- Море чая — магазины ценителей чая
- Море чая – магазины ценителей чая в Санкт-Петербурге
- Название сети «Море чая» тоже выбрано не случайно:
- Море Чая
- Все записи Записи сообщества Поиск Море Чая запись закреплена Море Чая запись закреплена СПб — Шри-Ланка Море Чая запись закреплена Море Чая запись закреплена Музей чая Россия до прихода чая. Часть 2-ая. 8. Старый добрый квас. Главным русским национальным напитком до прихода чая был квас. Свой статус, несмотря на давление китайского конкурента, он сохранял вплоть до 1917 года. Показать полностью. Если популярность сбитня на городских улицах и площадях возрастала в холодное время года, то потребление квасов резко росло летом. Впрочем, было немало тех, кто пил холодный квас, приносившийся с ледника, круглогодично — даже зимой. Мемуарист вспоминая о 1812 – 1813 годах, указывая на простой быт богатого дворянина, у которого их семья ютилась из-за наполеоновского нашествия: «В баню ходил непременно каждую субботу; парился сильно и потом, прямо с полка [так в тексте. – И.С.], летом или зимою, какая бы ни была погода, всё равно, выходил на двор и обдавался холодной водою; тогда возвращался домой, в своём тулупе и туфлях на босу ногу, садился у отворённого окна своей комнаты, — там не было зимой двойной рамы, — выпивал стакан квасу, принесённого со льду, и спрашивал чаю, уже заранее для него приготовленного. Так поступал во всю жизнь свою, а жил более восьмидесяти лет». В представлении современных российских обывателей квас — напиток простой. Подобное представление в корне не верно. Можно утверждать, что к XIX веку существовало свыше тысячи рецептов изготовления квасов. Рецептов квасов было столько, что этой части русской культуры можно посвящать монографии. Квасы изготавливали на фруктовых, сухофруктовых и ягодных основах. Известны квасы, изготовленные на различных видах мёда. Любители кваса могли выбирать из огромного множества вкусов. Квасы были вишнёвые, на различных травах и их комбинациях, малиновые, клубничные, яблочные, грушёвые, медовые, на изюме…. «Им же несть числа» — сказал бы современник описываемых событий. Если говорить о первой половине XIX века, то на званых дворянских мероприятиях, в городе Москве, гостей могли встречать более десятка видов кваса одновременно — выбирай вкус по душе. Популярными квасами XVIII — XIX веков, были, к примеру, «квас житный» и «квас медвяной». 10. За пределами «квасного патриотизма»: многообразие русских напитков прошлого. Давайте взглянем лишь на одно историческое описание русских напитков, лишь намеченное современником событий: «˂…˃ простые пития: квасы оржаной [ржаной. – И.С.], овсяный, яичный, щавной, яблочный, кислые шти [так в тексте. – И.С.], а также брусничную воду, малиновый морс и разные другие ягодные морсы и медовые квасы; затем пьяное питье: брагу, пиво, особенно мартовское, яичное, овсяное, ржаное, меды различного приготовления, красные, из разных ягод, по преимуществу вишнёвый и малиновый, а также смородинный, можжевеловый, черемховый и пр.[очие] и белые паточные со всякими пряностями, с гвоздикою, с мушкатом [с мускатом. – И.С.], кардамоном и пр.[очие]. От особого какого-либо способа приготовления все эти пития приобретали особые прозвания: были меды приказный, боярский, княжий, старый, вешний – весенний, цыженый, обарный, приварный, чёрствый, ковшечный [от ковш. – И.С.] и т.п. [топу подобные]; было пиво с малиною, поддельное, хмельное, лёгкое и пр.[очее]; был квас боярский, медовый, приказный, брага приказная. Все русские старинные пития, и простые [безалкогольные. – И.С.], и пьяные [алкогольные. – И.