- Экологические проблемы Индийского океана
- Меры по решению экологических проблем с водами Индийского океана
- Проблемы с экологией Индийского океана
- Загрязнение вод
- Военные конфликты
- Активная промышленная деятельность человека
- Пути решения экологических проблем
- Экологические проблемы Индийского океана
- Загрязнение нефтью
- Бытовой мусор
- Химикаты сельского хозяйства и промышленности
- Военные конфликты
- Влияние на флору и фауну
- Экологические проблемы Индийского океана
- Загрязнение нефтью
- Физико-географическая характеристика
- Общие сведения
- Моря, заливы, острова
- История формирования индийского океана
- Химикаты сельского хозяйства и промышленности
- Основные причины загрязнения
- Нефть и нефтепродукты
- Сточные воды
- Промышленные отходы
- Твердые отходы
- Удобрение и пестициды
- Цветение воды
- Захоронение отходов
- Экологические катастрофы
- Радиоактивное заражение
- Атмосферное загрязнение
- Тепловое загрязнение
- Природные источники
- Военные конфликты
- Заливы и моря Индийского океана
- Влияние на флору и фауну
- Географическое положение Индийского океана
- Экологические проблемы Индийского океана
- Возможно, вас заинтересует:
Экологические проблемы Индийского океана
Основные экологические проблемы Индийского океана, как и других частей Мирового океана, прежде всего связаны с антропогенными воздействиями на морские экосистемы и серьезными повреждениями устойчивости этих природных систем.
Воды Индийского океана испытывают различные виды загрязнений. Нефтяное загрязнение занимает особое место.
Регион Ближнего и Среднего Востока играет роль главного «нефтяного крана» в мировом хозяйстве. На него приходится более 2/3 всех запасов и 1/3 добычи нефти зарубежного мира. Особенно выделяется бассейн Персидского залива. Главные из морских грузопотоков нефти начинаются от крупнейших портов Персидского залива и идут к Западной Европе, Северной Америке и Японии.
Наиболее крупные танкеры идут через западную часть Индийского океана вдоль берегов Африки и его северную часть у берегов Южной и Юго-Восточной Азии, менее крупные нефтеналивные суда направляются через Суэцкий канал.
Именно северные, северо-восточные и западные акватории океана чаще всего бывают покрыты нефтяной пленкой. Помимо аварийных ситуаций с танкерами и эксплуатационных сбросов нефти при их промывке нередко случаются повреждения нефтяных платформ, расположенных на шельфе. Наиболее опасными районами, где сталкиваются интересы судоводителей и разработчиков нефти, где сходятся морские пути и нефтегазоразработки, являются Персидский и Суэцкий заливы, Зондский и Боссов проливы. Серьезная опасность загрязнения Индийского океана исходит от милитаризации, подготовки войн и самих военных действий. Военные корабли, как правило, избегают экологического контроля и наносят существенный вред водам океана. До сих пор на дне морей лежит множество судов, затопленных во время различных войн, в частности ирано-иракской войны. Военный иракско-кувейтский конфликт в регионе Персидского залива привел к повреждению многих крупнотоннажных танкеров и буровых платформ и в результате к огромному нефтяному загрязнению в заливе.
Опасный характер носит загрязнение Индийского океана тяжелыми металлами. Это ртуть, свинец, кадмий. Они попадают в воды океана через атмосферу и с речными стоками и поэтому встречаются повсеместно. Вредно действуют на морские организмы также медь, цинк, хром, мышьяк, сурьма, висмут, содержащиеся как в промышленных, так и в сельскохозяйственных отходах. В отличие от нефтепродуктов металлы не разрушаются в природе, а только меняют физико-химическое состояние в той или иной среде и могут накапливаться в морских организмах.
К наиболее опасным загрязнителям относятся ядохимикаты — пестициды и гербициды. Определенный ущерб водам океана нанесла так называемая «зеленая революция», когда многие страны региона резко расширили использование минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Основная часть государств Индоокеанского бассейна значительно отстает в экономическом отношении от развитых стран мира. Объемы промышленных и сельскохозяйственных отходов, попадающих в океан, казалось бы, относительно невелики, но развивающиеся страны в значительной степени концентрируют так называемые «грязные производства», а система очистки стоков в океан крайне недостаточна.
