Хатанга порт какого океана

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 милях от устья реки у поселка Хатанга. Вход в устье реки находится между мысами Большая Корга и Поворотный. В 1952 году впервые в истории судоходства на реке Хатанге была осуществлена проводка морских судов с осадкой около 4 метров непосредственно до одноименного поселка. После этого события в 1954 году на месте Хатангской речной конторы был создан Хатангский морской арктический порт.

В настоящее время морской порт Хатанга входит в зону ответственности ФГБУ «АМП Западной Арктики». Современные границы порта установлены распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1290-р.

Василий Безумов, исполняющий обязанности капитана морского порта Хатанга, ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Река Хатанга доступна для морских судов на протяжении 114 миль (211 км) от устья до морского порта Хатанга, причем наименьшая ширина фарватера на этом участке составляет 1 кбт. Далее на 9 миль (17 км) выше порта, до мест слияния рек Хета и Котуй, фарватер также доступен для морских судов, однако им пользуются только речные суда. Нижний участок реки Котуй на протяжении 74 км, до поселка Каяк, доступен для речных судов. Суда с малой осадкой могут проходить также по реке Хета и притоку Хатанги – реке Попигай.

Глубины на фарватере Хатанги колеблются в среднем от 5 до 20 метров, но имеются отдельные впадины с глубинами до 40 метров. Участками с наименьшими глубинами, ограничивающими плавание морских судов, являются перекат Жарковский у острова Жаркова и перекат Кривун у острова Таба-Арыта. Глубины в межень при сгоне и малой воде иногда уменьшаются до 3,6 метра на перекате Жарковский и до 4 метров на перекате Кривун.

Читайте также:  По ту сторону океана описание

Однако осадка судов, которые могут войти с моря в реку и пройти до морского порта Хатанга, зависит не только от глубины на перекатах, но и от глубины на внешнем баре реки. Суда, прошедшие через бар и имеющие осадку, которую в данное время допускают глубины на баре, как правило, проходят до порта Хатанга. Задержки на перекатах Жарковский и Кривун, а также у острова Солнце-Ары происходят лишь при местных сгонных ветрах, но обычно эти задержки бывают непродолжительными. Для того чтобы миновать наиболее опасный перекат Жарковский, для плавания морских судов оборудован Правожарковский фарватер.

Навигация на Хатанге в ее нижнем течении от устья до морского порта обычно начинается во второй половине июня, средняя дата вскрытия реки у порта – 12 июня. Первые суда приходят на реку из порта Тикси обычно в конце июля.

Навигация на этом участке заканчивается в конце сентября – начале октября (с учетом ледовых условий на путях возвращения морских судов на запад или восток). Средняя дата начала льдообразования на реке у порта Хатанга – 2 октября, установления припая – 6 октября. С наступлением минусовых температур в порту строится (намывается) дамба высотой до 10 метров для защиты зимующих судов в период ледохода и паводка. Морской порт является замерзающим, ледокольная проводка в нем не осуществляется.

Информация о начале и окончании периода навигации доводится капитаном морского порта Хатанга до сведения мореплавателей ежегодно. Контроль обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляется круглосуточно, проверки проводятся в соответствии с руководящими документами. Порт закрыт для захода иностранных судов.

Морской порт Хатанга является местом убежища в штормовую погоду в период навигации для судов, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки. За год порт посещают 310-315 судов, в том числе около 250 судов морского транспорта (из них 120 судов местного сообщения), 30 судов рыбной промышленности и 35 судов других ведомств.

Основное назначение порта – снабжение грузами получателей, расположенных в бассейне реки Хатанги с притоками Котуй, Хета, Попигай. В грузообороте порта на долю генеральных грузов приходится 20%, лесных – 7%, навалочных (уголь и песчано-гравийная смесь) – 70%, нефтеналивных – 3%. Перевалку грузов в порту осуществляет АО «Хатангский морской торговый порт».

