Ходит по морю олицетворение

Русь — Никитин

Никитин «Русь» читать полностью

Часть 1. Царственная краса православной Руси.

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

Часть 2. Риторические вопросы.

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

3. Героическое прошлое Руси.

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали.

4. Объяснение в любви Родине.

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Анализ стихотворения Никитина «Русь»

История создания

Иван Саввич Никитин (1824-1861) — русский поэт, считается мастером русского поэтического пейзажа. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. Стихотворение Русь написано в 1851 году.

Тема произведения

Главная тема стихотворения «Русь» — безграничная любовь к родной земле. Она проявляется в каждом слове поэта, ею дышит каждая строка. Иван Саввич начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, — этими словами поэт подчеркивает огромные размеры своей родины, ее необъятность. Говорит он и о богатой плодородной земле, упоминая зрелые нивы и наливающийся в садах виноград, и о богатстве Руси в целом.

Славному воинскому прошлому тоже находится место в произведении. Никитин в стихотворной форме вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над отечеством нависала угроза иностранного вторжения. Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война, отгремевшая совсем недавно. Никитин выделяет ее особо. Говоря, что «под грозой ее леса падали», поэт подчеркивает серьезность угрозы, нависшей в начале XIX века над страной.

В произведении звучит тема героизма русского народа, из раза в раз собиравшегося, «поднимавшегося» со всех концов страны — чтобы выделить эту повсеместность, единый порыв, Никитин использует фразу «Вдруг со всех концов поднялася Русь». Именно благодаря народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить отечество неприкосновенным.

В завершение Никитин описывает нынешнее благосостояние Руси, упоминает, что на поклон идут даже корабли из далеких стран. Финальный аккорд произведения — указание, что слава о Руси идет во всех концах земли, и выражение любви к стране, за которую не жаль и головы сложить. Тема самопожертвования и готовности отдать жизнь за Россию красной нитью проходит через все произведение, но в конце звучит особенно ярко.

Основная мысль

Основная и главная мысль стихотворения — гордость за Родину. Никитин показывает Русь необъятной, великой, непобедимой и достойной восхищения. Стихотворение «Русь» — это гимн родной земле.

Чему учит стихотворение «Русь»

Стихотворение учить любить и беречь свою Родину, учит патриотизму. Учит гордиться своей страной, ее настоящим и ее историей.

Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Стихотворение напоминает народную песню. Былинный стих звучит напевно, протяжно, как народная песня.

Стихотворение «Русь» состоит из 29 четверостиший. Строки в катренах не рифмуются, но нов них выдержан определенный ритм, такой же как в былинах — три ударения в строке: два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно.

Композиция стихотворения «Русь»

По смыслу стихотворение «Русь» делится на три части:
Первые 10 катренов описывают красоту и бескрайность Руси.
Следующие 13 четверостиший описывают борьбу и победы Руси над многочисленными врагами.
Последние 6 катренов посвящены могуществу и величию современной Руси, говорят о любви к Родине.

Средства художественной выразительности

1. Метафоры: «Под большим шатром голубых небес», «Мурава лугов ковром стелется», «Муравьем кишит православный люд», «Пожар небес», «реки катятся».

2. Сравнения: «Нивы зрелые, что камыш густой», «Снег, что белый пух».

3. Олицетворения: «Подымает грудь море синее», «И горами лед ходит по морю», «По лицу земли», «Мать сыра-земля», «поднялася Русь», «бури плакали», «на поклон корабли идут».

4. Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, по седым морям, Русь могучая.

5. Риторический вопросы. В стихотворении «Русь» их четыре. Обращаясь к Руси автор спрашивает:

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос — это вопрос-утверждение, не требующее ответа.

План стихотворения «Русь» Никитина

1. Царственная краса православной Руси.
2. Риторические вопросы.
3. Героическое прошлое Руси.
4. Объяснение в любви Родине.