Быстро растет загрязнение океана твердым мусором, который сбрасывается с судов и выносится в океан сточными водами с суши. Имеются сведения, что на дне Индийского океана захоронено огромное количество контейнеров со всякого рода токсичными и радиоактивными отходами.
Все больше осознавая, что океан — это коллектор всех отходов человечества, и накопление в нем полютантов в конечном счете катастрофически скажется на всей географической оболочке Земли, государства Индоокеанского региона договариваются о совместных действиях по охране океана.
В 1978 г. был подписан Кувейтский протокол о региональной кооперации борьбы с нефтяным и другими загрязнениями Персидского залива, в 1981 г. — аналогичный протокол для акваторий Красного моря и Аденского залива. В 1983 г. в Веллингтоне заключена Конвенция об охране флоры и фауны Антарктики, в 1984 г. приняты планы действий по защите морской среды у берегов Восточной Африки и пр.
Как и в других океанах мира, в Индийском создаются и уже действуют морские резерваты. Они имеются в Кувейте, ОАЭ, Египте, Эфиопии, Кении, Мьянме, Индии, Шри-Ланке и др. Из наиболее известных выделяются национальный морской парк Эфиопии «Острова Дахлак», основанный еще в 1968 г. в одном из богатейших в фаунистическом отношении районов Красного моря, два парка в Кении (Малинди и Вашаму) общей площадью 1755 га, охрана которых хорошо организована и технически оснащена, резерват на Сейшельских о-вах. Подобные морские парки не только охраняют те или иные экосистемы, помогают восстанавливать природные условия и ресурсы, но имеют очень большое значение в природоохранном просвещении местного населения и туристов.
Источник
Меры по решению экологических проблем с водами Индийского океана
Индийский океан занимает около четверти всего водного пространства планеты Земля. Современные экологические проблемы Индийского океана вызывают опасения. Расположенные на его берегах нефтедобывающие государства становятся причиной загрязнения воды. Это связано как с добычей и перевозкой природных богатств, так и с войнами, вооруженными конфликтами за их обладание.
Проблемы с экологией Индийского океана
Ближний Восток занимает одну из лидирующих позиций в мире по добыче нефти и газа.
Загрязнение вод
Главным врагом водной экосистемы является человек. Промышленность, сточные воды, техногенные катастрофы и локальные производственные аварии наносят ощутимый урон природе.
Основные причины загрязнения воды:
- бытовой мусор;
- нефть;
- тяжелые металлы;
- промышленные и сельскохозяйственные химикаты.
Отходы часто сбрасываются с пароходов и лайнеров, но бывает, что мусор приносит течением из близлежащих рек и водоемов, впадающих в океан. Во время штормов и приливов бытовые отбросы смывает с пляжей. Иногда можно наблюдать, как во время отлива из воды на берег вымывает тонны мусора, но это лишь малая часть того, что продолжает оставаться на дне и отравлять воду.
Кораблекрушения, неполадки в работе нефтедобывающих предприятий приводят к еще более страшным последствиям. Почти вся северная и западная части океана покрыты толстой нефтяной пленкой. Самым грязным с экологической точки зрения считается Персидский залив. По нему ежедневно проходит огромное количество нефтеналивных судов, оставляющих после себя пятна нефти.
Воду, которой промывают нефтяные цистерны, также сливают в океан. Иногда случаются прорывы наземных трубопроводов, содержимое которых попадает в заливы и каналы. Все это приводит к необратимым последствиям, уничтожая океанические флору и фауну.
Из впадающих рек в океан вливается огромное количество тяжелых металлов, таких как ртуть и свинец. Вместе со сточными водами многочисленные заводы сбрасывают другие опасные химические соединения.
К ним относятся:
Они не разлагаются со временем, а постоянно накапливаются, представляя угрозу жизни морских обитателей.
Кроме того, развивающиеся страны ближневосточного региона широко применяют в сельском хозяйстве пестициды и другие химикаты. Они помогают увеличить урожай и уничтожить вредителей, но отрицательно сказываются на окружающей среде.
Несмотря на то что большинство европейских стран отказались от использования агрессивных ядохимикатов для обработки полей, нехватка полноценных очистных сооружений приводит к тому, что в океан сбрасываются тонны ядовитых отходов.