С.], отличались превосходными качествами и очень нравились всем иноземцам, особенно мёды, которые равнялись своим достоинством лучшему иностранному ароматическому вину». Не стоит забывать про огромное количество киселей, которые потреблялись в России XVIII — XIX веков. К примеру, большой популярностью на Масленицу пользовался белый кисель с молоком — его можно было купить на Масленичных гуляньях Европейской части России вплоть до второй половины XIX века. Большой популярностью у русских людей пользовались кисломолочные продукты. Один из них современники нахваливали особенно, выделяя из массы других, — тверское кислое молоко, в отдельные годы XIX века, было своеобразным «хитом» в городе Москве. Всё это бесконечное разнообразие и богатство русской гастрономической культуры, только применительно к напиткам, оказалось забытым. В наше время вершиной советской гастрономии считают Микояновское издание, «Книгу о вкусной и здоровой пище». Однако, даже в части одних лишь безалкогольных напитков, её содержание мгновенно блекнет на фоне того, что утерялось в дореволюционной России. Заметим: мы говорим сейчас не о «высокой кухне» дореволюционной России, а она, поверьте, была куда более богатой. Речь идёт только о тех напитках, которые были частью повседневного быта состоятельных горожан конца XVIII века и почти всего XIX века. 11. Напитки удалённых регионов Империи. Бадан. Многообразие культур Российской империи не могло не сказаться и на потреблении напитков, некоторые из которых имели только локальное распространение. В то же время обойти вниманием, проигнорировать традиции отдалённых регионов и русских фронтиров было бы не верным. Русские исследователи и путешественники на Амуре столкнулись с местной традицией потребления чая с добавлением местных трав. Побывавший на Амуре русский путешественник вспоминал: «Был приготовлен самими хозяевами (простыми казаками, а не офицерами) чай с разными сибирскими снадобьями, неказистыми, но очень вкусными». На Алтае, в Забайкалье и Сибири был популярен бадан (Bergenia), также известный там как «чагырский» чай. В XVIII веке бадан завозился и в Европейскую Россию и продавался, в частности, в Москве. Однако, в Европейской России его потребляли в качестве лекарства, а не как повседневный напиток. На то, что бадан завозился в Европейскую Россию обращали внимание и иностранцы: «Оттуда [из Китая через Сибирь] он [неназванный торговец, знакомый Коллинза] привёз чаю (Chay) и Бадьяну (Bour Dian). Бадьяном называется Anisum Indienun Stellatum. Купцы говорят, что он употребляется с сахаром (также как и у нас в Англии) и считается очень полезным от болезни лёгких (flatus Hypochondriaci) и желудочного расстройства. Он привозится завёрнутым по фунтам в бумаге, на которой написаны Китайские буквы [иероглифы]». Старообрядцы, бежавшие от преследования царской России в Сибирь, столкнулись там с чаем. Однако, части староверов их религиозные взгляды не позволяли потреблять чай и была найдена местная альтернатива. Они начали изготавливать напитки из растений семейства кисличных (Oxalidaceae). В частности для изготовления напитков, использовалась трава, которую обозначали в источниках, как «скрипун» (заячья капуста). Те же староверы заготавливали и потребляли курильский чай (турусульник, пятилистник кустарниковый), чагу (Inonotus obliquus). Любопытным явлением был напиток из шульты — прогнившей части ствола берёзы. Важным продуктом был корень ревеня. В Европейской России он потреблялся в качестве лекарства. В больших количествах экспортировался в Европу, где был известен, как «царский корень». Пили его сибирские народы. Спрос на этот продукт был столь большим, что сбор этого дикороса в Сибири не позволял покрывать потребности рынка. По этой причине корень ревеня активно закупался в Китае. Более того, если говорить о XVIII веке, то корень ревеня долгое время был куда более важным продуктом импорта из Китая, нежели чай. Лишь с конца XVIII века закупка чая у китайцев начинает быстро обходить закупку ревеня. 