим. Это вызвало возражения (см.: Мельгунов Б. В. Из комментария к стихотворениям Некрасова. — Некр. сб., VI, с. 130—135). В настоящем издании восстанавливается вариант прижизненных авторских публикаций. Народническое издание в данном случае не может считаться авторитетным, ибо публикация в нем анонимна, заглавие изменено, ст. 2, 7 искажены, имеются существенные пунктуационные неточности. Все эти искажения объясняются тем, что редактор газеты Н. А. Морозов (1854—1946) готовил стихотворение к печати по памяти. В своих воспоминаниях он по памяти приводит текст «Душно! без счастья и воли. » с теми же искажениями и допускает новые (см.: Морозов Н. А. Повесть моей жизни. М., 1947, т. II, с. 64, т. III, с. 155). Лексическую и музыкальную нерасторжимость варианта «вселенского» с окончательным текстом убедительно показал Н. Н. Скатов (см.: Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели. Л., 1973, с. 259—261). Вариант «Чашу народного горя» в первоначальной редакции, отражающей прежде всего личные переживания поэта, стал неприемлемым в окончательной редакции, где социальный протест приобретает «вселенские» масштабы. Выражения вроде «чаша народного горя» встречаются в лирике Некрасова 1860—1870-х гг., поэт умел проводить их через цензуру. Ср., например, известную «Элегию» (1874):

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа».

Готовя перед смертью издание своих стихотворений, Некрасов зачеркнул заглавие «(Из Гейне)» и написал «Собственное», не сделав никаких других помет и исправлений (Ст 1879, т. IV, с. LXXVII).

В. Е. Евгеньев-Максимов (см.: Учен. вап. Ленингр. гос. ун-та, 1957, No 229, сер. филол. наук, вып. 30, с. 54—55) отметил в комментируемом произведении перекличку с последней строфой стихотворения Пушкина «Кто, волны, вас остановил. » (1823):

Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот —
Где ты — гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

Возможно, однако, что толчком для создания «Душно! без счастья и воли. » послужило стихотворение А. Н. Майкова 1858 г. Из цикла «Неаполитанский альбом»:

Душно! иль опять сирокко?
И опять залив кипит,
И дыхание Сахары
В бурых тучах вихорь мчит?
В лицах страх, недоуменье.
Средь безмолвных площадей
Люди ждут в томленьи страстном,
Грянул гром бы поскорей.

(Новые стихотворения А. Н. Майкова (1858—1863). М., 1864, с. 113).

Стихотворение было чрезвычайно популярно в революционных и радикальных кругах и воспринималось как призыв к революции (см. в сборниках «Перед рассветом» (Женева, 1905, с. 4; Берлин, 1906, с. 15)).

Первая строфа (с некоторыми изменениями) послужила эпиграфом к прокламации петербургского «Союза объединенных землячеств и студенческих организаций» «!!Ко всем!!» от 1 марта 1901 г., призывавшей на демонстрацию 4 марта 1901 г. у Казанского собора (см.: Энгель Г., Горохов В. Из истории студенческого движения. 1899—1906. СПб., 1908, с. 32—33).

Положено на музыку К. Кекрибарджи, 1875, А. В. Мосоловым, 1928, А. К. Глазуновым, 1953, и др.

Источник

За что я люблю Н. А. Некрасова

Н.А. Некрасов – это прежде всего огромнейший, неисчерпывающийся талант. Огромным мастерством, любовью к родине, народу пронизаны все произведения великого поэта. Некрасов всю свою жизнь посвятил служению народу. Всю жизнь был верен свободолюбивым, революционным идеям. Н.А. Некрасов пламенно любил свою родину.

Образ «могучей и бессильной, убогой и обильной» родины проходит через все его творчество. Русь с бескрайними нивами, зелеными лесами, могучими реками, суровыми зимами он не променял бы ни на какие другие земные богатства. «Важно только одно, — говорил Некрасов, — любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

Поэзия Некрасова сложила общественным интересам своего времени, выражала чувства и мысли передовых людей тогдашнего общества. «Я лиру посвятил народу своему», — воскликнул поэт в стихотворении «Элегия». И действительно, элегические стихотворения Некрасова – это народ, его чувства и мысли, его горькая судьба, отчаянье и нищета.

Но Некрасов не ограничивается показом бед закрепощенного народа. Он показывает не только нищету и забитость крестьянина, а и силу русского характера, ум, гордость, трудолюбие, любовь к родине русских людей. Некрасов твердо верит в освобождение своего народа. Он мечтает увидеть свою родину «свободной, гордой и счастливой».