Военные конфликты
Военные действия и восстания, периодически вспыхивающие в странах индоокеанского бассейна, также наносят вред природе. Военные суда и субмарины не проходят экологический контроль. Корабли такого класса не менее опасны, чем нефтеналивные танкеры.
После войны в Ираке на дне океана осталось много затонувших судов, в т. ч. перевозящих нефтепродукты. Сегодня участились нападения пиратов, которые способны затопить захваченное судно. На океанском дне уже давно захоронены несколько сотен контейнеров с радиоактивными веществами.
Активная промышленная деятельность человека
Бесконтрольный промысловый лов рыбы и морепродуктов привел к почти полному уничтожению некоторых видов фауны. Одно время активно шла охота на китов, что привело к резкому сокращению их численности. С 80-х гг. прошлого века до 2010 г. была запрещена добыча кита, но сейчас запрет снят, хотя популяция полностью не восстановлена.
В Индийском океане добываются:
Результатом деятельности человека стало глобальное потепление, которое коснулось и океанских вод. Это привело к уменьшению количества осадков в юго-восточной Африке, что чревато климатической катастрофой.
Засуха ставит под угрозу продовольственную безопасность африканского континента.
Пути решения экологических проблем
Мировое сообщество осознало, что загрязнение Индийского океана угрожает экологии всей планеты. Страны индоокеанского бассейна заключили договор по совместной охране океана. В середине прошлого века был подписан договор о коллективной борьбе с нефтяным загрязнением Персидского залива. В Индийском океане созданы несколько морских резерватов, которые находятся на территории разных государств.
К странам, где есть национальные морские парки, относятся:
Резерваты призваны охранять и восстанавливать природные ресурсы океана, вести просветительскую деятельность среди туристов и местных жителей. Большинство из них хорошо оснащены технически, что позволяет вести наблюдение за экологическим состоянием больших участков океана.
Экологи пытаются решить проблему загрязнения океана, но сделать это без поддержки властей невозможно. В 2012 г. на Конференции по устойчивому развитию были озвучены меры по сохранению экосистем и грамотному использованию природных ресурсов.
В их число входят:
- Увеличение площадей существующих морских резерватов и создание новых.
- Регулярный анализ океанских вод.
- Борьба с незаконным ловом рыбы и морепродуктов.
- Экологический контроль судов при перевозке нефти.
Важными мерами защиты Индийского океана от загрязнения станут строительство мусороперерабатывающих заводов в прибрежных регионах, контроль за сбросом сточных вод с промышленных предприятий.
Источник
Экологические проблемы Индийского океана
Индийский океан занимает около 20% всей площади Земли, покрытой водой. Это третий по глубине водоем в мире. На протяжении многих лет он испытывает сильное воздействие со стороны человека, которое негативно сказывается на составе воды, жизни представителей океанической флоры и фауны.
Загрязнение нефтью
Одним из главных веществ, загрязняющих Индийский океан, является нефть. Она попадает в воду из-за периодических аварий на прибрежных нефтедобывающих станциях, а также в результате кораблекрушений.
Индийский океан имеет границу с рядом стран Ближнего и Среднего Востока, где широко развита нефтедобыча. Наиболее крупным районом, богатым «черным золотом» является Персидский залив. Отсюда начинаются многочисленные маршруты нефтеналивных танкеров в разные уголки мира. В процессе движения даже при штатной эксплуатации подобные корабли могут оставлять после себя жирную пленку на воде.
Вклад в загрязнение океана нефтью вносят также утечки из наземных технологических трубопроводов и процедуры промывки емкостей судов. Когда наливные цистерны танкеров очищают от нефтяных остатков, рабочая вода сливается в океан.
Бытовой мусор
Основной путь попадания бытового мусора на океанические просторы банален – его выбрасывают с проходящих кораблей. Здесь все – от старых рыболовных сетей, до пакетов из-под еды. Причем, среди отходов периодически встречаются весьма опасные вещи, наподобие медицинских градусников с ртутью и тому подобное. Также твердые бытовые отходы попадают в Индийский океан течением из впадающих рек или просто смываются с берега во время штормов.