14. Бурятский «сай». У бурят популярностью пользовался «улаажаргын сай» («улаажаргыр сай»). Собирались уже пожухшие, свернувшиеся листья кипрея и укладывали в посуду, после чего смачивали свежей заваркой такого же улаажаргын сая и ставили в тёплое место для ферментации. При потреблении его заваривали с добавлением молока, как и чай. Эта традиция одна из немногих, которая сохранилась даже к началу XXI века. Существуют вполне обоснованные предположения, что караванным маршрутам, которые в наше время носят названием Великого Чайного Пути в Россию пришёл не только китайский чай, но и «улаажаргын сай», который, фактически, был суррогатом более дорого китайского чая. 15. Душица и китайские травы для Центральной (Средней) Азии. В Центральной (Средней) Азии и Туркестане XIX века местное население, будучи хорошо знакомо с китайским зелёным чаем, изготавливала напитки на основе нескольких видов растения душицы (origanum). Фактически, это был чайный суррогат, вариант «чая для бедных». Один из русских купцов в городе Верном (в наше время — Алма-Ата) в XIX веке обращался к властям с ходатайством о привилегии на изготовление «русского чая» на основе душицы. Значительно количество душицы обыкновенной (origanum vulgare), и травяных смесей на её основе, с конца XIX века завозилось в Россию из Китая. Эти травы и травяные смеси замещали рыночную нижу под китайским чаем. Заготовленные травы приходи из Китая в регион, как правило, в прессованном виде (чтобы максимально уменьшить объём при перевозке). Травы прессовали и в относительно ровные кирпичи, и в бесформенные комки. Поток прессованных китайских трав в Центральную Азию шёл параллельно с потоком прессованного и рассыпного чая. 16. Великое многообразие. На Курильских островах в XVII – XIX веков местное население потребляло напиток, которые русские путешественники описывали следующим образом: «из желтоватых листьев; они считают его лекарством от колик». Источник, к сожалению, не указывает названия этого растения и напитка из него. Жители Поволжья, даже в XIX веке, несмотря на распространение чая, пили напиток из чабреца (тимьян ползучий, thymus serpyllum). При заваривании, порою, к чабрецу добавляли солодку щетинистую (glycyrrhiza echinata). В Ярославской губернии XVIII — XIX веков заготавливали листья лесной земляники (fragária vésca). В народе этот продукт именовали «земляничным чаем» и предлагали его беднякам, которым дорогой китайский чай был не по карману. В частности, «земляничный чай» из Ярославской губернии можно было встретить даже на знаменитой «Нижегородке» — Нижегородской ярмарке. На юге Российской империи изготавливали напиток из листьев кавказской брусники. Первоначально их просто собирали и сушили, а позднее, когда возник спрос на поддельный китайский чай, начали ферментировать это сырьё. На Кавказе и в южных регионах империи листья кавказской брусники были известны под наименованиями «батумский чай» и «кавказский чай». Это сырьё активно подмешивали к настоящему чаю, который начали выращивать на Кавказе в XIX веке. Для приготовления напитков также использовалось и другое растительное сырьё. Среди популярных продуктов сбора были липовый цвет, листья яблони и дуба, зверобой, шалфей, ромашка и другие травы. Всё это собиралось, сушилось и заваривалось горячей водой. Ждите продолжение. Наше чаепитие никогда не кончается ;0) Соколов И.А., историк чая, кандидат исторических наук Познакомиться с историей чая и Великого Чайного Пути можно в Санкт-Петербурге по адресу: набережная реки Фонтанки, 91. Кстати, и познакомиться со знаменитой китайской чайной церемонией можно тут же. Фигура купчихи в музее покажет Вам, как чай пить. Источник
Море чая — магазины ценителей чая
Море чая — это сеть чайных магазинов с 25-летней историей.
Главный лозунг нашей сети: «Где чай вырос, там и упакован»
И все эти годы мы предлагаем нашим покупателям только высокосортный чай со знаменитых плантаций мира. Мы имеем давние прочные связи с чайными фабриками Шри-Ланки, Индии и Китая, что позволяет нам отбирать лучшее для нашего ассортимента. Чай, упакованный в местах сбора, поступает в магазины Море чая напрямую с фабрик, исключая перефасовку в России. Это дает возможность сохранить свежесть чая и гарантировать его высокое качество.
