Русские художники-маринисты
Любовь к морю имеет огромную историю. Тысячи лет оно не раз становилось центром, началом и отправной точкой для создания самых знаменитых шедевров, которые и по сей день восхищают зрителя. Мы хотим рассказать вам о самых известных русских маринистах, чьи работы восхищают весь мир.
Примерно в 17 веке в Голландии зародился новый жанр живописи. В нем главным героем изображения был не человек, не ваза с цветами или фруктами, а нечто, что очень сложно передать словами, но что испокон веков влечет к себе людей – стихия. Россия окружена 15-ю морями, а наши реки – невероятно широки и полноводны, поэтому неудивительно, что именно русские маринисты стали известны на весь мир. Конечно, все знают Ивана Айвазовского, но он был не единственным нашим художником, предпочитавшим море всему остальному.
Фокусник с кисточками
Завистники любили распускать слухи про Айвазовского. Говорили, что для создания своих картин он использует особые краски, а на выставках помещает за полотном лампу, чтобы добиться фирменного свечения воды и неба на своих картинах. Конечно же, это было не так, и художник не раз это доказывал, рисуя на публике и удивляя всех огромной скоростью и четкостью работы.
Поражать людей маленький Иван начал с детства. Сначала тем, что научился самостоятельно играть на скрипке, а потом обнаружил недюжинные художественные способности. Талантливому, но небогатому мальчику начали помогать меценаты – дарили ему карандаши и краски, хлопотали, чтобы его зачислили на обучение за казенный счет. В шестнадцать лет он приехал в столицу, где поступил, как сейчас говорят, на бюджетное отделение Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. В Академии у юного дарования тоже все складывалось отлично. Признание публики на выставках, серебряная медаль за два пейзажа, поступление в помощники к известному и модному художнику Филиппу Таннеру. И тут карьера Айвазовского, которая взмывала вверх, как чайки на его картинах, оказалась под угрозой.
Дело в том, что Филипп Таннер был человеком завистливым и не терпел покушений на свою славу. Мысль, что ученик может превзойти своего учителя, была ему невыносима. Поэтому он запретил своему одаренному подмастерью писать собственные картины и выставлять их где бы то ни было. Айвазовский смешивал краски и бегал на посылках у ревнивого француза. Таннер расслабился, и в этот момент Айвазовский представил на осенней выставке Академии художеств 1836 года целых пять своих работ, которые очень восторженно встретили и критики, и публика. Учитель не стерпел такой обиды и пожаловался царю, который распорядился за ослушание снять картины Айвазовского с выставки, а юному художнику запретил работать на полгода.
Эта история сыграла роль черного пиара для восходящей звезды русской живописи. Его картины и до этого восхищали публику, а слава запрещенного художника еще сильнее подогрела интерес. На него посыпались золотые медали, а потом Академия художеств приняла решение выпустить талантливого юношу из своих стен на два года раньше и отправить в Крым с заданием написать несколько пейзажей. С этим Айвазовский справился, как всегда, блестяще, поэтому за счет Академии его посылают уже в Европу.
Там он очень много пишет и знакомится с интересными людьми, общается с Гоголем, а его выставки проходят с неизменным успехом. Картину “Хаос” — одну из цикла его полотен, основанных на библейских сюжетах, даже покупает Папа Римский. Гоголь пишет по этому поводу Айвазовскому: “Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане”.
Все хотят заполучить картину от того же художника, чьи работы украшают стены Ватикана! Так Айвазовский становился все более и более популярным. Его картины продавались очень хорошо, несмотря на то, что некоторые критиковали его за композиционные и колористические штампы. Но художник находился в постоянном поиске. Он рисовал много и быстро. За всю жизнь он создал более шести тысяч картин, что кажется невероятным, если не присматриваться к ним внимательно.
Если вы придете, скажем, в Третьяковскую галерею и детально рассмотрите несколько работ мастера, то заметите, что все они имеют много общего. Каждую картину Айвазовский начинал рисовать с яркого зрительного центра. Это мог быть гребень волны, корабль или плот. Он прорисовывал его подробно и четко, а вот остальное — море, небо, объекты вдалеке — прописано очень легко и схематично, немного в импрессионистской манере. После того, как картина выглядела более или менее завершенной, художник добавлял к ней точные и яркие штрихи и детали. Пену на волнах и на поверхности воды, блики света, детали кораблей он прорабатывал скрупулезно и реалистично. Благодаря этим приемам мы воспринимаем картины Айвазовского так, как наш глаз видит действительность, — в общем, но отмечая мелкие интересные нам детали.