Химикаты сельского хозяйства и промышленности
Одной из особенностей загрязнения Индийского океана является масштабное попадание в воду химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, и сточных вод от предприятий. Связано это с тем, что страны, расположенные в прибрежной зоне, имеют «грязную» промышленность. Современные экономические реалии таковы, что многие крупные компании из развитых стран строят промышленные площадки на территории менее развитых государств и выносят туда виды производств, отличающихся вредными выбросами или не совсем безопасными технологиями.
Военные конфликты
На территории некоторых стран Востока периодически случаются вооруженные восстания и войны. При использовании флота, океан принимает дополнительную нагрузку от военных кораблей. Такой класс судов практически никогда не подлежит экологическому контролю и наносит природе большой урон.
В ходе военных действий нередко разрушаются те же установки нефтедобычи или затапливаются суда, перевозящие нефть. Крушения самих военных кораблей добавляют негативного воздействия на океан.
Влияние на флору и фауну
Активная транспортная и промышленная деятельность человека в Индийском океане, неизбежно оказывает влияние на его обитателей. В результате накопления химических веществ, меняется состав воды, что приводит к гибели отдельных видов водорослей и живых организмов.
Самыми известными океаническими животными, которые были почти истреблены, являются киты. На протяжении нескольких веков китобойная практика была распространена настолько широко, что данные млекопитающие практически исчезли. С 1985 по 2010 годы, дни для спасения китовых, действовал мораторий на добычу любых видов кита. В наши дни популяция несколько восстановлена, но до былого количества еще очень далеко.
А вот птице под названием «дронт» или «птица До-до» не повезло. Они водились на острове Маврикий в Индийском океане и были полностью истреблены еще в 17 веке.
Источник
Экологические проблемы Индийского океана
Загрязнение нефтью
Одним из главных веществ, загрязняющих Индийский океан, является нефть. Она попадает в воду из-за периодических аварий на прибрежных нефтедобывающих станциях, а также в результате кораблекрушений.
Индийский океан имеет границу с рядом стран Ближнего и Среднего Востока, где широко развита нефтедобыча. Наиболее крупным районом, богатым «черным золотом» является Персидский залив. Отсюда начинаются многочисленные маршруты нефтеналивных танкеров в разные уголки мира. В процессе движения даже при штатной эксплуатации подобные корабли могут оставлять после себя жирную пленку на воде.
Вклад в загрязнение океана нефтью вносят также утечки из наземных технологических трубопроводов и процедуры промывки емкостей судов. Когда наливные цистерны танкеров очищают от нефтяных остатков, рабочая вода сливается в океан.
Физико-географическая характеристика
Общие сведения
Индийский океан главным образом расположен к югу от тропика Рака между Евразией на севере, Африкой на западе, Австралией на востоке и Антарктидой на юге. Граница с Атлантическим океаном проходит по меридиану мыса Игольный (20° в.д. до побережья Антарктиды (Земля Королевы Мод)). Граница с Тихим океаном проходит: южнее Австралии — по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в.д. до Антарктиды; севернее Австралии — между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западным берегом Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива. Иногда южную часть океана, с северной границей от 35° ю. ш. (по признаку циркуляции воды и атмосферы) до 60° ю. ш. (по характеру рельефа дна), относят к Южному океану, который официально не выделяется.
Моря, заливы, острова
Площадь морей, заливов и проливов Индийского океана составляет 11,68 миллионов км² (15 % от общей площади океана), объём 26,84 миллионов км³ (9,5 %). Моря и основные заливы располагающиеся вдоль побережья океана (по часовой стрелке): Красное море, Аравийское море (Аденский залив, Оманский залив, Персидский залив), Лаккадивское море, Бенгальский залив, Андаманское море, Тиморское море, Арафурское море (залив Карпентария), Большой Австралийский залив, море Моусона, море Дейвиса, море Содружества, Море Космонавтов (последние четыре иногда относят к Южному океану).