Отбором образцов занимаются эксперты, много лет посвятившие изучению чая и культуры чаепития. В Море чая мы осуществляем контроль качества на всех этапах поступления чая в магазины сети. Каждый образец подвергается строгой оценке на дегустации и, в случае несоответствия заявленному уровню качества, отправляется обратно на фабрику. Поэтому мы можем с уверенностью гарантировать то, что предлагаем нашим покупателям Море чая только самое лучшее.
Отличительной особенностью работы нашей компании является широчайший ассортимент продукции. В Море чая вы найдете все, что только может пожелать ваша чайная душа – от недорогого чая «на каждый день», до редких экземпляров элитных чаев, способных стать настоящей жемчужиной в коллекции чайного гурмана. Помимо развесного чая и чая в пачках, мы рады предложить вам богатый выбор чайных подарков, заказать которые вы можете прямо на сайте.
Мы всегда рады видеть вас в нашем Море чая и желаем вам приятного чаепития!
Источник
Море чая – магазины ценителей чая в Санкт-Петербурге
«Море чая» – старейшая сеть чайных магазинов в Санкт-Петербурге. История компании началась более 20 лет назад с одного магазина, который был открыт на территории Центрального конструкторского бюро «Рубин». В то время все товары в России были в дефиците. Первый магазин должен был обеспечить сотрудников Конструкторского бюро необходимыми продуктами, одеждой, бытовой электроникой. После начала поставок из Индии в магазине стали появляться индийские товары, в том числе чай. К 1995 году доля продаж чая значительно выросла. Именно тогда возникла идея о фирменно чайной торговле.
Название сети «Море чая» тоже выбрано не случайно:
- Во-первых, оно выражает тесную связь с ЦКБ морской техники «Рубин», при поддержке которого появилась компания.
- Во-вторых, слово «море» имеет еще и переносный смысл – много. Широкий ассортимент чая – одна из ключевых ценностей нашей компании. Мы предлагаем покупателям более 3000 позиций чая со всего света
- В китайской традиции «Море чая» («Ча Хай») — это название одного из 24-х обязательных предметов, сопровождающих китайское чаепитие и включенных в «Ча цзин» (знаменитый труд о чае). Ча Хай представляет собой сливник, похожий на европейский молочник. Китайцы используют его во время чаепития, сливая в него настой из чайника. Чай перемешивается в ча хай, становясь одинаковой крепости. Поэтому Ча Хай также еще называют «Чаша справедливости».
Сегодня сеть «Море чая» – это более 50 чайных магазинов в Санкт-Петербурге и 15 магазинов в других городах – Выборге, Великом Новгороде, Калининраде и Мурманске. Наши магазины имеют удачное расположение. Находясь почти у каждой станции метро в СПб, магазины «Море чая» дают возможность покупателям не тратить много времени на покупку любимого чая, а приобрести все необходимое рядом с домом или по пути с работы.
ИП Попов Александр Геннадьевич
Проживающий по адресу: 197022, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Карповки, 13,,29.
ОГРНИП 310784727000402 от 27.09.2010г.,
Р/с 408 028 104 370 800 000 11 в Филиале ОПЕРУ-4 ПАО Банк ВТБ г .Санкт-Петербург
К/с 301 0181 02 000 000 00 704 БИК 044030704
Источник
Море Чая
Море чая – сеть из 70 фирменных чайно-кофейных магазинов с 1995 года. В ассортименте более 1000 сортов чая, расфасованного в пачки в тех странах, где чай и вырос, более 300 сортов развесного чая, 500 видов чая в подарочной упаковке и в дизайнерских наборах, 50 сортов премиального зернового кофе.
Показать полностью.
Адреса — http://morecha.ru/?s=shops&t=l
Качество чая при приемке контролируется специальным комитетом по контролю качества (ККК).
Китайский, индийский и цейлонский чаи поступают в магазины без перефасовки на территории России.
На Фонтанке 91 работает Международный центр чая, включающий цейлонский и китайский торговые залы чая, музей Море чая, чайное кафе Ти лаунж, залы для чаепитий по-китайски, пункт выдачи интернет-магазина «Море чая» http://morechamag.ru/
Расписание постоянных публикаций постов в нашей группе (в 8, 14 и 20 часов):
Понедельник — акции для покупателей, тексты о цейлонском и индийском чаях.