В порту имеется 5 причалов. Два из них предназначены для судов портового флота, два других — для морских транспортных судов, один — нефтепричал. Конструктивно они представляют собой старые разнотипные суда, заполненные песчано-гравийной смесью.

Грузовые работы производятся как с помощью судового перегрузочного оборудования, так и средствами порта, в состав которых входят 3 плавучих крана, 6 гусеничных, 1 автомобильный и 5 автопогрузчиков.

Для хранения грузов в порту оборудованы открытые складские площадки общей площадью 25,3 тыс. м 2 . Крытых складов нет.

Складирование на территории порта баллонов с жидкостями и сжиженными газами или огнеопасными веществами запрещается. Указанный груз грузополучатели принимают на свой транспорт с борта судна и вывозят его на собственные склады.

В настоящее время в эксплуатации АО «ХМТП» имеется флот, в состав которого входят морские суда, суда класса «река – море», самоходные и несамоходные суда речного класса, плавкраны. В составе портофлота – грузовые (танкеры, лихтеры, понтоны), пассажирские и служебно-вспомогательные суда (рейдовый катер, морские буксиры, сборщик льяльных вод, плавочистная станция).

За деятельностью оператора морского порта, портофлота и судами, осуществляющими перевозки в порту и на подходах к нему, Служба капитана морского порта Хатанга ведет постоянный контроль, руководствуясь в своей деятельности Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ), Общими правилами в морских портах, международными конвенциями и другими нормативными правовыми актами национального законодательства.

Источник

Хатангский морской торговый порт

Хатангский порт — форпост Северного морского пути.

Хатангский морской торговый порт. Источник: сайт ЗАО «Хатангский морской торговый порт», www.hmtp.ru Хатангский морской торговый порт. Источник: сайт ЗАО «Хатангский морской торговый порт», www.hmtp.ru

Хатангский морской торговый порт расположен на правом берегу реки Хатанга и производит работы и транспортировку энергоносителей и генеральных грузов при северном завозе. Для защиты «зимующего» флота в Хатангском порту ежегодно строится ледяная дамба в 20 м высотой и 60 м длиной, позволяющая «прятать» суда от ледяных полей, идущих по реке на север, к морю Лаптевых. В настоящее время это единственная известная ледяная дамба в портах мира.

Начало торгового судоходства на реке Хатанга относится к 1936 г., когда небольшой винтовой пароход «Игарец» прибуксировал из бухты «Нордвик» в районный центр баржу с товарами. В 1938 г. с реки Лены перегнали мощный колесный пароход «Летчик Бабушкин» с двумя баржами. 28 февраля 1939 г. был издан приказ об образовании Хатангского речного агентства. Регулярные рейсы были начаты из бухты Кожевникова, где перегружали грузы в баржи с прибывающих морских судов и везли в Хатангу и дальше по Хете. В 1952 г., когда капитаны судов речной конторы и как лоцманы провели из Хатангского залива в районный центр морской пароход «Кузнецкстрой», было положено начало регулярным заходам морских судов в Хатангу. Для этого потребовалось построить причалы, подъездные пути к ним, склады для приемки грузов и гаражи.

В начале гг. в связи с увеличением объема работ порт вынужден был строить второй причал, представляющий собой 3—4 фермы, установленные на грунт, на которые укладывался настил из брусьев для гусеничного крана. С помощью этого непрочного сооружения производилась обработка судов портового флота. Со временем в связи с изменением состава судов возникла потребность в капитальных причальных сооружениях.

С 1975 г. на базе списанных металлических барж были построены причалы № 1, 2 и 3, которые не только обеспечивали обработку судов портового флота, но и принимали часть объема обработки морских судов. Для обеспечения бесперебойной обработки морских судов таким же способом был построен причал № 4, а затем и причал № 5 в 1986 г.

Мощность порта ежегодно увеличивалась. Так, в 1974 г. порт перерабатывал 159 тыс. т и перевозил 75 тыс. т грузов, а в 1984 г. — уже 312 тыс. т и 177 тыс. т соответственно.