Некоторые острова — например, Мадагаскар, Сокотра, Мальдивские — являются фрагментами древних материков, другие — Андаманские, Никобарские или остров Рождества — имеют вулканическое происхождение. Крупнейший остров Индийского океана — Мадагаскар (590 тысяч км²). Крупнейшие острова и архипелаги: Тасмания, Шри-Ланка, архипелаг Кергелен, Андаманские острова, Мелвилл, Маскаренские острова (Реюньон, Маврикий), Кенгуру, Ниас, Ментавайские острова (Сиберут), Сокотра, Грут-Айленд, Коморские острова, острова Тиви (Батерст), Занзибар, Симёлуэ, острова Фюрно (Флиндерс), Никобарские острова, Кешм, Кинг, острова Бахрейн, Сейшельские острова, Мальдивские острова, архипелаг Чагос.
История формирования индийского океана
В раннеюрское время древний суперконтинент Гондвана начал раскалываться. В результате образовались Африка с Аравией, Индостан и Антарктида с Австралией. Процесс завершился на рубеже юрского и мелового периодов (140—130 миллионов лет назад), и начала образовываться молодая впадина современного Индийского океана. В меловой период дно океана разрасталось за счёт перемещения Индостана к северу и сокращения площади океанов Тихого и Тетиса. В позднемеловое время начался раскол единого Австрало-Антарктического материка. В это же время в результате образования новой рифтовой зоны Аравийская плита откололась от Африканской, и образовались Красное море и Аденский залив. В начале кайнозойской эры прекратилось разрастание Индийского океана в сторону Тихого, но продолжилось в сторону моря Тетис. В конце эоцена — начале олигоцена произошло столкновение Индостана с Азиатским континентом.
Сегодня движение тектонических плит продолжается. Осью этого движения являются срединно-океанические рифтовые зоны Африканско-Антарктического хребта, Центрально-Индийского хребта и Австрало-Антарктического поднятия. Австралийская плита продолжает движение на север со скоростью 5—7 см в год. В том же направлении со скоростью 3—6 см в год продолжает движение Индийская плита. Аравийская плита движется на северо-восток со скоростью 1—3 см в год. От Африканской плиты продолжает откалываться Сомалийская плита по Восточно-Африканской рифтовой зоне, которая движется со скоростью 1—2 см в год в северо-восточном направлении. 26 декабря 2004 года в Индийском океане у острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия), произошло самое крупное за всю историю наблюдений землетрясение магнитудой до 9,3. Причиной послужил сдвиг около 1200 км (по некоторым оценкам — 1600 км) земной коры на расстояние в 15 м вдоль зоны субдукции, в результате чего Индостанская плита сдвинулась под Бирманскую плиту. Землетрясение вызвало цунами, принёсшее громадные разрушения и огромное количество погибших (до 300 тысяч человек).
Химикаты сельского хозяйства и промышленности
Одной из особенностей загрязнения Индийского океана является масштабное попадание в воду химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, и сточных вод от предприятий. Связано это с тем, что страны, расположенные в прибрежной зоне, имеют «грязную» промышленность. Современные экономические реалии таковы, что многие крупные компании из развитых стран строят промышленные площадки на территории менее развитых государств и выносят туда виды производств, отличающихся вредными выбросами или не совсем безопасными технологиями.
Основные причины загрязнения
Увеличение количества отходов, неразумное использования природных ресурсов – главные причины нарушения баланса водного пространства. Человечество до сих не осознает опасность, которую несет такая модель поведения.
За последние сто лет скорость загрязнения вод мирового океана увеличилась в разы.
Нефть и нефтепродукты
На первом месте – загрязнение морей и океанов нефтепродуктами. В процессе добычи нефти в окружающую среду попадает до десяти миллион тонн продукта каждый год. Столько же попадает с речными стоками. Самые крупные зоны, страдающие от нефтедобычи – прибрежные.
Сточные воды
Этот источник несет не меньший урон мировым водам, чем нефтедобыча. В канализацию попадают опасные химические вещества, которые содержатся в моющих средствах, грязь. Многократная фильтрация не справляется с этими соединениями.
Через подземные воды все это попадает в реки, а потом в мировой океан, приводя к его загрязнению.
Промышленные отходы
Предприятия сбрасывают отработанные воды в открытые водоемы. Опасность для водного мира несут отходы текстильных, целлюлозных фабрик, химических комбинатов. В сточных водах таких предприятий содержатся тяжелые металлы, синтетические соединения – ксенобиотики, ртуть. Последний не влияет на водный состав. Металл накапливается в тканях рыб, в результате употребления такого продукта тяжелое отравление – неизбежность.