Каждую неделю в 14-00 проводим розыгрыши 20% скидок для покупателей «Моря чая». Условия в текстах постов.
Вторник — о сортах китайского и тайваньского чая и способы заваривания.
Среда — подарки Избранное из Моря чая и магазины (утро), газета «Море чая» (вечер)
Четверг — публикации по история чая и чайных традиций.
Пятница — анонсы чайных мероприятий.
Суббота — статьи про экспонаты музея чая на Фонтанке 91
Воскресенье — чайные рецепты
Наши авторы:
— историк чая к.и.н. Иван Соколов,
— руководитель музея и чайного клуба, главред газеты «Море чая» Анна Бойкова,
— чайный эксперт и хранитель музея Лхаце Канри,
— мастер чая Николай Стреленко,
— президент сети «Море чая» Александр Чудок,
Море Чая запись закреплена
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
Море Чая запись закреплена
Море Чая запись закреплена
СПб — Шри-Ланка
Море Чая запись закреплена
Море Чая запись закреплена
Музей чая
Россия до прихода чая. Часть 2-ая.
8. Старый добрый квас.
Главным русским национальным напитком до прихода чая был квас. Свой статус, несмотря на давление китайского конкурента, он сохранял вплоть до 1917 года.
Показать полностью.
Если популярность сбитня на городских улицах и площадях возрастала в холодное время года, то потребление квасов резко росло летом.
Впрочем, было немало тех, кто пил холодный квас, приносившийся с ледника, круглогодично — даже зимой.
Мемуарист вспоминая о 1812 – 1813 годах, указывая на простой быт богатого дворянина, у которого их семья ютилась из-за наполеоновского нашествия: «В баню ходил непременно каждую субботу; парился сильно и потом, прямо с полка [так в тексте. – И.С.], летом или зимою, какая бы ни была погода, всё равно, выходил на двор и обдавался холодной водою; тогда возвращался домой, в своём тулупе и туфлях на босу ногу, садился у отворённого окна своей комнаты, — там не было зимой двойной рамы, — выпивал стакан квасу, принесённого со льду, и спрашивал чаю, уже заранее для него приготовленного. Так поступал во всю жизнь свою, а жил более восьмидесяти лет».
В представлении современных российских обывателей квас — напиток простой. Подобное представление в корне не верно.
Можно утверждать, что к XIX веку существовало свыше тысячи рецептов изготовления квасов.
Рецептов квасов было столько, что этой части русской культуры можно посвящать монографии.
Квасы изготавливали на фруктовых, сухофруктовых и ягодных основах. Известны квасы, изготовленные на различных видах мёда.
Любители кваса могли выбирать из огромного множества вкусов. Квасы были вишнёвые, на различных травах и их комбинациях, малиновые, клубничные, яблочные, грушёвые, медовые, на изюме…. «Им же несть числа» — сказал бы современник описываемых событий.
Если говорить о первой половине XIX века, то на званых дворянских мероприятиях, в городе Москве, гостей могли встречать более десятка видов кваса одновременно — выбирай вкус по душе.
Популярными квасами XVIII — XIX веков, были, к примеру, «квас житный» и «квас медвяной».
10. За пределами «квасного патриотизма»: многообразие русских напитков прошлого.
Давайте взглянем лишь на одно историческое описание русских напитков, лишь намеченное современником событий: «˂…˃ простые пития: квасы оржаной [ржаной. – И.С.], овсяный, яичный, щавной, яблочный, кислые шти [так в тексте. – И.С.], а также брусничную воду, малиновый морс и разные другие ягодные морсы и медовые квасы; затем пьяное питье: брагу, пиво, особенно мартовское, яичное, овсяное, ржаное, меды различного приготовления, красные, из разных ягод, по преимуществу вишнёвый и малиновый, а также смородинный, можжевеловый, черемховый и пр.[очие] и белые паточные со всякими пряностями, с гвоздикою, с мушкатом [с мускатом. – И.С.], кардамоном и пр.[очие]. От особого какого-либо способа приготовления все эти пития приобретали особые прозвания: были меды приказный, боярский, княжий, старый, вешний – весенний, цыженый, обарный, приварный, чёрствый, ковшечный [от ковш. – И.С.] и т.п. [топу подобные]; было пиво с малиною, поддельное, хмельное, лёгкое и пр.[очее]; был квас боярский, медовый, приказный, брага приказная. Все русские старинные пития, и простые [безалкогольные. – И.С.], и пьяные [алкогольные. – И.С.], отличались превосходными качествами и очень нравились всем иноземцам, особенно мёды, которые равнялись своим достоинством лучшему иностранному ароматическому вину».