Я очень люблю произведения Некрасова за мастерство, с которым они написаны, за их правдивое содержание, которое волнует и захватывает. Всегда любимыми героями Некрасова были борцы за народное счастье, за свободу. И в своих стихах он воспевает близких ему Чернышевского, Добролюбова и Белинского. Людей, которые всю свою жизнь боролись против ненавистного крепостного права и которые так же, как и Некрасов, мечтали увидеть свою родину счастливой и свободной. Глубокая скорбь звучит в стихотворении «Памяти Добролюбова»:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь русская земля, но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Так же пламенно воспевает он в своих произведениях Чернышевского и своего незаменимого друга и учителя Белинского. В стихотворениях Некрасова ясно звучит призыв к революции:

Душно! Без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Грянь над пучиною моря.
В поле, в лесу засвищи,
Чашу вселенского горя
Всю расплещи.

В стихотворении «Забытая деревня», «Несжатая полоса», «Мороз-Красный Нос», «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская» Некрасов показывает тяжелую жизнь русских крестьян, их непосильный, изнурительный труд. Он правдиво, без всяких прикрас показывает горькую долю закрепощенного человека.
Особое внимание в своих стихотворениях Некрасов уделяет судьбе русской женщины. О полном бесправии, непосильном труде и бесконечном горе бедной крестьянки говорит поэт во многих своих стихотворениях:

В полном разгаре страда деревенская,
Доля ты русская — долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Свои взгляды на поэзию и сущность искусства, на место и роль поэта в жизни Некрасов выражает в стихотворении «Элегия»:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – страдания народа
И что поэзия забыть ее должна…
Не верьте, юноши, не стареет она.
…Увы, пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза.
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира.

Я очень люблю это стихотворение. В нем чувствуется, какое значение придавал поэзии Некрасов, его идейная убежденность, сила его стремлений. Стихотворения Некрасова полны призывом к работе, действиям.

И даже в наше время находишь в его произведениях нужные мысли и чувства, которые должны руководить нами. Мне очень нравятся его произведения. Чтение их доставляет большое удовлетворение и интерес.

Источник

«Душно! без счастья и воли…» Н. Некрасов

Дата создания: 1868 г.

Анализ стихотворения Некрасова «Душно! без счастья и воли…»

В 1868 году Некрасов написал стихотворение «Душно! Без счастья и воли…». В тексте содержится практически прямой призыв к активной революционной борьбе, в результате которой мир должен измениться, а народное горе навсегда остаться в прошлом. По мнению ряда литературоведов, Николай Алексеевич вдохновлялся восьмистишием «Душно! иль опять сирокко…» (1858), принадлежащим перу Майкова и входящим в цикл «Неаполитанский альбом». Это небольшое произведение пользовалось популярностью в кругах революционеров и радикально настроенных людей. Оно воспринималось в качестве призыва к политическому перевороту. Есть версия, что некрасовское стихотворение перекликается с последней строфой пушкинского «Кто, волны, вас остановил…» (1823). В ней говорится о грозе – символе свободы. По мнению лирического героя, непогода должна разрушить гибельный оплот, промчавшись «поверх невольных вод».

На первый взгляд кажется, что «Душно! Без счастья и воли…» – это прекрасный образец использования эзопова языка, попытка за ширмой интимной лирики спрятать политические смыслы. В действительности подобный подход к поэзии Некрасова не совсем верен. Политические мотивы в его стихотворениях тесно переплетаются с личными. Вместе они создают единую образную структуру. Дело в том, что размышления о собственной судьбе Николай Алексеевич не отделял от дум, касающихся Российской империи и населяющих ее людей. Интересно, как в стихотворении «Душно! Без счастья и воли…» меняется широко принятый смысл слов. Буря – не только обозначение природной непогоды, но и символ общественных потрясений. Ночь – не просто время суток, но и олицетворение тяжелого состояния простого народа в Российской империи.

До наших дней дошло несколько вариантов текста «Душно! Без счастья и воли…». Одна из версий, напечатанная в 1874 году в нелегальном издании народников «Работник. Газета для русских рабочих» имеет даже название – «Песня народного борца». В ней «чаша вселенского горя» заменена на «чашу народного горя». Кроме того, бесконечно длинна не ночь, а жизнь. Стоит отметить, что «чаша народного горя» встречается в первоначальной редакции произведения, отражающей главным образом личные переживания Николая Алексеевича. В окончательной версии стихотворения социальный протест, выраженный поэтом, приобретает больший масштаб, поэтому и горе становится вселенским.

Источник

Читайте также:  Пансионат море под алуштой
Оцените статью