Твердые отходы
Из-за своей прочности и универсальности пластик в нашем столетии популярен. Человек выбрасывает тонны пластика, часть из которого попадает в моря и озера. Загрязнение мирового океана пластиком – проблема номер один ХХI века. Самая большая опасность заключается в том, что рыбы, птицы и животные проглатывают кусочки такого мусора и гибнут.
Удобрение и пестициды
Сельское хозяйство занимает важное место в жизни человека. Удобрения и пестициды позволяют получить высокий урожай. Для растительного мира такая прикормка полезна, но не для животного мира. Попадая в водоемы прикормка ускоряет рост растительности, что приводит к нарушению природного равновесия между растительным и животным миром.
Цветение воды
В природе важен баланс, но в результате снижения способности самостоятельно его регулировать в океане активно размножается фитопланктон. Цветение, изменение цвета водной массы, выделение токсинов, массовая гибель рыб из-за нехватки кислорода, который активно потребляет фитопланктон – часть проблем, которую несет это явление.
Захоронение отходов
Многие страны утилизируют промышленные токсичные отходы на океаническом дне. Сотни тонн отходов хранятся в толще воды. Примерно десятая часть всех загрязнений океанов и морей приходится на этот вид отходов.
На океаническое дно опускают:
- токсичные отходы производства;
- материалы, используемые при ведении работ на морском дне и в прибрежной зоне;
- строительный мусор;
- радиоактивные, химические взрывчатые вещества, хранение которых на земле опасно для человека.
Экологические катастрофы
В результате постоянного негативного воздействия вредных веществ биосферная функция водоемов и их экологическое значение падает. В воды мирового океана попадают нитраты, сульфаты, хлориды, тяжелые металлы, болезнетворные бактерии и прочие чуждые этой среде организмы.
Тонны опасных для обитателей подводного мира веществ попадают в моря и океаны, меняя качественный состав воды, вызывая дисгармонию. Массовая гибель рыб, мутация – часть экологических катастроф, произошедших по вине человека.
Радиоактивное заражение
Последствия такого загрязнения мало изучены человеком, поэтому сложно оценить всю тяжесть последствий. В мировой океан радиоактивные вещества поступают в результате сброса контейнеров с опасным грузом, испытания ядерного оружия. Есть данные о 11 000 контейнерах с радиоактивным мусором, которые были сброшены Советским Союзом с 1964 по 1986 год. Не меньше ядовитых веществ попало в него в результате крупных катастроф на атомных электростанциях.
Атмосферное загрязнение
В результате круговорота воды в природе в мировой океан попадают тонны загрязнений. Ежедневно в атмосферные слои планеты поднимаются тонны золы, пыли, пепла. Вместе с осадками они попадают в открытое водное пространство планеты. Соприкасаясь с водой эти частицы вступают в реакцию, образуя концентрат кислоты.
Тепловое загрязнение
Промышленные предприятия в результате своей деятельности сбрасывают тонны разогретой воды в мировые воды. Она не представляет опасность по своему составу. Главная проблема – температура этой воды выше средней в океане. Это нарушает привычные процессы.
Рыбы, привыкшие к более низким температурам – не могут выйти на нерест, зоопланктон гибнет.
Природные источники
В результате вулканической активности в океан попадают тонны вулканических пород, серы, загрязняющей водное пространство. Идет разрушение горных пород. Каждый живущий в воде организм выделяет продукты обмена веществ, также ведущие к ухудшению водного состава планеты.
Военные конфликты
На территории некоторых стран Востока периодически случаются вооруженные восстания и войны. При использовании флота, океан принимает дополнительную нагрузку от военных кораблей. Такой класс судов практически никогда не подлежит экологическому контролю и наносит природе большой урон.
В ходе военных действий нередко разрушаются те же установки нефтедобычи или затапливаются суда, перевозящие нефть. Крушения самих военных кораблей добавляют негативного воздействия на океан.
Заливы и моря Индийского океана
К морям, расположенным в тропической зоне, относятся Красное, Андаманское, Арафурское, Тиморское, Аравийское, Лаккадивское. В антарктической зоне находятся моря Моусона, Содружества, Дюрвиля, Космонавтов, Дейвиса, Рисер-Ларсена. Самым большим и глубоким из них является Аравийское море.