Не стоит забывать про огромное количество киселей, которые потреблялись в России XVIII — XIX веков.
К примеру, большой популярностью на Масленицу пользовался белый кисель с молоком — его можно было купить на Масленичных гуляньях Европейской части России вплоть до второй половины XIX века.
Большой популярностью у русских людей пользовались кисломолочные продукты. Один из них современники нахваливали особенно, выделяя из массы других, — тверское кислое молоко, в отдельные годы XIX века, было своеобразным «хитом» в городе Москве.
Всё это бесконечное разнообразие и богатство русской гастрономической культуры, только применительно к напиткам, оказалось забытым.
В наше время вершиной советской гастрономии считают Микояновское издание, «Книгу о вкусной и здоровой пище». Однако, даже в части одних лишь безалкогольных напитков, её содержание мгновенно блекнет на фоне того, что утерялось в дореволюционной России.
Заметим: мы говорим сейчас не о «высокой кухне» дореволюционной России, а она, поверьте, была куда более богатой. Речь идёт только о тех напитках, которые были частью повседневного быта состоятельных горожан конца XVIII века и почти всего XIX века.
11. Напитки удалённых регионов Империи. Бадан.
Многообразие культур Российской империи не могло не сказаться и на потреблении напитков, некоторые из которых имели только локальное распространение. В то же время обойти вниманием, проигнорировать традиции отдалённых регионов и русских фронтиров было бы не верным.
Русские исследователи и путешественники на Амуре столкнулись с местной традицией потребления чая с добавлением местных трав.
Побывавший на Амуре русский путешественник вспоминал: «Был приготовлен самими хозяевами (простыми казаками, а не офицерами) чай с разными сибирскими снадобьями, неказистыми, но очень вкусными».
На Алтае, в Забайкалье и Сибири был популярен бадан (Bergenia), также известный там как «чагырский» чай. В XVIII веке бадан завозился и в Европейскую Россию и продавался, в частности, в Москве. Однако, в Европейской России его потребляли в качестве лекарства, а не как повседневный напиток.
На то, что бадан завозился в Европейскую Россию обращали внимание и иностранцы: «Оттуда [из Китая через Сибирь] он [неназванный торговец, знакомый Коллинза] привёз чаю (Chay) и Бадьяну (Bour Dian). Бадьяном называется Anisum Indienun Stellatum. Купцы говорят, что он употребляется с сахаром (также как и у нас в Англии) и считается очень полезным от болезни лёгких (flatus Hypochondriaci) и желудочного расстройства. Он привозится завёрнутым по фунтам в бумаге, на которой написаны Китайские буквы [иероглифы]».
Старообрядцы, бежавшие от преследования царской России в Сибирь, столкнулись там с чаем. Однако, части староверов их религиозные взгляды не позволяли потреблять чай и была найдена местная альтернатива. Они начали изготавливать напитки из растений семейства кисличных (Oxalidaceae). В частности для изготовления напитков, использовалась трава, которую обозначали в источниках, как «скрипун» (заячья капуста).
Те же староверы заготавливали и потребляли курильский чай (турусульник, пятилистник кустарниковый), чагу (Inonotus obliquus). Любопытным явлением был напиток из шульты — прогнившей части ствола берёзы.
Важным продуктом был корень ревеня. В Европейской России он потреблялся в качестве лекарства. В больших количествах экспортировался в Европу, где был известен, как «царский корень». Пили его сибирские народы. Спрос на этот продукт был столь большим, что сбор этого дикороса в Сибири не позволял покрывать потребности рынка. По этой причине корень ревеня активно закупался в Китае.