Рисуя в такой манере, невозможно создать, например, портрет, и, быть может, по этой причине Айвазовский не любил рисовать людей. Даже на знаменитом потрете его кисти «Прощание Пушкина с морем» поэта написал Илья Репин.
Впрочем, потом Айвазовский не раз писал Пушкина самостоятельно, правда, тоже на берегу моря, потому что невероятно восхищался поэтом и часто вдохновлялся его стихами.
Несмотря на славу и богатство, художник всю жизнь продолжал работать упорно и с огромной самоотдачей. Он был уверен, что лучшая его картина — та, над которой он работает прямо сейчас. Именно поэтому его живопись настолько вдохновляет.
Всю вторую половину жизни Айвазовский занимался благотворительностью. Он поддерживал молодых художников материально, обучал их (если не вспоминать неприятную историю с Архипом Куинджи, которому Айвазовский пробовал запретить писать, как в свое время его учитель поступил с ним), открывал музеи и занимался благоустройством родного города.
В наше время работы Айвазовского по-прежнему любимы, как и при его жизни. Они успешно продаются на аукционах, и в 2012 году на торгах Sotheby’s картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.
Художник будущего императора
Все детство Николай Гриценко мечтал о путешествиях. На его сохранившихся детских рисунках – кораблики и море. Поэтому в 19 лет он поступил в Техническое училище морского ведомства, окончив которое, стал служить инженером на корабле. Именно там, глядя на бескрайние морские просторы, он воплотил свою страсть и понял, что хочет делиться ею с людьми. Поэтому, не отрываясь от морской службы (как же покинуть любимое море?!), он стал учиться в Академии Художеств. Став живописцем, он повидал много стран и часто путешествовал по России. И из всех своих путешествий он привозил восхитительные морские пейзажи. Когда его назначили художником морского министерства, он поехал в морское плавание в Азию с Цесаревичем Николаем, будущим Николаем II.
За время путешествия Гриценко сделал больше 300 рисунков, выполняя работу, которой сейчас занимаются фотографы официальных лиц. Он изображал торжественные встречи, которые организовывали Цесаревичу в зарубежных портах, рисовал памятники, фиксировал детали костюмов и внешнего вида людей. Он настолько блестяще справился с этой задачей, что позже еще не раз его приглашали в свиту высочайших персон для такой работы.
Всю вторую половину жизни Гриценко прожил в Европе, работая художником-маринистом и участвуя в выставках. Его работы часто покупали военные в отставке, скучавшие по морской службе и кораблям. Перед смертью художнику был пожалован французский орден Почетного Легиона.
В его работах нет столько страсти и порыва, как у Айвазовского . Скорее в них видится любование спокойной стихией моря, гигантскими величественными кораблями и мощными пароходами. Он настолько был внимателен к деталям, что по его работам можно изучать все подробности внешнего вида морских кораблей того времени.
Источник
Величайшие художники маринисты в России и за рубежом: от страшных стихий до прекрасных тихих гаваней
Море – стихия, вдохновляющая художников на протяжении тысячелетий. От старинных критских ваз с морскими звездами и осьминогами до авангардных полотен и фантазий в фотошопе – все произведения, посвящённые морю, полны внутренней силы и романтики.
Лучшие маринисты в истории – это не просто художники, умеющие передать красоту волн, но люди, которые смогли прочувствовать жизнь моря и отразить ее на холсте. Часто они сами с рождения жили на морском побережье.
Лев Лагорио и Иван Айвазовский
Далеко не всем, кто изучает творчество Айвазовского, известна группа, объединяющая его с другими художниками русского Причерноморья.
Киммерийская школа , созданная в конце девятнадцатого века, задействовала фантазию художников, порой порождая причудливые образы древних городов и гробниц на берегу моря, необычных атмосферных явлений.
Главной темой была древность, когда местные берега назывались Киммерией, в честь племени киммерийцев, живших здесь в те времена, когда наши предки были совсем дики.
Айвазовский прожил долгую жизнь. Будучи художником Генерального Штаба и работая на власть, он сумел не изменить себе. Он видел взлет Передвижников, и дожил до начала эпохи модерна, столь популярного среди некоторых мастеров школы.
Лучшим из его учеников был Лев Лагорио. В творчестве Лагорио часто повторялись сюжеты с приморскими крепостями, маяками и штормами. Во многом он был верен традициям своего учителя.