Береговая линия Индийского океана не имеет большого количества заливов, выступов и бухт, но и ровной ее нельзя назвать.
К основным заливам относятся:
- Аденский;
- Оманский;
- Персидский;
- Карпентария;
- Бенгальский;
- Большой Австралийский.
Большая часть морей и заливов находится в северной акватории океана.
Влияние на флору и фауну
Активная транспортная и промышленная деятельность человека в Индийском океане, неизбежно оказывает влияние на его обитателей. В результате накопления химических веществ, меняется состав воды, что приводит к гибели отдельных видов водорослей и живых организмов.
Самыми известными океаническими животными, которые были почти истреблены, являются киты. На протяжении нескольких веков китобойная практика была распространена настолько широко, что данные млекопитающие практически исчезли. С 1985 по 2010 годы, дни для спасения китовых, действовал мораторий на добычу любых видов кита. В наши дни популяция несколько восстановлена, но до былого количества еще очень далеко.
А вот птице под названием «дронт» или «птица До-до» не повезло. Они водились на острове Маврикий в Индийском океане и были полностью истреблены еще в 17 веке.
Географическое положение Индийского океана
Характерной особенностью географического положения Индийского океана является его нахождение почти полностью в Южном полушарии и целиком в Восточном. Его воды омывают берега Африки, Евразии, Австралии и Антарктиды. К Индийскому океану относят 8 морей, самое крупное — Аравийское. Одно из самых теплых (до +32 °С) и соленых (38—42 ‰) морей мира — Красное. Оно получило свое название от значительного скопления водорослей, придающих воде красный цвет.
Рельеф дна Индийского океана разнообразен. Шельфовая зона занимает узкую полосу и составляет всего лишь 4 % общей площади дна. Материковый склон очень пологий. Ложе океана пересечено срединно-океаническими хребтами со средней высотой примерно 1500 м. Для них характерны рифты и поперечные разломы, области сейсмической активности. Выделяются отдельные вулканические горы, несколько крупных по площади котловин (Центральная, Западно-Австралийская и др.). Наибольшая глубина 7729 м (Зондский желоб).
Климат определяется расположением основной части Индийского океана в экваториальном, субэкваториальном и тропическом климатических поясах. На климат северной части океана большое влияние оказывает суша. Сезонные ветры муссоны летом с океана несут огромное количество влаги на сушу (в районе Бенгальского залива до 3000 мм в год), зимой они дуют с суши на океан. Из области высокого давления к экватору дует юго-восточный пассат. В умеренных широтах господствуют западные ветры большой силы, сопровождающиеся циклонами. На южные окраины океана охлаждающее воздействие оказывает близость Антарктиды.
Индийский океан называют «океаном нагретых вод» за высокую температуру воды на поверхности. Средняя температура +17 °С. (Изучите по климатическим картам температуры и количество осадков, характерные для поверхностных вод.) Район Персидского залива имеет наибольшую температуру (+34 °С в августе). Наименьшее количество осадков (100 мм) выпадает у берегов Аравии. Средняя соленость вод Индийского океана — 34,7 ‰, максимальная — 42 ‰ (на севере Красного моря).
В связи с высоким испарением с водной поверхности, малым количеством атмосферных осадков и отсутствием речного стока в Красном море наблюдается самая высокая в Мировом океане соленость вод.
На формирование течений большое влияние оказывают муссоны. В Индийском океане существует сложная система течений. В экваториальной части океана система течений направлена по часовой стрелке, в Южном полушарии — против. (Покажите течения на карте. Найдите холодные течения.)
Экологические проблемы Индийского океана
Основные экологические проблемы Индийского океана, как и других частей Мирового океана, прежде всего связаны с антропогенными воздействиями на морские экосистемы и серьезными повреждениями устойчивости этих природных систем.
Воды Индийского океана испытывают различные виды загрязнений. Нефтяное загрязнение занимает особое место.
Регион Ближнего и Среднего Востока играет роль главного «нефтяного крана» в мировом хозяйстве. На него приходится более 2/3 всех запасов и 1/3 добычи нефти зарубежного мира. Особенно выделяется бассейн Персидского залива. Главные из морских грузопотоков нефти начинаются от крупнейших портов Персидского залива и идут к Западной Европе, Северной Америке и Японии.