В конце и начале гг. Хатангский порт испытывал трудности: производственные объемы упали, флот требовал ремонта, часть судов была списана или выведена с Крайнего Севера и передана другим организациям. Производство возобновилась в 2006 г. с началом деятельности компании морской торговый порт». В настоящее время это единственное предприятие, осуществляющее водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй в Восточной части Таймырского полуострова. Предприятие играет ключевую роль при поставках каменного угля и нефтепродуктов в рамках северного завоза, а также продовольственных товаров и продукции назначения для нужд муниципальных администраций, населения и коммерческих предприятий, расположенных на территории Таймырского муниципального района.

В настоящее время в эксплуатации имеется флот, в состав которого входят морские суда, суда класса «река — море», самоходные и несамоходные суда речного класса, плавкраны. Это позволяет компании выполнять задачи самого различного назначения, в том числе доставку грузов в районы мелководья с ограниченными сроками завоза в бассейне реки Хатанга, перевозку пассажиров в бассейне реки Хатанга, перевозку грузов из южных районов РФ по ВВП и Северному морскому пути в районы Крайнего севера, выполнение комплексных услуг по доставке грузов с выгрузкой на необорудованный берег, международные перевозки грузов морским транспортом в бассейне, Средиземном море, морях Западной и Северной Европы.

Источник

Хатанга порт какого океана

Хатангский морской торговый порт расположен в Красноярском крае, на правом берегу реки Хатанги, впадающей в море Лаптевых. Регулярное судоходство в Хатангском заливе было открыто в 1936 году, когда пароход «Игарец» с груженой баржей прошел от бухты Кожевникова по Хатангскому заливу и реке до села Хатанга.

Вел караван известный организатор арктических экспедиций и строительства портов Игарка и Нордвик, один из руководителей Главного управления Северного морского пути Борис Лавров. Он же возглавил первую Ленскую экспедицию по проводке грузовых судов из Архангельска в устье Лены, доказав возможность и перспективность использования Хатанги как опорного пункта для снабжения северных районов грузами, доставляемыми по Северному морскому пути.

Морским порт Хатанга стал 25 декабря 1954 года, когда приказом министра морского флота № 154 на базе Хатангской речной конторы и Нордвикского морского порта был образован Хатангский арктический морской порт. Этому предшествовало постановление Совета министров СССР о создании в Таймырском регионе единого транспортного предприятия морского флота. Первым начальником порта стал Борис Михайлов, друг и соратник знаменитого советского полярника Ивана Папанина, руководителя первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс».

В дальнейшем численность флота продолжала активно расти: ко второй половине XX в. число самоходных судов увеличилось впятеро, а грузооборот порта возрос в 13 раз. Так, если в 1974 г. порт перерабатывал 159 тыс. т, то в уже 312 тыс. т грузов. За это время объемы транспортировки портовым флотом перекрыли прежние значения более чем вдвое.

В конце годов Хатангский порт переживал кризис (как, впрочем, и экономика страны в целом). Объемы производства падали, имеющийся на тот момент флот оказывался не востребован, начинал стареть и приходить в негодность. В итоге часть судов была списана или выведена с Крайнего Севера для передачи транспортным организациям в других регионах страны.

Новым этапом в развитии порта стало основание в 2006 г. компании «Хатангский морской торговый порт». Следуя традиции великих полярников Бориса Лаврова и Бориса Михайлова, компания реализовала идею совмещения на базе опорного пункта в селе Хатанга, находящегося по центру Северного морского пути, возможностей собственного «тяжелого» арктического флота и судов типа «река — море» для работы на малых глубинах.

Сейчас это единственное предприятие, собственный флот которого может осуществлять сквозные перевозки по всей трассе Северного морского пути с последующей доставкой грузов в акватории с малыми глубинами, на реки арктического побережья РФ и необорудованный берег.