Уильям Тёрнер
Уильям Тёрнер был одним из главных соперников Айвазовского . Тернер – самый известный маринист в Европе. Его стиль был новаторским для своего времени и его творчество длительное время не принимали.
В его творчестве уже проявлялись черты импрессионизма, и в дальнейшем он стал одним из источников вдохновения для этого революционного движения.
Источник
Маринисты
Вся его семья была художниками — отец и братья. Он учился основам рисунка и кораблестроения у своего отца, который так же прославился как талантливый маринист, но именно младшего называли Рафаэлем морского пейзажа.
Виллем ван де Вельде Младший в основном писал спокойное море, затем начал рисовать морские баталии.
Андрей Боголюбов с детства имел художественный талант. Как и его коллеги, он получил образование в морском училище и Академии художеств. Он стал художником в Главном морском штабе и отправился в морское путешествие вместе с Александром III.
В начале творческого пути Боголюбов подражал Айвазовскому, писал яркими и сочными красками. Его картины выглядели театрально и помпезно. Однако по мере развития художественного таланта и опыта, он приобрел собственный художественный стиль.
Он писал невероятные морские пейзажи, но морские баталии получались слишком статичными и документальным. В течение жизни Боголюбов приобрел собственный художественный стиль и избавился от недочетов, за которые его часто ругали. Он писал картины не о стихии, а о жизни людей, вблизи моря – о моряках, рыбаках и других людях.
Затем он учился мастерству художника у многих мастеров, и в итоге смог сформировать свой собственный стиль живописи, который отличался особенной игрой света.
Клод Лоррен был одним из самых талантливых и знаменитых художников своего времени. Его стиль многие старались копировать, его картины пользовались огромным успехом среди людей, разбирающихся в искусстве.
С детства Николай мечтал о далеких странствиях и рисовал кораблики и море. Став старше, он поступил в Техническое училище морского ведомства и стал инженером на корабле. Тогда он и понял, что море – это близкая ему стихия.
Он влюбился в бескрайние морские просторы и захотел увековечить их в своих произведениях, делиться ими с миром. Николай Николаевич отучился в Академии художеств и стал живописцем.
Николай Гриценко писал картины, путешествия по России и миру. Ему удалось сделать более 300 рисунков во время рабочей поездки в Азию. Он фиксировал не только общую картину, но и малейшие детали костюмов, кораблей и городов, которые видел. Позже он работал маринистом в Европе, где писал картины для моряков в отставке.
Нидерландский художник фламандского происхождения, основоположник голландского реалистического морского пейзажа.
Он начал свою карьеру в качестве графика у гравера из Роттердама, который занимался изготовлением географических карт и книжных иллюстраций. Затем он получил звание мастера живописного цеха и много путешествовал по Европе.
Ян Порселлис всю жизнь писал морские пейзажи. Он писал картины в монохромной колористике, обожал писать корабли, их оснастку и море во всех его состояниях.
Британский художник-маринист, известный своими картинами портовых сцен во время золотого века паруса. Он с детства был очарован морем, за которым он наблюдал в Ливерпуле у бабушки.
В юности он отправился в путешествие к Африке на корабле, где начал делать зарисовки портов, встречавшихся на пути. Хобби в итоге перетекло в профессиональное занятие. Он помогал судовым компаниям в покраске судов и написанию планов кораблей.
Позднее он эмигрировал в Канаду, где его картины хорошо продавались. Он имел успех в картинной галерее в США, и в итоге стал популярным художником у коллекционеров. Особенно популярными были изображения морских боевых сцен.
Родился в семье великого инженера в начале 20 века. Живой интерес к кораблям он проявил еще в детстве и часто рисовал их эскизы. Его интерес усилился, когда его отец стал главным инженером порта в Глазго. Став старше он получил образование инженера-строителя и некоторое время работал по профессии.
В 20 лет Дерек присоединился к добровольческому резерву Королевского флота. Он также начал рисовать военные корабли и военно-морскую историю. Во время войны он служил на военно-морском флоте, где получил много идей для своих будущих произведений.
Сегодня Дерек Гарднер считается одним из ведущих морских художников своей эпохи. Его работы находятся в нескольких публичных коллекциях, включая Национальный Морской музей в Гринвиче, Королевский военно-морской колледж в Дартмуте, музеи на Бермудах и Тенерифе. Дерек Гарднер жил в Хэмпшире и был художником-самоучкой, который предпочитал среду масла на холсте и акварели.
Источник