Краткое содержание

Под шатром голубых небес зеленеет степь. По границам степи высокие горы. По степи бегут в моря реки. На полях — нивы, на лугах — трава, в садах — виноград. На севере снег кружит и море во льдах. Это все Русь, моя Родина. Есть у нее и поле вольное, и казна, стол другу и меч врагу, есть силы богатырские. Полчища татар положила Русь, и полякам урок дала. Жгли враги поля, но как крикнет царь, встанет армия народная, и похоронит врагов. И теперь шумят города русские. Со всех земель на поклон к ней стекаются люди. Слава про Русь по всей земле идет. Есть за что любить Русь. И не жаль за Русь сложить свою голову.

Источник

Ходит по морю олицетворение

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе.

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В. А. Жуковский, 1822

Назовите литературное направление, одним из ярких представителей которого в России был В. А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в стихотворении «Море».

Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального.

Каково авторское определение жанра стихотворения «Море»?

Элегия — стихотворение философски−задумчивого, мечтательного настроения. Поэт размышляет о гармонии в мире. Жуковский любит гармонию, восхищается согласием моря и неба. Однако слияние моря и неба обманчиво. Вечное стремление моря к «ясному небу» оказывается неосуществимым.

В начале стихотворения лирический герой обращается к морю с вопросами, на которые пытается ответить сам. Как называются подобные вопросы?

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, обращенный к читателю или слушателю, чтобы привлечь их внимание к изображаемому.

Определите размер, которым написано стихотворение В. А. Жуковского «Море» (без указания количества стоп).

Амфибрахий — трехсложная стопа с ударением на втором слоге, ударными являются 2, 5, 8, 11 слоги.

Без—мОлв—но/—е мО—ре,/ ла—зУр—но/—е мО—ре/,

Сто—Ю о—/ча—рО—ван/ над бЕзд—ной/ тво—Ей.

Здравствуйте, а разве не анапест — трехсложная стопа с ударением на втором слоге, ударными являются 2, 5, 8, 11 слоги. А амфибрахий — это . 3, 6, 9, 12

Нет, повторите определения.

Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?

Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.

Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?

В элегии «Море» Жуковского запечатлен образ моря как символ величавой свободы, подобное прочтение образа можно увидеть в стихотворении Пушкина «К морю». Образы морской стихии нашли отражение и в творчестве Тютчева. Море Тютчев изображает преимущественно в ночную пору, восхищаясь стихией:

Как хорошо ты, о море ночное,—

Здесь лучезарно, там сизо-темно.

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.

У Жуковского звучит невозможность гармонии моря и неба. Морю Пушкина, зовущего к свободе, разнообразию жизни, противопоставлен неподвижный «брег». Пушкин «очарован» морем: он не считает его «могучую страсть» пленом. Свобода при всей ее притягательности оказывается для Пушкина не высшей ценностью, как у романтика Жуковского. Страсть и преданность оказываются чувствами более могучими, чем влечение к свободе. В конце стихотворения у Пушкина звучит благодарение, а не отчаяние от невозможности гармонии бытия, как у романтиков. Оба произведения относятся к философской лирике.

Источник

Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море — смеялось. (М. Горький)

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

И резвая задумается радость.

Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое ( «посмотри, как дремлют ивы »), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов (« зеркало реки» ), и на основе переноса свойств неживого на живое существо (« каменное лицо »).

Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно ( «за окном злится буря» ). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки .

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Зачем нужно олицетворение и где его используют

Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ — яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.

Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.

Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Дело мастера боится.

Морда просит кирпича.

Олицетворение и эпитеты

Олицетворение может быть украшено эпитетами — образными определениями. Это делает олицетворение более ярким и оригинальным. Например, в стихотворении Заболоцкого «Утренняя песня»:

А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню

Олицетворение и аллегория — в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).

Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова

Олицетворение. Примеры из литературы

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов

И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:

Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак

Источник

Читайте также:  Рим море или океан
Оцените статью