Источник

Хатанга (поселок)

Страна Россия Россия
Субъект федерации Красноярский край Красноярский край
Координаты Координаты: 71°59′00″ с. ш. 102°30′00″ в. д.  /  71.983333° с. ш. 102.5° в. д. (G) 71.983333 , 102.5 71°59′00″ с. ш. 102°30′00″ в. д.  /  71.983333° с. ш. 102.5° в. д. (G)
Первое упоминание 1626
Население около 3 тыс. человек
Часовой пояс UTC+7, летом UTC+8
Телефонный код +7 39176
Автомобильный код 24, 84, 88

Ха́танга — село в Красноярском крае, один из самых северных населённых пунктов России, порт. Село расположено на реке Хатанга. Период летней навигации очень короткий.

Население — около 3 тыс. человек.

Хатанга — по-эвенкийски означает «большая вода», «много воды». Своим рождением Хатанга обязана Мангазейскому морскому ходу, открытому поморами в 16 веке и связавшему Енисей с Обью. В 1610 году состоялась первая крупная поездка торговых и промышленных людей на Таймыр по морю.

Хатанга была основана в 1626 году. Эти годы принято считать датой присоединения Хатангского края к России. Ясачное зимовье на Хатанге сменило три названия. Кроме Хатангского ясачного зимовья, находившегося в верховьях Хатанги, существовало второе ясачное зимовье Нос, или Козлово, располагавшееся на месте нынешнего поселка Хатанга. Оно возникло в 1660—1670 гг. Основной причиной выбора именно этого места стал недоступный до наводнения высокий речной яр, с которого хороший обзор реки. Такие высокие обрывистые полуострова, или мысы, на реках и морях землепроходцы называли «носами» или «носками».

Во второй половине 17 века было учреждено государственное ясачное зимовье. Высокое речное урочище, на котором стоит поселок Хатанга, долгане и ныне называют «Наско».

Расцвет посёлка пришёлся на вторую половину XX века, когда многие специалисты прочили Хатанге большое будущее.

«Через некоторое время все посёлки-спутники (нефтяников, посёлок геофизической обсерватории) сольются в Большую Хатангу. В конце семидесятых годов институт „Красноярскгражданпроект“ разработал Генеральный план развития и застройки села Хатанги. Намечены будущие улицы и кварталы, которые предполагается застроить пяти-семиэтажными каменными домами. В Хатанге к концу века ожидается увеличение населения до 10-12 тысяч человек». (Троицкий Владилен Хатанга. Города и поселки Красноярского края. — Красноярское книжное издательство, 1987.).

Богатый природными ископаемыми Хатангский район многими назывался ресурсной базой севера России. «Будущий Хатангский промышленный район, по мнению учёных, станет одним из главных в освоении богатств Севера. Недра Хатангского района и прилегающей к нему территории содержат рудопроявления цветных и чёрных материалов, сходные с Норильским месторождением, апатиты, нефть, газ, соль, уголь и многое другое. Изучены энергоресурсы Котуя, где уже выбран створ для будущей гидростанции. Хатанга находится в центре этих богатств, вокруг её и начнётся строительство промышленного района». Однако, Троицкий пишет, что как только подсчитали стоимость транспортировки нефти Нордвика, решили, что нефть Западной Сибири будет дешевле.

В селе есть аэропорт и, по словам жителей, самый северный в России православный храм. В 2006 году аэропорт был закрыт транспортной прокуратурой из-за отсутствия сертификата. *

Хатанга является центром Хатангского сельского поселения, куда входит 9 национальных посёлков. Северный «куст» (к северу от Хатанги) и «южный» (к югу от Хатанги) куст. Посёлки заселены преимущественно долганами. Проживают также нганасане (поселок Новая).

Из достопримечательностей следует отметить два музея мамонта (один — подземный), «кладбище кораблей» и заброшенную алмазную станцию.