Более того, если говорить о XVIII веке, то корень ревеня долгое время был куда более важным продуктом импорта из Китая, нежели чай. Лишь с конца XVIII века закупка чая у китайцев начинает быстро обходить закупку ревеня.
14. Бурятский «сай».
У бурят популярностью пользовался «улаажаргын сай» («улаажаргыр сай»). Собирались уже пожухшие, свернувшиеся листья кипрея и укладывали в посуду, после чего смачивали свежей заваркой такого же улаажаргын сая и ставили в тёплое место для ферментации. При потреблении его заваривали с добавлением молока, как и чай. Эта традиция одна из немногих, которая сохранилась даже к началу XXI века.
Существуют вполне обоснованные предположения, что караванным маршрутам, которые в наше время носят названием Великого Чайного Пути в Россию пришёл не только китайский чай, но и «улаажаргын сай», который, фактически, был суррогатом более дорого китайского чая.
15. Душица и китайские травы для Центральной (Средней) Азии.
В Центральной (Средней) Азии и Туркестане XIX века местное население, будучи хорошо знакомо с китайским зелёным чаем, изготавливала напитки на основе нескольких видов растения душицы (origanum). Фактически, это был чайный суррогат, вариант «чая для бедных».
Один из русских купцов в городе Верном (в наше время — Алма-Ата) в XIX веке обращался к властям с ходатайством о привилегии на изготовление «русского чая» на основе душицы.
Значительно количество душицы обыкновенной (origanum vulgare), и травяных смесей на её основе, с конца XIX века завозилось в Россию из Китая. Эти травы и травяные смеси замещали рыночную нижу под китайским чаем. Заготовленные травы приходи из Китая в регион, как правило, в прессованном виде (чтобы максимально уменьшить объём при перевозке). Травы прессовали и в относительно ровные кирпичи, и в бесформенные комки.
Поток прессованных китайских трав в Центральную Азию шёл параллельно с потоком прессованного и рассыпного чая.
16. Великое многообразие.
На Курильских островах в XVII – XIX веков местное население потребляло напиток, которые русские путешественники описывали следующим образом: «из желтоватых листьев; они считают его лекарством от колик». Источник, к сожалению, не указывает названия этого растения и напитка из него.
Жители Поволжья, даже в XIX веке, несмотря на распространение чая, пили напиток из чабреца (тимьян ползучий, thymus serpyllum). При заваривании, порою, к чабрецу добавляли солодку щетинистую (glycyrrhiza echinata).
В Ярославской губернии XVIII — XIX веков заготавливали листья лесной земляники (fragária vésca). В народе этот продукт именовали «земляничным чаем» и предлагали его беднякам, которым дорогой китайский чай был не по карману. В частности, «земляничный чай» из Ярославской губернии можно было встретить даже на знаменитой «Нижегородке» — Нижегородской ярмарке.
На юге Российской империи изготавливали напиток из листьев кавказской брусники. Первоначально их просто собирали и сушили, а позднее, когда возник спрос на поддельный китайский чай, начали ферментировать это сырьё.
На Кавказе и в южных регионах империи листья кавказской брусники были известны под наименованиями «батумский чай» и «кавказский чай». Это сырьё активно подмешивали к настоящему чаю, который начали выращивать на Кавказе в XIX веке.
Для приготовления напитков также использовалось и другое растительное сырьё. Среди популярных продуктов сбора были липовый цвет, листья яблони и дуба, зверобой, шалфей, ромашка и другие травы. Всё это собиралось, сушилось и заваривалось горячей водой.
Ждите продолжение. Наше чаепитие никогда не кончается ;0)
Соколов И.А., историк чая, кандидат исторических наук
Познакомиться с историей чая и Великого Чайного Пути можно в Санкт-Петербурге по адресу: набережная реки Фонтанки, 91. Кстати, и познакомиться со знаменитой китайской чайной церемонией можно тут же. Фигура купчихи в музее покажет Вам, как чай пить.
Источник