Наиболее крупные танкеры идут через западную часть Индийского океана вдоль берегов Африки и его северную часть у берегов Южной и Юго-Восточной Азии, менее крупные нефтеналивные суда направляются через Суэцкий канал.
Именно северные, северо-восточные и западные акватории океана чаще всего бывают покрыты нефтяной пленкой. Помимо аварийных ситуаций с танкерами и эксплуатационных сбросов нефти при их промывке нередко случаются повреждения нефтяных платформ, расположенных на шельфе. Наиболее опасными районами, где сталкиваются интересы судоводителей и разработчиков нефти, где сходятся морские пути и нефтегазоразработки, являются Персидский и Суэцкий заливы, Зондский и Боссов проливы. Серьезная опасность загрязнения Индийского океана исходит от милитаризации, подготовки войн и самих военных действий. Военные корабли, как правило, избегают экологического контроля и наносят существенный вред водам океана. До сих пор на дне морей лежит множество судов, затопленных во время различных войн, в частности ирано-иракской войны. Военный иракско-кувейтский конфликт в регионе Персидского залива привел к повреждению многих крупнотоннажных танкеров и буровых платформ и в результате к огромному нефтяному загрязнению в заливе.
Опасный характер носит загрязнение Индийского океана тяжелыми металлами. Это ртуть, свинец, кадмий. Они попадают в воды океана через атмосферу и с речными стоками и поэтому встречаются повсеместно. Вредно действуют на морские организмы также медь, цинк, хром, мышьяк, сурьма, висмут, содержащиеся как в промышленных, так и в сельскохозяйственных отходах. В отличие от нефтепродуктов металлы не разрушаются в природе, а только меняют физико-химическое состояние в той или иной среде и могут накапливаться в морских организмах.
К наиболее опасным загрязнителям относятся ядохимикаты — пестициды и гербициды. Определенный ущерб водам океана нанесла так называемая «зеленая революция», когда многие страны региона резко расширили использование минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Основная часть государств Индоокеанского бассейна значительно отстает в экономическом отношении от развитых стран мира. Объемы промышленных и сельскохозяйственных отходов, попадающих в океан, казалось бы, относительно невелики, но развивающиеся страны в значительной степени концентрируют так называемые «грязные производства», а система очистки стоков в океан крайне недостаточна.
Быстро растет загрязнение океана твердым мусором, который сбрасывается с судов и выносится в океан сточными водами с суши. Имеются сведения, что на дне Индийского океана захоронено огромное количество контейнеров со всякого рода токсичными и радиоактивными отходами.
Все больше осознавая, что океан — это коллектор всех отходов человечества, и накопление в нем полютантов в конечном счете катастрофически скажется на всей географической оболочке Земли, государства Индоокеанского региона договариваются о совместных действиях по охране океана.
В 1978 г. был подписан Кувейтский протокол о региональной кооперации борьбы с нефтяным и другими загрязнениями Персидского залива, в 1981 г. — аналогичный протокол для акваторий Красного моря и Аденского залива. В 1983 г. в Веллингтоне заключена Конвенция об охране флоры и фауны Антарктики, в 1984 г. приняты планы действий по защите морской среды у берегов Восточной Африки и пр.
Как и в других океанах мира, в Индийском создаются и уже действуют морские резерваты. Они имеются в Кувейте, ОАЭ, Египте, Эфиопии, Кении, Мьянме, Индии, Шри-Ланке и др. Из наиболее известных выделяются национальный морской парк Эфиопии «Острова Дахлак», основанный еще в 1968 г. в одном из богатейших в фаунистическом отношении районов Красного моря, два парка в Кении (Малинди и Вашаму) общей площадью 1755 га, охрана которых хорошо организована и технически оснащена, резерват на Сейшельских о-вах. Подобные морские парки не только охраняют те или иные экосистемы, помогают восстанавливать природные условия и ресурсы, но имеют очень большое значение в природоохранном просвещении местного населения и туристов.
Возможно, вас заинтересует:
Карты экологически неблагоприятных и опасных природных процессов
Характеристика экологических карт комплексного содержания
Глобальные экологические проблемы и способы их решения
Источник