В составе Хатангского района также включены поселки: Новорыбное (Новорыбная), Сындасско, Сопочное (Попигай), Жданиха, Кресты, Новая, Каяк, Хета, Катырык.

Климат

Климат суровый. Средняя температура зимой — около 30 °C ниже нуля. В июле — около 12 °C. Среднегодовая температура — −13,3 °C.

  • Среднегодовая температура — −13,3 C°
  • Среднегодовая скорость ветра — 4,6 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха — 77 %
Климат Хатанги
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Абсолютный максимум, °C −2 0 1 8 15 32 37 30 24 12 2 0 37
Средний максимум, °C −29 −27 −22 −12 −3 9 18 13 5 −9 −22 −25 −9
Средняя температура, °C −34 −32 −27 −18 −8 5 13 9 2 −13 −27 −30 −13
Средний минимум, °C −37 −36 −32 −24 −11 2 9 5 −1 −16 −30 −34 −17
Абсолютный минимум, °C −59 −56 −52 −43 −38 −14 −1 −3 −19 −40 −51 −59 −59
Норма осадков, мм 12 12 15 14 15 30 31 32 33 26 20 20 260
Источник: Погода и климат

Улицы

Анабарская
Ангарская
Аэропортовская
Геологическая
Заповедная
Краснопеева
Лесная
Набережная
Николаенко
Норильская
Полярная
Советская
Таймырская
Экспедиционная

Ссылки

  • Хатангский Общественный Сайт
  • Фотоальбом Хатанги
  • Хатанга и Хатангский район
  • Прокуратура проверила авиаперевозчиков края. Аэропорт в Хатанге уже закрыли. Сибирское агентство новостей/Aviaport.ru (06.10.06). Проверено 6 октября 2006.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Хатанга (поселок)» в других словарях:

Хатанга (Красноярский край) — Село Хатанга Страна РоссияРоссия … Википедия

Хатанга (село) — Село Хатанга Страна РоссияРоссия … Википедия

Хатанга (посёлок) — Село Хатанга Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия

Красноярский край — в Вост. Сибирском экон. районе России; включает в себя Таймырский и Эвенкийский авт. округа. Пл. 2339,7 тыс. км², адм. центр г. Красноярск. Образован в 1934 г. Простирается от берегов Сев. Ледовитого океана до гор Юж. Сибири. Ок. 1/5 территории… … Географическая энциклопедия

ТАЙМЫРСКИЙ — (ДОЛГАНО НЕНЕЦКИЙ) АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, в Красноярском крае, в России. Площадь 862,1 тыс. км2. Население 53 тыс. человек, городское 67%; русские (67,1%), долганы (8,9%), ненцы (4,4%), нганасаны и др. Центр Дудинка. Административное деление: 3 района … Современная энциклопедия

ТАЙМЫРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ТАЙМЫРСКИЙ (ДОЛГАНО НЕНЕЦКИЙ) АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ в Российской Федерации (Красноярский кр.). 862,1 тыс. км&sup2. Население 51 тыс. человек (1993), городское 67%; русские, долганы, ненцы, нганасаны и др. 1 город, 1 поселок городского типа (1993).… … Большой Энциклопедический словарь

ТАЙМЫРСКИЙ ОКРУГ — ТАЙМЫРСКИЙ (ДОЛГАНО НЕНЕЦКИЙ) АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, административно территориальная единица в Российской Федерации, в составе Красноярского края (Сибирский федеральный округ). Площадь 862,1 тыс. км2. Население 44,3 тыс. человек (1999), городское 67%; … Энциклопедический словарь

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ — Таймырский (Долгано Ненецкий) автономный округ. Таймырский (Долгано Ненецкий) автономный округ, субъект Российской Федерации, в составе Красноярского края. Расположен на Крайнем Севере Восточной Сибири, за Северным полярным кругом. Включает… … Словарь «География России»

Пограничная зона — Пограничная зона полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… … Википедия

Зона пограничная — Пограничная зона полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… … Википедия

Источник

Оцените статью